Признаки литературной и народной сказки спящая царевна

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЧЕРТЫ В СКАЗКЕ В.А.ЖУКОВСКОГО «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА».

Цель  урока — выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.

  1. Организационный момент
  2. Рассказ учителя о писателе. 

Василий Андреевич Жуковский, замечательный русский поэт, переводчик, родился в 1783 году в Тульской губернии. Отец его Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, привезённая в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны. В.А. Жуковский получил хорошее образование, учился сначала в частном пансионате, а затем в лучшем учебном заведении тогдашней России — Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» он помещает свое произведение «Сельское кладбище», являющееся переводом из английского поэта Томаса Грея. Именно с этого произведения начинается длинный ряд блистательных переводов Жуковского. Василий Андреевич был дружен со многими деятелями литературы, в том числе и с А.С.Пушкиным. Пушкин был на 16 лет моложе Жуковского, что не помешало им сблизиться и стать друзьями. Еще в лицее Жуковский отметил талантливого юношу. Особенное сближение поэтов относится к 1831 году: оба они по причине летом этого года жили продолжительное время в Царском Селе. Здесь у них затеялось что-то вроде литературного турнира; оба поэта, взяв за основу один фольклорный сюжет, записанный Пушкиным со слов Арины Родионовны, его няни, пишут каждый по сказке —  Жуковский «Сказку о царе Берендее», Пушкин – «Сказку о царе Салтане». Тогда же Жуковский напишет и «Спящую царевну» — сказку, с которой мы будем работать сегодня на уроке.

  1. Беседа по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.

А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает?  Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).

         Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)

  1. Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)

Составим таблицу, в  которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.

А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)

Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).

Что ещё отличает сказку Жуковского от народных?  Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)

Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей

Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.

  1. Подведение итогов.

        Как же, на ваш взгляд, автор, в данном случае Жуковский, относится к народной сказке, фольклорным традициям? (Фольклор – это материал, который Жуковский использует, преобразует, выражает с помощью него свое отношение к действительности.)

Приложение 1.

Черты фольклорной сказки.

Черты литературной сказки.

  1. Зачин:

жил-был добрый царь Матвей…

  1. Сказочные формулы:

что ни в сказке рассказать, ни пером описать

  1. «магические числа»:

12, 3 века

  1. Постоянные эпитеты:

дикий бор, дремучий лес…

  1. Концовка:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

  1. Стихотворная форма.
  2. Неизменность.
  3. Описательность.

(подробное описание, как засыпает и просыпается царский дом)

  1. Присутствие автора  Шутливый тон повествования.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
  2. Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
  3. Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе

План урока:

  1. Оргмомент ( 2 мин.)
  2. Проверка д/з. (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала ( 26мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
  6. Задание на дом (2 мин.)

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

Ход урока

I. Оргмомент.
Сообщение темы. Целевая установка на урок.
II. Проверка д/з (фронтальный опрос).
Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала.
Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5)
Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6)
Учащиеся Волшебной
Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7)
Учитель говорит о главных и второстепенных героях.
Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки
Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды)
IV. Подведение итогов.
Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?
Учащиеся (Звучат ответы)
Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок.
VI. Задание на дом.
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Использованная литература:

  1. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
  3. «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
  4. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
  5. Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.

Интернет-ресурсы:

  • zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
  • www.zhukovskiy.net.ru
  • www.a4format.ru
  • hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

Урок 20. Тема. «Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сходные и различные черты литературной и народной сказки»

Цели урока:

1. обучающие:

Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2. развивающие: 

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

3. воспитывающие: 

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные УУД:

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопрос: История создания сказки

Ход урока

     1. Орг. Момент

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

     2. Вступительная беседа. (1 СЛАЙД)

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

— Ребята, любите ли вы читать сказки? 

— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор? (2 СЛАЙД)

     3.  Сообщение темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации. 

-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)

 (3 СЛАЙД)  -А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна»,  а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? 

Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение. 

Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).

4. Анализ содержания сказки

— Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

   Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. 

   — Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (4 СЛАЙД)

(Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)

   Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

— Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда

 · Столкновение с волшебной силой

 · Существование какого-либо запрета

 · Волшебные персонажи

 · Волшебные предметы

 · Символы

— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? (5 СЛАЙД)

Пророчество рака

Предсказания чародеек

Заколдованный сон

Пробуждение

— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

— Почему автор называет рака пророком? (Пророк — предсказатель будущего).

— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? 

— Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? 

(Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)

 – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

— Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

5. Физминутка

— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон? 

— Кто же разбудил спящую царевну?

— От кого он узнал о спящей царевне?

— Что поведал ему старик? Прочитайте.

— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а … «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».

И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника — кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.

А ему было страшно?. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но … Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь» (из книги «Энциклопедия русской мудрости». Показ книги и рекомендации учителя). (6 СЛАЙД)

Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем.

— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем  описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

 — Описание природы – это пейзаж.  В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае  пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

— Прочитайте описание портрета царевны.

— Какой же была царевна?

— Как заканчивается сказка?

— Что же побеждает в этой сказке?

— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?

— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

— Какова  же главная мысль сказки? (Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

6. Итог урока.

— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

— Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?

      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был.», концовка: «Свадьба, пир, и я там был.»

      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.

      Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор

(7 СЛАЙД)

Сходство    Различие       

Идея-добро побеждает зло    Автор       

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)    Более разнообразные приключения.       

Построение: зачин, действия, концовка.    Стихотворная речь       

Употребление устойчивых выражений    Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты»)       

Волшебные «заколдованные предметы    Жанр     

7. Рефлексия:  (8 СЛАЙД)

А.С. Пушкин говорил:

 Сказка – ложь, да в ней намек,

 Добрым молодцам урок.

 – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что, может, было, а, может быть, и нет.

Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,

Конец у них счастливый, недолгая беда. 

А то, что необычно, и то, что невозможно,

Обычным и возможным становится всегда. 

        Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

8. Домашнее задание. Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным и оформите из в виде книжки-малышки с иллюстрациями.

Просмотр содержимого документа

«мой урок»

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Что отличает сказку «Спящая царевна» Жуковского от народной сказки?

Задания по литературе для 5 класса К какому виду вы бы ее отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3 ответа:



2



0

В основе сказки «Спящая царевна» В. А. Жуковского лежат две литературные сказки:

«Спящая красавица» Шарля Перро и «Шиповник» братьев Гримм.

Разумеется, Жуковский переработал их, и в его произведении появились черты, присущие русским сказкам,

но влияние французского фольклора осталось: например, одна из главных героинь — фея.

В русских сказках фей нет. Точно так же и рак-предсказатель. Это образ явно не для русского народа.

Слишком много для народной сказки романтических элементов, мотивов.

Опять же, поэтическая форма не характерна для народных сказок, которые передавались обычно из уст в уста,

естественно, в прозе. Но многое в «Спящей царевне» роднит это произведение с фольклором.

Зачин и концовка; борьба добра со злом, и в этой борьбе людям помогают волшебные силы, волшебные предметы, например, зеркальце и вышеупомянутый рак-предсказатель. Победа добра над злом тоже характерна для народных сказок. Прием лексических повторов очень часто используется в фольклоре, использовал его и Жуковский:

KnANKk2XIch9LKjFdGL7Enh6aDUbgUmN.png

<hr />

7BtXhAh2Jxx8wV2tVSicosQ3UCSwSGxD.png

<hr />

vTo0UpjpFm9YvOlAbPcTrfdNqYXCR6.png



2



0

Если бы сказка Жуковского «Спящая царевна» была народной, мы несомненно отнесли бы ее к волшебным сказкам. Ведь в ней есть многие приметы именно этих сказок — чародейки-колдуньи, волшебный сон, волшебный лес, выросший вокруг замка, благородный царский сын и его подвиг, разбудивший царевну.

Но нельзя не отметить, что это все-таки авторская сказка и поэтому она отличается от народных сказок. Прежде всего шуточной манерой изложения, использованием авторских образов, не типичных для народной сказки (рак-предсказатель, имя царя и прочее), в ней нет присказки, нет троекратных повторов, и почти нет зачина.

А общее — наличие традиционной концовки, использование постоянных эпитетов и повторов.



1



0

Сказку Жуковского «Спящая царевна» объединяет с народными сказками наличие зачина, использование просторечных оборотов, использование постоянных эпитетов, традиционная тема борьбы добра и зла, классическая концовка с пиром.

Отличает эту сказку от народных стихотворная форма изложения, использование нетипичных героев и имен, отсутствие присказки. Нет в этой сказки и обязательных троекратных повторов.

Если определять жанр этого произведения, его место среди сказок, то это несомненно волшебная сказка. В ней есть говорящие животные, чародейки-ведьмы, волшебные предметы — веретено, сказочный сон, и герой — царский сын

Читайте также

Красивая баллада Жуковского «Кубок» не представляет особой сложности для пересказа, потому что она написана очень динамично и живо и основные события баллады легко откладываются в памяти.

План пересказа баллады «Кубок»:

  1. Царь бросает драгоценный кубок в пучину и вопрошает, что смелый и храбрый
  2. Рыцари и латники стоят не двигаясь
  3. За кубком отправляется молодой паж
  4. Зрители считают что паж погиб
  5. Вдруг из воды показывается рука и плечо, паж возвращается с кубком
  6. Паж рассказывает как он нырял за кубком
  7. Царь доволен рассказом, но добавляет к кубку алмаз и требует вновь нырнуть за ним
  8. Принцесса пытается отговорить царя
  9. Паж больше не возвращается.

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение — кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.

Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.

Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.

Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.

  • Признаки классицизма в рассказе недоросль
  • Признаки фантастического рассказа 4 класс
  • Признаки сказок 2 класс литературное чтение
  • Признаки какого литературного направления нашли отражение в рассказе а п чехова человек в футляре
  • Признаки сказки что это такое