Признаки народной сказки 5 класс по литературе

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

Особенности русских народных сказок

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны, только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Севеные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями. В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

В советский период начали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева (рыбака из Астраханского края), Е.И. Сороковикова (сибирского охотника) и др.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец. А также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго, ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Важной особенностью народной духовной жизни является — соборность, она находит свое отражение и в сказках. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в сказках эгоизму и жадности. Всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Разработка урока по русской литературе, 5 класс

Тема: Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

Цели: Обучающие задачи:

— продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ — сказкой;

— научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок.

Развивающие задачи:

— развивать коммуникативные умения;

— развивать речемыслительные умения;

— расширять кругозор учащихся.

Воспитательные задачи:

— прививать любовь к литературе

— создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

— воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: записи на доске о сказке, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной, литературоведческий словарь.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин

I.Организационный момент

1) Пепекличка

2) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.

II. Актуалицация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка
      Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
      Колыбельная. Закличка. Скороговорка.
2. Беседа:

_ Что мы называем фольклором?

— Какие свойства фольклора вы знаете?

Назовите малые жанры фольклора.

III. Объяснение нового материала

1.Работа с эпиграфом.

— Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки?

— Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

— повторить жанры УНТ;

— узнать о видах сказок;

— научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных сказок. (Прием «Домысливание»)

  1. Работа с учебником: стр. 8-10.

Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.

— Что такое сказка?

Определение сказки выпишем в тетрадь.

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).

Запись в тетрадь:

1.Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

2.Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».

3.Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

Пояснения учителя:

Самыми древними являются сказки о животных. В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказоккрестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника): «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».

Запишем в тетрадь:

Сказки

  • Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

  • Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

— Приведите примеры сказок:

  • фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петух и жерновки», «Гусли-самогуды»)

  • литературных(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас.Андр.Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», ДжанниРодари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

Назовите приметы сказки. ( Запись в тетраде )

— вымысел;

— занимательность;

— фантастичность;

— поучительность;

-добро всегда побеждает зло;

— Сделаем вывод.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный — это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван : Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка.

Сказки имеют особое построение — композицию.

Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.

За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».

Часто в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».

Запомните.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

V.Закрепление материала

Тест

  1. Фольклор – это

а) разговор двух или нескольких лиц

б) построение произведения

в) устное народное творчество

  1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческий

б) английский

в) французский

  1. Кто является автором фольклорных произведений?

а) народ

б) летописец

в) поэт

  1. Что такое русская народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях

5. Литература происходит от слова litera , что в переводе означает:

а) искусство

б) буква

в) фольклор

6.Герои волшебных сказок

а)борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

7.Сказка «Василиса Премудрая» является

а) волшебной

б) бытовой

в) о животных

8.Фраза «И я здесь был, пиво, мед пил…по усам текло, а в рот не попало….» —

а) зачин сказки

б) основная часть

в) концовка

9.Назовите автора строк:

Сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

а) Шарль Перро

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

10. К малым жанрам фольклора относятся:

а) сказки

б) повести

в) загадки

— Посчитайте количество правильных ответов.

9-10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов –«3»

IV. Рефлексивно-оценочный этап

устная рефлексия «Закончи высказывание».

— Закончите высказывание:

Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно…

Было интересно… Я научился… Я смог…

V.  Домашнее задание

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8—10).
Прочитать сказку «Царевна-лягушка» стр.13-24, составить план.

Нарисовать иллюстрации к сказке ( по желанию)

1

Конспект урока литературы в 5 классе

Сказка вид народной прозы. Виды сказок.

Особенности русских народных сказок.

Урок разработан

на основе программы литературного образования под редакцией В. Я.

Коровиной 511 классы (2008 год), основе стандарта основного общего

образования (2004 год) и учебникахрестоматии для общеобразовательных

учреждений (Литература. 5 кл., в 2 ч.), авторы составители: В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин, М.: Просвещение (2010 год).

Обучающие задачи:

продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ сказкой;

научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных

сказок.

Развивающие задачи:

развивать коммуникативные умения;

развивать речемыслительные умения;

расширять кругозор учащихся.

Воспитательные задачи:

прививать любовь к родной литературе;

создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

воспитывать культуру общения на уроке.

Место урока:

1 — по данной теме, 4 урок в разделе «Устное народное творчество», 5 урок

за курс 5 класса.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: урокпрактикум.

Формы работы:

Фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

Метод обучения:

Элементы проблемного обучения.

2

Оборудование урока:

учебникхрестоматия для общеобразовательных учреждений (Литература. 5

кл., в 2 ч., 2013 г.), авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.

Коровин;

тексты русских народных сказок;

компьютер и проектор;

раздаточный материал;

презентация учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Определение учащимися целей урока, запись в тетрадь даты, темы.

На доске записан эпиграф к нашему уроку, вставьте, недостающее слово в

высказывание А.С. Пушкина

ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки?

Тема урока «Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Особенности

русских народных сказок»

СЛАЙД №1. Тема, цели урока.

Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

повторить жанры УНТ;

узнать о видах сказок;

научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных

сказок.

Запишите тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

Вспомните, что мы называем фольклором (народная мудрость, устное

народное творчество).

3

Объясните, почему мы называем фольклор устным народным

творчеством.

Вспомните жанры фольклора (колыбельная, закличка, скороговорка,

сказка, песня, легенда, былина, частушка, анекдот, пестушка, потешка,

прибаутка, пословица, игра, считалка, скороговорка, загадка, поговорка,

предание, дразнилка.)

СЛАЙД №2. Жанры фольклора.

Что объединяет все эти жанры? (в них содержится народная мудрость)

Дома вы познакомились со статьёй учебника «Русские народные сказки».

Давайте порассуждаем о том, что же такое сказка (Жанр фольклора, вид

народной прозы, рассказ, вымысел, поучение)

(Проза – не стихотворная речь; речь, не организованная с помощью ритма,

рифмы)

В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово

«баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями».

.

4. Новая тема.

Назовите приметы сказки.

СЛАЙД №3. Приметы сказки:

вымысел;

занимательность;

фантастичность;

поучительность.

Сделаем вывод.

СЛАЙД №4-5. Иллюстрации к сказкам фольклорным и литературным.

А теперь послушайте загадки. Ваша задача – вспомнить героя и

название сказки:

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её ктото.

4

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей?

«Царевналягушка»

2. Уплетая калачи,

Едет парень на печи,

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?

Емеля «По щучьему веленью»

3. Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик… оловянный

«Стойкий оловянный солдатик» датский писатель Ганс Христиан

Андерсен

4. Человек немолодой,

С очень длинной бородой,

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще, для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает ктонибудь из вас,

Кто же это?

Карабас из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения

Буратино»

Как вы думаете, что общего у этих сказок и чем они отличаются?

(Первые две сказки фольклорные, а две другие литературные).

5

Запишем в тетрадь:

Сказки

Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

Приведите примеры сказок:

фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и

Кривда», «Петух и жерновки», «Гуслисамогуды»)

литературных (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о

мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о золотом петушке», Вас. Андр. Жуковский «Три пояса»,

«Спящая царевна», Джанни Родари «Приключения Чиполлино»,

«Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в

сапогах», Мальчикспальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на

горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

СЛАЙД №6. Афанасьев – собиратель русских народных сказок.

А вы знаете имя выдающегося русского собирателя фольклора,

исследователя духовной культуры славянских народов, историка и

литературоведа? (Александр Николаевич Афанасьев в 1855—1863 гг,

издал самый известный и полный сборник русских народных сказок).

Сделаем вывод.

5. Физкультминутка.

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, вперёдназад.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

6

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

6. Закрепление.

Назовите имена сказочных героинь, которые прозвучали в

физкультминутке.

o Мальвина (Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения

Буратино»),

o Дюймовочка (Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»)

o Красная Шапочка (Шарль Перро «Красная шапочка»)

Они являются героинями фольклорных или литературных сказок?

Докажите.

7. Новая тема.

Рассмотрите таблицу в учебнике «Виды сказок» (на с. 10) На какие группы

делятся народные сказки? Как определить вид сказки?

СЛАЙД №7. Виды сказок.

Запишите схему в тетрадь.

1. Сказки о животных самый древний вид сказки. В них свой круг героев.

Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк

глуп и жаден, заяц труслив.

Приводите примеры («Кот, петух и лиса», «Звери в яме», «Лисичка

сестричка и волк»)

2. Бытовые сказкигерои этих сказок крестьянин, солдат, сапожник

живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они

побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Ваши примеры? («Барин и мужик», «Солдатская шинель», «Как поп

работницу нанимал»)

7

3. Волшебные сказкигерои волшебных сказок борются не на жизнь, а на

смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

У главных героев есть помощники.

Примеры? («СивкаБурка», «Волшебное кольцо», «Кощей

Бессмертный»)

8. Закрепление.

Рассмотрите иллюстрации (с. 11-12), прочитайте отрывки из сказок.

Назовите эти сказки, определите вид. Свой ответ обоснуйте.

СЛАЙД №8. Композиция сказки.

9. Новая тема.

Чтение определений (с. 1213 в учебнике), запись в тетрадь.

Композиция сказки (строение)

1. Присказка (прибаутка, перед зачином)

2. Зачин (начало сказки).

3. Основная часть.

4. Концовка

10. Закрепление.

Приведите примеры зачинов и концовок из ваших любимых сказок.

Расскажите о композиции народной сказки.

Найдите постоянные эпитеты (поле чистое, море синее, лес дремучий,

палаты белокаменные, луга зелёные) и повторы (высоковысоко, далеко

далеко, житьпоживать, жилибыли, ни свет ни заря, накормиланапоила) в

сказках.

11. СЛАЙД №9. Итоги урока устная рефлексия «Закончи

высказывание».

Закончите высказывание:

Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно…

Было интересно… Я научился… Я смог…

8

12. СЛАЙД №10.Домашнее задание – прочит. сказку «Царевналягушка»

Слово учителя:

Сказки с детства нам в жизни нужны,

С интересом мы сказки читаем.

Сказки чудом и знаньем полны,

Их волшебной страной называем.

И поверьте, лишь в этой стране

Мы сильнее становимся втрое,

В этой доброй, волшебной стране

Можно стать самым главным героем.

Вы сегодня молодцы! Отлично потрудились! На следующих уроках мы

продолжим знакомство с русской народной сказкой. Благодарю за урок! До

свидания!

13. Контроль усвоения знаний, умений и навыков тест (резерв).

Выберите правильный ответ.

Тест

Сказка – жанр устного народного общества

1. Фольклор – это

а) разговор двух или нескольких лиц

б) построение произведения

в) устное народное творчество

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческий

б) английский

в) французский

3. Кто является автором фольклорных произведений?

а) народ

б) летописец

в) поэт

9

4. Что такое народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических

событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героикопатриотическая песня о богатырях и исторических событиях

5. Сказка «Стойкий оловянный солдатик» является

а) фольклорной

б) литературной

6. Герои волшебных сказок

а) борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают

друзей, сталкиваясь с нечистой силой

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом,

генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

7. Сказка «Солдатская шинель» является

а) волшебной

б) бытовой

в) о животных

8. Фраза «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует»

а) зачин сказки

б) основная часть

в) концовка

9. Назовите автора строк:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

а) Шарль Перро

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

10

10. Выдающийся русский собиратель фольклора, издал самый

известный и полный сборник русских народных сказок

а) М.Ю. Лермонтов

б) Н.В. Гоголь

в) А.Н. Афанасьев

Сосчитайте количество правильных ответов.

10 баллов – «5»

8-9 баллов – «4»

5-7 баллов –«3»

  • Признаки литературной и народной сказки спящая царевна
  • Признаки фольклора в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Признаки классицизма в рассказе недоросль
  • Признаки фантастического рассказа 4 класс
  • Признаки сказок 2 класс литературное чтение