Признаки русской народной сказки 3 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки народные и литературные В.И. Даль» Девочка Снегурочка» и русская народная сказка.» УМК «Школа 21 в»…

Сказки народные и литературные. В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области…

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед…

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспектива». Мир народной сказки. Русская народная сказка «Воробей и лиса».

Урок составлен в технологии «Чтение с остановками». Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег…

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»….

Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Конспект урока можно использовать при закреплении материала….

«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан…

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

бытовые сказки — герои этих сказок —  крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Но народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют, прежде всего, ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. «В них, — писал в статье «О народных сказках» В. Г. Белинский, — виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

Таковы сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки, различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям. Но все они — о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний.

Герои сказок:

Любимый герой русских сказок — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в  русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Сказки — произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения — настолько они просты и естественны. Это — свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Присмотревшись же к сказкам повнимательнее, обнаруживаешь виртуозность их сложения (композиции), выразительность языка. Не случайно крупнейшие мастера слова советовали молодым писателям учиться мастерству у сказочников. А. С. Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Прочитайте, например, присказку к сказке «Журавль и цапля». Она — о сове. Сказочник сам подчеркнул, что мы имеем дело с присказкой, а «сказка вся впереди».

Назначение присказки — подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка. «Было это на море, на океане, — начинает сказочник. — На острове Кидане стоит древо — золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…».

Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение, — как в сказке «Лиса, заяц и петух»: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Бывают и более развернутые присказки: «Сказка вся, боле(е) сказать нельзя. Кто слушал, тому куна, белка, да красная девка, да конь вороной с золотой уздой!» И в этом случае назначение присказок — дать понять слушателю, что сказка закончилась, отвлечь его от фантастики, развеселить.

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили-были…», «Жил-был…» и т. д. У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки, как это следует из их названия, подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «Зимовье зверей»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратны. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов, и т. д.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже и т. д. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам»; его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет — улица, налево — переулочек». Бег богатырского коня запечатлен в формуле: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облачка ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает». Красота передается формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером написать». Баба Яга в первый раз встречает героя сказки всегда одними и теми же словами: «Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в виду является, в уста мечется! Что, добрый молодец, от дела лытаешь али дело пытаешь?»

Во многих сказках можно обнаружить стихотворные части. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного уже для нас стиха А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и других поэтов, с определенным количеством слогов и ударений в стихе. Сказовый стих строится только при помощи рифмы; в стихах может быть разное количество слогов. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил-был царь.,.

В сказках мы встречаемся и с песнями. Герои сказок в песнях выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Испуганно выкрикивает в известной вам сказке «Кот, петух и лиса» свою песню петух, попав в лапы лисы и призывая на помощь кота; печально звучат в волшебной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» песни Аленушки и Иванушки; в сатирической сказке «Безграмотная деревня» поп, дьякон и дьячок распевают народные песни в неподобающем месте — в церкви, во время службы.

Широко используется в сказках диалог — разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок — живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируя бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую — волка и т. д.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот — Котофей Иваныч, лиса — Лизавета Ивановна, медведь—Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк — „из-за кустов хап», лиса — „на поле краса», медведь — „всем пригнетыш»… Распространены в сказках звукоподражания: «Куты, куты, куты, несет меня лиса за темные леса!» Активно используются в сказках эпитеты (определения), гиперболы (преувеличения), сравнения. Например, эпитеты: конь добрый, молодецкий, леса дремучие, лук тугой, постель пуховая, ворон черный, меч — самосек, гусли — самогуды и т. д.

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.

Попробуйте же теперь сами при чтении сказок обратить внимание на присказки, зачины и концовки, на песенки, повторы и постоянные фор мулы, попробуйте разыскать в текстах сказок стихотворные места, эпитеты — и вы почувствуете, как прав был А. С. Пушкин, призывавший молодых писателей учиться русскому языку у „простонародных» сказок, являющихся действительно непревзойденными образцами искусства слова. Но ведь русскому языку у сказок можно учиться не только молодым писателям, не правда ли? случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Особенности русских народных сказок

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны, только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Севеные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями. В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

В советский период начали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева (рыбака из Астраханского края), Е.И. Сороковикова (сибирского охотника) и др.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец. А также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго, ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Важной особенностью народной духовной жизни является — соборность, она находит свое отражение и в сказках. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в сказках эгоизму и жадности. Всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

“ ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ  ЭТИ СКАЗКИ”

ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ”

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? В стародавние времена сказка называлась

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

В стародавние времена сказка называлась «басень», от слова «баять» — «говорить». А тех, кто рассказывал сказки, называли «бахари» или «баяны« и скоморохи.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

А знаете ли вы, что такое сказка?

Как отличить ее от других произведений?

КАК СКАЗКА НАЧИНАЕТСЯ? НАЧАЛО СКАЗКИ — ЗАЧИН «Жили-были…»   «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…».

КАК СКАЗКА НАЧИНАЕТСЯ?

НАЧАЛО СКАЗКИ — ЗАЧИН

«Жили-были…»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…».

ПРИСКАЗКА Было это на море, на океяне. На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…»

ПРИСКАЗКА

Было это на море, на океяне. На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…»

СЮЖЕТ СКАЗКИ

СЮЖЕТ СКАЗКИ

КОНЦОВКА СКАЗКИ Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем:    «И стали они жить-поживать  и добра наживать».  «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

КОНЦОВКА СКАЗКИ

Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем:

«И стали они жить-поживать

и добра наживать».

«Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

КАКОВ ИЗЛЮБЛЕННЫЙ ПРИЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК?  двукратное повторение  троекратное повторение  четырехкратное повторение  пятикратное повторение

КАКОВ ИЗЛЮБЛЕННЫЙ ПРИЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК?

  • двукратное повторение
  • троекратное повторение
  • четырехкратное повторение
  • пятикратное повторение

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА Многие сказки люди придумали очень давно. Поэтому там встречаются слова, которые сейчас уже не употребляются в речи. Например:     молвил  светлица очи  студенец  уста чупрун

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

Многие сказки люди придумали очень давно. Поэтому там встречаются слова, которые сейчас уже не употребляются в речи. Например:

молвил

светлица

очи

студенец

уста

чупрун

Герой- помощник

Герой- помощник

Волшебные предметы

Волшебные предметы

НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ? СКАЗКИ О ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ ЖИВОТНЫХ СКАЗКИ СКАЗКИ

НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ?

СКАЗКИ О

ВОЛШЕБНЫЕ

БЫТОВЫЕ

ЖИВОТНЫХ

СКАЗКИ

СКАЗКИ

Герои сказок Иванушка дурачок Кто такая Баба- Яга?

Герои сказок

Иванушка дурачок

Кто такая Баба- Яга?

В старину на Руси «взрослое» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до того носил ненастоящее, «детское». Одним из таких имён являлось имя Дурак. Большое распространение имели детские имена, образованные  от числительных –  Первак, Вторак, Третьяк.  А также и Другак, то есть «другой», следующий

  • В старину на Руси «взрослое» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до того носил ненастоящее, «детское». Одним из таких имён являлось имя Дурак.
  • Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван-дурак был вовсе  не глупцом,  а просто младшим среди трёх братьев Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым и сумасбродным отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу, не требующую особых навыков и познаний

  • Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван-дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев
  • Иванушка-дурачок – младший крестьянский сын. Родные и соседи считают его глупым
  • и сумасбродным
  • отроком, которого можно заставить выполнять любую чёрную работу,
  • не требующую
  • особых навыков
  • и познаний

В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.

  • В русских народных сказках Ивашка, Иванушка, Иванушка-дурачок, Иван-дурак, Иван-царевич – герой положительный, потому что беззлобный, смекалистый, во всём видит хорошее, живёт по совести – герой, самый любимый народом.

Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают,  ищут выгоду.

Поэтому в конце сказок и награда достаётся ЕМУ, а не старшим братьям, которые хитрят, обманывают, ищут выгоду.

УЗНАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ Как настали холода, Дом слепила изо льда. Грело солнце день за днём И растаял этот дом. Выгнала она косого Из домишки лубяного. Но пришёл петух с косой — Снова в домике косой. Кто в далёкие леса Навсегда ушёл? ... Уплетая калачи, Как у Бабы у Яги Ехал парень на печи. Нет совсем одной ноги, Прокатился по деревне Зато есть замечательный И женился на царевне. Аппарат летательный. Работать умела красиво и ловко, Он живет в народных сказках Я в семействе не один, И с прохожими неласков. Третий, неудачный сын, В деле любом проявляя сноровку. Каждый, кто со мной знаком, Хлебы пекла и скатерти ткала, Огнем дышит, как дракон, И летать умеет он. Называет дураком. Шила рубашку, узор вышивала, Не согласен я никак - Лебедью белой в танце плыла... Кто мастерица эта была? Не дурак я, а добряк. Я - богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий, Но я смерти не боюсь, Угадайте, как зовусь?  Он сумел поймать волчишку. Он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, А поймал он их бочком.

УЗНАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ

Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом.

Выгнала она косого

Из домишки лубяного.

Но пришёл петух с косой —

Снова в домике косой.

Кто в далёкие леса

Навсегда ушёл? …

Уплетая калачи,

Как у Бабы у Яги

Ехал парень на печи.

Нет совсем одной ноги,

Прокатился по деревне

Зато есть замечательный

И женился на царевне.

Аппарат летательный.

Работать умела красиво и ловко,

Он живет в народных сказках

Я в семействе не один,

И с прохожими неласков.

Третий, неудачный сын,

В деле любом проявляя сноровку.

Каждый, кто со мной знаком,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Огнем дышит, как дракон,

И летать умеет он.

Называет дураком.

Шила рубашку, узор вышивала,

Не согласен я никак —

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была?

Не дурак я, а добряк.

Я — богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь?

Он сумел поймать волчишку.

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

Афанасьев Александр Николаевич

Афанасьев

Александр Николаевич

Ушинский Константин Дмитриевич

Ушинский

Константин Дмитриевич

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТОЙ

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТОЙ

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Билибин Иван Яковлевич

Билибин

Иван

Яковлевич

ВИКТОР  МИХАЙЛОВИЧ  ВАСНЕЦОВ

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

Юрий Алексеевич  Васнецов

Юрий

Алексеевич

Васнецов

УРОКИ ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ  И КРАСНЫМ ДЕВИЦАМ Как аукнется, - так и откликнется! Слушайся старших Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сад – получишь жениха Без труда – не вынешь рыбку из пруда. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

УРОКИ ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ

И КРАСНЫМ ДЕВИЦАМ

Как аукнется, — так и откликнется!

Слушайся старших

Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сад – получишь жениха

Без труда – не вынешь рыбку из пруда.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ? Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок? Сказка учит или развлекает?

ПОДВЕДЁМ ИТОГ?

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?

Сказка учит или развлекает?

ИСТОЧНИКИ http://skazki74.ru/kompoziciya-skazok/  Композиция сказок  http://festival.1september.ru/articles/509059/ Методика работы с русской народной сказкой на уроках литературного чтения  http://www.bayushki.ru/tales_illustration.htm  художники- иллюстраторы   http://skazki.smeha.net/russkie/info.html  Особенности русских народных сказок

ИСТОЧНИКИ

http://skazki74.ru/kompoziciya-skazok/ Композиция сказок

http://festival.1september.ru/articles/509059/

Методика работы с русской народной сказкой

на уроках литературного чтения

http://www.bayushki.ru/tales_illustration.htm

художники- иллюстраторы

http://skazki.smeha.net/russkie/info.html

Особенности русских народных сказок

  • Признаки русских народных сказок
  • Признаки романтизма в рассказе старуха изергиль
  • Признаки романтизма в рассказе макар чудра примеры
  • Признаки романтизма в рассказе горького макар чудра
  • Признаки рассказа как жанра