Признаки сказки 2 класс литературное чтение перспектива



Скачать материал

Виды и признаки литературной сказкиУчитель: Зубкова Л.А.
Класс: 2-В
Гимназия...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 236 человек из 57 регионов

  • Сейчас обучается 105 человек из 44 регионов

  • Сейчас обучается 248 человек из 51 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды и признаки литературной сказкиУчитель: Зубкова Л.А.
Класс: 2-В
Гимназия...

    1 слайд

    Виды и признаки литературной сказки
    Учитель: Зубкова Л.А.
    Класс: 2-В
    Гимназия «Лаборатория Салахова»
    Город Сургут

  • Литературная сказка – авторское произведение с  волшебным сюжетом.ЛИТЕРАТУРН...

    2 слайд

    Литературная сказка – авторское произведение с волшебным сюжетом.
    ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

  • ПРОЗАИЧЕСКАЯ  (“Винни Пух”  А. Милна);
СТИХОТВОРНАЯ (“Сказка о царе Салтане”...

    3 слайд

    ПРОЗАИЧЕСКАЯ (“Винни Пух” А. Милна);
    СТИХОТВОРНАЯ (“Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкина);
    ДРАМАТИЧЕСКАЯ (“Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака).
    ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • Виды литературной сказки

    4 слайд

    Виды литературной сказки

  • Написанная не в стихотворной форме.
Примеры:
Алан Милн «Винни Пух»
Т.И.Алекса...

    5 слайд

    Написанная не в стихотворной форме.
    Примеры:
    Алан Милн «Винни Пух»
    Т.И.Александрова «Кузька»
    Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только»
    Х.К.Андерсен «Снежная королева»
    Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

    Прозаическая литературная сказка

  • Написанная в форме стихотворения
Примеры:
С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»
К.И.Чу...

    6 слайд

    Написанная в форме стихотворения
    Примеры:
    С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»
    К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»
    А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Стихотворная литературная сказка

  • Сказка, написанная в форме пьесы (театральной постановки)
Примеры:
С.Я.Маршак...

    7 слайд

    Сказка, написанная в форме пьесы (театральной постановки)
    Примеры:
    С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
    Н.К.Абрамцева «Лужица»

    Драматическая литературная сказка

  • Виды литературной сказки

    8 слайд

    Виды литературной сказки

  • Принадлежит ли сказка конкретному автору?
 Изменяется ли текст сказки  со вре...

    9 слайд

    Принадлежит ли сказка конкретному автору?
    Изменяется ли текст сказки со временем?
    Существоваловала ли такая сказка в устной форме?

    ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • Сказка принадлежит ____________.
 Текст сказки  __________________.
 Такой ск...

    10 слайд

    Сказка принадлежит ____________.
    Текст сказки __________________.
    Такой сказки __________________ в устной форме.

    ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • Благодаря ей  читатель  понимает, кого из персонажей автор любит, что он цен...

    11 слайд

    Благодаря ей читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, а к чему относится негативно.
    АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

  • Поиграем!Сказки замечательного датского писателя-сказочника Ганса Кристиана А...

    12 слайд

    Поиграем!
    Сказки замечательного датского писателя-сказочника Ганса Кристиана Андерсена.

  • «Дюймовочка»

  • «Огниво»

  • «Гадкий утенок»

  • «Новое платье короля»

    16 слайд

    «Новое платье короля»

  • «Стойкий оловянный солдатик»

    17 слайд

    «Стойкий оловянный солдатик»

  • «Дикие лебеди»

  • «Принцесса на горошине»

    19 слайд

    «Принцесса на горошине»

  • Автор  наделяет литературных героев более сложными характерами по сравнению...

    33 слайд

    Автор наделяет литературных героев более сложными характерами по сравнению с персонажами народных сказок.
    Писатель детально вырисовывает место действия, события, внешность героев
    ГЕРОИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

  • Сказочная викторинаУгадай героя литературной сказки и её автора.

    34 слайд

    Сказочная викторина
    Угадай героя литературной сказки и её автора.

  • Шесть веков ему, седьмой.Он не толстый, не худой,Подпоясан кушачкомИ с вол...

    35 слайд

    Шесть веков ему, седьмой.
    Он не толстый, не худой,
    Подпоясан кушачком
    И с волшебным сундучком.

    — Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – всё попусту, что ни спросишь – всё без толку!

  • Шесть веков ему, седьмойОн не толстый, не худойПодпоясан кушачкомИ с волше...

    36 слайд

    Шесть веков ему, седьмой
    Он не толстый, не худой
    Подпоясан кушачком
    И с волшебным сундучком.

    — Ах, беде-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – всё попусту, что ни спросишь – всё без толку!

    Татьяна Ивановна Александровна
    Домовёнок Кузька

  • «Они такие непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда...

    37 слайд

    «Они такие непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда мгновенно превращаются в летучую золотистую пыль. …они похожи на клубочки жёлтого, необыкновенно лёгкого, пушистого меха.»

  • СтрумышкаНаталья Корнильевна Абрамцева«Они такие непрочные, придуманные, вет...

    38 слайд

    Струмышка
    Наталья Корнильевна Абрамцева
    «Они такие непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда мгновенно превращаются в летучую золотистую пыль. …они похожи на клубочки жёлтого, необыкновенно лёгкого, пушистого меха.»

  • Она была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не мог понять, что он...

    39 слайд

    Она была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не мог понять, что она нарисовала.

  • Умная собака БубубуОна была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не...

    40 слайд

    Умная собака Бубубу
    Она была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не мог понять, что она нарисовала.
    Даниил Иванович Хармс

  • Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними...

    41 слайд

    Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками.
    А потом засадили её в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она и сидит по сей день!

  • Ворона (В.И.Даль)Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с бл...

    42 слайд

    Ворона (В.И.Даль)
    Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками.
    А потом засадили её в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она и сидит по сей день!

  • Представить на проверку заполненную схему и таблицу.
Прочитать ПРОЛОГ к драма...

    43 слайд

    Представить на проверку заполненную схему и таблицу.
    Прочитать ПРОЛОГ к драматической сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом».
    (Матвеева Е.И. стр.44-47)
    Домашнее задание

Краткое описание документа:

Данная презентация может являться основой обобщающего урока по литературному чтению к разделу «Литературные сказки».

В начале рассматриваются виды (жанры) литературной сказки как авторского произведения с волшебным сюжетом: прозаические, стихотворные, драматические.

Параллельно учащимся предлагается работа по заполнению соответствующей таблицы (образец даётся на слайде), которую необходимо подготовить к уроку заранее.

В презентации рассматриваются примеры всех трёх видов литературных сказок.

Далее, отвечая на наводящие вопросы учителя, обучающиеся перечисляют признаки литературных сказок и обсуждают понятие «авторская позиция».

Также рассматриваются сходства и различия литературных и народных сказок. При этом вновь предлагается приём активного слушания с заполнение соответствующих таблиц.

В середине и в конце презентации предлагаются игровые формы работы, которые вместе с познавательными целями носят развлекательный характер. Это игра по сказкам Х.К.Андерсена (по иллюстрациям угадать название произведения) и викторина по прочитанным в последнем разделе авторским сказкам (по цитате из сказки узнать название и вспомнить автора сказки). Тем самым повторяются прочитанные сказки: Т.И.Александровой «Домовёнок Кузька», Н.К.Абрамцевой «Струмышка», Д.Хармса «Умная собака Бубубу», В.И.Даля «Ворона».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 695 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«География (изд.

  • 08.06.2020
  • 297
  • 1
  • 08.06.2020
  • 673
  • 21

«География России. Население и хозяйство», Дронов В.П., Ром В.Я.

«География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) *», Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.

«География. Экономическая и социальная география мира (базовый  и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.

  • 08.06.2020
  • 1293
  • 32

«География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Какие бывают сказки

Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.

Что они из себя представляют

В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.

То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.

Их различия и подвиды

признаки волшебной сказки

В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:

  • о животных;
  • о волшебстве;
  • о быте.

Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.

В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.

Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.

какие признаки сказки

Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:

  • предметы быта;
  • животные;
  • неживая природа.

Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).

В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.

признаки литературной сказки

Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.

Структура произведения

Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:

признаки народной сказки

  1. Присказка. В большинстве случаев ее можно пропустить, ведь она представляет собой разговор между слушателем и рассказчиком, задает особую атмосферу и настроение.
  2. Зачин, во время которого описывается место действия, время, главные действующие герои.
  3. Завязка — начало сюжета. На этом этапе появляется проблема, с которой герои должны будут справиться.
  4. Развитие сюжета, в котором герои активно ищут пути решения для возникшего конфликта.
  5. Кульминация. Самый напряженный, решающий момент в произведении, после которого история медленно идет к концу.
  6. Развязка. Проблема окончательно решена героями.
  7. Концовка — эпилог, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
  8. Вторая присказка (либо присказка конца) — так же, как и первая, разговор рассказчика, который завершает рассказ.

Кроме того, сказки бывают:

  • прямые;
  • докучные («Сказка про Белого бычка»);
  • с повторением (например: «Репка»).

При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.

Как написать свою историю

3 признака сказки

Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:

  • частое упоминание чисел 3 и 7, которые считались в те времена магическими. Три испытания проходит герой во время своего путешествия, 7 основных героев насчитывает сказка (например, козлят или гномов);
  • часто используются волшебные предметы;
  • главное свойство — выдумка, сказка не могла бы существовать в реальном мире.

Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.

Цели: cтимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• находить признаки и особенности волшебной
сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Наименование оборудования и
материалов
Количество
Компьютер 1
Проектор 1
Интерактивная доска или
аудиторная магнитная
1
Мультимедийная презентация 1
Рабочие листы 5
Ватман 1

Ход занятия

1 этап. Организационный момент

Приветствие гостей, мотивация детей на
активное участие в уроке.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг
другу и пожелайте хорошего дня!

— С какими произведениями устного народного
творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка,
пословица…..)

В руках учителя “сундучок знаний”, из которого
достаются названия-карточки. (…….)

На доске вывешиваются таблица “произведений
устного народного творчества” и заполняется по
мере их названия. (Приложение 1. Приложения)

— Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к
нашему уроку.

— “Повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил”.

— Определите, о каком произведении устного
народного творчества пойдет речь на уроке? (О
сказке)

— Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация

— Какие виды сказок вы знаете? На доску
вывешивается таблица “Виды сказок”.
Заполняется по мере их названия.

(Приложение 2)

— Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”).
(Приложение 3)

— Как называется эта сказка?

— Определите, к какому виду сказок можно отнести
сказку теремок? (О животных)

— Докажите свой ответ. (Животные – действующие
лица, цепевидность — повторение эпизода,
стихотворные песенки, воспроизведение одного и
того же действия).

— Послушайте еще один отрывок. (“Каша из
топора”). (Приложение 4)

— Как называется эта сказка?

— К какому виду сказок она относится? (Бытовые).

— Докажите. (Реальный мир людей, необычайная
находчивость, диалог, два мира-богатый и
бедный,,работник и барин, солдат и генерал).

— Послушайте еще один отрывок.

— Как называется эта сказка?
(“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)

— А эту сказку к какому виду сказок можно
отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые
записываются на листы-тучки и вывешиваются на
доску).

— Почему получились разные гипотезы? (Не хватает
фактов)

— Что мы не знаем? (Признаки и особенности
волшебной сказки).

— На какой вопрос урока будем искать ответ?
(Учащиеся опираются на “ключи-помощники”,
формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)

— Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка? Вопрос записывается учителем
на листе бумаги и вешается на доску.

— Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос
урока?

— Я предлагаю вам поработать в группах с
известной русской народной сказкой
“Царевна-лягушка”.

2 этап. Основная часть

— Предлагаю поработать в группах и найти ответ
на поставленный вопрос урока. Каждая группа
получает задание.

(Приложение 7)

— Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся
читают отрывок из сказки и заполняют рабочие
листы, записывают вывод своей работы.

— На работу в группах отводится 10-15 минут. По
мере выполнения работы, группа вывешивает свой
номер на доску, определяя очередность защиты
своей работы.

Физкультминутка. Слайд 3

3 этап. Защита работ

— Каждая группа выходит к доске по очереди и
защищает свою работу. Остальные учащиеся
заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные
сказки”. (Приложение 8)

1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа

4 этап. Обобщение

— Наведем порядок. Факты, полученные детьми
,вывешиваются и озвучиваются под понятием
“Волшебные сказки”.

— Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его.
“Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка?”.

— Вывешивается лист бумаги, на котором
записывается учителем обобщение,
сформулированное детьми.

“Волшебная сказка — это сказка, в которой
присутствуют следующие особенности и признаки:
зачин, прием троекратного повтора, завязка,
развитие действия, кульминация, концовка,
сказочные герои, волшебные предметы, волшебные
превращения”.

— Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно
предположил признаки и особенности волшебной
сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению.
Какие особенности и признаки волшебной сказки
вам удалось открыть сегодня на уроке?

5 этап. Подведение итогов

— Предлагаю составить синквейн. Объясните
значение этого слова. Тема “Сказка”.

— Синквейн записывается учителем на листе
бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.

(Сказка,

Волшебная, загадочная,

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок.)

— Игра завершит сегодняшний урок. “Я рад(а),что я
волшебна сказка ,потому что…”. Учащиеся
перечисляют признаки и особенности волшебной
сказки, подводя итог урока.

6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”

Учитель раздаёт заранее изготовленные из
бумаги волшебные предметы “стрелы” трех цветов:
красные — ничего не усвоил, зеленые — понял, не до
конца, желтые — все понятно, все усвоил. Каждый
школьник выбирает тот предмет, какое настроение
– отношение он получил от урока, вывешивает
“стреляет” на лист кувшинки. Желающие могут
озвучить своё мнение. (Приложение 9).

7 этап. (Домашнее задание)

Учитель предлагает детям найти волшебные
сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист
“Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).

2 класс.

ОС «Перспектива».

Учебник: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий «Литературное чтение».

Урок проведён 12.10.16.

Тема: Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с устным народным творчеством.
  • Учить работать с учебной книгой, с текстами.
  • Учить прогнозировать содержание раздела.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать творческие способности, речь, память, мышление.
  • Воспитывать  интерес к русской словесности.

Формируемые  УУД:

Предметные:

  • Знать виды сказок.
  • Уметь выделять сказку среди других литературных жанров по определённым признакам.

Метапредметные :

  • Уметь определять тему и цель урока с помощью заданий и вопросов учителя; планировать свои действия.
  • Уметь выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; работать в группе.
  • Уметь ориентироваться в собственных знаниях; находить ответы на вопросы учителя; находить ответы на вопросы в тексте; анализировать изучаемые объекты.

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебному материалу.
  • Проявлять интерес к чтению.

Оборудование:

  • тематические картинки;
  • карточки с надписями: сказка, вымысел, сказочный персонаж; с обозначением признаков сказок;
  • рабочие листы с заданиями для работы в группах;
  • листы с печатными текстами;
  • цветные карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Ребята, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

*кинезиологические упражнения (дети выполняют стоя у своих парт)

#упражнение «Колечко» ( Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.)

#упражнение «Думающая шляпа» (Потереть ладони друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Затем медленно одеть на голову. Массажировать уши под счёт до 8 сверху вниз 2-3 раза, большой палец впереди. Детям предлагается надеть воображаемую шляпу, которая поможет им справиться с любыми трудностями.)

II. Повторение, проверка домашнего задания.

-Ребята, с какой деятельности мы начнём наш урок? (с повторения, с проверки того задания, которое выполняли дома)

–Какое задание вам нужно было выполнить дома? (вспомнить произведения из изученного раздела «Краски осени»)

— Задание, которое я вам сейчас предложу, поможет нам в этом. Вам нужно узнать произведение по отрывкам и назвать фамилию автора.

* Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.              (А.С.Пушкин «Осень»)

*Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо. Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зелёная, а пруд стеклянный. Лёд.  Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит.                   (С.Образцов «Стеклянный пруд»)

*Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.           (С.Есенин «Закружилась листва золотая»)

*Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес разноцветный, пёстрый – осенний.             (Н.Сладков «Осень»)  

*Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.                                  (А.Плещеев «Осень наступила»)    

III. Самоопределение к деятельности, постановка темы урока.

(перед уроком учитель раздала некоторым детям иллюстрации к народным сказкам)

-Раз мы проверили домашнее задание, к какой деятельности можем переходить? (к изучению новой темы)

-У моих помощников на партах лежат картинки. Как думаете, какое действие нужно будет выполнить этим ученикам?

-Я предлагаю вам продолжать, отгадывая загадку, говорить название произведения, а тот ученик, у которого будет нужная иллюстрация, поместит её на доску.

*Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли.                 («Репка»)

*Домик в поле появился.

Он в жилище превратился.

Всех зверюшек спрятать смог.

Что за сказка?                            («Теремок»)

*Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей.

Сделался мигом красивой, пригожей?             («Царевна – лягушка»)

NB (Пригожая – красивая, миловидная, с привлекательной внешностью.)

*Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?            («Три поросёнка»)

*В гости  друг к другу они всё ходили,

Но гостя своего так и не накормили.     («Лиса и журавль»)

*Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.                     («По щучьему велению»)

NB (Уплетать – есть с аппетитом.)

*Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Вы названье этой сказки.              («Три медведя»)

*Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки …… («Маша и медведь»)

-Ребята, посмотрите на доску. Название произведений какого литературного жанра мы с вами вспомнили? (Сказка)

(на доске) табличка со словом «Сказка»

-О чём мы будем говорить сегодня уроке; назовите тему урока. (будем говорить о сказках) – Правильно, но не просто о сказках……..

-Откройте учебник на с.46 Прочитайте название нового раздела, уточните тему урока. (Мир народной сказки)

IV. Актуализация знаний, фиксация затруднения в деятельности.

-Ребята,  вспомните и поясните, какую сказку называют народной? (это история, которую сочинили люди. У такого сказочного  повествования нет конкретного автора)

-Вспомните и скажите, какие ещё могут быть сказки? (авторские) – Что это значит? (у сказки есть автор)

-Ребята, что это за жанр такой – сказка? Как думаете, чем она отличается от произведений других литературных жанров? Что вы ещё помните или знаете о сказках?

V. Постановка учебной задачи.

-Так много вариантов ответов я от вас услышала.

-Так скажите мне, ребята, что мы сегодня на уроке должны понять и систематизировать? -Чему должны научиться?  (по каким признакам отличаются сказки от произведений других литературных жанров)  –Да, сегодня на уроке мы узнаем, какие общие признаки есть у сказок.

VI. Открытие нового знания.

-Ребята, прочитайте в учебнике определение, что такое сказка.

— (выборочное чтение) На какие группы разделили народные сказки?

## таблички «О животных», «Бытовые», «Волшебные», «Богатырские» (вспомнить, кто является героями этих сказок)

##- Ребята, возьмите листы с текстами, которые лежат у вас на парте. Прочитайте отрывки из сказок. Что-нибудь заметили? Можете выделить какую-то группу отрывков, которые схожи? (отрывки, которые являются началами сказок)

табличка «Зачин» (начало сказки) –Сказка начинается особыми словами.

##-Если у сказки есть «особое» начало, то есть особенности в её окончании. Чем чаще всего заканчиваются сказки? (добро побеждает зло)

табличка «Добро побеждает зло»

##-Вы говорили, что в сказках есть волшебные предметы. Проверим, знаете ли вы их названия.

(задание обучающиеся выполняют самостоятельно. Проверка: обменяться с соседом по парте листочком и проверить работу)

VII. Физкультурная пауза.

“Сорви молодильные яблоки” 

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими молодильными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

VIII. Открытие нового знания (продолжение).

-Ребята, посмотрите на доску, на картинки. Что заметили? (отдельно размещены иллюстрации с тремя поросятами, тремя медведями, драконом с тремя головами)

##табличка «Троекратный повтор»

-Что значит слово «троекратный»? А встречались ли вам в прочитанных сказках троекратные повторы? Приведите примеры.

-Ребята, на иллюстрациях сказки кем представлены? (героями, персонажами). Прочитайте в учебнике, как героев охарактеризовали в определении? (вымышленные герои). Что значит «вымышленный»? (выдуманный, придуманный, фантастический, несуществующий, сочинённый)

##табличка «Сказочные персонажи»

IX. Первичное закрепление во внешней речи.

-О каком жанре мы сегодня с вами говорили? (о сказке)

-Что значит «народная сказка»?

-На сколько групп можно разделить сказки? (4)

-Перечислите их.

-Давайте ещё раз повторим, какие отличительные признаки объединяют все сказки.

-А какие бывают герои в сказках? Можете вы их разделить на группы? (положительные и отрицательные)

X. Групповая работа с проверкой.

-А сейчас развернитесь друг к другу так, чтобы вас было по 4 человека. Какой деятельностью будете заниматься? (работать в группе) Что нужно вспомнить, чтобы успешно работать в группе? (вспомнить правила работы в группе)

-у каждой группы лист с изображением различных сказочных героев  -Как думаете, какое задание я вам могу предложить? (вырезать и наклеить персонажей по группам; раскрасить сказочных героев; обвести; соединить героев одной группы линией; придумать про них предложения  и др.)

-Обведите положительный сказочных персонажей карандашом синего цвета, а отрицательных персонажей карандашом коричневого цвета. (если позволит время, можно обратить внимание на то, что в сказках могут действовать герои – помощники)

-проверка/ -Как происходила работа в группе?

XI. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к любимой народной сказке. (Для выбора сказки можно обратиться к Читательскому дневнику, к сказкам, которые читали на летних каникулах)

XII. Рефлексия деятельности, подведение итогов.

-Ребята, наш урок закончился. –Что нового узнали на уроке? Какое задание вам понравилось выполнять? Каким волшебным предметом вы хотели бы обладать и для чего он вам был бы нужен? Какое задание или вопрос учителя вызвал у вас затруднение? Остались ли у вас  какие-то вопросы по этой теме? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.

Оглавление:

  • Общие сведения
  • Жанры сказочных историй
  • Отличительные признаки

Отличительные признаки сказок для детей 2 класса

Общие сведения

В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.

Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:

Сказка «Курочка Ряба»

  1. Фольклорной (народной). Это устное произведение, которое рассказывали друг другу, в процессе нередко меняя детали. Часто такие сказки основываются на религиозных мифах и легендах. Автор отсутствует — сказочную историю сочинял народ. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Литературной (авторской). Это произведение, написанное конкретным человеком. Его главным отличием является отсутствие устной формы или вариантов, подражание фольклорной сказке. Примеры: «Дюймовочка» Андерсена, «Конек-Горбунок» Ершова, «Двенадцать месяцев» Маршака, сказки Пушкина.

Неизвестно, когда точно возникла первая сказка, и что это было за произведение. Многие фольклорные истории «вышли» из древних религиозных мифов после Крещения Руси. Например, дедушка Мороз явно когда-то был одноименным временем года. В виде старика с длинной бородой и в шубе крестьяне представляли себе суровые трескучие холода, которые могут убить посевы и принести голод.

На основе фольклорных сказок значительно позднее появились литературные. Их придумывали отдельные люди, подделывая народный стиль.

Жанры сказочных историй

Сказки делятся на несколько видов в зависимости от сюжета, героев и описываемых ситуаций. При этом точной классификации нет: специалисты делят произведения по-разному. В основном выделяют следующие жанры:

Сказка «Кот и лиса»

  1. О животных, растениях, предметах: главными героями являются не люди, а домашние и дикие звери (часто встречается лиса), деревья, цветы, рыбы, природные явления, неодушевленные предметы и т. д. При этом человек также может присутствовать в сюжете, но будет либо равен животному, либо второстепенен. Примеры: «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк».
  2. Волшебные: в них речь идет о чудесных путешествиях и событиях, которые произошли с простым человеком, об изначально необычных героях (например, о царевне-лягушке), о преодолении препятствий при помощи чуда или волшебных помощников. Волшебные сказки отличаются сложной композицией: они имеют завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку. Примеры: «По щучьему веленью», «Иван-царевич и Серый волк», «Золушка», «Аленький цветочек».
  3. Бытовые: речь идет о простых людях, которые попали в сложную ситуацию, но справились с ней благодаря смекалке. Основная задача таких сюжетов — рассмешить слушателя, показать ему, что плохие, жадные или глупые люди обречены на поражение. Главным героем является честный, удачливый, бескорыстный человек, обладающий долей хитрости. Ему противостоят купец, поп, барин, царь. Также героем может стать глупый человек, который поплатился за свою глупость. Примеры: «Каша из топора», «Глупый мужик», «Горшок».

Сказки вовсе не обязательно должны принадлежать одному жанру. Например, «Курочка Ряба» и «Колобок» — животно-бытовые, «Морозко» — волшебно-бытовая.

Отличительные признаки

В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:

Сказка о «Золушке»

Герои сказок: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный

  1. Вымысел и увлекательный сюжет — это обязательные элементы любой сказки, без которых слушать ее было бы неинтересно. Место, время, действие и даже многие герои никогда не существовали в жизни, большая часть и вовсе обезличена: «жили-были», «в некотором царстве, в тридесятом государстве», «дочь царя», «крестьянский сын Иван».
  2. Герои обязательно путешествуют: спасают царских дочек или деревню, ищут невест. Даже если действие происходит в одном месте, путешествие все равно присутствует. Например, в «Аленьком цветочке» купец уезжает торговать, в «Золушке» падчерица едет на бал, в «Белоснежке» принцесса убегает в лес.
  3. Во многих историях присутствует элемент неожиданности, связанный с героем. Так, Иван-дурак оказывается умным, Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, внезапно встает с нее и получает большую силу, Иван-царевич становится мужем прекрасной и умной царевны, а не лягушки. Если кажется, что герой не справится или ему не повезло, сказка опровергает это.
  4. В ней присутствуют добрые и злые персонажи, причем разделение главных героев довольно четкое — либо хороший, либо плохой. Сперва злодеи оказываются сильнее, но главный герой все же побеждает их, узнав об их слабом месте, заручившись поддержкой или обнаружив в себе скрытую силу. Второстепенные же персонажи могут меняться: например, баба-яга обычно съедает гостей, но помогает Ивану-царевичу.
  5. Добро всегда побеждает зло, конец обязательно счастливый. Истории призваны доказать, что мир справедлив, поэтому хороших людей ждет награда.
  6. Они несут определенные уроки и морально-этические ценности: нужно быть добрым и щедрым, помогать всем людям, не бояться — тогда в конце ждет награда. Отражались в сказочных историях и народные мечты: честный бедняк становится богатым, жадный богач теряет нажитое нечестным трудом, добрый молодец получает славу и невесту, злодей наказан.
  7. Обязательно присутствуют волшебные предметы или сказочные существа: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый волк, молодильные яблоки, лягушачья кожа, живая вода.
  8. В русских народных сказках часто встречается число «3»: три сестры или брата, три головы у Змея, три испытания, три глотка живой или мертвой воды и т. д. Это связано со значением числа в православии — Троицей.

Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.

Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.

Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумки и вздор, Его не слушай даже. Скорее сказки почитай, Запомни их получше И мудрость древнюю узнай- Они всему научат. Мы сказки знаем назубок, Ведь с детства их читаем, Но что-то новое, дружок, Сейчас о них узнаем.

  • РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай-

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ

МИР НАРОДНОЙ

СКАЗКИ

ПРИЗНАКИ СКАЗКИ Зачин Волшебные предметы Сказочные слова и выражения Троекратный повтор Борьба добра и зла Добро побеждает зло Концовка

ПРИЗНАКИ СКАЗКИ

  • Зачин
  • Волшебные предметы
  • Сказочные слова и выражения
  • Троекратный повтор
  • Борьба добра и зла
  • Добро побеждает зло
  • Концовка

 Вот так яблоко!  (Встали.)  Оно  (Руки в стороны.)  Соку сладкого полно.  (Руки на пояс.)  Руку протяните,  (Протянули руки вперед.)  Яблоко сорвите.  (Руки вверх.)  Стал ветер веточку качать,  (Качаем вверху руками.)  Трудно яблоко достать.  (Подтянулись.)  .   Подпрыгну, руку протяну  (Подпрыгнули.)  И быстро яблоко сорву!  (Хлопок в ладоши над головой.)  Вот так яблоко!  (Встали.)  Оно  (Руки в стороны.)  Соку сладкого полно.  (Руки на пояс

Вот так яблоко! (Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.) Руку протяните, (Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите. (Руки вверх.) Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать. (Подтянулись.) .

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Вот так яблоко! (Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс

Домашнее задание  Принести книгу со своей любимой сказкой

Домашнее задание Принести книгу со своей любимой сказкой

Виктор Михайлович Васнецов « Аленушка»

  • Виктор Михайлович Васнецов « Аленушка»

Нет ни речки, ни пруда- Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

  • Нет ни речки, ни пруда-
  • Где воды напиться?
  • Очень вкусная вода
  • В ямке от копытца!

1 . Название книги. 2. Автор. 3. Издательство. 4. Год издания. 5. Художник-иллюстратор. План представления книги

  • 1 . Название книги.
  • 2. Автор.
  • 3. Издательство.
  • 4. Год издания.
  • 5. Художник-иллюстратор.
  • План представления книги

Жадность всякому горю начало. Съесть не могу, а оставить жаль. Борода росла, разума не принесла. Мудрость в голове. а не в бороде. Пословицы к сказке « Умный работник»

  • Жадность всякому горю начало.
  • Съесть не могу, а оставить жаль.
  • Борода росла, разума не принесла. Мудрость в голове. а не в бороде.
  • Пословицы к сказке « Умный работник»

  1. Не стоит обманывать людей, особенно тех, кто добр по отношению к тебе; 2. Не стоит считать себя умнее других, на всякого хитреца найдется другой хитрец; 3. Что посеешь- то и пожнешь: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относится.   «Лисичка со скалочкой»

  •   1. Не стоит обманывать людей, особенно тех, кто добр по отношению к тебе;
  • 2. Не стоит считать себя умнее других, на всякого хитреца найдется другой хитрец;
  • 3. Что посеешь- то и пожнешь: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относится.  
  • «Лисичка со скалочкой»

Стало быть, так и выходит: Все, что мы делаем, - нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно! Речевая разминка

  • Стало быть, так и выходит:
  • Все, что мы делаем, — нужно.
  • Значит, давайте трудиться
  • Честно, усердно и дружно!
  • Речевая разминка

Ловкий (ая) Ласковый(ая) Притворный(ая) Грубый(ая) Жадный(ая) Находчивый(ая) Умный(ая) Слабый (ая) Веселый(ая) Хитрый(ая) Лиса

  • Ловкий (ая)
  • Ласковый(ая)
  • Притворный(ая)
  • Грубый(ая)
  • Жадный(ая)
  • Находчивый(ая)
  • Умный(ая)
  • Слабый (ая)
  • Веселый(ая)
  • Хитрый(ая)
  • Лиса

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

«Мир народной сказки»

методическая разработка урока

Автор: Рыбакова Мария Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ с.Васильевка, г.Ишимбай Республика Башкортостан

В раздел начальное образование

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Тема: «Мир народной сказки»

Целевые установки урока (планируемые результаты)
*Продолжить формирование представления о том, что народная сказка
отражает быт и традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок
разных народов.

Планируемые личностные умения:
— проявлять позитивное отношение к чтению народных сказок;
— учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела;
— научаться планировать работу на уроке;

Планируемые предметные результаты:
-овладевать навыком смыслового чтения;

*
Работать с содержанием текста сказки:
— описывать характер героя;
— выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной
сказки;
— оперировать в речи понятиями: сказка, вымысел, сказочный персонаж,
собиратель сказок, традиция;
— отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
— уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения или
пересказа;

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные умения:
— читать тексты и понимать их фактическое содержание;
— искать и находить нужную информацию в учебнике;
— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё
мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
— планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
— выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
— осуществлять взаимопроверку, самооценку результата выполнения
учебного задания;
— понимать смысл выполняемых заданий.

Коммуникативные умения:
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного
задания;
— использовать речевые средства для представления результата
деятельности;
— умения ответить на поставленный вопрос; словесное иллюстрирование
прочитанного.

Оборудование:
учебник «Литературное чтение», выставка книг по теме
урока, карточки с новыми словами, кроссворд, презентация к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент
— Прозвенел звонок на наш открытый урок.
— Доброе утро, гости. Нам приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам
радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

2. Проверка домашнего задания.
— У вас было домашнее задание: повторить русские народные сказки. А
сейчас мы узнаем, знаете ли вы сказки. Игра «Доскажи словечко»

1. Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся ……………..(Колобок)
2. Где и когда приключилось такое!?
Мышка разбила яйцо золотое,
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала ……………….(Курочка Ряба)
3. На печи лежал Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё …………………(По щучьему веленью)
4. Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле …………………(Теремок)
5. Не послушал брат сестрёнку,
Превратился он в козлёнка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата …………..(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
-Все эти сказки одним словом как мы называем? (народные сказки)
-Почему мы их называем народными?
— А ещё какие бывают сказки? (авторские)

3. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
1) Работа в паре.
— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их .Работаем в паре.
— Давайте сначала вспомним правила работы в паре.
— Приступаем к работе.
14 0 18 15 1 18 16 5 15 16 11 19 12 1 9 12 10
М И Р Н А Р О Д Н О Й С К А З К И
— А сейчас определим тему урока. Какая же тема урока?
— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнём сегодня
изучать. И тема урока также «Мир народной сказки». Как вы понимаете это
название?
— Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
— Какую цель мы поставим? (Определить, к какому виду относятся сказки.
Определить вымысел сказки, находить персонажей сказки.)
— Откройте учебник на с.46. Прочитайте, значение каких понятий мы узнаем
при изучении этого раздела. (Сказка, сказочный персонаж, вымысел)
-Как вы понимаете понятие «сказочный персонаж»? Вымысел?
— Вспомните сказки, которые вы читали в первом классе. Как они
называются? К какому виду они относятся? (народные). А ещё какой вид
сказки вы знаете? (авторские)

4.Работа по теме урока.
— Прочитайте диалог Ани и Вани. Расскажите, что вы узнали из него?
— Как вы понимаете выражение «собирать сказки»?
— В России самым известным собирателем сказок был Александр Николаевич
Афанасьев и Владимир Иванович Даль.

5. Физминутка «Весёлые зверушки»

6. Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, а как по-вашему, что такое сказка?
-Прочитайте, что нам сообщает об этом профессор Самоваров. (с.46-47- дети
читают текст)
-Приведите примеры сказок о животных, бытовых, волшебных.
-Какие признаки сказки вы знаете?
Признаки: 1. Волшебные предметы;
2. Сказочные слова и выражения;
3. Борьба добра и зла;
4. Добро побеждает зло;
5. Троекратный повтор;
6. Концовка
— Вспомните, какие сказочные слова и выражения вы знаете?

7. «Узнай сказку»
1) – Откройте учебник на с. 48. Рассмотрите иллюстрации на развороте.
Узнали сказку?
— К какому виду относится эта сказка?
— Рассмотрите внимательно все рисунки. Расскажите, что на них изображено.
— назовите персонажей сказки. Определите последовательность событий.
— Может быть, что- нибудь пропущено?
-Какие рисунки можно подписать предложениями, помещёнными на с.48
2) Пересказ сказки
— А как вы думаете, чему учат сказки?
3) Работа в группе.
— С каким жанром народного творчества познакомились на уроке?
— А сейчас поработаем в группе. Сначала вспомним правила работы в группе.

— Задание: Нужно заполнить кроссворд по народным сказкам.
Кроссворд по русским народным сказкам:
— Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки
кроссворда.
1. Гуси- …..(лебеди)
2. Василиса- …..(Прекрасная)
3. Коза- …..(Дереза)
4. Кот, Петух и ….. (Лиса)
5. Сестрица Алёнушка и братец …..(Иванушка)
(проверка кроссворда)
1.
2.
3.
4.
5.

8.Рефлексия.
— Выберите и продолжите любое предложение:
*На сегодняшнем уроке я узнал ……….
* После урока мне захотелось ………….
— А теперь оцените свою работу на уроке: красный – у меня все получилось
зелёный — мне нужно подтянуться
жёлтый – мне нужна помощь

9. Оценивание.
Давайте вспомним: какие задачи мы поставили в начале урока?
Выполнили ли мы эти задачи? Докажите.

10. Подведение итогов урока.
— С каким жанром народного творчества познакомились на уроке?
— С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?
— О каких писателях узнали?
— С какой сказкой работали на уроке?
— Кто её автор?

11. Домашнее задание.
-Найти и прочитать народные сказки

В раздел начальное образование

  • Признаки волшебной народной сказки
  • Признаки бытовой сказки каша из топора
  • Признаки бытовой сказки 5 класс
  • Признаки авторской сказки спящая царевна жуковский
  • Признаки авторской сказки и народной