Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка ответы

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

Страница 5 из 42

1. Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой.

Ответ:

Первым несчастьем было сиротство, дети остались совсем одни. 

Второе несчастье – превращение Иванушки в козленка. Это стало огромным горем для Аленушки, но она не покинула брата в беде, продолжала заботиться о нем и по-прежнему  любила.

Третье несчастье — появление ведьмы. Она бросила Аленушку в реку. В этой ситуации Иванушка проявил свою любовь к сестре. Он постоянно ходил к реке и просил сестренку вернуться. Благодаря такому поведению козленка, девочка была найдена и спасена.

2. Как проявили себя герои в трудных ситуациях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

Ответ:

По поведению героев очевидно, что они искренне любили друг друга и заботились друг о друге. О том как любили друг друга брат и сестра говорит то, что Аленушка, когда потеряла братца, залилась слезами. Она продолжала заботиться о нем даже когда он был козленком. Козленок после убийства Аленушки не ел и не пил, тосковал, а после ее спасения от радости перекувырнулся через голову и снова стал человеком.

3. Как козлёночек звал свою сестрицу: весело,  жалобно,  нежно? Выразительно перечитай этот эпизод со слов: «Побежал козлёночек на речку…». Как отвечала Алёнушка?

Ответ:

Козленочек звал сестрицу жалобно. Аленушка отвечала печально.

4. Обсудите с другом, почему именно с Иванушкoй случилась беда. Какие черты характера проявил Иванушка в начале сказки, а какие — в конце?

Ответ:

Беда случилась именно с Иванушкой, потому что он ослушался свою сестрицу и попил из копытца. В начале сказки он проявил глупость, легкомыслие, непослушание. В конце — преданность сестре.

5. Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Какая была причина?

Ответ:

Аленушку и Иванушку хотела погубить злая ведьма. Обман ведьмы помог раскрыть слуга купца. Он проследил, куда бегает козленок, и подслушал Алёнушкин ответ своему брату со дна реки. Слуга рассказал все купцу, они собрали народ и спасли девушку. Всё у них получилось, потому что сила любви главных героев была крепче злых чар ведьмы. Герои сказки не бросали друг друга в беде и за это были вознаграждены.

6. Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Перескажи этот эпизод.

Ответ:

Обман ведьмы помог раскрыть слуга. Его послали привести козленочка, и слуга увидел и услышал, как тот разговаривает с Аленушкой. Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке.

7. Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая,  ласковая,  преданная,  доверчивая,  злая,  грубая,  хитрая, жестокая? Объясни. Приведи примеры из сказки.

Ответ:

Аленушка добрая, заботливая, преданная. Это видно по ее отношению к брату. Она не бросила Иванушку, когда тот попал в беду. Но Аленушка еще и доверчивая, она поверила ведьме, которая обманула ее.

8. Найди в сказке описания событий, которые повторяются три раза.

Ответ:

«Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». Эти слова повторяются в сказке трижды, чтобы подчеркнуть, насколько Иванушке и Аленушке было тяжело без воды. 
В конце сказки козленок трижды кувыркнулся через голову и стал снова Иванушкой.

9. Прочитай первое предложение сказки. Как называется эта часть?

Ответ:

Зачин.

10. Понаблюдай за языком волшебной сказки. Найди красочные определения и сравнения.

Ответ:

В сказке есть волшебство, чары, превращения, козленок разговаривает. Все это признаки волшебной сказки.

11. Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Смысловые части:

1. Дальнее путешествие
2. Превращение
3. Встреча с купцом
4. Колдовство ведьмы
5. Последнее свидание брата и сестры.
6. Спасение от злых чар

12. Перечитай конец сказки. Можно ли сказать, что добро побеждает зло?

Ответ:

В этой сказке Аленушка была спасена и стала еще краше, а козленок снова стал мальчиком. Ведьма, которая олицетворяет зло, была наказана тем, что остальные герои сказки стали счастливы.

­­Что ты узнал об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки?

Из первых строк сказки мы узнаем, что сестрица Аленушка и братец Иванушка остались сиротами, потому что их отец и мать умерли.

Прочитайте с другом по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

Слова, показывающие, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда: “ Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает”. Эти слова повторяются несколько раз, потому что троекратные повторы являются непременным атрибутом и характерной особенностью русских народных сказок.

Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. Объясни почему. Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

С Иванушкой и Аленушкой по ходу сюжета сказки случалось много несчастий. Сначала у них умерли родители, и дети вынуждены были трудиться, для того чтобы заработать себе на хлеб. Затем Иванушка превратился в козленочка. Далее злая ведьма утопила Аленушку, а козленочка — Иванушку чуть не зарезала. Но герои во всех несчастьях повели себя мужественно, искренне заботясь друг о друге. Аленушка после смерти родителей не оставляла братца без присмотра и брала его с собой, когда шла на работу. Когда Иванушка превратился в козленочка, сестра так же не бросила его, а выйдя замуж, оставила при себе. И Иванушка, в свою очередь, не забыл сестру, когда ту утопила злая ведьма. Он прибегал к ней за помощью, и, благодаря ему, Аленушка была спасена.  

О том, что дети любили друг друга говорится на протяжении всей сказки. Сначала это выражалось в заботе сестры о здоровье младшего братца: “Не пей, братец, теленочком (жеребеночком, козленочком) станешь”. Когда Иванушка не послушался сестры, напился из козьего копытца и превратился в козленочка, то Аленушка “залилась слезами”, а когда ведьма утопила Аленушку, то Иванушка постоянно бегал к речке и просил сестру вернуться к нему: “Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок”.

Перечитай слова козленочка. Как он звал свою сестрицу: весело, жалобно, печально? Как отвечала Аленушка? Обсуди с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда.

Иванушка звал свою сестру жалобно:
 “Аленушка, сестрица моя!  
Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,  
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!”
А Аленушка ему печально отвечала:
“Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,  
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.”

Беда с Иванушкой случилась потому, что он не послушался старшую сестру, а непослушание обычно несет за собой плохие и порой даже опасные последствия. При помощи сказок народ учил детей не совершать ошибки.

Кто хотел погубить Аленушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?

Аленушку и Иванушку захотела погубить злая ведьма для того, чтобы занять их место в богатом доме купца. Она утопила Аленушку и приняла ее обличье, а для того, чтобы ее обман не раскрылся, решила избавиться от козленка, но ей это не удалось, потому что козленок убежал к реке и стал громко и жалобно звать на помощь сестру. Его слова услышал слуга купца, и обман ведьмы был раскрыт.

Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

Ведьме не удалось достичь своей цели, Иванушка принял свой обычный вид, а Аленушка стала еще краше. Так добро победило зло.

Расскажи об Аленушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая? Объясни. Приведи примеры из сказки.

Аленушка в сказке представлена доброй, ласковой, доверчивой и преданной девушкой. Она заботилась о младшем братце, жалела его и не бросала в трудные минуты. Аленушка доверяла людям и видела в них только хорошее. Так она не смогла заподозрить в ведьме человека, способного на зло, и ее доверчивость сыграла с ней злую шутку, когда Аленушка поддалась уговорам ведьмы и пошла с ней купаться на реку.

Обсудите с другом. По каким признакам можно назвать сказку волшебной?

Сказку можно назвать волшебной, так как невозможно, напившись воды, превратиться в животное, которое может разговаривать, а затем, перекувыркнувшись через голову, опять стать человеком. Также невозможно, утонув, ожить.

Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их. Запиши в “Рабочую тетрадь”.

Сказку можно разделить на несколько смысловых частей:

  • Аленушка и Иванушка — дети-сироты.
  • Трудный путь.
  • Превращение Иванушки.
  • Неожиданное замужество Аленушки.
  • Зло, совершенное ведьмой.
  • Жалобный плач козленка.
  • Спасение Аленушки.
  • Счастливое завершение сказки.


Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой.

Умерли родители Аленушки и Иванушки. Брат и сестра остались сиротами.
Иванушка не послушался Аленушку, напился из козьего копытца и превратился в козленочка.
Ведьма обманом выманила Аленушку купаться на реку и утопила ее.
Ведьма приказала зарезать козленочка-Иванушку.


Как проявили себя герои в трудных ситуациях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

В трудных ситуациях герои проявляли заботу друг о друге, держались вместе, искали друг у друга поддержку.

О том, что брат и сестра любили друг друга, говорят строки сказки. Когда Иванушка превратился в козленочка, «залилась Алёнушка слезами, …плачет, а козлёночек возле неё скачет.»

Когда купец позвал Аленушку замуж, она не бросила брата, а взяла с собой и заботилась о нем. «…козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки».

Когда ведьма утопила Аленушку, козленочек-Иванушка очень переживал, «повесил голову, не пьёт, не ест». Он все время приходил на берег и звал сестру: «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…».

Аленушка даже из-под воды отвечала брату: «Ах, братец мой Иванушка!…»

Когда Аленушка была спасена и ожила, Иванушка «…от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком».

Как козлёночек звал свою сестрицу: весело, жалобно, нежно? Выразительно перечитай этот эпизод со слов: «Побежал козлёночек на речку…». Как отвечала Алёнушка?

Козленочек звал сестрицу жалобно: «…и жалобнёхонько закричал…».

Аленушка отвечала брату ласково, но печально: «Ах, братец мой Иванушка!».

Обсудите с другом, почему именно с Иванушкoй случилась беда. Какие черты характера проявил Иванушка в начале сказки, а какие — в конце?

С Иванушкой случилась беда, потому что он не послушался Аленушку и напился из козьего копытца.

В начале сказки Иванушка проявил беспечность и непослушание, а в конце — любовь к сестре и радость за нее.

Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Какая была причина?

Брата и сестру хотела погубить ведьма. Она была злая и хотела вместо Аленушки стать женой купца. Иванушку она решила погубить, когда узнала, что он разговаривает с сестрой на берегу реки. Ведьма боялась разоблачения.


Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Перескажи этот эпизод.

Обман ведьмы помог раскрыть слуга купца. Ведьма послала его найти козленочка. Слуга пошел на реку и услышал, как козленочек зовет Аленушку, а она ему отвечает со дна реки. Тогда слуга пошел к купцу и все рассказал ему.

Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая? Объясни. Приведи примеры из сказки.

Аленушка добрая, заботливая и преданная. Она любит своего брата Иванушку и не хочет оставлять его одного. В сказке говорится, что «пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла». Когда она вышла замуж за купца, Иванушка стал жить с ними: «…козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки».

Аленушка относится к брату тепло и ласково. В сказке она разговаривает с ним очень мягко, с любовью, называет его братцем: «Ах, братец мой Иванушка!».

Но Аленушка оказалась слишком доверчивой и поэтому попала в беду. Она поверила ведьме, которая обманула ее. «…приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и … ласково начала звать её купаться на реку. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду».

Найди в сказке описания событий, которые повторяются три раза.

Иванушка трижды хочет напиться воды из коровьего, конского и козьего копытца. «Шли-шли — солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает».

Иванушка-козленочек трижды разговаривает с погибшей сестрой, стоя на берегу реки: «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…». Первый раз об этом узнала ведьма. Второй раз козленочек рассказывает Аленушке, что его хотят зарезать. Третий раз разговор брата и сестры подслушивает слуга.

В конце сказки Иванушка снова становится мальчиком после того, как «от радости три раза перекинулся через голову».


Прочитай первое предложение сказки. Как называется эта часть?

Эта часть сказки называется зачин.


Понаблюдай за языком волшебной сказки. Найди красочные определения и сравнения.

Широкое поле;
красная девица;
костры высокие;
котлы чугунные;
ножи булатные;
тяжел камень;
шелкова трава;
желты пески;
сети шелковые;
ключевая вода.

Перечитай конец сказки. Можно ли сказать, что добро побеждает зло?

Да, можно. Аленушка была спасена и ожила, «стала краше, чем была». А Иванушка от радости снова стал человеком. Злые чары ведьмы были разрушены, ей не удалось погубить брата и сестру.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 27. 

УКМ «Школа России»

1. Что ты узнал об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

Дети остались сиротами, после смерти родителей. Алёнушка старше Иванушки. Она работает, чтобы прокормить себя и брата.

2. Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

Три раза просил Иванушка позволения напиться из копытца, и три раза повторяются слова: Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Это троекратный повтор, обычный для народных сказок.

Он призван показать, как сильно страдали дети от жажды.

3. Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой. Объясни, почему. Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

С детьми случались следующие несчастья:

  1. Иванушка стал козлёночком. Он слишком хотел пить и не устоял перед соблазном.
  2. Ведьма утопила Алёнушку. Девушка поверила незнакомке.

Алёнушка не бросила козлёночка, Иванушка бегал за помощью к сестре на реку. Они стойко переносили несчастья.

Алёнушка горько плакала, когда брат стал козлёнком. Иванушка-козлёнок повесил голову, не ел, не пил, бегал на реку, когда сестру утопили.

Это говорит о том, что брат и сестра сильно любили друг друга.

4. Перечитай слова козлёночка. Как он звал свою сестру: весело, жалобно, печально? Как отвечала Алёнушка? Обсудите с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда.

Козлёнок звал сестру жалобно, печально, ведь сестра утонула, а его должны были убить.

Алёнушка отвечала с сожалением, она не могла выплыть.

Иванушка стал козлёночком потому что не послушал сестру; потому что был маленьким и не мог терпеть жажду. 

5. Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?

Детей хотела погубить ведьма. 

Обман ведьмы помогли раскрыть Иванушка, который бегал к реке и звал сестру, и слуга, который подслушал мольбу Иванушки.

6. Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

Обман ведьмы раскрылся и Алёнушку вытащили из реки. Она ожила, а братец превратился обратно в мальчика. 

Так добро победило, а зло было наказано.

7. Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая. Объясни, приведи примеры из сказки.

Алёнушка была доброй и красивой девушкой (Купец звал её «Красна девица»; когда она ожила стала краше, чем была).

Она любила брата и много работала («Пошла Алёнушка на работу»).

Она была доверчивой, наивной (Поверила ведьме и пошла купаться).

Она была преданной и всеми силами стремилась вернуться к брату (Иванушка звал сестру, а она с тоской отвечала, что не может вернуться).

8. По каким признакам можно назвать сказку волшебной?

Эта сказка волшебная, потому что:

  1. Есть волшебные превращения — Иванушка становится козлёночком и обратно мальчиком.
  2. Есть волшебные существа — ведьма, превратившаяся в Алёнушку.
  3. Происходят чудеса — Алёнушка ожила.
  4. Зло наказано, добро побеждает.
  5. Имеются троекратные повторы — три копытца, три раза звал Иванушка сестру.

9. Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их.

Пример сложного плана пересказа сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Разделим сказку на пять смысловых частей.

Дадим каждой название и запишем эти части в виде плана. По нему можно пересказать сказку, а значит это план.

План пересказа сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 3 класса

  1. Три копытца.
  2. Жена купца.
  3. Козни ведьмы.
  4. Козлёнок у реки.
  5. Разоблачение ведьмы.

Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Алёнушка и Иванушка остались сиротами. Однажды они шли по полю и стояла страшная жара. Дети очень хотели пить. Иванушка увидел коровье копытце полное воды. Он стал просить позволения напиться. Но Алёнушка строго запретила ему пить. Он послушался.

Не стал Иванушка пить и из лошадиного копытца. Но когда дети дошли до козьего копытца, Иванушка обезумел от жажды и выпил воды.

Он стал козлёночком, а сестра стала горько плакать.

На её счастье, мимо проезжал купец, которому понравилась девушка. Он позвал Алёнушку замуж, а козлёночек стал жить с ними.

Однажды купец уехал, а ведьма заманила Алёнушку на реку и утопила. Ведьма превратилась в Алёнушку и никто, кроме козлёночка, не заметил подмены.

А Иванушка стал бегать на реку и звать сестру. Но Алёнушка отвечала ему, что не может выбраться.

Ведьма узнала про это и решила убить козлёночка. Тот в последний раз побежал к реке и отчаянно звал сестру. Его мольбу услышал слуга и доложил купцу.

Алёнушку достали и она ожила. Иванушка кувыркнулся и стал мальчиком. Все были счастливы.

Конспект урока: Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Устное народное творчество


Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели урока

  • познакомиться с новым видом сказки (волшебная сказка)
  • подготовиться к краткому пересказу текста по ранее составленному плану

Словарь


Мочи нет
— сил нет.


Залилась слезами
 — заплакала.


Хоромы
— большой деревянный дом.


Названый отец
 — мужчина, который усыновил и вырастил не родного, а приёмного ребёнка.


Донимает
— не даёт покоя.


Купец
 — человек, занятый в сфере торговли.


Сегодня мы будем знакомиться с новым видом 

сказки — волшебной сказкой. 


Волшебная сказка
 — это жанр сказки, включающий в себя повествование о нереальных событиях и персонажах. Волшебные сказки могут быть народными или авторскими. Часто сюжет авторских сказок взят из народных.            

В основе сюжета волшебной сказки — рассказ о достижении героем цели при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Главный герой или героиня часто сражаются со злой силой и всегда побеждают её (или разгадывают трудные задачи).

В волшебной сказке герой, олицетворяющий добро, всегда побеждает злодея.



Признаки волшебной сказки:

  • присказка — разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине и в конце сказки. Например: «Это присказка, а сказка ещё впереди» (в начале); «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается» (в середине); «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» (в конце);
  • зачин — начало сказки: «жили-были», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»;
  • волшебные предметы (помощники);
  • сказочные слова и выражения;
  • чудесные превращения;
  • троекратные повторы (события, которые повторяются три раза);
  • борьба добра и зла (добро побеждает зло);
  • развязка (концовка).

О произведении

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — одна из наиболее любимых русских народных сказок. В ней рассказывается о любви сестры и брата друг к другу, о послушании, смирении, зависти, коварстве, справедливости. 


Это интересно!

Всем известная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» является русской народной сказкой: это значит, что истинный автор — народ. Но известны люди, которые донесли эту сказку до читателей, — это писатели Алексей Николаевич Толстой и Александр Николаевич Афанасьев. Именно в их сборниках можно прочитать эту сказку. Также сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» имеет несколько версий.       


Вопросы к тексту

Прочитайте сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Определите главную мысль (мысли) этой сказки.

Главная мысль сказки заключается в том, что:

1. Нужно всегда слушаться старших (если бы братец Иванушка послушался сестру Алёнушку, то он не превратился бы в козлёночка).

2. Мир не без добрых людей (купец «подобрал» сестру с братом-козлёнком). 

3. Не стоит доверять незнакомым людям (Алёнушка пошла купаться с ведьмой).

4. Добро всегда побеждает зло (злая ведьма в итоге была наказана по заслугам).


             

Охарактеризуйте всех действующих лиц сказки.

Сестрица Алёнушка — умная, красивая, трудолюбивая, заботливая, доверчивая.

Братец Иванушка — молодой, непослушный, беззаботный.

Купец — молодой, красивый, честный, порядочный.

Ведьма — злая, коварная, жестокая, обманщица.

Слуга — внимательный, честный.


   

По каким признакам можно определить, что эта сказка волшебная? Приведите примеры из сказки.  

Сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно назвать волшебной по следующим признакам. 

В сказке присутствуют чудесные превращения (в начале сказки Иванушка превращается в козлёнка, а в конце — обратно в мальчика; ведьма превращается в Алёнушку). Купец и слуга выступают как помощники главного героя. 

Троекратные повторы: три повтора просьбы Алёнушки к Иванушке («Не пей, братец»), три просьбы козлёночка Иванушки к утопленнице Алёнушке («Выплынь, выплынь на бережок»). Также троекратные повторы присутствуют в просьбе ведьмы к купцу («Зарежь», «Костры горят высокие, хотят меня зарезати, ножи точат булатные, и котлы кипят чугунные»). Победа добра над злом (злая ведьма наказана).


   

Разделите текст сказки на смысловые части. Озаглавьте их. 

В. Васнецов «Алёнушка»
В. Васнецов «Алёнушка»

Подходит ли план ниже для краткого пересказа этого текста?

1. Непослушание братца и его превращение в козлёночка.

2. Замужество Алёнушки.

3. Обман злой ведьмы.

4. Разоблачение ведьмы.

5. Наказание злой ведьмы и счастливый конец.


Вспомните!


Краткий пересказ
— это пересказ основных событий произведения без подробностей. Во время краткого пересказа необходимо не только перечислить события, но и составить краткий связный текст, который будет интересно слушать.


Кратко перескажите текст по ранее составленному плану вашим родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцени свою работу на уроке! Выбери смайлик, который соответствует твоему настроению.


Предыдущий урок

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Литературные сказки

Следующий урок

Русские народные песни. Докучные сказки

Устное народное творчество

logo

  • Признаки сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      vancegregory111

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    3 минуты назад

    Реформы Швеции История помогите плиз

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Фотка снизу↓↓↓↓
    ////Очень надо это все решить///

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    3 минуты назад

    2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    7 минут назад

    Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    5 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тема

Сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.

Тип

Урок
открытия новых знаний

Цель

Способствовать
развитию навыка правильного, сознательного чтения

Задачи

Создать
условия для знакомства учащихся с русской народной сказкой  «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»

Планируемый
результат

Предметные
умения:
познакомиться
с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым
видом сказок (волшебной); учиться делить текст на части; обогащать словарный
запас, развивать внимание, память, творческие способности.

Личностные:
мотивация
к обучению.

Метапредметные:

Регулятивные:
овладеют
способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:
уметь
слушать учителя, сотрудничать с учителем и классом.

Основные
понятия

Волшебная
сказка.

Используемое
оборудование

Литературное
чтение 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова;
мультимедийное сопровождение урока.

Межпредметные
связи

Русский
язык; культура речи; ИЗО; окружающий мир; ИКТ

Организация
пространства

Индивидуальная,
коллективная работа; групповая (парная) работа; проблемный метод

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация
и мотивация учебной деятельности


Ребята, встаньте, урок начинается. Здравствуйте, меня зовутЮлия Витальевна
сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

Проверь-ка,
дружок,

Ты готов
начать урок?

Все ль
на месте,

Все ль в
порядке:

Учебник,
ручка и тетрадка?

– Проверим
готовность к уроку


Давайте проверим, все ли у вас лежит на партах: учебник, дневник, пенал.

Приветствуют
учителя. Настраиваются на работу.

Умение
слушать и понимать других.

Актуализация
знаний


Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

— Какие
сказки называются докучными? С каких слов они начинаются?

— А как
они заканчиваются?

— Какие
сказки вы запомнили?


Молодцы, а сейчас откройте учебники на странице 18 и давайте еще раз
прочитаем первую сказку.

— О чем
говорится в этой сказке?

-Кто
главные герои? Охарактеризуйте их.

— Чему
учит сказка?


Молодцы, вы помните о чём была эта сказка и смогли сказать чему она учит.
Тем, кто активно отвечал на вопросы, я ставлю «5».

— На прошлом уроке мы узнали о докучных
сказках.

— Докучные сказки начинаются со слов:
«Жили-были».

— Они заканчиваются неожиданно.

— «Жил-был карась…»; «Жил-был журавль…»;
«Жил-был старичок…»; «У нашего Гришеньки»

— О том, что жили-были карась, два
налима, три гуся.

Учащиеся дают разные варианты ответа.

Каждый учащийся высказывает свою точку
зрения на счёт того, чему учит данное произведение.

Планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий).

Проблемная
ситуация

— А
какие еще жанры сказок вы знаете?

— А вы
знаете такой жанр сказок – волшебные сказки?

— А чем
волшебные сказки отличаются от обычных?


Ребята, кто догадался, о чем будет сегодняшний наш урок.

Правильно.
Сегодня мы будем с вами разговаривать о сказках. Тема нашего урока
«Волшебные сказки»

— Ответы
детей.

— Ответы
детей.

— В
волшебных сказках присутствуют
повествование
о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные
персонажи.

— О
волшебных  сказках.

Овладевают
способностью планировать этапы своей работы.

Построение
выхода из затруднения

— А как
вы думаете, чем волшебные сказки отличаются от остальных сказок ?


Молодцы. Главные особенности волшебной сказки: присутствует волшебство,
герои-злодеи, герои-помощники, необычные испытания и волшебные предметы.


Откройте свои учебники на странице 22.


Прочитайте название сказки.

— А есть
ли у этой сказки автор?

— Значит
какая это сказка?


Молодцы !

Ответы
детей.


Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

— У этой
сказки нет автора.

— Эта
сказка русская народная.

Умение
извлекать нужную информацию из беседы.

Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Мы попрыгали на месте. Ах! Ах! Ах!

Теперь руками хлопнем вместе. Бах! Бах! Бах!

А потом прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

А затем нагнулись ниже,

Наклонились к полу ближе.

Повертелись очень ловко,

В этом нам нужна сноровка.

Ну что, понравилось, дружок?

 И работать начинаем.

Повторяют
движения за учителем.

Реализация
проекта выхода из затруднения

— Дети, 
я прочту вам сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а вы слушайте
внимательно.

Первичное
чтение сказки учителем, с постановкой проблемного вопроса.

— Можно
ли назвать эту сказку волшебной ?

— Почему
её можно так назвать ?


Давайте прочитаем эту сказку  и обсудим её содержание.

— Но
сначала узнаем значение некоторых слов, например: Булатные(ножи), купец,
слуга.
Что эти слова означают ?

— Итак,
теперь будем читать эту сказку по цепочке, по одному предложению каждый.

(Останавливает
учащихся после прочтения 1 абзаца)


Скажите, про кого говорится в сказке?

— Читаем
дальше.

(После
прочтения 1 страницы)

— Что
случилось с родителями Алёнушки и Иванушки?

— Куда
они шли?

— Что
захотел Иванушка?

— Откуда
он хотел попить?


Разрешила ему Алёнушка?

— Что
она ему сказала?


Хорошо, продолжаем дальше.

(После
прочтения 4 абзаца на стр.23)

— Что
сделал Иванушка?

(После
прочтения 6 абзаца стр.24)

— Что
делала Аленушка?

— Кто
проезжал мимо?

— Что он
предложил ей?

(После
прочтения 14 абзаца на стр.24)

— Кто
пришел под Алёнушкино окно, когда купца не было дома?

— Куда
она ее позвала?

— Что
ведьма сделала с Алёнушкой?

— Что
дальше сделала ведьма?

— Кто
распознал ведьму?

— Куда
он ходил каждое утро и вечер?

— Что он
там делает?

— Что
сделала ведьма, когда узнала про это?

— Что
значит «разложить костры»?

— Что на
это ответил купец?

(После
прочтения всей стр.25)

— Что
делала ведьма, когда купец согласился зарезать козленочка?

— Что
попросил козленочек перед смертью?

— С кем
он разговаривал на бережку?

— О чем
он ее просил?

— Что
она ответила?

— Что
тем временем делала ведьма?

— Кого
она отправила на поиски?

— Что
увидела слуга, придя на берег?

(После
прочтения стр.26)

— Что
сделала слуга, подслушав разговор козленочка и Алёнушки?

— Что
сделал народ?

— Что
после произошло с Аленушкой?

— Что
произошло с козленочком?


Молодцы !

Слушают
внимательно сказку, которые читает учитель.

— Можно.

— Её
можно так назвать потому, что в ней присутствуют вымышленные персонажи,
которые участвуют в необыкновенных событиях.

Ответы
детей.

— В
сказке говорится про старика, старуху, их дочку Аленушку и сына Иванушку.

— Они
умерли.

— На
работу к Алёнушке


Иванушка захотел пить.

— Он хотел
попить из копытца.

— Нет,
не разрешила.

— Она
сказала: «Не пей, братец, жеребёночком станешь».

— Не
послушался Алёнушку и попил с копытца.

— Она
плакала.

— Мимо
проезжал купец.

— Выйти
замуж за него и жить с ним и козленочком.

— Под
Алёнушкино окно пришла ведьма.

— Она
позвала её на реку.


Привязала ей на шею камень и бросила в реку.

— Она
оборотилась Алёнушкой.

— Ведьму
распознал козлёночек.

— На
бережок около воды.

— Он
зовёт свою сестрицу.


Попросила купца зарезать козлёночка.

Ответы учащихся.

— Что
привык к нему, но согласился.

— Велела
разложить костры, греть котлы, точить ножи.


Сходить на речку испить водицы.

— На
бережку он разговаривал с Алёнушкой.

— Он
попросил её чтоб она выплыла.

— Камень
тяжелый на дно тянет.

— Ведьма
искала козлёночка.

— На
поиски она отправила слугу.

— По
берегу бегает козлёночек и жалобненько зовёт Алёнушку.


Побежал домой и рассказал купцу


Закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень, одели в
нарядное платье

— Она
ожила.

— От радости
3 раза перекинулся и обернулся мальчиком Иванушкой.

Обобщение
беседы  по уроку

— Дети,
какую сказку мы сегодня прочитали?

— Кто
автор этой сказки?

Работа с
иллюстрациями:


Ребята, посмотрите на иллюстрацию на странице 23. Какой момент из сказки
здесь показан ?


Взглянув на Алёнушку и Иванушку, можно ли определить, что они живут одни без
родителей ?

Характеристика
главных героев.


Скажите, какая Алёнушка по характеру ? Добрая или злая ? заботливая или
безразличная ?

— А
какой по характеру Иванушка ?

— Чему
учит детей народ в своей сказке?

— (На
случай, если учащиеся будут говорить не особо подходящие ответы) Ваши
варианты ответов интересны, но мне кажется, что эта сказка учит быть
послушными, учит не пить грязную воду и не верить первому встречному.

/

— (На
случай, если учащиеся будут говорить верные варианты ответа) Правильно,
именно этим вещам и учит эта сказка.


Сегодня мы прочитали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

— У неё
нет автора, это народная сказка, её автор – народ.

— Здесь
показан момент, в котором Алёнушка говорит Иванушке, чтобы он не пил из
козьего копытца.

Дают
разные варианты ответов.


Алёнушка добрая и заботливая.


Немного глупый и непослушный.

Ответы
детей.

Умение
объективно оценивать результаты труда.

Итог
урока


Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо поработали на уроке. Активно отвечали
на все вопросы и выполняли задания.

Умение
подводить итоги и делать выводы из проделанной работы.

Рефлексия

на
доске:

сегодня
я узнал…

было
интересно…

было
трудно…

я
выполнял задания…

я понял,
что…

теперь я
могу…

я
почувствовал, что…

я
приобрел…

я
научился…

у меня
получилось …

я смог…

я
попробую…

меня
удивило…

урок дал
мне для жизни…

мне захотелось…

Оценивают
свою работу на уроке.

Домашнее
задание

— Дома
еще раз прочитайте сказку на странице 22-26,разделите на смысловые части.


Встаньте. Урок окончен. До свидания.

Записывают
домашнее задание.

Встают и
прощаются с учителем.

  • Признаки сказки 2 класс литературное чтение перспектива
  • Признаки волшебной сказки 3 класс белая уточка
  • Признаки волшебной народной сказки
  • Признаки бытовой сказки каша из топора
  • Признаки бытовой сказки 5 класс