Литературное чтение, 3 класс
Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа
нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С. 40-50
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;
Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем сочинить свою волшебную сказку.
Основное содержание урока.
1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:
А. – Смотри, вся пшеница потоптана.
В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал
А: – Три сына – это троекратный повтор.
В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.
А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.
В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.
А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?
В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…
Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.
А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.
В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.
А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.
В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.
А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.
В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.
А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?
В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.
А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.
В: Можно сказать, она добрая и справедливая.
А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.
В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.
А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.
А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…
В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.
А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.
В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.
А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.
В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?
А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»
А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.
В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.
А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.
В: Давай вспоминать.
1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.
2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.
3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.
4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.
5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.
6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.
7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.
На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.
9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.
10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.
11) Концовка – свадебный пир.
А: Поучительная сказка!
В: Чему же она тебя научила?
А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.
Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.
В: А я вспомнил пословицы к сказке.
А: И у меня есть пословицы.
В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?
А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда
В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.
А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.
Разбор типового тренировочного задания
Единичный выбор
Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:
1. Сивка-Бурка
2. Иван-царевич
3. Иванушка – дурачок
4. Елена Прекрасная
Ответ:
3. Иванушка-дурачок.
Разбор типового контрольного задания
Кроссворд.
Разгадайте кроссворд
1 вариант
1. Сколько сыновей было у старика?
2. Как называли Иванушку?
3. Кого звали Сивкой-буркой?
4. Значение слова «изловил».
5. Место, где сидела Елена Прекрасная.
6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?
2 вариант
1. Что посеял старик на поле?
2. Как называли младшего сына — дурачка?
3. Кто был волшебным помощником Иванушки?
4. Значение слова «потчевал».
5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?
6. Чем закончилась сказка?
Ответ
1 вариант
1. Три;
2. Дурачок;
3. Конь;
4. Поймал;
5. Терем;
6. Перстень.
2 вариант
1. Пшеница;
2. Иванушка;
3. конь;
4. угощал;
5. три;
6. свадьба.
Вопросы по тексту сказки «Сивка-Бурка»:
- Что целыми днями делал Иванушка?
- Что сеял в поле старик-отец?
- Где провели ночь старший и средний сыновья?
- Какого цвета был Сивка-Бурка?
- Откуда у Сивки-Бурки валил дым?
- Чем поймал коня Иванушка?
- Что обещал Сивка-Бурка Иванушке?
- Зачем ехали на праздник старшие братья?
- В какое ухо влезал Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка в первый раз?
- Чем Иванушка хлестнул братьев?
- Каких грибов принес Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка во второй раз?
- Что сделал Иванушка допрыгнув до царевны?
- Как объяснил Иванушка тряпку на пальце?
- Что обещали тому, кто побрезгует царским пиром?
- Из чего были столы на пиру у царя?
- Чем угощала гостей царевна?
- Как царевна называла царя?
- Как царевна назвала Иванушку?
Ответы на заданные вопросы:
- Валялся на печи
- Пшеницу
- На сеновале.
- Золотой и серебряный
- Из ушей
- Арканом-верёвкой
- Сослужить великую службу
- На других посмотреть
- В правое
- Три венца
- Шелковой плеточкой
- Мухоморов
- Два венца
- Поцеловал и снял перстень
- Напоролся на сучок
- Голову с плеч
- Дубовые
- Медом
- Батюшка
- Суженый, жених
По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
Мы знаем, что сказка является особым жанром литературы, у которого есть свои отличительные черты или признаки. Этих признаков достаточно много, но есть один главный — герои сказки и события в ней описанные всегда вымышленные.
События произведения «Сивка-Бурка» вымышленные, так же как и герои. Не жил никогда Иванушка-дурачок, не ловил он коня Сивку-Бурку, не прыгал на терем к царевне.
Следовательно произведение «Сивка-Бурка» является сказкой.
Какая же это сказка?
Мы знаем, что сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. У каждого вида сказки опять же есть признаки.
Признаки волшебной сказки в произведении «Сивка-Бурка»:
- Зачин. «Было у старика трое сыновей…»
- Волшебные помощники. Конь Сивка-Бурка.
- Волшебные превращения. Иванушка из дурачка становился добрым молодцем и братья его не узнавали.
- Троекратный повтор. Три раза ездил Иван в столицу, три раза прыгал. Троекратным свистом вызывал Сивку-Бурку. Три сына было у старика.
- Борьба добра со злом. Старшие сыновья обзывали Иванушку и не принимали его всерьёз.
- Победа добра. Иванушка становится женихом царевны.
- Концовка.
«Я на том пиру был, мед-пиво пил…»
Вывод: Произведение «Сивка-Бурка» является народной волшебной сказкой.
Задание:
Составить план для пересказа сказки «Сивка-Бурка» для 3 класса.
Выполнение:
Главным героем замечательной народной сказки «Сивка-Бурка» является Иванушка-дурачок, младший сын обычного крестьянина. Конечно, Иванушка не был дурачком, а просто был себе на уме. Он был по-своему хитрый и оборотистый, и сразу видел свою выгоду.
Иванушка поймал коня, который обещал верой-правдой служить ему, и в итоге стал мужем прекрасной царевны. В некоторых вариантах сказки царевну называют Ненаглядной красотой, а в других Еленой Прекрасной, чаще же она не имеет имени.
Для составления плана сказки разделим ее на смысловые части.
В первой части говорится о том, как Иван поймал коня и отпустил.
Во второй Иван в первый раз отправляется в столицу и не допрыгивает три венца.
В третьей Иван во второй раз едет в столицу и снова терпит неудачу.
В четвертой Иван снимает перстень с пальца царевны.
В пятой Иван становится женихом царевны.
Мы разделили сказку на пять смысловых частей, значит и наш план тоже будет содержать пять пунктов. Дадим название каждой смысловой части и получим план.
Пример плана к сказке «Сивка-Бурка»:
- Потоптанное поле
- Дежурство братьев
- Иван ловит коня
- Обещание службы
- Братья не берут Ивана
- Иван и Сивка-Бурка
- Три венца
- Два венца
- Поцелуй и перстень
- Баловство с огнем
- Разоблачение на пиру
- Жених царевны
1. По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
В этом народном произведении присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные персонажи.
А также здесь присутствуют троекратные повторы, присказка.
2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Главному герою предстояло снять с руки красавицы перстень.
Это и стало его главным испытанием.
А удалось Ивану его преодолеть с третьего раза.
И то благодаря своему верному помощнику – коню.
3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Такой персонаж, как конь изображён очень интересно, необыкновенно.
О шерсти сказано, что она наполовину из серебра, наполовину из золота.
Во время бега под ним дрожит земля, а из ушей идёт дым.
Ещё и ноздри огнём дышат.
То есть Сивка-бурка значительно отличается от обычных, реальных лошадей.
Этот персонаж много раз выручал Ивана.
Например, однажды он превратил его в красивого молодца, чем очень помог.
Помимо такого превращения, в сказке присутствует чудо в виде необычных способностей Ивана – он мог прыгать очень-очень высоко.
Но это скорее заслуга его верного слуги.
Ещё волшебством является то, насколько быстро Сивка-бурка являлся перед Иваном.
Достаточно было произнести пару слов.
То есть, всё, что связано с конём можно назвать волшебными моментами этого произведения.
4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Я бы не назвал Ивана простым. Он достаточно умён, смышлён и находчив.
А также герой намного ловчее и хитрее своих братьев, благодаря чему и смог водить их за нос.
Ещё народ изображает Ивана ловким, проворным и храбрым, а его братьев – глупыми и завистливыми.
5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ. Почему ты так думаешь? Приведи примеры.
Елена стала женой Ивана благодаря его доброму и находчивому нраву.
Он доказал, что намного лучше других, проявил упорство, смелость, ловкость и умение исполнять порученное дело.
Эти черты характера и стали залогом счастья Ивана.
Наглядными примерами являются достижения целей героя – сначала он поймал волшебного коня, а потом ещё добрался до желанного окна.
6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
В зависимости от эпизода, в интонации может присутствовать радость, насмешка, хитрость, напряжённость.
Главное — чётко произносить слова и делать нужные паузы: запятая – короткая пауза; точка, тире – длинная пауза.
7. Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
Художник изображает момент поцелуя Ивана с прекрасной девицей.
Именно тогда герой и снял с её пальца желанное кольцо.
Одежду героев я так и представлял, а их лица немного размыты, поэтому сравнить не могу.
Ещё я почему-то думал, что у Елены длинная коса.
Пересказ:
Иван вызвал к себе своего верного, волшебного коня.
Перевоплотившись в красавца и оседлав Сивку-бурку, он добрался до окна, в котором сидела красавица Елена.
Иван поцеловал её и снял с пальца то самое, желанное кольцо.
8. Придумай вопросы по содержанию сказки. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
- Почему главный герой имел прозвище «дурачок»?
- Сколько у Ивана было братьев?
- Кто истоптал поле?
- Кто помогал Ивану?
- Чем Сивка-бурка был особенным?
- Какой персонаж тебе больше всего понравился?
- Чем тебе запомнились братья Ивана?
- Какие главные черты характера братьев?
- Как звали будущую жену Ивана?
- Что Иван забрал у Елены?
- Какое главное испытание было у Ивана?
- Чем закончилась сказка?
Подсказка:
- Читательский дневник по сказке «Сивка — бурка»
_______
Урок
литературного чтения.
Класс:
3 д
Дата:20.09.
Учитель :
Ряхова Е.О.
Тема: Особенности волшебной
сказки. Характеристика героев сказки «Сивка-бурка». Портрет,
характер героя, выраженные через поступки и речь.
Цель:
Создать условия для систематизации учащимися умения работать со сказками.
Предметные: научатся определять и называть
особенности текста волшебных сказок; выразительно
читать по ролям; делить
текст на части , составлять картинный план, словесный план, восстанавливать
последовательность действий в сказке, соотносить картинки с эпизодами с уже
имеющимися названиями .
Метапредметные:
познавательные: находят и осмысливают
особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной
сказки; выявляют причинно-следственные связи, составляют план сказки (с
помощью учителя или самостоятельно); находят необходимую информацию в книге,
тексте, репродукции картины.
регулятивные:
анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень
читательской компетентности и общего речевого развития;
коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам
совместного общения в учебной деятельности.
Личностные:
-осознают пользу книг и
значимости чтения для себя, своего личностного роста и развития, обосновывают
мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу; приобретают
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Панируемые
результаты :
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
||
1.Мотивационный |
– Добрый |
— -Настраиваются |
||
2.Актуализация |
Ребята, давайте мы с вами перед началом работы немного Речевая разминка на – на – на – в поле выросла сосна; но – но – но – мы купили полотно; ан – ан – ан – мы купили чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? Молодцы! -Сегодня наш урок я хочу начать с пословиц Кашу кушай, а сказку слушай: Умом разумом смекай, да на -Прочитайте про себя, 1 ученик, — Как понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. Сказка мудростью богата. Скажем сказке – приходи. Это присказка, ребята. Сказка будет впереди. -Ребята, скажите с каким |
— — Читают — |
||
3.Постановка |
— -Какой раздел изучаем? -С какими жанрами УНТ — Давайте вспомним виды русских — С какой сказкой начали -«Сивка-Бурка» — это русская -Назовите «элементы» сказки. — Вот сегодня |
— УНТ — — — зачин, |
||
4.Составление |
-Откройте учебник на стр 40. На прошлом уроке мы с вами — Ваше домашнее задание было прочитать первую часть — Несколько учащихся будут выполнять тест
— Чтение по ролям, затем идет небольшое обсуждение. — Какая беда постигла старика? — Эпизод из какой сказки напоминает? — Кто же оказался вором? — Давайте вспомним, что же произошло дальше. Вторую часть мы читать не будем, я вам буду задавать -Прочитайте клич царя. -Зачем братья поехали к царскому двору? -Ребята, найдите в тексте, почему братья не взяли с собой -Под каким предлогом он ушел из дома? — А теперь зачитайте, как Иванушка Сивку бурку звал ? -А как же он оказался у царского дворца. Зачитайте. -Сколько бревен он не допрыгнул? Молодцы ребята! |
-открывают — читают -он «Иван-царевич — |
||
5.Реализация |
— А сейчас мы Потом мы с вами -На второй день -Иванушка влез Сивке- — Сивка- бурка второй — На третий день -На третий день -На руке у Иванушке — Ребята, давайте Проверка У кого нет не одной — У кого 1-2 ошибки? У кого больше 2 |
Работают — затем |
||
6.Этап самостоятельной |
Ну и последнюю часть — Теперь ребята когда Я подготовила вам 1-3 -Вам 5-6 План 1. 2. Клич 3. Помощь 4. 5. Перстень 2-4 -Вам Ребята, — |
— — дети выполняют задание по группам, после — садятся. |
||
7.Рефлексия |
Вот мы с -Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная. Какие Ну а наш урок подходит к концу Записывают |
— борьба — |
Карточка №1 · · · · · · |
Карточка №1 · · · · · · |
Карточка №1 · · · · · · |
Карточка №1 · · · · · · |
Карточка №1 · · · · · · |
Карточка №1 · · · · · · |
Пойманный конь |
Клич |
Помощь верного коня |
Прекрасная царевна |
Перстень царевны |
Златогривый конь |
Народу видимо- невидимо |
Царевна |
Невероятный прыжок |
Пир во дворце |
Кашу кушай, |
а сказку |
Умом |
да на ус |
Ф.И.____________________ 1. Укажи автора сказки: А) Б) В) Г) 2. А) Б) В) Г) 3. А) Б) В) Г) 4. О А) Б) В) Г) 5. А) Б) В) Г) 6. А) Б) В) Г) 7. А) Б) В) Г) 8. А) Б) В) Г) |
Ф.И.____________________ 2. Укажи автора сказки: А) Б) В) Г) 2. А) Б) В) Г) 3. Как А) Б) В) Г) 4. О А) Б) В) Г) 5. А) Б) В) Г) 6. А) Б) В) Г) 7. А) Б) В) сапоги-скороходы Г) 8. А) Б) В) Г) |
Ф.И.____________________ 3. Укажи автора сказки: А) Б) В) немецкая Г) 2. А) Б) В) Г) 3. А) Б) В) Г) 4. О А) Б) В) Г) 5. А) Б) В) Г) 6. А) Б) накинул В) Г) 7. А) Б) В) Г) 8. А) Б) В) Г) |
Ф.И.____________________ 4. Укажи автора сказки: А) Б) В) Г) 2. А) Б) В) Г) 3. Как А) Б) В) Г) 4. О А) Б) В) Г) 5. А) старший Б) В) Г) 6. А) Б) В) Г) 7. А) Б) В) Г) 8. А) Б) В) Г) царица |