Признаки сказки 3 класс литературное чтение сивка бурка

Литературное чтение, 3 класс

Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа

нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С. 40-50

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;

Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем сочинить свою волшебную сказку.

Основное содержание урока.

1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:

А. – Смотри, вся пшеница потоптана.

В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал

А: – Три сына – это троекратный повтор.

В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.

А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.

В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.

А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?

В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…

Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.

А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.

В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.

А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.

В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.

А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.

В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.

А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?

В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.

А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.

В: Можно сказать, она добрая и справедливая.

А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.

В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.

А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.

А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…

В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.

А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.

В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.

А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.

В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?

А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»

А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.

В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.

А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.

В: Давай вспоминать.

1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.

2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.

3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.

4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.

5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.

6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.

7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.

8) На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.

9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.

10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.

11) Концовка – свадебный пир.

А: Поучительная сказка!

В: Чему же она тебя научила?

А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.

Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.

Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.

Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.

В: А я вспомнил пословицы к сказке.

А: И у меня есть пословицы.

В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?

А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда

В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.

А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:

1. Сивка-Бурка

2. Иван-царевич

3. Иванушка – дурачок

4. Елена Прекрасная

Ответ:

3. Иванушка-дурачок.

Разбор типового контрольного задания

Кроссворд.

Разгадайте кроссворд

1 вариант

1. Сколько сыновей было у старика?

2. Как называли Иванушку?

3. Кого звали Сивкой-буркой?

4. Значение слова «изловил».

5. Место, где сидела Елена Прекрасная.

6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?

2 вариант

1. Что посеял старик на поле?

2. Как называли младшего сына — дурачка?

3. Кто был волшебным помощником Иванушки?

4. Значение слова «потчевал».

5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?

6. Чем закончилась сказка?

Ответ

1 вариант

1. Три;

2. Дурачок;

3. Конь;

4. Поймал;

5. Терем;

6. Перстень.

2 вариант

1. Пшеница;

2. Иванушка;

3. конь;

4. угощал;

5. три;

6. свадьба.

­Вопросы по тексту сказки «Сивка-Бурка»:

  1. Что целыми днями делал Иванушка?
  2. Что сеял в поле старик-отец?
  3. Где провели ночь старший и средний сыновья?
  4. Какого цвета был Сивка-Бурка?
  5. Откуда у Сивки-Бурки валил дым?
  6. Чем поймал коня Иванушка?
  7. Что обещал Сивка-Бурка Иванушке?
  8. Зачем ехали на праздник старшие братья?
  9. В какое ухо влезал Иванушка?
  10. Сколько не допрыгнул Иванушка в первый раз?
  11. Чем Иванушка хлестнул братьев?
  12. Каких грибов принес Иванушка?
  13. Сколько не допрыгнул Иванушка во второй раз?
  14. Что сделал Иванушка допрыгнув до царевны?
  15. Как объяснил Иванушка тряпку на пальце?
  16. Что обещали тому, кто побрезгует царским пиром?
  17. Из чего были столы на пиру у царя?
  18. Чем угощала гостей царевна?
  19. Как царевна называла царя?
  20. Как царевна назвала Иванушку?

Ответы на заданные вопросы:

  1. Валялся на печи
  2. Пшеницу
  3. На сеновале.
  4. Золотой и серебряный
  5. Из ушей
  6. Арканом-верёвкой
  7. Сослужить великую службу
  8. На других посмотреть
  9. В правое
  10. Три венца
  11. Шелковой плеточкой
  12. Мухоморов
  13. Два венца
  14. Поцеловал и снял перстень
  15. Напоролся на сучок
  16. Голову с плеч
  17. Дубовые
  18. Медом
  19. Батюшка
  20. Суженый, жених

По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?

Мы знаем, что сказка является особым жанром литературы, у которого есть свои отличительные черты или признаки. Этих признаков достаточно много, но есть один главный — герои сказки и события в ней описанные всегда вымышленные.

События произведения «Сивка-Бурка» вымышленные, так же как и герои. Не жил никогда Иванушка-дурачок, не ловил он коня Сивку-Бурку, не прыгал на терем к царевне.

Следовательно произведение «Сивка-Бурка» является сказкой.

Какая же это сказка?

Мы знаем, что сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. У каждого вида сказки опять же есть признаки.

 Признаки волшебной сказки в произведении «Сивка-Бурка»:

  • Зачин. «Было у старика трое сыновей…»
  • Волшебные помощники. Конь Сивка-Бурка.
  • Волшебные превращения. Иванушка из дурачка становился добрым молодцем и братья его не узнавали.
  • Троекратный повтор. Три раза ездил Иван в столицу, три раза прыгал. Троекратным свистом вызывал Сивку-Бурку. Три сына было у старика.
  • Борьба добра со злом. Старшие сыновья обзывали Иванушку и не принимали его всерьёз.
  • Победа добра. Иванушка становится женихом царевны.
  • Концовка.

    «Я на том пиру был, мед-пиво пил…»

Вывод:  Произведение «Сивка-Бурка» является народной волшебной сказкой.



Задание:

Составить план для пересказа сказки «Сивка-Бурка» для 3 класса.



Выполнение:

Главным героем замечательной народной сказки «Сивка-Бурка» является Иванушка-дурачок, младший сын обычного крестьянина. Конечно, Иванушка не был дурачком, а просто был себе на уме. Он был по-своему хитрый и оборотистый, и сразу видел свою выгоду.

Иванушка поймал коня, который обещал верой-правдой служить ему, и в итоге стал мужем прекрасной царевны. В некоторых вариантах сказки царевну называют Ненаглядной красотой, а в других Еленой Прекрасной, чаще же она не имеет имени.

Для составления плана сказки разделим ее на смысловые части.

В первой части говорится о том, как Иван поймал коня и отпустил.

Во второй Иван в первый раз отправляется в столицу и не допрыгивает три венца.

В третьей Иван во второй раз едет в столицу и снова терпит неудачу.

В четвертой Иван снимает перстень с пальца царевны.

В пятой Иван становится женихом царевны.

Мы разделили сказку на пять смысловых частей, значит и наш план тоже будет содержать пять пунктов. Дадим название каждой смысловой части и получим план.

Пример  плана к сказке «Сивка-Бурка»:

  • Потоптанное поле
  • Дежурство братьев
  • Иван ловит коня
  • Обещание службы
  • Братья не берут Ивана
  • Иван и Сивка-Бурка
  • Три венца
  • Два венца
  • Поцелуй и перстень
  • Баловство с огнем
  • Разоблачение на пиру
  • Жених царевны

1. По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?

В этом народном произведении присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные персонажи.

А также здесь присутствуют троекратные повторы, присказка.

2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?

Главному герою предстояло снять с руки красавицы перстень.

Это и стало его главным испытанием.

А удалось Ивану его преодолеть с третьего раза.

И то благодаря своему верному помощнику – коню.

3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?

Такой персонаж, как конь изображён очень интересно, необыкновенно.

О шерсти сказано, что она наполовину из серебра, наполовину из золота.

Во время бега под ним дрожит земля, а из ушей идёт дым.

Ещё и ноздри огнём дышат.

То есть Сивка-бурка значительно отличается от обычных, реальных лошадей.

Этот персонаж много раз выручал Ивана.

Например, однажды он превратил его в красивого молодца, чем очень помог.

Помимо такого превращения, в сказке присутствует чудо в виде необычных способностей Ивана – он мог прыгать очень-очень высоко.

Но это скорее заслуга его верного слуги.

Ещё волшебством является то, насколько быстро Сивка-бурка являлся перед Иваном.

Достаточно было произнести пару слов.

То есть, всё, что связано с конём можно назвать волшебными моментами этого произведения.

4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?

Я бы не назвал Ивана простым. Он достаточно умён, смышлён и находчив.

А также герой намного ловчее и хитрее своих братьев, благодаря чему и смог водить их за нос.

Ещё народ изображает Ивана ловким, проворным и храбрым, а его братьев – глупыми и завистливыми.

5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ. Почему ты так думаешь? Приведи примеры.

Елена стала женой Ивана благодаря его доброму и находчивому нраву.

Он доказал, что намного лучше других, проявил упорство, смелость, ловкость и умение исполнять порученное дело.

Эти черты характера и стали залогом счастья Ивана.

Наглядными примерами являются достижения целей героя – сначала он поймал волшебного коня, а потом ещё добрался до желанного окна.

6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.

В зависимости от эпизода, в интонации может присутствовать радость, насмешка, хитрость, напряжённость.

Главное — чётко произносить слова и делать нужные паузы: запятая – короткая пауза; точка, тире – длинная пауза.

7. Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.

Художник изображает момент поцелуя Ивана с прекрасной девицей.

Именно тогда герой и снял с её пальца желанное кольцо.

Одежду героев я так и представлял, а их лица немного размыты, поэтому сравнить не могу.

Ещё я почему-то думал, что у Елены длинная коса.

Пересказ:

Иван вызвал к себе своего верного, волшебного коня.

Перевоплотившись в красавца и оседлав Сивку-бурку, он добрался до окна, в котором сидела красавица Елена.

Иван поцеловал её и снял с пальца то самое, желанное кольцо.

8. Придумай вопросы по содержанию сказки. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

  1. Почему главный герой имел прозвище «дурачок»?
  2. Сколько у Ивана было братьев?
  3. Кто истоптал поле?
  4. Кто помогал Ивану?
  5. Чем Сивка-бурка был особенным?
  6. Какой персонаж тебе больше всего понравился?
  7. Чем тебе запомнились братья Ивана?
  8. Какие главные черты характера братьев?
  9. Как звали будущую жену Ивана?
  10. Что Иван забрал у Елены?
  11. Какое главное испытание было у Ивана?
  12. Чем закончилась сказка?

Подсказка:

  • Читательский дневник по сказке «Сивка — бурка»

_______

Урок
литературного чтения
.

Класс:
3 д

Дата:20.09.

Учитель :
Ряхова Е.О.

Тема: Особенности волшебной
сказки. Характеристика героев сказки «Сивка-бурка».
Портрет,
характер героя, выраженные через поступки и речь.

Цель:
Создать условия для систематизации учащимися умения работать со сказками.

Предметные: научатся определять и называть
особенности текста волшебных сказок;
выразительно
читать по ролям;
делить
текст на части , составлять картинный план, словесный план, восстанавливать
последовательность действий в сказке, соотносить картинки с эпизодами с уже
имеющимися названиями .

Метапредметные:

познавательные: находят и осмысливают
особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной
сказки; выявляют причинно-следственные связи, составляют план сказки (с
помощью учителя или самостоятельно); находят необходимую информацию в книге,
тексте, репродукции картины.

регулятивные:
анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой
системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень
читательской компетентности и общего речевого развития;
коммуникативные:
осмысливают правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам
совместного общения в учебной деятельности.

Личностные:

-осознают пользу книг и
значимости чтения для себя, своего личностного роста и развития, обосновывают
мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу; приобретают
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Панируемые
результаты :

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1.Мотивационный
этап (1 мин)

– Добрый
день, ребята! Проверим готовность рабочего места. Рада видеть ваши улыбки и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и плодотворной работы.
В добрый путь!


Приветствуют друг друга

-Настраиваются
на урок

2.Актуализация
знаний и фиксирование затруднений ( 5ми)

Ребята, давайте мы с вами перед началом работы немного
разомнемся, проведем речевую разминку. Я проговариваю строчку, вы повторяете
за мной.

Речевая разминка

на – на – на – в поле выросла сосна;

но – но – но – мы купили полотно;

ан – ан – ан – мы купили чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Молодцы!

-Сегодня наш урок я хочу начать с пословиц

Кашу кушай, а сказку слушай: Умом разумом смекай, да на
ус мотай.

-Прочитайте про себя, 1 ученик,

 — Как понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно.
В них обязательно есть поучение. Мы можем многому научится, читая их).

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.

-Ребята, скажите с каким


работают с речевой разминкой.

— Читают
пословицы, определяют смысл пословиц


слушают учителя

3.Постановка
учебной задачи (4мин)

— -Какой раздел изучаем?

-С какими жанрами УНТ
знакомились?

— Давайте вспомним виды русских
народных сказок.

 — С какой сказкой начали
знакомство вчера на уроке?

-«Сивка-Бурка» — это русская
народная сказка.

-Назовите «элементы» сказки.  

— Вот сегодня 
ребята, мы с вами продолжаем работать над сказкой Сивка бурка.

— УНТ


загадки, песни, прибаутки


волшебные, бытовые, о животных


«Сивка- Бурка»

зачин,
сказочные герои, волшебство, счастливый конец, борьба добра и зла

4.Составление
плана стратегии по разрешению затруднения (мин 8)

-Откройте учебник на стр 40.  На прошлом уроке мы с вами
раздели нашу сказку на 5 частей.

— Ваше домашнее задание было прочитать первую часть
сказки по ролям. Давайте проверим

— Несколько учащихся будут выполнять тест

1.       Укажи автора сказки:

А)
русская народная сказка

Б)
чешская народная сказка

В)
немецкая народная сказка

Г)
румынская народная сказка

2.
 Сколько сыновей было у старика?

А)
два

Б)
один

В)
три

Г)
четыре

3.
 Как звали младшего сына?

А)
Илья Муромец

Б)
Алёша Попович

В)
Иванушка-дурачок

Г)
Иван-царевич

4.
О чём старик попросил сыновей?

А)
постеречь ячмень

Б)
постеречь рожь

В)
постеречь пшеницу

Г)
постеречь кукурузу

5.
 Кто выполнил поручение отца?

А)
старший сын

Б)
младший сын

В)
средний сын

Г)
соседский мальчик

6.
 Как он поймал вора?

А)
схватил  руками

Б)
накинул на шею верёвку

В)
заманил в капкан

Г)
усыпил

7.
 Что вор предложил в обмен на свободу?

А)
ковёр-самолёт

Б)
скатерть- самобранку

В)
сапоги-скороходы

Г)
свою службу

8.
 Кто была Елена Прекрасная?

А)
волшебница

Б)
дворянка

В)
царевна

Г)
царица

— Чтение по ролям, затем идет небольшое обсуждение.

— Какая беда постигла старика?

— Эпизод из какой сказки напоминает?

 — Кто же оказался вором?

— Давайте вспомним, что же произошло дальше.

Вторую часть мы читать не будем, я вам буду задавать
вопросы, а вы будете находить ответы на них в тексте и мне зачитывать. Итак .

 -Прочитайте клич царя.

-Зачем братья поехали к царскому двору?

-Ребята, найдите в тексте, почему братья не взяли с собой
Иванушку?

-Под каким предлогом он ушел из дома?

— А теперь зачитайте, как Иванушка  Сивку бурку звал ?

 -А как же он оказался у царского дворца. Зачитайте.

-Сколько бревен он не допрыгнул?

Молодцы ребята!

-открывают
страницу 40

— читают
по ролям

-он
посеял пшеницу, а кто-то её стал мять да топтать

«Иван-царевич
и серый волк». Только вор был в саду, а не в поле.


учащиеся находят ответы на заданные вопросы в тексте.

5.Реализация
выбранного плана (5 мин)

— А сейчас мы
проверим , как хорошо вы знаете 3 и 4 часть.  Вам нужно поработать в парах. У
вас на партах лежат карточки с высказываниями из сказки, если высказывание
верное вы ставите плюсик, если нет вы ставите минус.

Потом мы с вами
проверим.

-На второй день
Иванушка не поехал в город. —

-Иванушка влез Сивке-
бурке в левое ухо, а вылез в правое.-

— Сивка- бурка второй
раз не допрыгнул до окна только на два бревна.+

— На третий день
Иванушка поехал в город с братьями.-

-На третий день
Иванушка допрыгнул до царевны и поцеловал ее.+

-На руке у Иванушке
был перстень Елены Прекрасной.+

— Ребята, давайте
проверим, посмотрите на доску и сверти свои ответы с образцом

Проверка

У кого нет не одной
ошибки поднимите руки?

— У кого 1-2 ошибки?

 У кого больше 2
ошибок?

Работают
самостоятельно по карточкам

— затем
проверяют задание по образцу

6.Этап самостоятельной
работы с проверкой (10 мин)

Ну и последнюю часть
мы с вами прочитаем по цепочке.

— Теперь ребята когда
мы с вами все повторили, давайте составим план к нашей сказки

Я подготовила вам
работу в группах

1-3
группа составляет картинный план

-Вам
даны картинки, вы должны восстановить последовательность эпизодов.

5-6
группа составляет план из уже готовых названий.

План

 1.
Пойманный конь

2. Клич
царя

3. Помощь
верного коня

4.
Прекрасная царевна

5. Перстень
Царевны

2-4
группа сопоставить названия с картинками

-Вам
ребята, нужно сопоставить названия, которые я вам дала с картинками, которые
весят на доске.

 Ребята,
давайте проверим, что же у вас получилось.


Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.


учащиеся читают 5 часть по цепочке.

— дети выполняют задание по группам, после
выполнения задание два представителя из группы  выходят к доске вывешивают
свои работы на доску.

— садятся.

7.Рефлексия
 деятельности (1 мин)

Вот мы с
вами сегодня очень хорошо поработали над сказкой, и теперь скажите мне какая
же главная мысль этой сказки?

-Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная. Какие
человеческие качества помогли герою обрести счастье?  Вот на стр 50  задание
5 найдите те качества, которые помогли Иванушке .

 Ну а наш урок подходит к концу

Записывают
домашнее задание

— борьба
добра и зла, как и во всех русских народных сказках, добро побеждает зло


записывают домашнее задание

Карточка №1

·        
-На второй день Иванушка не
поехал в город.

·        
-Иванушка влез Сивке- бурке в
левое ухо, а вылез в правое.

·        
— Сивка- бурка второй раз не
допрыгнул до окна только на два бревна.

·        
— На третий день Иванушка
поехал в город с братьями.

·        
-На третий день Иванушка
допрыгнул до царевны и поцеловал ее.

·        
-На руке у Иванушке был
перстень Елены Прекрасной.

Карточка №1

·        
-На второй день Иванушка не
поехал в город.

·        
-Иванушка влез Сивке- бурке в
левое ухо, а вылез в правое.

·        
— Сивка- бурка второй раз не
допрыгнул до окна только на два бревна.

·        
— На третий день Иванушка
поехал в город с братьями.

·        
-На третий день Иванушка
допрыгнул до царевны и поцеловал ее.

·        
-На руке у Иванушке был
перстень Елены Прекрасной.

Карточка №1

·        
-На второй день Иванушка не
поехал в город.

·        
-Иванушка влез Сивке- бурке в
левое ухо, а вылез в правое.

·        
— Сивка- бурка второй раз не
допрыгнул до окна только на два бревна.

·        
— На третий день Иванушка
поехал в город с братьями.

·        
-На третий день Иванушка
допрыгнул до царевны и поцеловал ее.

·        
-На руке у Иванушке был
перстень Елены Прекрасной.

Карточка №1

·        
-На второй день Иванушка не
поехал в город.

·        
-Иванушка влез Сивке- бурке в
левое ухо, а вылез в правое.

·        
— Сивка- бурка второй раз не
допрыгнул до окна только на два бревна.

·        
— На третий день Иванушка поехал
в город с братьями.

·        
-На третий день Иванушка
допрыгнул до царевны и поцеловал ее.

·        
-На руке у Иванушке был
перстень Елены Прекрасной.

Карточка №1

·        
-На второй день Иванушка не
поехал в город.

·        
-Иванушка влез Сивке- бурке в
левое ухо, а вылез в правое.

·        
— Сивка- бурка второй раз не
допрыгнул до окна только на два бревна.

·        
— На третий день Иванушка
поехал в город с братьями.

·        
-На третий день Иванушка
допрыгнул до царевны и поцеловал ее.

·        
-На руке у Иванушке был
перстень Елены Прекрасной.

Карточка №1

·        
-На второй день Иванушка не
поехал в город.

·        
-Иванушка влез Сивке- бурке в
левое ухо, а вылез в правое.

·        
— Сивка- бурка второй раз не
допрыгнул до окна только на два бревна.

·        
— На третий день Иванушка
поехал в город с братьями.

·        
-На третий день Иванушка
допрыгнул до царевны и поцеловал ее.

·        
-На руке у Иванушке был
перстень Елены Прекрасной.

  Пойманный конь

      Клич
царя

Помощь верного коня

 Прекрасная царевна

Перстень царевны

Златогривый

конь

Народу видимо- невидимо

Царевна

Невероятный

прыжок

Пир во дворце

Кашу кушай,

а сказку
слушай:

Умом
разумом смекай,

да на ус
мотай.

Ф.И.____________________

                
Тест

1.       Укажи автора сказки:

А)
русская народная сказка

Б)
чешская народная сказка

В)
немецкая народная сказка

Г)
румынская народная сказка

2.
 Сколько сыновей было у старика?

А)
два

Б)
один

В)
три

Г)
четыре

3.
 Как звали младшего сына?

А)
Илья Муромец

Б)
Алёша Попович

В)
Иванушка-дурачок

Г)
Иван-царевич

4. О
чём старик попросил сыновей?

А)
постеречь ячмень

Б)
постеречь рожь

В)
постеречь пшеницу

        Г)
постеречь кукурузу

5.
 Кто выполнил поручение отца?

А)
старший сын

Б)
младший сын

В)
средний сын

Г)
соседский мальчик

6.
 Как он поймал вора?

А)
схватил  руками

Б)
накинул на шею верёвку

В)
заманил в капкан

Г)
усыпил

7.
 Что вор предложил в обмен на свободу?

А)
ковёр-самолёт

Б)
скатерть- самобранку

В)
сапоги-скороходы

Г)
свою службу

8.
 Кто была Елена Прекрасная?

А)
волшебница

Б)
дворянка

В)
царевна

Г)
царица

Ф.И.____________________

                
Тест

2.       Укажи автора сказки:

А)
русская народная сказка

Б)
чешская народная сказка

В)
немецкая народная сказка

Г)
румынская народная сказка

2.
 Сколько сыновей было у старика?

А)
два

Б)
один

В)
три

Г)
четыре

3.  Как
звали младшего сына?

А)
Илья Муромец

Б)
Алёша Попович

В)
Иванушка-дурачок

Г)
Иван-царевич

4. О
чём старик попросил сыновей?

А)
постеречь ячмень

Б)
постеречь рожь

В)
постеречь пшеницу

        Г)
постеречь кукурузу

5.
 Кто выполнил поручение отца?

А)
старший сын

Б)
младший сын

В)
средний сын

Г)
соседский мальчик

6.
 Как он поймал вора?

А)
схватил  руками

Б)
накинул на шею верёвку

В)
заманил в капкан

Г)
усыпил

7.
 Что вор предложил в обмен на свободу?

А)
ковёр-самолёт

Б)
скатерть- самобранку

В) сапоги-скороходы

Г)
свою службу

8.
 Кто была Елена Прекрасная?

А)
волшебница

Б)
дворянка

В)
царевна

        Г)
царица

Ф.И.____________________

                
Тест

3.       Укажи автора сказки:

А)
русская народная сказка

Б)
чешская народная сказка

В) немецкая
народная сказка

Г)
румынская народная сказка

2.
 Сколько сыновей было у старика?

А)
два

Б)
один

В)
три

Г)
четыре

3.
 Как звали младшего сына?

А)
Илья Муромец

Б)
Алёша Попович

В)
Иванушка-дурачок

Г)
Иван-царевич

4. О
чём старик попросил сыновей?

А)
постеречь ячмень

Б)
постеречь рожь

В)
постеречь пшеницу

        Г)
постеречь кукурузу

5.
 Кто выполнил поручение отца?

А)
старший сын

Б)
младший сын

В)
средний сын

Г)
соседский мальчик

6.
 Как он поймал вора?

А)
схватил  руками

Б) накинул
на шею верёвку

В)
заманил в капкан

Г)
усыпил

7.
 Что вор предложил в обмен на свободу?

А)
ковёр-самолёт

Б)
скатерть- самобранку

В)
сапоги-скороходы

Г)
свою службу

8.
 Кто была Елена Прекрасная?

А)
волшебница

Б)
дворянка

В)
царевна

        Г)
царица

Ф.И.____________________

                
Тест

4.       Укажи автора сказки:

А)
русская народная сказка

Б)
чешская народная сказка

В)
немецкая народная сказка

Г)
румынская народная сказка

2.
 Сколько сыновей было у старика?

А)
два

Б)
один

В)
три

Г)
четыре

3.  Как
звали младшего сына?

А)
Илья Муромец

Б)
Алёша Попович

В)
Иванушка-дурачок

Г)
Иван-царевич

4. О
чём старик попросил сыновей?

А)
постеречь ячмень

Б)
постеречь рожь

В)
постеречь пшеницу

        Г)
постеречь кукурузу

5.
 Кто выполнил поручение отца?

А) старший
сын

Б)
младший сын

В)
средний сын

Г)
соседский мальчик

6.
 Как он поймал вора?

А)
схватил  руками

Б)
накинул на шею верёвку

В)
заманил в капкан

Г)
усыпил

7.
 Что вор предложил в обмен на свободу?

А)
ковёр-самолёт

Б)
скатерть- самобранку

В)
сапоги-скороходы

Г)
свою службу

8.
 Кто была Елена Прекрасная?

А)
волшебница

Б)
дворянка

В)
царевна

        Г) царица

  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка рабочая тетрадь
  • Признаки волшебной сказки 3 класс сказка о царе салтане
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка ответы
  • Признаки волшебной сказки 3 класс перечислить морозко
  • Признаки сказки 2 класс литературное чтение перспектива