Признаки сказки 3 класс литературное чтение сказка о царе салтане

Признаки сказки в произведении Пушкина о царе Салтане

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане присутствует несколько признаков сказки.

1. Чудеса и волшебные явления

В этой сказке постоянно происходит какое-либо волшебство:

  • возникновение города на острове за одну ночь
  • волшебная белочка с драгоценными орехами
  • дружина из 33 богатырей и дядька Черномор
  • прекрасная царевна Лебедь
  • быстрый рост князя Гвидона в бочке («Не по дням, а по часам»)
  • волна слушается молодого царевича
  • чародей в обличье коршуна
  • превращение князя Гвидона в комара, мошку и шмеля

2. Зачин

В сказках обычно присутствует зачин. В данном случае он выглядит так:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

3. Счастливый конец (победа добра)

Отличительной чертой всех сказок является счастливый и справедливый конец, а также победа добра над злом. В сказке о царе Салтане все заканчивается благополучно: отец воссоединился с женой и сыном.

4. Присказка

Не всегда, но часто в сказках бывают присказки. Здесь она расположена в конце произведения:

Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.

5. Нескрываемая вымышленность сюжета

С самого начала произведения понятно, что все происходящие события являются вымышленными и не имеют ничего общего с реальными историческими событиями.

6. Преодоление потери

Для волшебных сказок характерно преодоление какой-либо потери или препятствия. В данном случае речь идет о разлуке царя Гвидона со своей женой и сыном.

7. Два поколения

В экспозиции сказки традиционно присутствуют два поколения. В данном случае речь идет о царе Салтане с его женой и о князе Гвидоне с царевной Лебедью.

8. Троекратные повторы

В сказках часто используется троекратный повтор какого-либо события.

В данном случае мы видим, что князь Гвидон трижды обращается в насекомое, трижды летает к своему отцу, и трижды царевна Лебедь исполняет его просьбу (белочка, богатыри и ее превращение в царевну).

Кроме того, в сказке было три сестры, а потом три бабы, которые отговаривали царя Салтана.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
  2. работать над навыками выразительной речи;
  3. учить работе с текстом;
  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…» ,компьютер, интерактивная доска 

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;                                                                

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

 расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений. 

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

        Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

        Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

        А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

 (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

        Век тебя я не забуду:

        Отплачу тебе добром,

        Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

        Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

        Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

        Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

        Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как вы понимаете эту шутку?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

        Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

        Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

        Какую мораль можно извлечь из этих слов?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались по углам:

        Их нашли насилу там.

        Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

        Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». 

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

        III. Рассмотрим план под названием «Композиция».

Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

        В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

        В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка.        (Аудиозапись)        Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи.        Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план на ИД)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

        Бог вас, дети, наградит

Обращение

        Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

        Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

        Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом  пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

        Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

        А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

        На этом урок закончен

Конспект урока по литературному чтению № 23

(подготовила: учитель начальных классов: Шинкарук Ольга Николаевна)

Дата: 23.10.2020 г.

Класс: 3-Б

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки Особенности волшебной сказки

Цели:  провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения; развивать умение анализировать художественное произведение; развивать чувства прекрасного посредством художественного слова; воспитание милосердия, ответственности, доброты, правдивости.

Планируемы результаты:  

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Тип урока: Урок систематизации знаний

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Школа России, интерактивный комплекс, презентация, карточки.

Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие

    2. Мотивация к деятельности 

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

3. Актуализация знаний

— Для начала проведём речевую разминку:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Прочитайте:

а) про себя;

б) вслух громко, прохлопывая ритм;

в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

г) постепенно увеличивая темп;

д) кто быстрее прочитает?

— О чем-то скрипит половица,

  И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

— Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами изучаем? (Ответы детей)

— На прошлом уроке мы дочитали сказку до конца, узнали историю создания сказки. Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») — Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)

  • Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

  • Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

  •  Обман царя.

  •  Спасение матери с младенцем.

  •  Спасение Лебеди от злого коршуна.

  • Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.

  •  Князь Гвидон узнал о втором чуде.

  •  Третье чудо князя Гвидона.

  • Царевна Лебедь – четвертое чудо.

  •  Встреча с отцом.)

— Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).

4. Принятие учебной задачи учащимися

— А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).

— Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)

— Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)

5. Совместное открытие знаний учащимися

— Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)

— В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)

— Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)

— Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)

— Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)

— Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)

— Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)

— Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы — заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, — волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, — тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь — тройное чудо).

— В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)

— В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)

— Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)

6. Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень
 Заниматься целый день.
 С одной ветки, прыгнув влево,
 На сучке она присела.
 Вправо прыгнула потом,
 Покружилась над дуплом.
 Влево-вправо целый день
 Прыгать белочке не лень.

Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, что ещё характерно для народной сказки и встречается в сказке Пушкина? (Троекратный повтор)

— Что троекратно повторяется в литературной сказке? (Ответы детей)

— Совершенно верно. Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: «Кабы я была царица..»; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:»Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят… Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» — Корабельщики в ответ…»;»Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости…Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?»..Корабельщики в ответ:»Мы объехали весь свет». В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:»Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах». Повторы обычно достигают магического числа «три»: три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д. Магическое число 3 характерно для русских народных сказок.

В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:» дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: «могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д. В  народной  сказке  ведётся  повествование  без  отношения  к  героям  и  событиям.  В  литературном  произведении  присутствует  оценка  героев  и  их  поступков. Мы видим, что автор наделяет своих персонажей характерами.

Что ещё интересного можно сказать о сказке Пушкина? Мы обращали на это внимание на прошлом уроке. (В «Сказке о царе Салтане…» Есть только одно слово на эф – это слово Флот)

— В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Как заканчивается сказка у Пушкина? (Ответы детей)

— В течение  всего  повествования  мы  ждём,  когда  же  восторжествует  справедливость,  зло  будет  наказано  в  литературной  сказке.  В  сказке  А.С.  Пушкина  князь  Гвидон  ранит  коршуна  в  шею,  превратившись  в  комара,  муху,  шмеля,  укусил  и  ужалил  ткачиху,  повариху,  сватью  бабу  Бабариху – этим литературная сказка схожа с народной.   Но  интересно  то,  что  царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу  Бабариху.  Он  не  стал  их  наказывать,  как  бы  не  хотелось  этого  читателю,  переживающему  вместе  с  Гвидоном.

Работая  над  этой  темой,  мы  сделали  открытие.  Русская  народная  сказка  учит  нас  что,  хорошо  и  что  плохо,  что  человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение, а зло будет наказано.

Приведём  примеры.  Описание  пейзажа  поэтом:  «В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море  волны  хлещут…».  А  как  Гвидон  делал  лук  для  охоты?  Всё  реально,  даже  шнурок  берётся  не  из  ниоткуда,  а  с  креста  на  шее.  Конечно,  князю  Гвидону  помогает  Царевна  Лебедь  за  своё  освобождение,  но  счастливая  развязка  в  сказке  происходит  благодаря  личным  качествам  главного  героя,  его  широте  души,  любви.

Вот  как  завершается  повествование  у  А.С.  Пушкина:  «Я  там  был;  мёд,  пиво  пил  —  и  усы  лишь  обмочил».  И  это,  несомненно,  возвращает  нас  из  мира  сказки  в  реальный  мир.

Итак,  анализ  сравнения  «Сказки  о  царе  Салтане…»  А.С.  Пушкина  и  волшебных  народных  сказок  показал,  что  много  схожих  черт,  но  и  много  различий.  Мы  ещё  раз  убеждаемся  в  уникальности  творчества  великого  русского  поэта.

7. Первичное закрепление знаний.

Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.

Русская народная сказка

Литературная сказка

  • Не видно отношения автора к персонажам.

Постоянные эпитеты.

  • Видно отношение автора к персонажам.

  • Существует в устной форме

  • Создаётся в письменной форме.

  • Каждая сказка существует

в нескольких вариантах.

(Рассказчик может вносить изменения.)

  • Внесение изменений не допускается.

  • Время создания определить невозможно

  • Время создания сказки известно.

  • Народная сказка ограничивается определённым жанром:

— волшебная,

— бытовая,

— о животных

  • Не ограничивается определённым жанром,

включает в себя черты

бытовой сказки, и волшебной,

и сказки о животных,

и даже фантастику.

8. Рефлексия

— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.

— Если урок не понравился, потопайте ножками.

9. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»

10. Итог урока

— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили?
— Что нового узнали на уроке?

Урок окончен! Спасибо за работу!

Фрагмент урока литературного чтения

в 3 классе по теме:

 «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и
литературной сказок. Особенности волшебной сказки»
.

(пример использования приёма ментальных карт)

Дидактическая цель: работать с произведением А.С. Пушкина, развивать
умение выразительно читать произведение, выделять главную мысль, обогащать
словарный запас, воспитывать доброту, милосердие, учить характеризовать героев,
отличать сказку от других произведений.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи по
содержанию: показать элементы анализа сказки, отметить языковые особенности
литературной сказки, способствовать формированию нравственных ценностей,
определять тему, главную мысль, характеризовать героев, работать с текстом,
ориентироваться в книгах, правила работы в  группах, уметь договариваться
о совместных действиях.

Планируемые результаты.

 Предметные: учащиеся
научатся выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного;
объяснять значение некоторых слов с помощью словаря в учебнике либо толкового
словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности
литературной сказки.

 Личностные: Способность
к самооценке.

Метапредметные. 

Познавательные: умение ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст
произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения
действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять
свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Оборудование:
портрет А.С. Пушкина, книги писателя, сборник русских народных сказок, аудио –
и видеозапись сказки, карточки для ментальной карты.

Ход
урока
(фрагмент):

Учитель:

Итак,
(учащийся на выбор) напомнит нам над изучением какого произведения мы сейчас
проводим работу.

Учащийся
читает наизусть отрывок:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной—

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты;

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».

Учитель:

– Ребята, так над каким произведением мы
сейчас работаем?

Примерный ответ учащихся:

 На прошлом уроке мы познакомились с произведением
А.С.Пушкина  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Надпись: «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,
О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ
И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»

 

Учитель:

— Верно!  Понравилась ли вам сказка А. С.
Пушкина? Почему?

Примерный ответ учащихся:

Сказку
о царе Салтане очень интересно читать, потому что действия в ней развиваются
очень быстро. Автору удалось воссоздать волшебный и сказочный мир, в котором
разговаривают животные, есть настоящие богатыри, лебедь белая исполняет
желания. Но больше всего понравилось то, что добро в конце побеждает зло, а
царь нашел свою жену и сына, с которыми их разлучили хитрые ткачиха, повариха и
сватья баба Бабариха.

Учитель:

– Сегодня я предлагаю провести сравнение
данной сказки на наличие народных и авторских признаков, используя нашу любимую
технику —  ментальную карту.

—  За основу нашего сравнения предлагаю  взять слова С. Я. Маршака «Пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».

Надпись: С.Я. Маршак
 «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
 

Нам предстоит доказать так это или нет.

— Но для начала, давайте вспомним, что такое
сказка и её структуру?

Примерный ответ учащихся:

Надпись: СКАЗКАСказка – это древнейший жанр устного
народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера.

Кто нам повторит структуру сказк

Учитель:

— Кто расскажет  структуру сказки?

Примерный ответ учащихся:

Структура сказки – зачин, основная часть и концовка. 

Надпись: СТРУКТУРА СКАЗКИ 

Учитель:


Какие бывают сказки?

Примерный ответ учащихся:

Сказки
бывают авторские и народные.

Надпись: НАРОДНАЯ
Надпись: АВТОРСКАЯ

Признаками
авторской сказки являются:

1.
наличие автора;

2.
известен год написания;

3.письменная
форма;

4.
смешание жанра.

Учитель:


Давайте вспомним признаки народной сказки.

Примерный ответ учащихся:

Признаками
народной сказки являются:

1.
автор-народ;

2.
год написания не известен (каждый раз в сказке меняется или дополняется сюжет);

3.устная
форма;

4.
имеет определённый жанр.

Учитель:


Сказки бывают нескольких видов, назовите их.

Примерный ответ учащихся:

Все
сказки можно разделить на следующие виды:

·                    
сказки о животных —
в таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом
они наделены определенными человеческими качествами;

·                    
 волшебные сказки — они описывают
фантастический мир;

·                    
бытовые сказки — описывает
обыденную жизнь.

Учитель:

 — К какому виду относится сказка о царе
Салтане? Докажите.

Примерный ответ учащихся:

К волшебному, так как здесь присутствуют
волшебные герои и превращения.

Учитель:

— А теперь давайте проанализируем сказку на
сравнение её с народной.

Учитель:

— Скажите, пожалуйста, сказка о царе Салтане
авторская или народная?

Примерный ответ учащихся:

Авторская, потому что у неё есть автор А.С.Пушкин

Учитель:

— Ребята , знаете ли вы, что сюжет  ко  многим 
своим  сказкам  А.С.  Пушкин  позаимствовал  из 
тех  народных  сказок,  которые  в  детстве 
ему  читала  его  няня  Арина  Родионовна.

«Сказка  о  царе  Салтане» 
—  вольная  обработка  народной  сказки.  Автор 
свободно  изменял  и  дополнял  сюжет,  сохраняя 
при  этом  народный  характер  содержания. 
Известно  (по  записям  поэта),  что  похожий 
сюжет  был  в  сказке  Арины  Родионовны, 
которую  она  рассказывала  поэту.  Но  в 
её  сказке  речь  шла  о  турецком 
государе  Султане Султановиче.

Учитель:

— Какую форму написания имеет изучаемое нами произведение?

Примерный ответ учащихся:

Сказка о царе Салтане имеет письменную форму, в виде стихотворения
– это признак авторской сказки.

Также в данном произведении очень реалистично описана природа, что
характеризует сказку, как авторскую.

Например:

В синем небе
звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Море синее
кругом,
Дуб зеленый над холмом.

Учитель:

— Мы с вами определили основные признаки авторской сказки
подходящие к нашему произведению. Теперь давайте разберём наличие народных
волшебных признаков.

Первое – наличие волшебных героев и предметов.

Примерный ответ учащихся:

В сказке присутствуют как волшебные герои – это Царевна  Лебедь,  тридцать  три 
богатыря  с  дядькой  Черномором,  белка, так и волшебные
предметы – например, орешки золотые.

Учитель:

— Молодец. Есть ли в сказке волшебные
превращения, по которым мы могли бы отнести эту сказку к волшебной?

Примерный ответ учащихся:

Конечно. В данной сказке очень много волшебных превращений, например:

1.                 
Путешествие
царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке
не по дням, а по часам.

2.                 
Спасение
Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы — заколдованные люди.

3.                 
Появление на
острове города , в котором Гвидона делают Князем.

4.                 
Путешествие
Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, — тройное волшебство.

5.                 
Чудесная
белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь — тройное чудо.

Учитель:

— В  сюжетах  народных 
сказок  есть  чёткое  разделение  героев  на 
злых  и  добрых.  Можем ли мы отметить наличие таковых 
в  сказке  А.С.  Пушкина. 

Примерный ответ учащихся:

Да. Например:

Князь  Гвидон,  царица,  Царевна  Лебедь 
—  добрые  герои.  Ткачиха,  повариха,  сватья 
баба  Бабариха,  коршун  —  злые  герои. 
Но  царя  Салтана  мы  не  можем  отнести 
ни  к  злым,  ни  к  добрым.  Он 
разный:  добрый,  доверчивый,  любит  жену, 
царь-отец,  но  бывает  несправедливый, гневный. 

Учитель:

— Для  волшебных  сказок  характерен 
троекратный  повтор  событий:  трижды  в  сказке 
повторяется  один  и  тот  же  эпизод. Есть ли
троекратные повторы в сказке о царе Салтане?

Примерный ответ учащихся:
Да, здесь присутствуют троекратные повторы:
1) царевна Лебедь трижды исполняет желания князя Гвидона: белка, грызущая
золотые орехи; 33 богатыря и превращение в царевну;

2) князь Гвидон трижды превращается в насекомое:
комар, муха, шмель;

3) он трижды посещает отца и наказывает своих
обидчиков.


Учитель:

Также мы с вами знаем,
что в народных сказках используется великое множество эпитетов. Давайте для
начала вспомним, что такое эпитет?

Примерный ответ учащихся:

Эпитетом в
литературе называют яркое и образное прилагательное


Учитель:

— Хорошо, а как ты считаешь, есть ли в сказке эпитеты?

Примерный ответ учащихся:

Да есть и их великое множество. Автор 
использует  не  только  фольклорные  эпитеты, 
такие  как  белая  Лебедь,  могучий  царь, 
сильный  царь,  но  и  придумывает  новые, 
выражающие  отношение  автора  к  герою: 
славный  царь,  хмельной  гонец,  Лебедь 
бедняжка. 

Учитель:

-Умничка! Ну и конечно, какая же
народная сказка без хорошего доброго конца. Какой конец имеет изучаемая сказка?


Примерный ответ учащихся:

Сказка эта заканчивается вполне сказочно, а это значит, что в ней
есть счастливый конец.

Царевич Гвидон обрел свое счастье с царевной-лебедь, которая
превратилась в прекрасную девушку, а его отец, царь Салтан, решился наконец-то
приехать на чудный остров и нашел на нем свою жену и сына. На радостях был
утроен огромный пир. А виновницы всего произошедшего: сестры царицы, ткачиха с
поварихой, да еще и бабкой Бабарихой, были прощены. Добро, как и полагается,
восторжествовало.

Учитель:

— Итак,  анализ  сравнения 
«Сказки  о  царе  Салтане…»  А.С.  Пушкина 
и  волшебных  народных  сказок  показал,  что 
много  схожих  черт,  но  и  много 
различий.  Мы  ещё  раз  убеждаемся  в 
уникальности  творчества  великого  русского  поэта.

Какой вывод мы можем сделать проведя сравнение?

Примерный ответ учащихся:

А.С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую
народную сказку.

Приложения

Надпись: СКАЗКА
Надпись: СТРУКТУРА СКАЗКИ
Надпись: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Надпись: КОНЦОВКА
Надпись: ЗАЧИН
Надпись: АВТОРСКАЯ Надпись: НАРОДНАЯ
Надпись: АВТОР Надпись: АВТОР - НАРОД Надпись: ГОД НАПИСАНИЯ НЕ ИЗВЕСТЕН Надпись: УСТНАЯ ФОРМА Надпись: ЖАНР
Надпись: ВОЛШЕБНАЯ
Надпись: БЫТОВАЯ,Надпись: О ЖИВОТНЫХ
Надпись: «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,
О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ
И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»
Надпись: С. Я. МАРШАК
«ПУШКИНСКАЯ СКАЗКА – 
ПРЯМАЯ НАСЛЕДНИЦА  СКАЗКИ НАРОДНОЙ»
Надпись: ПРИЗНАКИ
Надпись: АВТОРСКОЙ
СКАЗКИ
Надпись: НАРОДНОЙ 
ВОЛШЕБНОЙ
СКАЗКИ
Надпись: ДОБРЫЙ КОНЕЦ
Надпись: АВТОР – А.С. ПУШКИН, ГОД НАПИСАНИЯ 1831 Надпись: РЕАЛИСТИЧНОЕ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ
Надпись: А. С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.

20 белочка с изумрудом.jpg

https://cdn.freelance.ru/img/portfolio/pics/00/32/FA/3340885.jpg?mt=a813a5be

https://c7.hotpng.com/preview/893/183/829/mermaid-friendster-hi5-mermaid.jpg

https://b.radikal.ru/b39/2003/ab/3933d56a533ct.jpg

2.jpg

5.jpg

10.jpg

9.jpg

3.jpg


0

Что волшебного есть в сказке «О царе Салтане»?

<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «О царе Салтане»?</h2>

<h2>Признаки волшебной сказки «О царе Салтане», какие?</h2>

1 ответ:



2



0

Сказка «о Царе Салтане» — это авторское произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет сказки знаком как взрослым так и детям. В ней читатель узнает историю сына Царя Салтана, князя Гвидона. Он вместе с матерью попал по морю на остров Буян благодаря обману своих тетушек. На острове он спас Царевну Лебедь от Коршуна чародея и она отблагодарила его. Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в разных насекомых и он летал к своему отцу. Она привозила на остров разные чудеса и Царь Салтан приехал в гости к князю Гвидону посмотреть на них. Он узнает, что случилось, а ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху наказывают. Теперь выясним почему сказка «о Царе Салтане» волшебная.

<hr />

Признаки волшебной сказки в сказке «О царе Салтане»:

  1. Наличие зачина и концовки. Они характеры для русских народных сказок и определяют место и время, где и когда происходят события самой сказки;
  2. Троекратные повторы. Три девицы. Князь Гвидон три раза превращается в насекомое и три раза летает к Царю Салтану. Три чуда Царевна Лебедь сделала для князя Гвидона. 33 богатыря.
  3. Волшебные превращения. Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Царевна Лебедь превращается в птицу, и чародей превращается в коршуна;
  4. Главный герой проходит испытание.
  5. В сказке есть волшебные существа. Например, белочка, Царевна Лебедь.
  6. В конце сказки добро побеждает зло.

<hr />

Читайте также

Если написать совсем краткое содержание данной сказки, то получится примерно вот что:

hcxEInNYrJXt45wnI2ZRx0qNHcQ3flPu.png

Если же говорить о волшебстве в этой сказке, то в ней его предостаточно. Она буквально пронизана волшебством. Сами подарки, заказанные сестрами уже являются волшебными:

ZpbjBlkUAT7jhr5gmLTqDkwl8Sn0XqUI.png

Далее купец попадает во дворец к чудищу, там с ними происходят чудеса:

5lwnjDuNALe3pUTys8ZtSGTmwp5gXAnJ.png

К волшебным предметам можно отнести и перстень, который получает купец от хозяина дворца, способный переносить человека куда он только захочет:

0bdWhjyzKMc2DPbEDOcVe2kBk4xL7R2p.png

Такие же чудеса происходят и с младшей дочерью купца, когда она попадает во дворец чудища: ей прислуживают невидимые слуги, она разговаривает с чудищем своим голосом, а он ей отвечает огненными надписями на стене, затем невидимым голосом.

Наконец, самое главное волшебство в сказке:

6Nj9AH3tLJ348wBru9WbwkIPcVntLag.png

Произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является волшебной авторской (или литературной) сказкой:

  • известен конкретный автор,
  • в сказке много волшебства, в частности — волшебные предметы (зеркало, яблоко), явления природы уподобляются живым существам (Солнце, Ветер, Месяц), волшебные действия (сон-смерть, поцелуй-оживление).

«Морозко» — это русская народная сказка. Чтобы ответить на вопрос почему сказка «Морозко волшебная, вспомним ее краткое содержание. Жил дед с новой женой и у них было две дочери, одна была родной мачехе, а другая приемной. Мачеха не любила приемную дочь и решила ее со свету сжить, сказав старику, чтобы он ее в лесу оставил. Старик отвез родную дочку и оставил ее под елкой. Она сидит на снегу и мерзнет. Тут пришел к ней Морозко и спросил: «Тепло ли тебе, девица» и она ответила, что тепло. Тогда Морозко стал морозить еще сильней, а девица оставалась вежливой. Это понравилось Морозко и он за это наградил девицу.

Тем временем мачеха сказала старику вернуться за костями падчерицы. А он вернулся с дочкой в золоте и серебре и с богатыми дарами. Тогда мачеха велела ему в лес увезти родную дочь и там ее оставить, так он и сделал. Когда пришел Морозко и начал дочку морозить она стала обзываться и ругаться. Тогда он ее вконец заморозил и старик привез дочку домой мертвой.

<hr />

Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»:

1) Зачин — начало сказки:

g9oLmPiHwY5pJaLgfWFzYTfLKAwAPpA.png

2) Волшебные существа. Волшебный персонаж в сказке — Морозко, говорящая собака.

lVqB090Wfibbvre8uwsCkDjO3bjGn3wF.png

3) Волшебные превращения двух девушек.

4) Концовка сказки: добро побеждает зло.

<hr />

В сказке у купца и купчихи была дочь по имени Василиса. Когда умерла мать, она оставил Василисе в подарок куколку. Это была волшебная куколка, которая помогала девушке. Вскоре купец женился на вдове у который были две дочери. Мачеха невзлюбила Василису и стала загружать ее работой. Когда отец уехал девушки перебрались в дом в лесу. Они пряли при свечи и когда она догорела, то отправили Василису к Бабе-Яге. Когда Василиса пришла к Бабе-Яге они выполняла все задания, которой она ей поручала, Василисе помогала куколка. Когда Василиса вернулась домой она принесла череп со светящимися глазами, который испепелил мачеху и ее дочерей. Потом Василиса поселилась у старушки и пряла пряжу. Полотно и сорочки, которые изготовила девушка старушка отнесла царю. Когда царь увидел Василису, то он влюбился и они сыграли пышную свадьбу.

<hr />

В сказке «Василиса прекрасная» есть следующие признаки волшебной сказки:

  1. Троекратные повторы: в семье было три дочери, по пути к Бабе-Яге Василиса встречает трех всадников, зажигает лучину от трех черепов и у Бабы Яги было три пары рук — ее помощницы;
  2. В сказке есть волшебные предметы и волшебные помощники: куколка, которую мать подарила Василисе и череп;
  3. Волшебные существа: всадники;
  4. Волшебное место действия: заколдованный лес;
  5. Добро побеждает зло.

<hr />

Сказка «Летучий корабль» — это народная волшебная сказка. В ней повествуется история о том, как царь дает указ построить летучий корабль и обещает выдать дочь за муж за умельца. С этим заданием смог справиться простой Дурень, которому помог старичок. Когда он прилетел, царь задает ему другие задачи. И Дурень благодаря помощникам справляется с ними: достает живую воду, съедает быков, выпивает пиво, парится в бане. Царь не хочет выполнять свое обещание и задает еще задание: собрать полк солдат и Дурень снова справляется. Он разбивает царское войско, прогоняет царя и жениться на царевне.

Приметы волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»:

  1. Волшебные предметы: сам летучий корабль, который мог подниматься в воздух и летать. Хворост, который превращался в войско, солома, которая дарила холод. А так же живая и мертвая вода.
  2. Троекратные повторы: в самом начале сказки говорится, что у старика было три сына. Три дня топили баню, чтобы зажарить Дурня и на долю Дурня выпало три испытания Царя.
  3. Волшебные превращения: хворост превратился в войско, а черствый хлеб стал караваем.
  4. Волшебные помощники: старичок, который помог Дурню построить летучий корабль и попутчики, которые помогали справиться с заданиями.
  5. Концовка сказки: добро побеждает зло.

<hr />

  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сивка бурка
  • Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка рабочая тетрадь
  • Признаки волшебной сказки 3 класс сказка о царе салтане
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка ответы