Признаки сказки аленький цветочек

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кызыла

Научно-исследовательская работа

 Черты народной сказки в сказке С.Т.Аксакова

«Аленький цветочек»

  Выполнила:

                                       Ученица 5е класса Ханмаа Айдана

                       Научный руководитель:

                           Салчак Роланда Май-ооловна

КЫЗЫЛ, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Сказка – один из основных видов УНТ……………………………………… 4

2. Сказки народные и литературные…………………………………………… 5

            2.1.Особенности  русских народных сказок…………………………… 5

            2.2.Особенности  литературной сказки………………………………… 6

3.Черты народной сказки в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»……. 7

Заключение ………………………………………………………………………. 9

Список литературы ………………………………………………………………10

Введение

            Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.

С ними связаны наши первые представления о мире,  добре и зле, о справедли-

вости.

          Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов,

композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли  и кинофильмы,

создаются оперы и балеты. Сказки к нам пришли из глубокой древности.

Создавались они талантливыми людьми и передавались из уст в уста. Так появлялись народные сказки.

          Народные сказки вдохновляли многих писателей на создание собствен-

ных сказок, которые стали называться  авторскими или литературными.

          Цель нашей работы – найти черты народной сказки в сказке С.Т. Аксако-

ва «Аленький цветочек».

         Задачи:

— изучить теоретический материал по теме;

— выявить черты  русской народной сказки;

— сравнить сказку «Аленький цветочек» с народными сказками, найти общие

черты.

Сказка – один из основных видов УНТ.

      Сказка – повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных,

фантастических сил.

     Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI

века. Образовано от слова «казать», имело значение: перечень, список, точное

описание. Современное значение приобретает с XVII века.

      По своему содержанию сказки делятся на три группы:

сказки о животных — самый древний вид сказки. Героями в них являются животные. Они разговаривают и ведут себя как люди;

бытовые сказки. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости;

волшебные сказки. Герои в них побеждают врагов, сталкиваясь с волшебными силами. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы.

Сказки народные и литературные.

     Как было выше сказано сказки делятся на:

Народные

Литературные

произведения устного творчества;

коллективное творчество;

могут иметь несколько вариантов

создаются в письменной форме;

конкретный автор;

один вариант

Особенности русских народных сказок.

     В построении, содержании и языке всех видов народных сказок есть общее:

1. Есть зачин (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве и т.п.) и концовка (стали жить-поживать да добра наживать).

2. Троекратные повторы схожих событий.

3. Присказки – устойчивые сказочные выражения (ни в сказке сказать,

ни пером описать; скоро сказка сказывается да не скоро дело делается и др.).

4. Постоянные эпитеты (добрый конь, красна  девушка, добрый молодец, серый волк). Часто в русских сказках определения ставятся после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; красавица писаная. Характерны также краткие формы прилагательных-определений: красно солнце; буйну голову повесил.

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных и имен

Прилагательных (братец миленький; солнышко и др.). Все это делает изложение плавным, напевным и эмоциональным.

6. Преувеличения (гипербола).

7. Просторечные слова и выражения.

8. Благополучный финал. 

Особенности литературной сказки.

    Литературная сказка в отличие от  народной имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается следующими особенностями:

  1. В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более

     подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний    

     облик героев.

  1. Для литературной сказки характерен психологизм, т.е. углубленное  

исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.

  1. Герои  литературной сказки – это не обобщенные маски –типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
  2. Для литературной сказки, как и для любого литературного произведения,

свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что ценит, что ненавидит.

      Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены

общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

       Расцвет литературной сказки (как европейской, так и отечественной)

произошел в начале XIX в. И именно с этого времени начинается активное собирание и изучение произведений устного народного творчества. Исследование фольклорных традиций дает представление о народных корнях литературной сказки.

Черты народной сказки в сказке «Аленький цветочек».

        «Аленький цветочек» — одна из таких сказок, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Это чистая, добрая сказка. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых.

        Сравнивая  сказку «Аленький цветочек» и народную сказку «Иван –

Крестьянский сын и чудо-юдо», мы убедились,  что в сказке Аксакова есть

черты,  присущие народной.

«Аленький цветочек»

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Зачин

В некиим царстве, в некиим государ-

стве жил-был богатый купец. Много у него было всякого богатства…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха…

Концовка

И стали жить да поживать, добра на-

живать. Я сама там была, пива-мед

пила,по усам текло, да в рот не попало

И стали они жить да поживать, поле

пахать, рожь да пшеницу сеять. Здесь

и сказке конец.

Присказка

Много ли, мало ли времени прошло;

скоро сказка сказывается, да не скоро

дело делается; ни в сказке сказать ,ни

пером описать

Долго ли, коротко ли;

Много ли, мало ли проехали

Число  «3»

Было у того купца три дочери, все три красавицы; три подарка; через три дня и три ночи должна была воротиться

меньшая купеческая дочь

Было у старика и старухи три сына;

три боя с  чудом-юдом; три чудо-юдовы жены

Постоянные эпитеты

Солнце красное, лес дремучий, яства сахарные, честной купец, красавица писаная, батюшка родимый…

Мечи булатные, добрый молодец, сырая земля, чудо-юдо поганое

Волшебные силы, предметы

Зверь лесной, чудо морское;

аленький цветочек, перстень, венец из каменьев самоцветных, тувалет хрустальный.

Чудо-юдо, огненный палец, волшебные превращения чудо-юдовых жен

Уменьшительно-ласкательные суффискы

Батюшка, дороженька, аленький цве-

точек

Иванушка, батюшка, матушка, яблонька, платочек

Преувеличения

Блеснула молния и ударил гром, инда

земля зашаталася нод ногами…

Вдруг сырая земля закачалась, воды в реке взволновались, ветер завыл…

Борьба со злом

 Побеждает добро

 Побеждает добро

Заключение

          Таким образом, мы выяснили, что в содержании, построении, языке сказки  С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» есть общие черты с народной: есть зачин и концовка, используются присказки, троекратные повторы, преувеличения, постоянные эпитеты, волшебные предметы и образы. Сказка  имеет благополучный финал.

Список литературы.

1. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 кл.нац.шк.

                         / М.Г.Ахметзянов и др.- СПб, 2002.

2. Толковый словарь русского языка/ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.-М.,1999.

3. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1 – М.: Аванта+,2001

4. С.Т.Аксаков. Аленький цветочек. – М., 1991.

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной работе.

– Дома у вас, ребята, была
возможность еще раз перенестись в XIX век, побывать в богатом купеческом доме
и удивительном дворце «зверя лесного, чуда морского» вместе с героями сказки
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Какой же эпизод сказки вас тронул
больше всего, заставил волноваться, переживать за героев или, наоборот,
радоваться
за них?

Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе.
Учащиеся читают отрывок,
который им понравился больше всего

Осуществлять актуализацию личного
жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы по выставке книг.
Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите выставку книг. Что
общего у этих книг? На какие две группы можно распределить эти сказки?

– Как отличить русскую народную
сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами
читаем? Кто ее автор?

– Сегодня у нас итоговое занятие
по сказке
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Будем исследовать, анализировать сказки,
находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой. Выясним, какие
выразительные средства использовал Аксаков в своей сказке, дадим
характеристику героям, определим главный внутренний смысл сказки.

– Прочитайте пословицу, которая
является эпиграфом к нашему уроку. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Прочитайте тему урока.
Определите цели урока, используя опорные слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют
задачи чтения и составляют план чтения.

– Книги можно разделить на
русские народные сказки и на авторские, или литературные, сказки.

Объясняют смысл пословицы «Сказка
– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

– В конце урока мы определим, что
хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке

Принимать и сохранять учебную
цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Художественные средства,
которые использовал С. Т.
Аксаков

Организует работу по теме урока.
Задает
вопросы.

– Какие художественные средства
использует автор в сказке?

– Сравнение – это когда один
предмет сравниваем с другим предметом. Найдите в тексте сравнения.

– Олицетворение – перенос
признаков живого существа на неживой предмет. Найдите в тексте олицетворения.

– Эпитет – это образное
определение предмета, явления в виде сравнения. Метафора – это скрытое
сравнение. Признак метафоры – ее можно пересказать с помощью слов «как» и
«похож». Найдите в тексте эпитеты и метафоры.

– Сказку сказывает ключница
Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы
нашли в сказке пословицы?

– Читая волшебные сказки, мы
встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в
сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и
длительность времени

Отвечают
на вопросы учителя. Подтверждают свое мнение строчками из текста.

Автор использует в
сказке такие художественные средства, как олицетворения, сравнения,
эпитеты.

– Автор часто использует союзы как,
словно, как будто
. Аксаков пишет: «Свет, как от месяца полного, как от
солнца… светло в темную ночь, как среди дня белого», «словно деревья
расступаются», «будто зарево огонь», «запах от цветка… ровно струя бежит»,
«как у беркута».

– В сказке мы нашли приемы
олицетворения: «струя бежит», «земля зашаталась», «вылетел цветочек»,
«явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось
солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась
земля».

Мы
нашли эпитеты и метафоры, которые делают сказку поэтичной, выразительной,
музыкальной. Их в сказке очень много, например: красавицы писаные, дочери
пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, венца самоцветного, хрусталя
беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный
гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая,
чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким,
заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу
урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т. д.

Читают пословицы из сказки: «Богатство
– дело наживное», «Двух смертей не бывать, а одной не миновать», «От страха
зуб на зуб не попадал».

Читают сказочные выражения: «За
тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство»,
«Поворотился он назад – нельзя идти, направо-налево – нельзя идти, сунулся
вперед –
дорога торная», «Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается», «Долго ли, мало ли времени»

Осуществлять анализ произведения.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить
понятные для собеседника высказывания

IV. Черты народной сказки в
сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Перечитывание текста сказки с
предварительным заданием.

– Назовите признаки народной
сказки.

– Докажите, что в сказке Аксакова
есть все черты народной сказки.

– В сказке «Аленький цветочек»
есть черты народной сказки: есть волшебные силы, предметы, добро побеждает
зло

Перечитывают текст произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

– В народной сказке можно
выделить зачин, присказку, концовку.

– Зачин помогает узнать, кто
будет героем сказки. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был
купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у того
купца
три дочери, все три – красавицы писаные, а меньшая – лучше всех». Так
начинается сказка Аксакова. В русской народной сказке «Сивка-бурка» зачин
такой: «Жил-был старик, и было у него три сына: двое умных, а третий –
Иванушка-дурачок».

– Есть присказка: «много ли мало
ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

– Есть также концовка. Сказка
«Аленький цветочек» заканчивается так: «И нимало не медля принялись веселым
пирком да за свадебку. И стали жить да поживать, добра наживать.

Я сама там была, пиво-мед пила,
по усам текло, да в рот не попало». В «Сивке-бурке»: «Тут веселым пирком да
за свадебку! Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало»

Осуществлять анализ объектов с
опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач. Делать выводы

V. Анализ названия
сказки

Организует проблемную беседу.

– Почему сказка называется
«Аленький цветочек»? Разберите слова «аленький» и «цветочек» по составу,
определите способ образования. Меняется ли значение слова?

– Докажите примером из сказки.

– Аленький цветочек как символ
проходит через всю сказку. Докажите строчками из текста.

– Нет ли у этого постоянного
эпитета переносного смысла? Попробуем его раскрыть. Прочитайте слова самого
С. Т. Аксакова: «Цветок не вырастет без семени. Так же и душа человека.
Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра,
Благодарности, Милосердия посе-яны в душе каждого человека. Посеяны они были
и у сестер. Но ведь семена растить надо». Как вы поняли эти слова?

– Одинаково ли растили их дочери
купца? Вырос ли в душах старших сестер аленький цветочек? Или это что-то
другое?

– Что же такое «аленький
цветочек»?

– Какого человека называют
милосердным?

– Рассмотрите состав слова
«милосердие». Подберите однокоренные слова.

– Кому адресуем эти слова?

– Нужно ли сегодня быть верным,
благодарным, не стыдиться совершать добро, не бояться любить людей?
Подумайте.

– Где его искать? В тридевятом
царстве?

– Какой же смысл вложил писатель
в образ волшебного аленького цветочка?

Перечитывают текст произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предполо-
жения.

– Суффиксальный способ
образования: алый цветок – аленький (суффикс -еньк-) цветочек (суффикс
-ек-). В этих словах суффиксы уменьшительно-ласкательные, они меняют
значение слов: это что-то нежное, хрупкое, беззащитное.

– Младшая растила добро и любовь.
Мы это видим. А старшие вырастили злобу, зависть. Не вырос в их душах
аленький цветочек, не расцвел.

– Аленький цветочек – это Любовь,
Добро, Милосердие.

– Милосердным называют доброго,
отзывчивого, сердечного человека, готового помочь в любую минуту, простить
кого-то из сострадания, человеколюбия.

– Милосердие – сложное слово.
Милость, сердечность, сердечный.

– Эти слова относятся к меньшой
дочери. Она жертвует собой во имя покоя, счастья другого. Младшая дочь купца
искала и нашла свой цветочек аленький.

– Не надо далеко ходить: он
посеян в душе каж-
дого человека. Важно только, чтобы пророс
и расцвел.

– Аленький цветочек – символ
настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его
внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек
преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и
сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не
только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище,
красивее

Выразительно читать. Пони-мать на
слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и
позицию. Строить монологические высказывания

VI. Домашнее задание

стр. 193 –
214, дочитать сказку, объяснить непонятные слова

Внимательно слушают, задают
уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока
обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу:

– Что особенно заинтересовало вас
во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Чем авторская сказка отличается
от народной сказки? Что общего во всех сказках?

– Какова главная мысль этой
сказки? Чему был посвящен урок и тема?

– Владимир Солоухин в своем
очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней
– доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие
– не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром,
Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие
побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе
каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».

– Помните, что аленький цветок
приносит удачу только смелым, добрым, бескорыстным людям. Пусть этот цветок
напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям

Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Главное в сказке – доброта и
любовь

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


2

Элементы народных сказок в сказке «Аленький цветочек», какие написать?

2 ответа:



2



0

Сергей Тимофеевич зачин- завязку использовал из народных сказок, образ этакого правителя местечкового и троих его детей- не сыновей, но — по»шаблону. Желания их зафиксировал и- выполняя его для любимой дочки- в сказочную- волшебную передрягу попал. ход сюжета с многими русскими сказками перекликается и с «Морозко», и с Пушкинскими некоторыми, а волшебное кольцо по многим сказкам кочевало…)



1



0

В сказке «Аленький цветочек» встречаются элементы народной сказки — это зачин «В некиим царстве, в некиим государстве»

троекратные повторы «три дочери, три красавицы, три подарка, три дня и три ночи»

присказка » много ли мало ли времени прошло….»

постоянные эпитеты

g85vBabeTsYag0DG0bp63ZLnTp6NCb2I.png

уменьшительно-ласкат­<wbr />ельные суффиксы

462JXBI7dn6PMvRzNUbYIgf4IyzGZ3g.png

Волшебные герои и предметы — зверь лесной

zfSb9HXLz14w6thZB5gWKwfdWtalDVu.png

гиперболы

3ZcXeRek1QmeDHoDYCZcIcA4qTM1avkV.png

счастливая концовка «и стали жить да поживать….»

Особенности сказки «Аленький цветочек» делают сказку волшебной, главный герой предстает в образе диковенного зверя, от одного вида которого люди падают замертво. Главная героиня смогла разглядеть под шкурой зверя нежное и любящее сердце, к истории Настеньки и чудища подходит пословица » Судят по одежке , а провожают по уму», судят по поступкам, красивая одежда и умные слова не передают сущность человека, красивые слова помогают замаскировать черную душу и как сказка учит, не все то золото, что блестит, нужно верить в добро и отличать плохое от хорошего.

Читайте также

В детстве Петр Ершов, автор знаменитого «Конька-горбунка», часто ездил с отцом, служившим чиновником, по городам Сибири. Он слышал много народных сказок, к тому же сам любил сочинять в духе фольклора.

В его произведении часть сюжетных линий совпадает с некоторыми русскими сказками: «Сивка-Бурка», «Жар-птица…», например. А сам автор не скрывает, что сочинил сказку не «с нуля», а использовал едва ли не слово в слово то, что слышал из уст рассказчиков.

Конечно, это не дословный пересказ: Петр Павлович придал стройности фольклорному «Коньку» и дополнил его деталями от себя. Недаром даже на мраморе надгробной плиты тобольского кладбища выбита надпись «…Автор народной сказки».

Вот такой, казалось бы, оксюморон — автор народной…

Сказка Сладкая Соль рассказывает читателям о многодетном царе, у которого было 7 дочерей.

Он захотел узнать, что же его любимые дочки думают о нем самом, и однажды позвал их всех к себе и спросил это.

В большинстве своем девушки отвечали довольно стандартно, только младшая дочь сказала неожиданную фразу.

Она считает, что царь такой же сладкий, как соль.

Царь был в недоумении и обиделся, поскольку все знают, что соль совсем несладкая.

Далее, царь мстительно захотел выдать младшую царевну замуж за прокаженного.

Все придворные были в шоке от такого решения, но царь упрямо стоял на своем.

Царевна вместе с ее новым мужем, больным и безобразным человеком, отправились в изгнание.

Они были во многих местах, и девушка поддерживала своего мужа как могла, еду и деньги они добывали попрошайничеством.

Сам же прокаженный чувствовал огромную вину, оттого что молодая красивая девушка связана с ним, старым и больным.

И вот однажды он всем сердцем взмолился Аллаху о том, чтобы тот или даровал ему смерть, или освободил царевну от него.

От искренней молитвы случилось чудо — прокаженный вылечился и помолодел, царевна даже не сразу узнала его.

Далее, царевна с помощью своего мужа, сумела впечатлить своего отца-царя и показать ему жизненный урок.

Царь раскаялся, просил прощения у своей дочери, а также пригласил их с мужем жить во дворце.

Для того чтобы найти в библиотеке книгу с народными или литературными сказками, нужно обратится к каталогу в библиотеке, где указаны все сказки, которые есть в наличии. В каталоге есть алфавитный указатель, по нему и можно смотреть.

А проще всего спросить у библиотекаря, они точно знают где в библиотеке те или иные книги.

Не такая уж и простенькая сказка эта — «По щучьему велению», как может показаться на первый взгляд. И как любая другая народная сказка, она имеет свой смысл. Емеля олицетворяет собой ту часть молодых людей, которые не нашли интереса в жизни, не мотивированы что-то хорошее делать, заниматься полезным делом. Он просто полеживает на печи, пока его братья работают.

**

Но потом Емеля поймал, совершенно случайно, волшебную щуку. Мне кажется, щука выступает в роли Природы, которую в старину люди ласково называли «матушкой». И она приводит его к общественной жизни, у Емели появляются хотя бы примитивные, но желания. Он управляет событиями словами, которым научила его щука:

9Gb9XsnnX21abwkjWVNIR8fXogrp5Gk.png

И эта сказка учит детей тому, что с природой нужно жить в гармонии, помогать ей, не губить ее своими вредными действиями. И тогда природа будет помогать человеку, всем людям, чтобы у них была хорошая жизнь, чистая вода, свежий воздух.

А еще связь с природой обозначает связь с предками, усвоение их хороших традиций, их жизненного опыта.

А потом, помните, в сказке Емеля из лентяя превратился в красивого умного парня? Так вот в этом скрыт такой смысл — когда Емеля стал красив душой, он стал красив и внешне. Красота души, свобода духа делают самого человека прекраснее.

В русских сказках и в народной сказки «Кощей Бессмертный» рассказывается, что существует добро и зло. Добро вокруг, оно светлое и радостное, нужно учиться его ценить и защищать.Также в мире существует противоположность добра — темное неизведанное Зло. Кощей может быть хранителем Царства Тьмы, Темой Нави я Яви, олицетворением Зимы и Холода. Трудное и тяжелое время для древних людей. Похищаемые девушки могут быть олицетворениями Весны и пробуждения природы. Иван-Царевич побеждает Кощея, отбирает весну, с его дождями природа оживает и приносит плоды. Потом снова с осенью возвращается сила Кощеева, и наступает Зима.

Может есть и другие тайные смыслы, которые откроются когда придет время, тогда тем более важно передать тайны народного знания грядущим поколениям.

Отметь особенности волшебной сказки. Дополни.

Все сказки одинаково построены (известно, как начинаются, чем заканчиваются, что произойдет в основной части).

Обязательно героями являются животные.

Всегда есть два мира реальный и волшебный.+

Действие протекает в неопределенном прошлом.+

Герой подвергается испытаниям.+

Решение задачи возможно при помощи смекалки, хитрости.

Торжествует добро и справедливость.+

Всегда есть волшебство, превращение+

Признаки волшебной
сказки: зачин, присказка, концовка, борьба добра и зла, есть отрицательные и
положительные герои и их противостояние, добро побеждает зло, волшебные
существа и волшебные события, троекратные повторения, число три, испытания
героев.

Является ли сказка «Аленький цветочек» волшебной? Докажи свое мнение.

Сказка «Аленький
цветочек» С.Т.Аксакова является волшебной, так как в ней присутствует зачин (В
некотором царстве…), число три (три дочери, три подарка, три дня, за тридевять
земель, в тридесятое царство), троекратное повторение (отец спрашивает у
дочерей, что им привести, а затем спрашивал, кто поедет к чудищу) волшебные
предметы (зеркальце, венец, аленький цветочек, перстень, огненные слова на
стене), испытания (отец ищет подарки дочерям), волшебные превращения (чудище),
положительные герои (отец, младшая дочь) и отрицательные герои (сестры),
присказка (скоро сказка сказывается…) концовка (жить поживать, да добра
наживать, мед пиво пил….)

Рассмотри обложку книги.

Знакома ли тебе эта сказка? Запиши ее автора

Сказка «Красавица и чудовище» написана Г.-С. Барбо де
Вильнев (1740), в 1757 году Жанны-Мари Лепренс де Бомон издала ее сокращенный
вариант, и стала считаться автором сказки.

Назови главных героев.

Купец, три дочери
(младшая – Красавица), три сына, Чудовище

Запиши основные события.

Отец обещал
привезти своим страшим дочерям
платья, а младшей – розу, заблудился,
попал в прекрасный замок, сорвал там розу. Чудовище приказало вернуться либо
прислать дочь. Дочь Красавица у Чудища. Отец заболел, Красавица вернулась
домой, не смогла вовремя вернуться к Чудищу, Чудище умерло. Красавица вернулась
и призналась ему в любви, Чудище превратилось Принца. Они поженились.

Сравни эту сказку со сказкой «Аленький цветочек» (герои, события, волшебные предметы и помощники)

Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и «Красавица и Чудовище» очень похожи по сюжету и героям: герои обеих сказок – купец, три его дочери и Чудище, которое является заколдованным принцем. В сказке «Красавица и Чудовище» присутствуют еще три брата купца. Волшебные предметы в сказке «Красавица и Чудовище»: перстень Чудища, он помогал перемещаться в дом купца и обратно во дворец к Чудищу, зеркальце Чудища помогало увидеть, что происходит дома у купца. В сказке «Аленький цветочек» волшебных предметов больше (венец, зеркальце, аленький цветочек, перстень). Сюжет у обеих сказок также очень похож: отец выполняет просьбы дочерей, срывает цветок, младшая дочь спасает отца от гибели, влюбляется в доброту и заботу Чудища, возвращается домой, но опаздывает к назначенному сроку. Чудище умирает, девушка признается ему в любви, Чудище оживает и превращается в принца, свадьба. Добро побеждает зло, любовь побеждает смерть.

Назад к содержанию

  • 06
    Янв 19

Ответы к стр. 49 — 51

  • Отметь особенности волшебной сказки. Дополни. 

+ Всегда есть два мира: реальный и волшебный.
+ Действие протекает в неопределённом прошлом.
+ Герой подвергается испытаниям.
+ Решение задачи возможно при помощи смекалки, хитрости.
+ Торжествуют добро и справедливость.
+ Всегда есть волшебство, превращение.

Отличие героя от его родственников — его особая связь с волшебным миром.
Наличие волшебных помощников.
Герой — либо младший ребенок в семье, либо сирота и жертва злой мачехи.

  • Является ли сказка «Аленький цветочек» волшебной? Докажи своё мнение.

В сказке есть чудеса, волшебные предметы, сказочные превращения.

  •  Рассмотри обложку книги. Знакома ли тебе сказка? Запиши её автора.

«Красавица и чудовище». Ш. Перро. (Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнёв, французская писательница, сказочница, считается первым автором популярной и всемирно известной сказки — «Красавица и чудовище»).

  • Назови главных героев. 

Купец, его младшая дочь Красавица, Чудовище.

  • Запиши основные события.

Сорвав самую прекрасную розу для младшей дочери, богатый купец столкнулся лицом к лицу с отвратительным Зверем. Чудовище разрешает передать розу дочери, с условием, чтобы назад вернулся или сам купец, или его младшая дочь. Зверь позволяет Красавице навестить отчий дом, но с условием возвращения. Зверь уже почти умер, и девушка плачет над ним, говоря, что любит его. Слёзы Красавицы капают на чудовище, и оно превращается в прекрасного принца.

  • Сравни эту сказку со сказкой «Аленький цветочек» (герои, события, волшебные предметы и помощники).
Параметры сравнения Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» Ш.Перро «Красавица и чудовище»
Главные герои Купец, младшая дочь, чудище. Купец, младшая дочь Красавица, чудовище.
Другие персонажи, их поведение Старшие две сестры любили только богатства и себя, завидовали младшей и злились, но притворялись любящими. Старшие две сестры и три брата, сёстры злились и завидовали младшей, братья любили её и хотели защитить.
Волшебные предметы и помощники Аленький цветочек, кольцо. Кольцо, зеркальце.
Основные события Сборы в дорогу отца, гостинцы, поиск подарков, испытания, возвращение к чудищу… Богатый купец разорился, младшая дочь в бедности не роптала, всю работу делала, чудовище спасает купца и требует платы за розу…
Главная мысль Доброе искреннее сердце, любовь побеждает зло (волшебные чары). Доброе искреннее сердце, любовь побеждает зло (волшебные чары), злоба и зависть будут наказаны (приносят несчастье).

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Ответы к стр. 49 – 51. С. Т. Аксаков. Аленький цветочек

2.5 (50.52%) от 747 голосующих

  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сказка о царе салтане
  • Признаки волшебной сказки 4 класс о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сивка бурка
  • Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка рабочая тетрадь