Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
-
Какие признаки сказки Иван царевич и серый волк
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
alonsocoffey908
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
История3 минуты назад
Реформы Швеции История помогите плиз
-
Алгебра3 минуты назад
Фотка снизу↓↓↓↓
////Очень надо это все решить/// -
Математика3 минуты назад
помогите пожалуйста выполнить задание срочно
-
Қазақ тiлi3 минуты назад
2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО
-
Другие предметы8 минут назад
Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика5 часов назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы5 часов назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
- Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” |
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
Волк в коня и Е.П. |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, |
Серый волк |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода. |
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
Третий младший сын царский. |
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья.
Три Три испытания…
Трубы затрубили три раза… |
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания |
Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
Поединок | Есть | Нет |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
- Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
Урок по литературному чтению в 3 классе в МБОУ ООШ п.Алханчурт
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»
Подготовила и провела:
учитель Бестаева Н. А.
24. 09. 2016 г.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:
— дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению, тесты
Ход урока
-
Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели
— Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:
Легенда, приданье народное,
Ребята её обожают,
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (Сказка)
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
— На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Презентация прилагается)
III. Актуализация знаний
-
— Докажите, что литературное произведение — это сказка. Что такое сказка?
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
-
— К какому виду относится эта сказка?
-
— Почему она волшебная?
Признаки волшебной сказки
1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
4) – Вспомните главных героев нашей сказки.
В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1.» Красная Шапочка»
-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
2.»Три поросёнка»… ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?
5) — Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:
1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
3.»Сивка — Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
— Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
6) — Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)
— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).
— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример : Доброе слово и камень точит.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Физкультминутка.
IV. Проверка домашнего задания.
Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.
V. Изучение нового материала.
-
Работа над сказкой.
Вопросы на с.49 —
-
Дополнительная работа.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». (Презентация, слайд 1.)
– Знакома ли вам эта картина?
– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?
– Каким изображен Иван?
– Какова Елена Прекрасная?
– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».
– Чем похожи обе картины?
– Каким настроением они проникнуты?
– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?
-
Тест к сказке (Приложение1)
VI. Рефлексия..
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)
— Чему научила вас эта сказка?
Рефлексия со смайликами.
Домашнее задание: перечитать сказку (с. 40-49), вопросы на с. 49 – 51.
Приложение 1.
Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».
1. Назовите имя царя _____________________
2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________
3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________
4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________
5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________
6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»
___________________________________________
7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?
_____________________________________________________________________
8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________
9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?
______________________________________________________
10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________
11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «б»
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»
Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор, способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;
- познакомить с новыми словами;
- научить делить текст на части;
- формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
- воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;
- научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.
Развивающие:
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;
- развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;
- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.
- развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности
Воспитательные:
- развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;
- сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;
- развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального.
- формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.
- Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, выставка книг и иллюстраций к сказке, интерактивная доска, проектор, компьютер с колонками, презентация с иллюстрациями к произведению; М/Ф «Иван- царевич и Серый волк»; карточки с пословицами для работы в группах, лепестки знаний – маленькие листочки в виде капли, для оценки работы на уроке.
Ход урока:
I. Организационный момент
Цель: создать эмоциональный настрой на урок
Учебная задача для учителя: проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает
класс на продуктивную деятельность, создает эмоциональный настрой на работу на уроке
Учебная задача для учащихся: приветствуют учителя и выполняют самооценку
готовности к уроку
Содержание:
— Ребята, вспомним правила поведения на уроке.
Сравним свою осанку с учеником на плакате. Молодцы!
Начнем урок с самого приятного. Закройте глаза, и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель
Форма контроля: самоконтроль
Прием рефлексии: Рефлексия настроения на начало урока. «Поезд» + «Смайлики». У учащихся три карточки: веселая, нейтральная и грустная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале урока и прикрепляют ее на первый вагончик.
II. Актуализация опорных знаний, умений.
Цель: посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала
Речевая разминка
Учебная задача для учителя: актуализирует опыт учащихся, подготавливает к
изучению нового материала;
Учебная задача для учащихся: выполняют задание, делают выводы, вспоминают и
обобщают учебный материал
- Содержание
Учитель: Повторяем хором:
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
— Прочитайте жужжащим способом.
-Вам знакомы эти слова? Чьи они и от куда?
Предполагаемый ответ учащихся: Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель
- Форма контроля: устный контроль
- Прием рефлексии: «Поезд». Детям выдаются карточки с изображением поезда. Вагоны поезда – этапы урока. По завершению каждого этапа детям предлагается оценить свою работу.
Рефлексия деятельности
- У: Ребята, все размялись, всем удалось вспомнить ранее изученную сказку? Если вы считаете, что вы справились, нарисуйте на втором вагончике зеленый кружок, если частично – синий, если вы пока недовольны своей работой – красный.
III. Самоопределение к деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Определение темы
Учебная задача для учителя: создать условия для формулировки темы и
определения цели урока учащимися
Учебная задача для учащихся: участвовать в обсуждении предложенной ситуации,
высказывать свои мнения, суждения.
Содержание
Учитель: Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
— Прочитайте слова на слайде:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
— Как вы их понимаете?
Дети: Сказки чему-нибудь учат.
У: Чему учат?
Д: Добру, любви, смелости, честности.
У: Молодцы! Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.
«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят»
Д: Волк (учитель записывает на доске).
У: «У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его…»
Д: Иван (учитель записывает на доске).
У: Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?
Д: Мы будем читать о них сказку.
У: Правильно. На перемене мы сделали выставку книг. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке?
Д: Это русские народные сказки. Книги с красивыми иллюстрациями.
У: Все эти книги иллюстрированы художниками. В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины «Иван царевич на сером волке»).
— Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.
А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника?
Д: Да, он рисует к сказкам.
У: Прочитайте название сказки. Кто её автор?
Д: «Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.
У: Конечно! Молодцы! Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.
Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель
Форма контроля: устный контроль, взаимопроверка
Прием рефлексии:
Рефлексия деятельности «Соседу по парте»
У: Ребята, я предлагаю вам оценить своего соседа по парте. Вы наверняка слышали, как ваш сосед отгадывал загадки? Может кто-то еще не проснулся, и оценка со стороны поможет ему работать активнее. Выберите для соседа фразу: Ты молодец! Ты почти справился! Ты мог работать лучше.
IV. Открытие нового знания.
Цель: построение и фиксация нового знания
- Знакомство со сказкой, чтение вслух.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся
Учебная задача для учеников: читают, следят за чтением других ребят
Организация работы детей:
— Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.
Дети читают до слов «… а Иван-царевич в третью сторону».
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, устный
- Словарная робота по ходу чтения.
Учебная задача для учителя: организует поисковую работу учащихся со словарем
Учебная задача для детей: найти незнакомые слова в словаре
Организация работы детей:
У: Все ли слова вам понятны?
Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.
Д: Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Слово похитник от слова похищать, воровать.
Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задолит – одолеет.
Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, групповая форма
- Работа по содержанию сказки.
Учебная задача для учителя: проконтролировать выполнение задания – чтение фрагмента сказки
Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы по прочитанному фрагменту
Организация работы детей:
У: С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.
Д: Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
У: Как называется этот прием в сказке?
Д: Зачин.
У: Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?
Д: Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.
У: Какой вы представляете себе Жар-птицу?
Д: Ответы учащихся.
У: Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?
Д: Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.
У: Кто из братьев самый ответственный? Почему?
Д: Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то, что прилечь, чтобы не уснуть.
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, фронтальная форма
3. Чтение сказки.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся
Учебная задача для учащихся: чтение сказки по ролям
Организация работы детей:
У: Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям.
Учитель распределяет роли.
(Иван-царевич, Серый Волк, автор, царь Афрон, царь Кусман)
Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».
У: Прежде чем перейти к обсуждению сказки, отдохнем. Встанем дружно из-за парт, приготовимся к разминке.
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, индивидуальная, групповая форма
Подведение результатов работы: прием рефлексии учебного содержания «Поезд», ребятам предлагается оценить свою работу на данном этапе с помощью вопросов учителя: Все ли внимательно прочитали сказку и легко отвечали на вопросы? Получилось ли поработать со словарём и быстро найти незнакомые слова?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материалов
- Работа по содержанию сказки.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся, установить усвоение учебного материала
Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы учителя
У: Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?
— Как вез Волк Ивана-царевича?
— Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?
Д: Ответы учащихся
Формы и организация контроля за работой: текущий, индивидуальная форма (учитель оценивает лепестком знаний).
5. Просмотр фрагмента мультфильма «Иван-царевич и Серый Волк», окончание сказки.
У: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма, и узнать, чем завершилась сказка.
- Работа по содержанию сказки.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся, установить усвоение учебного материала
Учебная задача для учащихся: выполнить предложенные задания
Организация работы детей:
У: Понравилась вам сказка?
— Изменилось ли ваше отношение к героям, к братьям Ивана-царевича?
Д: Ответы учащихся.
У: Как вы можете описать героев сказки?
— Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
Д: 1.Волшебный помощник (Серый волк)
2.Предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
У: Ребята, вы познакомились со сказкой – прочитали её, посмотрели фрагмент мультфильма. На какие 3 части можно разделить текст сказки?
Д: Ответы учащихся.
1. Похищение яблок.
2. Испытания Ивана- Царевича.
3. Справедливость.
Работа в группах.
У: Перед вами пословицы, вам нужно их прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.
Д: Дети зачитывают выбранные пословицы.
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, групповая и и индивидуальная формы
Подведение результатов работы: прием рефлексии усвоения учебного материала «Поезд», ребятам предлагается оценить свою работу на данном этапе с помощью самоанализа.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Рефлексия настроения на конец урока
Учебная задача для учителя: организует подведение итога урока рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся
Учебная задача для учащихся: анализируют свою работу на уроке, уровень
усвоения учебного материала
Рефлексия усвоения учебного материала:
У: Все справились с заданием. Молодцы!
— Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? Почему?
Д: Ответы учащихся.
У: Ребята, что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (злого)
У: А в этой сказке, почему волк помогает Ивану-царевичу? Почему вы решили, что он добрый?
Д: Оплачивает долг (съел лошадь)
У: «Долг платежом красен». А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, тому, кто раньше вам помог.
Д: Ответы учащихся.
У: И в сказке Иван нуждался в помощи. Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?
Помощь ближнему.
У: Молодцы! А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).
Рефлексия настроения на конец урока:
У: Итак, с какой сказкой вы познакомились? Чему научила вас эта сказка?
Д: Ответы учащихся.
У: Что ещё нового вы узнали, чему научились?
Д: Узнали новые слова, учились делить текст на части.
У: На следующем уроке мы продолжим беседу о сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Дома вам нужно дочитать сказку до конца, приготовиться читать её выразительно.
А так же можете нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
— Ребята, теперь предлагаю вернуться к нашему поезду. У нас остался последний вагончик. В начале урока мы с вами выбирали смайлик, соответствующий вашему настроению, я предлагаю вам поступить так же.
— Какое настроение у вас на конец урока?
Рефлексия деятельности:
— Молодцы! А теперь посмотрите на свои вагончики. У кого на каждом этапе урока все получалось? У кого были затруднения?
Спасибо за урок, до свидания.
Формы и организация контроля за работой: фронтальная, индивидуальная
Подведение результатов работы: приемы рефлексии настроения «Смайлики», усвоения учебного материала деятельности «Поезд»