Признаки сказки как жанра

раскрытая книга
Сказка: Unsplash

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Спящая царевна

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Кащей Бессмертный

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

фонарь

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

Царевна-лягушка

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

лиса, олень и волк

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/

Определение

Сказка – захватывающий рассказ об исключительных событиях, приключениях, подвигах, в которых действует необычные герои. В сказочных произведениях встречаются фантастический сюжет, волшебные предметы, говорящие звери и другие живые мифические существа (Жар-птица, Баба-Яга). Основу сюжета сказки составляет извечная борьба Доброго и Злого. Добро в итоге всегда побеждает, а зло наказывается.

художественные особенности сказок

Особенности сказки как жанра литературы

Сказочный жанр литературы обладает своими характеристиками, благодаря которым его можно отличить от других произведений. Художественными особенностями сказок является следующее:

  1. Использование определенных поэтических форм: «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве», «и я там был, мед, пиво пил», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и пр.

  2. Наличие фантастических героев – Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Снегурочка.

  3. Олицетворение природных стихий, которые также выступают в роли главных героев – Солнце, Месяц, Ветер, Молочные реки и пр.

  4. В сказках животные умеют разговаривать, и, как правило, помогают главному герою – Богатырский конь, серый волк, золотая рыбка и др.

  5. Наличие волшебных предметов – золотое кольцо, куколка, зеркало, скатерть-самобранка, ковер-самолет и пр.

  6. Характер главного героя не развивается, он всегда статичен, не герой двигает сюжет вперед, а обстоятельства, в которые он попадает.

  7. Есть четкое разделение на плохих героев (злостная мачеха, Кощей Бессмертный, Соловей-разбойник) и хороших (Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Емеля). Положительные персонажи олицетворяют в себе все лучшие человеческие качества, высокие моральные принципы, отрицательные символизируют темные силы, которые обязательно будут побеждены.

  8. Основа сюжета составляет извечная борьба добра со злом.

  9. Для сюжета характерна троичность – главный герой всегда проходит три испытания.

Виды сказочных произведений

Каждый знает, что такое сказки, но не все догадываются, на какие виды они подразделяются. Все многообразие этого жанра в зависимости от темы делится на три вида:

  1. Социально-бытовые. Здесь рассказываются истории об обычных людях в непростых жизненных ситуациях, но и здесь присутствуют элементы волшебства («Каша из топора», «Шел солдат домой», «Ямщик и купец»).

  2. О животных. Главными героями выступают птицы, звери, рыбы, которые наделяются человеческими чертами – жадность, доброта, завистливость, трусость и пр. («Волк и козлята», «Зимовье зверей», «Лиса и волк»).

  3. Волшебные («Василиса Прекрасная», «Царевна Моревна», «Летучий корабль», «Никита Кожемяка»).

  1. Особенности сказки как фольклорного жанра

Ска́зка
— один из жанров фольклора, либо
литературы. Эпическое, преимущественно
прозаическое произведение волшебного
характера, обычно со счастливым концом.
Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Сказка
фольклорная — эпический жанр письменного
и устного народного творчества:
прозаический устный рассказ о вымышленных
событиях в фольклоре разных народов.
Вид повествовательного, в основном,
прозаического фольклора (сказочная
проза), включающий в себя разножанровые
произведения, тексты которых опираются
на вымысел. Сказочный фольклор противостоит
«достоверному» фольклорному повествованию
(не сказочная проза).

Сказка
литературная — эпический жанр:
ориентированное на вымысел произведение,
тесно связанное с народной сказкой, но,
в отличие от неё, принадлежащее конкретному
автору, не бытовавшее до публикации в
устной форме и не имевшее вариантов.
Литературная сказка либо подражает
фольклорной (литературная сказка,
написанная в народно поэтическом стиле),
либо создаёт дидактическое произведение
на основе не фольклорных сюжетов.
Фольклорная сказка исторически
предшествует литературной.

Слово
«сказка» засвидетельствовано в письменных
источниках не ранее XVII века. От слова
«каза́ть». Имело значение: перечень,
список, точное описание. Современное
значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее
использовалось слово «баснь». Слово
«сказка» предполагает, что о нём узнают,
«что это такое» и узнают, «для чего»
она, сказка, нужна. Сказка целевым
назначением нужна для подсознательного
или сознательного обучения ребёнка в
семье правилам и цели жизни, необходимости
защиты своего «ареала» и достойного
отношения к другим общинам.

Сказка
– это древнейший жанр устного
народно-поэтического творчества,
эпическое, преимущественно прозаическое,
произведение волшебного, авантюрного
или бытового характера. Как и все народное
искусство, сказка глубоко национальна,
но в то же время большинство сказочных
сюжетов встречается у многих народов
мира. Если подобрать к слову сказка
однокоренные слова, то в результате
возникнет ряд слов, в определенной
степени раскрывающий его смысл: сказка
– рассказывать – сказывать. По сути
сказка – то, что рассказывается, устный
рассказ о чем-либо интересном как для
исполнителя, так и для слушателя, несмотря
на то, что она всегда ориентирована на
вымысел, будь то нравоучительные рассказы
о животных, волшебные сказки, авантюрные
повести, сатирические анекдоты. Незнание
сказок, как один из существенных
недостатков воспитания, расценивал
А.С. Пушкин: Слушаю сказки – и вознаграждаю
те недостатки проклятого своего
воспитания. Что за прелесть эти сказки!
каждая есть поэма!

2.1 Жанровые разновидности сказки

Сказка
о животных

Сказка
о животных (животный эпос) — это
совокупность (конгломерат) разножанровых
произведений сказочного фольклора
(сказка), в которых в качестве главных
героев выступают животные, птицы, рыбы,
а также предметы, растения и явления
природы. В сказках о животных человек
либо 1) играет второстепенную роль
(старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из
воза (саней»)), либо 2) занимает положение,
равноценное животному (мужик из сказки
«Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная
классификация сказки о животных.

Прежде
всего, сказка о животных классифицируется
по главному герою (тематическая
классификация). Такая классификация
приведена в указателе сказочных сюжетов
мирового фольклора, составленного
Аарне-Томпсоном и в «Сравнительном
Указателе Сюжетов. Восточнославянская
сказка»:

  • Дикие
    животные.

  • Лиса.

  • Другие
    дикие животные.

  • Дикие
    и домашние животные

  • Человек
    и дикие животные.

  • Домашние
    животные.

  • Птицы
    и рыбы.

  • Другие
    животные, предметы, растения и явления
    природы.

Следующая
возможная классификация сказки о
животных — это структурно-семантическая
классификация, которая классифицирует
сказку по жанровому признаку. В сказке
о животных выделяют несколько жанров.
В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

  • Кумулятивная
    сказка о животных.

  • Волшебная
    сказка о животных

  • Басня
    (аполог)

  • Сатирическая
    сказка

  • Е.
    А. Костюхин выделял жанры о животных
    как:

  • Комическая
    (бытовая) сказка о животных

  • Волшебная
    сказка о животных

  • Кумулятивная
    сказка о животных

  • Новеллистическая
    сказка о животных

  • Аполог
    (басня)

  • Анекдот.

  • Сатирическая
    сказка о животных

  • Легенды,
    предания, бытовые рассказы о животных

  • Небылицы

В.Я.
Пропп, в основу своей классификации
сказки о животных по жанрам, пытался
положить формальный признак. Костюхин
же, в основу своей классификации, отчасти
положил формальный признак, но в основном
исследователь разделяет жанры сказки
о животных по содержанию. Это позволяет
глубже понять разнообразный материал
сказки о животных, который демонстрирует
разнообразие структурных построений,
пестроту стилей, богатство содержания.

Третья
возможная классификация сказки о
животных является классификации по
признаку целевой аудитории. Выделяют
сказки о животных на:

  • Детские
    сказки.

  • Сказки,
    рассказанные для детей.

  • Сказки,
    рассказанные детьми.

  • Взрослые
    сказки.

Тот
или иной жанр сказки о животных имеет
свою целевую аудиторию. Современная
русская сказка о животных в основном
принадлежит детской аудитории. Таким
образом, сказки, рассказанные для детей,
имеют упрощённую структуру. Но есть
жанр сказки о животных, который никогда
не будет адресован детям — это т. н.
«Озорная» («заветная» или «порнографическая»)
сказка.

Около
двадцати сюжетов сказок о животных —
это кумулятивные сказки (Рекурсивная).
Принцип такой композиции заключается
в многократном повторении единицы
сюжета. С. Томпсон (англ.)русск., Болте,
Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки
с кумулятивной композицией в особую
группу сказок. Кумулятивную (цепевидную)
композицию различают:

С
бесконечным повторением:

Докучные
сказки типа «Про белого бычка».

Единица
текста включается в другой текст («У
попа была собака»).

С
Конечным повторением:

«Репка»
— нарастают единицы сюжета в цепь, пока
цепь не оборвётся.

«Петушок
подавился» — происходит расплетание
цепи, пока цепь не оборвётся.

«За
скалочку уточку» — предыдущая единица
текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой
жанровой формой сказки о животных
является структура волшебной сказки
(«Волк и семеро козлят», «Кот, петух и
лиса»).

Ведущее
место в сказках о животных занимают
комические сказки — о проделках животных
(«Лиса крадёт рыбу с саней (с воза),
«Волк у проруби» , «Лиса обмазывает
голову тестом (сметаной) , «Битый небитого
везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые
влияют на другие сказочные жанры
животного эпоса, особенно на аполог
(басню). Сюжетное ядро комической сказки
о животных составляют случайная встреча
и проделка (обман, по Проппу). Иногда
сочетают несколько встреч и проделок
(контаминация). Героем комической сказки
является трикстер (тот, кто совершает
проделки). Основной трикстер русской
сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц).
Жертвами её обычно бывают волк и медведь.
Замечено, что если лиса действует против
слабых, она проигрывает, если против
сильных — выигрывает (Дм. Молдавский).
Это идёт из архаического фольклора. В
современной сказке о животных победа
и поражение трикстера нередко получает
моральную оценку. Трикстеру в сказке
противопоставлен простофиля. Им может
быть и хищник (волк, медведь), и человек,
и животное-простак, вроде зайца.

Значительная
часть сказок о животных занимает аполог
(басня), в которой выступает не комическое
начало, а нравоучительное, морализующее.
При этом аполог не обязательно должен
иметь мораль в виде концовки. Мораль
вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации
должны быть однозначными, чтобы легко
сформировать моральные выводы. Типичными
примерами аполога являются сказки, где
происходит столкновение контрастных
персонажей (Кто трусливее зайца? ; Старя
хлеб-соль забывается ; Заноза в лапе
медведя (льва) . Апологом можно также
считать такие сюжеты, которые были
известны в литературной басне с античных
времён (Лиса и кислый виноград ; Ворона
и лисица и многие другие). Аполог —
сравнительно поздняя форма сказок о
животных. Относится ко времени, когда
моральные нормы уже определились и
подыскивают для себя подходящую форму.
В сказках этого типа трансформировались
лишь немногие сюжеты с проделками
трикстеров, часть сюжетов аполога (не
без влияния литературы) выработал сам.
Третий путь развития аполога — это
разрастание паремии (пословицы и
поговорки). Но в отличие от паремии, в
апологе аллегория не только рациональна,
но и чувствительна.

Рядом
с апологом стоит так называемая
новеллистическая сказка о животных,
выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в
животной сказке — это рассказ о необычных
случаях с довольно развитой интригой,
с резкими поворотами в судьбе героев.
Тенденция к морализации определяет
судьбу жанра. В нём более определённая
мораль, чем в апологе, комическое начало
приглушено, либо совсем снято. Озорство
комической сказки о животных заменено
в новелле иному содержанию — занимательному.
Классический пример новеллистической
сказки о животных — это «Благодарные
звери». Большинство сюжетов фольклорной
новеллы о животных складываются в
литературе, а потом переходят в фольклор.
Лёгкий переход этих сюжетов связан с
тем, что сами литературные сюжеты
складываются на фольклорной основе.

Говоря
о сатире в сказках о животных, надо
сказать, что литература некогда дала
толчок к развитию сатирической сказки.
Условие для появлении сатирической
сказки возникает в позднем Средневековье.
Эффект сатирического в фольклорной
сказке достигается тем, что в уста
животных вкладывается социальная
терминология (Лиса-исповедница; Кот и
дикие животные). Особняком стоит сюжет
«Ёрш Ершович», которая является сказкой
книжного происхождения. Поздно появившись
в народной сказке, сатира в ней не
закрепилась, так как в сатирической
сказке легко можно убрать социальную
терминологию. Так, в XIX веке сатирическая
сказка непопулярна. Сатира внутри сказки
о животных — это лишь акцент в крайне
незначительной группе сюжетов о животных.
И на сатирическую сказку повлияли законы
животной сказки с проделками трикстера.
Сатирическое звучание сохранилась в
сказках, где в центре трикстер, а где
была полнейшая нелепица происходящего,
то сказка становилась небылицей.

Волшебная
сказка имеет в своей основе сложную
композицию, которая имеет экспозицию,
завязку, развитие сюжета, кульминацию
и развязку (см. также Конфликт
(литературоведение). По Проппу происходит
от обряда инициации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Интересно, что слово «сказка» возникло относительно недавно – в XVII веке. Зафиксировали этот термин в грамоте воеводы Всеволодского. Раньше был принят в использовании другой термин «басень», что на сегодняшний момент переводится как «рассказ». Многие сказочники старых времен сегодня неизвестны для нас. Ведь только в XIX веке ученые стали активно исследовать русский фольклор. Поэтому многие авторские произведения сегодня имеют статус «народных».

Содержание

  1. Что такое сказка?
  2. Признаки сказки как литературного жанра
  3. Литературные сказки
  4. Сущность сказки
  5. Классификация сказок
  6. Русские народные сказки
  7. Волшебные сказки
  8. Функции сказок

Что такое сказка?

Сказка – это термин обобщающий. Разные произведения относят этому виду жанра в зависимости от того, какие признаки присутствуют в их содержании и тексте. Так как сказка относится к эпическому роду, то она обязательно должна обладать сюжетом и преподноситься в повествовательной форме.

Ее содержание должно быть интересным и необычным. При этом обязательно должно быть четкое разграничение между добром и злом. Читатель или слушатель должен точно понимать, где в ней правда, а где кривда. В сказках происходит противостояние между жизнью и смертью. Каждое описанное событие должно быть завершенным. Сказки не имеют свойство быть незаконченными.

Также сказку можно отнести к повествовательному направлению фольклора. Эти рассказы передаются из поколения в поколения в виде устных рассказов.

Рассказом сказку тоже можно назвать, ведь она обладает всеми признаками повествовательного жанра. Однако этот фактор не становится решающим. Ведь есть и другие жанры, которые нельзя отнести к сказкам, но они являются повествовательными. К примеру, сюда относятся баллады и былины. Но народ воспринимает сказку в качестве основы повествовательного жанра. Ведь даже сам термин связан со словом «рассказывать».

Один из выдающихся собирателей сказок А.И. Никифоров разработал собственную методику по поиску и классификации этих произведений.  У него посвящено много работ, которые относятся к сказке как к форме.

Никифоров считает, что сказки – это устные рассказы, которые в обществе используются в качестве развлечений. Их содержание очень необычно с точки зрения бытовой формы. Часто в них присутствуют элементы фантастики и чудеса. Не мало в них и житейских моментов. У них особое композиционно-стилистическое строение. Такое научное понимание для сказки позволяет дать ей наиболее правильное определение. Все это характеризует сказку, как жанр народного творчества.

Исследователь также считает, что сказка рассказывается в развлекательных целях. Но у нее также имеются и эстетические функции. Это особый художественный жанр, который во многом отличается от обрядовой поэзии, которая используется для прикладных задач.

Признаки сказки как литературного жанра

Привлекательность сказки – это признак, который действует в паре с еще одним – с необычайностью. Необычайность при этом воспринимается людьми не только как какая-то необычная фантастическая история. Необычность может нести  житейский характер. Поэтому даже новеллистические сказки подходят под этот признак.

Еще один признак, который выдвигается Никифоровым – это особенное композиционное и стилистическое строение. Обе эти характеристики легко объединяются в общее понятие «поэтика». У сказки достаточно специфическая поэтика.

Еще один признак ученый отметил, но раскрыл его недостаточно хорошо. Этим признаком является то, что ни рассказчик, ни слушатели не верят в достоверность рассказываемых событий. Народ изначально воспринимает сказку, как вымысел.

Но бывают сказки еще и литературные. И если народные сказки творит народ, то литературные создаются профессиональными писателями.

Зачастую литературные сказки сочетают в себе и реальное, и волшебное. Они могут быть интересными не только для детей, но и для взрослых. Детям нравится невероятный сказочный сюжет, они очарованы вымыслом, получают радость от победы добра над злом. Также им нравится то, что события в сюжете разворачиваются быстро.

Существует целое направление в профессиональной литературе – это литературная сказка. И направление это появилось не само по себе. Базой для развития стали народные сказки, которые приобрели известность благодаря работе ученых-фольклористов.

Романтизм – это эпоха, которая стала промежуточной между народными и литературными сказками. Романтики находили для себя эстетические образы, когда исследовали народное творчество. Они воспринимали сказку в качестве источников литературного творчество их эпохи, видели в них основу национальной культуры.

Литературные сказки

Литературные сказки перенимают опыт других жанров, которыми увлечен автор. Они принимают форму романов или драм, а также включают в себя элементы поэзии. В них может содержаться настоящий драматизм или эпичность,  а также лиризм.

В литературных сказах могут быть переплетены разные элементы сказов про животных или волшебство, про бытовую жизнь или приключения. Они могут содержать в себе элементы детективов и науки, а также быть похожими на фантастику или пародию. Сказка появляется из народного творчества. Она может быть основана на легенде или саге, за ее основу может быть взята даже детская песенка или небольшая пословица.

В.Я. Пропп писал, что сказки универсальны по своей природе. Любой жанр литературного творчества переживает эпоху расцвета и падения. А вот сказки бессмертны. Их могут понимать абсолютно все люди. Сказка легко преодолевает языковые границы, передается из одной народности в другую и хранятся в живом виде на протяжении тысячелетий.

Это связано с тем, что сказка включает в себя вечные и неувядаемые человеческие ценности. Сказка красива сама по себе. Основанная на вымысле, она между тем правдива и глубока. Она задушевная и веселая. В ней содержится остроумие и жизнелюбие. В сказке тесно переплетены детская наивность и взрослая мудрость. Сказки позволяют ребенку приобрести трезвый взгляд на жизнь.

Сущность сказки

Чтобы понять сущность сказки, нужно исследовать разные источники.

Например, согласно В.И. Далю сказка – это вымышленный рассказ, который содержит в себе небывалую и невозможную в реальной жизни историю. Сказку воспринимают в обществе как что-то поучительное и невероятное. Это рассказ о том, что никогда в реальной жизни не могло бы случиться, но при этом содержит в себе очень важный урок. В прошлом столетии начали активно выпускать сборники русских сказок. И до сих пор этот вид книг пользуется большой популярностью в русских семьях.

Л.П.Стрелкова описывает сказки, как повествования, которые наполнены вымышленными историями и персонажами, а также подразумевают участие волшебства и фантастики.

Согласно словарю русского языка сказки – это повествования, основанные на придуманных историях, в которых как правило принимают участие фантастические силы.

Согласно другим словарям сказка является одним из жанров народного творчества, в котором присутствует авантюра, волшебство или бытовая жизнь, определенно вымышленные по своему характеру.

Л.С. Выготский указывает на то, что существует очень много самых разных определений этого популярного литературного жанра. Сказка позволяет понять ребенку суть сложных отношений между людьми. Сказочные образы освещают жизненные проблемы, что не способен сделать холодный прозаический текст. Сказка передает важные мысли глубоким и эмоциональным языком.

Очень много работ посвящено исследованию сказок у автора В.Я. Пропп. Он подверг анализу большое число сказок. Это позволило ему сделать следующий вывод: сказки имеют один тип строения. Они все примерно одинаково начинаются и заканчиваются. Но вот по содержанию они очень разнообразны [Пропп, 1998].

Сказки можно различать не только по внешним признакам. Их классифицируют и по героям, и по идеологии, и по особенностям сюжетной линии. Их можно объединять по происхождению и истории. И все это требует разных подходов к изучению. Поэтому грамотная классификация становится важнейшим научной задачей. Но наша наука до сих пор не имеет общепринятых представлений о том, как классифицировать сказки.

Классификация сказок

Свою классификацию предлагает А.Н. Афанасьева. Он считает, что можно включить несколько разрядов:

  1. Про животных
  2. Про людей;
  3. Новеллистические сказки
  4. Волшебные сказки.

Также можно выделить и несколько мелких разрядов, которые представлены одним-двумя случаями. Сегодня также выделяют кумулятивные и цепевидные сказки. Мы тоже считаем, что это грамотный подход к классификации.

Особенностью русских сказок является то, что они в первую очередь направлены не на развлечение, а на воспитание слушателей. Даже в популярных народных выражениях это прослеживается. Например, принято говорить, что сказка ложь, да в ней намек. Русские сказки описывают ручную работу не как тяжелую повинность, а как почетную обязанность любого человека они воспевают многие моральные ценности.

Русские народные сказки

В русских сказках прививают любовь к доброте и честности, к альтруизму и смекалистости. Сказки побуждают людей приходить на помощь. Это самый почитаемый народный жанр. Сказки всегда увлекательны, они открывают слушателю мир отношений между людьми, их чувства. Они включают в себя большие запасы народной мудрости, которые остаются актуальными и по сей день.

Согласно Л.П.Стрелковой, народные сказки содержат в себе фантастический сюжет, наполненный авантюризмом и не обходящий стороной бытовую сторону жизни.

В.Я. Пропп приводит свой взгляд на структуру волшебных сказок. Он пишет, что волшебная сказка обладает особым мотивом и сюжетом. В ней есть определенные закономерности для волшебства. Например, эти сказки обладают определенной повторяемостью, что делает их единообразными, несмотря на большое разнообразие.

Начинаются волшебные сказки, как правило, с какой-то беды. Но иногда беда замещается описанием ситуации, в которой чего-то не хватает.

Завязка чаще всего основана на том, что главный герой отправляется куда-то из дома. Как правило, завязка включает в себя компоненты, которые подготавливают слушателя к возникновению беды. Это может быть временная отлучка, также это может быть какое-либо нарушение или запрет.

В завязку входит также и сама беда или замещающая ее недостача. Также сюда включаются просьбы о помощи и отсылка героя. Иногда герой сам проявляет желание прийти на помощь. Он добивается того, чтобы его отпустили, благословили или что-то тому подобное. И вот, в конце завязки главный персонаж отправляется в свое путешествие.

Волшебные сказки

В любой волшебной сказке обязательно присутствует так называемый «даритель». Это персонаж, которого главный герой встречает случайно. Часто им может оказаться старик или старуха. Они могут указать путь, дать какое-нибудь волшебное средство или дать помощника.

Иногда они просто дают подсказку, как можно это найти. Есть и другой вид дарителей. Например, это может быть благодарное животное. Иногда животные либо сами готовы послужить герою, сообщая, как их нужно позвать. В других случаях они могут подарить герою своего детеныша. Любая помощь дается герою в награду за хороший поступок, а не просто так.

С помощью передачи такого подарка сюжет пополняется новым персонажем. Одна из категорий – это благодарные животные.

Другая категория – это какие-либо фантастические живые существа. Например, это может быть какой-нибудь искусник, который обладает необычайной способностью.

То, что сказка по природе своей очень вариативна, заставляет слушателя лично интерпретировать сюжет в своем воображении. Он может по своему интерпретировать поступки персонажей, давать личные характеристики действующим лицам и оценивать их поступки. Так он становится как бы субъектом взаимодействия и чувствует себя соавтором сказки. Это проявляется в том, что текст им индивидуализируется, читатель по-своему переживает сюжет и испытывает уникальные эмоции.

Также сказка обладает так называемой креативной функцией. Она способа выявить и сформировать творческий потенциал человека, реализовать его абстрактное мышление и формировать мысленные образы.  Волшебный сказочный мир, присутствие в нем нереальных элементов, а также способность сюжета как-бы приглашать слушателя к соавторству, дают возможность слушателям преодолевать стереотипность в мышлении. Ребенок перестает чувствовать себя отчужденным, у него начинают пробуждаться спящие творческие способности.

Функции сказок

Сказочные образы голографичны по своему строению. Это помогает ребенку представлять события в трехмерном пространстве и во времени.

Голографичность – это синтетическое свойство. Это заложенная в сказку потенциальная способность не просто актуализировать органы чувств ребенка, но и создать фундамент для творческой жизни в дальнейшем.

Нужно отметить, что это свойство помогает сказке в небольшом демонстрировать больше, в локальном показывать глобальное, в микромире раскрывать проблемы макромира.

Еще одно свойство – это терапевтическая и развивающая функция сказки. Она позволяет человеку снять стресс, почувствовать себя умиротворенным и очистить свою душу.

Катарсическая функция сказки позволила развить целое направление эстетотерапии. Люди лечатся с помощью сказочных историй. Этот эффект благоприятно воздействует на психику детей и помогает развивать их образный потенциал.

Пятая функция сказки – это культурно-этническая. С ее помощью все слушатели, особенно дошкольники, могут легко усвоить разнообразие местной культуры, приобщиться к родному историческому опыту.

Шестая функция сказки – это развитие языковой культуры детей. Дети приобретают способность овладеть народной речью, применяют в своей жизни ее художественное образное богатство.

Для дошкольника очень важно формировать свою внутреннюю жизнь и творчество, испытывать эмоции и чувства. Эмоции – это главный регулятор поведения детей. Интеллект в этом возрасте работает пока еще слабо. Дети не могут полноценно рассуждать. Они настроены лишь на игру. А игра происходит не только с объектами окружающего мира, но и с тем, что происходит у ребенка внутри.

И мир сказок отлично подходит для подобного рода игр. Создание сказки, ее композиция  — все это позволяет сформировать у ребенка ясное представление о добре и зле. Фантастические образы усиливают в сознании нравственные ценности. Через динамику событий ребенок учится улавливать причинно-следственные связи, которые доступны его пониманию. Ребенок постоянно оценивает разные поступки героев. Все это волнует и интересует детей.

Сказка оказывает мощное влияние на такие качества личности, как самостоятельность. Ребенок хочет разобраться в том, какое у него свое мнение и позиция. Он проявляет активность, учится быть инициативным в процессе общения, хочет быть более коммуникабельным и управлять коммуникациями. Все это формирует коммуникативные навыки.

  • Признаки сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение
  • Признаки волшебной сказки сивка бурка 3 класс перечислить
  • Признаки сказки дикий помещик
  • Признаки волшебной сказки презентация
  • Признаки сказки второй класс