-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
varenyks25
-
Создано:
1 месяц назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
История3 минуты назад
Реформы Швеции История помогите плиз
-
Алгебра3 минуты назад
Фотка снизу↓↓↓↓
////Очень надо это все решить/// -
Математика3 минуты назад
помогите пожалуйста выполнить задание срочно
-
Қазақ тiлi3 минуты назад
2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО
-
Другие предметы8 минут назад
Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика5 часов назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы5 часов назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Тема: Сказка и реальный мир в произведении Е.Л.Шварца «Два брата»
Цель: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному
Задачи:
Образовательные: учить работать с текстом.
Развивающие: развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, развивать воображение, творческую способность детей
Воспитательные: воспитывать морально – нравственные качества: любовь к близким, к родителям в процессе коллективной работы.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Личностные: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией и духовно-нравственными качествами характера; способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться о совместной деятельности, работать в группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Приемы ТРКМ: прием «Кластер», прием 6 шляп
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Мотивация к деятельности |
Ребята, посмотрите на солнышко — оно нам улыбается и желает интересной работы на уроке. Мне хочется, чтобы урок был для нас добрым и тёплым. — Итак, начинаем наш урок. |
|
Актуализация знаний в пробном учебном действии. |
-Вы уже знакомы с биографией писателя Евгения Шварца. -Вспомним с вами вместе. |
1-й ученик: — Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. 2-й ученик: — работал в детской редакции под руководством С. Маршака. 3-й ученик: — В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Даниил Хармс. 4-ый ученик: Для написания использовал сюжеты народных сказок и авторских сказок. 5-ый ученик: В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. 6-ой ученик: По его сценариям поставлены фильмы: “Снежная королева”, “Золушка”, “Дон Кихот», «Красная Шапочка», «Сказка о потерянном времени» |
Что – же писал Шварц для детей? -Дайте характеристику этому жанру и уточните, какая это сказка.. |
– Сказки. «Два брата» -это авторская литературная сказка – В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло, вымысел, троекратный повтор. В авторской сказке автор переживает за добрых героев. |
|
-Что сказочного в этом произведении? |
-Прадедушка Мороз, ледяной дворец |
|
-А чем эта сказка необычна? |
-Многое из того, что говорится в сказке, происходит в нашей жизни, например, автор называет точное время, но не дает имена героям. -Реальное в сказке переплетается со сказочным |
|
Проверка домашнего задания |
-У вас было домашнее задание: нарисовать наиболее понравившиеся эпизоды из сказки «Два брата», я разделила их на две группы: как вы думаете, на какие? |
«Мир вечного покоя» (сказка) «Мир живой природы» (реальность) |
Работа с учебником |
-Сейчас поработаете в группах. Найдите предложение, которое отражает основную мысль главы и напишите на листочке. 1 гр. работает с 1 главой, 2гр.- 2, 3 главы, 3 гр. – 4, 5 главы, 4 гр.- 6 глава, 5 гр.- 7 глава, 6 гр.- 8 глава -Определите, к чему относится ваше высказывание: к реальности или к сказке и прикрепите на доску. |
|
-Зачем выполняли это задание? -Назовите главных героев сказки? -Из какого мира каждый герой? |
Чтобы вспомнить последовательность событий в сказке |
|
-Какой прием использует автор? Для чего? |
Антитезу, для усиления выразительности речи |
|
-Можете сейчас ответить, каков замысел автора, зачем проводит параллель между сказкой и реальностью? |
||
Определите тему сегодняшнего урока. -Сегодня на уроке мы проведем грань между сказкой и реальностью, чтобы понять значимость, жизненную мудрость этой сказки. |
||
Стадия вызова |
-Я загадала слово из этой сказки — это имя существительное. При помощи тонких вопросов догадайтесь, что это за слово. |
Дети: — это живое? – нет; — это неживое? – да; — это создано природой? – да; (дети понимают, что это объект неживой природы) — это камень? – нет; — это солнце? – нет; — это луна? – нет! — это вода? – и ДА и НЕТ! — это ЛЁД!!! – ДА!!! |
-Почему я задумала слово ЛЕД? -Сейчас вы поработаете в группе, напишите ассоциацию со словом ЛЕД. Это могут быть слова или словосочетания. Можно самим придумать, а можно взять из текста. -Итак, мы собрали мысли об объекте неживой природы-лед. -Все, что связано со льдом, к какому миру относится? |
много ситуаций, связаннных со льдом Вечный мир, сказка |
|
-А кого в сказке можно сравнить со ЛЬДОМ? — Это хорошо, если тебя сравнивают со льдом? |
Прадедушку Мороза и вначале сказки Старшего брата |
|
Построение проекта коррекции выявленных затруднений. |
-Вы сказали, что Старшего брата можно сравнить со льдом только в начале сказки, означает ли это, что потом Старший брат изменился? -Посмотрите, ребята, какая создаётся интересная ситуация: двух героев вначале сказки можно сравнить со льдом, позже один из героев меняется, он становиться лучше, а другой остаётся таким же ледяным. Почему? Давайте разберемся. |
Да. Сердце Старшего брата изменилось, оно стало добрым. |
Реализация проекта коррекции выявленных затруднений. Составление кластера. |
-Какое слово объединяет героев сказки в начале истории и сравнимо со словом ЛЕД. |
Покой |
Театрализация фрагмента. |
-Сейчас ребята покажут фрагменты из сказки. 1. Старший брат сидит, читает книгу, а Младший ходит вокруг и скучает. Младший просит Старшего: «Поиграй со мной». Старший (читает, не отрываясь) говорит: «Оставь меня в покое». Младший повторяет: «Ну, поиграй». Старший хватает за шиворот Младшего и выталкивает на мороз, закрывая дверь на замок. Младший кричит: «Ты же мне вместо отца, что ты делаешь»! Старший (делает шаг к двери) «А ладно, еще почитаю». — Что показывает этот отрывок? |
Этот отрывок показывает, с чего началась беда и этого могло не случиться, если бы старший был внимательным. |
Театрализация фрагмента. |
2. С.: Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно? П.М.: Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил тебе. До поры до времени. Ты знаешь, кто я? С.: Вы как будто Дедушка Мороз? П.М.: Дедушка Мороз — мой сын. Я проклял его. Этот здоровяк слишком добродушен. Я — Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной. С.: Но ведь мне нужно искать брата! П.М.: Твой брат здесь. Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял? С.: Но ведь нас дома ждут! П.М. Ты. Останешься. Здесь. Навеки! |
|
Стадия осмысления Работа в тетради |
Одинаковый ли смысл вкладывают в слова «Оставь меня в покое!» Прадедушка Мороз и Старший брат? -Сейчас поработаете в тетради. Откр. С. 73 задание 1, запишите, что такое покой в понимании Прадедушки Мороза, Старшего и в вашем понимании. Можете посовещаться в группе |
|
Метод «Шесть шляп мышления». |
-А сейчас предлагаю каждой группе выбрать шляпу. Все они разные, у каждой своя роль. Примеряя разноцветные шляпы, дайте характеристику Прадедушке Морозу |
|
Метод «Шесть шляп мышления». |
-Теперь попробуйте примерить другую шляпу и дать характеристику Старшему брату. |
|
-Характеры людей прекрасно отражены в народной мудрости – пословицах и поговорках. Я предлагаю вам выбрать пословицу поработать в группах. Вам нужно объяснить пословицу и подтвердить ее смысл текстом учебника |
||
Работа в группах. Работа с учебником. |
1. Есть сердце, да закрыто дверцей. с.64 2. Задним умом дела не поправишь. с.65 3. У кого детки, у того и заботы, и бедки. с.62 4. Вся семья вместе, так и душа на месте. с.80 5. С друзьями два горя вместе, третье пополам с.75 6. Дело заделано, надо доделывать с.75 7. Усердие – мать удачи. с.74 8. Колотись, бейся а всё надейся. с.73 9. Мал годами, да стар бедами. с.78 10. На волосок от смерти. с.77 |
|
-Какой можно сделать вывод? |
Каждому важно вовремя понять, что только сила любви и дружбы может поменять характер, а значит и жизнь человека. |
|
-Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? («И с тех пор они жили счастливо». -А как закончилась сказка Е.Шварца? («Жить счастливо можно, если жить дружно») |
||
Если наше дело — в шляпе, Если наше тело — в шляпе, Если даже мысли – в шляпе, Значит, в шляпе-то – вся суть! |
||
Стадия рефлексии. Метод «Шесть шляп мышления». |
-Предлагаю выбрать каждой группе шляпу. Вспомните весь сегодняшний урок и попробуйте с точки зрения выбранной шляпы высказать свои мысли. -Белая — только факты; -Желтая — какие позитивные мысли вас посетили? -Черная — у кого возникли внутренние проблемы, противоречия? -Красная — какие эмоции вы испытали; -Зеленая — что получилось на уроке; -Синяя — какой вывод для себя сделали? |
|
-А я хочу закончить урок, надев синюю шляпу. Что может быть семьи дороже? Отец и мать, и дети дружно Малыш для старших как любимец, Любите! И цените счастье! -Слушайтесь родителей, проявляйте терпение и заботу к младшим! |
Характеристика Прадедушки Мороза |
|
Белая |
С. 68 П.М.- высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого снега. Борода и усы ледяные. Не доброе и не злое лицо. |
Черная |
С. 69 Когда мальчик дважды упал на скользком полу, П.М. даже не обернулся! |
Желтая |
Распорядился, чтобы холод не причинил мальчику никакого вреда. |
Красная |
Нам жаль П.М.! Ведь он несчастен! Нельзя любить только себя. Любовь лишь к себе- разрушительна. |
Зеленая |
Нужно помочь П.М. понять, что жить в одиночестве нельзя! Нужно согреть его сердце! |
Синяя |
П.М. – старик, который любит только себя и личный покой |
Характеристика Младшего брата |
|
Белая |
12 лет. Умный, хорошо учился, много читал, умел убедительно говорить. У него есть Младший брат, с которым постоянно ссорился. |
Черная |
Не сдержал слово перед родителями. Зимой схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь. |
Желтая |
Смог измениться. Сумел пожалеть Младшего брата и сердце его заполнила любовь и доброта. |
Красная |
Нельзя говорить злые слова, потому что эти слова могут обернуться против тебя самого. |
Зеленая |
Если бы я встретила его, то спросила: «Почему выполнял задания П.М.?» |
Синяя |
Старший брат – это мальчик 12-ти лет, который пройдя испытания, смог измениться. |
Рефлексия |
|
Белая |
Произведение «Два брата» необычно тем, что в нем переплетаются реальность и сказка. |
Черная |
Младший брат был не виноват, но по гордости Старшего, с ним случилась беда с ним. В сказке конец счастливый, а в реальности может оказаться по-другому. Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели. |
Желтая |
Поучительная сказка, призывает быть внимательным друг к другу. |
Красная |
Очень понравилась сказка, т.к. связана с жизнью и с любым человеком может произойти беда. |
Зеленая |
С помощью пословиц доказали, что нужно любить, ценить друг друга. Объяснили, что одни и те же слова для разных людей могут значить разное. |
Синяя |
В семье бывает по-разному, но во всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу. |
Сказки – популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов.
Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира.
Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию — отличительные особенности произведений Толстого, вошедших в “Азбуку”, “Книги для чтения”. В них представлены произведения почти всех жанров литературы˸ повесть, рассказ, басня, сказка, научно-познавательная статья и рассказ.
Отличительными чертами написанных Толстым сказок для чтения были высокая выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Весь список сказок Толстого составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни.
Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок — запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.
Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он писал их для «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Но и те и другие сказки объединяет общий склад: в них Лев Толстой постоянно является строгим моралистом. Такова и сказка о двух братьях. Сказка похожа на притчу. У нее своя мораль, свой вывод, сделанный писателем в пользу жизни, полной волнения и борьбы за счастье.
Большинство рассказов посвящены нравственной теме и воспитанию и занимают, порой, всего несколько строк. В них содержатся намеки, из которых читателям необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.
В сказке «Два брата» рассказывается о выборе, который нужно принять каждому из братьев. Поучительная составляющая, пусть и облаченная в незатейливую форму, что не является минусом, так как не будет отвлекать от самой сути сказки-притчи, здесь занимает главенствующее место. Но строгого морального поучения здесь нет. Каждый из братьев, после того как они прочитали послание на камне, приводит аргументы в пользу своих убеждений. Это показывает многообразие человеческих взглядов и суждений, что препятствует однозначному поучительному выводу о том, что хорошо, а что плохо. Этим мне данное произведение понравилось: в нем есть нравственно-поучительная составляющая, но не линейная. Что правильно: у каждого есть выбор, и у каждого он свой. Никто не знает, что было бы, если бы мы поступили иначе, или что будет, если поступить именно так, и какие последствия это может повлечь. В итоге один брат поступает как написано на камне, а другой решает не следовать написанному. В конце они оба оказываются в одном месте, каждый со своим жизненным путем за плечами, и каждый, по-прежнему, считает, что он прав. Однозначно судить, кто прав, тут нельзя, но можно предложить сделать это детям: а как бы они поступили? Узнать, какой вывод из этой сказки видят они? Объяснить им, что не всегда точка зрения каждого из них является правильной, и нужно уважать чужой выбор и мнение. Эта сказка хорошо демонстрирует то, что не всегда можно четко разделить, где хорошо, а где плохо.
— На доске начало фраз, ваша задача — закончить их.
«Сказка — ложь, да в ней намёк,…
Скоро сказка сказывается, да не…»
— Как можно назвать эти фразы?
— Что такое « пословица»?
— Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.
— Попробуем собрать предложение — определение слова «пословица». (Пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием).
— К этому определению мы ещё вернёмся сегодня на уроке.
— Посмотрите на доску и прочитайте слова.
«Зло, зачин, добро, концовка, помощник, кульминация.»
— К какому литературному жанру можно отнести эти слова?
— А что такое сказка?
— Значит что мы будем делать сегодня на уроке?
— Да, действительно, мы познакомимся со сказкой Льва Николаевича Толстого «Два брата». Мы должны увидеть воспитательное значение этого произведения. Но прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя — Льва Николаевича Толстого.
— Л. Н. Толстой — знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.
— Как вы думаете, судя по названию, о чём будет наша сегодняшняя сказка?
— А как узнать, верны ли ваши предположения? Правильно. Нам нужно прочитать сказку. Открывайте учебники на стр. 59. Сейчас будем читать по очереди, по ходу сказки я вас буду останавливать и задавать вопросы. Поэтому слушайте внимательно и следите за чтением.
— 1 абзац: «…и вместе найдем счастье». Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?
— 2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался» Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев? Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата? (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).
— Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?
— 3 абзац: чтение до конца. Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?
— Подтвердились ли ваши предположение о сказке?
— А какая это сказка? (Бытовая с элементами волшебства)
— К какому жанру относится? (Смешанный, история из жизни, морально-нравственная)
— На что похожа сказка? (Рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)
— Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?
— Чем же различны братья? А давайте заполним сравнительную таблицу с помощью текста. Будем сравнивать черты характера младшего и старшего брата.
Старший |
Младший |
Рассудительный |
Решительный |
Практичный |
Ищет лучшее в жизни |
Спокойный |
Смелый |
Живёт, как жизнь поведёт |
Мужественный |
Довольствуется малым |
Эгоист |
— Эта таблица помогает нам увидеть, насколько братья были разными. Если они разные, могли ли они одинаково думать, рассуждать, поступать?
— Прокомментируйте доводы старшего. Можно ли с ними согласиться? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит)
— Прокомментируйте доводы младшего. Можно ли согласиться с ними? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому)
— А если был бы третий брат, могли ли родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек)
— Рассудила ли братьев жизнь? (Нет. Каждый остался при своем мнении)
— Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и прочитайте
«Искать большого счастья – малое потерять»
«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»
«Волков бояться, в лес не ходить»
«Под лежачий камень вода не потечет».
— Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)
– Кого из братьев вы считаете правым? (Каждый по-своему прав, за каждым своя правда)
— Как помогают пословицы понять смысл сказки? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к определению «Пословицы».
— Кого из братьев считаете счастливым вы? (Дети высказывают свои мнения.)
— Ваши мнения разделились. Как вы думаете, почему это произошло? (Потому что каждый из нас понимает смысл счастья по-своему.)
— Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (Разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)
— Пришла пора ответить на главный вопрос урока. В чём заключается мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что все люди на свете разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)
— Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому, что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!
Что такое
фольклор?
Фольклор – это слово означает творчество
любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение
«фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это
пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими
корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно
разных культурах.
Главная особенность фольклора – это
отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение
существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми
рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных
произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во
многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения.
При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.
Тем не менее, именно фольклор
отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря
народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как
жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они
проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение фольклора как
источника информации о культуре народа просто неоценимо для науки.
Литература и
фольклор — искусство слова.
Существуют отличия
в понимании того, что такое фольклор и что такое традиционная литература. Один
из видов словесного творчества существует в памяти народа и передаётся, в
основном, в устном виде, а средством хранения и способом передачи литературного
текста является книга. В литературе автор произведения имеет конкретное имя и
фамилию. А народная поэзия – анонимна. Писатель, в основном, работает в
одиночку, сказка или былина – результат коллективного творчества. Рассказчик
находится в прямом контакте и взаимодействии с аудиторией, влияние на читателя
опосредовано и индивидуально.
Новизна идей и
новаторство во взглядах на действительность – вот что ценится в книге.
Традиции, рожденные прежними поколениями, – вот что такое фольклор в
литературе. Каждому слову в рассказе, повести, романе писателем найдено
единственное и точное место. Каждый новый рассказчик вносит свои изменения в
сказку или анекдот, и это выглядит как элемент творчества.
Связь между
народным и традиционным словотворчеством тоже очевидна и значима. Из записанных
устных преданий родились самые древние памятники литературы. Многие формы
поэтических и прозаических сочинений заимствованы из фольклора. Из
коллективного искусства слова родом сказки Пушкина и Ершова, Толстого и
Горького, сказы Бажова. А что такое фольклор в литературе сегодня? Персонажи из
народного творчества присутствуют в песнях Высоцкого. «Сказка про
Федота-стрельца» Филатова — народная по форме и языку. Это пример взаимного
влияния традиционной литературы и фольклора. Она была разобрана на цитаты и
«ушла в народ».
Отличия
литературной сказки от народной сказки.
Народные и литературные
сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и
формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок
является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах
она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный
многоплановый вариант изложения.
Народные сказки – древнейшее культурное наследие,
которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы.
В них отражены нравственные принципы существования общности людей в
условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и
злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований,
быта.
Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой
классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи
устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.
Литературная
сказка возникла гораздо позже. Во второй половине
XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились
авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты
стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра.
В большинстве литературных
сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика,
позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор
персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным
произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.
Жанровая особенность литературной
сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже
повести. Примером могут служить произведения русских писателей А.
Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда,
С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.
Разница между литературной и народной сказкой заключается в
следующем:
1.
Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной
сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного
творчества этноса.
2.
Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время
как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный
пересказ.
3.
Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный
сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме,
которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.
4.
Система образов в литературной сказке произвольна, в народной –
обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.
5.
Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт
коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного
творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но
является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным
видам приключенческой и фантастической литературы.
Сравним народную сказку «Крошечка-Хаврошечка» и литературную
сказку Л.Н.Толстого «Два брата».
Народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»
Существует множество определений
понятия «сказка», данных в различные исторические периоды разными
научными школами. Простым, но достаточно емким является определение, данное
фольклористом ХХ в. В.И.Чичеровым.
«Под народной сказкой понимается
устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного
или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных
или развлекательных целях».
Русскую народную сказку
«Хаврошечка» можно отнести к разряду волшебных.
Природа вымысла в волшебных сказках,
по мнению В.П.Аникина, связана с магическими понятиями и представлениями
древнего человека. В сказке «Хаврошечка» магической силой
наделены слова: «спи, глазок, спи другой»; действия: «влезет
Крошечка — Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано,
и побелено, и в трубы покатано»; из косточек выросла яблонька; яблонька не
дала сестрам сорвать яблочки, а к Хаврошечке веточки опустились.
Одним из признаков волшебной сказки
является наличие волшебных помощников. В сказке «Хаврошечка» волшебные
помощники: коровушка, яблонька.
В волшебной сказке выделяется
несколько типов героев. Главные обычно – положительные и
отрицательные (герой и антигерой). Сказка всегда проводит резкую грань
между ними: Крошечка — Хаврошечка и хозяйка. В их противостоянии – смысл
сказки. Кроме главных героев – Крошечки – Хаврошечки и хозяйки, есть второстепенные: дочери
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, корова, яблонька, сильный человек.
Каждый из второстепенных героев играет свою роль в раскрытии содержания сказки.
Дочери «сами ничего не делают, у ворот сидят, на улицу глядят» и по
приказу матери следят за работой Крошечки – Хаврошечки. Старик зарезал
коровушку, лишив Крошечку – Хаврошечку друга и помощника. Яблонька, которая не
дала возможности сорвать яблоки дочерям хозяйки, кроме того несет нагрузку
памяти об ушедших (корова говорит Крошечке – Хаврошечке: «косточки мои
собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое
утро косточки водою поливай. И выросла из них яблонька»). А сильный
человек женился на Крошечке – Хаврошечке.
У каждого вида сказки есть нечто
общее – это сюжет и архитектоника сказки. И хотя у каждого народа есть свои
сказки, но давно были замечены сюжеты, общие для разных народов. В
фольклористике сходные сюжеты, переходящие от одного народа к другому, получили
название «бродячие». В связи с тем, что эти произведения передавались
от одного творческого коллектива к другому, от одного человека к другому, они
изменялись и появлялись варианты одного и того же сюжета. В частности, можно
обнаружить в разных вариантах сюжет мачехи и падчерицы («Хаврошечка»,
«Буренушка» в сборнике сказок А.Н.Афанасьева, «Бурая корова»
башкирская народная сказка). Изменяясь в деталях (новые имена, новые ситуации,
различное словесное оформление), варианты сохраняют единую нравственную
позицию, дают единую оценку происходящему. Так, в сказке «Буренушка»
главные герои царь, Марья-царевна, Иван-царевич, Ягишна, две дочери
(двоеглазая, троеглазая). Как и в «Хаврошечке» присутствует
противостояние Ягишны и Марьи-царевны, помощь коровы и исход «…тут
Иван-царевич взял свое ружье и застрелил подмененную жену, а с Марьей-царевной
стал по-старому жить-поживать, добра наживать». В башкирской народной
сказке «Бурая корова» волшебный помощник корова помогает сиротам:
брату расколдовать сестру, избавиться от мачехи и благополучно вернуться домой,
где «они … зажили, говорят, хорошо и счастливо». Можно видеть, что
кроме схожих сюжетов, эти сказки содержат общие действия, имеющие важное
значение для развития сюжета. Это функции испытания и награждения.
Архитектоника, или эстетический план
построения сказки, также имеет общие для всех видов элементы: присказка, зачин,
основная часть сказки, исход или концовка.
Проанализируем архитектонику сказки
» Хаврошечка».
Присказка как таковая отсутствует.
Это говорит о том, что ее наличие зависит исключительно от воли рассказчика,
аудитории, вида сказки.
Зачин играет огромную роль: он
определяет место действия и время действия, называет героев сказки. В зачине
сказки «Хаврошечка» не использованы постоянные сказочные формулы, она
начинается по-своему: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и
такие, которые своего брата не стыдятся…». Из зачина мы видим, что место
действия и время действия не определено, но можем узнать: Хаврошечка сирота,
попала к бессовестным, злым людям, которые плохо к ней относились, заставляли
работать; главным ее утешителем и помощником была рябая коровка. По имени
героини определить: она маленькая по росту, чумазенькая. Дочери хозяйки –
ужасного вида, лентяйки.
Рассмотрим основную часть сказки
«Хаврошечка». Действие сюжета поступательное, нет возврата к
предыдущему событию, нет побочных линий. Функцию временной отлучки героя
состоит в том, что родители Хаврошечки умерли, и она осталась одна. Родителей
заменила «Коровушка-матушка». Хозяйка никак не могла понять как
Хаврошечке удается выполнить работу, «кто сироте помогает: и ткет, и
прядет, и в трубы катает?» и для этого посылает по очереди дочерей
«поди догляди». Хаврошечка забывает про третий глаз у Триглазки и тем
самым нарушает запрет (помощь коровушки). И следует испытание: «Старик
зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом
голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду
поливала». В исходе сказки видим помощь яблоньки и награждение:
«подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней
опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала
она в добре поживать, лиха не знать». Концовка в данной сказке
отсутствует.
У сказки «Хаврошечка»
свой поэтический мир. Художественное
время не выходит за ее пределы, никогда не имеет точного обозначения:
«выйдет, бывало«, «к завтрашнему дню», » на
третий день», «много ли времени прошло, мало ли«,
«на ту пору«. Трижды хозяйка посылает следить за Хаврошечкой,
трижды сама Хаврошечка произносит слова – заклинания. Художественное
пространство сказки также не имеет реальных очертаний: «у ворот
сидеть, на улицу глядеть», «выйдет в поле», «пошла в лес,
пошла с нею в поле», «в саду», «ехал мимо». Сказка
завораживает зримостью описаний: «И выросла
из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые,
веточки гнутся серебряные»; энергией действия: «Сестры
хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы
расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не
могли».
Характер героев сказки также можно
найти в описаниях действий: «взяли ее эти люди, выкормили и над работой
заморили», «слова доброго никогда не слыхала», «меня
бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят», «сироте еще больше
работы задала». Из этих описаний видно, что хозяйка и ее дочери злые
бессовестные мучители. Хаврошечка все терпит, молчит, выполняет заданную
работу. Старик подчиняется жене: «делать нечего. Стал точить старик
ножик…зарезал коровушку». Возраст героев указан косвенно: у хозяйки муж
старик, Хаврошечка и дочери по возрасту – невесты, сильный человек – молодой.
Портретные описания зримо даны у Хаврошечки: «Крошечка – Хаврошечка,
Красная девица», у дочерей: «три дочери. Старшая звалась Одноглазка,
средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка», сильного человека:
«богатый, кудреватый, молодой».
В чем же нравственная проблематика
сказки, «урок молодцу»? В том, что зло наказано, за добрые дела,
терпение Хаврошечка получает награду: «стала она в добре поживать, лиха не
знать».
Литературная сказка Л.Н.Толстого
«Два брата»
Великий знаток народной
крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды
своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он Писал их для «Азбуки»
и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Тут много сказок,
взятых из фольклора и пересказанных писателем, но есть и собственные сказки
писателя. Позднее Лев Толстой писал сказки и независимо от своих педагогических
интересов. Но и те и другие сказки объединяет общий склад: в них Лев Толстой
постоянно является строгим моралистом.
Такова и сказка о двух
братьях. Один из них, меньший, поверил в свое счастье и добыл его отвагой:
вошел в лес, говорится в сказке, переплыл реку, увидел спящую медведицу, унес у
нее медвежат; вбежал с ними на гору — тут ему навстречу вышел народ и сделал
над собой царем. И процарствовал меньший брат целых пять лет, пока не пришел
другой царь, сильнее, и, завоевав город, прогнал меньшего брата. А старший брат
прожил свою жизнь ни богато, ни бедно. Старший сказал меньшему, когда они
встретились: «Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хоть
и был царем, зато много горя видел». На это меньший брат ответил: «Я не тужу,
что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть
мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем». Сказка похожа на притчу. У нее своя
мораль, свой вывод, сделанный писателем в пользу жизни, полной волнения и
борьбы за счастье.
Подведем итог:
1. «Два
брата» – авторское произведение в отличие от «Крошечки-Харошечки», которая возникла
в результате коллективного творчества этноса.
2.
«Два брата» – жанр художественной литературы, имеет своего автора.
«Хаврошечка» – народная сказка, особенность которой – устный пересказ.
Определенного автора не имеет.
3.
Литературная сказка «Два брата» имеет придуманный автором
свободный сюжет. В народной сказке «Хаврошечка» сюжетная линия строго подчинена
определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить
канву повествования.
4.
Образы героев в литературной сказке произвольны, в народной –
обусловлены традициями и представлениями о добрых и злых силах.
5.
Народная сказка «Хаврошечка» в художественной форме отражает
глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного
народного творчества. Литературная сказка «Два брата» продолжает национальные
традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к
современным видам литературы.
Использованная литература:
1.
З.А.Гриценко Литературное образование дошкольников – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М., издательский центр «Академия», 2012 – с.17-33
2.
З.А.Гриценко Практикум по детской литературе и методике приобщения
детей к чтению — М., издательский центр «Академия», 2008 – с.12-13
3.
З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго…» – 3-е изд.,
М., «Просвещение», 2004 – с.74
4.
Сборник Русские народные сказки – М., издательство
«Пресса», 1992 – с. 25-28
5.
Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост.,
и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.— М.: Дет. лит., 1982.—
687 с.
Чему учит сказка «Два брата»: урок для старших братьев и сестер
Сказка «Два брата»: краткое содержание, основная мысль и чему учит
Сказка «Два брата», написанная русским автором Евгением Шварцем во времена Великой Отечественной войны, близка и для современных читателей. Леденящие душу картины, волшебство и динамичный сюжет заставляют глубоко увлечься книгой. Полезно и то, чему учит сказка «Два брата» – не ругаться с младшими братьями и сестрами, дорожить своими родными, заботиться о них.
Суть и смысл сказки «Два брата»
В сказке Евгения Шварца описываются приключения 12-ти летнего мальчика в канун Нового года. Краткое содержание:
- Родители двух мальчиков уехали в город за елочными украшениями на 3 дня. Они поручили старшему сыну следить за младшим братиком. Не сдержавшись, старший сын выставил малыша за дверь, чтобы не мешал ему читать книжку. И он исчез в зимнем лесу. Главный герой отправился на поиски и попал в ледяное царство Прадедушки Мороза. Мальчишка стал его узником. Старик спрятал заледеневшего брата, а узнику приказал превращать в лед птиц и зверей.
- Мальчик очень сожалеет о случившемся. Кажется, что он никогда не сможет спасти братишку и вернуться домой. Но он не опускает рук. Главный герой все время ищет способы пробраться к заточенному в палате малышу. Он рубит дверь, за которой он спрятан, ледяным топором. Затем находит спички в кармане, и пытается растопить ледяную преграду. Заодно он отогревает зверушек. В нужный момент они приходят на помощь. Мальчику удается бежать. Однако его брат совсем заледеневший. Он несет его домой. Один неосторожный шаг, и братец разбивается на мелкие кусочки. Весь в слезах старший брат засыпает. Всю ночь звери и птицы склеивают льдинки, и утренние лучи солнца отогревают заледеневшую фигуру. Мальчики возвращаются домой к родителям, и с тех пор живут дружно.
Смысл произведения заключается в отношениях двух братьев. Они ругаются, и оттого случается беда. Испытания помогают усвоить важный урок: «Братская любовь спасает и выручает. Нужно дорожить ей, уметь договариваться и не ссориться».
Главная мысль
В сказке «Два брата» старшему мальчику приходится пройти много испытаний, чтобы вернуть братца домой. Даже когда он вызволяет малыша из заточения, волшебства не происходит. Младший брат остается ледяным, а на его лице застыли слезы. Основная мысль произведения в том, что обидеть друга (брата) можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень долго.
Мораль
Жизненную мудрость сказки и мораль можно выразить пословицами:
- «Старший брат как второй отец».
- «Ссора и вражда не доведут до добра».
- «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».
Чему учит?
В сказке «Два брата» описывается пример, что может произойти, если думать только о себе, и быть равнодушным к просьбам родного человека. Старший мог навсегда потерять Младшего. Ему пришлось проявить все свое упорство и терпение, чтобы вернуть братишку домой, и самому не пропасть в ледяном царстве.
Чему учит сказка «Два брата»:
- Дорожить родными людьми, уметь находить компромисс, не ссориться с ними.
- Быть ответственным: слушаться родителей, приглядывать за младшими братьями и сестрами.
- Приходить на помощь другим. Когда-нибудь и тебе помогут, и эта помощь придется очень кстати.
Вопросы к сказке
После прочтения сказки детям нередко предлагается ответить на вопрос: «Чему меня научила книга?». Для этого нужно запомнить сюжет и суметь его проанализировать. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо обсуждать прочитанное.
Для начала можно провести викторину с вопросами на внимательность:
- Как звали братьев? (Старший и Младший).
- Какую книгу читал Старший? О чем был отрывок? («Приключения Синдбада-Морехода». В отрывке говорилось о птице Рок. Она появилась над кораблем с огромным камнем в когтях).
- В какое волшебное место попали братья? (В ледяной лес с ледяными деревьями и озером. Внутри холма находился ледяной замок).
- Кого встретил Старший в лесу? (Прадедушку Мороза. Он был весь изо льда, в шубе из снега, говорил монотонно, как диктор).
- Что произошло, когда Прадедушка Мороз заплакал от злости? (Стало теплее, и снег начал таять. По оврагам побежали ручьи, набухли почки на деревьях, появился подснежник).
- Кто помог братьям спастись из ледяного царства? (Белки, зайцы, синички, дятел, другие птицы, которых отогрел Старший).
Сделать вывод о сказке «Два брата» детям помогут наводящие вопросы:
- Почему мальчики поссорились? (Старший хотел дочитать книгу и разозлился на Младшего, который просил поиграть с ним).
- Как договорились решать споры братья, чтобы впредь не ссориться? (Младший будет с пониманием относиться к желанию Старшего уединиться с книгой. Взамен Старший станет тратить меньше времени на уединение, и больше – на игры с Младшим).
- Что понравилось в книге больше всего? (Главный герой спас бедных зверушек. Он показал себя добрым, не растерялся и смело противостоял суровому Прадедушке Морозу).
«Два брата» – волшебная сказка о братской любви и дружбе. Она помогает понять, как много значат для детей младшие братишки и сестренки. Порой малыши могут быть надоедливыми. Но все из-за того, что они очень хотят больше времени проводить со старшими. Любящие родственники ко всему относятся с пониманием и не ссорятся друг с другом по пустякам.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!