Признаки сказки в произведении два брата

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      varenyks25

    • Создано:

      1 месяц назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    3 минуты назад

    Реформы Швеции История помогите плиз

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Фотка снизу↓↓↓↓
    ////Очень надо это все решить///

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    3 минуты назад

    2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    8 минут назад

    Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    5 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тема: Сказка и реальный мир в произведении Е.Л.Шварца «Два брата»

Цель: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

Задачи: 
Образовательные: учить работать с текстом.

Развивающие: развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, развивать воображение, творческую способность детей

Воспитательные:  воспитывать морально – нравственные качества: любовь к близким, к родителям в процессе коллективной работы.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать   и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Личностные: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией и духовно-нравственными качествами характера; способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться о совместной деятельности, работать в группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения,  формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Приемы ТРКМ: прием «Кластер», прием 6 шляп

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация к деятельности

Ребята, посмотрите на солнышко — оно нам улыбается и желает интересной работы на уроке.

Мне хочется, чтобы урок был для нас добрым и тёплым.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ, 
Вы учите их – они учат вас.

— Итак, начинаем наш урок.

Актуализация знаний в пробном учебном действии.

-Вы уже знакомы с биографией писателя Евгения Шварца.

-Вспомним с вами вместе.

1-й ученик: — Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача.

2-й ученик: — работал в детской редакции под руководством С. Маршака.

3-й ученик: — В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Даниил Хармс.

4-ый ученик: Для написания использовал сюжеты народных сказок и авторских сказок.

5-ый ученик: В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом.

6-ой ученик:

По его сценариям поставлены фильмы: “Снежная королева”, “Золушка”, “Дон Кихот», «Красная Шапочка», «Сказка о потерянном времени»

Что – же писал Шварц для детей?

-Дайте характеристику этому жанру и уточните, какая это сказка..

– Сказки.

«Два брата» -это авторская литературная сказка

– В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло, вымысел, троекратный повтор. В авторской сказке автор переживает за добрых героев.

-Что сказочного в этом произведении?

-Прадедушка Мороз, ледяной дворец

-А чем эта сказка необычна?

-Многое из того, что говорится в сказке, происходит в нашей жизни, например, автор называет точное время, но не дает имена героям.

-Реальное в сказке переплетается со сказочным

Проверка домашнего задания

-У вас было домашнее задание: нарисовать наиболее понравившиеся эпизоды из сказки «Два брата», я разделила их на две группы: как вы думаете, на какие?

«Мир вечного покоя» (сказка)

«Мир живой природы» (реальность)

Работа с учебником

-Сейчас поработаете в группах.

Найдите предложение, которое отражает основную мысль главы и напишите на листочке. 1 гр. работает с 1 главой, 2гр.- 2, 3 главы, 3 гр. – 4, 5 главы, 4 гр.- 6 глава, 5 гр.- 7 глава, 6 гр.- 8 глава

-Определите, к чему относится ваше высказывание: к реальности или к сказке и прикрепите на доску.

-Зачем выполняли это задание?

-Назовите главных героев сказки?

-Из какого мира каждый герой?

Чтобы вспомнить последовательность событий в сказке

-Какой прием использует автор? Для чего?

Антитезу, для усиления выразительности речи

-Можете сейчас ответить, каков замысел автора, зачем проводит параллель между сказкой и реальностью?

Определите тему сегодняшнего урока.

-Сегодня на уроке мы проведем грань между сказкой и реальностью, чтобы понять значимость, жизненную мудрость этой сказки.

Стадия вызова

-Я загадала слово из этой сказки — это имя существительное. При помощи тонких вопросов догадайтесь, что это за слово.

Дети:

— это живое? – нет;

— это неживое? – да;

— это создано природой? – да;

(дети понимают, что это объект неживой природы)

— это камень? – нет;

— это солнце? – нет;

— это луна? – нет!

— это вода? – и ДА и НЕТ!

— это ЛЁД!!! – ДА!!!

-Почему я задумала слово ЛЕД?

-Сейчас вы поработаете в группе, напишите ассоциацию со словом ЛЕД. Это могут быть слова или словосочетания. Можно самим придумать, а можно взять из текста.

-Итак, мы собрали мысли об объекте неживой природы-лед.

-Все, что связано со льдом, к какому миру относится?

много ситуаций, связаннных со льдом

Вечный мир, сказка

-А кого в сказке можно сравнить со ЛЬДОМ?

— Это хорошо, если тебя сравнивают со льдом?

Прадедушку Мороза и вначале сказки Старшего брата

Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

-Вы сказали, что Старшего брата можно сравнить со льдом только в начале сказки, означает ли это, что потом Старший брат изменился?

-Посмотрите, ребята, какая создаётся интересная ситуация: двух героев вначале сказки можно сравнить со льдом, позже один из героев меняется, он становиться лучше, а другой остаётся таким же ледяным. Почему? Давайте разберемся.

Да. Сердце Старшего брата изменилось, оно стало добрым.

Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.

Составление кластера.

-Какое слово объединяет героев сказки в начале истории и сравнимо со словом ЛЕД.

Покой

Театрализация фрагмента.

-Сейчас ребята покажут фрагменты из сказки.

1. Старший брат сидит, читает книгу, а Младший ходит вокруг и скучает. Младший просит Старшего: «Поиграй со мной». Старший (читает, не отрываясь) говорит: «Оставь меня в покое». Младший повторяет: «Ну, поиграй». Старший хватает за шиворот Младшего и выталкивает на мороз, закрывая дверь на замок.

Младший кричит: «Ты же мне вместо отца, что ты делаешь»! Старший (делает шаг к двери) «А ладно, еще почитаю».

— Что показывает этот отрывок?

Этот отрывок показывает, с чего началась беда и этого могло не случиться, если бы старший был внимательным.

Театрализация фрагмента.

2. С.: Здесь такой страшный мороз, почему же мне не холодно?

П.М.: Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил тебе. До поры до времени. Ты знаешь, кто я?

С.: Вы как будто Дедушка Мороз? 

П.М.: Дедушка Мороз — мой сын. Я проклял его. Этот здоровяк слишком добродушен. Я — Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

С.: Но ведь мне нужно искать брата!

П.М.: Твой брат здесь. Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял?

С.: Но ведь нас дома ждут! 

П.М. Ты. Останешься. Здесь. Навеки!

Стадия осмысления

Работа в тетради

Одинаковый ли смысл вкладывают в слова «Оставь меня в покое!» Прадедушка Мороз и Старший брат?

-Сейчас поработаете в тетради. Откр. С. 73 задание 1, запишите, что такое покой в понимании Прадедушки Мороза, Старшего и в вашем понимании. Можете посовещаться в группе

Метод «Шесть шляп мышления».

-А сейчас предлагаю каждой группе выбрать шляпу. Все они разные, у каждой своя роль. Примеряя разноцветные шляпы, дайте характеристику Прадедушке Морозу

Метод «Шесть шляп мышления».

-Теперь попробуйте примерить другую шляпу и дать характеристику Старшему брату.

-Характеры людей прекрасно отражены в народной мудрости – пословицах и поговорках. Я предлагаю вам выбрать пословицу поработать в группах. Вам нужно объяснить пословицу и подтвердить ее смысл текстом учебника

Работа в группах.

Работа с учебником.

1. Есть сердце, да закрыто дверцей. с.64

2. Задним умом дела не поправишь. с.65

3. У кого детки, у того и заботы, и бедки. с.62

4. Вся семья вместе, так и душа на месте. с.80

5. С друзьями два горя вместе, третье пополам с.75

6. Дело заделано, надо доделывать с.75

7. Усердие – мать удачи. с.74

8. Колотись, бейся а всё надейся. с.73

9. Мал годами, да стар бедами. с.78

10. На волосок от смерти. с.77

-Какой можно сделать вывод?

Каждому важно вовремя понять, что только сила любви и дружбы может поменять характер, а значит и жизнь человека.

-Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка?

(«И с тех пор они жили счастливо».

-А как закончилась сказка Е.Шварца?

(«Жить счастливо можно, если жить дружно»)

Если наше дело — в шляпе,  

  Если наше тело — в шляпе, 

  Если даже мысли – в шляпе,

  Значит, в шляпе-то – вся суть!  

Стадия рефлексии.

Метод «Шесть шляп мышления».

-Предлагаю выбрать каждой группе шляпу. Вспомните весь сегодняшний урок и попробуйте с точки зрения выбранной шляпы высказать свои мысли.

-Белая — только факты;

-Желтая — какие позитивные мысли вас посетили?

-Черная — у кого возникли внутренние проблемы, противоречия?

-Красная — какие эмоции вы испытали;

-Зеленая — что получилось на уроке;

-Синяя — какой вывод для себя сделали?

-А я хочу закончить урок, надев синюю шляпу.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером. 

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей, 
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

-Слушайтесь родителей, проявляйте терпение и заботу к младшим!

Характеристика Прадедушки Мороза

Белая

С. 68 П.М.- высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого снега. Борода и усы ледяные. Не доброе и не злое лицо.

Черная

С. 69 Когда мальчик дважды упал на скользком полу, П.М. даже не обернулся!

Желтая

Распорядился, чтобы холод не причинил мальчику никакого вреда.

Красная

Нам жаль П.М.! Ведь он несчастен! Нельзя любить только себя. Любовь лишь к себе- разрушительна.

Зеленая

Нужно помочь П.М. понять, что жить в одиночестве нельзя! Нужно согреть его сердце!

Синяя

П.М. – старик, который любит только себя и личный покой

Характеристика Младшего брата

Белая

12 лет. Умный, хорошо учился, много читал, умел убедительно говорить. У него есть Младший брат, с которым постоянно ссорился.

Черная

Не сдержал слово перед родителями. Зимой схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь.

Желтая

Смог измениться. Сумел пожалеть Младшего брата и сердце его заполнила любовь и доброта.

Красная

Нельзя говорить злые слова, потому что эти слова могут обернуться против тебя самого.

Зеленая

Если бы я встретила его, то спросила: «Почему выполнял задания П.М.?»

Синяя

Старший брат – это мальчик 12-ти лет, который пройдя испытания, смог измениться.

Рефлексия

Белая

Произведение «Два брата» необычно тем, что в нем переплетаются реальность и сказка.

Черная

Младший брат был не виноват, но по гордости Старшего, с ним случилась беда с ним.

В сказке конец счастливый, а в реальности может оказаться по-другому.

Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели.

Желтая

Поучительная сказка, призывает быть внимательным друг к другу.

Красная

Очень понравилась сказка, т.к. связана с жизнью и с любым человеком может произойти беда.

Зеленая

С помощью пословиц доказали, что нужно любить, ценить друг друга. Объяснили, что одни и те же слова для разных людей могут значить разное.

Синяя

В семье бывает по-разному, но во всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу.

Сказки – популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов.

Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира.

Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию — отличительные особенности произведений Толстого, вошедших в “Азбуку”, “Книги для чтения”. В них представлены произведения почти всех жанров литературы˸ повесть, рассказ, басня, сказка, научно-познавательная статья и рассказ.

Отличительными чертами написанных Толстым сказок для чтения были высокая  выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Весь список сказок Толстого составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни.

Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок — запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.

Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он писал их для «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Но и те и другие сказки объединяет общий склад: в них Лев Толстой постоянно является строгим моралистом. Такова и сказка о двух братьях. Сказка похожа на притчу. У нее своя мораль, свой вывод, сделанный писателем в пользу жизни, полной волнения и борьбы за счастье.

Большинство рассказов посвящены нравственной теме и воспитанию и занимают, порой, всего несколько строк. В них содержатся намеки, из которых читателям необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.

В сказке «Два брата» рассказывается о выборе, который нужно принять каждому из братьев. Поучительная составляющая, пусть и облаченная в незатейливую форму, что не является минусом, так как не будет отвлекать от самой сути сказки-притчи, здесь занимает главенствующее место. Но строгого морального поучения здесь нет. Каждый из братьев, после того как они прочитали послание на камне, приводит аргументы в пользу своих убеждений. Это показывает многообразие человеческих взглядов и суждений, что препятствует однозначному поучительному выводу о том, что хорошо, а что плохо. Этим мне данное произведение понравилось: в нем есть нравственно-поучительная составляющая, но не линейная. Что правильно: у каждого есть выбор, и у каждого он свой. Никто не знает, что было бы, если бы мы поступили иначе, или что будет, если поступить именно так, и какие последствия это может повлечь. В итоге один брат поступает как написано на камне, а другой решает не следовать написанному. В конце они оба оказываются в одном месте, каждый со своим жизненным путем за плечами, и каждый, по-прежнему, считает, что он прав. Однозначно судить, кто прав, тут нельзя, но можно предложить сделать это детям: а как бы они поступили? Узнать, какой вывод из этой сказки видят они? Объяснить им, что не всегда точка зрения каждого из них является правильной, и нужно уважать чужой выбор и мнение. Эта сказка хорошо демонстрирует то, что не всегда можно четко разделить, где хорошо, а где плохо.

— На доске начало фраз, ваша задача — закончить их.

«Сказка — ложь, да в ней намёк,…

Скоро сказка сказывается, да не…»

— Как можно назвать эти фразы?

— Что такое « пословица»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.

— Попробуем собрать предложение — определение слова «пословица». (Пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием).

— К этому определению мы ещё вернёмся сегодня на уроке.

— Посмотрите на доску и прочитайте слова.

«Зло, зачин, добро, концовка, помощник, кульминация.»

— К какому литературному жанру можно отнести эти слова?

— А что такое сказка?

— Значит что мы будем делать сегодня на уроке?

— Да, действительно, мы познакомимся со сказкой Льва Николаевича Толстого «Два брата». Мы должны увидеть воспитательное значение этого произведения. Но прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя — Льва Николаевича Толстого.

— Л. Н. Толстой — знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.

— Как вы думаете, судя по названию, о чём будет наша сегодняшняя сказка?

— А как узнать, верны ли ваши предположения? Правильно. Нам нужно прочитать сказку. Открывайте учебники на стр. 59. Сейчас будем читать по очереди, по ходу сказки я вас буду останавливать и задавать вопросы. Поэтому слушайте внимательно и следите за чтением.

— 1 абзац: «…и вместе найдем  счастье». Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?

— 2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался» Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев? Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата?  (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).

— Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?

— 3 абзац: чтение до конца. Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?

— Подтвердились ли ваши предположение о сказке?

— А какая это сказка? (Бытовая с элементами волшебства)

— К какому жанру относится? (Смешанный, история из жизни, морально-нравственная)

— На что похожа сказка? (Рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)

— Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

— Чем же различны братья? А давайте заполним сравнительную таблицу с помощью текста. Будем сравнивать черты характера младшего и старшего брата.

Старший

Младший

Рассудительный

Решительный

Практичный

Ищет лучшее в жизни

Спокойный

Смелый

Живёт, как жизнь поведёт

Мужественный

Довольствуется малым

Эгоист

— Эта таблица помогает нам увидеть, насколько братья были разными. Если они разные, могли ли они одинаково думать, рассуждать, поступать?

— Прокомментируйте доводы старшего.  Можно ли с ними согласиться? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит)

— Прокомментируйте доводы младшего.  Можно ли согласиться с ними? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому)

— А если был бы третий брат,  могли ли родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек)

— Рассудила ли братьев жизнь? (Нет. Каждый остался при своем мнении)

— Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и прочитайте

«Искать большого счастья – малое потерять»

«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»

«Волков бояться, в лес не ходить»

«Под лежачий камень вода не потечет».

— Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)

– Кого из братьев вы считаете правым? (Каждый по-своему прав, за каждым своя правда)

— Как помогают пословицы понять смысл сказки? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к определению «Пословицы».

— Кого из братьев считаете счастливым вы? (Дети высказывают свои мнения.)

— Ваши мнения разделились. Как вы думаете, почему это произошло? (Потому что каждый из нас понимает смысл счастья по-своему.)

— Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (Разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)

— Пришла пора ответить на главный вопрос урока. В чём заключается мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что все люди на свете разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

— Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому, что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!

Что такое
фольклор?

       Фольклор – это слово означает творчество
любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение
«фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это
пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими
корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно
разных культурах.

       Главная особенность фольклора – это
отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение
существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми
рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных
произведений и подписывали эти произведения своим именем.  Вот почему во
многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения.
При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.

       Тем не менее, именно фольклор
отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря
народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как
жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они
проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение фольклора как
источника информации о культуре народа просто неоценимо для науки.

Литература и
фольклор — искусство слова.

       Существуют отличия
в понимании того, что такое фольклор и что такое традиционная литература. Один
из видов словесного творчества существует в памяти народа и передаётся, в
основном, в устном виде, а средством хранения и способом передачи литературного
текста является книга. В литературе автор произведения имеет конкретное имя и
фамилию. А народная поэзия – анонимна. Писатель, в основном, работает в
одиночку, сказка или былина – результат коллективного творчества. Рассказчик
находится в прямом контакте и взаимодействии с аудиторией, влияние на читателя
опосредовано и индивидуально.

       Новизна идей и
новаторство во взглядах на действительность – вот что ценится в книге.
Традиции, рожденные прежними поколениями, – вот что такое фольклор в
литературе. Каждому слову в рассказе, повести, романе писателем найдено
единственное и точное место. Каждый новый рассказчик вносит свои изменения в
сказку или анекдот, и это выглядит как элемент творчества.

       Связь между
народным и традиционным словотворчеством тоже очевидна и значима. Из записанных
устных преданий родились самые древние памятники литературы. Многие формы
поэтических и прозаических сочинений заимствованы из фольклора. Из
коллективного искусства слова родом сказки Пушкина и Ершова, Толстого и
Горького, сказы Бажова. А что такое фольклор в литературе сегодня? Персонажи из
народного творчества присутствуют в песнях Высоцкого. «Сказка про
Федота-стрельца» Филатова — народная по форме и языку. Это пример взаимного
влияния традиционной литературы и фольклора. Она была разобрана на цитаты и
«ушла в народ».

Отличия
литературной сказки от народной сказки.

       Народные и литературные
сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и
формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок
является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах
она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный
многоплановый вариант изложения.

       Народные сказки – древнейшее культурное наследие,
которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы.
В них отражены  нравственные принципы существования общности людей в
условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и
злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований,
быта.

Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой
классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи
устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.

       Литературная
сказка
 возникла гораздо позже. Во второй половине
XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились
авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты
стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра.

        В большинстве литературных
сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика,
позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор
персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным
произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.

Жанровая особенность литературной
сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже
повести. Примером могут служить произведения русских писателей А.
Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда,
 С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.

Разница между литературной и народной сказкой заключается в
следующем:

1.    
Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной
сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного
творчества этноса.

2.    
Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время
как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный
пересказ.

3.    
Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный
сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме,
которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.

4.    
Система образов в литературной сказке произвольна, в народной –
обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.

5.    
Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт
коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного
творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но
является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным
видам приключенческой и фантастической литературы.

Сравним народную сказку «Крошечка-Хаврошечка» и литературную
сказку Л.Н.Толстого «Два брата».

Народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

      Существует множество определений
понятия «сказка», данных в различные исторические периоды разными
научными школами. Простым, но достаточно емким является определение, данное
фольклористом ХХ в. В.И.Чичеровым.

«Под народной сказкой понимается
устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного
или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных
или развлекательных целях».

      Русскую народную сказку
«Хаврошечка» можно отнести к разряду волшебных.

      Природа вымысла в волшебных сказках,
по мнению В.П.Аникина, связана с магическими понятиями и представлениями
древнего человека. В сказке «Хаврошечка» магической силой
наделены
слова: «спи, глазок, спи другой»; действия: «влезет
Крошечка — Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано,
и побелено, и в трубы покатано»; из косточек выросла яблонька; яблонька не
дала сестрам сорвать яблочки, а к Хаврошечке веточки опустились.

     Одним из признаков волшебной сказки
является наличие волшебных помощников. В сказке «Хаврошечка»
 волшебные
помощники:
 коровушка, яблонька.

      В волшебной сказке выделяется
несколько типов героев. Главные обычно –
 положительные и
отрицательные
 (герой и антигерой). Сказка всегда проводит резкую грань
между ними: Крошечка — Хаврошечка и хозяйка. В их противостоянии – смысл
сказки. Кроме главных героев – Крошечки – Хаврошечки и хозяйки, есть
 второстепенные: дочери
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, корова, яблонька, сильный человек.
Каждый из второстепенных героев играет свою роль в раскрытии содержания сказки.
Дочери «сами ничего не делают, у ворот сидят, на улицу глядят» и по
приказу матери следят за работой Крошечки – Хаврошечки. Старик зарезал
коровушку, лишив Крошечку – Хаврошечку друга и помощника. Яблонька, которая не
дала возможности сорвать яблоки дочерям хозяйки, кроме того несет нагрузку
памяти об ушедших (корова говорит Крошечке – Хаврошечке: «косточки мои
собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое
утро косточки водою поливай. И выросла из них яблонька»). А сильный
человек женился на Крошечке – Хаврошечке.

      У каждого вида сказки есть нечто
общее – это сюжет и архитектоника сказки. И хотя у каждого народа есть свои
сказки, но давно были замечены сюжеты, общие для разных народов. В
фольклористике сходные сюжеты, переходящие от одного народа к другому, получили
название «бродячие». В связи с тем, что эти произведения передавались
от одного творческого коллектива к другому, от одного человека к другому, они
изменялись и появлялись варианты одного и того же сюжета. В частности, можно
обнаружить в разных вариантах сюжет мачехи и падчерицы («Хаврошечка»,
«Буренушка» в сборнике сказок А.Н.Афанасьева, «Бурая корова»
башкирская народная сказка). Изменяясь в деталях (новые имена, новые ситуации,
различное словесное оформление), варианты сохраняют единую нравственную
позицию, дают единую оценку происходящему. Так, в сказке «Буренушка»
главные герои царь, Марья-царевна, Иван-царевич, Ягишна, две дочери
(двоеглазая, троеглазая). Как и в «Хаврошечке» присутствует
противостояние Ягишны и Марьи-царевны, помощь коровы и исход «…тут
Иван-царевич взял свое ружье и застрелил подмененную жену, а с Марьей-царевной
стал по-старому жить-поживать, добра наживать». В башкирской народной
сказке «Бурая корова» волшебный помощник корова помогает сиротам:
брату расколдовать сестру, избавиться от мачехи и благополучно вернуться домой,
где «они … зажили, говорят, хорошо и счастливо». Можно видеть, что
кроме схожих сюжетов, эти сказки содержат общие действия, имеющие важное
значение для развития сюжета. Это функции испытания и награждения.

      Архитектоника, или эстетический план
построения сказки, также имеет общие для всех видов элементы:
 присказка, зачин,
основная часть сказки, исход или концовка.

      Проанализируем архитектонику сказки
» Хаврошечка».

      Присказка как таковая отсутствует.
Это говорит о том, что ее наличие зависит исключительно от воли рассказчика,
аудитории, вида сказки.

      Зачин играет огромную роль: он
определяет место действия и время действия, называет героев сказки. В зачине
сказки «Хаврошечка» не использованы постоянные сказочные формулы, она
начинается по-своему: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и
такие, которые своего брата не стыдятся…». Из зачина мы видим, что место
действия и время действия не определено, но можем узнать: Хаврошечка сирота,
попала к бессовестным, злым людям, которые плохо к ней относились, заставляли
работать; главным ее утешителем и помощником была рябая коровка. По имени
героини определить: она маленькая по росту, чумазенькая. Дочери хозяйки –
ужасного вида, лентяйки.

      Рассмотрим основную часть сказки
«Хаврошечка». Действие сюжета поступательное, нет возврата к
предыдущему событию, нет побочных линий. Функцию временной отлучки героя
состоит в том, что родители Хаврошечки умерли, и она осталась одна. Родителей
заменила «Коровушка-матушка». Хозяйка никак не могла понять как
Хаврошечке удается выполнить работу, «кто сироте помогает: и ткет, и
прядет, и в трубы катает?» и для этого посылает по очереди дочерей
«поди догляди». Хаврошечка забывает про третий глаз у Триглазки и тем
самым нарушает запрет (помощь коровушки). И следует испытание: «Старик
зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом
голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду
поливала». В исходе сказки видим помощь яблоньки и награждение:
«подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней
опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала
она в добре поживать, лиха не знать». Концовка в данной сказке
отсутствует.

       У сказки «Хаврошечка»
свой поэтический мир.
 Художественное
время
 не выходит за ее пределы, никогда не имеет точного обозначения:
«выйдет, бывало«, «к завтрашнему дню», » на
третий день», «много ли времени прошло, мало ли«,
«на ту пору«. Трижды хозяйка посылает следить за Хаврошечкой,
трижды сама Хаврошечка произносит слова – заклинания.
Художественное
пространство
 сказки также не имеет реальных очертаний: «у ворот
сидеть, на улицу глядеть», «выйдет в поле», «пошла в лес,
пошла с нею в поле», «в саду», «ехал мимо». Сказка
завораживает
 зримостью описаний: «И выросла
из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые,
веточки гнутся серебряные»;
 энергией действия: «Сестры
хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы
расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не
могли».

      Характер героев сказки также можно
найти в описаниях действий: «взяли ее эти люди, выкормили и над работой
заморили», «слова доброго никогда не слыхала», «меня
бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят», «сироте еще больше
работы задала». Из этих описаний видно, что хозяйка и ее дочери злые
бессовестные мучители. Хаврошечка все терпит, молчит, выполняет заданную
работу. Старик подчиняется жене: «делать нечего. Стал точить старик
ножик…зарезал коровушку». Возраст героев указан косвенно: у хозяйки муж
старик, Хаврошечка и дочери по возрасту – невесты, сильный человек – молодой.
Портретные описания зримо даны у Хаврошечки: «Крошечка – Хаврошечка,
Красная девица», у дочерей: «три дочери. Старшая звалась Одноглазка,
средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка», сильного человека:
«богатый, кудреватый, молодой».

     В чем же нравственная проблематика
сказки, «урок молодцу»? В том, что зло наказано, за добрые дела,
терпение Хаврошечка получает награду: «стала она в добре поживать, лиха не
знать».

Литературная сказка Л.Н.Толстого
«Два брата»

      Великий знаток народной
крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды
своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он Писал их для «Азбуки»
и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Тут много сказок,
взятых из фольклора и пересказанных писателем, но есть и собственные сказки
писателя. Позднее Лев Толстой писал сказки и независимо от своих педагогических
интересов. Но и те и другие сказки объединяет общий склад: в них Лев Толстой
постоянно является строгим моралистом.

      Такова и сказка о двух
братьях. Один из них, меньший, поверил в свое счастье и добыл его отвагой:
вошел в лес, говорится в сказке, переплыл реку, увидел спящую медведицу, унес у
нее медвежат; вбежал с ними на гору — тут ему навстречу вышел народ и сделал
над собой царем. И процарствовал меньший брат целых пять лет, пока не пришел
другой царь, сильнее, и, завоевав город, прогнал меньшего брата. А старший брат
прожил свою жизнь ни богато, ни бедно. Старший сказал меньшему, когда они
встретились: «Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хоть
и был царем, зато много горя видел». На это меньший брат ответил: «Я не тужу,
что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть
мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем». Сказка похожа на притчу. У нее своя
мораль, свой вывод, сделанный писателем в пользу жизни, полной волнения и
борьбы за счастье.

     Подведем итог:

1.     «Два
брата» – авторское произведение в отличие от «Крошечки-Харошечки», которая возникла
в результате коллективного творчества этноса.

2.    
«Два брата» – жанр художественной литературы, имеет своего автора.
«Хаврошечка»  – народная сказка, особенность которой – устный пересказ.
Определенного автора не имеет.

3.    
Литературная сказка «Два брата» имеет придуманный автором
свободный сюжет. В народной сказке «Хаврошечка» сюжетная линия строго подчинена
определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить
канву повествования.

4.    
Образы героев в литературной сказке произвольны, в народной –
обусловлены традициями и представлениями о добрых и злых силах.

5.    
Народная сказка «Хаврошечка» в художественной форме отражает
глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного
народного творчества. Литературная сказка «Два брата» продолжает национальные
традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к
современным видам литературы.

Использованная литература:

1.                
З.А.Гриценко Литературное образование дошкольников – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М., издательский центр «Академия», 2012 – с.17-33

2.                
З.А.Гриценко Практикум по детской литературе и методике приобщения
детей к чтению — М., издательский центр «Академия», 2008 – с.12-13

3.                
З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго…» – 3-е изд.,
М., «Просвещение», 2004 – с.74

4.                
Сборник Русские народные сказки – М., издательство
«Пресса», 1992 – с. 25-28

5.                
Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост.,
и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.— М.: Дет. лит., 1982.—
687 с. 

Чему учит сказка «Два брата»: урок для старших братьев и сестер

Сказка «Два брата»: краткое содержание, основная мысль и чему учит

Сказка «Два брата», написанная русским автором Евгением Шварцем во времена Великой Отечественной войны, близка и для современных читателей. Леденящие душу картины, волшебство и динамичный сюжет заставляют глубоко увлечься книгой. Полезно и то, чему учит сказка «Два брата» – не ругаться с младшими братьями и сестрами, дорожить своими родными, заботиться о них.

Суть и смысл сказки «Два брата»

В сказке Евгения Шварца описываются приключения 12-ти летнего мальчика в канун Нового года. Краткое содержание:

  • Родители двух мальчиков уехали в город за елочными украшениями на 3 дня. Они поручили старшему сыну следить за младшим братиком. Не сдержавшись, старший сын выставил малыша за дверь, чтобы не мешал ему читать книжку. И он исчез в зимнем лесу. Главный герой отправился на поиски и попал в ледяное царство Прадедушки Мороза. Мальчишка стал его узником. Старик спрятал заледеневшего брата, а узнику приказал превращать в лед птиц и зверей.
  • Мальчик очень сожалеет о случившемся. Кажется, что он никогда не сможет спасти братишку и вернуться домой. Но он не опускает рук. Главный герой все время ищет способы пробраться к заточенному в палате малышу. Он рубит дверь, за которой он спрятан, ледяным топором. Затем находит спички в кармане, и пытается растопить ледяную преграду. Заодно он отогревает зверушек. В нужный момент они приходят на помощь. Мальчику удается бежать. Однако его брат совсем заледеневший. Он несет его домой. Один неосторожный шаг, и братец разбивается на мелкие кусочки. Весь в слезах старший брат засыпает. Всю ночь звери и птицы склеивают льдинки, и утренние лучи солнца отогревают заледеневшую фигуру. Мальчики возвращаются домой к родителям, и с тех пор живут дружно.

Суть и смысл сказки «Два брата»

Смысл произведения заключается в отношениях двух братьев. Они ругаются, и оттого случается беда. Испытания помогают усвоить важный урок: «Братская любовь спасает и выручает. Нужно дорожить ей, уметь договариваться и не ссориться».

Главная мысль

В сказке «Два брата» старшему мальчику приходится пройти много испытаний, чтобы вернуть братца домой. Даже когда он вызволяет малыша из заточения, волшебства не происходит. Младший брат остается ледяным, а на его лице застыли слезы. Основная мысль произведения в том, что обидеть друга (брата) можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень долго.

Два брата

Мораль

Жизненную мудрость сказки и мораль можно выразить пословицами:

  • «Старший брат как второй отец».
  • «Ссора и вражда не доведут до добра».
  • «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

Чему учит?

В сказке «Два брата» описывается пример, что может произойти, если думать только о себе, и быть равнодушным к просьбам родного человека. Старший мог навсегда потерять Младшего. Ему пришлось проявить все свое упорство и терпение, чтобы вернуть братишку домой, и самому не пропасть в ледяном царстве.

Чему учит сказка «Два брата»

Чему учит сказка «Два брата»:

  • Дорожить родными людьми, уметь находить компромисс, не ссориться с ними.
  • Быть ответственным: слушаться родителей, приглядывать за младшими братьями и сестрами.
  • Приходить на помощь другим. Когда-нибудь и тебе помогут, и эта помощь придется очень кстати.

Вопросы к сказке

После прочтения сказки детям нередко предлагается ответить на вопрос: «Чему меня научила книга?». Для этого нужно запомнить сюжет и суметь его проанализировать. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо обсуждать прочитанное.

Иллюстрация к сказке «Два брата»

Для начала можно провести викторину с вопросами на внимательность:

  • Как звали братьев? (Старший и Младший).
  • Какую книгу читал Старший? О чем был отрывок? («Приключения Синдбада-Морехода». В отрывке говорилось о птице Рок. Она появилась над кораблем с огромным камнем в когтях).
  • В какое волшебное место попали братья? (В ледяной лес с ледяными деревьями и озером. Внутри холма находился ледяной замок).
  • Кого встретил Старший в лесу? (Прадедушку Мороза. Он был весь изо льда, в шубе из снега, говорил монотонно, как диктор).
  • Что произошло, когда Прадедушка Мороз заплакал от злости? (Стало теплее, и снег начал таять. По оврагам побежали ручьи, набухли почки на деревьях, появился подснежник).
  • Кто помог братьям спастись из ледяного царства? (Белки, зайцы, синички, дятел, другие птицы, которых отогрел Старший).

Иллюстрация к сказке «Два брата»

Сделать вывод о сказке «Два брата» детям помогут наводящие вопросы:

  • Почему мальчики поссорились? (Старший хотел дочитать книгу и разозлился на Младшего, который просил поиграть с ним).
  • Как договорились решать споры братья, чтобы впредь не ссориться? (Младший будет с пониманием относиться к желанию Старшего уединиться с книгой. Взамен Старший станет тратить меньше времени на уединение, и больше – на игры с Младшим).
  • Что понравилось в книге больше всего? (Главный герой спас бедных зверушек. Он показал себя добрым, не растерялся и смело противостоял суровому Прадедушке Морозу).

«Два брата» – волшебная сказка о братской любви и дружбе. Она помогает понять, как много значат для детей младшие братишки и сестренки. Порой малыши могут быть надоедливыми. Но все из-за того, что они очень хотят больше времени проводить со старшими. Любящие родственники ко всему относятся с пониманием и не ссорятся друг с другом по пустякам.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

  • Признаки сказки аленький цветочек
  • Признаки волшебной сказки 5 класс литература
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сказка о царе салтане
  • Признаки волшебной сказки 4 класс о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сивка бурка