Признаки сказки второй класс

Какие бывают сказки

Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.

Что они из себя представляют

В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.

То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.

Их различия и подвиды

признаки волшебной сказки

В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:

  • о животных;
  • о волшебстве;
  • о быте.

Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.

В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.

Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.

какие признаки сказки

Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:

  • предметы быта;
  • животные;
  • неживая природа.

Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).

В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.

признаки литературной сказки

Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.

Структура произведения

Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:

признаки народной сказки

  1. Присказка. В большинстве случаев ее можно пропустить, ведь она представляет собой разговор между слушателем и рассказчиком, задает особую атмосферу и настроение.
  2. Зачин, во время которого описывается место действия, время, главные действующие герои.
  3. Завязка — начало сюжета. На этом этапе появляется проблема, с которой герои должны будут справиться.
  4. Развитие сюжета, в котором герои активно ищут пути решения для возникшего конфликта.
  5. Кульминация. Самый напряженный, решающий момент в произведении, после которого история медленно идет к концу.
  6. Развязка. Проблема окончательно решена героями.
  7. Концовка — эпилог, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
  8. Вторая присказка (либо присказка конца) — так же, как и первая, разговор рассказчика, который завершает рассказ.

Кроме того, сказки бывают:

  • прямые;
  • докучные («Сказка про Белого бычка»);
  • с повторением (например: «Репка»).

При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.

Как написать свою историю

3 признака сказки

Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:

  • частое упоминание чисел 3 и 7, которые считались в те времена магическими. Три испытания проходит герой во время своего путешествия, 7 основных героев насчитывает сказка (например, козлят или гномов);
  • часто используются волшебные предметы;
  • главное свойство — выдумка, сказка не могла бы существовать в реальном мире.

Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.

Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.

Оглавление:

  • Общие сведения
  • Жанры сказочных историй
  • Отличительные признаки

Отличительные признаки сказок для детей 2 класса

Общие сведения

В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.

Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:

Сказка «Курочка Ряба»

  1. Фольклорной (народной). Это устное произведение, которое рассказывали друг другу, в процессе нередко меняя детали. Часто такие сказки основываются на религиозных мифах и легендах. Автор отсутствует — сказочную историю сочинял народ. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Литературной (авторской). Это произведение, написанное конкретным человеком. Его главным отличием является отсутствие устной формы или вариантов, подражание фольклорной сказке. Примеры: «Дюймовочка» Андерсена, «Конек-Горбунок» Ершова, «Двенадцать месяцев» Маршака, сказки Пушкина.

Неизвестно, когда точно возникла первая сказка, и что это было за произведение. Многие фольклорные истории «вышли» из древних религиозных мифов после Крещения Руси. Например, дедушка Мороз явно когда-то был одноименным временем года. В виде старика с длинной бородой и в шубе крестьяне представляли себе суровые трескучие холода, которые могут убить посевы и принести голод.

На основе фольклорных сказок значительно позднее появились литературные. Их придумывали отдельные люди, подделывая народный стиль.

Жанры сказочных историй

Сказки делятся на несколько видов в зависимости от сюжета, героев и описываемых ситуаций. При этом точной классификации нет: специалисты делят произведения по-разному. В основном выделяют следующие жанры:

Сказка «Кот и лиса»

  1. О животных, растениях, предметах: главными героями являются не люди, а домашние и дикие звери (часто встречается лиса), деревья, цветы, рыбы, природные явления, неодушевленные предметы и т. д. При этом человек также может присутствовать в сюжете, но будет либо равен животному, либо второстепенен. Примеры: «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк».
  2. Волшебные: в них речь идет о чудесных путешествиях и событиях, которые произошли с простым человеком, об изначально необычных героях (например, о царевне-лягушке), о преодолении препятствий при помощи чуда или волшебных помощников. Волшебные сказки отличаются сложной композицией: они имеют завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку. Примеры: «По щучьему веленью», «Иван-царевич и Серый волк», «Золушка», «Аленький цветочек».
  3. Бытовые: речь идет о простых людях, которые попали в сложную ситуацию, но справились с ней благодаря смекалке. Основная задача таких сюжетов — рассмешить слушателя, показать ему, что плохие, жадные или глупые люди обречены на поражение. Главным героем является честный, удачливый, бескорыстный человек, обладающий долей хитрости. Ему противостоят купец, поп, барин, царь. Также героем может стать глупый человек, который поплатился за свою глупость. Примеры: «Каша из топора», «Глупый мужик», «Горшок».

Сказки вовсе не обязательно должны принадлежать одному жанру. Например, «Курочка Ряба» и «Колобок» — животно-бытовые, «Морозко» — волшебно-бытовая.

Отличительные признаки

В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:

Сказка о «Золушке»

Герои сказок: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный

  1. Вымысел и увлекательный сюжет — это обязательные элементы любой сказки, без которых слушать ее было бы неинтересно. Место, время, действие и даже многие герои никогда не существовали в жизни, большая часть и вовсе обезличена: «жили-были», «в некотором царстве, в тридесятом государстве», «дочь царя», «крестьянский сын Иван».
  2. Герои обязательно путешествуют: спасают царских дочек или деревню, ищут невест. Даже если действие происходит в одном месте, путешествие все равно присутствует. Например, в «Аленьком цветочке» купец уезжает торговать, в «Золушке» падчерица едет на бал, в «Белоснежке» принцесса убегает в лес.
  3. Во многих историях присутствует элемент неожиданности, связанный с героем. Так, Иван-дурак оказывается умным, Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, внезапно встает с нее и получает большую силу, Иван-царевич становится мужем прекрасной и умной царевны, а не лягушки. Если кажется, что герой не справится или ему не повезло, сказка опровергает это.
  4. В ней присутствуют добрые и злые персонажи, причем разделение главных героев довольно четкое — либо хороший, либо плохой. Сперва злодеи оказываются сильнее, но главный герой все же побеждает их, узнав об их слабом месте, заручившись поддержкой или обнаружив в себе скрытую силу. Второстепенные же персонажи могут меняться: например, баба-яга обычно съедает гостей, но помогает Ивану-царевичу.
  5. Добро всегда побеждает зло, конец обязательно счастливый. Истории призваны доказать, что мир справедлив, поэтому хороших людей ждет награда.
  6. Они несут определенные уроки и морально-этические ценности: нужно быть добрым и щедрым, помогать всем людям, не бояться — тогда в конце ждет награда. Отражались в сказочных историях и народные мечты: честный бедняк становится богатым, жадный богач теряет нажитое нечестным трудом, добрый молодец получает славу и невесту, злодей наказан.
  7. Обязательно присутствуют волшебные предметы или сказочные существа: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый волк, молодильные яблоки, лягушачья кожа, живая вода.
  8. В русских народных сказках часто встречается число «3»: три сестры или брата, три головы у Змея, три испытания, три глотка живой или мертвой воды и т. д. Это связано со значением числа в православии — Троицей.

Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.

Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.

Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.



Скачать материал

Виды и признаки литературной сказкиУчитель: Зубкова Л.А.
Класс: 2-В
Гимназия...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 236 человек из 57 регионов

  • Сейчас обучается 105 человек из 44 регионов

  • Сейчас обучается 248 человек из 51 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды и признаки литературной сказкиУчитель: Зубкова Л.А.
Класс: 2-В
Гимназия...

    1 слайд

    Виды и признаки литературной сказки
    Учитель: Зубкова Л.А.
    Класс: 2-В
    Гимназия «Лаборатория Салахова»
    Город Сургут

  • Литературная сказка – авторское произведение с  волшебным сюжетом.ЛИТЕРАТУРН...

    2 слайд

    Литературная сказка – авторское произведение с волшебным сюжетом.
    ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

  • ПРОЗАИЧЕСКАЯ  (“Винни Пух”  А. Милна);
СТИХОТВОРНАЯ (“Сказка о царе Салтане”...

    3 слайд

    ПРОЗАИЧЕСКАЯ (“Винни Пух” А. Милна);
    СТИХОТВОРНАЯ (“Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкина);
    ДРАМАТИЧЕСКАЯ (“Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака).
    ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • Виды литературной сказки

    4 слайд

    Виды литературной сказки

  • Написанная не в стихотворной форме.
Примеры:
Алан Милн «Винни Пух»
Т.И.Алекса...

    5 слайд

    Написанная не в стихотворной форме.
    Примеры:
    Алан Милн «Винни Пух»
    Т.И.Александрова «Кузька»
    Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только»
    Х.К.Андерсен «Снежная королева»
    Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

    Прозаическая литературная сказка

  • Написанная в форме стихотворения
Примеры:
С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»
К.И.Чу...

    6 слайд

    Написанная в форме стихотворения
    Примеры:
    С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»
    К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»
    А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Стихотворная литературная сказка

  • Сказка, написанная в форме пьесы (театральной постановки)
Примеры:
С.Я.Маршак...

    7 слайд

    Сказка, написанная в форме пьесы (театральной постановки)
    Примеры:
    С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
    Н.К.Абрамцева «Лужица»

    Драматическая литературная сказка

  • Виды литературной сказки

    8 слайд

    Виды литературной сказки

  • Принадлежит ли сказка конкретному автору?
 Изменяется ли текст сказки  со вре...

    9 слайд

    Принадлежит ли сказка конкретному автору?
    Изменяется ли текст сказки со временем?
    Существоваловала ли такая сказка в устной форме?

    ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • Сказка принадлежит ____________.
 Текст сказки  __________________.
 Такой ск...

    10 слайд

    Сказка принадлежит ____________.
    Текст сказки __________________.
    Такой сказки __________________ в устной форме.

    ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • Благодаря ей  читатель  понимает, кого из персонажей автор любит, что он цен...

    11 слайд

    Благодаря ей читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, а к чему относится негативно.
    АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

  • Поиграем!Сказки замечательного датского писателя-сказочника Ганса Кристиана А...

    12 слайд

    Поиграем!
    Сказки замечательного датского писателя-сказочника Ганса Кристиана Андерсена.

  • «Дюймовочка»

  • «Огниво»

  • «Гадкий утенок»

  • «Новое платье короля»

    16 слайд

    «Новое платье короля»

  • «Стойкий оловянный солдатик»

    17 слайд

    «Стойкий оловянный солдатик»

  • «Дикие лебеди»

  • «Принцесса на горошине»

    19 слайд

    «Принцесса на горошине»

  • Автор  наделяет литературных героев более сложными характерами по сравнению...

    33 слайд

    Автор наделяет литературных героев более сложными характерами по сравнению с персонажами народных сказок.
    Писатель детально вырисовывает место действия, события, внешность героев
    ГЕРОИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

  • Сказочная викторинаУгадай героя литературной сказки и её автора.

    34 слайд

    Сказочная викторина
    Угадай героя литературной сказки и её автора.

  • Шесть веков ему, седьмой.Он не толстый, не худой,Подпоясан кушачкомИ с вол...

    35 слайд

    Шесть веков ему, седьмой.
    Он не толстый, не худой,
    Подпоясан кушачком
    И с волшебным сундучком.

    — Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – всё попусту, что ни спросишь – всё без толку!

  • Шесть веков ему, седьмойОн не толстый, не худойПодпоясан кушачкомИ с волше...

    36 слайд

    Шесть веков ему, седьмой
    Он не толстый, не худой
    Подпоясан кушачком
    И с волшебным сундучком.

    — Ах, беде-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – всё попусту, что ни спросишь – всё без толку!

    Татьяна Ивановна Александровна
    Домовёнок Кузька

  • «Они такие непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда...

    37 слайд

    «Они такие непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда мгновенно превращаются в летучую золотистую пыль. …они похожи на клубочки жёлтого, необыкновенно лёгкого, пушистого меха.»

  • СтрумышкаНаталья Корнильевна Абрамцева«Они такие непрочные, придуманные, вет...

    38 слайд

    Струмышка
    Наталья Корнильевна Абрамцева
    «Они такие непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда мгновенно превращаются в летучую золотистую пыль. …они похожи на клубочки жёлтого, необыкновенно лёгкого, пушистого меха.»

  • Она была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не мог понять, что он...

    39 слайд

    Она была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не мог понять, что она нарисовала.

  • Умная собака БубубуОна была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не...

    40 слайд

    Умная собака Бубубу
    Она была такая умная, что умела даже рисовать. Но никто не мог понять, что она нарисовала.
    Даниил Иванович Хармс

  • Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними...

    41 слайд

    Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками.
    А потом засадили её в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она и сидит по сей день!

  • Ворона (В.И.Даль)Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с бл...

    42 слайд

    Ворона (В.И.Даль)
    Сначала она жила с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками.
    А потом засадили её в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она и сидит по сей день!

  • Представить на проверку заполненную схему и таблицу.
Прочитать ПРОЛОГ к драма...

    43 слайд

    Представить на проверку заполненную схему и таблицу.
    Прочитать ПРОЛОГ к драматической сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом».
    (Матвеева Е.И. стр.44-47)
    Домашнее задание

Краткое описание документа:

Данная презентация может являться основой обобщающего урока по литературному чтению к разделу «Литературные сказки».

В начале рассматриваются виды (жанры) литературной сказки как авторского произведения с волшебным сюжетом: прозаические, стихотворные, драматические.

Параллельно учащимся предлагается работа по заполнению соответствующей таблицы (образец даётся на слайде), которую необходимо подготовить к уроку заранее.

В презентации рассматриваются примеры всех трёх видов литературных сказок.

Далее, отвечая на наводящие вопросы учителя, обучающиеся перечисляют признаки литературных сказок и обсуждают понятие «авторская позиция».

Также рассматриваются сходства и различия литературных и народных сказок. При этом вновь предлагается приём активного слушания с заполнение соответствующих таблиц.

В середине и в конце презентации предлагаются игровые формы работы, которые вместе с познавательными целями носят развлекательный характер. Это игра по сказкам Х.К.Андерсена (по иллюстрациям угадать название произведения) и викторина по прочитанным в последнем разделе авторским сказкам (по цитате из сказки узнать название и вспомнить автора сказки). Тем самым повторяются прочитанные сказки: Т.И.Александровой «Домовёнок Кузька», Н.К.Абрамцевой «Струмышка», Д.Хармса «Умная собака Бубубу», В.И.Даля «Ворона».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 695 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«География (изд.

  • 08.06.2020
  • 297
  • 1
  • 08.06.2020
  • 673
  • 21

«География России. Население и хозяйство», Дронов В.П., Ром В.Я.

«География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) *», Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.

«География. Экономическая и социальная география мира (базовый  и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.

  • 08.06.2020
  • 1293
  • 32

«География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Цели: cтимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• находить признаки и особенности волшебной
сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Наименование оборудования и
материалов
Количество
Компьютер 1
Проектор 1
Интерактивная доска или
аудиторная магнитная
1
Мультимедийная презентация 1
Рабочие листы 5
Ватман 1

Ход занятия

1 этап. Организационный момент

Приветствие гостей, мотивация детей на
активное участие в уроке.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг
другу и пожелайте хорошего дня!

— С какими произведениями устного народного
творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка,
пословица…..)

В руках учителя “сундучок знаний”, из которого
достаются названия-карточки. (…….)

На доске вывешиваются таблица “произведений
устного народного творчества” и заполняется по
мере их названия. (Приложение 1. Приложения)

— Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к
нашему уроку.

— “Повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил”.

— Определите, о каком произведении устного
народного творчества пойдет речь на уроке? (О
сказке)

— Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация

— Какие виды сказок вы знаете? На доску
вывешивается таблица “Виды сказок”.
Заполняется по мере их названия.

(Приложение 2)

— Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”).
(Приложение 3)

— Как называется эта сказка?

— Определите, к какому виду сказок можно отнести
сказку теремок? (О животных)

— Докажите свой ответ. (Животные – действующие
лица, цепевидность — повторение эпизода,
стихотворные песенки, воспроизведение одного и
того же действия).

— Послушайте еще один отрывок. (“Каша из
топора”). (Приложение 4)

— Как называется эта сказка?

— К какому виду сказок она относится? (Бытовые).

— Докажите. (Реальный мир людей, необычайная
находчивость, диалог, два мира-богатый и
бедный,,работник и барин, солдат и генерал).

— Послушайте еще один отрывок.

— Как называется эта сказка?
(“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)

— А эту сказку к какому виду сказок можно
отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые
записываются на листы-тучки и вывешиваются на
доску).

— Почему получились разные гипотезы? (Не хватает
фактов)

— Что мы не знаем? (Признаки и особенности
волшебной сказки).

— На какой вопрос урока будем искать ответ?
(Учащиеся опираются на “ключи-помощники”,
формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)

— Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка? Вопрос записывается учителем
на листе бумаги и вешается на доску.

— Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос
урока?

— Я предлагаю вам поработать в группах с
известной русской народной сказкой
“Царевна-лягушка”.

2 этап. Основная часть

— Предлагаю поработать в группах и найти ответ
на поставленный вопрос урока. Каждая группа
получает задание.

(Приложение 7)

— Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся
читают отрывок из сказки и заполняют рабочие
листы, записывают вывод своей работы.

— На работу в группах отводится 10-15 минут. По
мере выполнения работы, группа вывешивает свой
номер на доску, определяя очередность защиты
своей работы.

Физкультминутка. Слайд 3

3 этап. Защита работ

— Каждая группа выходит к доске по очереди и
защищает свою работу. Остальные учащиеся
заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные
сказки”. (Приложение 8)

1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа

4 этап. Обобщение

— Наведем порядок. Факты, полученные детьми
,вывешиваются и озвучиваются под понятием
“Волшебные сказки”.

— Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его.
“Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка?”.

— Вывешивается лист бумаги, на котором
записывается учителем обобщение,
сформулированное детьми.

“Волшебная сказка — это сказка, в которой
присутствуют следующие особенности и признаки:
зачин, прием троекратного повтора, завязка,
развитие действия, кульминация, концовка,
сказочные герои, волшебные предметы, волшебные
превращения”.

— Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно
предположил признаки и особенности волшебной
сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению.
Какие особенности и признаки волшебной сказки
вам удалось открыть сегодня на уроке?

5 этап. Подведение итогов

— Предлагаю составить синквейн. Объясните
значение этого слова. Тема “Сказка”.

— Синквейн записывается учителем на листе
бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.

(Сказка,

Волшебная, загадочная,

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок.)

— Игра завершит сегодняшний урок. “Я рад(а),что я
волшебна сказка ,потому что…”. Учащиеся
перечисляют признаки и особенности волшебной
сказки, подводя итог урока.

6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”

Учитель раздаёт заранее изготовленные из
бумаги волшебные предметы “стрелы” трех цветов:
красные — ничего не усвоил, зеленые — понял, не до
конца, желтые — все понятно, все усвоил. Каждый
школьник выбирает тот предмет, какое настроение
– отношение он получил от урока, вывешивает
“стреляет” на лист кувшинки. Желающие могут
озвучить своё мнение. (Приложение 9).

7 этап. (Домашнее задание)

Учитель предлагает детям найти волшебные
сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист
“Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).

Виды
сказок и их особенности

Волшебные

Социально-бытовые

О
животных

Герои — злодеи,
 герои — помощники

Герои — простые
люди

Герои-
животные

Происходит
волшебство

Высмеиваются
плохие черты характера

Волшебное
условие (животные разговаривают)

Необычные
испытания

Смешные
ситуации

Обычно
один эпизод встречи зверей

Таинственное
настроение

Весёлое
настроение

Весёлое
настроение

Волшебные
предметы

Восторг
умом, находчивостью

Сильный
защищает слабого

У каждого вида сказок своё
назначение, своё настроение и рассказывать их надо по-особому.

Виды
сказок и их особенности

характеристики

сказки о животных

бытовые сказки

волшебные сказки

сюжет сказки

Животные в сказке ведут
себя как люди, совершают плохие и хорошие поступки.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, истории из обычной жизни.

Волшебный сюжет,
необычные и фантастические события.

герои сказки

Различные животные

Обычные люди: старик,
старуха, царь, солдат …

Волшебные, мифические
персонажи: Баба Яга, Кошей Бессмертный, Иван-царевич …

чему учит сказка

На примере поступков
животных объясняет, что хорошо, а что плохо.

Высмеивает человеческие
пороки, восхищается мудростью и умом простого человека.

Сказка учит различать
добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство
мира.

особенности сказки

В качестве героев
выступают животные, которые ведут себя как люди.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, высмеивание человеческих пороков.

Волшебные герои, события,
предметы.

У каждого вида сказок своё назначение, своё
настроение и рассказывать их надо по-особому.

Виды
сказок и их особенности

характеристики

сказки о животных

бытовые сказки

волшебные сказки

сюжет сказки

Животные в сказке ведут
себя как люди, совершают плохие и хорошие поступки.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, истории из обычной жизни.

Волшебный сюжет,
необычные и фантастические события.

герои сказки

Различные животные

Обычные люди: старик,
старуха, царь, солдат …

Волшебные, мифические
персонажи: Баба Яга, Кошей Бессмертный, Иван-царевич …

чему учит сказка

На примере поступков
животных объясняет, что хорошо, а что плохо.

Высмеивает человеческие
пороки, восхищается мудростью и умом простого человека.

Сказка учит различать
добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство
мира.

особенности сказки

В качестве героев
выступают животные, которые ведут себя как люди.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, высмеивание человеческих пороков.

Волшебные герои, события,
предметы.

У каждого вида сказок своё назначение, своё
настроение и рассказывать их надо по-особому.

  • Признаки сказки в произведении два брата
  • Признаки волшебной сказки конек горбунок
  • Признаки сказки ашик кериб 4 класс
  • Признаки волшебной сказки иван царевич и серый волк 3 класс составить
  • Признаки сказки аленький цветочек