Признаки сказок 2 класс литературное чтение

Какие бывают сказки

Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.

Что они из себя представляют

В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.

То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.

Их различия и подвиды

признаки волшебной сказки

В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:

  • о животных;
  • о волшебстве;
  • о быте.

Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.

В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.

Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.

какие признаки сказки

Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:

  • предметы быта;
  • животные;
  • неживая природа.

Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).

В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.

признаки литературной сказки

Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.

Структура произведения

Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:

признаки народной сказки

  1. Присказка. В большинстве случаев ее можно пропустить, ведь она представляет собой разговор между слушателем и рассказчиком, задает особую атмосферу и настроение.
  2. Зачин, во время которого описывается место действия, время, главные действующие герои.
  3. Завязка — начало сюжета. На этом этапе появляется проблема, с которой герои должны будут справиться.
  4. Развитие сюжета, в котором герои активно ищут пути решения для возникшего конфликта.
  5. Кульминация. Самый напряженный, решающий момент в произведении, после которого история медленно идет к концу.
  6. Развязка. Проблема окончательно решена героями.
  7. Концовка — эпилог, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
  8. Вторая присказка (либо присказка конца) — так же, как и первая, разговор рассказчика, который завершает рассказ.

Кроме того, сказки бывают:

  • прямые;
  • докучные («Сказка про Белого бычка»);
  • с повторением (например: «Репка»).

При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.

Как написать свою историю

3 признака сказки

Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:

  • частое упоминание чисел 3 и 7, которые считались в те времена магическими. Три испытания проходит герой во время своего путешествия, 7 основных героев насчитывает сказка (например, козлят или гномов);
  • часто используются волшебные предметы;
  • главное свойство — выдумка, сказка не могла бы существовать в реальном мире.

Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.

Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.

Оглавление:

  • Общие сведения
  • Жанры сказочных историй
  • Отличительные признаки

Отличительные признаки сказок для детей 2 класса

Общие сведения

В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.

Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:

Сказка «Курочка Ряба»

  1. Фольклорной (народной). Это устное произведение, которое рассказывали друг другу, в процессе нередко меняя детали. Часто такие сказки основываются на религиозных мифах и легендах. Автор отсутствует — сказочную историю сочинял народ. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Литературной (авторской). Это произведение, написанное конкретным человеком. Его главным отличием является отсутствие устной формы или вариантов, подражание фольклорной сказке. Примеры: «Дюймовочка» Андерсена, «Конек-Горбунок» Ершова, «Двенадцать месяцев» Маршака, сказки Пушкина.

Неизвестно, когда точно возникла первая сказка, и что это было за произведение. Многие фольклорные истории «вышли» из древних религиозных мифов после Крещения Руси. Например, дедушка Мороз явно когда-то был одноименным временем года. В виде старика с длинной бородой и в шубе крестьяне представляли себе суровые трескучие холода, которые могут убить посевы и принести голод.

На основе фольклорных сказок значительно позднее появились литературные. Их придумывали отдельные люди, подделывая народный стиль.

Жанры сказочных историй

Сказки делятся на несколько видов в зависимости от сюжета, героев и описываемых ситуаций. При этом точной классификации нет: специалисты делят произведения по-разному. В основном выделяют следующие жанры:

Сказка «Кот и лиса»

  1. О животных, растениях, предметах: главными героями являются не люди, а домашние и дикие звери (часто встречается лиса), деревья, цветы, рыбы, природные явления, неодушевленные предметы и т. д. При этом человек также может присутствовать в сюжете, но будет либо равен животному, либо второстепенен. Примеры: «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк».
  2. Волшебные: в них речь идет о чудесных путешествиях и событиях, которые произошли с простым человеком, об изначально необычных героях (например, о царевне-лягушке), о преодолении препятствий при помощи чуда или волшебных помощников. Волшебные сказки отличаются сложной композицией: они имеют завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку. Примеры: «По щучьему веленью», «Иван-царевич и Серый волк», «Золушка», «Аленький цветочек».
  3. Бытовые: речь идет о простых людях, которые попали в сложную ситуацию, но справились с ней благодаря смекалке. Основная задача таких сюжетов — рассмешить слушателя, показать ему, что плохие, жадные или глупые люди обречены на поражение. Главным героем является честный, удачливый, бескорыстный человек, обладающий долей хитрости. Ему противостоят купец, поп, барин, царь. Также героем может стать глупый человек, который поплатился за свою глупость. Примеры: «Каша из топора», «Глупый мужик», «Горшок».

Сказки вовсе не обязательно должны принадлежать одному жанру. Например, «Курочка Ряба» и «Колобок» — животно-бытовые, «Морозко» — волшебно-бытовая.

Отличительные признаки

В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:

Сказка о «Золушке»

Герои сказок: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный

  1. Вымысел и увлекательный сюжет — это обязательные элементы любой сказки, без которых слушать ее было бы неинтересно. Место, время, действие и даже многие герои никогда не существовали в жизни, большая часть и вовсе обезличена: «жили-были», «в некотором царстве, в тридесятом государстве», «дочь царя», «крестьянский сын Иван».
  2. Герои обязательно путешествуют: спасают царских дочек или деревню, ищут невест. Даже если действие происходит в одном месте, путешествие все равно присутствует. Например, в «Аленьком цветочке» купец уезжает торговать, в «Золушке» падчерица едет на бал, в «Белоснежке» принцесса убегает в лес.
  3. Во многих историях присутствует элемент неожиданности, связанный с героем. Так, Иван-дурак оказывается умным, Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, внезапно встает с нее и получает большую силу, Иван-царевич становится мужем прекрасной и умной царевны, а не лягушки. Если кажется, что герой не справится или ему не повезло, сказка опровергает это.
  4. В ней присутствуют добрые и злые персонажи, причем разделение главных героев довольно четкое — либо хороший, либо плохой. Сперва злодеи оказываются сильнее, но главный герой все же побеждает их, узнав об их слабом месте, заручившись поддержкой или обнаружив в себе скрытую силу. Второстепенные же персонажи могут меняться: например, баба-яга обычно съедает гостей, но помогает Ивану-царевичу.
  5. Добро всегда побеждает зло, конец обязательно счастливый. Истории призваны доказать, что мир справедлив, поэтому хороших людей ждет награда.
  6. Они несут определенные уроки и морально-этические ценности: нужно быть добрым и щедрым, помогать всем людям, не бояться — тогда в конце ждет награда. Отражались в сказочных историях и народные мечты: честный бедняк становится богатым, жадный богач теряет нажитое нечестным трудом, добрый молодец получает славу и невесту, злодей наказан.
  7. Обязательно присутствуют волшебные предметы или сказочные существа: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый волк, молодильные яблоки, лягушачья кожа, живая вода.
  8. В русских народных сказках часто встречается число «3»: три сестры или брата, три головы у Змея, три испытания, три глотка живой или мертвой воды и т. д. Это связано со значением числа в православии — Троицей.

Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.

Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.

Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.

Цели: cтимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• находить признаки и особенности волшебной
сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Наименование оборудования и
материалов
Количество
Компьютер 1
Проектор 1
Интерактивная доска или
аудиторная магнитная
1
Мультимедийная презентация 1
Рабочие листы 5
Ватман 1

Ход занятия

1 этап. Организационный момент

Приветствие гостей, мотивация детей на
активное участие в уроке.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг
другу и пожелайте хорошего дня!

— С какими произведениями устного народного
творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка,
пословица…..)

В руках учителя “сундучок знаний”, из которого
достаются названия-карточки. (…….)

На доске вывешиваются таблица “произведений
устного народного творчества” и заполняется по
мере их названия. (Приложение 1. Приложения)

— Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к
нашему уроку.

— “Повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил”.

— Определите, о каком произведении устного
народного творчества пойдет речь на уроке? (О
сказке)

— Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация

— Какие виды сказок вы знаете? На доску
вывешивается таблица “Виды сказок”.
Заполняется по мере их названия.

(Приложение 2)

— Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”).
(Приложение 3)

— Как называется эта сказка?

— Определите, к какому виду сказок можно отнести
сказку теремок? (О животных)

— Докажите свой ответ. (Животные – действующие
лица, цепевидность — повторение эпизода,
стихотворные песенки, воспроизведение одного и
того же действия).

— Послушайте еще один отрывок. (“Каша из
топора”). (Приложение 4)

— Как называется эта сказка?

— К какому виду сказок она относится? (Бытовые).

— Докажите. (Реальный мир людей, необычайная
находчивость, диалог, два мира-богатый и
бедный,,работник и барин, солдат и генерал).

— Послушайте еще один отрывок.

— Как называется эта сказка?
(“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)

— А эту сказку к какому виду сказок можно
отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые
записываются на листы-тучки и вывешиваются на
доску).

— Почему получились разные гипотезы? (Не хватает
фактов)

— Что мы не знаем? (Признаки и особенности
волшебной сказки).

— На какой вопрос урока будем искать ответ?
(Учащиеся опираются на “ключи-помощники”,
формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)

— Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка? Вопрос записывается учителем
на листе бумаги и вешается на доску.

— Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос
урока?

— Я предлагаю вам поработать в группах с
известной русской народной сказкой
“Царевна-лягушка”.

2 этап. Основная часть

— Предлагаю поработать в группах и найти ответ
на поставленный вопрос урока. Каждая группа
получает задание.

(Приложение 7)

— Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся
читают отрывок из сказки и заполняют рабочие
листы, записывают вывод своей работы.

— На работу в группах отводится 10-15 минут. По
мере выполнения работы, группа вывешивает свой
номер на доску, определяя очередность защиты
своей работы.

Физкультминутка. Слайд 3

3 этап. Защита работ

— Каждая группа выходит к доске по очереди и
защищает свою работу. Остальные учащиеся
заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные
сказки”. (Приложение 8)

1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа

4 этап. Обобщение

— Наведем порядок. Факты, полученные детьми
,вывешиваются и озвучиваются под понятием
“Волшебные сказки”.

— Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его.
“Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка?”.

— Вывешивается лист бумаги, на котором
записывается учителем обобщение,
сформулированное детьми.

“Волшебная сказка — это сказка, в которой
присутствуют следующие особенности и признаки:
зачин, прием троекратного повтора, завязка,
развитие действия, кульминация, концовка,
сказочные герои, волшебные предметы, волшебные
превращения”.

— Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно
предположил признаки и особенности волшебной
сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению.
Какие особенности и признаки волшебной сказки
вам удалось открыть сегодня на уроке?

5 этап. Подведение итогов

— Предлагаю составить синквейн. Объясните
значение этого слова. Тема “Сказка”.

— Синквейн записывается учителем на листе
бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.

(Сказка,

Волшебная, загадочная,

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок.)

— Игра завершит сегодняшний урок. “Я рад(а),что я
волшебна сказка ,потому что…”. Учащиеся
перечисляют признаки и особенности волшебной
сказки, подводя итог урока.

6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”

Учитель раздаёт заранее изготовленные из
бумаги волшебные предметы “стрелы” трех цветов:
красные — ничего не усвоил, зеленые — понял, не до
конца, желтые — все понятно, все усвоил. Каждый
школьник выбирает тот предмет, какое настроение
– отношение он получил от урока, вывешивает
“стреляет” на лист кувшинки. Желающие могут
озвучить своё мнение. (Приложение 9).

7 этап. (Домашнее задание)

Учитель предлагает детям найти волшебные
сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист
“Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).

Виды
сказок и их особенности

Волшебные

Социально-бытовые

О
животных

Герои — злодеи,
 герои — помощники

Герои — простые
люди

Герои-
животные

Происходит
волшебство

Высмеиваются
плохие черты характера

Волшебное
условие (животные разговаривают)

Необычные
испытания

Смешные
ситуации

Обычно
один эпизод встречи зверей

Таинственное
настроение

Весёлое
настроение

Весёлое
настроение

Волшебные
предметы

Восторг
умом, находчивостью

Сильный
защищает слабого

У каждого вида сказок своё
назначение, своё настроение и рассказывать их надо по-особому.

Виды
сказок и их особенности

характеристики

сказки о животных

бытовые сказки

волшебные сказки

сюжет сказки

Животные в сказке ведут
себя как люди, совершают плохие и хорошие поступки.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, истории из обычной жизни.

Волшебный сюжет,
необычные и фантастические события.

герои сказки

Различные животные

Обычные люди: старик,
старуха, царь, солдат …

Волшебные, мифические
персонажи: Баба Яга, Кошей Бессмертный, Иван-царевич …

чему учит сказка

На примере поступков
животных объясняет, что хорошо, а что плохо.

Высмеивает человеческие
пороки, восхищается мудростью и умом простого человека.

Сказка учит различать
добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство
мира.

особенности сказки

В качестве героев
выступают животные, которые ведут себя как люди.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, высмеивание человеческих пороков.

Волшебные герои, события,
предметы.

У каждого вида сказок своё назначение, своё
настроение и рассказывать их надо по-особому.

Виды
сказок и их особенности

характеристики

сказки о животных

бытовые сказки

волшебные сказки

сюжет сказки

Животные в сказке ведут
себя как люди, совершают плохие и хорошие поступки.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, истории из обычной жизни.

Волшебный сюжет,
необычные и фантастические события.

герои сказки

Различные животные

Обычные люди: старик,
старуха, царь, солдат …

Волшебные, мифические
персонажи: Баба Яга, Кошей Бессмертный, Иван-царевич …

чему учит сказка

На примере поступков
животных объясняет, что хорошо, а что плохо.

Высмеивает человеческие
пороки, восхищается мудростью и умом простого человека.

Сказка учит различать
добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство
мира.

особенности сказки

В качестве героев
выступают животные, которые ведут себя как люди.

Сатирический,
анекдотичный сюжет, высмеивание человеческих пороков.

Волшебные герои, события,
предметы.

У каждого вида сказок своё назначение, своё
настроение и рассказывать их надо по-особому.

logo

  • Вспомни и напиши все признаки сказки

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      chandlerbecker414

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    3 минуты назад

    Реформы Швеции История помогите плиз

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Фотка снизу↓↓↓↓
    ////Очень надо это все решить///

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    3 минуты назад

    2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    8 минут назад

    Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    5 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Признаки сказки про животных
  • Признаки и особенности народной сказки 3 класс
  • Признаки сказки по щучьему велению 3 класс
  • Признаки волшебных сказок перечислить
  • Признаки сказки о животных 5 класс