Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка

1.  О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Царевна-лягушка – русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич, младший сын царя, находит себе жену лягушку. Иван не знал, что его жена-это Василиса Премудрая, обращённая Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру в печи и пришлось ему выручать жену из плена Кощеева. Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят».

Сказка о доброте, мудрости и счастье, которое обретают герои, пройдя через испытания.

Главные герои: Иван-царевич, Василиса Премудрая. Герои: Царь, старшие братья и их жёны, Баба-яга, Кощёй, заяц, селезень, медведь, щука.

Царевна-лягушка-это волшебная сказка.

Признаки волшебной сказки «Царевна Лягушка»: -Зачин-» было три сына», описание сказочного государства. – Волшебные предметы: избушка Бабы-Яги, игла(смерть Кощея на конце волшебной иглы). – Сказочные слова и превращения: лягушка превращалась в Василису Премудрую, звери говорили человеческим голосом, яйцо превратилось в зайца, утку, иглу. -Троекратный повтор: три сына, три жены, три наказа царя. – Добро побеждает зло: Иван-царевич победил Кощея. – Концовка: жили долго и счастливо до глубокой старости.

Особенности сказки-в её главной мысли и чему она учит, не в каждой сказке есть мораль.

Как каждая русская народная сказка, «Царевна лягушка» учит доброте, Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят». В сказке есть и мораль, которая учит не спешить, а подумать, прежде, чем делать – «семь раз отмерь, один раз отрежь», поспешил Иван, сжёг лягушачью кожу и обрёк себя на испытания, а Василису на страдания в плену у Кощея. Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

Смысл сказки – не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное- внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по достоинству: рубашку от жены старшего сына-«в черной избе носить, «среднего-» только, в баню ходить», а от лягушки рубашка-«в праздник её надевать. «Хлеба двух старших жён,, царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой-«Вот это хлеб, только, в праздник его есть. «Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет.

3.  Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличает от невесток мудростью, за внешностью лягушки скрывалась красота, но важнее, что Василиса и мужу помогает, и сама всё делать умеет, за себя постоит и другим поможет

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Ивану-Царевичу помогали:

Дедушка, медведь, заяц, селезень и щука.

5.  Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

«- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила»

«ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала. «

«в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила»

» Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт. «

«Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит – стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно. «

«Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть. «

«Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. «

6.  Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Сказка содержит в себе традиционные элементы. ‘Гак, сказка начинается так: «В неком королевстве. . . ». Это зачин. Л завершается так: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Это называется концовка.

В притче встречаются повторы. Например, ква-ква, подумал-подумал, царство- государство, кости-огрызки, мамки-няньки. Есть и эпитеты: тугие луки, буйная голова, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди. Встречаются и гиперболы: махнула левым рукавом – сделалось озеро; железные сапоги и хлеба.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да, слова забыты

Синонимы:

  • огорчаться
  • переживать
  • сложное
  • говорить
  • удивляться
  • собраться

8.  Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Главные герои — Иван-царевич и Василиса Премудрая (Царевна-лягушка).

В названиях русских сказок можно заметить одну интересную закономерность. Большинство из них, особенно это касается волшебных сказок, сразу в названии указывают и главного героя и главного антигероя, с которым приходится иметь дело герою. В сказке «Царевна-лягушка» главными героями оказываются сама царевна- лягушка, она же Василиса Премудрая и Иван Царевич, который вынужден биться с Кощеем Бессмертным. Причем если в отдельных эпизодах на первое место в повествовании несомненно выходит образ царевны-лягушки, то в целом в сказке главный герой все-таки Иван Царевич.

И тем не менее, сказка не названа «Иван Царевич и Кощей Бессмертный», возможно потому, что эти образы стали уже привычными и не создают оригинальность сказки, а вот образ Царевны-лягушки почти уникален и сразу запоминается. И именно Царевна-лягушка вызывает наибольшие симпатии у читателя сказки.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией. Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе-Яге. Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

10. В электронном приложении найдите сказку «Чего на свете не бывает». Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»

  1. Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.

Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.

2)

3) Композиция

Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.

Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.

Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.

Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.

4)  Художественное время и пространство сказки – смешанное

Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.

Типы героев:

Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.

Иван-царевич- смелый, добрый

5) Язык сказки:

Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?

6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

logo

  • какие признаки волшебной сказки царевна лягушка

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      aracelyhayes778

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    3 минуты назад

    Реформы Швеции История помогите плиз

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Фотка снизу↓↓↓↓
    ////Очень надо это все решить///

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    3 минуты назад

    2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    8 минут назад

    Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    5 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Урок 3

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка

Планируемые результаты обучения:

личностные (Л):

  1. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  2. Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

предметные (П):

  1. Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской.

  2. Ученик научится отличать сказку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства;

  3. Осмысление содержания сказки, ее идеи и характеров героев; развитие навыков художественного пересказа.

метапредметные (М):

  1. Русский язык (смысловое чтение, владение навыками создания собственного текста; отделение основной информации от второстепенной).

  2. Для всех предметов. Формирование способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); последовательность действий, оценивание достигнутых результатов и адекватное формулирование их в устной речи; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Тип урока: /0iug Урок изучения нового материала Ход урока6mI99vhmhOSWmByrL2kCvyyIjGzLsC

Организация учебного пространства

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

  1. Формулирование темы урока, постановка цели

1.Какие виды народных сказок вы знаете?

2.Какие сказки вы знаете?

3. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что нам нужно узнать? (какие сказки бывают, как строятся, какие герои бывают, особенности волшебной сказки).

3. «Открытие» учащимися новых знаний

1. Работа со статьёй учебника «Русские сказки», с.8-9, часть 1 учебника.

2. Найти в учебнике и выписать определение сказки.

3. Угадай сказку (стр. 10-11).

4. Чтение сказки учителем.

5.Анализ содержания сказки. Беседа.

— Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— О чём эта сказка? Назовите её героев.

— Кто из героев вам более всего понравился и почему?

— Что вы знаете об этих героях?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж появился в конце XVIII – начале XIX в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Молодильные яблоки»).

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

— Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку? (Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в руках объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого).

— К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка»?

III. Закрепление изученного.

1.Композиция волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки

Экспозиция Причины, которые породили завязку. Сватовство, приказы царя.

Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу «Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно».

Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой.

Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Иван-царевич убивает Кащея.

Развязка Преодоление потери или недостачи. Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Премудрой

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (показываем эпизоды из прочитанной сказки).

5. Подведение итогов урока.

1. «Волшебные предметы».

Нарисуйте волшебные предметы из сказки «Лягушка-царевна».

Расскажите об их чудесных свойствах.С какими героями они связаны?

2.Постановка проблемного вопроса.

3. В чем «намек » или урок сказки «Царевна-лягушка»?

6. Рефлексия

Составление синквейна

Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает сказка, что она делает, чем является для человека.

Сказка

Народная, волшебная.

Учит, воспитывает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость

7. Домашнее задание.

Дочитать сказку, пересказ одного эпизода.

  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка рабочая тетрадь
  • Признаки волшебной сказки 3 класс сказка о царе салтане
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка ответы
  • Признаки волшебной сказки 3 класс перечислить морозко
  • Признаки сказки 2 класс литературное чтение перспектива