Признаки волшебной сказки 3 класс перечислить морозко


0

Что волшебного есть в сказке «Морозко»?

<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «Морозко»?</h2>

<h2>Признаки волшебной сказки «Морозко», какие?</h2>

1 ответ:



2



0

«Морозко» — это русская народная сказка. Чтобы ответить на вопрос почему сказка «Морозко волшебная, вспомним ее краткое содержание. Жил дед с новой женой и у них было две дочери, одна была родной мачехе, а другая приемной. Мачеха не любила приемную дочь и решила ее со свету сжить, сказав старику, чтобы он ее в лесу оставил. Старик отвез родную дочку и оставил ее под елкой. Она сидит на снегу и мерзнет. Тут пришел к ней Морозко и спросил: «Тепло ли тебе, девица» и она ответила, что тепло. Тогда Морозко стал морозить еще сильней, а девица оставалась вежливой. Это понравилось Морозко и он за это наградил девицу.

Тем временем мачеха сказала старику вернуться за костями падчерицы. А он вернулся с дочкой в золоте и серебре и с богатыми дарами. Тогда мачеха велела ему в лес увезти родную дочь и там ее оставить, так он и сделал. Когда пришел Морозко и начал дочку морозить она стала обзываться и ругаться. Тогда он ее вконец заморозил и старик привез дочку домой мертвой.

<hr />

Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»:

1) Зачин — начало сказки:

g9oLmPiHwY5pJaLgfWFzYTfLKAwAPpA.png

2) Волшебные существа. Волшебный персонаж в сказке — Морозко, говорящая собака.

lVqB090Wfibbvre8uwsCkDjO3bjGn3wF.png

3) Волшебные превращения двух девушек.

4) Концовка сказки: добро побеждает зло.

<hr />

Читайте также

Идеально было бы попасть в гости к такой женщине.

Там, как театр начинается с вешалки, уже ясно все с входной двери — ей не удивляют должного внимания.

Перешагнули порог и наблюдаем за чистотой в квартире. Коврик стирают или вытряхивают, есть ли отпечатки на дверях, холодильнике, микроволновке. Как следят за комнатными цветами, есть ли пыль на листьях и разводы возле горшка.

Можно сходить в туалет и оценить чистоту унитаза и плинтусов. Пока моем руки оглядываемся — состояние полотенца, моют ли саму мыльницу, ну и саму раковину и ванну.

И так во всех комнатах.

Бывает, конечно, отсутствие времени. Но у хорошей хозяйки оно может проявится в легкой пыли, которая оседает через пару дней после уборки, а вот пятна и следы многократного использование при отсутствии надлежащего ухода, как раз укажут на посредственное отношение к уборке.

О несовместимости полимерного материала с биологическими тканями говорят признаки отторжения. Если организм воспринимает имплант, как инородное тело, занозу к примеру, он начинает активно от него избавляться. Повышается количество антител, начинается воспалительный процесс, вырабатываются в большом количестве лейкоциты и лимфоциты, что показывает анализ крови. Организм реагирует повышением температуры, слабостью, головной болью, усилением потоотделения.

Отсутствие отторжения со стороны биологической среды. Если речь идет о полимерном имплантате, то иммунная система должна его принять. Если не вырабатываются антитела, или вырабатываются в количестве, корректируемом терапевтически, то можно говорить о биологической совместимости.

По отсутствию вен в локтевых сгибах. Там будут присутствовать мелкие белёсые рубцы-пятнышки после многочисленных в/в инъекций, мелкие втяжения кожи. Кожа в локтевом сгибе не будет такой подвижной из-за таких рубчиков, спаявших её с подлежащей тканью. При подозрении, можно поинтересоваться о серьёзной хронической болезни в прошлом, требующей интенсивного лечения, и услышать вразумительный ответ.

Бывает и так, что не отличишь. Сзади — пионерка, а спереди — пенсионерка.

Вид сзади: походка, климактерический горбик, осанка, дряблость кожи, отечность голеней и стоп, видна отечность в области голеностопных суставов (синовит). Все — таки возраст не скроешь,в большинстве своем.

Анализ сказки «Морозко»

  

Анализ сказки «Морозко»

 

Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

 
1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.

 
В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.

 
Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка — это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.

 
Положительный женский образ сказки «Морозко» — это главная героиня, падчерица — девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.

 
Положительный мужской образ в сказке — это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.

 
Отрицательные образы в сказке «Морозко» только женские — это мачеха и ее дочь — властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.

 
Единственным волшебным образом в сказке является Морозко — это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.

 
2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».

 
В развитии действия намечается завязка сказки: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

 
Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки — Морозко — испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

 
Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.

 
Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.

 
В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки.

 
3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.

 
В завязке сказки происходит первый монолог старухи:

 
— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

 
На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.

 
Далее в лесу разворачивается диалог девушки и Морозко:

 
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

 
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.

 
Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):

 
— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

 
В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:

 
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

 
— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

 
Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

 
«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» — это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

 
В сказке «Морозко» видно несколько сравнений:

 
— властная, завистливая и жадная мачеха — кроткий, мягкий и исполнительный старик;

 
— ленивая, глупая и злая дочь старухи — трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.

 
В сказке всегда два плана: внешний — сюжетный и метафорический — подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.

 
В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений. Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.

 
4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.

 
В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:

 
«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница».

 
«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется».

 
5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком. Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.

 
6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять — что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы — характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.

 
Сказка Морозко, как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.

Читать сказку «Морозко»
Читать другие русские народные сказки

 

  • 4 февраля 2021

Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.

Необходимым читательским умением является умение анализировать художественный текст исходя из принципа единства формы и содержания. Сложносоставное умение анализировать текст предполагает,  в частности, умение вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности.

Именно в таком виде анализа кроются возможности дальнейшего эстетического развития ребенка-читателя, а также огромный потенциал для развития логического мышления и всех его операций, включая операции сравнения, анализа, обобщения и т.д.

Сопоставительный анализ целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом.

Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть специфику литературной сказки.

Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:

  • сильнее выражена изобразительность
  • образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
  • ярко выражена авторская позиция
  • в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность

Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми. Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
  2. Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
  3. Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Ход работы на уроке

За несколько дней до проведения этого урока учитель дает задание учащимся прочитать народную сказку «Морозко». На самом уроке на партах учащихся лежат экземпляры этой сказки. Дети делятся впечатлениями о народной сказке.

После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает:

► Почему названия сказок  размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

«Лиса и тетерев»

«Теремок» 

«Сивка-бурка»

«Иван-царевич и серый волк»

«Хаврошечка» 

«Как мужик гусей делил»

«Каша из топора» 

Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки:

► Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

  • волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
  • волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
  • волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
  • волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).

После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.

► К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

► Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

► Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.

Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.

Постановка учебной задачи:

► Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

  • чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
  • сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
  • волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос:

►  Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

  • волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
  • героини – резко противопоставляются по характеру
  • финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

«Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича

Сказка «Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича

В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос:

►  Чем различаются эти сказки? Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

 1. Падчерица и родная дочь

 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери  (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

 2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее

 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

 3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

 4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

 5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

 6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

  1. Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
  2. Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
  3. Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
  4. Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
  5. Концовкой, гуманной и нравоучительной.

► А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.

Вопросы викторины:

  • «Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
  • «Почему вода в колодце и летом студеная?»
  • «Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
  • «Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки).

Автор: Е.В.Посашкова,
кандидат филологических наук

Перейти на сайт автора

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

С помощью вопросов сравни народную сказку «Морозко» и сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».
1) Кто главные героини сказки?
2) Есть или нет в сказках противопоставление героинь?
3) Почему девочки оказались у Мороза?
4) В какой сказке больше событий, испытаний?
5) В какой сказке есть волшебные предметы?
6) У какой сказки более добрый конец?
7) За что получила награду первая девочка?
8) За что была наказана вторая девочка?
9) Какой вывод можно сделать, прочитав каждую сказку?

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь №1 Тихомирова. ПРОВЕРЬ СЕБЯ (стр.72-76). Номер №5

Решение

1) Главные героини: в сказке «Морозко» − дочь старика Настенька, в сказке «Мороз Иванович» − Рукодельница и Ленивица.
2) Противопоставления: в сказке «Морозко» −добрая падчерица и злая дочь старухи; завистливая, коварная мачеха и справедливый великодушный Морозко, в сказке «Мороз Иванович» − имена и действия героинь, их поступки.
3) В сказке «Морозко» девочку отвозит в ле отец по велению мачехи, в сказке «Мороз Иванович» девочка спускается в колодец.
4) Испытаний больше в сказке «Мороз Иванович» − труд у Мороза Ивановича.
5) В сказке «морозко» − волшебная говорящая собака, волшебник Мороз, в сказке «Мороз Иванович» − волшебный колодец, говорящий пирожок, золотые яблочки. перина Мороза Ивановича.
6) В финале сказки «Мороз Иванович» Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке сказки «Морозко» дочь мачехи погибает, замёрзнув в лесу.
7) Награду получила девочка: в сказке «Морозко» − за доброту и кроткий характер получила падчерица от Морозко в награду меха да драгоценности; в сказке «Мороз Иванович» − за её трудолюбие наградил деньгами и бриллиантом.
8) В сказке «Морозко» наказывае девочку за ответы ее грубые и непочтительные. В сказке «Мороз Иванович» Ленивицу за её лень » наградил » серебром и брильянтом, которые растаяли, когда девочка вернулась домой.
9) Прочитав каждую сказку, можно сделать вывод: Люди уважают тех, кто хорошо трудится и хорошо к ним относится, они их чтут. А тех, кто ленится, не любит никто.
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» похож сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей.
Сказки, обработанные писателями, открыли мне новое то, что залогом победы слабых над сильными является не вол­шебство или чье−то заступничество, не хитрость или удача, а из­менение привычной внутренней позиции.

Русская народная сказка «Морозко»

Жанр волшебная сказка

Главные герои сказки «Морозко» и их характеристика

  1. Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
  2. Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
  3. Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
  4. Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
  5. Мачеха, злая, коварная, жестокая.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Дед и мачеха
  2. Падчерицу везут в лес
  3. Морозко
  4. Вежливость Падчерицы
  5. Богатые дары
  6. Пророчество собаки
  7. Мачехину дочь везут в лес
  8. Грубость девицы
  9. Возвращение замерзшей девицы

Кратчайшее содержание сказки «Морозко» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
  2. Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
  3. Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
  4. Возвращение падчерицы с богатыми дарами
  5. Мачеха отправляет в лес свою дочь
  6. Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.

Главная мысль сказки «Морозко»
Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.

Чему учит сказка «Морозко»
Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.

Отзыв на сказку «Морозко»
Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.

Пословицы к сказке «Морозко»
Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
Схватилась мать о падчерице, когда лед прошел

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Морозко»
Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали.
Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить.
Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет.
Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает «Тепло ли тебе, девица».
А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил.
А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы.
Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут  старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами.
Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил.
Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.

Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»

  1. Волшебное существо — Морозко.

Сказка «Морозко» — одно из самых известных произведений русского фольклора для детей. Как и другие истории подобного жанра, она имеет поучительный характер. Рассмотрим мораль сказки подробнее.

Особенности «Морозко» как волшебной сказки

Сюжет сказки начинается с традиционной для фольклора истории о дочери и падчерице. Первая, как обычно, наделяется негативными качествами: она ленива, завистлива, груба и хочет целыми днями только спать и наряжаться. Падчерица же является абсолютно противоположным образом. Она скромна, послушна, трудолюбива. Неудивительно, что мачеха не любит девушку и решает от нее избавиться.

Далее сюжет развивается по стандартному для волшебной сказки плану:

  1. Падчерица в лесу встречает волшебника (в нашем случае это Морозко).
  2. Волшебник испытывает ее. 
  3. Падчерица выдерживает испытание и получает награду.
  4. Дочку отправляют в лес, и она тоже встречается с волшебником.
  5. Волшебник испытывает ее.
  6. Дочка не выдерживает испытания и погибает.

В этой сказке в роли волшебной силы выступает Морозко. Он является достаточно древним персонажем устного народного творчества и олицетворяет силы зимы. По сюжету произведения герой испытывает девушек холодом. Их поведение можно расценивать как отношение к силам природы, ведь наши предки всегда опасались мороза, который зимой мог причинить немало проблем. Есть в образе Млрозко и нечто от новогоднего Деда Мороза, например, он способен щедро одарить того, кто ведет себя правильно и оставить ни с чем грубого лентяя.

Чему учит сказка «Морозко»

Прочитав данное произведение, читатель может прийти к следующим выводам:

  1. Нужно быть уважительным по отношению к другим, и за это ты будешь вознагражден.
  2. Одно из лучших качеств человека — это терпение.
  3. Плохие поступки в итоге всегда наказываются.

Все эти выводы — типичные уроки для детей, которые они должны извлечь после знакомства со сказкой. Терпеливость и послушание падчерицы при этом противопоставляются грубости и изнеженности старухиной дочери, поэтому ребята сразу могут выбрать себе пример для подражания.

  • Признаки сказки 2 класс литературное чтение перспектива
  • Признаки волшебной сказки 3 класс белая уточка
  • Признаки волшебной народной сказки
  • Признаки бытовой сказки каша из топора
  • Признаки бытовой сказки 5 класс