Признаки волшебной сказки 5 класс литература

Какие особенности волшебных сказок?

На чтение 3 мин Обновлено 22 февраля, 2022

Какие особенности и признаки народной волшебной сказки? Какие отличительные черты можно выделить для характеристики волшебных сказок? Эти вопросы рассмотрим ниже.

Содержание

  1. Особенности волшебных сказок: 5 класс
  2. Отличительные особенности волшебной сказки
  3. Основные признаки волшебной сказки

Особенности волшебных сказок: 5 класс

Волшебные сказки — это те сказки, который рассказывают о нереальных, фантастических персонажах и событиях.  Здесь главные персонажи борются на смерть, побеждая врагов, и спасают друзей, любимых от нечистой силы. Волшебные сказки переполнены яркими переживаниями и сюжетами.

Примеры волшебных сказок: «Волшебное кольцо», «Царевна-лягушка», «Три царства», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Марья Моревна», «Кащей Бессмертный», «Сивка-Бурка», «Морской царь и Василиса Премудрая».

Отличительные особенности волшебной сказки

  • события происходят в вымышленом месте (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
  • герои могут оживать, изменять внешний вид (лягушка – в царевну, братец Иванушка – в козлёнка).
  • волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы) и и помощники (Конёк-Горбунок, Жар-птица).
  • троекратные повторы в композиции (три загадки, задания, испытания)
  • борьба героев с чудовищами ( Змей Горыныч, баба-Яга, Кощей)
  • заслуженная награда за испытания и трудности (женитьба с царевной, сокровища).

особенности сказок

Основные признаки волшебной сказки

  • Сюжет строится на соединении фантастики и реальности.

Первые строки сказки переносят читателя в вымышленное государство, острова или царство, неведанные леса и дали.

  • Разные типы героев волшебной сказки.

Волшебная сказка делит персонажей на несколько типов:

  • Гонимые» герои сказок: осиротевшие дети, осиротевший юноша, падчерица, младший брат. При помощи волшебных сил они находят и устанавливают в жизни справедливость.
  • Эпический герой. Социальное положение не имеет никакого значения: им может быть обычный крестьянин и царевич. Они находятся в поиске невесты или волшебного дара. Способны совершать героические подвиги.
  • «Низкий» герой или ленивый герой. Однако в любых перипетиях они одерживают верх. Персонаж довольно пассивен и мало что решает. За него все делает его помощник или волшебное желание. Если это женский персонаж, то она представляет собой верную возлюбленную, которая ради своего суженного готова стоптать железные башмаки, изломать чугунные посохи и изголодать.
  • Мудрая дева. Владеет силами природы или волшебными умениями. Она очень умна и ее часто похищают злодеи.
  • Сказочная невеста. Это противоречивый персонаж, который и уступчивый и коварный. Ее добивается главный герой и чтобы ее найти проходит длинный путь.
  • Отрицательные персонажи. Это злодеи, которые строят преграды на пути главных героев, похищают главных героинь.

Главные герои могут менять облик, оживать, перевоплощаться, выходить невредимым з испытаний.

  • Волшебные помощники в сказках

Волшебные предметы в сказках помогают героям справиться с испытаниями. Это и скатерть-самобранка, частый гребень, ковёр-самолёт, гусли-самогуды, меч-кладенец, сапоги-скороходы, самоходная печь. Добрым персонажам придет на помощь волшебный помощник в виде животного, чаще говорящего: Жар-птица, Сивка-Бурка, Ясный сокол, Конек-Горбунок, ворон, Серый волк. Также природа помогает молодильными яблоками, молочными реками, живой и мертвой водой, подземными царствами.

  • Коварные враги

Грозные чудища и коварные персонажи – это неотъемлемые элементы волшебной сказки. К ним относятся Змей Горыныч, баба Яга, Кощей Бессмертный. Их сила может быть спрятана в волшебных предметах, найти которые – задача главного героя.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие художественные особенности волшебных сказок.

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: «Особенности волшебной сказки»

Цели:

Выявления художественных особенностей волшебной

сказки.

Формирование умения выделять главное в прослушанном

тексте, составлять комментарии по ходу сообщения

учителя (схемы); развитие творческих способностей

учащихся.

Формирование нравственноэстетических представлений

учащихся.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (ответы на вопросы 13

учебника)

2. Статья учебника «для вас, любознательные!»

Беседа

кто такой сказитель?

как сказителям удавалось запоминать большое количество

сказок?

Выявление художественных особенностей волшебной сказки

( работа с экраном)

Слушаем учителя, составляем схемы (проверка на экране)

Персонажи сказок делятся на « положительных» и

«отрицательных»

Герой

Положительные отрицательные

( Иванцаревич) (Ивандурак)

Сила всё делает помощник, герой

только выполняет

вознаграждение героя (женится на царской дочери + полцарства,

становится царём).

Героиня

Положительная

Мудрая + владеет волшебными умениями + связь с силами

природы. (Превосходит по уму своего избранника).

Дарители (помощники)

Баба Яга животные

Вредители

Баба Яга Змей Горыныч Кащей Бессмертный

Волшебные помощники

Орёл Конь Волшебные предметы

Цель

Помочь герою достичь цели

Художественный мир сказок

Наш иной

Неопределённое Поступки героев

Пространство необъясняются

(всё в общих чертах:

дремучий лес, синее море

и т.д .)

Результаты поступков Троекратное повторение

известны заранее эпизодов

Композиция волшебной сказки

1. Экспозиция (герои живут счастливо, но

какоето событие всё меняет)

2. Завязка (герой пускается в путь, предстоит

решить трудные задачи)

3. Развитие действия (противодействие беде,

3 испытания)

4. Кульминация (основное испытание героя)

5. Развязка (свадьба, царствование)

Язык сказок

Присказка Заклинание

Концовка Мостик от

эпизода к

эпизоду

Домашнее задание: сочинить свою сказку

Урок № 3

Особенности волшебной сказки.

Подготовка к сочинению.

Цели:

  1. Выявление художественных особенностей волшебных сказок.

  2. Формирование умений выделять главное в предложенном тексте, развитие творческих способностей учащихся.

  3. Формирование нравственно – эстетических представлений учащихся через произведения УНТ.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

—Вопросы на повторение: 1) что такое сказка?

2) Каковы особенности этого жанра?

3) В чём главное отличие волшебной сказки от бытовой и сказки о животных

2. В тетради записывается тема урока «Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.»

—постановка целей урока – какие ключевые слова можно выделить в теме урока?

—что мы уже знаем о волшебной сказке?

— что нам надо узнать на уроке?

—зачем нам это надо узнать? Смотрите вторую часть темы урока. (нам это надо знать, чтобы написать сочинение, собрать к нему рабочие материалы)

Учитель: это будет необычное сочинение, вам надо сочинить сказку, записать в тетрадь и рассказать её в классе)

Одним из пунктов домашнего задания было прочитать волшебную сказку, принести текст на урок. У всех сказки на столе. Мы сейчас бу дем заниматься исследовательской работой: что нам для этого потребуется, давайте проверим: 1 – тексты сказок, 2 – тетради, карточки – подсказки, карандаш, линейка. Давайте определим вашу роль на уроке и мою роль. Вы будете маленькими учёными, а я ваш научный руководитель, поэтому, если у вас возникнут затруднения, вы можете обратиься ко мне за помощью, подняв руку.

И ещё работать над первой часть урока мы будем в парах. Давайте прочитаем ещё раз первую часть урока.

давайте запишем первый закон волшебной сказки – роли в сказке строго распределены, за каждым героем сказки закреплена определённая функция.

Выявить эту особенность нам поможет таблица. Разделите лист на две половинки, выберите героев своей сказки и заполнте таблицу. В этом вам поможет карточка – подсказка «Распределение ролей в волшебной сказке»

Проверка – отчёт групп о проделанной работе.

записываем второй закон – композиция волшебной сказки имеет определённые закономерности. Что такое композиция? Для исследования этого вопроса нам понадобится карточка подсказка № 1.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вывод: композиция подчинена определённой строгой последовательности .

— сказки сказываются особым языком. Сказке присущи особые сказочные формулы . В исследовании этого вопроса воспользуемся учебником : стр. 35 – 36 читем и обращаемся к своим сказкам , а результаты записываем в тетрадь .

Проверка – отчёт групп. Вывод.

— лексическая работа

*соедините каждое из приведённых слов с подходящим определением:

—подведение итогов уроков: —каковы же особенности волшебной сказки?

— продолжите фразы: роли в волшебной сказке…, волшебные сказки сказываются…, композиция волшебной сказки имеет … .

А теперь оценим работу каждого на уроке ——как мы сегодня работали на уроке? А как вы оцените работу друг друга в паре? Какую оценку вы поставите друг другу? Я на протяжении всего урока наблюдала за вами , совпадёт ли она с моей.

Давайте вспомним вторую часть темы, из которой вытекает дом. Задание- сочинить сказку, записать её и рассказать в классе.

Видио о сказочнице.

Терем, дворец, стол, скатерть, двор, палаты, звери, птицы, сокол, волк, лебедь, конь, солнце, свет, ветер,мороз, поле, лес, море, болото.

Белокаменный, дубовый, высокий, широкий, расписные, самобранная,серый, рыскучие, ясный, белый, поднебесные, добрый, белый, буйный, трескучий, красное, синее, чистое, топкое, дремучий.

  • Вместо точек вставьте сравнения:

Конь летит, как …

Царевич растёт быстро, словно …

Поднял царевич меч, словно …

Лицо белое, как …

Щёки румяные, как …

Глаза голубые, как …

Подсказка: тесто на опаре, снег, небо, заря алая, ветер, птица, пушинка.

  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сказка о царе салтане
  • Признаки волшебной сказки 4 класс о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сивка бурка
  • Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка
  • Признаки сказки 3 класс литературное чтение сестрица аленушка и братец иванушка рабочая тетрадь