Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
- Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” |
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
Волк в коня и Е.П. |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, |
Серый волк |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода. |
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
Третий младший сын царский. |
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья.
Три Три испытания…
Трубы затрубили три раза… |
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания |
Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
Поединок | Есть | Нет |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
- Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
-
особенности волшебной сказки Иван -царевич и серый волк
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
julianduffy528
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
История3 минуты назад
Реформы Швеции История помогите плиз
-
Алгебра3 минуты назад
Фотка снизу↓↓↓↓
////Очень надо это все решить/// -
Математика3 минуты назад
помогите пожалуйста выполнить задание срочно
-
Қазақ тiлi3 минуты назад
2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО
-
Другие предметы8 минут назад
Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика5 часов назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы5 часов назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Страница 19 из 52
Страница 62. Иван-царевич и серый волк. Русская сказка
Вопросы и задания
1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад царя Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?
Сад можно назвать волшебным, потому что в нем растет яблоня с золотыми яблоками, каких в реальной жизни не бывает. Но вдруг кто-то стал воровать золотые яблоки. Это оказалась Жир-птица.
2. Какой вы себе представляете Жар-птицу? Опишите её.
Я представляю себе большую оранжевую птицу с хохолком и длинным красивым хвостом, а от перьев ее идет яркий свет.
3. Кто помогал Ивану-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?
Ивану-царевичу помогал серый волк. Это волшебное существо, потому что умеет говорить и передвигается сказочно быстро: «синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает».
4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?
Царь Афрон, царь Кусман, царь Далмат. Иван нарушил запреты волка: тронул клетку Жар-птицы, взял уздечку коня.
5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?
Три раза караулили сад, три вещи нужно добыть Ивану. Троекратные повторы — это признаки сказки.
6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите в тетрадь начало сказки, концовку и троекратные повторы.
Начало: «Жил был царь Берендей…»
Конец: «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной…»
Троекратные повторы:
Попытки сыновей царя Берендея выследить вора. Три раза Ивану с волком приходится самим похищать добро.
7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца. Найдите эти эпизоды в тексте.
«Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.»
«На другую ночь пошёл средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника»
«Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.»
8. Охарактеризуйте сыновей по их словам и подумайте над их поступками.
Старший и средний сын безответственные и ленивые. Они заснули на посту, а батюшке наврали, что никого не видели. К тому же они злые и коварные, потому что убили брата и отобрали у него добытое. А Иван — честный и ответственный. У него слово не расходится с делом.