Признаки волшебной сказки по щучьему велению

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Почему сказка «По щучьему велению» волшебная?

Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «По щучьему велению»?

Признаки волшебной сказки «По щучьему велению», какие?

Что волшебного есть в сказке «По щучьему велению»?

Какие приметы волшебной сказки есть в сказке «По щучьему велению»?

1 ответ:



0



0

Потому что в этой русской сказке Емеля ездить на печи, сани едут домой сами без лошадей, дрова по велению Емели сами по себе образовались, а он даже не взмахнул топором, щуку он поймал голыми руками. А она исполнял все желания лентяя Емели, который ещё и на дочке царской женился. Волшебство! Сказка!

Читайте также

Жил да был один простофиля Емеля,сидел он на печи целыми днями.

Однажды пошел он рыбу ловить,и поймал щуку.

А щука стала стала выполнять все его желания.

И все в его жизни изменилось.

Хочет-на печке едет,хочет-ведра с водой сами домой бегут.

В конце сказки он преуспел и женился на царской дочке.

В мультфильме (кажется, называется он «По щучьему велению») Марья-царевна отвергла заморского принца, которого царь прочил ей в мужья. Колдовство волшебной щуки оказалось сильнее того, что Марья была из царского рода, а Емеля — из крестьянского)

Абсолютно отрицательный с точки зрения немца и абсолютно положительный с точки зрения практикующего дзен.

А также- мечта любого русского — на печь и с царской дочкой по жизни.

Если серьезно- то этот персонаж вызывает зубную боль — ему в сказке хорошо, а нам, читателям, — не очень !

Определим признаки сказки в «Повести о Петре и Февронии»:

  1. Волшебные существа — змей, дьявол
  2. Волшебные предметы — Агриков меч
  3. Волшебные превращение и чудеса — крошки превратились в ладан, ветки в деревья
  4. Загадки, которые надо решить герою
  5. Испытание, которое дано герою
  6. Победа добра
  7. Сказочные эпитеты

<hr />

Определим признаки жития в «Повести о Петре и Февронии»:

  1. Благочестивая жизнь героев
  2. Чудеса совершаемые именем Господа
  3. Следование заповедям Божьим
  4. Уход в монастырь, принятие монашества
  5. Преобладание духа над желаниями
  6. Посмертные чудеса

<hr />

Определим признаки повести в «Повести о Петре и Февронии»:

  1. Точно указанное место действия — Муром, рязанские леса, деревня Ласково
  2. Реальные исторические персонажи
  3. Описание сцены боярского бунта, смуты
  4. Достоверность многих событий.

<hr />

Теперь заполним таблицу «Признаки жития, сказки и повести»:

"Признаки жития, сказки и повести" в "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Главный герой русской народной сказки «По щучьему веленью» Емеля совсем не хотел ничего делать. Но поймал волшебную щуку и жизнь его сказочно переменилась. Теперь все, что он пожелает исполнялось. Так и стал Емеля супругом царской дочери Марьи-красавицы и зажил в свое полное удовольствие.

Составим вопросы с ответами к сказке «По щучьему веленью»:

  1. В какое время года происходили события сказки? — Зимой
  2. Где поймал Емеля щуку? — В проруби
  3. Каким было первое желание Емели? — Чтобы ведра шли сами
  4. На чем поехал Емеля в лес? — На санях без лошадей.
  5. Почему на него обиделись горожане? — Он многих подавил.
  6. Что сделал офицер, посланный за Емелей? — Ударил его.
  7. Что сделал вельможа, посланный за Емелей? — Накупил чернослива, изюма и пряников.
  8. Что сделал Емеля во дворце? — Влюбил в себя Марью
  9. Что сделал царь, узнав о любви своей дочери? — Посадил ее и Емелю в бочку
  10. Что пожелала Марья на острове? — Дом и красавца Емелю

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «По щучьему веленью» и их характеристика

  1. Емеля, лентяй и лодырь, которому повезло поймать щуку и с тех пор ему вообще ничего самому делать не пришлось.
  2. Царь, не очень умный, не понял сразу, как Емелю использовать, и что такой зять точно в хозяйстве пригодится.
  3. Марья-царевна, влюбилась в Емелю по щучьему веленью, но видимо понимала, что тот не красавец. Девушка здравомыслящая и практичная.
  4. Щука, волшебное существо.

План пересказа сказки «По щучьему веленью»

  1. Емеля-дурачок
  2. Прорубь и щука
  3. Ведра идут сами
  4. Дрова рубятся сами
  5. Сани едут сами
  6. Город и дубинка
  7. Офицер
  8. Вельможа и красный кафтан
  9. Влюбленная царевна
  10. Бочка в море
  11. Дворец на берегу
  12. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «По щучьему веленью» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил ленивый Емеля, который пошел за водой на прорубь и поймал щуку, которая обещала все его желания выполнять
  2. Нарубил Емеля дров, поехал в санях в лес, подавил народ в городе, но дубинкой отбился
  3. Узнал про Емелю царь к себе потребовал, но Емеля офицера побил, а за вельможей на печи приехал.
  4. Удивлялся царь Емеле, а тот увидел в окне царевну и приказал, чтобы она в него влюбилась.
  5. Царевна влюбилась, царь осерчал, поймали Емелю, вместе с царевной в бочку посадили и в море выпустили.
  6. Вышел Емеля с Марьей на берег, дворец построили, Емеля красавцем стал, так что царь упрашивал его на Марье-царевне жениться.

Главная мысль сказки «По щучьему веленью»
Иногда ничего самому делать не нужно, все само сложится наилучшим образом.

Чему учит сказка «По щучьему веленью»
Можно сказать, что сказка эта учит ничего не делать и ждать, когда все само получится. Но это не совсем так. Эта сказка учит практической сметке, которую проявила царевна, да и сам Емеля когда возвращался через город, предполагал, что его будут бить и позаботился о дубинке.

Отзыв на сказку «По щучьему веленью»
Это скорее веселая сказка, почти небылица, в которой главный герой — лодырь и лентяй. Однако он отпустил щуку и та стала ему помогать. А в результате Емеля стал царевичем, женившись на Марье-царевне. Читать эту сказку интересно, сюжет динамичный. со множеством смешных моментов.

Пословицы к сказке «По щучьему веленью»
Ему лень лениться. а не только шевелиться.
Одна удача идет, другую ведет.
Случай надо ловить за волосы — ускользнет, не поймаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «По щучьему веленью»
Было у старика и старухи три сына. Старшие сыновья работящие, а младший Емеля все на печи лежал, да ничего не делал.
Вот поехали старшие сыновья на базар, а невестки просят Емелю за водой сходить. А Емеле неохота. Тогда посулили невестки подарков из города привезти. Пошел Емеля на прорубь за водой. Воды ведрами зачерпнул, да видит в воде щука плавает. Изловчился Емеля, ухватил щуку, на уху пустить хочет.
А щука человеческим голосом обещает Емеле все желания исполнить. Надо лишь слова заветные сказать «По щучьему веленью, по моему хотенью».
Пожелал Емеля, чтобы ведра сами в дом пошли, ведра и отправились. Народ удивляется. Отпустил Емеля щуку, домой вернулся, на печи лежит.
Попросили невестки дров нарубить. Сказал Емеля слова заветные, топор сам дрова нарубил, а те в поленья уложились. Сказали невестки в лес за дровами ехать, Емеля вышел сел в сани, а все смеются — дурак, мол, без коня ехать хочет.
А Емеля сказал свои слова и сани сами в лес поехали. Да через город, народу много подавили, все Емелю ругали.
Приехали сани в лес, Емеля опять слова сказал, топор дров нарубил, да дубинку большую вырубил.

Обратно через город едет Емеля, вытащили его, бить хотели. А Емеля свои слова сказал, и дубинка всем бока наломала.
Узнал о том царь, офицера послал. офицер приказывает Емеле ко дворцу явиться, а Емеле неохота. Офицер Емелю ударил, а тот слова сказал и дубинка офицера отделала.
Удивился царь. Вельможу послал. Тот Емелю черносливом, изюмом угощает, кафтан красный обещает, согласился Емеля к царю идти.
Приказал печке, та его к царю и увезла. Удивляется царь этому чуду, а Емеля Марью-царевну увидал и приказал, чтобы она в него влюбилась. А сам домой уехал.
Плачет Марья-царевна, Емелю любит. Осерчал царь, послал вельможу. Тот Емелю подпоил, связал и к царю доставил. Царь Емелю и Марью-царевну в бочку приказал посадить, засмолил и в море выпустил.
Узнал Емеля, что он в бочке с царевной сидит. Приказал бочке на берег выплыть. Вышли Емеля и Марья на берег. Стала Марья просить дворец построить. Построил Емеля дворец. Попросила Марья, чтобы Емеля красавцем стал — стал Емеля красавцем.
Тут царь узнал про дворец и рассердился, что тот на его земле построили. Пришел в гости, спрашивает, кто такие.
А Емеля и говорит: «Помнишь Емелю-дурачка. Так вот я это и захочу все царство твое разорю.»
Испугался царь, попросил Емелю на Марье-царевне жениться. Поженились молодые и стали жить счастливо.

Признаки волшебной сказки в сказке «По щучьему веленью»

  1. Волшебный помощник — Щука, исполняющая желания.

Признаки сказки. Зачин; Волшебные предметы; Сказочные слова и выражения; Троекратный повтор; Борьба добра и зла; Добро побеждает зло; Концовка.

Слайд 22 из презентации «Гуси-лебеди».
Размер архива с презентацией 680 КБ.

Русские народные сказки

краткое содержание других презентаций

«По щучьему велению» — Ссылки на материал. Составление иллюстрации к русской народной сказке. Вспомни продолжение сказки. Цели урока. Печь. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. Учись рисовать ведро. По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. Учимся рисовать щуку. По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю. По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой.

«Особенности русских народных сказок» — Изобразительно-выразительные средства. Сказочные формулы. Задания. Особенности сказок о животных. Отгадайте название сказки. Герои сказок о животных. Виды сказок. Русские народные сказки. Ответьте на вопросы. Особенности бытовых сказок. Герои волшебных сказок. Гипербола. Антитеза. Сказка. Основополагающий элемент народного творчества. Эти предметы помогали герою в трудных ситуациях. Герои бытовых сказок.

«В мире русских народных сказок» — Сказка. Буквы. Расскажите сюжет. Кто помог герою. Иллюстрации. Последовательность эпизодов. Шифр. Прекрасный мир народных сказок. Старая змеиха. Сказки. Крестьянский сын. Перескажите эпизоды.

«Теремок» — Стоял терем тот на участке рая. Мышка-норушка. Зайчик- побегайчик, от пожара убегайчик. Звери. Кончилось счастье — кислотным дождем полило. В поле широком пшеничном мышь полевая жила. Рыбка, рыбка, помоги, золотая. Рыбка золотая. Заяц кричит. Теремок. Серый воробей. Мышь полевая вскочила, дверь поскорее открыла. Пусть сияют как всегда солнце, воздух и вода. Экологическая сказка для младших школьников.

«Русские народные сказки для детей» — Что такое сказка. Сказки о животных. Волшебные сказки, или фантастические. Сказки бывают разные. Как стать сказочником. Бытовые сказки. Иван-Царевич. Русские народные сказки. Многие книги появлялись и исчезали. Сказка.

«Сказка «Заюшкина избушка»» — Повстречал зайчик петушка. Собака. Дидактическая игра. Лиса. Золотой гребешок. Медведь. Попросилась лиса к зайцу погреться. Идет зайка по дорожке. Заюшкина избушка. Пришла весна. Зайка. Избушка лубяная. Весна. Захотела лиса подружиться с зайкой. Русская народная сказка. Где прячется зайка.

Всего в разделе
«Русские народные сказки»

11 презентаций

Откуда пошла сказка

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского. 

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное. 

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина. 

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости. 

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном.  Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.  

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой. 

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду. 

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста».  Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.   

Прочтений: 2 452

Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.

Оглавление:

  • Общие сведения
  • Жанры сказочных историй
  • Отличительные признаки

Отличительные признаки сказок для детей 2 класса

Общие сведения

В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.

Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:

Сказка «Курочка Ряба»

  1. Фольклорной (народной). Это устное произведение, которое рассказывали друг другу, в процессе нередко меняя детали. Часто такие сказки основываются на религиозных мифах и легендах. Автор отсутствует — сказочную историю сочинял народ. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Литературной (авторской). Это произведение, написанное конкретным человеком. Его главным отличием является отсутствие устной формы или вариантов, подражание фольклорной сказке. Примеры: «Дюймовочка» Андерсена, «Конек-Горбунок» Ершова, «Двенадцать месяцев» Маршака, сказки Пушкина.

Неизвестно, когда точно возникла первая сказка, и что это было за произведение. Многие фольклорные истории «вышли» из древних религиозных мифов после Крещения Руси. Например, дедушка Мороз явно когда-то был одноименным временем года. В виде старика с длинной бородой и в шубе крестьяне представляли себе суровые трескучие холода, которые могут убить посевы и принести голод.

На основе фольклорных сказок значительно позднее появились литературные. Их придумывали отдельные люди, подделывая народный стиль.

Жанры сказочных историй

Сказки делятся на несколько видов в зависимости от сюжета, героев и описываемых ситуаций. При этом точной классификации нет: специалисты делят произведения по-разному. В основном выделяют следующие жанры:

Сказка «Кот и лиса»

  1. О животных, растениях, предметах: главными героями являются не люди, а домашние и дикие звери (часто встречается лиса), деревья, цветы, рыбы, природные явления, неодушевленные предметы и т. д. При этом человек также может присутствовать в сюжете, но будет либо равен животному, либо второстепенен. Примеры: «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк».
  2. Волшебные: в них речь идет о чудесных путешествиях и событиях, которые произошли с простым человеком, об изначально необычных героях (например, о царевне-лягушке), о преодолении препятствий при помощи чуда или волшебных помощников. Волшебные сказки отличаются сложной композицией: они имеют завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку. Примеры: «По щучьему веленью», «Иван-царевич и Серый волк», «Золушка», «Аленький цветочек».
  3. Бытовые: речь идет о простых людях, которые попали в сложную ситуацию, но справились с ней благодаря смекалке. Основная задача таких сюжетов — рассмешить слушателя, показать ему, что плохие, жадные или глупые люди обречены на поражение. Главным героем является честный, удачливый, бескорыстный человек, обладающий долей хитрости. Ему противостоят купец, поп, барин, царь. Также героем может стать глупый человек, который поплатился за свою глупость. Примеры: «Каша из топора», «Глупый мужик», «Горшок».

Сказки вовсе не обязательно должны принадлежать одному жанру. Например, «Курочка Ряба» и «Колобок» — животно-бытовые, «Морозко» — волшебно-бытовая.

Отличительные признаки

В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:

Сказка о «Золушке»

Герои сказок: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный

  1. Вымысел и увлекательный сюжет — это обязательные элементы любой сказки, без которых слушать ее было бы неинтересно. Место, время, действие и даже многие герои никогда не существовали в жизни, большая часть и вовсе обезличена: «жили-были», «в некотором царстве, в тридесятом государстве», «дочь царя», «крестьянский сын Иван».
  2. Герои обязательно путешествуют: спасают царских дочек или деревню, ищут невест. Даже если действие происходит в одном месте, путешествие все равно присутствует. Например, в «Аленьком цветочке» купец уезжает торговать, в «Золушке» падчерица едет на бал, в «Белоснежке» принцесса убегает в лес.
  3. Во многих историях присутствует элемент неожиданности, связанный с героем. Так, Иван-дурак оказывается умным, Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, внезапно встает с нее и получает большую силу, Иван-царевич становится мужем прекрасной и умной царевны, а не лягушки. Если кажется, что герой не справится или ему не повезло, сказка опровергает это.
  4. В ней присутствуют добрые и злые персонажи, причем разделение главных героев довольно четкое — либо хороший, либо плохой. Сперва злодеи оказываются сильнее, но главный герой все же побеждает их, узнав об их слабом месте, заручившись поддержкой или обнаружив в себе скрытую силу. Второстепенные же персонажи могут меняться: например, баба-яга обычно съедает гостей, но помогает Ивану-царевичу.
  5. Добро всегда побеждает зло, конец обязательно счастливый. Истории призваны доказать, что мир справедлив, поэтому хороших людей ждет награда.
  6. Они несут определенные уроки и морально-этические ценности: нужно быть добрым и щедрым, помогать всем людям, не бояться — тогда в конце ждет награда. Отражались в сказочных историях и народные мечты: честный бедняк становится богатым, жадный богач теряет нажитое нечестным трудом, добрый молодец получает славу и невесту, злодей наказан.
  7. Обязательно присутствуют волшебные предметы или сказочные существа: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый волк, молодильные яблоки, лягушачья кожа, живая вода.
  8. В русских народных сказках часто встречается число «3»: три сестры или брата, три головы у Змея, три испытания, три глотка живой или мертвой воды и т. д. Это связано со значением числа в православии — Троицей.

Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.

Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.

Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.

Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Урок 13. Дата проведения 04. 12. 2020г.

Тема: Русская народная сказка «По щучьему веленью».

Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой «По-щучьему веленью»; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты урока:

Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.

Предметные: обучающиеся научатся: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев, пересказывать текст подробно, выборочно; будут уметь: составлять устно текст-описание героя.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: карточки с текстом, мультфильмы https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo

Ход урока

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Мы услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Мы друг к другу повернёмся,

Дружно, мило улыбнёмся,

Ведь урок сейчас начнётся!

-Успехов вам сегодня, ребята!

Речевая разминка

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

— С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? («Белая уточка»)

— Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.

  • в сказке есть зачин

  • сказочные герои (ведьма)

  • есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)

  • троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)

  • есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать)

2) Постановка цели и задач урока.

— Отгадайте загадку.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется …

По щучьему велению.

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой — «По щучьему веленью».

-Сформулируйте тему и задачи урока.

3) Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр мультфильмов

https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo

Чтение сказки учителем.

— » По щучьему веленью», удивительная сказка. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. » Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : «По щучьему веленью, по моему хотенью», —  я все твои желания исполню». Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами, дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание  — превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!

4) Первичная проверка понимания.

А теперь выполним задание, под названием «Найди в тексте».

-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:

1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?

2) Как Емеля поймал щуку?

3)Первые слова щуки Емеле?

4)Желания Емели.

5)Слезы Марии о Емели.

6)Емеля и Марья в бочке.

7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.

8)Царь у молодца Емели.

9)Чем кончается сказка?

5) Первичное закрепление.

-Сказка — ложь, да в ней намек.

Какой же смысл сказки?

Ложь этой сказки такова:

Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Знать не хотел только то, что важно для братьев и невесток, (зачем оно ему надо), но Емеля хорошо знал, что он желает, к чему стремиться, иначе не случился бы пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. … И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать…

Домашнее задание: Читать выразительно. Подготовить пересказ сказки

6) Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие были затруднения?

-Над чем вам нужно поработать?

-Оцените свою работу. Закончите предложения:

-сегодня я узнал…

-было трудно…

-я понял, что…

-я научился…

  • Признаки сказки в произведении два брата
  • Признаки волшебной сказки конек горбунок
  • Признаки сказки ашик кериб 4 класс
  • Признаки волшебной сказки иван царевич и серый волк 3 класс составить
  • Признаки сказки аленький цветочек