Признаки волшебной сказки презентация


1


ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ


2


Слово « сказка » появилось в 16 веке. К тому времени сложились следующие их разновидности. СКАЗКИ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ ВОЛШЕБНЫЕ


3


ОПРЕДЕЛЕНИЕ Волшебные сказки – это сказки, в которых происходят события, не имеющие места в реальной жизни.


4


СТРУКТУРА 1. Экспозиция ( причины, породившие проблему, ущерб, к примеру, нарушение какого — либо запрета ) 2. Зачин ( обнаружение ущерба, недостачи, потери ) 3. Развитие сюжета ( поиск утерянного ) 4. Кульминация ( бой со злыми силами ) 5. Развязка ( решение, преодоление проблемы, обычно сопровождающееся повышением статуса героя ( воцарением ))


5


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА 1)герой, 2)ложный герой, 3)антагонист, 4)даритель, 5)помощник, 6)отправитель,


6


АТРИБУТЫ -ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ ; -ЧУДЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ; -ЧУДЕСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ


7


ПРИМЕРЫ 1. Сивка — бурка 2. Иван — царевич и серый волк 3. Золушка 4. Кот в сапогах и др.


8


ЭФФЕКТ 1. Волшебные сказки прекрасно отвлекаю от, развлекают и учат детей. 2.Фантазируя, люди ставили перед собой реальные цели ( летать, быстро двигаться по суше, плавать под водой ), которые в конце концов были достигнуты с помощью современных приспособлений.


9


МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ Я люблю волшебные сказки за то, что в них происходят необычные события, заставляющие работать наше воображение. Это помогает нам создавать свои необычные произведения.


10


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Васькина Лариса Петровна Учитель русского языка и  литературы МБОУ  Верхнеднепровская СОШ № 2  Дорогобужского района  Смоленской области

Васькина Лариса Петровна

Учитель русского языка и

литературы МБОУ

Верхнеднепровская СОШ № 2

Дорогобужского района

Смоленской области

Урок литературы в 5 классе Волшебные сказки

Урок литературы в 5 классе

Волшебные сказки

Волшебный мир сказок

Волшебный мир сказок

Содержание Сказка как жанр устного народного творчества Волшебные сказки Признаки волшебных сказок Композиция  сказки Сюжет волшебных сказок Сказочные композиционные элементы Присказки Зачины Концовки Герои волшебных сказок Помощники положительных героев Особенности сказочного языка

Содержание

  • Сказка как жанр устного народного творчества
  • Волшебные сказки
  • Признаки волшебных сказок
  • Композиция сказки
  • Сюжет волшебных сказок
  • Сказочные композиционные элементы
  • Присказки
  • Зачины
  • Концовки
  • Герои волшебных сказок
  • Помощники положительных героев
  • Особенности сказочного языка

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль… От слова «складывать». «Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер».  (С.Т.Аксаков)

Сказка как жанр устного народного творчества

  • «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль… От слова «складывать».
  • «Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер».

(С.Т.Аксаков)

Волшебные сказки Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Эта сказка имеет мифологическое происхождение, в ней находят отражение магические представления человека.

Волшебные сказки

Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Эта сказка имеет мифологическое происхождение, в ней находят отражение магические представления человека.

Признаки волшебных сказок

Признаки волшебных сказок

  • Особая композиция
  • Сказочные сюжеты
  • Троекратное повторение
  • Положительные и отрицательные герои
  • Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы 
  • Чудесные превращения
  • «Сказочный» язык
  • Добро побеждает зло   

Композиция сказки зачин события события завязка кульминация развязка концовка

Композиция сказки

зачин

события

события

завязка

кульминация

развязка

концовка

Сюжет волшебных сказок Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения  Поиск спасительной магии Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Добрые герои  борются со злыми  Спасение  Герою приходят на помощь Герой возвращается домой с наградой

Сюжет волшебных сказок

Исходное существование

запрета

Герои нарушают

запрет

Последствия нарушения

Поиск спасительной магии

Герои уходят из дома, чтобы всё исправить

Добрые герои

борются со злыми

Спасение

Герою приходят на помощь

Герой возвращается домой с наградой

Сказочные композиционные элементы зачины присказки концовки Цель присказки и зачина :  показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею,  оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка - необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки:  отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Сказочные композиционные элементы

зачины

присказки

концовки

Цель присказки и зачина : показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

Присказки

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

На море, на океане,  На острове Буяне  Стоит дуб зелёный,  Под дубом стол  золочёный,  Садись, кушай,  мою сказку слушай. На море, на океане,  На острове Буяне  Стоит дуб зелёный,  Под дубом стол  золочёный,  Садись, кушай,  мою сказку слушай. На море, на океане,  На острове Буяне  Стоит дуб зелёный,  Под дубом стол  золочёный,  Садись, кушай,  мою сказку слушай. А было это, голубчики, в старину,  Когда задумал дед Архип залезть на Луну;  Тогда сказки по воздуху летали,  Друг друга за крылышки хватали,  А я за ними на золотом коне скакала  Да в мешок эти сказки собирала. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать - не мешай.

  • На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай.
  • На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай.
  • На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай.
  • А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на Луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала.
  • Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай.

Зачины

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют.
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший  сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Герои волшебных сказок

Положительные герои:

Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,

королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,

Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Помощники положительных героев

Помощники положительных героев

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт. Рифма Постоянные эпитеты Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая. Постель - пуховая  Синонимы   Не бросай меня , товарищ,  друг, не покинь. Сравнения   Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой .

Особенности сказочного языка

  • Антитеза Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • ГиперболаКотору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.
  • Рифма
  • Постоянные эпитеты

Что написано на роду, то быть сужено тому.

Кощей сидит за столом, пишет пером.

Дворец – белокаменный

Лес – тёмный, частый

Меч – острый

Лук – тугой

Стол – дубовый

Перстень – золотой

Мост – хрустальный

Терем – высокий

Горница – светлая

Земля – сырая.

Постель — пуховая

  • Синонимы Не бросай меня , товарищ,

друг, не покинь.

  • Сравнения Сел Иван на волка.

Волк побежал стрелой .

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные  синтаксические конструкции: «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье». Сказочные формулы: Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… Инверсия – обратный порядок слов в предложении.

  • Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции:

«На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»;

«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».

  • Сказочные формулы: Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

  • Инверсия – обратный порядок слов в предложении.

«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»

«Собрался народ честной да зверь лесной».

Молодцы!  Спасибо     за   внимание!

Молодцы!

Спасибо

за

внимание!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Васькина Лариса Петровна
Учитель русского языка и
литературы МБОУ
Верхнеднепровская СОШ №

2
Дорогобужского района
Смоленской области

Васькина Лариса ПетровнаУчитель русского языка и литературы МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 2 Дорогобужского района Смоленской области


Слайд 2Урок литературы в 5 классе
Волшебные сказки

Урок литературы в 5 классеВолшебные сказки


Слайд 4Содержание
Сказка как жанр устного народного творчества
Волшебные сказки
Признаки волшебных сказок
Композиция сказки
Сюжет волшебных

сказок
Сказочные композиционные элементы
Присказки
Зачины
Концовки
Герои волшебных сказок
Помощники положительных героев
Особенности сказочного языка

СодержаниеСказка как жанр устного народного творчестваВолшебные сказкиПризнаки волшебных сказокКомпозиция сказкиСюжет волшебных сказокСказочные композиционные элементыПрисказкиЗачиныКонцовкиГерои волшебных сказокПомощники положительных


Слайд 5Сказка как жанр устного народного творчества
«Сказка – складка (вымысел), а песня

– быль… От слова «складывать».
«Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер».
(С.Т.Аксаков)

Сказка как жанр устного народного творчества«Сказка – складка (вымысел), а песня – быль… От слова «складывать».«Подчёркнутая, сознательная


Слайд 6Волшебные сказки
Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без

вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Эта сказка имеет мифологическое происхождение, в ней находят отражение магические представления человека.

Волшебные сказкиНи одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной


Слайд 7Признаки волшебных сказок
Особая композиция
Сказочные сюжеты
Троекратное повторение
Положительные и отрицательные герои
Сверхъестественные силы, помощники,

магические
предметы 
Чудесные превращения
«Сказочный» язык
Добро побеждает зло   

Признаки волшебных сказокОсобая композицияСказочные сюжетыТроекратное повторениеПоложительные и отрицательные героиСверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения«Сказочный» языкДобро побеждает зло   


Слайд 9Исходное существование
запрета
Герои нарушают
запрет
Герои уходят из дома, чтобы всё исправить
Герою

приходят на помощь

Поиск спасительной магии

Добрые герои
борются со злыми

Герой возвращается домой с наградой

Сюжет волшебных сказок

Исходное существование запретаГерои нарушают запретГерои уходят из дома, чтобы всё исправитьГерою приходят на помощьПоиск спасительной магииДобрые герои


Слайд 10Сказочные композиционные элементы
присказки
зачины
концовки
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию

к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка — необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.

Сказочные композиционные элементыприсказкизачиныконцовкиЦель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать


Слайд 11Присказки
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо

– золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

ПрисказкиБыло это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу


Слайд 12На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под дубом стол
золочёный,
Садись, кушай,
мою

сказку слушай.
А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай.

На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою


Слайд 13Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых

полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…

ЗачиныЗа далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве


Слайд 14Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил,

по усам текло, а в рот не попало.
А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

КонцовкиУстроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот


Слайд 15Герои волшебных сказок
Положительные герои:
Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший
сын и

брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,
королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:
Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,
Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Герои волшебных сказокПоложительные герои:Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский


Слайд 17Особенности сказочного языка
Антитеза – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело

делается.

Рифма
Что написано на роду, то быть сужено тому.
Кощей сидит за столом, пишет пером.

Постоянные эпитеты

Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук – тугой
Стол – дубовый
Перстень – золотой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая.
Постель — пуховая

Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.

Синонимы
Не бросай меня , товарищ,
друг, не покинь.

Сравнения
Сел Иван на волка.
Волк побежал стрелой.

Особенности сказочного языкаАнтитеза – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.Рифма Что написано на роду, то


Слайд 18Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные
синтаксические конструкции:
«На столбу написано: «В праву

дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»;
«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».

Сказочные формулы: Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Много ли, мало ли времени…
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

Инверсия – обратный порядок слов в предложении.
«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»
«Собрался народ честной да зверь лесной».

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции:«На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не


16

Презентация к уроку литературного чтения по разделу «Волшебные сказки»

Пояснительная записка

1.

Автор/должность

Журавлева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 г. Каменск-Шахтинский

2.

Название ресурса

Презентация к уроку литературного чтения по разделу «Волшебная сказка»

3.

Вид ресурса

Презентация в программе PowerPoint

4.

Тип ресурса

презентация

5.

Предмет, УМК

Литературное чтение

6.

Целевая аудитория

3 класс

7.

Цель

Формирование интереса к устному народному творчеству, родному языку и литературоведению

8.

Задачи

1) формирование умения отличать волшебную сказку от остальных видов сказок;

2) повторить понятие «сказка», группы сказок;

3) способствовать развитию творческого мышления, познавательной активности и положительной мотивации учащихся;

4) формирование умения быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

9.

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение, умение находить информацию для решения учебных задач, вырабатывание терпения как качества личности.

Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, осуществлять контроль над процессом и результатом деятельности.

Познавательные результаты: умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное, строить высказывание в устной и письменной форме, кратко и ёмко формулировать мысль; умение пользоваться словарём; свободно ориентироваться в тексте прочитанного произведения.

Коммуникативные результаты: умение работать в группе, учитывать мнение собеседника, задавать вопросы, договариваться.

10.

Формы учебной деятельности учащихся

Групповая/индивидуальная

11.

Средства обучения

Компьютер, экран, мультимедиа

12.

Источники информации

Картинки из свободного доступа сети Интернет

f1665310866.jpg

x1665310888.jpg

q1665310930.jpg

c1665310954.jpg

y1665310982.jpg

j1665311002.jpg

​​​​​​​

t1665311027.jpg

Презентация
PPTX / 2.09 Мб

Опубликовано 09.10.22 в 13:24 в группе «Фрагмент урока»



Комментарии (6)

сменить сортировку

Колышкина Елена Владимировна, 09.10.22 в 15:45
2
Ответить Пожаловаться

Доступно, наглядно, ярко, содержательно и учебно-познавательно! Спасибо за качественную работу, Татьяна Анатольевна!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.

Особенности волшебной сказки. Народная и литературная сказка.

Особенности волшебной сказки.

Народная и литературная сказка.

Друга узнаешь в опасности Если есть дым, есть и огонь За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал Плясать под чужую музыку

  • Друга узнаешь в опасности
  • Если есть дым, есть и огонь
  • За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал
  • Плясать под чужую музыку

Особенности волшебной сказки 1. волшебство, предметы, помощники; 2. персонажи; 3. композиция; 4. Особый язык. 5. добро побеждает зло.

Особенности волшебной сказки

  • 1. волшебство, предметы, помощники;
  • 2. персонажи;
  • 3. композиция;
  • 4. Особый язык.
  • 5. добро побеждает зло.

Волшебство

Волшебство

волшебные предметы

волшебные предметы

Персонажи – волшебные помощники Баба-Яга Старушка Старичок

Персонажи – волшебные помощники

  • Баба-Яга
  • Старушка
  • Старичок

2. персонажи Отрицательные Баба-Яга Кощей Горыныч Лихо одноглазое Соловей-разбойник

2. персонажи

  • Отрицательные
  • Баба-Яга
  • Кощей
  • Горыныч
  • Лихо одноглазое
  • Соловей-разбойник

2. персонажи

2. персонажи

Персонажи Положительные Иван Василиса Прекрасная, Премудрая

Персонажи

  • Положительные
  • Иван
  • Василиса Прекрасная, Премудрая

3. композиция   завязка ПОТЕРЯ Развитие сюжета Молодость Жена предмет ПОИСК кульминация Помощники Предметы испытания СРАЖЕНИЕ СО ЗЛОМ развязка Горыныч Лихо Баба-Яга ПОБЕДА, НАХОЖДЕНИЕ,  СВАДЬБА

3. композиция

завязка

ПОТЕРЯ

Развитие сюжета

Молодость

Жена

предмет

ПОИСК

кульминация

Помощники

Предметы

испытания

СРАЖЕНИЕ СО ЗЛОМ

развязка

Горыныч

Лихо

Баба-Яга

ПОБЕДА, НАХОЖДЕНИЕ, СВАДЬБА

4. Особый язык, с. 35 1. Зачин и концовка 2. сказочные формулы _обращения _повторы _троекратное повторение _постоянные эпитеты _гиперболы

4. Особый язык, с. 35

  • 1. Зачин и концовка
  • 2. сказочные формулы
  • _обращения
  • _повторы
  • _троекратное повторение
  • _постоянные эпитеты
  • _гиперболы

Рукодельницу за хорошую работу он одаривает, однако и ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке «Морозко»), а лишь проучивает, даёт ей вместо серебра сосульку. Заботясь о природе, он покрывает снегом озимые всходы; попечительствуя о людях, стучит в окошко, чтобы не забыли печи топить да трубы закрывать. Мороз Иванович у Одоевского – строгий, но добрый воспитатель и наставник.  - Какова основа сказки?  - Как отражено в названии сказки В.Ф.Одоевского отношение автора к Морозу?  - Какова идея сказки?  (Автор стремится к тому, чтобы его читатели увидели, что всё в жизни создаётся человеческими руками, повседневным трудом, а лень, соседствуя со скукой, является страшной разрушительной силой). Сюжет и основная идея

  • Рукодельницу за хорошую работу он одаривает, однако и ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке «Морозко»), а лишь проучивает, даёт ей вместо серебра сосульку.
  • Заботясь о природе, он покрывает снегом озимые всходы; попечительствуя о людях, стучит в окошко, чтобы не забыли печи топить да трубы закрывать. Мороз Иванович у Одоевского – строгий, но добрый воспитатель и наставник.
  • — Какова основа сказки?
  • — Как отражено в названии сказки В.Ф.Одоевского отношение автора к Морозу?
  • — Какова идея сказки?
  • (Автор стремится к тому, чтобы его читатели увидели, что всё в жизни создаётся человеческими руками, повседневным трудом, а лень, соседствуя со скукой, является страшной разрушительной силой).

Сюжет и основная идея

Отличие народной и литературной сказок.    Народная сказка  Автор Народ Название Название чаще не отражает отношения народа к событиям и героям. Основа. Жизнь народа Характеры героев. Характеры схематичны Идея Победа добра над злом. Литературная сказка (В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович») В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович. За основу берётся народная сказка Герои – яркие индивидуальности. Идея Победа добра над злом

Отличие народной и литературной сказок.

  • Народная сказка Автор Народ
  • Название Название чаще не отражает отношения народа к событиям и героям.
  • Основа. Жизнь народа
  • Характеры героев. Характеры схематичны
  • Идея Победа добра над злом.
  • Литературная сказка (В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович»)
  • В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович.
  • За основу берётся народная сказка
  • Герои – яркие индивидуальности.
  • Идея Победа добра над злом

Домашнее задание Сочинить волшебную сказку, нарисовать иллюстрации. Придумать презентацию.

Домашнее задание

  • Сочинить волшебную сказку, нарисовать иллюстрации.
  • Придумать презентацию.
  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад к уроку литературы Особенности волшебной сказки

Содержание

  • 1.

    Презентация к уроку литературы Особенности волшебной сказки

  • 2.

    Тихо скрипят половицы, Налейте в чашки чаёк.Под тихий

  • 3.

    Объект исследованияволшебные сказкиПредмет исследованиязаконы созданияволшебной сказкиГипотезаволшебные сказки

  • 4.

    Сказка- жанр литературного творчества Рассказывает о

  • 5.

    СказкиФольклорныеЛитературныеНет автора, ее сочинил народЕсть авторВолшебныеО животныхБытовыеМожет подражатьфольклорнойМожет иметь свой сюжет

  • 6.

    Признаки волшебных сказокОсобая композицияСказочные сюжетыТроекратное повторениеПоложительные и

  • 7.

    Композиция волшебной сказкиПрисказка, зачинЗавязкаРазвитие сюжетаКульминацияРазвязкаКонцовка

  • 8.

    Викторина «Мир сказок» С грядки старушка

  • 9.

    Сейчас потолкуем о книжке другой

  • 10.

    Появилась девочка в чашечке цветка.

  • 11.

    Уплетая калачи,Ехал парень на печи.Прокатился по деревнеИ

  • 12.

    В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый

  • 13.

    У Золушки с ножкиСвалилась случайно.Была не простою

  • 14.

    План для написания волшебной сказки 1)Отлучка кого-либо

  • 15.

    5) Даритель испытывает героя. Чтобы герой

Тихо скрипят половицы, Налейте в чашки чаёк.Под тихий шелест страницыК нам сказка в гости идет. Сказки гуляют по свету

Слайд 2Тихо скрипят половицы, 
Налейте в чашки чаёк.
Под тихий шелест страницы
К нам сказка

в гости идет.

Сказки гуляют по свету

Тихо скрипят половицы, Налейте в чашки чаёк.Под тихий шелест страницыК нам сказка в гости идет. Сказки гуляют по


Слайд 3Объект исследования
волшебные сказки
Предмет исследования
законы создания
волшебной сказки
Гипотеза
волшебные сказки имеют свои особенности,
зная

их, сказку может сочинить и ребенок

Объект исследованияволшебные сказкиПредмет исследованиязаконы созданияволшебной сказкиГипотезаволшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок


Слайд 4Сказка-
жанр литературного творчества
Рассказывает о вымышленных героях и событиях, с

участием волшебных сил. (Толковый словарь русского языка)

Сказка- жанр литературного творчества  Рассказывает о вымышленных героях и событиях, с участием волшебных сил. (Толковый словарь


Слайд 5Сказки
Фольклорные
Литературные
Нет автора,
ее сочинил народ
Есть автор
Волшебные
О животных
Бытовые
Может подражать
фольклорной
Может иметь
свой сюжет

СказкиФольклорныеЛитературныеНет автора, ее сочинил народЕсть авторВолшебныеО животныхБытовыеМожет подражатьфольклорнойМожет иметь свой сюжет


Слайд 6Признаки волшебных сказок
Особая композиция
Сказочные сюжеты
Троекратное повторение
Положительные и отрицательные герои
Сверхъестественные силы, помощники,

магические предметы
Чудесные превращения
«Сказочный» язык
Добро побеждает зло

Признаки волшебных сказокОсобая композицияСказочные сюжетыТроекратное повторениеПоложительные и отрицательные героиСверхъестественные силы, помощники, магические предметыЧудесные превращения«Сказочный» языкДобро побеждает зло


Слайд 7Композиция волшебной сказки
Присказка, зачин
Завязка
Развитие сюжета
Кульминация
Развязка
Концовка

Композиция волшебной сказкиПрисказка, зачинЗавязкаРазвитие сюжетаКульминацияРазвязкаКонцовка


Слайд 8Викторина «Мир сказок»
С грядки старушка цветок сорвала, 
Девочке Жене его

отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?

Викторина «Мир сказок»  С грядки старушка цветок сорвала,  Девочке Жене его отдала. В цветке, лепестках есть


Слайд 9
Сейчас потолкуем о книжке другой —
Тут синее море,
Тут берег

крутой …
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит?

Сейчас потолкуем о книжке другой - Тут синее море, Тут берег крутой … Старик вышел


Слайд 10
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть

больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала. 
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку?

Появилась девочка в чашечке цветка. А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке


Слайд 11
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Сладкий яблок

аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём!

Уплетая калачи,Ехал парень на печи.Прокатился по деревнеИ женился на царевне.Сладкий яблок ароматЗаманил ту птицу в сад.Перья светятся


Слайд 12
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?

В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый волк за ней следил, Обманул и проглотил.Как у Бабы у


Слайд 13
У Золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.

Кто-то за кого-то ухватился крепко:
— Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это …

У Золушки с ножкиСвалилась случайно.Была не простою она,А хрустальной.   Кто-то за кого-то ухватился крепко: -


Слайд 14План для написания волшебной сказки

1)Отлучка кого-либо из членов семьи. 
С первых слов

сказка вводит читателя или слушателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома.

2) Запрет, обращенный к герою. 
Отлучку старшие сопровождают запретами, – как правило, это запрет покидать дом.

3) Нарушение запрета.
Запреты нарушаются, и это влечет за собой страшное несчастье.
Героев могут похитить: змей, птицы, вихри, Кощей или Баба Яга и т.д. События сказки начинают развиваться.

4) Герой покидает дом 
Герой узнает о беде и отправляется в путь. Герой может ехать верхом, идти пешком или передвигаться еще каким-либо способом.

План для написания волшебной сказки 1)Отлучка кого-либо из членов семьи.  С первых слов сказка вводит читателя или


Слайд 15
5) Даритель испытывает героя.
Чтобы герой мог справиться с бедой, в его

руки попадает какое-нибудь волшебное средство. В сказке появляется новый персонаж – даритель.

6) Получение волшебного средства.
Например, можно взять ковер-самолет, сапоги скороходы, помощники-звери или волшебные существа, или волшебные предметы.
7) Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
8) Герой и его противник вступают в борьбу. 

9) Враг побежден (наказывается)
Победа силой или смекалкой. 

10) Возвращение героя. 

5) Даритель испытывает героя. Чтобы герой мог справиться с бедой, в его руки попадает какое-нибудь волшебное


  • Признаки сказки второй класс
  • Признаки волшебной сказки по щучьему велению
  • Признаки сказки в произведении два брата
  • Признаки волшебной сказки конек горбунок
  • Признаки сказки ашик кериб 4 класс