Признаки волшебной сказки сивка бурка 3 класс перечислить

Литературное чтение, 3 класс

Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа

нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С. 40-50

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;

Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем сочинить свою волшебную сказку.

Основное содержание урока.

1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:

А. – Смотри, вся пшеница потоптана.

В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал

А: – Три сына – это троекратный повтор.

В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.

А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.

В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.

А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?

В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…

Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.

А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.

В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.

А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.

В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.

А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.

В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.

А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?

В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.

А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.

В: Можно сказать, она добрая и справедливая.

А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.

В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.

А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.

А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…

В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.

А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.

В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.

А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.

В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?

А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»

А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.

В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.

А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.

В: Давай вспоминать.

1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.

2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.

3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.

4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.

5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.

6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.

7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.

8) На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.

9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.

10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.

11) Концовка – свадебный пир.

А: Поучительная сказка!

В: Чему же она тебя научила?

А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.

Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.

Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.

Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.

В: А я вспомнил пословицы к сказке.

А: И у меня есть пословицы.

В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?

А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда

В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.

А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:

1. Сивка-Бурка

2. Иван-царевич

3. Иванушка – дурачок

4. Елена Прекрасная

Ответ:

3. Иванушка-дурачок.

Разбор типового контрольного задания

Кроссворд.

Разгадайте кроссворд

1 вариант

1. Сколько сыновей было у старика?

2. Как называли Иванушку?

3. Кого звали Сивкой-буркой?

4. Значение слова «изловил».

5. Место, где сидела Елена Прекрасная.

6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?

2 вариант

1. Что посеял старик на поле?

2. Как называли младшего сына — дурачка?

3. Кто был волшебным помощником Иванушки?

4. Значение слова «потчевал».

5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?

6. Чем закончилась сказка?

Ответ

1 вариант

1. Три;

2. Дурачок;

3. Конь;

4. Поймал;

5. Терем;

6. Перстень.

2 вариант

1. Пшеница;

2. Иванушка;

3. конь;

4. угощал;

5. три;

6. свадьба.

­Вопросы по тексту сказки «Сивка-Бурка»:

  1. Что целыми днями делал Иванушка?
  2. Что сеял в поле старик-отец?
  3. Где провели ночь старший и средний сыновья?
  4. Какого цвета был Сивка-Бурка?
  5. Откуда у Сивки-Бурки валил дым?
  6. Чем поймал коня Иванушка?
  7. Что обещал Сивка-Бурка Иванушке?
  8. Зачем ехали на праздник старшие братья?
  9. В какое ухо влезал Иванушка?
  10. Сколько не допрыгнул Иванушка в первый раз?
  11. Чем Иванушка хлестнул братьев?
  12. Каких грибов принес Иванушка?
  13. Сколько не допрыгнул Иванушка во второй раз?
  14. Что сделал Иванушка допрыгнув до царевны?
  15. Как объяснил Иванушка тряпку на пальце?
  16. Что обещали тому, кто побрезгует царским пиром?
  17. Из чего были столы на пиру у царя?
  18. Чем угощала гостей царевна?
  19. Как царевна называла царя?
  20. Как царевна назвала Иванушку?

Ответы на заданные вопросы:

  1. Валялся на печи
  2. Пшеницу
  3. На сеновале.
  4. Золотой и серебряный
  5. Из ушей
  6. Арканом-верёвкой
  7. Сослужить великую службу
  8. На других посмотреть
  9. В правое
  10. Три венца
  11. Шелковой плеточкой
  12. Мухоморов
  13. Два венца
  14. Поцеловал и снял перстень
  15. Напоролся на сучок
  16. Голову с плеч
  17. Дубовые
  18. Медом
  19. Батюшка
  20. Суженый, жених

По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?

Мы знаем, что сказка является особым жанром литературы, у которого есть свои отличительные черты или признаки. Этих признаков достаточно много, но есть один главный — герои сказки и события в ней описанные всегда вымышленные.

События произведения «Сивка-Бурка» вымышленные, так же как и герои. Не жил никогда Иванушка-дурачок, не ловил он коня Сивку-Бурку, не прыгал на терем к царевне.

Следовательно произведение «Сивка-Бурка» является сказкой.

Какая же это сказка?

Мы знаем, что сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. У каждого вида сказки опять же есть признаки.

 Признаки волшебной сказки в произведении «Сивка-Бурка»:

  • Зачин. «Было у старика трое сыновей…»
  • Волшебные помощники. Конь Сивка-Бурка.
  • Волшебные превращения. Иванушка из дурачка становился добрым молодцем и братья его не узнавали.
  • Троекратный повтор. Три раза ездил Иван в столицу, три раза прыгал. Троекратным свистом вызывал Сивку-Бурку. Три сына было у старика.
  • Борьба добра со злом. Старшие сыновья обзывали Иванушку и не принимали его всерьёз.
  • Победа добра. Иванушка становится женихом царевны.
  • Концовка.

    «Я на том пиру был, мед-пиво пил…»

Вывод:  Произведение «Сивка-Бурка» является народной волшебной сказкой.



Задание:

Составить план для пересказа сказки «Сивка-Бурка» для 3 класса.



Выполнение:

Главным героем замечательной народной сказки «Сивка-Бурка» является Иванушка-дурачок, младший сын обычного крестьянина. Конечно, Иванушка не был дурачком, а просто был себе на уме. Он был по-своему хитрый и оборотистый, и сразу видел свою выгоду.

Иванушка поймал коня, который обещал верой-правдой служить ему, и в итоге стал мужем прекрасной царевны. В некоторых вариантах сказки царевну называют Ненаглядной красотой, а в других Еленой Прекрасной, чаще же она не имеет имени.

Для составления плана сказки разделим ее на смысловые части.

В первой части говорится о том, как Иван поймал коня и отпустил.

Во второй Иван в первый раз отправляется в столицу и не допрыгивает три венца.

В третьей Иван во второй раз едет в столицу и снова терпит неудачу.

В четвертой Иван снимает перстень с пальца царевны.

В пятой Иван становится женихом царевны.

Мы разделили сказку на пять смысловых частей, значит и наш план тоже будет содержать пять пунктов. Дадим название каждой смысловой части и получим план.

Пример  плана к сказке «Сивка-Бурка»:

  • Потоптанное поле
  • Дежурство братьев
  • Иван ловит коня
  • Обещание службы
  • Братья не берут Ивана
  • Иван и Сивка-Бурка
  • Три венца
  • Два венца
  • Поцелуй и перстень
  • Баловство с огнем
  • Разоблачение на пиру
  • Жених царевны


1


Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Учебник: Н.Я.Чуракова, 2008 г. Учитель: Антипова Н.В. Год создания: 2011


2


Баба Яга – консультант по всем вопросам, связанным с чудесами и волшебным миром. Сивка-бурка — конь несущий в своем имени три символические цветовые зоны мира: сивый (белый, небесный), бурый (темно-коричневый, земной) каурый (светло-рыжий, красный, солнечный). Вещий – обладающий способностью предсказывать судьбу.


3


Отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».


4


СИВКА-БУРКА. Художник М.Ю.Алексеев.


5


СИВКА-БУРКА. Художник А.Коковкин.


6


Художник К. Безбородов


7


В. М. Васнецов. Сивка-Бурка


8


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Сирота, самая маленькая и младшая в приёмной семье. Младший в семье. Главный герой


9


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Крошечка- Хаврошечка (Хавронья – синоним хрюшка, свинья, грязнуля.) Иванушка Иванушка-дурачок Имя героя в уменьшительно- ласкательной форме.


10


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Чумазенькая.Одежонка на нём худая, пальтишки рваные. Внешний вид


11


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Трудолюбивая, послушная, добрая. Глупенький, но трудолюбивый, добрый. Характер


12


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Она сирота, слова доброго никогда не слыхала, её бьют- журят, хлеба не дают, плавать не велят, всё больше и больше заставляют работать. К нему относились пренебрежительно, не верили его словам, называли дурнеем, говорили, что пора из дома прогнать, не брали с собой; на пиру сидит за печкой в уголке. Отношение к ним в семье


13


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Есть волшебный помощник: коровушка-матушка. Хаврошечка пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание. Помогает и после смерти. Из её косточек вырастает яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Есть волшебный помощник: конь. Иванушки пролезает сквозь коня, чтобы превратится в добра молодца. Конь помогает доскочить до окошка в высоком тереме и снять с руки Елены Прекрасной золотой перстень. Это может сделать только герой, связанный с волшебным миром. Иванушка становится обладателем волшебного предмета. Связь с волшебным миром.


14


Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Выходит замуж за богатого, кудреватого молодца, сильного человека. «И стала она в добре поживать, лиха не знать.» Женится на дочери царя Елене Прекрасной. «Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он молодец молодцом… Ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку.» Награда за пройденные испытания.


15


Волшебная сказка Волшебная народная сказка слишком древний жанр – много старше былины. Герой в сказке побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета.


16


Герой всегда торжествует в сказке. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа.

  • Признаки сказки дикий помещик
  • Признаки волшебной сказки презентация
  • Признаки сказки второй класс
  • Признаки волшебной сказки по щучьему велению
  • Признаки сказки в произведении два брата