Литературное чтение, 3 класс
Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа
нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С. 40-50
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;
Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем сочинить свою волшебную сказку.
Основное содержание урока.
1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:
А. – Смотри, вся пшеница потоптана.
В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал
А: – Три сына – это троекратный повтор.
В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.
А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.
В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.
А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?
В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…
Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.
А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.
В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.
А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.
В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.
А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.
В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.
А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?
В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.
А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.
В: Можно сказать, она добрая и справедливая.
А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.
В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.
А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.
А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…
В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.
А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.
В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.
А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.
В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?
А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»
А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.
В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.
А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.
В: Давай вспоминать.
1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.
2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.
3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.
4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.
5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.
6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.
7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.
На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.
9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.
10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.
11) Концовка – свадебный пир.
А: Поучительная сказка!
В: Чему же она тебя научила?
А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.
Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.
В: А я вспомнил пословицы к сказке.
А: И у меня есть пословицы.
В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?
А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда
В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.
А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.
Разбор типового тренировочного задания
Единичный выбор
Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:
1. Сивка-Бурка
2. Иван-царевич
3. Иванушка – дурачок
4. Елена Прекрасная
Ответ:
3. Иванушка-дурачок.
Разбор типового контрольного задания
Кроссворд.
Разгадайте кроссворд
1 вариант
1. Сколько сыновей было у старика?
2. Как называли Иванушку?
3. Кого звали Сивкой-буркой?
4. Значение слова «изловил».
5. Место, где сидела Елена Прекрасная.
6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?
2 вариант
1. Что посеял старик на поле?
2. Как называли младшего сына — дурачка?
3. Кто был волшебным помощником Иванушки?
4. Значение слова «потчевал».
5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?
6. Чем закончилась сказка?
Ответ
1 вариант
1. Три;
2. Дурачок;
3. Конь;
4. Поймал;
5. Терем;
6. Перстень.
2 вариант
1. Пшеница;
2. Иванушка;
3. конь;
4. угощал;
5. три;
6. свадьба.
Вопросы по тексту сказки «Сивка-Бурка»:
- Что целыми днями делал Иванушка?
- Что сеял в поле старик-отец?
- Где провели ночь старший и средний сыновья?
- Какого цвета был Сивка-Бурка?
- Откуда у Сивки-Бурки валил дым?
- Чем поймал коня Иванушка?
- Что обещал Сивка-Бурка Иванушке?
- Зачем ехали на праздник старшие братья?
- В какое ухо влезал Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка в первый раз?
- Чем Иванушка хлестнул братьев?
- Каких грибов принес Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка во второй раз?
- Что сделал Иванушка допрыгнув до царевны?
- Как объяснил Иванушка тряпку на пальце?
- Что обещали тому, кто побрезгует царским пиром?
- Из чего были столы на пиру у царя?
- Чем угощала гостей царевна?
- Как царевна называла царя?
- Как царевна назвала Иванушку?
Ответы на заданные вопросы:
- Валялся на печи
- Пшеницу
- На сеновале.
- Золотой и серебряный
- Из ушей
- Арканом-верёвкой
- Сослужить великую службу
- На других посмотреть
- В правое
- Три венца
- Шелковой плеточкой
- Мухоморов
- Два венца
- Поцеловал и снял перстень
- Напоролся на сучок
- Голову с плеч
- Дубовые
- Медом
- Батюшка
- Суженый, жених
По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
Мы знаем, что сказка является особым жанром литературы, у которого есть свои отличительные черты или признаки. Этих признаков достаточно много, но есть один главный — герои сказки и события в ней описанные всегда вымышленные.
События произведения «Сивка-Бурка» вымышленные, так же как и герои. Не жил никогда Иванушка-дурачок, не ловил он коня Сивку-Бурку, не прыгал на терем к царевне.
Следовательно произведение «Сивка-Бурка» является сказкой.
Какая же это сказка?
Мы знаем, что сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. У каждого вида сказки опять же есть признаки.
Признаки волшебной сказки в произведении «Сивка-Бурка»:
- Зачин. «Было у старика трое сыновей…»
- Волшебные помощники. Конь Сивка-Бурка.
- Волшебные превращения. Иванушка из дурачка становился добрым молодцем и братья его не узнавали.
- Троекратный повтор. Три раза ездил Иван в столицу, три раза прыгал. Троекратным свистом вызывал Сивку-Бурку. Три сына было у старика.
- Борьба добра со злом. Старшие сыновья обзывали Иванушку и не принимали его всерьёз.
- Победа добра. Иванушка становится женихом царевны.
- Концовка.
«Я на том пиру был, мед-пиво пил…»
Вывод: Произведение «Сивка-Бурка» является народной волшебной сказкой.
Задание:
Составить план для пересказа сказки «Сивка-Бурка» для 3 класса.
Выполнение:
Главным героем замечательной народной сказки «Сивка-Бурка» является Иванушка-дурачок, младший сын обычного крестьянина. Конечно, Иванушка не был дурачком, а просто был себе на уме. Он был по-своему хитрый и оборотистый, и сразу видел свою выгоду.
Иванушка поймал коня, который обещал верой-правдой служить ему, и в итоге стал мужем прекрасной царевны. В некоторых вариантах сказки царевну называют Ненаглядной красотой, а в других Еленой Прекрасной, чаще же она не имеет имени.
Для составления плана сказки разделим ее на смысловые части.
В первой части говорится о том, как Иван поймал коня и отпустил.
Во второй Иван в первый раз отправляется в столицу и не допрыгивает три венца.
В третьей Иван во второй раз едет в столицу и снова терпит неудачу.
В четвертой Иван снимает перстень с пальца царевны.
В пятой Иван становится женихом царевны.
Мы разделили сказку на пять смысловых частей, значит и наш план тоже будет содержать пять пунктов. Дадим название каждой смысловой части и получим план.
Пример плана к сказке «Сивка-Бурка»:
- Потоптанное поле
- Дежурство братьев
- Иван ловит коня
- Обещание службы
- Братья не берут Ивана
- Иван и Сивка-Бурка
- Три венца
- Два венца
- Поцелуй и перстень
- Баловство с огнем
- Разоблачение на пиру
- Жених царевны
1
Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Учебник: Н.Я.Чуракова, 2008 г. Учитель: Антипова Н.В. Год создания: 2011
2
Баба Яга – консультант по всем вопросам, связанным с чудесами и волшебным миром. Сивка-бурка — конь несущий в своем имени три символические цветовые зоны мира: сивый (белый, небесный), бурый (темно-коричневый, земной) каурый (светло-рыжий, красный, солнечный). Вещий – обладающий способностью предсказывать судьбу.
3
Отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
4
СИВКА-БУРКА. Художник М.Ю.Алексеев.
5
СИВКА-БУРКА. Художник А.Коковкин.
6
Художник К. Безбородов
7
В. М. Васнецов. Сивка-Бурка
8
Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Сирота, самая маленькая и младшая в приёмной семье. Младший в семье. Главный герой
9
Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Крошечка- Хаврошечка (Хавронья – синоним хрюшка, свинья, грязнуля.) Иванушка Иванушка-дурачок Имя героя в уменьшительно- ласкательной форме.
10
Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Чумазенькая.Одежонка на нём худая, пальтишки рваные. Внешний вид
11
Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Трудолюбивая, послушная, добрая. Глупенький, но трудолюбивый, добрый. Характер
12
Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Она сирота, слова доброго никогда не слыхала, её бьют- журят, хлеба не дают, плавать не велят, всё больше и больше заставляют работать. К нему относились пренебрежительно, не верили его словам, называли дурнеем, говорили, что пора из дома прогнать, не брали с собой; на пиру сидит за печкой в уголке. Отношение к ним в семье
13
Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Есть волшебный помощник: коровушка-матушка. Хаврошечка пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание. Помогает и после смерти. Из её косточек вырастает яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Есть волшебный помощник: конь. Иванушки пролезает сквозь коня, чтобы превратится в добра молодца. Конь помогает доскочить до окошка в высоком тереме и снять с руки Елены Прекрасной золотой перстень. Это может сделать только герой, связанный с волшебным миром. Иванушка становится обладателем волшебного предмета. Связь с волшебным миром.
14
Сходство волшебных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-бурка». Выходит замуж за богатого, кудреватого молодца, сильного человека. «И стала она в добре поживать, лиха не знать.» Женится на дочери царя Елене Прекрасной. «Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он молодец молодцом… Ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку.» Награда за пройденные испытания.
15
Волшебная сказка Волшебная народная сказка слишком древний жанр – много старше былины. Герой в сказке побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета.
16
Герой всегда торжествует в сказке. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа.