Признаки волшебной сказки третий класс

«Секреты» сказок

Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки рассказывали, передавали из уст в уста, а двести лет назад начали записывать. Теперь мы их читаем в книжках.

В старые времена люди умели сказки сказывать! Они могли запомнить большое количество сказок, интересно их пересказать. Их называли «сказителями».

Сказку сказывать – дело не простое. Прежде всего, в ней особый язык, слова, разные герои, а у них – разные характеры. Сказитель не запоминает все наизусть – он «чувствует» сказку и знает ее «секреты».

У каждой сказки есть зачин – особые слова, с которых она начинается: «Жили-были», «В некотором царстве…» Такие слова настраивают слушателя на сказку.

По всему тексту сказки «рассыпаны» повторяющиеся выражения: «Долго ли, коротко ли…», «Скоро сказка сказывается…»

А третий секрет сказки – особые слова: красна девица, добрый молодец, чудище поганое, меч булатный и так далее.

В заключении – концовка: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «И стали они жить-поживать и добра наживать»…

«Законы» волшебной сказки:

  1. Особые зачин и концовка.

  2. Троекратный повтор действия.

  3. Сказочное место действия.

  4. Волшебные события, герои и предметы.

  5. Особые сказочные слова!

«Секреты» сказок

Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки рассказывали, передавали из уст в уста, а двести лет назад начали записывать. Теперь мы их читаем в книжках.

В старые времена люди умели сказки сказывать! Они могли запомнить большое количество сказок, интересно их пересказать. Их называли «сказителями».

Сказку сказывать – дело не простое. Прежде всего, в ней особый язык, слова, разные герои, а у них – разные характеры. Сказитель не запоминает все наизусть – он «чувствует» сказку и знает ее «секреты».

У каждой сказки есть зачин – особые слова, с которых она начинается: «Жили-были», «В некотором царстве…» Такие слова настраивают слушателя на сказку.

По всему тексту сказки «рассыпаны» повторяющиеся выражения: «Долго ли, коротко ли…», «Скоро сказка сказывается…»

А третий секрет сказки – особые слова: красна девица, добрый молодец, чудище поганое, меч булатный и так далее.

В заключении – концовка: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «И стали они жить-поживать и добра наживать»…

«Законы» волшебной сказки:

  1. Особые зачин и концовка.

  2. Троекратный повтор действия.

  3. Сказочное место действия.

  4. Волшебные события, герои и предметы.

  5. Особые сказочные слова!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 523  Колпинского района Санкт-Петербурга

Урок чтения в 3 «А» классе

Подготовила: учитель начальных классов  Шевчук Н.В.

Тема урока: «Особенности волшебной сказки»

Цель:  Исследование волшебной сказки.

Задачи:

— формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;

— расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.

— работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения

— воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.

Методы обучения:  урок – исследование; проблемные;  частично-поисковые; наглядные

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная; коллективная; групповая

Средства обучения:

— ИКТ. Презентация по теме.

— Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

— С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

— В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

— формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать

Познавательные:

— осознавать познавательную задачу урока;

— определять структуру волшебной сказки;

— обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

— взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

— работать с текстом сказки, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку учебного задания

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания.

4. Постановка цели и задач урока.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации.

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

7. Рефлексия (подведение итогов).

8. Информация о домашнем задании.

9. Итог

Ход урока:

  1. Организационный момент.

а) Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

— Ваши глазки все проснулись?

— Ваши губки улыбнулись?

— Приступаем к работе.

Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”

2. Актуализация опорных знаний.

а) Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;  вдох, задержка дыхания, выдох;  вдох, выдох по порциям.

На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.

б) Звуковая разминка.

Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем согласные 3 ряда.

(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).

в) Чтение скороговорок.

“Мудрец отличен от глупца  тем, что он мыслит до конца”.

1 ряд читает тихо и размеренно

2 ряд – громко и уверенно

3 ряд — чтение с разбега

г) Складывание слов из половинок (зачин, концовка, Финист, самобранка, творчество)

3. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение пословиц по теме “Жизнь дана на добрые дела”.

Соотнесение их с прочитанными произведениями.

4. Постановка цели и задач урока.

— Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи и тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом.

Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)

На листах отрывки из сказок.

Задание: прочитать, определить к какому виду относятся.

Прочитайте название раздела.

Волшебные сказки — наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий

(баба-яга, морской царь, змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.

Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?

Знакомы ли вам эти слова, их точное значение? Обратимся к словарям.

Сказка — вымышленный рассказ, небывалая и даже необычайная повесть, сказание.

Есть сказки богатырские, житейские балагурные и др.

(В. И. Даль.  Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Присказка (зачин) — короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Исход – завершение, конец.

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Физкультминутка.

Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие задания вы будете выполнять? Как всегда нам помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и Ваня.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу.

Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Вспомним, как составлять план.

Построение плана по предложениям детей. (План записывается на доске).

План:

1) Рассмотреть особенности волшебных сказок.

2) Выделить этапы построения сказки.

3) Научиться находить эти особенности и этапы в тексте.

— Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке литературного чтения они получили задание сочинить волшебную сказку. Попробуйте разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:

“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до бабушкиного домика, где ей были очень рады. Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не волшебная”.

Ваня очень удивился: “Почему не волшебная? Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса. Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц не может помочь девочке”.

Аня растерялась, потому что аргументы Вани показались ей убедительными.

Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани считать волшебной?

Учащиеся высказывают разные версии.

— Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

Необычные герои. Примеры:  баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

Постарайтесь выстроить этапы сказки, композицию. Слайд 16.

Как начинаются сказки? Присказка: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на  океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки?  Исход: заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из сказок?

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Есть ли у вас желание научиться определять особенности волшебных сказок?

Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут Колобки”.

1 группа. Пользуясь особенностями волшебной сказки, изменить сказку Вани.

2, 3 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

1) Особенности волшебной сказки.

2) Чудесные превращения        

3) Необычные герои, сказочные помощники        

4) Волшебные предметы        

5) Троекратные повторы        

4, 5 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

Композиция сказки (этапы):

1) Присказка        

2) Развитие событий:        

3) Встреча

4) Беда

5) Кульминация

6) Исход        

7)Каков “урок”?        

7. Рефлексия.

— Вам понравился наш урок? Попрошу закончить предложение:

“Если бы не было сегодняшнего урока, …”

Полученные ответы: “… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, мы лишились бы фантазии и воображения, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не был таким отзывчивым”.

Ребята, спасибо за работу. Вашу исследовательскую работу на уроке,  я оцениваю самой высокой отметкой.

В дневники “5”, а для души аплодисменты! — Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.

8. Информация о домашнем задании.

Создать презентацию “Музея волшебных вещей” (описать предметы, в чём заключается их волшебная сила, из какой они сказки). Можно придумать свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.

9. Итог.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.

В. Берестов

Сказки в литературе

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

Какие бывают сказки

Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.

Что они из себя представляют

В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.

То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.

Их различия и подвиды

признаки волшебной сказки

В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:

  • о животных;
  • о волшебстве;
  • о быте.

Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.

В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.

Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.

какие признаки сказки

Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:

  • предметы быта;
  • животные;
  • неживая природа.

Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).

В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.

признаки литературной сказки

Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.

Структура произведения

Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:

признаки народной сказки

  1. Присказка. В большинстве случаев ее можно пропустить, ведь она представляет собой разговор между слушателем и рассказчиком, задает особую атмосферу и настроение.
  2. Зачин, во время которого описывается место действия, время, главные действующие герои.
  3. Завязка — начало сюжета. На этом этапе появляется проблема, с которой герои должны будут справиться.
  4. Развитие сюжета, в котором герои активно ищут пути решения для возникшего конфликта.
  5. Кульминация. Самый напряженный, решающий момент в произведении, после которого история медленно идет к концу.
  6. Развязка. Проблема окончательно решена героями.
  7. Концовка — эпилог, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
  8. Вторая присказка (либо присказка конца) — так же, как и первая, разговор рассказчика, который завершает рассказ.

Кроме того, сказки бывают:

  • прямые;
  • докучные («Сказка про Белого бычка»);
  • с повторением (например: «Репка»).

При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.

Как написать свою историю

3 признака сказки

Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:

  • частое упоминание чисел 3 и 7, которые считались в те времена магическими. Три испытания проходит герой во время своего путешествия, 7 основных героев насчитывает сказка (например, козлят или гномов);
  • часто используются волшебные предметы;
  • главное свойство — выдумка, сказка не могла бы существовать в реальном мире.

Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Приемы сказки в стихотворении
  • Приемно переводные экзамены как пишется
  • Приемник или преемник как правильно пишется
  • Приемник дел как пишется
  • Приемлемый как пишется и почему

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии