Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга
Урок чтения в 3 «А» классе
Подготовила: учитель начальных классов Шевчук Н.В.
Тема урока: «Особенности волшебной сказки»
Цель: Исследование волшебной сказки.
Задачи:
— формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;
— расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.
— работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения
— воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.
Методы обучения: урок – исследование; проблемные; частично-поисковые; наглядные
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; коллективная; групповая
Средства обучения:
— ИКТ. Презентация по теме.
— Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
— С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
— В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
— формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать
Познавательные:
— осознавать познавательную задачу урока;
— определять структуру волшебной сказки;
— обосновывать свое мнение.
Коммуникативные:
— взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
— строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные:
— работать с текстом сказки, используя алгоритм;
— выполнять взаимопроверку учебного задания
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Проверка домашнего задания.
4. Постановка цели и задач урока.
5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации.
6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
7. Рефлексия (подведение итогов).
8. Информация о домашнем задании.
9. Итог
Ход урока:
- Организационный момент.
а) Психологический настрой.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
— Ваши глазки все проснулись?
— Ваши губки улыбнулись?
— Приступаем к работе.
Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”
2. Актуализация опорных знаний.
а) Дыхательная гимнастика.
вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.
На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.
б) Звуковая разминка.
Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем согласные 3 ряда.
(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).
в) Чтение скороговорок.
“Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца”.
1 ряд читает тихо и размеренно
2 ряд – громко и уверенно
3 ряд — чтение с разбега
г) Складывание слов из половинок (зачин, концовка, Финист, самобранка, творчество)
3. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение пословиц по теме “Жизнь дана на добрые дела”.
Соотнесение их с прочитанными произведениями.
4. Постановка цели и задач урока.
— Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи и тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом.
Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)
На листах отрывки из сказок.
Задание: прочитать, определить к какому виду относятся.
Прочитайте название раздела.
Волшебные сказки — наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий
(баба-яга, морской царь, змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.
Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?
Знакомы ли вам эти слова, их точное значение? Обратимся к словарям.
Сказка — вымышленный рассказ, небывалая и даже необычайная повесть, сказание.
Есть сказки богатырские, житейские балагурные и др.
(В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)
Присказка (зачин) — короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
Исход – завершение, конец.
(С. И. Ожегов. Словарь русского языка)
Физкультминутка.
Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие задания вы будете выполнять? Как всегда нам помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и Ваня.
5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу.
Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Вспомним, как составлять план.
Построение плана по предложениям детей. (План записывается на доске).
План:
1) Рассмотреть особенности волшебных сказок.
2) Выделить этапы построения сказки.
3) Научиться находить эти особенности и этапы в тексте.
— Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке литературного чтения они получили задание сочинить волшебную сказку. Попробуйте разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:
“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до бабушкиного домика, где ей были очень рады. Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не волшебная”.
Ваня очень удивился: “Почему не волшебная? Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса. Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц не может помочь девочке”.
Аня растерялась, потому что аргументы Вани показались ей убедительными.
Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани считать волшебной?
Учащиеся высказывают разные версии.
— Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.
Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.
Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.
Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.
Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.
Постарайтесь выстроить этапы сказки, композицию. Слайд 16.
Как начинаются сказки? Присказка: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.
Как заканчиваются сказки? Исход: заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.
Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из сказок?
6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Есть ли у вас желание научиться определять особенности волшебных сказок?
Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут Колобки”.
1 группа. Пользуясь особенностями волшебной сказки, изменить сказку Вани.
2, 3 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.
1) Особенности волшебной сказки.
2) Чудесные превращения
3) Необычные герои, сказочные помощники
4) Волшебные предметы
5) Троекратные повторы
4, 5 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.
Композиция сказки (этапы):
1) Присказка
2) Развитие событий:
3) Встреча
4) Беда
5) Кульминация
6) Исход
7)Каков “урок”?
7. Рефлексия.
— Вам понравился наш урок? Попрошу закончить предложение:
“Если бы не было сегодняшнего урока, …”
Полученные ответы: “… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, мы лишились бы фантазии и воображения, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не был таким отзывчивым”.
Ребята, спасибо за работу. Вашу исследовательскую работу на уроке, я оцениваю самой высокой отметкой.
В дневники “5”, а для души аплодисменты! — Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.
8. Информация о домашнем задании.
Создать презентацию “Музея волшебных вещей” (описать предметы, в чём заключается их волшебная сила, из какой они сказки). Можно придумать свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.
9. Итог.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
«Секреты» сказок
Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки рассказывали, передавали из уст в уста, а двести лет назад начали записывать. Теперь мы их читаем в книжках.
В старые времена люди умели сказки сказывать! Они могли запомнить большое количество сказок, интересно их пересказать. Их называли «сказителями».
Сказку сказывать – дело не простое. Прежде всего, в ней особый язык, слова, разные герои, а у них – разные характеры. Сказитель не запоминает все наизусть – он «чувствует» сказку и знает ее «секреты».
У каждой сказки есть зачин – особые слова, с которых она начинается: «Жили-были», «В некотором царстве…» Такие слова настраивают слушателя на сказку.
По всему тексту сказки «рассыпаны» повторяющиеся выражения: «Долго ли, коротко ли…», «Скоро сказка сказывается…»
А третий секрет сказки – особые слова: красна девица, добрый молодец, чудище поганое, меч булатный и так далее.
В заключении – концовка: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «И стали они жить-поживать и добра наживать»…
«Законы» волшебной сказки:
-
Особые зачин и концовка.
-
Троекратный повтор действия.
-
Сказочное место действия.
-
Волшебные события, герои и предметы.
-
Особые сказочные слова!
«Секреты» сказок
Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки рассказывали, передавали из уст в уста, а двести лет назад начали записывать. Теперь мы их читаем в книжках.
В старые времена люди умели сказки сказывать! Они могли запомнить большое количество сказок, интересно их пересказать. Их называли «сказителями».
Сказку сказывать – дело не простое. Прежде всего, в ней особый язык, слова, разные герои, а у них – разные характеры. Сказитель не запоминает все наизусть – он «чувствует» сказку и знает ее «секреты».
У каждой сказки есть зачин – особые слова, с которых она начинается: «Жили-были», «В некотором царстве…» Такие слова настраивают слушателя на сказку.
По всему тексту сказки «рассыпаны» повторяющиеся выражения: «Долго ли, коротко ли…», «Скоро сказка сказывается…»
А третий секрет сказки – особые слова: красна девица, добрый молодец, чудище поганое, меч булатный и так далее.
В заключении – концовка: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «И стали они жить-поживать и добра наживать»…
«Законы» волшебной сказки:
-
Особые зачин и концовка.
-
Троекратный повтор действия.
-
Сказочное место действия.
-
Волшебные события, герои и предметы.
-
Особые сказочные слова!
Сказки в литературе
Определения
- Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
- Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
- Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
- Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Особенности волшебной сказки
В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.
Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).
Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).
Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.
Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:
- герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
- вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
- даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
- помощник (Серый Волк);
- отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
- ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).
Бытовые сказки
В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Поделиться ссылкой