Признаки волшебных сказок 3 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 523  Колпинского района Санкт-Петербурга

Урок чтения в 3 «А» классе

Подготовила: учитель начальных классов  Шевчук Н.В.

Тема урока: «Особенности волшебной сказки»

Цель:  Исследование волшебной сказки.

Задачи:

— формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;

— расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.

— работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения

— воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.

Методы обучения:  урок – исследование; проблемные;  частично-поисковые; наглядные

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная; коллективная; групповая

Средства обучения:

— ИКТ. Презентация по теме.

— Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

— С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

— В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

— формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать

Познавательные:

— осознавать познавательную задачу урока;

— определять структуру волшебной сказки;

— обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

— взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

— работать с текстом сказки, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку учебного задания

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания.

4. Постановка цели и задач урока.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации.

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

7. Рефлексия (подведение итогов).

8. Информация о домашнем задании.

9. Итог

Ход урока:

  1. Организационный момент.

а) Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

— Ваши глазки все проснулись?

— Ваши губки улыбнулись?

— Приступаем к работе.

Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”

2. Актуализация опорных знаний.

а) Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;  вдох, задержка дыхания, выдох;  вдох, выдох по порциям.

На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.

б) Звуковая разминка.

Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем согласные 3 ряда.

(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).

в) Чтение скороговорок.

“Мудрец отличен от глупца  тем, что он мыслит до конца”.

1 ряд читает тихо и размеренно

2 ряд – громко и уверенно

3 ряд — чтение с разбега

г) Складывание слов из половинок (зачин, концовка, Финист, самобранка, творчество)

3. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение пословиц по теме “Жизнь дана на добрые дела”.

Соотнесение их с прочитанными произведениями.

4. Постановка цели и задач урока.

— Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи и тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом.

Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)

На листах отрывки из сказок.

Задание: прочитать, определить к какому виду относятся.

Прочитайте название раздела.

Волшебные сказки — наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий

(баба-яга, морской царь, змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.

Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?

Знакомы ли вам эти слова, их точное значение? Обратимся к словарям.

Сказка — вымышленный рассказ, небывалая и даже необычайная повесть, сказание.

Есть сказки богатырские, житейские балагурные и др.

(В. И. Даль.  Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Присказка (зачин) — короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Исход – завершение, конец.

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Физкультминутка.

Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие задания вы будете выполнять? Как всегда нам помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и Ваня.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу.

Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Вспомним, как составлять план.

Построение плана по предложениям детей. (План записывается на доске).

План:

1) Рассмотреть особенности волшебных сказок.

2) Выделить этапы построения сказки.

3) Научиться находить эти особенности и этапы в тексте.

— Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке литературного чтения они получили задание сочинить волшебную сказку. Попробуйте разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:

“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до бабушкиного домика, где ей были очень рады. Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не волшебная”.

Ваня очень удивился: “Почему не волшебная? Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса. Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц не может помочь девочке”.

Аня растерялась, потому что аргументы Вани показались ей убедительными.

Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани считать волшебной?

Учащиеся высказывают разные версии.

— Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

Необычные герои. Примеры:  баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

Постарайтесь выстроить этапы сказки, композицию. Слайд 16.

Как начинаются сказки? Присказка: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на  океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки?  Исход: заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из сказок?

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Есть ли у вас желание научиться определять особенности волшебных сказок?

Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут Колобки”.

1 группа. Пользуясь особенностями волшебной сказки, изменить сказку Вани.

2, 3 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

1) Особенности волшебной сказки.

2) Чудесные превращения        

3) Необычные герои, сказочные помощники        

4) Волшебные предметы        

5) Троекратные повторы        

4, 5 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

Композиция сказки (этапы):

1) Присказка        

2) Развитие событий:        

3) Встреча

4) Беда

5) Кульминация

6) Исход        

7)Каков “урок”?        

7. Рефлексия.

— Вам понравился наш урок? Попрошу закончить предложение:

“Если бы не было сегодняшнего урока, …”

Полученные ответы: “… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, мы лишились бы фантазии и воображения, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не был таким отзывчивым”.

Ребята, спасибо за работу. Вашу исследовательскую работу на уроке,  я оцениваю самой высокой отметкой.

В дневники “5”, а для души аплодисменты! — Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.

8. Информация о домашнем задании.

Создать презентацию “Музея волшебных вещей” (описать предметы, в чём заключается их волшебная сила, из какой они сказки). Можно придумать свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.

9. Итог.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.

В. Берестов

«Секреты» сказок

Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки рассказывали, передавали из уст в уста, а двести лет назад начали записывать. Теперь мы их читаем в книжках.

В старые времена люди умели сказки сказывать! Они могли запомнить большое количество сказок, интересно их пересказать. Их называли «сказителями».

Сказку сказывать – дело не простое. Прежде всего, в ней особый язык, слова, разные герои, а у них – разные характеры. Сказитель не запоминает все наизусть – он «чувствует» сказку и знает ее «секреты».

У каждой сказки есть зачин – особые слова, с которых она начинается: «Жили-были», «В некотором царстве…» Такие слова настраивают слушателя на сказку.

По всему тексту сказки «рассыпаны» повторяющиеся выражения: «Долго ли, коротко ли…», «Скоро сказка сказывается…»

А третий секрет сказки – особые слова: красна девица, добрый молодец, чудище поганое, меч булатный и так далее.

В заключении – концовка: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «И стали они жить-поживать и добра наживать»…

«Законы» волшебной сказки:

  1. Особые зачин и концовка.

  2. Троекратный повтор действия.

  3. Сказочное место действия.

  4. Волшебные события, герои и предметы.

  5. Особые сказочные слова!

«Секреты» сказок

Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки рассказывали, передавали из уст в уста, а двести лет назад начали записывать. Теперь мы их читаем в книжках.

В старые времена люди умели сказки сказывать! Они могли запомнить большое количество сказок, интересно их пересказать. Их называли «сказителями».

Сказку сказывать – дело не простое. Прежде всего, в ней особый язык, слова, разные герои, а у них – разные характеры. Сказитель не запоминает все наизусть – он «чувствует» сказку и знает ее «секреты».

У каждой сказки есть зачин – особые слова, с которых она начинается: «Жили-были», «В некотором царстве…» Такие слова настраивают слушателя на сказку.

По всему тексту сказки «рассыпаны» повторяющиеся выражения: «Долго ли, коротко ли…», «Скоро сказка сказывается…»

А третий секрет сказки – особые слова: красна девица, добрый молодец, чудище поганое, меч булатный и так далее.

В заключении – концовка: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!», «И стали они жить-поживать и добра наживать»…

«Законы» волшебной сказки:

  1. Особые зачин и концовка.

  2. Троекратный повтор действия.

  3. Сказочное место действия.

  4. Волшебные события, герои и предметы.

  5. Особые сказочные слова!

Сказки в литературе

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

  • Признаки сказки конек горбунок 4 класс
  • Признаки волшебной сказки финист ясный сокол
  • Признаки сказки какие бывают сказки
  • Признаки волшебной сказки спящая царевна жуковский
  • Признаки сказки как жанра