Про часы для детей рассказ

Содержание статьи

  • Рассказы о часах и времени для детей
  • Зачем людям знать о времени?
  • Как и почему появились первые часы?
  • Как час состоял из пяти часцев, или Почему в сутках 24 часа, а в минуте 60 секунд?
  • Часы – они такие разные!
  • Эталон времени
  • Сказка про Часы на письменном столе

Время нельзя увидеть или пощупать. Но можно следить за ним с помощью часов. История часов для детей становится интересна в возрасте 6-9 лет. Серия рассказов и сказок поможет понять тему наиболее полно. В них есть ответы на вопросы, как появились часы, какие они бывают, как устроены, почему в минуте 60 секунд и многие другие.

Рассказы о часах и времени для детей

Каждый взрослый понимает, что такое время. Но как рассказать о нем детям понятно и просто?

  1. Сделайте презентацию с иллюстрациями и короткими интересными рассказами (см. ниже).
  2. Покажите детям о времени мультфильм:

Зачем людям знать о времени?

В древние времена людям приходилось каждый день бороться за жизнь. Будет ли у них еда, зависело от того, насколько успешно пройдет охота, вырастет ли что-то в земле. Охота и посадка семян наугад часто оставляли их с пустыми руками и желудками. То урожай погибнет в земле, то птицы улетят из лесу….

Тогда люди стали замечать сезонные изменения в природе. Например, что некоторые птицы улетают в теплые страны, зайцы меняют шубку, медведи укладываются в берлогу, волки сбиваются стаями. Деревья то зеленели, то желтели и сбрасывали листву. Шли дожди, потом лежали снега…

Опыт накапливался, и люди научились все делать согласно природе. Они знали, как выбрать время для охоты. Например, охотники не ходили в лес, когда у зверей появлялись детеныши, и они становились особенно опасны. Семечки сажали в землю, когда только-только сойдут снега, чтобы урожай к зиме успел вырасти.

Чем точнее люди определяли время, тем успешнее была их жизнь.

Поначалу они научились считать года – по летам. Так они знали свой возраст, могли записывать события предыдущих лет и многое другое. Благодаря восходу и заходу солнца они определяли дни. Измерять сутками стали намного позже. Дни и ночи считались отдельно. В летописях писали: «Прошло 2 дня и 2 ночи».

Для счета дней ставили зарубки или завязывали узелки. Так выяснили, сколько длится год, какие в нем сезоны и месяцы, как они сменяют друг друга. Люди завязывали узелки подобно тому, как мы отрываем листки календаря.

В году 365 дней. Это время обращения земного шара вокруг Солнца.

Как и почему появились первые часы?

История возникновения часов началась примерно тогда, когда люди заметили, что день сменяет ночь, а ночь сменяет день. И так по кругу. А происходит это потому, что солнце никогда не стоит на месте. Оно беспрерывно катится по небосклону. Утром огненный шар появляется из-за края земли. В полдень над самой головой оказывается, а к концу дня за противоположный край уходит. Люди день-деньской на него поглядывали и говорили: «Вот восход. Вот полдень. Вот закат». И жили себе по этим небесным часам, пока не захотели узнавать время точнее.

Человек и солнце

Не зная времени, сложно договариваться о встрече друг с другом. Счет времени помогает планировать свою работу и отдых.

Наши предки смастерили что-то похожее на солнечные часы. Вместо циферблата расчертили площадку под открытым небом. Поставили по центру колонну. И двигалась тень от нее подобно настоящей стрелке. Ходит солнышко по небу, а тень беззвучно скользит по земле, отмеряя время. Уловив связь между длиной и положением тени от предметов и положением солнца на небе, люди сделали самый первый вертикальный прибор. На фото самые древние сохранившиеся солнечные часы. Они относятся примерно к 1500 г. до н. э. Найдены в Древнем Египте.

Как час состоял из пяти часцев, или Почему в сутках 24 часа, а в минуте 60 секунд?

Слово «час» в русском языке существовало испокон веков. Вот только значило оно вовсе не 24 часа в сутках. «Тотчас» или «в одночасье» говорили, когда нужно было сделать что-то немедленно. Были распространены выражения: «неровен час», «в добрый час». Но «час» означал миг или мгновение, а не точную единицу времени.

Вообще, делить сутки на 24 части научились еще Древнем Египте. Вот только части эти были разными по длине. Сутки делились на час утренних сумерек, 10 часов светлых, час вечерних сумерек и 12 часов темных.

Солнечные Египетские часы

Египетские солнечные часы гномон

На Руси существовало свое деление суток. Трудовой день был долгий, трудились с самой зари. Отсюда и вели счет. Получалось 17 часов в сутках. Иначе говоря, русские считали длину светового дня. Час делили на мелкие часы – часцы. В одном часе было 5 часцов, а каждый часец делился на 5 малых (вторых) часцов.

Современное деление часа и суток были позаимствованы у великих древних цивилизаций Египта и Междуречья.

Египтяне мерели все не десятками, а 12. День они делили на 12 часов, и ночь на 12 часов. Получалось 24 часа в сутки. Вавилоняне были еще более искусными математиками. Их счет основывался не на 12, а уже на 60.

Ученые античности воспользовались числом 60 и создали систему географических координат. Круг поделили на 360 градусов (6 по 60). Каждый градус – на 60 первых мелких частей, а те в свою очередь, на 60 вторых мелких частей. На латинском они звучали как partes minutae primae и partes minutae secundae.

Минуты и секунды были позаимствованы из географии и геометрии. Земля делает оборот вокруг оси за 24 часа – 360 градусов.

Часы – они такие разные!

Следом за солнечными, человек придумал водяные часы. В древности они представляли собой сосуд с метками, соответствующим отрезкам времени. Из сосуда медленно вытекала вода. По оставшемуся количеству воды предки определяли, «сколько воды утекло». То есть, сколько времени прошло.

Водяные часы в древности

Водяные часы в древности

Когда было освоено искусство выдувания стекла, появились часы песочные. Работали они по тому же принципу, что и водяные. Только наполнены были песком. Они были гораздо удобнее. Ведь солнце иногда пряталось за тучами, а вода испарялась. Небольшие сосуды было удобно брать в морские путешествия, использовать дома.

Песочные часы в древности

Песочные часы

К слову, не только приборы могут отмерять время, но и растения, животные. Некоторые цветы открываются точно на рассвете, вечером, когда начинает смеркаться, в яркий полдень или вообще ночью. Известные часы-будильник – деревенский петух. Как покажется свет солнышка за краем земли, птица будит своим криком всю округу: «Ку-ка-ре-ку! Вставайте! Новый день пришел!».

С развитием цивилизации появились первые механические часы. Поначалу них не было циферблата. Они отмеряли время громким «бом», и висели на башнях средневековых городов. Сегодня самый старый сохранившийся механизм, сделанный в 1386 году, находится в Англии в Солсбери. Чуть позже были созданы маленькие механические часики с пружиной – карманные. Они были настоящим чудом для той эпохи.

Первые механические часы

Первые механические часы

Придумывая все новые и новые приборы, люди хотели добиться точности измерения времени. Важно было сделать такой прибор, который бы работал независимо от погоды, жары, холода, тряски при движении и других «помех».

В 17 веке Христианом Гюйгенсом были придуманы маятниковые часы. Они были очень точными на суше, но плохо работали в море.

Маятниковые часы

Старинные часы с маятником

Для того чтобы прибор не воспринимал колебания, стали использовать кристалл кварца. Так появились кварцевые часы. Сначала это был прибор размером с целую комнату. Никто и подумать не мог, что в 1980 году кварцевые часики будут носить на руке все от мала до велика. Спустя годы они стали самыми доступными и популярными.

Первые кварцевые часы

Первые кварцевые часы

За последние 200 лет человеком было придумано много разных приборов, измеряющих время: электронные, астрономические, атомные часы. Они невероятно сложные, но зато очень точные.

Эталон времени

Без точного времени человеку не обойтись, особенно в современном мире. Поезда, двигающиеся даже с небольшой ошибкой, могут столкнуться. Высокая точность времени нужна для слаженной работы многих людей, механизмов, компьютеров. Например, чтобы соединить компьютеры в сети, нужна точность в 10^−17 секунды. На такое способны только атомные часы. За одну секунду атом совершает 9 миллиардов 192 миллиона 631 тысячу 770 колебаний. Это эталон времени.

Лаборатория электроники

Лаборатория электроники

В России самое точное время определяют во Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений. Атомные часы занимают два этажа здания. Здесь нельзя шуметь. Сотрудники постоянно поддерживают одинаковую температуру и давление. Бесперебойно работает электричество. Несколько раз в неделю российский эталон сверяют с эталонами Германии, Японии, Франции. А люди уже по ним выставляют время на своих наручных часиках и мобильных телефонах.

Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ)

Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ)

Сказка про Часы на письменном столе

Сказка поможет понять детям, зачем нужно следить за временем и какую роль часы играют в жизни школьника.

«На обычном письменном столе обычного Мальчика стояли Электронные Часы. Они едва виднелись из-за горы тетрадок, разных ручек, карандашей, линеек. Часы стояли во всех смыслах этого слова. Печально выглядывало темное гладкое окошко. А ведь когда-то на нем светились ярко-зеленые цифры. Но они погасли, когда маленькое сердечко остановилось. Батарейка перестала работать.

С того самого дня поселился на письменном столе Беспорядок. Ведь никто не знал, сколько времени. Малыши-карандаши стали опаздывать в Пенал, который был для них транспортом в школу. Некоторые малыши и вовсе оставались дома. Ручки не знали, когда им нужно писать примеры. Оттого Тетрадки были все измазаны красными чернилами учительницы.

Настольная лампа стала выключаться раньше чем обычно. От этого на столе часто случались аварии. Степенная Линейка однажды в темноте задела бумажный Клей. На Письменном столе образовалось белое липкое болото, в котором утонул бедняжка Ластик. Все жители стола ругались на Часы:
— Как им не стыдно! — возмущался Фломастер.— Неужели не видят, как все мы тут мучаемся.
Тетрадки грустно вздыхали:
— Мы так на них надеялись. Теперь приходится каждый день краснеть, оттого что, Ручки вовремя не делают свою работу.

Часики лишь беспомощно молчали, обрастая толстым слоем пыли. А Беспорядок захватывал все новые и новые территории. Но все плохое когда-нибудь заканчивается. В один прекрасный день Часам подарили только что-распечатанную, сверкающую батарейку. Новое сердечко вставили на место старого. Часы радостно замигали своими зелеными глазами.

— Ура! Да здравствует время!

Канцелярская семья очень радовалась. На столе все зашевелись, и начали находить свои места. Они едва успели, когда в комнату вошел Мальчик. Его очень удивил Порядок, который появился на столе после того, как он поменял батарейку в часах. Он посмотрел на циферблат, который показывал 21:00 – время сна. Мальчик сладко потянулся и лег в свою кроватку, чтобы утром не проспать в школу».

Рассказы детям о времени поможет понять значимость часов в жизни. Для понимания времени по стрелкам нужно больше. Ребенок должен знать, где право и лево, уметь считать до 60, знать устройство часов. Приобретению навыка способствует режим дня, игры. Например «переведи стрелки на…», «сколько времени нужно маме, чтобы нарезать хлеб». Изучение времени поможет детям стать более организованными и успешными в своей деятельности.

Рассказы о часах.

Рассказы, приведённые ниже, могут рассказываться как воспитателем в детском саду, так и родителями в свободное время для развития ребёнка.

Первый рассказ: Солнечные часы.

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?

http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-2-13040093099143.jpg 

Второй рассказ: Часы — петух.

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат « ку-ка-ре-ку!». Ещё солнце не взошло, а петух уже кричит, дерёт горло… Скоро утро! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать, то лиса петуха унесёт и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца? И придумал человек часы более надёжные.

http://www.symbolsbook.ru/images/P/Petuh.jpg

Третий рассказ: Водные часы.

В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Водяные часы оказались тоже неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко.

http://old-clock.kz/wp-content/uploads/2012/02/1209512164_f.jpg

Четвёртый рассказ: Песочные часы.

Стали люди голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днём, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

У этих часов нет не стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колёсиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается.

Песочными часами люди пользуются и теперь, например врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/21/438/21438612_sandglass.jpg

Пятый рассказ: Часы – цветы

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром. А днём закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью. А днём они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «своё собственное» время. Так появились цветочные часы. Но «ходят» они только в солнечную погоду. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головы золотистые одуванчики, а за ними открывают лепестки гвоздика полевая, шиповник, лён и другие. Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днём начинают засыпать. В пасмурную погоду цветочные часы не работают совсем. Цветки у них остаются закрытыми.

http://designland.in.ua/pics/news/Flower%20clock/13.jpg

История часов для детей. Можно просто прочитать малышу книжку про историю часов. Можно дать посмотреть видеофильм. А мы будем изучать историю часов в занимательных историях, картинках и  экспериментах! Ведь  для успешного развития умственных способностей дошкольника лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них. Это ему очень пригодится и в школе, и в жизни! Приглашаю в путешествие в прошлое и будущее часов!

 

История часов в картинках, занимательных заданиях и экспериментах для малышей.

Наша история часов очень не похожа на сухой текст учебника истории. Она живая и удивительно интересная, вдохновляющая и пробуждающая новые идеи!  История часов для дошкольников построена как диалог с ребенком, как совместный поиск взрослым и малышом ответов на вопросы. Эта история рассчитана не на один день. Ее  можно использовать на прогулке и дома, в детском саду и в гостях. Желаю Вам творческого общения с Вашим малышом!

История часов для детей

Зачем нужны часы?

Зачем нам нужны часы? Как ты думаешь, что было бы, если бы часов ни у кого не было?  Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните рассуждать вслух сами – пофантазируйте (Вот что могут ответить дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин  игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»)

Как ты думаешь, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? (Дайте возможность ребенку поразмышлять, поразмышляйте сами. Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?)

Оказывается, часы были и раньше , но в те давние времена они были другие —  … живые!!! Догадайся, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? После вопроса всегда делайте паузу для размышления и для ответа. Если малыш стесняется или затрудняется, начните сами рассуждать вслух и самой себе задавать вопросы. Ребенок будет исподволь Вас слушать и рассуждать вместе с Вами. А потом и присоединится к обсуждению и выскажет свое мнение.  Пусть малыш выскажет самые фантастические предположения, поощрите его за них – он думает и он высказывает СВОЕ МНЕНИЕ, и это ОЧЕНЬ ЦЕННО! Пересказывать чужое мнение  ребенку дошкольного возраста намного легче, чем иметь свое и его выразить словом. А в нашей современной жизни умение сформулировать свою точку зрения – это основа успеха во многих делах. После того, как малыш пофантазирует, расскажите ему о настоящих живых часах.

Какие бывают часы?

Живые часы — первая страница истории часов.

Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

История часов для детей

А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как ты думаешь, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А  как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит,  и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу. Мы с тобой просыпаемся в… (назовите время – в 7 часов, например).

История часов для детей

Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? Выслушайте предположения малыша. Подтолкните его к правильному ответу, рассуждая вслух: «Что есть у цветов? Корни, стебель, листочки, цветочки (если ребенок этого не знает, покажите ему эти части цветка на примере любого домашнего растения). Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим. Стеблем? Как ты думаешь — стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?» Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а  закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Детям о часах.

Как ты думаешь, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны? Вместе с малышом сосчитайте все плюсы и минусы. Такое задание показывает ребенку, что в жизни нет «только хорошего» или «только плохого», во всем есть свои плюсы и минусы. И такое представление о жизни очень пригодится в дальнейшем ребенку!

  • Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.
  • Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т.д.

Солнечные часы — вторая страница истории часов.

Детям о часах.

Люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы. На прогулке сделайте с ребенком солнечные часы и проведите занимательный эксперимент с ними.

Как сделать солнечные часы для малышей. Для этого нарисуйте на земле круг. В центр круга поставьте длинную палочку. Положите камушек на то место окружности, на которое падает тень (или как-то другим образом отметьте, куда падает тень от палочки). Поставьте там нужную цифру (например, 10 – если сейчас 10 утра). Можно вместе с ребенком написать цифры по кругу такого самодельного циферблата. Обратите внимание – в солнечных часах не 12 цифр, а 24!!! Поэтому по кругу надо написать цифры от 1 до 24. В конце прогулки снова подойдите к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т.е. тень от палочки. Главное, что нужно увидеть – это то, что наша «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения на прогулке – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку»-тень от палочки. Детям обычно очень нравится наблюдать за такими солнечными часами, это вызывает у многих просто восторг – сходный, наверное, с восторгом ученого, делающего выдающееся открытие века!

Понаблюдав за солнечными часами утром и вечером сделайте еще один вывод – когда тень палочки длиннее —  утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)

Задайте малышу вопрос – чем удобны такие часы, чем они ему нравятся. И чем неудобны (в пасмурную или дождливую  погоду  солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно)

Песочные и водяные часы-третья страница истории часов.

Детям о часах.

 История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их – какие? (Пусть малыш придумает слово) Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Дайте возможность ребенку придумать слово! Словотворчество, т.е. придумывание слов – это лучшая умственная зарядка для дошкольника! В такой зарядке ему приходится проанализировать все известные ему слова, выделить механизм их образования и создать свое слово…водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные. Давай и мы сделаем с тобой песочные и водяные часы.

Как сделать песочные часы с малышами и для малышей.

Материал: Возьмите две пластиковых бутылки, в которых продается вода. Объем — 1,5 литра. Из одной мы сделаем водяные часы, из другой – песочные. Также Вам понадобится песок и вода. И еще перманентный маркер для рисования (можно его заменить другим имеющимся в доме материалом)

Изготовление часов.

  • Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для песка или воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку высыпался песок или выливалась вода. (Из моего опыта – я делала отверстие гвоздем, которые предварительно надо нагреть в пламени свечи. Так получается маленькое ровное отверстие. При другом способе крышка трескается.)
  • Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Песок будет высыпаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку.
  • Насыпьте в верхнюю часть песок (или залейте воду, если это часы водяные). По часам засеките время. Через одну минуту на нижней части нарисуйте линию. Затем через 2 минуты нарисуйте линию и т.д. Если сыпется медленно (Вы сделали очень маленькое отверстие), то можно отмечать 5 или 10 минут. Если выливается или высыпается быстро – то можно отметить полминуты, минуту и т.д.

Как играть с песочными или водяными часами.  Изготовление таких часов – это целое событие для ребенка! А их применение в жизни – это просто восторг. Причем я видела этот восторг как у самых маленьких ребят, так и у «солидных» учащихся младших классов. В этих играх и упражнениях мы учим малыша ориентироваться во времени!  Спросите ребенка (или группу детей), за сколько минут они могут что-то сделать. Например:

  • для малышей – за сколько минут ты можешь одеться на прогулку? За сколько секунд ты наденешь колготки? За сколько минут разложишь ложки и вилки на стол? За сколько минут уберешь игрушки? За сколько минут нарисуешь солнышко?
  • для школьников – за сколько минут ты прочитаешь этот текст? За сколько минут ты успеешь выучить наизусть скороговорку? За сколько минут выполнишь упражнение?

Затем ставим наши песочные или водяные часы, ребенок начинает действовать. А мы следим за временем. Когда песок или вода дойдут до линии, то говорим: «Стоп».

Тут бывают неожиданности. Например, ребенок думал, что ему на это надо две минуты, а сделал… за полминуты!!! Вот это да!!!! Вот это молодец!!! (Кстати, когда речь идет о выполнении задания на скорость по самодельным часам – дети одеваются, наверное, быстрее пожарных!!!) А бывает наоборот – ребенок думал, что ему нужна минута, а оказалось что целых три!!!

Если ребенку задание понравилось, то можно вызвать момент соревнования. Но – правило такое. Соревнуемся мы не друг с другом, а с самим собой – нужно сделать быстрее и лучше чем в предыдущий раз. «Сделал за две минуты. А за минуту с половиной сможешь? Попробуем?» Этот момент интриги, соревнования очень раззадоривает. И дети обычно выполняют! А как радуются тому, что у них получилось так быстро!!! Особенно радуются те, кто не верил в свой успех и считал, что у него никогда не получится.

Замерьте такими часами и другие дела свои и ребенка. – Сколько времени надо маме, чтобы нарезать хлеб к ужину? Сколько времени надо, чтобы помыть чашки или вымыть фрукты на завтрак? Длительность везде берем небольшую – полминуты, 1,2,3 минуты.  Умение ориентироваться во времени, чувствовать его  – очень важное умение человека.

В заключении спросите малыша, понравились ли ему такие часы? Удобны ли они были бы для нас в нашей жизни? Почему?

Есть такая пословица «Сколько воды утекло». Что она означает? (прошло много времени)

Современные  часы — четвертая страница истории часов.

История часов для детей.

Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

  • Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
  • А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
  • Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
  • Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
  • Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Дайте малышу послушать куранты. Напомните, как Вы в Новый год слушали куранты.
  • Раньше были даже каретные часы. Они были где? (В карете)
  • Карманные часы носят в… (кармане).
  • Каминные часы ставят на.. (камин). Объясните малышу, что такое камин.
  • А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Знаешь, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.
  • Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.
  • Какие часы есть у нас дома? У бабушки? У папы?

История часов для детей.

Как ты думаешь, кто делает сейчас часы? Откуда они берутся в магазинах? Как называется эта профессия? На подъемном кране работает крановЩИК, а часы делает — … (пусть малыш попробует по аналогии образовать новое слово – часовЩИК).

Чем отличаются часовой и часовщик? Объясните малышу, что часовой – это военный, который «стоит на часах», то есть охраняет. А часовщик делает часы или ремонтирует их.

Чтобы ходики

Ходили,

А будильники будили,

И всегда любой из нас

Точно знал,

Который час,

По каким часам

Вставать,

По каким часам

В кровать, —

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

— Как же мне не горевать!

Из моих часов

Кукушка

Перестала куковать…

Всё понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «ку-ку!»

Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон.

Мы сказали:

— Дядя Ваня,

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Всё понятно старику,

Старику часовщику.

Мы теперь приходим в класс

Раньше всех на целый час.

Какие бывают часы.

Часы делают на заводе. Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов – какой у них будет циферблат, какого цвета цифры. А потом часовщики  собирают часы из деталей. А если часы сломались, то кто нам поможет?  Нам поможет мастер-часовщик, который работает в мастерской. Он разбирает часы на детали, определяет, почему они сломались, ремонтирует и снова собирает часы.

Посмотри мультик «Крот-часовщик» и скажи, можно ли назвать крота часовщиком? Почему — он ведь ремонтировал часы?

Объясните малышу, что и папа может ремонтировать часы, но это не его профессия. Мама варит суп, но она не повар. Чтобы быть часовщиком, надо учиться, хорошо знать устройство часов, их детали, уметь исправить любую поломку в механизме часов.

Как бы ты назвал мультик? Из названия должно быть понятно, о чем он (» Как крот ремонтировал часы», «Ой, часы сломались», «Как помочь часам» — примерные варианты названий, которые могут придумать дети.

Что в этом мультике правда (часы могут сломаться, внутри их есть разные детали — пружины, гайки, винтики и т.д. )? А чего не могло быть на самом деле (например, кукушка не может вылететь из своих часов)?

 Если бы ты был дизайнером и придумывал новые модели часов, какие бы часы ты придумал? Отвечая на этот вопрос, ребенок тренируется в двух очень важных умениях:

1) умение использовать в речи сослагательное наклонение «Я бы сделал их большими. Я бы нарисовал на циферблате… Я бы раскрасил цифры в … цвет» и т.д.

 2) умение описывать воображаемый предмет (воображаемый предмет сложнее описать чем реальный).

В случае затруднений помогите ребенку вопросами: «Какой формы будут часы – круглые, овальные, прямоугольные, квадратные? Какой будет циферблат? Что на нем будет нарисовано? Какого он цвета? Какие бы ты сделал цифры? Какими были бы стрелки на твоих часах?

Какие бывают часы.

Если малыш любит рисовать, то можно дать ему вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, овалы и предложить  поиграть в дизайнеров – придумать и нарисовать свои авторские часы: циферблат, стрелки, цифры.

 Речевое упражнение «часы».

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
В. Орлов.

Что означает «часы идут». Кто может идти? (Мама, бабушка, я, кошка, собака и т.д.). Что может идти? (Дождик идет на улице, снег идет зимой, град идет, автобус идет, машина идет, гроза идет и т.д.)

Как собирают часы на настоящем часовом заводе и как люди придумали часы Вы увидите из этого интересного видеоролика! Веселая история часов для малышей здесь на канале «Радость моя».  

Часы будущего — пятая страница истории часов.

Какие бывают часы.

Какие будут часы в будущем? Давай придумаем вместе.  Придумывая часы будущего, можно использовать один из приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – соединить функцию показа времени с функцией любого другого предмета. Например:

  • Часы – фонарик. Они показывают время и в темноте работают как фонарик, если нажмешь на кнопочку.
  • Часы – книга. Они показывают время, а еще могут прочитать аудиокнигу.
  • Часы – глобус.
  • Часы – телефон.
  • Часы — ручка. Ручкой пишут, а в нее встроен экран часов.

Какие бывают часы

Это часы настоящего. Дети придумают еще много подобных интересных часов будущего, о которых мы, взрослые даже не догадываемся!

Вот и закончилось наша история часов. Надеюсь, что дальше она продолжится в Вашем творчестве! Интересны ли Вам путешествия в прошлое и будущее предметов?

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!

Интересную информацию об окружающем мире и развивающие задания для детей Вас ждут в статьях:

Занимательная история утюга в картинках, загадках и заданиях для детей и взрослых

Как рубашка в поле выросла: занимательно об окружающем мире.

Деревья в картинках, сказках и развивающих заданиях для детей.

Что такое воздух? Занимательные опыты для детей.

Как делают конфеты: речевые упражнения, развивающие задания, познавательное видео для малышей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Цель: Закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека. Помочь детям устанавливать зависимость конструкции и внешнего вида от назначения часов. Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.

Тема рассчитана на три занятия:

  1. Шесть рассказов о часах.
  2. Принцип работы механических и песочных часов. Рассказ о Кулибине.
  3. Выставка часов. Игра – викторина “Кто больше знает о часах”.

ЗАНЯТИЕ 1.

Первый рассказ. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ.

Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? (По И.Мельникову.)

На прогулке сделать солнечные часы. Понаблюдать за их работой.

Второй рассказ. ЧАСЫ – ПЕТУХ.

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”.

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

Третий рассказ. ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ.

Демонстрируются водяные часы.

В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Водяные часы тоже оказались неудобными (почему?), потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

Четвертый рассказ. ЧАСЫ – ЦВЕТЫ.

Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (По Ю. Дмитриеву.)

Пятый рассказ. ЧАСЫ – СКАЗКА.

Часы – сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!” – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.

Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. “Во саду ли , в огороде”, – поют весело музыканты.

Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.

Шестой рассказ. КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ.

Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.

И в столице,
И в станице,
И в ауле слышат нас.
В облаках –
На самолетах,
И в морях –
На пароходах,
В рудниках
И на заводах,
Всюду, всюду
Слышат нас.
С. Погореловский.

ЗАНЯТИЕ 2.

На втором занятии воспитатель рассказывает о Кулибине и читает следующие два рассказа о часах.

Седьмой рассказ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)

(По М. Ильину, Е. Сегал.)

Восьмой рассказ. КАК УСТРОЕНЫ ЧАСЫ.

Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки.. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули, еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Еще есть карманные, настольные, настенные часы, часы – кулон и много других часов.

ЗАНЯТИЕ 3.

На третьем занятии организуется выставка часов, проводится игра – викторина.

– Сегодня я поведу вас в сказочный замок – Волшебный замок часов. Хозяин этого замка – добрый Гном.

Закройте на минутку глаза, а когда откроете, окажетесь перед воротами Волшебного замка.

Дети закрывают глаза. В это время входит старшеклассник в костюме Гнома (борода, шапка).

Дети открывают глаза и видят перед собой Гнома.

– Здравствуйте, дети. Я – Главный часовщик замка. Вы сможете попасть в замок, если отгадаете мои загадки.

Кто ходит ночь,
Кто ходит день,
Не зная, что такое лень?

– Конечно же это часы! – восклицают дети.

– Послушайте еще одну загадку:

Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а все тут, да тут.

– Это загадка тоже про часы.

После этого Гном приглашает детей пройти в ворота Замка (красочно оформленная дверь в другую комнату).

Главный часовщик начинает свой рассказ:

– В этом Замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь вы найдете настенные и напольные часы. О чем вам говорит их название?

– Настенные потому, что их надо вешать на стену, а напольные стоят на полу.

– Верно. Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне? (Показать иллюстрации)

– Башенные.

Затем Гном обращает внимание детей на часы, похожие на дворец.

– Это старинные часы, – поясняет Гном. – они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название. (Каминные).

А здесь стоят будильники. Они бывают с колокольчиками, с трещетками, звоночками.

Гном заводит будильник и он звенит.

– Когда за ним хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит вовремя.

Затем Гном привлекает внимание детей к другим часам.

– Эти часы носят на руке. Они называются…

– Наручными!

– А вы видели часы круглые с крышечкой? Они висят на цепочке. Только их не надевают на руку, а прячут в кармане. Дайте им название.

– Карманные.

– В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась и звучала мелодия.

Вы видели много разных часов. Все они чем-то похожи. Чем же?

– У всех часов есть стрелки, цифры.

– Совершенно верно. Стрелки и циферблат есть почти у всех часов. Посмотрите вокруг и найдите часы без стрелок.

Дети показывают электронные и песочные часы. Дают им названия.

– Самые современные – электронные часы. Точное время на этих часах показывают светящиеся цифры.

Художники – дизайнеры придумали разные виды часов: часы – кулон, часы – перстень, часы – браслет и т д.

Дети благодарят Главного Часовщика и уходят из замка.

Далее проводится игра – викторина “Кто больше знает о часах”.

Викторина строится на вопросах и проводится в виде соревнования двух команд. Для каждой команды приготовлен циферблат. За каждый правильный ответ стрелка на циферблате перемещается на одно деление.

Вопросы:

  1. При помощи какого прибора измеряется время?
  2. Всегда ли были часы?
  3. Как люди измеряли время до появления часов?
  4. Как называются главные часы нашей Родины и как они называются?
  5. Какую пользу человеку приносят часы?
  6. Каких часов нет в Волшебном замке у Гнома? (Солнечных, водяных)
  7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  8. Что означает поговорка “Работает, как часы”?
  9. Почему о часах можно сказать “недремлющие часовые”?
  10. Можно ли остановить время или его увидеть?
  11. Что главное в часах?
  12. Какая стрелка важнее?
  13. Что можно сделать за одну минуту, полчаса, час?
  14. Из слогов ПО, РЯ, ДОК, ВРЕ, МЯ, БЕ, РЕ, ЖЕТ (карточки со слогами в беспорядке закреплены на доске) собрать пословицу.

Занятие заканчивается подведением итогов викторины.

В одном доме в зале на стене висели большие часы. Они были старые, даже можно сказать —  очень старые.

Когда вся семья собиралась за столом,  все смотрели на часы. Они весело тикали  и если прислушаться, то можно было услышать  песенку: тик — ток, тик — так, тик — ток, ток — так.

За часами ухаживал дедушка. Он протирал их сухой тряпочкой, подкручивал стрелочки и всё время разговаривал с ними, как со своим другом.

У дедушки было двое внуков — Колька и Даша, резвые и озорные ребята. Дедушка часто рассказывал им интересные истории.

Однажды вечером Даша пришла к дедушке и спросила: «Дедушка, а почему ты всё время разговариваешь с часами? Они ведь не живые и ничего не слышат».

-Да нет, внученька! — улыбнулся дедушка, — на самом деле они всё слышат и понимают, просто кроме меня этого никто не замечает. Эти часы появились у нас очень давно, когда я был ещё маленький. Их купил твой прадедушка на базаре и повесил на стену. Я был тогда очень любопытным , как и вы. Мне хотелось посмотреть, почему они тикают, и почему крутятся стрелочки — одна большая, а другая поменьше. Но наша мамы запретила нам трогать часы, тем более крутить стрелочки. Я всё думал, почему нельзя их трогать? Они были красивые, новенькие, под стеклом висел большой маятник, — он раскачивался из стороны в сторону.

Однажды, когда никого не было дома, я подсел к часам и стал на них смотреть. Мне казалось, что они похожи на великана с огромными глазами. Я сидел как заворожённый, и вдруг часы заговорили со мной.

— Здравствуй, мальчик! Почему ты так  смотришь на меня?

— Потому что вы похожи на великана.

Часы рассмеялись. Я помню этот смех, он был похож на звон колоколов. Он неожиданности я чуть не упал со стула. Потом внутри часов что-то заскрипело, и мне стало страшно. Часы немного помолчали и снова заговорили.

-Так мы похожи на великана? – На самом деле, мы просто часы, которые показывают время. Мы отсчитываем его по минутам и секундам. У нас есть две сестрички — стрелочки, они ходят друг за другом. Мы всё видим и слышим, просто люди этого не замечают.

— Простите, дорогие часы! – А, как это отсчитываете время?

Часы помолчали, а потом продолжали. В сутках двадцать четыре часа, есть — утро, день, вечер и ночь.

Утром ты просыпаешься и  идёшь в школу. Днём ты делаешь уроки, играешь, помогаешь маме, а ночью все спят. Люди смотрят на часы и знают, когда идти на работу, в школу, когда готовить ужин и ложиться спать. Без часов нельзя, ну никак! Есть часы песочные, есть часы солнечные, есть настенные, есть, которые одевают на руку, а есть будильник, который стоит на столе и всех будит.

— Как интересно!  А если не будет часов, что тогда?

— Тогда всё перепутается.  Вовремя не откроются магазины, больницы, школы, заводы.  Автобусы и поезда не будут ездить по рассписанию.  В нашей жизни все перепутается!

— А стрелки могут идти назад?

— Вообще-то нет, время стремительно бежит вперед и никогда не оглядывается назад. Всё вперёд и вперёд. Человек рождается, растёт, взрослеет, а время проходит, он стареет. И время нельзя повернуть назад или остановить хотя бы на миг.- Часы помолчали немного и продолжили. — Много времени пройдёт — ты подрастёшь, повзрослеешь, у тебя будет семья, но ты всё время будешь смотреть на нас, а мы будем тебе помогать советом. У нас в серединке много разных колёсиков, которые крутятся, маятник качается, а стрелочки бегут. Люди должны ценить время и не растрачивать его по пустякам.

— С тех пор прошло много лет, я ценю время, смотрю на свои любимые часы, которые всегда мне помогают,  разговариваю с ними, они мне как родные.

Дедушка замолчал. Внучка погладила его по седым волосам, посмотрела на часы, и ей показалось, что они ей подмигнули.

— Деда!  Я  тоже буду ценить время , и твои часы мне тоже будут помогать. Она звонко засмеялась и убежала.

А дедушка подошёл к часам и  погладил их рукой.

Вот такую  историю я хотела вам рассказать. Хотите — верьте, а хотите — нет.

«Время истекло»

Его сравнивают с водой, с песком, его нельзя ощутить, попробовать, прикоснуться, поймать, но оно всегда движется и все мы зависим от него – это время.

На протяжении многих веков человечество, да и всё живое на земле подчиняется временным циклам, будь то времена года, время суток.

Ещё в глубокой древности люди пытались понять это явление более точно, заглянуть в его тайные уголки, разгадать загадку движения времени. Для чего учёные умы придумывали специальные приборы для измерения этой величины, позже, получившие, название – часы

Это сейчас эти измерительные приборы для нас являются обыденностью, и мы можем узнать время, посмотрев практически на любой предмет, который нас окружает: монитор компьютера, экран телефона, различные гаджеты. А буквально 100150 лет назад это было предметом роскоши, и иметь часы могли только люди из высших сословий и имеющие хороший достаток.

Дошедшие до нас в привычном виде часы имеют «за своими плечами» огромную историю. Эволюция этого предмета, несомненно, вызывает интерес. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Солнечные часы

Одни из древнейших изобретений. Упоминание о них было найдено в Древнем Египте на одной из гробниц 13061290 гг. до н. э. Представляли собой устройство, состоящее из циферблата, расположенном на ровной поверхности земли, и гномона (колонна, шест). Именно по тени, а конкретнее её длине, которую оставлял гномон на циферблате, и определяли время.

Эти часы показывали истинное солнечное время, проще говоря, местное. Применяли их во всех древних цивилизациях, а по принципу работы гномона появилась наука гномоника. Работали такие измерительные приборы только днём и в ясную погоду.

Данный вид часов интересен и в современном мире, в основном, любителям физики.

Водяные часы

Имели название клепсидра. Измерялись таким прибором промежутки времени. Представлял собой сосуд с отметками, из которого по каплям вытекала вода через равные промежутки времени. Водяные часы были очень популярны в Древнем Риме, где по ним определялась длина ораторского выступления. В Древнем Китае и Древней Индии также эти часы имели популярность. Благодаря тому, что можно наблюдать, как вода уходит из сосуда, появилось выражение «время истекло».

В современном мире используют такие часы в популярной телеигре «Форт Боярд».

Песочные часы

Многие помнят это устройство по школе, где по этим часам проводились контрольные чтения. Изобретены они были ещё в X веке, и широко использовались в Византии. Принцип их действия заключается в измерении промежутка времени. Точность этих часов зависела от качества песка.

Механические часы

Первые механические часы устанавливали на городских площадях, так как гиревой механизм был громоздким, то такие часы размещались в больших башнях. На циферблате имелась только одна часовая стрелка, минутной стрелки не было.

Спустя некоторое время, в XVII веке, Галилео Галилей изобрёл маятник, который и послужил зарождению современного часового механизма.

Благодаря голландскому учёному Христиану Гюйгенсу и Роберту Гуку из Англии колебательный механизм часов стал балансирным за счёт действия маленькой спирали, поддерживающей незатухающие колебания. Такие часы получили распространение во всех сферах жизни, в медицине, в военном деле, как украшения. 

В это же время появляются карманные часы, вызвавшие большой ажиотаж и колоссальный спрос. Теперь часы стали украшением. Они были с позолотой, украшенные драгоценными камнями, расписанные в виде картин. Даже придумали новые модели в одежде, с карманом для часов. 

Атомные часы

А вот самые точные часы, которые существуют сейчас, являются атомные. Принцип их действия заключён в процессе собственных колебаний на уровне атомов и молекул. Их используют в станциях мобильной связи, в системе спутниковой и наземной телекоммуникации. Они очень важны в навигации. С их помощью определяют положение космических кораблей, спутников, ракет.

Так часы постепенно завоевывали своё место в жизни людей. И сейчас вряд ли найдётся человек, у которого на руке не было бы часов, на прикроватной тумбочке не стоял бы будильник, на стене не висели бы «часы-ходики», а на полке, в качестве сувенира не стояли бы песочные часы. Время нас завоевало.

  • Про царя салтана аудио рассказ
  • Про царицу лютру казачья сказка
  • Про хрустальный как пишется
  • Про храброго мальчика сказка читать
  • Про учителя английского языка сочинение