«Волшебное слово» читательский дневник
«Волшебное слово» – это поучительный рассказ, который показывает, как важно быть вежливым и внимательным с людьми. Всего одно «волшебное» слово способно творить настоящие чудеса!
Краткое содержание “Волшебное слово” для читательского дневника
ФИО автора: Осеева Валентина Александровна
Название: «Волшебное слово»
Число страниц: 18. Осеева В. А. «Волшебное слово. Издательство «Детская литература». 1983 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1943 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Павлик – грубый, невоспитанный мальчик.
Лена – сестра Павлика, добрая и отзывчивая девочка.
Старший брат Павлика – взрослый мальчик, который ценит волшебные слова.
Бабушка – добрая женщина с большим любящим сердцем.
Старичок – пожилой человек, знающий тайну волшебных слов.
Сюжет
В парке на скамейке сидел маленький старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо потребовал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось.
Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке. Павлик замолчал и подозрительно посмотрел на старичка, который его внимательно слушал. Тот в свою очередь сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Говорить его нужно тихим голосом, глядя человеку прямо в глаза. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал.
Павлик бросился бежать домой. Первой он увидел Лену, которая тут же сгребла к себе краски. Но Павлик повернулся к ней и тихим голосом попросил краски, добавив слово «пожалуйста». Лена не ожидала услышать такое от брата – она улыбнулась и протянула ему краски.
Павлику очень понравилось, как волшебное слово влияет на людей. Он пошёл в кухню, посмотрел в доброе бабушкино лицо и тихим голосом попросил пирожок, добавив «пожалуйста».
И снова произошло чудо: бабушка ласково улыбнулась и протянула внуку самые лучшие пирожки. Перед ужином Павлик вежливо попросил старшего брата покататься с ним на лодке, и тот не смог отказать.
Мальчик вспомнил старичка, раскрывшего ему тайну волшебного слова . Он бросился в парк, чтобы поблагодарить его, но старичка уже нигде не было видно.
План пересказа
- Встреча в парке.
- Разговор по душам.
- Старичок раскрывает тайну волшебного слова.
- Павлик решает проверить силу слова.
- Лена, бабушка и старший брат идут навстречу Павлику.
- Павлик хочет поблагодарить старичка, но того уже нет в парке.
Главная мысль
Хорошие отношения невозможны без вежливости.
Чему учит
Рассказ учит тому, чтобы быть вежливым не только с незнакомыми людьми, но с членами своей семьи.
Отзыв
Вежливость помогает решать многие проблемы, и «волшебные» слова нужно говорить как можно чаще. Хорошо воспитанный вежливый человек гораздо быстрее добьётся своего, чем грубиян.
Пословицы
- На добрый привет добрый ответ.
- Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Доброе слово железные ворота отопрет.
- Великое слово – пожалуйста.
Что понравилось
Понравилось, что Павлик осознал, как он был неправ, и наладил отношения с близкими людьми.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Главная » Новости » О рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово» и его экранизации.
О рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово» и его экранизации.
Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 год в Киеве, в семье инженера. По окончании средней школы училась до 1923 года на актерском факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко, однако не закончила учебу. Семья переехала в Москву.
В 21 год юная Валентина Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных детей.
На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка» и «Мой товарищ».
Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений.
В парке на скамейке сидел маленький старичок. Мимо проходил сердитый Павлик и решил присесть. Он что-то буркнул старичку, и тот спросил, что с мальчиком случилось. Павлик был зол на всех на свете: сестра не дала ему краску, бабушка не угостила морковкой, старший брат не взял кататься на лодке. Старичок сказал Павлику слово, которое назвал волшебным. Мальчик стал проверять это слово и попросил у Лены краски. Он сказал «Пожалуйста», и сестра дала ему краски. Бабушка дала пирожков, а брат согласился взять кататься на лодке. Павлик был счастлив и хотел отблагодарить старичка. Но того на скамейке уже не было…
В 1986 году был создан диафильм по рассказу «Волшебное слово» (художник: А. Кипарисов) Этот ресурс предназначен для просмотра младшими школьниками на уроках литературного или внеклассного чтения по одноимённой теме с целью более глубокого, осмысленного и эмоционального восприятия рассказа Валентины Осеевой за счёт сочетания визуального и аудиального ряда.
Прочитав сборник популярных рассказов Осеевой «Волшебное слово», вы поймете, что все произведения автора воспевают доброту, чуткость, отзывчивость. Писательница напоминает нам о тех правилах и законах, которые люди должны соблюдать в общении друг с другом. Нарушать эти правила нельзя. В рассказах много прекрасных слов и просьб. Рекомендуем вам словарь вежливых слов: благодарю вас, будьте здоровы, будьте любезны, всего вам доброго, очень признателен, не будете ли вы столь любезны, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания.
Виртуальная выставка «Путешествие по страницам книг Валентины Осеевой»
Смотреть еще по теме «С книжных страниц на большой экран»
Рейтинг пользователей 4.5 ( 5 голосов)
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Волшебное слово» Осеевой
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План рассказа «Волшебное слово»
- 3 Вопросы по рассказу «Волшебное слово»
Старичок с бородой во дворе узнал обиды Павлика: сестра Ленка краски не дает, бабушка за морковку выгнала из кухни, а старший брат отказался покатать на лодке. Хоть из дома беги. Жалко старичку мальчика. Он на ушко шепчет ему волшебное слово. Но с условием: говорить его надо прямо в глаза, тихо, мягко. Дома Павлик попросил с «пожалуйста» у сестры краску – и получил ее. А потом от бабушки пирожок. Даже брат от «пожалуйста» решил взять его с собой на лодку. Хотел Павлик поблагодарить старичка за помощь, а того и след простыл.
Читательский дневник по рассказу «Волшебное слово» Осеевой
Сюжет
Старичок во дворе объясняет обиженному Павлику, что есть волшебное слово «пожалуйста». Если его говорить искренне и тихо – все получится. И правда: удивленная сестра Лена дала ему свои краски, бабушка – пирожок, а брат обещал покатать на лодке. О том, что волшебное слово работает, Павлик хотел рассказать старичку, но тот уже ушел.
Отзыв
Доброе слово может сделать мир волшебным. Рассказ о том, что надо быть вежливым и мягким, а не грубым, когда просишь. Волшебное слово «пожалуйста» работает до сих пор, смягчает сердца, вызывает улыбку и согласие. Конечно, таким словам должны учить в семье. Рассказ учит быть воспитанным, вежливым, мягким в просьбах, помнить про волшебное «пожалуйста».
План рассказа «Волшебное слово»
- Встреча старичка с сердитым Павликом.
- Обида на сестру из-за красок.
- Обида на хозяйку бабушку.
- Брат не берет героя в лодку.
- Волшебное словечко «пожалуйста».
- Добрые сестра, бабушка и брат.
- Павлик бежит благодарить волшебника.
Вопросы по рассказу «Волшебное слово»
- Сколько детей в семье Павлика? (трое).
- Какой была борода старичка во дворе? (длинной и седой).
- Как зовут сестру мальчика? (Лена).
- Что требует у сестры Павлик? (краски).
- Чем бабушка отлупила внука, стащившего морковку? (тряпкой).
- На чем собрался кататься старший брат героя? (на лодке).
- Какое волшебное словечко сообщил старик мальчику? (пожалуйста).
- Помогло ли волшебное слов в просьбах Павлика? (да).
- Куда бежал герой благодарить старичка? (в сквер).
- Кем был старичок для мальчика? (настоящим волшебником).
Рассказ про мальчика Павлика, который обижался, что ему никто ничего не дает. Один старичок подсказал волшебное слово, которое надо говорить, когда что-то просишь. Павлик не верил, что оно поможет, но слово оказалось действительно волшебное.
Волшебное слово читать
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка-кую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
❤️ 849
🔥 535
😁 535
😢 337
👎 265
🥱 315
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.
Главным героем рассказа является Павлик, представленный автором в образе маленького мальчика, отличающегося грубостью, нетерпимостью, невоспитанностью.
Сюжетная линия рассказа разворачивается в момент встречи главного героя Павлика со старичком, сидевшим на скамейке в парке.
Старичок замечает расстроенного мальчишку и интересуется причиной его плохого настроения. Павлик решает поделиться своим горем и рассказывает незнакомцу о плохих отношениях в семье, выражающихся в неисполнении родственниками его просьб.
Оказывается, Ленка, являющаяся Павлику сестрой, добрая и отзывчивая девочка, не желает делится с мальчиком своими красками для рисования. Бабушка, постоянно что-то готовящая вкусненькое на кухне, все отказывает Павлику, просящему кусочек сладостей, прогоняя его из помещения, а старший брат, увлекающийся катанием на лодке, не разрешает мальчику сопровождать его на речных прогулках.
Старичок внимательно слушает жалобы Павлика, а затем советует мальчику в его просьбах использовать волшебное слово, которое, с точки зрения незнакомца, может решить все его мальчишеские проблемы. Волшебное слово старичок произносит Павлику прямо в ухо, предупреждая, чтобы мальчик применял его исключительно тихим и спокойным голосом, прямо смотря в глаза собеседника.
Озадаченный Павлик решает испробовать метод старика и, придя домой, обращается к сестре с просьбой порисовать ее красками, произнеся при этом слово «пожалуйста». К удивлению мальчика, Ленка тут же выдает Павлику краски. Тогда мальчик идет на кухню и с использованием волшебного слова просит у бабушки пирожок. Обрадованная воспитанностью внука женщина выдает мальчику заветную вкуснятину.
Тоже самое происходит и со старшим братом, который поначалу сомневается в искренности слов Павлика, но под давлением сестры и бабушки соглашается взять брата с собой на прогулку на лодке по реке.
Воодушевленный собственными победами Павлик бежит в парк, к скамейке, где встретился со стариком, с целью проявления благодарности к мужчине, однако скамья оказывается пустой.
Смысловое значение рассказа заключается в проявлении уважительного отношения к людям, вежливости, чуткости, заботе, доброте, мудрости и вниманию.