Про глупого змея и умного солдата чему учит сказка

Конспект занятия по литературному чтению в подготовительной группе

Тема занятия: 

«Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата»

Цели занятия:

1. Образовательные: учить определять поступки героев и соотносить со своими действиями; побуждать детей понимать сюжет; учить анализировать произведение; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь; расширять связную речь детей; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий; способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

3. Воспитательные: воспитывать внимательность, любовь и сострадание к ближнему товарищу; прививать детям доброту; способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе детей.

Оборудование, оснащение занятия: сказка.

Ход занятия

Подготовительный

Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

-Ребята, а что такое народная сказка? (Сказка автором, которой является народ.) Давайте проверим, какие вы знаете народные сказки. Я беде загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.

(Репка)

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

(Царевна-лягушка)

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

-Молодцы. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Про глупого змея и умного солдата». А вы слушайте внимательно.

Основной Чтение сказки (см. приложение 1).

— А сейчас я хочу проверить, вы внимательно меня слушали? Воспитатель задает вопросы детям.

-Кто главный герой сказки? (Солдат, змей)

-Какими качествами обладают эти герои? (Солдат — смелый, умный; змей – глупый.)

-Как в первый раз солдат перехитрил змея? (Вошел солдат в избу — он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, — вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.)

-А во второй раз? (- Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, — говорит солдат. — Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат! Змей послушался и завязал глаза рогожей. — А ну, свистни! Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал: — Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.)

Основной

— Какие задания давал змей солдату? (принести вола, воды, дерево)

— Чем же закончилась эта сказка? (змей повез солдата домой и испугался т. к. если малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут)

-Что то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким.

Чтобы сильным стать и ловким,

(Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)

Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже, (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)

Как погода хороша! (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)

Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой — бросок!

(Изображаем метание левой (правой) рукой.)

Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)

-А кто из вас хочет пересказать сказку? Я буду вам помогать. Давайте попробуем. Дети по желанию пересказывают сказку.

Заключение

— Чему может нас научить она? (храбрости, мудрости)

— Ну как, вам понравилась сказка?

— А наше занятие?

Приложение 1.

Русская народная сказка

«Про глупого змея и умного солдата»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошел домой. Идет, трубочку покуривает да песни распевает.

Шел он, шел и пришел под вечер в какую-то деревушку. Подошел к ближней избенке и стучит в окно:

—Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!

Никто не отзывается.

Пошел солдат к другой избе, постучал. И здесь молчат. Пошел солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь ни ответа, ни привета. Открыл солдат дверь, вошел в избу. Смотрит — никого нет, все кругом пылью да паутиной покрыто.

«Что за диво? — думает солдат. — Куда все люди из этой деревни подевались?»

Стал ходить по избам. Куда ни заглянет — везде пусто.

Вошел, наконец, в последнюю избушку. Сидит там, на печке старик, вздыхает да плачет.

—Здравствуй, добрый человек! — говорит солдат.

—Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадешь.

—Это почему?

—А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!

—А может, и подавится? — говорит солдат. — Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.

Легли, переночевали.

Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба — прилетел змей. Сунул голову в дверь, увидел старика и солдата.

—Ага, — говорит, — прибыль есть! Оставил одного, а нашел двух — будет чем позавтракать!

—Будто и взаправду съешь? — спрашивает солдат.

—Съем да облизнусь!

—Врешь, подавишься!

—Да ты разве сильнее меня?

—Еще бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.

—А ну давай попробуем, кто кого сильнее!

—Давай!

Поднял змей большущий камень и говорит:

—Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю — только песок посыплется!

—Дави, посмотрю!

Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались.

—Экое диво! — говорит солдат. — А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.

—Этого я не могу, — говорит змей.

—А я могу! Сейчас покажу.

Вошел солдат в избу — он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, — вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.

—Что, видел? У кого силы больше?

—Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей. А вот попробуем, кто из нас громче свистнет!

—Ну, свистни!

Змей как свистнул — деревья закачались, все листья с них осыпались.

—Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, — говорит солдат. — Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат!

Змей послушался и завязал глаза рогожей.

—А ну, свистни!

Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал:

—Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.

—Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и еще разок-другой свистнуть.

—Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я — меньшим.

—Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!

—Ну, брат, — говорит змей, — бросим мы этого старика, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там стадо волов пасется. Выбери самого жирного и тащи сюда!

Нечего делать, пошел солдат в степь.

Видит — пасется большое стадо волов. Солдат давай их ловить да за хвосты связывать.

Змей ждал, ждал — не выдержал и сам побежал.

—Что так долго? — спрашивает.

—А вот постой, — отвечает солдат, — свяжу штук пятьдесят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на целый месяц хватило.

—Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.

Ухватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на плечи и потащил в деревню.

—Как же это так, — говорит солдат, — я столько волов связал — неужели их бросить?

—Брось, — отвечает змей. — На что они нам!

Пришли в избу, наложили два котла говядины, а воды нету.

—Н тебе воловью шкуру, — говорит змей солдату. — Ступай набери полную воды и неси сюда — станем обед варить.

Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит.

Пришел к колодцу и давай окапывать его кругом.

Змей ждал, ждал — не выдержал, побежал сам:

—Что это ты, брат, делаешь?

—Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.

—Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уйдет, а нам обед варить!

Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понес домой.

—А ты, брат, — говорит он солдату, — ступай в лес, выбери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.

Пошел солдат в лес, начал лыко драть да веревку вить. Свил длинную-предлинную веревку и принялся дубы опутывать.

Змей ждал, ждал — не выдержал, сам побежал в лес:

—Что так мешкаешь?

—Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.

—Экий ты, все по-своему делаешь! — говорит змей.

Вырвал с корнем толстый дуб и сам поволок к избе.

Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою трубочку, сам ни словечка не говорит.

Наварил змей говядины, зовет солдата обедать.

А солдат сердито отвечает:

—Не хочу!

Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:

—Скажи, брат, за что сердишься?

—А за то и сержусь, — отвечает солдат, — что я ни сделаю, все не так, все не по-твоему.

—Ну не сердись, помиримся!

—Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.

—Изволь, брат, отвезу.

Сел солдат змею на спину и полетел на нем.

Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во все горло кричат:

—Солдат приехал! Змея привез!

Змей испугался и спрашивает:

—Что, что они кричат? Никак я не разберу.

—А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!

«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»

Сбросил солдата — да бежать.

Убежал и пропал, как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей пожирать — так напугался!

Филиал Муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 90»-«Саргинская средняя
общеобразовательная школа»

Проектно-исследовательская работа на тему:

«Образ солдата в русских бытовых сказках»

                  http://detsky-mir.com/uploads/images/4/2/8/9/3364/f3ac646f88.jpg

Авторы работы:                                             Мельников
Дмитрий

                                                              
             Сафонова Дарья

Руководитель:                              
           Учитель начальных классов

                                                                   
 Колмогорова Лариса Юрьевна

2021

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………….……….3
  2. Глава 1.Понятие сказки……………………………….…………….5
  3. Глава 2. История военной службы…………………………………7
  4. Глава 3. Анализ изученных сказок о русских
    солдатах…………..9
  5. Заключение………………………………………………………….13
  6. Список литературы, источники……………………………………15
  7. Приложение 1……………………………………………………….16
  8. Приложение 2……………………………………………………….17

                                                   Введение

Актуальность темы:

Сказки живут очень долго. С ними
связаны наши представления о мире, добре и зле.  Сказки любят читать все дети.
Сказки учат нас не бояться трудностей. Сказка учит патриотизму. Главный Герой
всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не
казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость
и помощь друзей.

Цель нашего  проекта:  изучить бытовые сказки о солдатах и
определить образ солдата в них

Исходя из цели, мы определили
следующие задачи:

— изучить особенности бытовых сказок

-составить список произведений по данной
теме;

-прикоснуться к истории военной
службы;

— привлечь внимание одноклассников к
этой теме.

Методы:

-Знакомство с литературой;

-Чтение и изучение русских народных
бытовых сказок;

-Анализ сказок;

-Создание буклета.

Гипотеза:

Мы предложили, что, наверное, «Солдатские
сказки» занимают особое место среди народных сказок. Главный герой этих
сказок — не сказочный персонаж, а вполне реальный — самый обычный солдат. Но,
благодаря своей находчивости, смекалке и смелости солдат становится легендарным,
почти сказочным героем.   Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать
вывод, что сказки способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек
– это красна девица, умница, рукодельница…  А для мальчиков – добрый молодец –
смелый, честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.

Глава 1.Понятие сказки

                                   Любят
сказки все на свете,

Любят
взрослые и дети.

Сказки
тайну открывают,

Деток
в гости приглашают,

Сказка
— ложь, да в ней намёк,

Добрым
молодцам урок.

Превращенья,
чудеса

Очень
часто происходят.

А
добро там побеждает,

Всё
плохое прочь уходит.

Сказка- это жанр литературного
творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная
история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать
самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она
прививает детям уважение к старшим, доброту, учит  быть смелым и достойным.

Волшебный язык сказки пробуждает веру
в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого
захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

               Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события
каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют
реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о
женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых,
ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине,
барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и
др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная
направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным
заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество,
грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих
сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать
сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть
черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на
нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В
центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения
эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные.  В них
нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях
повествования, которые раскрывают образы героев. «

        Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь
в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее
название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные
сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой
сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или
кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако
преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости.

                   Бытовые
сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым.
Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают,
и они остаются ни с чем.

Глава 2.  История военной
службы

1.    
На первом
этапе мы посетили библиотеку и создали список  литературы по данной теме. В
него вошли русские народные и авторские сказки про солдата. Оказалось, что в
этом списке много сказок про солдата и царя Петра 1.

2.     На
втором этапе: для того, чтобы глубже понять для себя характер солдата, его
поступки, мы решили узнать как становились солдатами, в каких условиях
проходила военная служба тех времен и выяснили: 

— до конца 17 века, защитную функцию
государства выполняло стрелецкое войско. Они жили на землях выданных царем и
были готовы по первому зову выступить на неприятеля. Первое регулярное войско
появилось только при первом российском императоре, Петре первом.

 -1705 года Петр издал указ о введении
рекрутского набора солдат в русскую армию. С этого момента началось обучение
низших чинов. Служба в царской армии была тяжелой и мне стало интересно,
сколько лет служили в царской армии? В те времена страна постоянно находилась в
состоянии войны, по этой причине в армию призывали пожизненно.

-XVIII-третьей четверти XIX вв.
Русская армия комплектовалась на основе рекрутской повинности, которой
подлежали только представители податных сословий (мещане, рабочие и цеховые и
«разного прозвания» крестьяне). Рекрутская повинность носила общинный характер,
сами рекрутские наборы длительное время проводились нерегулярно и по мере
необходимости войск в новом пополнении, но в XIX в. система проведения наборов
была значительно упорядочена. В первые годы создания государственной армии
побеги рекрутов были частыми явлениями, поэтому для надежности их сковывали
кандалами. Позднее рекрутов начали помечать татуировкой в виде креста на
ладони. Но за исправную службу Петр щедро награждал своих солдат. Были введены
ряд премий за участие в значимых боях. Как указывалось выше, срок солдатской
службы первоначально был пожизненным и только в 1793 г. определён в 25 лет, в
1834 г. уменьшен до 20 лет службы в строю и 5 лет последующего пребывания в
«бессрочном отпуске» и впоследствии после Крымской войны неоднократно сокращался.
В 1874 г. рекрутчина была заменена более прогрессивной всесословной воинской
повинностью, которой подлежали представители уже всех сословий, повинность
имела личный характер, а сами наборы проводились ежегодно. Общая
продолжительность военной службы теперь определялась в 15 лет, из них
действительная служба в сухопутных войсках составляла 6 лет и 9 лет в запасе.

Глава 3. Анализ изученных сказок о русских солдатах

О русских солдатах сложено множество сказок и легенд,
их подвиги известны во всём мире и вызывают уважение земляков и граждан других
стран.

Нам хотелось бы выделить некоторые из них.

Находчивый солдат.
Каша из топора.

Эта солдатская сказка – самая известная. Вариантов ее
изложения довольно много. Солдатская жизнь никогда не отличалась обильной и изысканной
пищей, и потому при возможности служивые применяли свою находчивость и
смекалку, чтобы вкусно и сытно пообедать.

Однажды царь Пётр решил в гости к одному
из своих генералов заехать.
Как только стало об этом известно — во дворце генерала началась суматоха. Ещё
бы! Сам царь-государь гостем будет! Чем царя потешить? Чем угостить? Нельзя
лицом в грязь ударить, опозориться, хуже других-прочих его принять! Попал на
генеральскую кухню и отставной солдат. Он верой и правдой отслужил-отвоевал в
царской армии двадцать пять годков. Царя-то ещё только к вечеру ожидали, а
мужиков пригнали на кухню рано утром, они дома даже поесть не успели. До чего
уж мужики к голодухе были привычны, но в середине дня у них животы стало от
голода подводить.

-Ваше превосходительство! Разрешите
мужичкам кашу сварить, а то они скоро от голода с ног повалятся!

В этой сказке хитрый солдат сумел убедить генералов,
что из обычного топора можно приготовить вкусную кашу. Солдат
рассказал царю как кашу варил, а повара заморские кивали головами, подтверждая
его слова.
Царь так захохотал, что от смеха долго не мог слова произнести.
— Вот каков русский солдат! — наконец проговорил царь Пётр. — Всех заморских
поваров объегорил! Хвалю за смекалку! Чем бы тебя наградить, солдат?
Царь огляделся, вырвал из рук какого-то графа топор, на котором уже ни одной
крупинки каши не осталось, протянул его солдату.
— Вот, служивый, дарю тебе топор!

Солдат в этой сказке, конечно нравится читателям, он
находчивый и смекалистый. Ну а смелым солдат должен быть просто по определению.

                                

«Находчивый
солдат»

Народная сказка «Находчивый солдат»
повествует историю о том как царь Петр однажды зашел в трактир. Он часто
переодевался в простую одежду, чтобы слушать что кто будет говорить. Подсел
царь к солдату и стал его расспрашивать из каких он солдат. Тот ответил, что из
костромских, а Петр сказал, что он его земляк. Тогда солдат предложил заложить
палаш, чтобы напиться. Царь не согласился с этим и спросил солдата, что тот
будет делать, если будет тревога. На что солдат ответил, что генералы спят до
полудня. Петр ушел, а солдат заложил палаш и напился.

Утром объявлен царский смотр. Тогда солдат вместо
оружия сунул в ножны деревяшку. Когда царь шел мимо солдатских рядов и увидел
знакомого солдата приказал ему рубить себя палашом. Сначала солдат сказал, что
не может поднять оружие на царя, но Петр приказал еще строже. Солдат с криком
«Господи! Сделай это оружие деревом!» ударил Петра деревяшкой и она
разлетелась в щепки. Тогда Петр сказал солдату:

-Молодец, находчивый. Три дня гаупвахты и в штурманскую
школу!

«Царь
в лесу»


История о том, как царь Пётр заблудился в лесу и встретил там
бравого солдата и о том, какие приключения они вместе пережили. Долго плутал царь
лесу.

Потом встретил на лесной тропинке
солдата. Солдата командиры в отпуск домой отпустили. За хорошую службу.

Познакомился царь с солдатом, но не
сказал, что он царь. Назвался просто Петром.

Стал расспрашивать Пётр –
каково быть солдатом?

– Трудно, – отвечал солдат. – Но мы
– русские. Всё преодолеем. Ради России-матушки можно и потерпеть.

Сказка «Солдат и царь в
лесу» рассказывает о том, что и добрые поступки будут справедливо оценены. 

Солдат
показан как: сильный, находчивый, смелый, мужественный, самоотверженный
человек, но в то же время добрый и скромный.

                                                              
 Заключение

Сказка учит: мир
делить на хороших и плохих людей. Но добрых всегда больше,  их и любит удача,
а  у злых плохой «конец».

Сказка формирует
образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

         Сказка учит не бояться
трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы
невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играет
вера в себя, смелость и помощь друзей.

       Сказка учит: не имей сто
рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга- это не отвернуться
от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей,
птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём
пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.

         Таким образом, можно сделать
вывод, что солдат — положительный персонаж русских бытовых сказок. Русский
солдат обладает массой качеств. Он хитер, умен, вынослив, силен. Он умеет
терпеть боль, выносить страдания. Он может выдержать голод и лишения, может
страдать от холода и тяжелых условий, но он никогда не сдается, ибо он знает,
что он отвечает не только за свою жизнь. Русский солдат отвечает за свою
страну, за свою семью и за свое будущее.

           Мы считаем, нам удалось
достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, мы выяснили, что солдат
олицетворяет справедливых, добрых, мужественных, честных и ответственных
героев. Солдат защищает маленьких, слабых и обездоленных, наказывает злодеев,
учит справедливости, всегда приходит на помощь всем нуждающимся, всегда готов
поделиться всем что у него есть и бесстрашно пожертвовать собой ради других.

    И, главное, сказка учит, что
добро  всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает
зло. Не это ли модель идеального мира?

                                  Список литературы, источники

1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.:
Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.

2. Фольклор народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, — 320с.

3. Сказки русский писателей. – М.: Детская
литература, 1986. – 383с.

4. Материалы из интернета.

5.Русские народные загадки, пословицы, поговорки,
Москва Просвещение, 1990.-232с.

6.Русские солдатские сказки, Москва АСТ 2015;

7.https://fb.ru/article/179014/chto-takoe-byitovaya-skazka-byitovyie-narodnyie-skazki        

                                                                                                                        Приложение 1

                            
             Список «солдатских» сказок

1.     Солдат Иванка

3.     Солдат и чёрт

4.     Солдат и барин

5.     Солдат и его жена ведьма

6.     Сказка о русском солдате

7.     Сказка  про глупого змея и
умного солдата

8.     Солдат и царь в лесу

9.     Пётр I и находчивый солдат

10. Солдат и царь

11. Про короля и солдата

12. Находчивый солдат: Каша из топора

13. Находчивый солдат: Петр Великий,
монахи и отставной солдат

14. Находчивый солдат: Про солдата и
Петра Первого

15. Находчивый солдат: Чья одежда лучше?

16. Солдатская шинель.

17. Отставной солдат.

18. Про солдата, кузнецкого сына.

19. Храбрый солдат.

20. Студенты и хитрый солдат.

21. Сметливый солдат.

22. Беглый солдат и черт.

23. Солдат и пельмени.

24. Солдатская загадка.

25. Шел солдат домой.

26. Баба и два солдата.

                                                                      
                Приложение 2

Пословицы и поговорки о солдатах

Есть у солдата шинель – есть и постель.

Хлеб да вода – солдатская еда.

Солдат и стоя выспится.

Солдат лишь у костра не мерзнет.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бей врага — не жалей батога.

Верно служу — ни по чем не тужу.

Веселое горе — солдатская жизнь.

В нашей волости три болезни: рекрутство, подати да
земщина.

В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку
взял, тот и капрал.

Воевал молодой, а под старость — отпустили домой.

Воевать — так не горевать, а горевать — так не
воевать.

Воин: сидит под кустом да воет.

В спину бьют, как полосу куют.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

Где тесно, там-то солдату и место.

Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.

Еще бы воевал, да пищаль потерял.

Из лука — не мы, из пищали —- не мы; а зубы поскалить,
язык почесать — против нас не сыскать.

Казак без коня — что солдат без ружья.

Не будешь покойник — будешь полковник.

На войне рать крепка воеводою.

Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

Один воин десять рот водит.

Сказка Про глупого змея и умного солдата, Русская народная сказкаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошёл домой. Идёт, тру­бочку покуривает да песни распевает. Шёл он, шёл и при­шёл под вечер в какую-то деревушку. Подошёл к ближней избёнке и стучит в окно:
— Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!
Никто не отзывается. Пошёл солдат к другой избе, по­стучал. И здесь молчат.
Пошёл солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь — ни ответа ни привета.
Открыл солдат дверь, вошёл в избу. Смотрит — никого нет, всё кругом пылью да паутиной покрыто. «Что за диво? — думает солдат. — Куда все люди из этой деревни подевались?»
Стал ходить по избам. Куда ни заглянет — везде пус­то… Вошёл он наконец в последнюю избушку. Сидит там на печке старик, вздыхает да плачет.
— Здравствуй, добрый человек! — говорит солдат.
— Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадёшь.
— Это почему?
— А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!
— А может, и подавится? — говорит солдат. — Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.
Легли, переночевали. Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба — прилетел змей. Сказка Про глупого змея и умного солдата, Русская народная сказкаСунул голову в дверь, увидел старика и солдата.
— Ага, — говорит, — прибыль есть! Оставил одного, а нашёл двух — будет чем позавтракать!
— Будто и взаправду съешь? — спрашивает солдат.
— Съем да облизнусь!
— Врёшь, подавишься!
— Да ты разве сильнее меня?
— Ещё бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.
— А ну давай попробуем, кто кого сильнее!
— Давай!
Поднял змей большущий камень и говорит:
— Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раз­давлю — только песок посыплется!
— Дави, посмотрю!
Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посы­пались.
— Экое диво! — говорит солдат. — А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.
— Этого я не могу, — говорит змей.
— А я могу! Сейчас покажу.
Вошёл солдат в избу — он ещё с вечера углядел на сто­ле узелок творогу, — вынес этот узелок — и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.
— Что, видел? У кого силы больше?
— Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей… А вот по­пробуем, кто из нас громче свистнет!
— Ну, свистни!
Змей как свистнул — деревья закачались, все листья с них осыпались.
— Хорошо ты свистишь, а всё не лучше моего, — гово­рит солдат.Сказка Про глупого змея и умного солдата, Русская народная сказка — Завяжи-ка наперёд свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат! Змей послушался и завязал глаза рогожей.
— А ну, свистни!
Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во всё горло закричал:
— Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.
— Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и ещё разок-дру­гой свистнуть.
— Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я — меньшим.
— Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!
— Ну, брат, — говорит змей, — бросим мы этого стари­ка, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там ста­до волов пасётся. Выбери самого жирного и тащи сюда!
Нечего делать, пошёл солдат в степь. Видит — пасётся большое стадо волов.
Солдат давай их ловить да за хвосты связывать. Змей ждал, ждал — не выдержал и сам побежал.
— Что так долго? — спрашивает.
— А вот постой, — отвечает солдат, — свяжу штук пять­десят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на це­лый месяц хватило.
— Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.Сказка Про глупого змея и умного солдата, Русская народная сказкаУхватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на
плечи и потащил в деревню. — Как же это так, — говорит солдат, — я столько волов связал — неужели их бросить?
— Брось, — отвечает змей. — На что они нам! Пришли в избу, наложили два котла говядины, а воды нету.
— На тебе воловью шкуру, — говорит змей солдату. — Сту­пай набери полную воды и неси сюда — станем обед варить.
Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит. Пришёл к колодцу и давай окапывать его кругом. Змей ждал, ждал — не выдержал, побежал сам:
— Что это ты, брат, делаешь?
— Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.
— Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уй­дёт, а нам обед варить!
Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понёс домой.
— А ты, брат, — говорит он солдату, — ступай в лес, вы­бери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.
Пошёл солдат в лес, начал лыко драть да верёвку вить. Свил длинную-предлинную верёвку и принялся дубы опутывать.
Змей ждал, ждал — не выдержал, сам побежал в лес.
— Что так мешкаешь? — спрашивает змей солдата.
— Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.
— Экий ты, всё по-своему делаешь!Сказка Про глупого змея и умного солдата, Русская народная сказка
Вырвал змей с корнем толстый дуб и сам поволок к избе. Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою тру­бочку, сам ни словечка не говорит.
Наварил змей говядины, зовёт солдата обедать. А сол­дат сердито отвечает:
— Не хочу!
Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:
— Скажи, брат, за что сердишься?
— А за то и сержусь, — отвечает солдат, — что я ни сде­лаю, всё не так, всё не по-твоему.
— Ну не сердись, помиримся!
— Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.
— Изволь, брат, отвезу.
Сел солдат змею на спину и полетел на нём. Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во всё горло кричат:
— Солдат приехал! Змея привёз! Змей испугался и спрашивает:
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
Сбросил солдата — да бежать. Убежал и пропал, как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей по­жирать — так напугался!

Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.


1

Краткое содержание сказки «Про глупого змея и умного солдата»?

Краткое содержание сказки «Про глупого змея и умного солдата»?

Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — краткое содержание?

Краткое содержание сказки «Про глупого змея и умного солдата» для читательского дневника?

План сказки «Про глупого змея и умного солдата»?

2 ответа:



3



0

  1. Пустая деревня. По пути домой набрел солдат на пустую деревню, всех жителей которой съел змей. Один старик остался, сидит, плачет и змея ждет.
  2. Встреча со змеем. Сообразительность и солдатская смекалка помогли солдату обхитрить змея. Вместо того, чтобы съесть его, змей предложил им побрататься.
  3. Обед змея и солдата. Опять, проявив свой хитрый ум, солдат не выказал никакой слабости перед змеем. Но так как он не мог выполнить ни одно из поручений змея, повернул все так, как будто змей все хочет делать по-своему, а с его, солдата, желаниями не считается.
  4. Змей повез солдата в родную деревню.
  5. Встреча с ребятишками: солдат напугал змея, сказал, будто ребятишки собираются его съесть. Змей бросил солдата и улетел. И больше никогда не разорял деревни.



0



0

Домой со службы возвращался солдат. Повстречал он в опустевшей деревне злого Змея Горыныча. Обманул бывалый солдат чудище. Змей даже захотел с солдатом побрататься. Но условие Горыныч поставил, чтобы солдат его поручения выполнил. Не смог сделать этого солдат, но притворился сердитым, чудище вокруг пальца обвел, обхитрил. Заставил солдат Змея везти его в свою деревню. Прилетели они, а вокруг много ребятишек столпилось, все кричат. Испугался их Змей Горыныч и наутек пустился. А солдат дома остался.

Читайте также

В русской народной сказке «Благодарный мертвец» идет речь о том как умирающий старик решил испытать своих трех сыновей.

Дал им по сто рублей и приказал пойти купить разум.

В конечном результате младший сын женился на царевне.

Краткое содержание.

Было у царя три сына. Раз пошли они на охоту, и младший сын, Иван-царевич, заблудился. Помог он соколу добычу разделить поровну между зверями и птицами. За это сокол дал ему волшебное свойство превращаться в сокола и муравья.

Полетел Иван-царевич в тридевятое царство и нанялся к тому царю в услуженье. А дочь этого царя похитил двенадцатиглавый змей и заточил в хрустальную гору.

Иван-царевич победил трёхглавого, шестиглавого и двенадцатиглавого змея, а сам женился на царевне.

<hr />

План сказки.

  1. Царские сыновья поехали на охоту.
  2. Иван-царевич делит добычу между зверями и птицами.
  3. Царевич устраивается к другому царю на службу.
  4. Пргулка с царевной на хрустальную гору.
  5. Иван-царевич стал пастухом.
  6. Главный герой убивает трёх змеев.
  7. Освобождение царевны и счастливый конец.

Сказка о купеческом сыне Иване, который пройдя немало испытаний, встретив злых людей на своём пути, которые с помощью обмана пытались лишить его счастья, всё-таки обрёл его. Для меня урок в том, что необходимо быть целеустремлённым, настойчивым и никогда не сдаваться.

Краткое содержание сказки «Волшебная дудочка» для читательского дневника в 5-6 предложений:

  1. Умирает родная мать девушки и отце ее женится вторично
  2. Мачеха невзлюбила падчерицу и не хочет отдавать ей наследство
  3. Пошли дочь мачехи и падчерица за ягодами, а падчерица полную корзинку набрала.
  4. Завидно стало дочери мачехи и столкнула она падчерицу с мостков в болото
  5. Утонула падчерица и как ее не искали — не нашли
  6. Странник срезал дудочку и та играя рассказывала о том, как убили девушку.

Краткое содержание сказки «Волшебная дудочка» читается за 3 минуты:

Жила была счастливая семья, мама, папа и дочь. Но умерла мать и отец погоревал, да женился на другой. А у той своя дочка и ее она холила и нежила, а падчерицу невзлюбила.

Хотя именно падчерица была и работящая и красивая.

нашел отце однажды сундук с вещами матери девушки и решил поровну разделить между дочерьми.

Мачеха возмутилась, как так, поровну, когда можно все себе взять.

И вот пошли девушки в лес по ягоды. Падчерица быстро набрала целую корзину красивых ягод, а у второй еда дно закрыто. Вспомнила она слова матери, выхватила корзинку с ягодами, а падчерицу столкнула с мостков в болото.

Умоляла та ее спасти, но мачехина дочь только посмеялась.

Вернулась она с полной корзиной, а падчерицы все нет. Пошли все искать ее, да так и не нашли.

К концу лета шел через болото странник и срезал дудочку. Стал на ней играть, а та историю девушки рассказывает. Пришел странник в деревню и сыграл эту песню. Услышал отец, позвал свидетелей, посадили мачеху и дочь ее. Сходили на болото, нашли девушку в воде, вытащили, и ожила она. Да еще и жаловалась, что долго ее не спасали.

Отвечая на Ваш вопрос, я не вижу другого варианта, кроме как совместить план с кратким содержанием.

Краткое содержание и план сказки сказки «Хитрая наука».

I. Неудачная попытка старика отдать сына в науку.

У старика не было денег, чтобы обучить своего сына какой-либо профессии, а желающих бесплатно дать знания в городе не находилось.

II. Странное предложение незнакомца.

Однажды повстречал старичок чудаковатого человека, который согласился обучить его сына, но только с условием, что вернёт наставник мальчика отцу только в том случае, если ровно через три года, день в день, на сём же месте он узнает своё чадо.

III. Радость родителя омрачилась его забывчивостью.

Старик обрадовался и согласился на всё, вот только вскоре запамятовал день, в какой он отдал сына, как позже оказалось, обучаться колдовскому ремеслу.

IV. Хитроумный план юноши.

Если бы не сын явившийся за день до назначенного срока, и рассказавший старичку, что во время опознания он сначала будет голубем летающим выше других птиц, потом неспокойным жеребцом, а в конце — парнем с мушкой на щеке, отец утратил бы своё дитя.

V. Старик трижды узнаёт своего сына.

На следующий день всё случилось так, как и говорил молодой человек, и чародей вынужден был расстаться со своим учеником.

VI. Интересный способ заработка.

С тех пор сын старичка сам стал волшебником, и оборачиваясь разными животными, которых продавал отец, вскоре убегал от новых хозяев, в том числе и своего учителя, всегда возвращаясь в родной домой.

VII. Гибель старого колдуна.

Злой же колдун отчаянно пытался вернуть способного ученика, но парень оказался мудрее, и сумел победить жестокосердного мага.

Краткое содержание сказки "Хитрая наука"?

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошёл домой. Идёт, тру­бочку покуривает да песни распевает. Шёл он, шёл и при­шёл под вечер в какую-то деревушку. Подошёл к ближней избёнке и стучит в окно:
— Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!
Никто не отзывается. Пошёл солдат к другой избе, по­стучал. И здесь молчат.
Пошёл солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь — ни ответа ни привета.
Открыл солдат дверь, вошёл в избу. Смотрит — никого нет, всё кругом пылью да паутиной покрыто. «Что за диво? — думает солдат. — Куда все люди из этой деревни подевались?»
Стал ходить по избам. Куда ни заглянет — везде пус­то… Вошёл он наконец в последнюю избушку. Сидит там на печке старик, вздыхает да плачет.
— Здравствуй, добрый человек! — говорит солдат.
— Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадёшь.
— Это почему?
— А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!
— А может, и подавится? — говорит солдат. — Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.
Легли, переночевали. Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба — прилетел змей. Сунул голову в дверь, увидел старика и солдата.
— Ага, — говорит, — прибыль есть! Оставил одного, а нашёл двух — будет чем позавтракать!
— Будто и взаправду съешь? — спрашивает солдат.
— Съем да облизнусь!
— Врёшь, подавишься!
— Да ты разве сильнее меня?
— Ещё бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.
— А ну давай попробуем, кто кого сильнее!
— Давай!
Поднял змей большущий камень и говорит:
— Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раз­давлю — только песок посыплется!
— Дави, посмотрю!
Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посы­пались.
— Экое диво! — говорит солдат. — А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.
— Этого я не могу, — говорит змей.
— А я могу! Сейчас покажу.
Вошёл солдат в избу — он ещё с вечера углядел на сто­ле узелок творогу, — вынес этот узелок — и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.
— Что, видел? У кого силы больше?
— Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей… А вот по­пробуем, кто из нас громче свистнет!
— Ну, свистни!
Змей как свистнул — деревья закачались, все листья с них осыпались.
— Хорошо ты свистишь, а всё не лучше моего, — гово­рит солдат. — Завяжи-ка наперёд свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат! Змей послушался и завязал глаза рогожей.
— А ну, свистни!
Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во всё горло закричал:
— Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.
— Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и ещё разок-дру­гой свистнуть.
— Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я — меньшим.
— Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!
— Ну, брат, — говорит змей, — бросим мы этого стари­ка, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там ста­до волов пасётся. Выбери самого жирного и тащи сюда!
Нечего делать, пошёл солдат в степь. Видит — пасётся большое стадо волов.
Солдат давай их ловить да за хвосты связывать. Змей ждал, ждал — не выдержал и сам побежал.
— Что так долго? — спрашивает.
— А вот постой, — отвечает солдат, — свяжу штук пять­десят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на це­лый месяц хватило.
— Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.Ухватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на
плечи и потащил в деревню. — Как же это так, — говорит солдат, — я столько волов связал — неужели их бросить?
— Брось, — отвечает змей. — На что они нам! Пришли в избу, наложили два котла говядины, а воды нету.
— На тебе воловью шкуру, — говорит змей солдату. — Сту­пай набери полную воды и неси сюда — станем обед варить.
Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит. Пришёл к колодцу и давай окапывать его кругом. Змей ждал, ждал — не выдержал, побежал сам:
— Что это ты, брат, делаешь?
— Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.
— Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уй­дёт, а нам обед варить!
Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понёс домой.
— А ты, брат, — говорит он солдату, — ступай в лес, вы­бери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.
Пошёл солдат в лес, начал лыко драть да верёвку вить. Свил длинную-предлинную верёвку и принялся дубы опутывать.
Змей ждал, ждал — не выдержал, сам побежал в лес.
— Что так мешкаешь? — спрашивает змей солдата.
— Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.
— Экий ты, всё по-своему делаешь!
Вырвал змей с корнем толстый дуб и сам поволок к избе. Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою тру­бочку, сам ни словечка не говорит.
Наварил змей говядины, зовёт солдата обедать. А сол­дат сердито отвечает:
— Не хочу!
Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:
— Скажи, брат, за что сердишься?
— А за то и сержусь, — отвечает солдат, — что я ни сде­лаю, всё не так, всё не по-твоему.
— Ну не сердись, помиримся!
— Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.
— Изволь, брат, отвезу.
Сел солдат змею на спину и полетел на нём. Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во всё горло кричат:
— Солдат приехал! Змея привёз! Змей испугался и спрашивает:
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
Сбросил солдата — да бежать. Убежал и пропал, как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей по­жирать — так напугался!

  • Про волка и барана сказка
  • Про вовку и веронику слушать сказка
  • Про винни пуха рассказы
  • Про винни пуха рассказ дедуля
  • Про ведунью варю ведунью рассказ