- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ сказки Иванушка дурачок
Анализ сказки Иванушка дурачок Горького
Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки, пока сам мужик поедет в город со своей женой, но Иван не справился и с этим элементарным поручением и неведомым для него самого образом сумел потерять детишек и отправился на их поиски.
Весь каламбур заключается в том, что Иван снял дверь, когда вспомнил наказ мужика не выпускать детей за неё, и отправился на поиски ребятишек с дверью за спиной. На своём пути главный герой повстречал медведя, которому он и рассказал о своей беде, но косолапый вместо помощи начал смеяться над дурачком. Иван же в свою очередь не согласился с этим высказыванием, и медведь отвёл главного героя к медведице, и вместе они сумели найти пропавших детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Максим Горький хотел показать, что доброта является самым важным качеством в любом человеке, даже если он недалёк. Ведь, несмотря на всю глупость Ивана, медведь всё-таки согласился помочь. Автор учит не бояться быть самим собой (смешным), на примере главного героя. Но главная идея заключается в том, что человеческая глупость не всегда должна быть оправдана. Представьте, что могло произойти, если бы медведь отказал Ивану, и тот вернулся бы к родителям ни с чем.
Если рассматривать всё вышесказанное, то можно сделать вывод, что на первый взгляд детская сказочка про дурака, имеет огромный смысл, в том числе и двоякий. С одной стороны доброта главного героя сыграла важнейшую роль в ходе развития событий, а с другой, человеческая глупость не должна иметь таких вселенских масштабов. Всегда нужно уметь посмеяться над собой и своими промахами, но после необходимо взяться за голову и постараться исправить их с помощью логического мышления.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Иванушка дурачок
Популярные сегодня темы
- Хронологическая таблица жизни и творчества Льва Толстого
28 августа 1828 года появился на свет известный писатель Лев Николаевич Толстой в имении Ясная поляна в Тульской губернии. Писатель происходил из дворянского рода, графской ветви и владели усадьбе Ясная Поляна
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение
Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным
- Характеристика 3 братьев из сказки Конек-горбунок
В сказке у отца три сына. Они занимаются выращиванием пшеницы и продажей её в столице. С некоторого времени у хлеборобов кто-то стал красть урожай с поля. Братья решили охранять пшеницу.
- Сочинение на тему Герои 21 века — кто они?
Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.
- Сочинение на тему Никто не забыт, ничто не забыто
В жизни любого человека присутствует что-то, на что он опирается всю свою жизнь, идя по миру с этой вещью, рука об руку. Шагая в жизни с этой вещью, которая служит для человека своеобразным
Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении образа. Е. М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов.
Иван — третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев — расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье.
Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.
С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу. Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает по мнению учёного-литературоведа Ж. Дюмезиля магическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с обязанностями жреца . Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак — носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках
Русские дураки и юродивые не столько о своей глупости свидетельствовали, сколько чужую выявляли, а особенно боярскую и царскую. Кажется, сам «батюшка» Иван Грозный завидовал славе Иванушки-дурачка и юродствовал вовсю. И женился без конца, и царство надвое делил, чтобы с полцарством остаться, и опричный двор в Александровском заводил со всяким шутовством. Даже от царства отрекался, шапку Мономаха на касимовского царевича Симеона Бекбулатовича надевал, а сам
И совершали скоморохи и юродивые подвиг — тот подвиг, который делал их почти что святыми, а часто и святыми. Юродивых нередко народная молва объявляла святыми, да и скоморохов тоже. Вспомните замечательнейшую новгородскую былину «Вавило скоморох». А скоморохи люди не простые – соморохи, люди святые.
Но особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывает. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.
• Дурак-невежа
«Таскать вам не перетаскать!» — кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.
• Ленивый дурак
Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.
• Исполнительный дурак
Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» — это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.
• Просто дурак
Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.
4. История имени
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных — Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас — глупого человека. Естественно, ведь самый младший — самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
5. Загадка образа Ивана-дурака
Иван-дурак — персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.
Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха (а то и мешает его достижению); если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод — помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, — находится в явном противоречии с тем, что в других — созданных тем же народом — сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.
Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:
“Было у него три сына.
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак. ”
Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. В русских сказках есть подобный сюжет, в котором главный персонаж, занимающий низкое социальное положение (мужик, солдат) и только из-за этого расцениваемый окружающими как заведомый глупец и невежда, посрамляет других — высоко вознесенных в общественном мнении — персонажей благодаря природному мужицкому уму и хитрости, но это сюжет других сказок, явно отличающихся от сказок про Ивана-дурака. “Редактируя” сюжет и заменяя в нем один мотив другим, взятым из другой сказки, Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.
Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой — дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,
Личная судьба человека, выступающая в виде его личных жизненных обстоятельств, (той среды, в которой он вынужден действовать и которую он не может выбирать по желанию), постоянно затрудняет его продвижение к цели и уклоняет в сторону от нее. Задача каждого состоит в том, чтобы исправить уклонения, ликвидировать или обойти препятствия и вернуться на правильный путь, причем сделать это как можно быстрее, эффективнее, не тратя лишнего времени и энергии. Именно в решении таких задач проявляются личные достоинства человека, здесь проверяются его ум, смекалка, стойкость, другие необходимые для жизненной борьбы качества, и чем больше были препятствия, чем дальше от цели заносила человека судьба, тем больше чести тому, кто сумел все-таки преодолеть трудности и прийти к цели.
Многие волшебные сказки строятся именно по такому образцу: некто ставит перед героем трудные задачи, и он вынужден, если не хочет лишиться жизни и счастья, преодолевать все препятствия. (Но самому герою не может ни с того, ни с сего прийти в голову отправиться на подвиги; любые подвиги, не связанные с его жизненным путем, не имеют для него никакого смысла). При этом главное, к чему он стремится, это восстановление исходного состояния, а не завоевание каких-то новых высот. Даже если в конце его ожидает награда, вроде женитьбы на царской дочке, то это лишь почетное звание, подтверждающее его доблесть и успех, но не цель, к которой он стремился.
Сюжет об Иване-дураке похож на этот тип сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Кубики, из которых строится сказка, те же самые, но сказка другая. В ней человек ставится в граничную ситуацию, заведомо исключающую для него возможность счастья. В сказке народ ищет ответа на вопрос, что должен делать человек, если судьба ставит его в такое положение, из которого нет возврата на жизненный путь, ведущий к цели. Именно такого человека символизирует образ Ивана-дурака. Если стать на эту точку зрения, сразу становится понятно, почему герой должен быть дураком не по видимости, а по своей сущности.
Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.
В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета (тезис: “Дурак не может прийти к цели, потому что он действует по-дурацки”; антитезис: “Дурак может прийти к цели, только если он действует по-дурацки”), обычно достаточно ясно выражено, и, по-видимому, легко “вычитывается” из сюжета теми, кому, собственно, и адресована сказка. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать — никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, — он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники
6. Мир без «ученых».
Между ним и «учеными» людьми — безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом — Бесталанного. И «ученые» — единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто «ученых» для автора сказок, — народа, вообще не существует или какие-то они недостойные для представительства в Иванстве-Ивании. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто — напросто народ сам учен, без отколовшихся от него «ученых». В народной многотысячелетней вселенской лаборатории многое такое создано, что ученые лишь потом подтвердили. Список бесконечный: первые представления о мировой гармонии, материи и энергии, силе и движении, молекуле и атоме, изобретение глобуса, создание книги и т. д. и т. д. Наш Михайло Ломоносов, пробившись в «ученые», только тем и занимался, что народные представления уточнял. А сколько этих представлений так и не понято «учеными», так и не развито, зачастую искажено до неузнаваемости. Но главное, повторяю, духовная граница между Иванами и «учеными». Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы «знайки» такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы «ученые», родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.
Линия между Иванами и «учеными» — линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. «Иваны, родства не помнящие», — так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства — это уже и не Иван.
Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван — Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.
Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, «замаскированныым героем». Будто на Иване — маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик — образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, — лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где «будут последние первыми». Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса.
Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана «дураком». В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», для них достает и славу, и богатство.
Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они — такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям.
Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем — в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать — сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем — вещуном. «Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!». Царству мертвых, основных врагов Ивана — Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу — противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, — особая цивилизация. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Это — цивилизация Россия. Другой такой не найти. «Рус Иван» называли и называют нас западные соседи, «урус Иван» — восточные.
Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, «любимые» богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию — дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны — Дураки.
Между тем бессмертие России — именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из «Судьбы человека». В Пушкине и Юродивом.
Конечно же, чем не Иван — Дурак национальная гордость России — Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пушкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г. , до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда «смертию смерть поправ», человек побеждает.
7. Заключение
Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому «дураку» не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.
Обновлено: 10.01.2023
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трех сыновей царя.
Иван-дурак
Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.
Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
Василиса Премудрая
Василиса Премудрая, персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. М. Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте А. Н. Афанасьева.
Василиса Прекрасная
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочку и померла.
(«Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах». М., Гослитиздат, 1958)
Елена Прекрасная
Елена Прекрасная — в древнегреческой мифологии дочь Леды и Зевса, овладевшего ею в обличие лебедя. Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Елену похитил герой Аттики Тесей, но её братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.
Современные люди, которым близок образ волевого, успешного человека, недоумевают, читая старые сказки. Почему Иванушка-дурачок, который не сделал абсолютно ничего выдающегося, стал вдруг главным героем многих древних сказаний? За какие заслуги ему досталось такое место в русской литературе? Это произошло отнюдь неспроста, и, прочитав эту статью, вы поймете, почему.
Иванушка-дурачок
Он всегда является самым последним ребенком, которому не достается ни родительского состояния, ни хорошей жены. Он появляется на свет в крестьянской семье, но при этом не занимается никаким полезным занятием, а просто лежит себе на печи. Но что удивительно, нигде в сказках не говорится об умственных способностях молодого человека. В них указывается на то, что он был обделен деньгами и хозяйством, но никак не умом. Тогда почему же называют его дураком?
Дурак или другой?
С какой-то стороны именно таким и предстает перед нами в сказках Иван. Ведь он проявляет себя не благодаря труду, состоянию батюшки, а благодаря своим потенциальным внутренним возможностям, которые открывают для него невиданные перспективы.
Почему же Иван-дурак стал главным героем?
Если с именем стало все более-менее понятно, то остается еще один вопрос: почему же Иванушка-дурачок стал таким популярным среди народа? Тому есть несколько объяснений.
Выводы
По какой бы причине Иванушка-дурачок не стал одним из самых любимых персонажей, он долго еще останется таким, скрашивая семейные вечера и заставляя задуматься, что такого скрывается за его именем и поведением. А вам нравится Иван-дурак?
Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него. Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!
Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.
Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!
Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.
Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.
Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.
Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе. Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.
Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.
Одним из самых любимых и известных персонажей русских сказок является Иван-дурак. На первый взгляд кажется, что какой-то деревенский лентяй и неумеха по счастливой случайности получает не только царевну в жены, но и половину царства. Если посмотреть внимательнее, то становится понятно, что моральные качества Ивана-дурака не так уж просты. На самом деле, он только прикидывается дурачком, а смекалка и ловкость являются чуть ли не основными его чертами.
Как появился образ
Откуда появились сказки про Ивана-дурака, до сих пор точно не известно. Фольклористы, которые вплотную занимаются исследованием народного творчества, считают, что в наши сказки этот колоритный образ пришел из древних мифов.
Согласитесь, удачливый, но при этом недалекий и смешной персонаж есть в сказаниях практически всех народов мира, но настолько популярен этот образ только в нашей культуре. Любой ребенок знает, кто такой герой сказок – Иван-дурак.
Почему любят Ваню
Волшебные качества Ивана
Некоторые специалисты утверждают, что у Ивана присутствуют некоторые качества жреца. Он младший из трех братьев, самый несмышленый и ленивый, но при этом только у него есть способность говорить загадками. И не только говорить – разгадывает он их тоже довольно успешно.
Персонаж Ивана имеет сходные черты со жрецами Древней Руси: он запросто общается с потусторонними силами, они помогают ему достаточно охотно. Таких персонажей называют трикстерами. Это балагуры, вруны и проказники, которые, как ни странно, несут людям пользу. Они совершают кучу глупостей, но именно это и придает им определенного шарма.
Очень тяжело назвать Ваню глупым, так как он часто использует в своих поступках хитрость и смекалку. Из любой, даже самой сложной ситуации Иван-дурак выходит победителем, а в конце сказки вообще женится на дочери царя и сам примеряет на себя титул правителя государства.
Существует несколько объяснений этого обидного прозвища.
Самое интересное, что человек с такой обидной кличкой чаще всего прекрасно поет, владеет музыкальными инструментами и сочиняет рифмованные шутки.
Образ в сказках
О реальном происхождении персонажа можно только строить догадки. Специалисты в этой области так и не пришли к единому мнению, но основная версия, как уже говорилось выше, такая: авторы сказок про Ивана-дурака позаимствовали образ из древней мифологии.
Ваня является самым младшим из трех братьев. Он родился в семье крестьян, а этот факт предполагает наличие большого количества работы, но наш герой обычно ленится и ничего не делает. А вот его старшие братья – домовитые, работящие, настоящие хозяева.
Весь парадокс сказок про Ивана-дурака в том, что старшие братья так и остаются простыми крестьянами, а младший становится богатым и счастливым.
Первые сказки начали появляться еще в те далекие времена, когда люди верили в языческих богов. Тогда каждый герой представлял темную или светлую сторону. Иван-дурак, несомненно, является представителем добра.
Как воспринимают Ивана в России
Но все это совсем не значит, что русский народ питает особую любовь к глупости. В реальной жизни недалекие люди совсем не в чести, только о сказочном дураке принято говорить хорошо. Считается, что глупым он только притворяется для интриги.
Существует несколько типов дураков.
Образ Ивана-дурака в сказках народов мира
Конечно, фольклор каждого народа самобытен и имеет свой национальный колорит, но если хорошо присмотреться, то в сказаниях разных стран можно отыскать очень похожих героев. Самое интересное, что в других странах нашего героя тоже зовут Иван. Английского дурака зовут Джон, французского – Жан, испанского – Хуан, немецкого – Ханс, итальянского – Джованни.
Французский Жан – просто эталон беспросветной глупости. Он свято верит в то, что купленная им свинья сама побежит домой, стоит ей показать дорогу. Тут дурак выступает примером обычной человеческой глупости, над которой можно долго смеяться.
Английские сказки отличаются тем, что они больше напоминают поучительные истории. Основными чертами героя являются порядочность и доброта, но при этом он не особо смекалист. Он очень исполнительный, поэтому приказы, отданные в шутку, воспринимает буквально, поэтому часто попадает в нелепые смешные ситуации.
Если брать более близкое зарубежье, то есть страны бывшего Советского Союза, сказки которых похожи не только одинаковыми именами героев, но и перекликающимися сюжетными линиями.
Читайте также:
- Ананын балага биргэн ин зур булэге тел сочинение
- Дружба шерлока и ватсона сочинение
- Бедность в россии сочинение
- Сочинение мои родители железнодорожники
- Как проверяют сочинение егэ по литературе