Про сидорову козу сказка

Григорий Георгиевич Белых

Сидорова коза

Было их сорок пионеров, вожатый, сторож Сидор и еще Сидорова коза, Марья Васильевна.

Как переехали с весны на дачу, — устроили огород, на грядки разбили и каждому пионеру по грядке. Рой, копай, обрабатывай! Только сторожа Сидора да Марью Васильевну обделили. Сторожу надо дачу сторожить, некогда с грядкой возиться, а Марья Васильевна — животное неразумное, на что ей грядка! — Так и не дали. Зато пионеры за свои грядки всерьез взялись. Дружно заработали.

С утра до вечера с шумом и криками копошатся в огороде, будто червяки земляные. Морковку, репу, капусту сажают, траву выпалывают, землю лопатами ворошат. Всем много дела на огороде. На что уж глупая Марья Васильевна и та, нет-нет, да и заскочет. Остановится у ограды, посмотрит, вильнет хвостиком куцым и подумает, ухмыльнувшись, в бороду.

— Ха-а-рошая будет капустка к осени. Были в этом же отряде два закадычных друга: Санька — сын торговки семечками и Володька, по прозвишу Конопатый. Подружились они потому, что оба были курильщики отчаянные и вместе, бывало, тайком курили в уборной в клубе. Плохо стало, как на дачу переехали. В отряде запрещали курить пионерам, да и табаку не стало. В городе у матери гривенник выклянчить можно было и папирос купить или окурков посбирать.

А здесь — где возьмешь…

И вот раз надумали друзья:

— Давай, на своих грядках табак посеем, — сказал как-то Санька Конопатому.

— Нельзя. Ребята увидят — попадет.

— А мы тайком. Не узнают.

Санька долго соблазнял товарища, так что под конец тот согласился. Не мешкая раздобыли в деревне семян, устроили грядку дачей в укромном уголке и ну табак растить.

Так и побежало лето в заботах о труде. Ни шибко, ни тихо, день за днем. Ходили аккуратно ребята на табачную грядку. Пололи, поливали ее и, глядя на листики темно-зеленые, лукаво пересмеивались.

— Покурим, значит?

— Покурим!

И никто в отряде не знал, что выращивают на потайной грядке Санька с Конопатым.

Шло время помаленьку, а там, глядь, август подошел, а за ним и осень недалеко.

Поспел табак… Хороший, пышнолистый, цветистый. Пора бы и собирать, да не тут-то было.

Гуляла раз коза Марья Васильевна вокруг дачи вроде сторожа да и забрела в огород пионерский. Ходит себе между грядками, от скуки листики пощипывает. То капустку лопоухую, белобрысую хватит, то за свекольную ботву уцепится, а то просто крапиву жгучую шершавым языком слизнет и жует себе, не морщится.

Только скучно что-то Марье Васильевне. Чувствует она, что аппетит потеряла.

Ишь ты, думает, напасть какая! И как же это я без аппетита жить буду? Не иначе, как от однообразной пищи это.

Совсем загрустила коза. Ходит, жует лениво, о недугах козьих своих печалится и до того ведь огорчилась, что не заметила, как вместо капусты березовую кору уписывать начала. Вот до чего аппетит потеряла!

Побрехала Марья Васильевна с досады и прочь пошла. Только за дачу завернула, смотрит — еще грядка, маленькая такая, скромная, словно спрятана, и прикурнула у стенки, а на ней растет что-то. Листики так себе: неказистые, темные, с пупырышками коричневыми.

Посмотрела грустно коза и между прочим щипнула листик, потом другой. Вкусно показалось и знакомо что-то. И вдруг вспомнила, как Сидор кормил ее махоркой — вместо гостинца давал. Ожила тут Марья Васильевна да как навалилась, только треск идет. Жует, торопится, а сама соображает:

— Этакое счастье! Не иначе, как Санька с Конопатым сеяли табак.

Так вкусно показалось, что всю грядку до корешков почистила, а перед последним кустиком даже в раздумьи остановилась. Жалко очень стало, что все съела.

— Может на завтра оставить, на закуску? Стоит, размышляет, глазами — лупатками глупыми поводит и все решить не может, да вдруг как шарахнется, как заверещит.

В раздумье-то дура не заметила, как Санька с Конопатым пришли грядку поливать. Увидел Санька, что коза наделала, разозлился, хватил кол из изгороди да по хребту по козлиному как хватит.

— Табак жрать, — орет, — бей ее, белобрысую дуру! Бей гадину!

Марья Васильевна от страха глаза вылупила, а сама ничего не видит. Побежала через огород, а на встречу Конопатый. Размахнулся и камнем по козлиному лбу засветил. Только гул пошел. Очень разозлились ребята. Загнали Сидорову козу в угол огорода, колотят чем попало и приговаривают.

— Не воруй чужой табак! Не воруй!

От злости про все забыли, не слышат, как коза на весь огород соловьем заливается.

— Бе-да! Бе-е-да!

Услышали вопли козлиные в отряде. Сбежались ребята. Кто оттаскивать давай, кто козу закрывают.

— За что бьете? — спрашивают. А Санька с горя да как ляпнет:

— Табак сожрала.

— Какой табак! Где?

Покраснели ребята, молчат. А вожатый Сережа Дерябкин вышел вперед и говорит хмуро:

— Темное дело. Осмотрите-ка грядки ребята! Стали смотреть ребята и нашли потаенное место с обглоданными стволами табачными…

Ой, что тут было! Смотрит Марья Васильевна: очень разгневались пионеры на Саньку и Конопатого. Кричат, руками машут.

— Вон их из отряда!

— Судить их!

— Нельзя так оставлять! Другие засмеют нас.

И вечером при полном сборе судили закадычных друзей-курильщиков. Петька-стенгазетчик обвинителем был и так расписал обоих, что совсем было вышибать решили за несоблюдение устава, но, как дошло дело до последнего слова подсудимых, сжалились ребята. Смотрят, а Санька с Конопатым в три ручья заливаются — плачут.

— Простите, товарищи! Не будем курить! Бросим, только простите.

Так жалобно причитали сорванцы, что даже Марья Васильевна загрустила и, забыв про помятые, бока пожалела их.

— Бе-е-дные, — говорит.

Удалился суд на совещание и, пошептавшись, вернулся с приговором. Стихли ребята и Сережа Дерябкин читать начал:

…Принимая во внимание несознательность и первую судимость обвиняемых, суд постановил — вынести строгое порицание Саньке и Конопатому с предупреждением…

Кроме того, суд особо постановляет от лица всего отряда горячо поблагодарить Марью Васильевну — Сидорову козу и наградить ее двумя кочанами новой капусты за активное содействие в борьбе с курением.

Смеялись осужденные, радуясь, что их оставили в отряде, а весь отряд сбился около козы. Ласкают Марью Васильевну, «Марусей», «героиней» называют, а она хоть бы крошку возгордилась. Стоит себе и только в бороду ухмыляется.

Скромная была коза!..

Сидорова коза

Сидорова коза

«Шкидские рассказы» — это яркие зарисовки из жизни интерната для беспризорных, школы имени Ф. М. Достоевского.

Белых Григорий Георгиевич

Белых Григорий Георгиевич

Ещё

Дом веселых нищих скачать

Скачать книгу «Сидорова коза»

О книге

Любой человек ежедневно сталкивается с множеством дел, и иногда так не хватает времени на отдых. В таком случае чтение будет отличным способом отдохнуть и увидеть что-то новое. Литература показывает, сколь различны и многовариантны судьбы людей, и ты осознаёшь, что ты – только часть огромного мира.

Книга «Сидорова коза» Белых Григория Георгиевича является весьма увлекательным произведением, написанным в жанре классическая проза. Это книга, в которой можно найти для себя полезные мысли и сделать выводы, наблюдая за поступками героев. Каждый персонаж тщательно проработан, чтобы читатель мог понять особенности его личности и поступки.

Писатель говорит о таких темах, которые актуальны во все времена, потому что люди все равно остаются людьми и не забудут о том, что им важно. Это такое произведение, которое приносит не только удовольствие при чтении, но и развивает духовно. Произведение входит в серию «НЧЧК», которая нравится многим поклонникам литературы. Серия посвящена общей тематике, что позволяет полностью погрузиться в реалии, описываемых в книгах. Это произведение, которое обязательно запомнится надолго. Количество страниц в книге составляет 1, она была выпущена издательством «Терра- Книжный клуб» в 1999 году. Книгу «Сидорова коза» можно скачать на нашем сайте в формате epub, fb2 или читать онлайн.

Популярные книги жанра «Классическая проза»

С этой книгой читают

В ожидании козы скачать

В ожидании козыДубровин Евгений

«… – Скажи, Женя, что из написанного тебе дороже и почему?

– „В ожидании козы“ и „Билет на балкон“. Потому что это повести-предупреждение. И самому себе, и всем моим…

рейтинг книги

Козы и Шекспир скачать

Козы и ШекспирИскандер Фазиль Абдулович

Фазиль Искандер родился в Сухуми, в 1929 году. Рано потерял отца, депортированного за пределы СССР. Уехал в Москву, учился в Библиотечном, закончил Литературный институт….

рейтинг книги

Побежала коза в огород скачать

Побежала коза в огородКондрашова Лариса

Галина и Елена.Сводные сестры — и лучшие подруги.Они привыкли всегда и во всем рассчитывать на помощь и поддержку друг друга.Но теперь в трудной ситуации оказались они…

рейтинг книги

Кривая коза и грабли Мебиуса скачать

Кривая коза и грабли МебиусаГагин Тимур Владимирович

‘Кривая коза и Грабли Мебиуса’ вторая книга новой серии ‘Школа достигаторства’. Если первая книга давала лишь общие представления о мире Достигаторов, способах их…

рейтинг книги

Сказка о козе и баране скачать

Сказка о козе и баранеТукай Габдулла Мухамедгарифович

Одна из стихотворных сказок народного поэта Татарстана Габдуллы Тукая, написанная в 1910 году

рейтинг книги

Про Сидорова Вову скачать

Про Сидорова ВовуУспенский Эдуард Николаевич

Сборник стихотворений для детей Эдуарда Успенского.

рейтинг книги

Секрет Жени Сидорова скачать

Секрет Жени СидороваГладилин Анатолий Тихонович

Приключенческая повесть-сказка, в которой смешались реальная жизнь и самые невероятные происшествия. Началось все с того, что пятиклассник пионер Сидоров получил…

рейтинг книги

Диверсант скачать

ДиверсантАзольский Анатолий Алексеевич

Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя….

рейтинг книги

Используя фразеологизм «драть как сидорову козу», мы имеем в виду процесс жестокого физического наказания. Но почему доставалось именно козе? И кто такой Сидор?

Существует несколько версий происхождения выражения «выпороть как сидорову козу». Некоторые лингвисты считают, что Сидор и его коза были реальными персонажами, другие — что выражение пришло в русский язык из иностранного.

Фактрум приготовил самые популярные версии о происхождении фразеологизма о несчастной битой козе.

Происхождение фразеологизма

Выражение «сидорова коза» является фразеологизмом с именем собственным, поэтому он и привлекает особый к себе интерес и тщательные исследования его происхождения. У лингвистов есть несколько предположений о том, что же это за загадочное животное. Некоторые предположения могут звучать, как сказка или легенда. Что ж, филологи до сих пор не смогли сказать точно, откуда этот фразеологизм произошел и когда его впервые начали употреблять. Именно поэтому люди в народе придумали сами, откуда взялся фразеологизм «сидорова коза», кто такой Сидор и почему именно коза.

Сидорова коза значение

Народные представления

На них тоже стоит обратить внимание, раз речь идёт про значение сидоровой козы. Мало кто знает, но по народным представлениям это парнокопытное считалось животным с очень вредным нравом. А имя Сидор у людей ассоциировалось со сварливым и злым человеком, который даже собственную козу не пожалеет, если та проникнет в огород и разорит грядки. Кстати, стоит отметить, что за потраву этим животным действительно частенько доставалось.

Интересно, что в народных представлениях славян коза являлась двойственным символом. С одной стороны она олицетворяла собой плодородие. С другой – считалась нечистым животным, имеющим демоническую природу. Но как бы там ни было, отношение к ней всегда было скотское (как бы это ни звучало). Есть даже такая поговорка: «Коза – лучшая скотина. Выспится под порогом, съест сухую метлу, ещё и молока даст».

сидорова коза значение фразеологизма

Вариант первый

Самый распространенный вариант гласит, что это словосочетание построено исходя из переносных значений слов «сидор» и «коза». Давным-давно сидором называли богатого человека или купца, который был особенно злобен, жаден и сварлив. Этот богатей был настолько злым, что не пожалел бы и козу, если бы та забралась на его грядки и съела пару грядок капусты. В давние времена коз считали очень вредными животными, от которых было мало прока, но много проблем и убытков. И правда, козам очень часто доставалось за порчу имущества сельских жителей.

Первый вариант происхождения выражения является самым популярным, но отнюдь не все филологи считают его верным.

Почему на Руси били коз

Во многих русских поговорках и пословицах коза выступает как персонаж с отрицательными качествами: например, «коза коню не ровня». Козы всегда отличались вредным характером и могли потоптать или съесть весь урожай, оставленный без присмотра. Кроме того, козы частенько убегали на соседский участок и вредили уже там, что становились поводом для ссор и даже драк между соседями.

Из-за зловредного характера козочкам и козлам доставалось от своих разозлённых хозяев. Животных привязывали к заборам и нещадно хлестали прутом или кнутом. Бессловесная да ещё и привязанная коза, конечно, ничем ответить не могла, поэтому на них часто и срывались.

Вариант второй

Второй вариант гласит, что речь ни о каких козах не шла — было всего-навсего одно арабское выражение. «Садар каза» — так называли в арабских странах приговор судьи, которого все крайне опасались. Этот приговор частенько включал в себя сильное избиение палками человека. Поэтому считается, что «сидорова коза» — это лишь искажение приговора шариатского судьи при заимствовании с арабского языка.

Люди, изучающие русский язык, происхождение в нем слов, а также фразеологизмы, считают, что скорее всего именно так произошло данное выражение.

Вариант третий

Говорят, что фразеологизм имеет еще одну версию происхождения. Эта версия больше похожа на детскую сказку, ее-то и рассказывают в школах младшим ученикам во время изучения фразеологизмов. По легенде, жил давно козовладелец, которого звали Сидор. Он хотел, чтобы его коза была самой лучшей, воспитанной, не топтала грядки и не крала капусту у соседей. Однако коза его никогда не слушалась. И когда Сидор узнавал о ее злодеяниях, бил ее палкой за непослушание. Отсюда и пошло выражение «драть, как сидорову козу».

Фразеологизм сидорова коза

Сидрая коза кто это

Коза-дереза — это персонаж фольклора. Она встречается в русских, украинских и белорусских народных сказках, а «коза лупленая» известна и в европейском фольклоре. В просторечии на Руси дерезой называли колючие кустарники. По предположению писателя Михаила Пришвина, изначально это словосочетание звучало как «коза — дери глаза», что значит «смотри внимательно». По другой версии, слово «дереза» означает «капризная», «задирака».

В древности коза была символом плодородия, предположительно из-за ее плодовитости. В домашнем хозяйстве ценили неприхотливость козы, однако считали ее животным глупым и упрямым. В то же время козу и козла воспринимали как «нечистых» животных, связанных со злыми духами. Это поверие отразилось в обряде ряженья: на Святки на Украине и в некоторых районах России ходили с ряженой «козой» — человеком в костюме. Голову с рогами делали из дерева, а туловище — из вывернутой наизнанку меховой мужской одежды — кожуха.

Значение фразеологизма

Если знать происхождение фразеологизма, то можно догадаться, что значит «сидорова коза». Значение фразеологизма основывается на сравнении: когда человеку говорят, что будут «драть, как сидорову козу», это значит, что его будут очень сильно ругать, наказывать или даже бить.

Чаще всего этот фразеологизм можно встретить в литературных произведениях. Писатели любят использовать фразеологизмы и другие устойчивые выражения в своих биографиях, повестях и романах.

Что значит «сидорова коза»? Когда в речи или тексте употребляют данное выражение, появляются ассоциации с чем-то грустным. Но в последнее время это выражение употребляют не в прямом смысле, как раньше, а в чуть-чуть искаженном. Сегодня человека, который провинился или сделал что-то нехорошее, наказывают не такими жестокими способами, какие раньше получала «сидорова коза». Значение фразеологизма изменилось, и теперь человека ругают и наказывают.

Отсылка к истории

Есть один интересный факт, который нельзя обойти вниманием. Дело в том, что в конце XIV века в Новгороде, при раскопках, было обнаружено несколько берестяных посланий от некоего Сидора. Исходя из содержания, стало понятно, что он – человек со статусом. А в посланиях Сидор писал, что люди обязаны ему платить лососями, деньгами, а ещё… козьим пухом.

Валентин Лаврентьевич Янин, историк и археолог, заключил: «Ну вот, теперь мы можем знать значение сидоровой козы! Крестьяне одной из деревень, принадлежащих этому человеку, разводили скот. И всё ценное, то от них можно было получить, отсылалось ему, Сидору, в виде оброка. Разве что копыта с рогами себе оставляли. Оттуда и вторая поговорка – “Козьи рога в мех нейдут”».

Получается, что Сидор – это реально существовавший человек, новгородский помещик, который драл с крестьян их коз? Вполне возможно. С мнением В. Л. Янина согласны не все. Но даже те учёные, которые отрицают истинность данного утверждения, признают, что предположение не лишено остроумия и оригинальности.

выражение сидорова коза

Синонимы к фразеологизму «драть, как сидорову козу»

Важная особенность каждого фразеологизма, которая является и его главным свойством, это то, что у них обязательно есть синоним, который одним словом сможет передать всю суть выражения. Чаще всего фразеологизмы имеют и антонимы, но бывают и исключения.

Синонимы к фразеологизму «драть, как сидорову козу»: бить, ругать, лупить, наказывать, сечь, пороть, делать нагоняй и др.

Среди фразеологизмов синонимом к выражению «сидорова коза» будет являться знаменитый фразеологизм «кузькина мать», который тоже означает угрозу человеку.

Выражение сидорова коза

Сидор – дворник?

Тоже не исключено. Если обратиться к исследованиям фразеолога Татьяны Николаевны Кондратьевой, то можно заметить, что она именно эту версию и рассматривает. Только Сидор, по её мнению, был дворником не в современном понимании, а в древнерусском, старинном значении слова. А раньше так назывались слуги феодалов с обязанностями воинского и административного характера.

Так причём тут коза? История, опять-таки, длинная. Итак, «дворники» в те времена были прямыми родственниками дворян, связанных с двором, принадлежащим определённому феодалу. Оборот про козу, а также фраза «сидорова правда», как считает Т. Н. Кондратьева, напрямую связаны с родословной реально существовавших «дворников» — Сидоровых. Среди них были стряпчихи, тиуны, дьяки и т.д. Все служили князю великому (Рязанскому или Московскому) в далёких XV-XVI веках.

Судьба у них была печальной. Их всех истребил Иван Грозный во времена прекрасно всем известной опричнины. Но отнюдь не просто так. Ведь Сидоровы не чурались обирать народ, чинить над людьми суд и устраивать расправы в конюшнях. Дурная слава по округе о них пошла. Потом любой жестокий и властный человек мог за глаза называться Сидором.

Так что в итоге получается? Выходит, что сравнение с пресловутой сидоровой козой – это исконно русский оборот, который удачно отражает жестокосердечный нрав «элиты», жившей несколько веков тому назад.

пороть как сидорову козу

Другие фразеологизмы с участием животных

Фразеологизмы с участием животных являются очень популярными и высокоупотребляемыми. Помимо «сидоровой козы» выделяют следующие фразеологизмы:

  1. Упрямый, как осел — так говорится об очень упрямом человеке, который не хочет признавать свою неправоту или соглашаться с чужим мнением.
  2. Врет, как сивый мерин — нагло врет в глаза без зазрения совести,
  3. Голодный, как волк — так говорят про человека, который испытывает сильное чувство голода.
  4. Мартышкин труд — бесполезные усилия, ненужная работа, действия, которые в конечном итоге ни к чему хорошему не приводят.
  5. Хитрый, как лиса — так говорят про хитрого человека.
  6. Слепая курица — фразеологизм о человеке с плохим зрением.
  7. Делать из мухи слона — выражение означает большое преувеличение, не соответствующее действительности.
  8. Комар носа не подточит — об идеальном изделии, вещице, которая выполнена без изъянов.
  9. Не все коту масленица — не бывает такого, чтобы всегда все шло хорошо.
  10. Работать, как лошадь — работать усердно, не покладая рук.
  11. Крокодиловы слезы — фразеологизм означает неискренние слезы, пролитые ради обмана. Фальшивые и притворные сожаления.
  12. Буриданов осел — это интересный фразеологизм, который был буквально создан французским философом по имени Жан Буридан. Он доказывал, что если перед голодным ослом поставить две равные охапки сена, он умрет с голоду, но так и не выберет одну из них. С тех пор фразеологизм «буриданов осел» означает человека, который не может сделать выбор между двумя одинаковыми вещами или возможностями.
  13. Вернуться к своим баранам — так часто говорят в беседах, дискуссиях. Фразеологизм означает призыв к другому собеседнику придерживаться главной темы разговора.
  14. Вертеться, как белка в колесе — занятой человек обычно «вертится, словно белка в колесе», то есть постоянно занимается своими делами и хлопотами.
  15. Козел отпущения — фразеологизм о человеке, на которого сваливают всю ответственность за ошибки других людей.
  16. Купить кота в мешке — фразеологизм считают наиболее популярным и высокоупотребляемым. Несмотря на то что выражение произошло давно, в России оно чаще всего употребляется именно в наши дни. Фразеологизм имеет интересную легенду происхождения, рассказывают, что так говорили французские остряки. Выражение означало неудачливого покупателя, который приобрел что-то не глядя, совершенно ничего не зная о качествах своей покупки.

Что значит сидорова коза

«Сидорова коза» — это фразеологизм, сложенный очень давно в России. Но, несмотря на это, в наши дни он является одним из самых высокоупотребляемых.

Сегодня дежурные рубрики – девятиклассники школы 64: Вероника Пыц, Дмитрий Вылегжанин и Наталья Жужгова.

Служба русского языка

Дежурные: – Здравствуйте, уважаемые читатели! А вы знаете, что 12 апреля более чем в 350 городах мира прошла ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант»? Вспоминали правила орфографии даже на антарктических станциях и МКС. О детстве и любви к Родине писали текст и в Лесном. Службисты тоже приняли участие в лингвистическом флешмобе. Любая акция в поддержку грамотности, русского языка – важное событие, потому что грамотность драгоценна для нас как дорога к развитию. Поэтому мы продолжаем отвечать на ваши вопросы. За работу, Служба!

Саша Кондаков: – Почему мы говорим «нОль», но при этом – «нУлевой»?

Дежурные: Александр, прежде чем ответить на Ваш вопрос, обратимся к истории происхождения слова «ноль». Оно восходит к латинскому слову «nullus» – никакой, пустой, несуществующий. В русском языке слово «ноль» позаимствовали с немецкого языка – «null». Привезли его в Россию учёные во времена Петра I. О современном употреблении этих слов говорится в справочнике Н.С.Валгиной. Оказывается, допустимы две формы: ноль и нуль. В терминологическом значении обычно используется вторая, например: равняется нулю, температура держится на нуле. В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль целых, ноль внимания; абсолютный нуль, круглый нуль, свести к нулю. Прилагательное «нулевой» обычно образуется от формы нуль, например: нулевой меридиан, нулевой пробег.

Валентина Глебовна: – Читала внучке сказку про сидорову козу и вдруг задумалась: а почему коза – сидорова? В вашей рубрике был ответ про козу-дерезу: может, и на мой вопрос ответите, знатоки?

Дежурные: – Валентина Глебовна, выражений, связанных со словосочетанием «сидорова коза», в русском языке множество, например, «драть, как сидорову кОзу». Оно построено на переносном значении слов «Сидор» и «коза». Сидором в народе называли злого и сварливого человека, богатея-скупца. «Сидор и свою козу за мелкую потраву драл безжалостно», – читаем в русской сказке. Ударение кОзу, а не козУ, возможно, под влиянием выражения «драть кОжу», то есть жестоко наказывать.

Слово и антислово

галочка

Восхищение – состояние очарованности. По мнению музыканта Натальи О’Шей, это прекрасное, чистое русское слово – хорошее противодействие иностранным выражениям.

крестик

Предательство – нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. По мнению легендарного космонавта Алексея Леонова, простить можно многое, но предательство – никогда.

Дежурные: – Писать и говорить грамотно – это модно! Грамотность всегда была и остаётся демонстрацией культуры человека. Поэтому пишите в рубрику, задавайте вопросы, и – ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!

  • Про ромашку краткий рассказ
  • Про розового слоника сказка
  • Про рождество детям рассказ
  • Про репку сказка николай носов
  • Про работу учителя сочинение