Проанализировать сказку о мертвой царевне отметить фольклорное и авторское в сказке

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия РАЗЛИЧИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПУШКИНСКОЙ СКАЗКИ И СКАЗКИ НАРОДНОЙ (на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

РАЗЛИЧИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПУШКИНСКОЙ СКАЗКИ

И СКАЗКИ НАРОДНОЙ

(на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. С.Я.Маршак

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

С.Я.Маршак

Что такое сказка? Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях Чему она учит? Сказка учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого

Что такое сказка?

Занимательный рассказ

о необыкновенных

событиях и приключениях

Чему она учит?

Сказка учит отличать

доброе от злого,

хорошее от плохого

Какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве..»? Волшебные Назовите признаки волшебных сказок Волшебные силы и предметы, троекратное повторение событий, превращения героев, счастливая концовка

Какие сказки обычно

начинаются со слов:

«В некотором царстве,

в некотором государстве..»?

Волшебные

Назовите признаки волшебных сказок

Волшебные силы и предметы, троекратное повторение событий, превращения героев, счастливая концовка

Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? Переживание за героев, сочувствие им, восхищение их качествами, поступками, восторг

Что вы чувствуете,

когда слушаете

волшебные сказки?

Переживание за героев, сочувствие им, восхищение их качествами, поступками, восторг

Как вы думаете, что испытывал маленький Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

Как вы думаете, что испытывал маленький Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

Трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне Яковлевой, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала ему народные сказки, о которых он писал: « Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне Яковлевой, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала ему народные сказки, о которых он писал:

« Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных русским духом». Вспомните их. «Сказка о рыбаке и рыбке»  «Сказка о мёртвой царевне…»  «Сказка о царе Салтане…»  «Сказка о золотом петушке»  «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин создал пять замечательных

литературных сказок, «пропитанных русским духом». Вспомните их.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне…»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Любимый собеседник мачехи?  Что царевна вынесла Чернавке? Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? Как звали пса? Жених царевны? Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? Что видела в окно царица, ожидая мужа? Что было в яблоке? Кто помог Елисею разыскать невесту?   з р к а л е о б е л х с е м ь о к л о о С к е й Е с и л н а с о с с н г е я д в е т е р

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

  • Любимый собеседник мачехи?
  • Что царевна вынесла Чернавке?
  • Сколько торговых городов было дано царевне в приданое?
  • Как звали пса?
  • Жених царевны?
  • Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну?
  • Что видела в окно царица, ожидая мужа?
  • Что было в яблоке?
  • Кто помог Елисею разыскать невесту?

з

р

к

а

л

е

о

б

е

л

х

с

е

м

ь

о

к

л

о

о

С

к

е

й

Е

с

и

л

н

а

с

о

с

с

н

г

е

я

д

в

е

т

е

р

Какую сказку представляет собой Пушкинская «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» —  литературная сказка Литературная сказка —  это произведение, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору.

Какую сказку представляет собой Пушкинская

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

литературная сказка

Литературная сказка

это произведение, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору.

Чем сходны литературные и народные сказки? Элементы сказки Народная сказка Присказки Сказка А.С. Пушкина Зачины Концовки Постоянные эпитеты Повторы Сказочные числа Волшебные предметы + и - герои Добро одерживает победу Название Форма изложения Автор + - + + + + + + + + + + + + + + + + краткое объёмное прозаическая стихотворная нет (народ) поэт (А.С.Пушкин)

Чем сходны литературные и народные сказки?

Элементы сказки

Народная сказка

Присказки

Сказка А.С. Пушкина

Зачины

Концовки

Постоянные эпитеты

Повторы

Сказочные числа

Волшебные предметы

+ и — герои

Добро одерживает победу

Название

Форма изложения

Автор

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

краткое

объёмное

прозаическая

стихотворная

нет (народ)

поэт (А.С.Пушкин)

ВЫВОД

ВЫВОД

  • А.С.Пушкин сам называет свое произведение сказкой, и написано оно на основе народных волшебных сказок Арины Родионовны.
  • По сюжету и композиции пушкинская сказка тяготеет к народной сказке: в основе борьба добра и зла, мотив троекратного повтора и сказочных чисел, отсутствует присказка, но завершается сказка традиционной сказочной концовкой.
  • Пушкинская традиционная манера напоминает традиционную сказочную, автор использует постоянные эпитеты, слова и выражения, свойственные народной сказке.
  • Сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.

I Региональная конференция учащихся

«Шаги в науку – Байкал»

Секция: Литературоведение

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина – наследница сказки народной

Автор работы:

ученик 5  класса

МБОУ «Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева»

Доржиев Доржи Бэлигтоевич

Тезисы: сказка как малый литературный жанр, русский фольклор в творчестве Пушкина, признаки народной сказки в сказке Пушкина

Оглавление

  Введение                                                                                         1

   Глава I.  Сказка как литературный жанр                                                2                                        

   Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина                        3

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        

   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»                                   4

   Заключение                                                                                5

   Список литературы                                                                        6

Введение

 Произведения А.С. Пушкина как слияние народной русской традиции и культуры европейской. Русская литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Сравнение народной сказки и литературной помогла нам обнаружить глубину чувств поэта и его оценку народного мира с его мудростью, светлым отношением к жизни, идеалами верности и преданности.

 Мы не знаем с каких пор стали сказываться   сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и традициями. Мы считаем нашу исследовательскую работу актуальной, думаем, что учащиеся должны знать различие литературной сказки от народной.

Наиболее распространенное искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах- сказка. Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается и литературная, и народная сказка. Тема мало исследована. И чтобы все это узнать, нам пришлось изучать материалы из разных источников. Мы просмотрели статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования:  выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», и установить близость их к народной сказке «Самоглядное зеркало».                                                                 

Задачи:

  • познакомиться с творчеством А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
  • прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народной сказкой «Самоглядное зеркало».
  • установить использование традиционных основ народной сказки в литературном произведении;
  • на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная сказка «Самоглядное зеркало».

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русской народной сказке «Самоглядное зеркало».

Глава I.  Сказка как литературный жанр

 «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства»- говорил С.Я .Маршак.  Что  называется сказкой?

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, занимательный рассказ о необыкновенных событиях, часто фантастических. Наиболее древние- это сказки о животных и волшебные. Гораздо позднее появились бытовые сказки, в которых осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда необычные жизненные ситуации. Есть народные сказки, есть и  сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом.

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились авторские сказки. Первым был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина

 Для литературы 19 века характерно широкое обращение к устному народному творчеству. А.С.Пушкин показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки- все наследие народа включалось поэтом в произведения. О «русском раздолье» языка народной сказки с восхищением говорил Пушкин: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, как в сказке». А.С Пушкин из множества сказок, рассказанных няней, сделал конспект семи сказок, среди которых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Самоглядное зеркало»

Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности.

«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли, изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.

«Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером».


Нянины сказки «
Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Арина Родионовна- первоклассная сказочница, старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок.

Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными.

Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы.

Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Каждый этап истории русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. А. С. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи  и создал  много оригинального в этой области. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из   сказок братьев Гримм («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, заменены семью богатырями.
Из другой сказки   Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.

Со сказками братьев Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»   имеет схожие черты с народной.

В русской народной сказке  «Самоглядное  зеркало» используется: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «девять», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.

В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народной сказкой заложено было изначально. Поэт выбрал сюжет как у народной сказки: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:

1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:

«…Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил…»

Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
2. По ходу чтения мы выписывали слова, которые не свойственны книжной речи. Например,
 «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

3. В народной сказке нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.

4 Сопоставляя с другой сказкой, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в) олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

5. Проведенное нами исследование показывает, что в русской сказке чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».

6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в  народной  сказке : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:

«… И   хозяюшкою   она

В   терему   меж тем одна

Приберет и приготовит,

И м она   не  прекословит… Или

…Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку… Или

…Пряла, сидя под окном…»

7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру.

Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красно солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:

«…Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

8.Как и в народной сказке мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.

«…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…»

9. Народная сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.

 «…Свадьбу тотчас учинили,

, И с невестою своей

 Обвенчался Елисей…»


На основе выявленного можно сказать, что «
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.

        

Заключение

В   работе над сказкой Пушкин пользуется материалами народной сказки, щедро привлекая все фольклорное богатство: народно-поэтические символы, эпитеты, сравнения, фольклорные клише,   Герои сказок добры, трудолюбивы, скромны, верны и преданны своей любви.

 Сказку Пушкина роднит с народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет и   обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Что   за  сказка , просто прелесть!

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]

Список литературы

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33

2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.

3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615

8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133

9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..

 «РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА»

СКАЗКА
О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ (1833)

А.С.
ПУШКИН.

Анализ.

1. Нравственный мир
сказки.

В сказке о мертвой
царевне Пушкина речь идет прежде всего об извечном противостоянии добра и зла о
понятии истинной и ложной красоты. Зло в сказке воплощает образ мачехи –
примечательно то, что внешние портреты главной отрицательной героини – мачехи и
авторского идеала – царевны – практически идентичны. Нравственный идеал,
представленный Пушкиным в поэме – это прежде всего, идеал семейный, домашняя
идиллия. Главный мотив произведения – сила, власть над разумом, человеческих
страстей прежде всего в их семейном значении. Истинная красота для автора
сказки сокрыта в любви. Поэтому царевна, являясь плодом любви царя и царицы,
оказывается красивее свой внешне идеальной, но холодной мачехи – на причину их
неравенства намекает эпизод с беременной царицей, объясняющий происхождение
красоты ее дочери. В образе царевны, ее поведении и взаимодействии с другими
героями Пушкин говорит о том, что основное предназначение красоты – создавать
гармонию, гасить злые порывы (как это было с Чернавкой), умиротворять и
успокаивать все вокруг. Из эпизодов жизни царевны в тереме богатырей можно
заметить также что идеал красавицы для народа – это также и идеал заботливой,
умелой и радушной хозяйки, создающей уют в доме.

Образ мачехи в свою
очередь – это светская красавица, которая занимается лишь собой и беспокоится
только о том, чтобы быть единственной красавицей в царстве. Он горделива,
лишена нравственных добродетелей и внутренней гармонии, ревнива и жестока.
Поэтому ее, по мнению автора, нельзя назвать красивой в полной мере, поскольку
для Пушкина, также как и в представлении народа красота – это прежде всего
внешнее отражение добродетели и гармонии, скрытой внутри.

2. Источники сказки.

Как видно из содержания,
сказка о мертвой царевне является еще одним воплощением наднационального
фольклорного сюжета о прекрасной дочери царя, или короля, впавшей в сон, или
умершей под воздействием злых чар и пробужденной благодаря любви молодого
человека (воина, рыцаря, царевича, принца). В каждом из вариантов этой сказки
также присутствует мотив проживания сбежавшей из дома героини в жилище группы
одиноких мужчин.

Сам сюжет берет свое
начало в древнем обряде инициализации, когда молодые люди, пройдя этот обряд,
отправлялись жить отдельно от всего рода (племени) в лесное жилище, а юные
девушки шли туда работать по хозяйству и, как правило, сожительствовали с
одним, или даже со всеми представителями группы – для девушки это также был
своеобразный обряд инициализации, поэтому в сюжете присутствует также мотив
смерти и возрождения, являющийся характерным признаком обряда – смены статуса
(смерть для прежней жизни и рождение в новой, в статусе взрослого человека).

В европейских странах
наиболее популярным воплощением этого сюжета является сказка в обработке
известных немецких сказочников братьев Якоба и Вильгельма Гримм под названием
«Белоснежка» (1812). Главным различием сказок Гримм и Пушкина является то, что
у Гримм она попадает к волшебным существам из европейского фольклора – гномам. В
славянских странах этот сюжет был воплощен в таких произведениях. Так, русская
народная сказка «Волшебное зеркальце» (записана Афанасьевым в нескольких
вариантах), являясь одним из источников, имеет различия между сказками в том,
что в «Волшебном зеркальце» главной героиней является купеческая дочь,
отсутствие в сказке Пушкина линии второго отрицательного героя – дяди героини,
а также у Пушкина упрощен сюжет и вырезаны некоторые линии, такие как родители
царевича, работа героини поваренком в отчем доме. Украинский вариант — сказка
«Золотоволосая Ялена» (записана в Доброгостове Ю.Я. Яворским в 1915 г.). По
сюжету эта сказка далека от «Мертвой царевны» и скорее напоминает сюжет о
пленении царевны Кощеем Бессмертным. Героем является мужик, который и спасает
Ялену из плена. Однако, в этой сказке есть один общий момент с произведением
Пушкина, которого нет в «Волшебном зеркальце» — помощники героя-избавителя
Солнце и Месяц. Мотивы о противостоянии мачехи и падчерицы встречаются также в
сборнике
XVIIIвека «Старая погудка на
новый лад» (1794-1795), изданном по инициативе и на средства купца Ивана
Иванова – в сказках «о Строевой дочери» и «об Аксинье, купеческой дочери».

Основным источником
оригинального произведения Пушкина явился фрагмент русской народной сказки,
записанный им со слов его няни Арины Родионовны.

3. Психологическая
выразительность Пушкинских образов.Роль описаний в сказке.

В сказке присутствуют три
достаточно развитых и психологически глубоких образа – это царевна, царица и
царевич Елисей. Царевна у Пушкина представляет идеальный образ высокородной
девушки из древности – она чиста, скромна, добра, невинна и строго воспитана,
однако, как и практически всякий положительный женский образ в сказке, неспособна
сопротивляться злу. Царевна буквально излучает добро, ее многие любят, никто не
может противиться ее обаянию. При этом автор подчеркивает в ней черты хозяйки,
на которой держится дом, что делает ее идеалом не только возвышенным,
отвлеченным, но и земным, семейным.

Царевне противостоит
образ царицы, воплощающий в себе все зло, представленное в произведении.
Основная черта этого образа – неуемная гордыня, самолюбование. Царица зациклена
на своем внешнем совершенстве – это подчеркивает ее особая связь с волшебным
зеркалом, с которым она постоянно разговаривает и которое поддерживает в ней
уверенность в собственной неотразимости. В образе царицы Пушкин подчеркивает
пустоту и бессмысленность внешней красоты при отсутствии внутренней. Жизнь
мачехи героини на самом деле пуста и вертится вокруг самолюбования – когда она
убеждается окончательно, что не может более быть самой красивой, жизнь ее
прерывается.

Царевич Елисей воплощает
в своем образе силу истинной любви. Он обладает всеми качествами положительного
сказочного героя-избавителя – он благороден, смел и великодушен. Стоит заметить
то, что автор подчеркивает – несмотря на то, что царевне в сюжете сочувствуют
многие, многие испытывают к ней симпатию, только любовь Елисея является
настолько сильной, чтобы вернуть ее к жизни.

Описания в сказке Пушкина
служат двум целям – картины быта, развернутые в момент пребывания царевны в
тереме у богатырей, иллюстрируют национальный колорит произведения, показывают
семейный, домашний идеал автора. Описания природы же, как правило, подчеркивают
особенный тон того или иного разворачивающегося на тот момент события –
тревожный, угрожающий, торжествующий, тоскующий, лирический. Природа в сказке,
как и во многих других, близких к фольклору жанрах, предстает живым существом,
сочувствующим главным положительным героям и осуждающим отрицательных.

4. Близость сказки
Пушкина к русскому фольклору.

«Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях» выполнена автором близко к жанру народной сказки, а также к
жанру былины (о чем свидетельствует ее стихотворная форма). От последней, в
качестве поэтической фигуры автор взял троекратные повторы одной и той же
словесной формулы (так, царевич Елисей трижды обращается к природным, стихийным
силам). С народной сказкой произведение также сближают национальные, часто
встречающиеся в фольклоре обороты речи «не сойти мне с места» «ясны очи» и т.д.
Герои сказки часто используют просторечные, народные выражения («врешь», «дурь»
— в данном случае – речевая характеристика царицы, призванная своей экспрессивностью
подчеркнуть вздорный характер героини), при этом самые торжественные моменты
сказки автор подчеркивает старославянской лексикой («в горести душевной»). Сам
автор по ходу повествования использует как характерные для народной сказки
речевые обороты («и я там был, мед-пиво пил»), так и народные, разговорные
выражения («черт ли сладит с бабой гневной»).

5. Фантастика в
художественной системе Пушкина
.

Как и в любом
фантастическом произведении, в сказке Пушкина используются классические приемы
изображения волшебного мира. Прежде всего — гиперболизация образов — идеально
положительные герои – царевна, царевич Елисей, богатыри – их сила тоже по
сказочному гиперболизирована, которые противостоят абсолютному воплощению зла –
царице. Доброта и умение положительно влиять на людей обаянием своей идеальной
духовной и физической красоты царевны также преувеличено, возведено в абсолют.
Еще одним признаком фантастики в произведении является олицетворение сил
природы – Солнце, Месяц и Ветер, которые помогают царевичу отыскать
возлюбленную. Ко всему прочему, в сказке Пушкин выводит изображение идеального,
возвышенного духовного мира в образе терема богатырей – там всегда тепло, уютно
и царит гармония и величественное спокойствие, время в нем течет медленно, либо
вообще застывает, богатыри – обитатели и хозяева этого мира – образы идеальные,
но несколько отвлеченные, отчужденные от главных событий – они принимают в
своем доме царевну, как сестру, однако не могут спасти ее от смерти. Царевна
как хозяйка предстает хранительницей этого мира, она поддерживает в нем порядок
и уют, прикосновение к этому миру завершает ее духовное развитие.

6. Пушкин как
автор-рассказчик в сказке.

В произведениях Пушкина
всегда особое значение имеет образ автора – его присутствие и позиция (вернее,
та позиция, которую хочет продемонстрировать в своем образе рассказчика Пушкин)
часто заметны и являются естественным дополнением к содержанию произведения. В
«Сказке о мертвой царевне» Пушкин предстает в образе народного сказителя – он
использует в своей авторской речи народные обороты речи, просторечные
выражения, прибаутки и фразеологизмы из народного фольклора. Также Пушкин
использует в своей авторской речи формы слов, правила словосочетания и
словообразования, принятые в народной речи («нраву кроткого такого») – это
приближает его к образу рассказчика из народа. При этом автор открыто
сочувствует главным положительным героям – его позиция выражается в ласковых
выражениях, эпитетах и сравнениях, которыми автор наделяет царевну –
«душа-девица» «милая» (это прилагательное часто используется в описании красоты
героини, что подчеркивает характер ее привлекательности – красота не только
совершенная, но и притягивающая, вызывающая симпатию и любовь), при этом, если
в описании царевны Пушкин использует ласковые и в то же время возвышенные
выражения, то в описании мачехи преобладают экспрессивно-негативные тона
народной речи, автор называет ее «бабой гневной», намекая на ее грубую сущность
под изящной оболочкой. Эмоциональный тон рассказа от имени автора меняется по
ходу повествования – в начале, где описывается любовь царя и царицы, смерть
царицы и рождение царевны, тон лирический с оттенками грусти, затем, при
появлении мачехи авторский тон сменяется настороженностью в сочетании с легкой
иронией, затем проявляется тревожность с элементами ужаса в момент нападения на
царевну и дальше, в описании жизни царевны в тереме богатырей в голосе автора
снова звучат лирические интонации, на этот раз более радостные, однако в них
проглядывает тревога, которая нагнетается в связи с нарастанием напряжения в
сюжете в момент готовящегося покушения. Наконец, после смерти царевны голос
автора полон грусти, которую сменяет воодушевление борьбы при переходе сюжета к
путешествию царевича Елисея. В финале, после высшего драматического напряжения
безнадежности и осознания неотвратимости смерти, в момент воскрешения царевны в
авторском тоне звучит торжество. Все это показывает неравнодушие авторской
позиции и вовлеченность рассказчика в повествования, создает эффект участия
автора в описываемых событиях что является одной из характерных черт русского
фольклора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Арзамасцева И.Н.
Детская литература. – М., 2005

2. Капица Ф.С. Колядич
Т.М. Русский детский фольклор. – М., 2002

3. Манн Ю. В. Поэтика
русского романтизма. — М., 1976

4. Минералова И.Г.
Детская литература. – М., 2002

5. Пропп В. Я.
Исторические корни волшебной сказки. – М., 2001

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть  магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Спорт

    Каждый человек в своей жизни ищет свой путь. Ту жизненную дорогу, которая ведёт к цели всей его жизни. У кого то — она ровная, без серьёзных жизненных лабиринтов, а у кого-то — закручена в такой сложный узел, что иногда не хватает сил его распутать

  • Сочинение по картине Без вести пропавший Горского

    Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже

  • Кого можно назвать обывателем? Итоговое сочинение

    Кто такой обыватель? Сложно ответить на поставленный вопрос, но попытаемся разобраться. Во-первых, слово не повседневное и вспомнить его непростая задача. Ранее это слово имело одно значение, сейчас – другое.

  • Лиза Калитина в романе Дворянское гнездо Тургенева сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Елизавета Михайловна Калитина, представленная писателем в образе старшей дочери помещицы Марьи Дмитриевны Калитиной.

  • Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Левий Матвей является второстепенный героем, очень мало текста отводится ему в романе. Но несмотря на это, его образ важен, и несет большую смысловую нагрузку.

  • Проанализировать сказку каша из топора
  • Про яшку докучная сказка
  • Про ягоду малину рассказ
  • Про что сказки про животных
  • Про что сказка чиполлино