Проанализируйте отрывок из сочинения в о ключевского воротившись из плена ответы

Олимпиада по истории. 8 КЛАСС

Время выполнения работы – 60 минут

Задание 1. Укажите верный вариант продолжения фразы: (по 1 баллу за правильный ответ, максимально – 5 баллов)

        1. Дмитрия Шуйского

Б. Сына Ивана Грозного

        1. Федора Годунова

2. Тушинским вором называли…

          1. Лжедмитрия I

Б. Лжедмитрия II

          1. И. Болотникова

3. В 1609—1610 гг. несколько поражений интервентам и войскам самозванца нанес…

            1. И. Заруцкий

Б. М. Скопин-Шуйский

            1. А. Голицын

4. Во главе «Семибоярщины» стоял…

              1. Ф. Мстиславский

Б. Ф. Романов

              1. Я. Делагарди

5. В сентябре 1610 г. Москва была занята польскими войсками под командованием…

                1. С. Жолкевского

Б. Сигизмунда III

В. Ю. Мнишека

Задание 2. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (по 1 баллу за правильный ответ, максимально – 3)

2.1. Инф…нт…рия, фура…

2.2.Конс…рв…тизм, л…б…рализм, р…дикалы

2.3.Инт…ндант, асс…гнации

Задание 3.Установите соответствие между направлениями преобразований эпохи Петра I и их важнейшими содержательными элементами. Некоторые названные содержательные элементы преобразований могут одновременно быть отнесены к двум направлениям.(по 1 баллу за правильный ответ, максимально – 14)

1. Кунсткамера. 2. Таможенный тариф 1724 г. 3. Рекрутская система. 4. Ассамблеи. 5. Паспортная система. 6. Сенат. 7. Посессионные крестьяне. 8. Синод. 9. Губернии. 10. Подушная подать. 11. Коллегии. 12. «Ведомости». 13. Указ о единонаследии. 14. Первая биржа в России (1703 г.)

реформа

Преобразования

в области

культуры и быта

Экономические

преобразования

Социальные

преобразования

Церковная

реформа

Государственные,

административные

реформы

Задание 4. Выберите один из предложенных вариантов в тесте. Ответы занесите в таблицу. (по 2 балла за правильный ответ, максимально – 10)

4.1. Какое из этих событий произошло во время царствования Ивана Грозного?

  1. учреждение патриаршества в России;

  2. основание Санкт-Петербурга;

  3. возведение церкви Покрова-на-Нерли;

  4. присоединение Астраханского ханства;

  5. создание Русской Правды.

4.2. Кто не являлся кандидатом на русский престол на Земском соборе 1613 г.:

  1. польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III;

  2. шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX;

  3. «Ворёнок», сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II;

  4. боярин Федор Никитич Романов;

  5. князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

4.3. «Заповедные лета» – это годы, когда указами:

  1. запрещалось торговать определёнными товарами;

  2. запрещалось охотиться в заповедных лесах;

  3. запрещался переход крестьян;

  4. запрещался въезд иностранцам в Россию;

  5. запрещалось носить бороды.

4.4. Какой император издал указ, запретивший женщине занимать престол в России?

  1. Пётр I; 3. Пётр III;

  2. Пётр II; 4. Павел I.

4.5. На картине С. Иванова мы видим ханского представителя, собирающего дань. Как называли на Руси этих должностных лиц?

hello_html_m6d372496.gif

  1. темники; 3. басмачи;

  2. баскаки; 4. визири.

Задание 5.Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.

«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3). Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4), которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы. (Максимальный балл – 16)

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

__________________________________________________________________

2.Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте. __________________________________________________________________

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите значение выделенных понятий.

1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Задание 6.Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (Максимальный балл — 12)

hello_html_m39a4042b.jpg

5

6

hello_html_6de80649.gif

hello_html_m6c0186e3.jpg

7

8

hello_html_71756e0a.jpg

hello_html_m2dba236d.jpg

Название экспонатов

Что их связывает?

1 пара

2 пара

3 пара

4 пара

Задание 7. Объясните принцип образования ряда. Вычеркнете лишнее. (2 балла – определение принципа образования, 1 – исключение лишнего.максимально – 9 баллов)

  1. Четкий геометрический объем формы, симметричность и компактность композиции, мощные колонны в центре здания, витражи.

  2. Помещичьи, государственные, экономические, посессионные, разночинные.

  3. Царскосельская, Варшавско-Венская, Транссибирская, Николаевская

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 8. Найдите в тексте ошибки.(За каждую найденную ошибку – 2 балла. Максимально – 16 баллов.

Дмитрий Михайлович Пожарский происходил из древнего, но обедневшего боярского рода. В 15-летнем возрасте поступил он на государственную службу при царском дворе. Пожарский снискал славу удачливого воителя, защитив от польских интервентов Коломну, где был тяжело ранен.

Появление Пожарского в Нижнем сразу привлекло сюда ратников из других губерний. Получив благословение патриарха Филарета, нижегородцы возглавили борьбу с поляками. В начале мая 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило в поход. Пошли на Ростов. Всю весну и лето подвижные полки и летучие отряды очищали дороги и подступы к Москве.

Последняя схватка за освобождение столицы произошла 7 ноября 1612 года. В память об этих событиях на Красной площади был возведен храм в честь Казанской иконы Богоматери на средства Кузьмы Минина.

Задание 9. Расположите в хронологической последовательности. (За каждый верный ответ – 1балл, максимально — 5 баллов)

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Б. Царствование Бориса Годунова.

В. Избрание Михаила Романова царём.

Г. Период «семибоярщины».

Д. Царствование Лжедмитрия I.

Задание 10. Город Саратов расположился в живописной котловине, которую образовали пять гор. Назовите эти горы. (За каждый правильный ответ – 2 балла, максимально – 10 баллов)

Олимпиада по истории. 8 класс

  1. 1Б, 2Б, 3Б, 4А, 5А (по 1 баллу за правильный ответ, максимально – 5 баллов)

2. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (по 1 баллу за правильный ответ, максимально – 3)

2.1. Инфантерия, фураж

2.2. Консерватизм, либерализм, радикалы

2.3 Интендант, ассигнации

3. Установите соответствие между направлениями преобразований эпохи Петра I и их важнейшими содержательными элементами. Некоторые названные содержательные элементы преобразований могут одновременно быть отнесены к двум направлениям. (по 1 баллу за правильный ответ, максимально – 14)

реформа

Преобразования

в области

культуры и быта

Экономические

преобразования

Социальные

преобразования

Церковная

реформа

Государственные,

административные

реформы

3

1; 4; 12

2; 7; 10; 14

5; 7; 13

8

6; 9; 11

4. (10 баллов)

5. (Максимальный балл — 16)

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

Первая половина XVII века (1 балл)

2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте.

«Первый» государь – царь Михаил Федорович, «второй» государь – патриарх Филарет (Ф.Н. Романов). (2 балла)

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?

Избрание его на царство Земским собором 1613 г. (1 балл)

4. Напишите значение выделенных понятий.

4.1. Глава православной независимой церкви. (3 балла)

4.2.Высший совещательный орган при государе. (3 балла)

4.3. Собрание представителей всех сословий. (3 балла)

4.4. Временное осуществление полномочий главы государства при малолетстве наследника престола. (3 балла)

6. За правильно определенную пару и наименование изображений – 2 балла. За обоснование по 1 баллу. Всего за задание — 12 баллов.

Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым

8

Ярослав Мудрый

3 пара

4

Шапка Мономаха

 В 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана IV

7

Успенский Собор в Москве

4 пара

3

Осада Константинополя турками-османами

В 1453 году столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II 

6

Собор Святой Софии в Константинополе

Принимаются иные содержательно правильные объяснения, что связывает экспонаты.

7. Объясните принцип образования ряда. (Вычеркнете лишнее. 2 балла – определение принципа образования, 1 – исключение лишнего. максимально – 9 баллов)

  1. Четкий геометрический объем формы, симметричность и компактность композиции, мощные колонны в центре здания, витражи (черты классического стиля в архитектуре; лишнее – витражи).

  2. Помещичьи, государственные, экономические, посессионные, разночинные (категории крестьян, лишнее – разночинные).

  3. Царскосельская, Варшавско-Венская, Транссибирская, Николаевская (железные дороги, построенные при Николае I, лишнее – Транссибирская).

8. Найдите в тексте ошибки (составьте правильный вариант текста): За каждую найденную ошибку – 2 балла. Мах – 16 баллов.

Дмитрий Михайлович Пожарский происходил из древнего, но обедневшего княжеского рода. В 15-летнем возрасте поступил он на государственную службу при царском дворе. Пожарский снискал славу удачливого воителя, защитив от польских интервентов Коломну, где был тяжело ранен. (ранен в сражении за Москву, участвуя в 1 ополчении)

Появление Пожарского в Нижнем сразу привлекло сюда ратников из других уездов. Получив благословение патриарха Гермогена, нижегородцы возглавили борьбу с поляками. В начале марта 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило в поход. Пошли на Ярославль. Всю весну и лето подвижные полки и летучие отряды очищали дороги и подступы к Москве.

Последняя схватка за освобождение столицы произошла 4 ноября 1612 года. В память об этих событиях на Красной площади был возведен храм в честь Казанской иконы Богоматери на средства Д.Пожарского.

9. (За каждый верный ответ – 1балл, максимально — 5 баллов)

(по 2 балла за правильный ответ, максимально – 10)

Школьный (I) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

Кострома 2016 — 2017 учебный год

Олимпиадные задания 8 класс

Максимальное количество баллов

Задание 1. Выберите правильный ответ. (1 балл за каждый правильный ответ, всего 10 баллов)

1. В результате Северной войны Россия получила:

А) выход в Балтийское море; Б) Новгородские земли; В) Смоленск.

2. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия:

А) «Указа о заповедных летах»; В) Судебник 1550г.;

Б) Судебник 1497 г.; Г) Указ об урочных летах.

3. В суждении историка В.О. Ключевского: «… Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении», идет речь о:

А) Екатерине I; В) Анне Леопольдовне;

Б) Анне Иоанновне; Г) Елизавете Петровне.

4. Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

А) «Табель о рангах»; Б) «Строевое положение»; В) «Регламент Адмиралтейства».

5. Кто из названных лиц руководил народным ополчением во время Смуты?

А) Иван Сусанин; В) Степан Разин;

Б) Иван Болотников; Г) Дмитрий Пожарский

6. Какой из названных терминов характеризует монархию в России XVI?

А) Земские соборы; В) Дворянские собрания;

Б) Верховный Тайный совет; Г) Правительствующий Сенат.

7. Одной из политических целей Великого посольства (1697 – 1698гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с:

А) Турцией; В) Швецией;

Б) Персией; Г) Речью Посполитой.

8. Кто из правителей ввел новый свод законов «Соборное уложение»?

А) Иван IV Грозный; В) Михаил Романов;

Б) Иван III; Г) Алексей Михайлович Тишайший.

9. Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?

А) освобождение дворян от обязательной службы; Б) введение рекрутских наборов;

В) ограничение дворянских прав и привилегий; Г) ликвидация белых слобод.

10. Кто из названных государей был избран на царство Земским собор?

А) Михаил Романов; В) Федор Иоаннович;

Б) Павел I; Г) Иван Грозный.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу. (1 балл за каждый правильный выбор – 10 баллов.

1. Эпоха дворцовых переворотов началась после смерти Петра II.

2. Екатерина II вела переписку с Вольтером.

3. «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству» был издан Екатериной II.

4. Императрица Анна Иоанновна была дочерью Ивана VI.

5. Верховный тайный совет был создан при Екатерине II.

6. Первой женой Петра I была Евдокия Лопухина.

7. В 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства.

8. Царь Михаил Федорович получил прозвище «Тишайший».

9. Северная война завершилась подписанием Ясского мира.

10. Уложенную комиссию с целью преобразования законов созывала Екатерина Великая.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание 3. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (10 баллов:2 балла за каждое верное соотношение)

1. Барщина;

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста

2. Подушная подать

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати

3. Протекционизм

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле

4. Кондиции

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям

5. Ассамблея

Д. Условия

1

2

3

4

5

Задание 4. «История в датах». Соотнесите между собой события и даты. Занесите ответы в таблицу. (1 балл за каждую дату, 5 баллов за каждую группу. Максимально — 20 баллов)

А

1. Начало движения под предводительством И. И. Болотникова

1. 1687 г.

2. Открытие Славяно-греко-латинской академии

2. 1634 г.

3. Окончание Смоленской войны

3. 1606 г

Б.

1. «Соляной» бунт в Москве

1. 1613 г.

2. Избрание Михаила Романова царем

2. 1649 г.

3. Соборное уложение Алексея Михайловича

3. 1648 г.

В.

1. «Медный» бунт в Москве

1. 1611 г.

2. Создание первого ополчения

2. 1662 г.

3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины

3. 1654 г.

Д.

1.Создание второго ополчения

1. 1612 г.

2.Начало открытой польской интервенции

2. 1689 г.

3.Конец правления Софьи

3. 1609 г.

событие

А

Б

В

Г

1-

2-

3-

Задание 6. Перед вами 6 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 3 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (1 балл за каждую угаданную позицию, за правильно указанную связь между экспонатами — по 2 балла. Максимально — 12 баллов)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

№ экспонат

название

Что их связывает?

1 пара

2 пара

3 пара

Задание 7. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о деятельности Ивана III. Так получилось, что Ивану III он приписал некоторые качества и поступки двух других глав русского государства — Ивана IV и Бориса Годунова. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы и впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.  ( по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум-10 баллов.)

1. Он появился на свет, когда его отцу было уже за пятьдесят, поэтому был ребенком очень желанным, и его рождения ожидала вся страна.

2. Он унаследовал от отца, Василия Темного, ослепленного в молодости соперниками, большое Московское княжество, территория которого составляла 400 тысяч квадратных километров.

3. На семнадцатом году жизни он объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться, и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя.

4. Избрание его царем произошло на Земском соборе, так он стал первым избранным царем в истории российского государства.

5. Двор царский уподоблялся византийскому, поскольку он был зятем одного из Палеологов и хотел восстановить у нас Грецию с соблюдением всех обрядов ее церковных и придворных: окружил себя римскими орлами и принимал иноземных послов в Золотой палате, которая напоминала Юстинианову.

6. В период его правления разразился страшный голод из-за неблагоприятных погодных условий в течение двух лет подряд.

7. В Московском Кремле в период его правления знаменитые итальянские архитекторы построили великолепные церкви и Грановитую палату.

8. Во время одного из своих приступов он случайно убил своего сына, попав посохом с железным наконечником ему в висок.

9. Он пробыл на великокняжеском престоле 43 года. Своему наследнику он оставил огромную державу, ее площадь за время его правления выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километров.

10. Периоду его правления посвящены известная поэма А.С. Пушкина и одноименная опера М.П. Мусоргского.

Иван III

Иван IV

Борис Годунов

Задание 8. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие. (по 2 балла за событие, по 2 балла за исторических деятелей, максимально-8 баллов)

8.1. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится — “рожденна, несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его… Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О. Ключевского. ( по 3 балла за правильный ответ, максимально-9 баллов)

«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы и Земского собора. Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве , которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы:
1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте.

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого
государя»?

4

Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

«Городской центр обеспечения качества образования»

Сайты, меню, вход, новости

Всего: 30    1–20 | 21–30

Добавить в вариант

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского.

«Ни в каком другом краю Древней Руси не встретим такого счастливого подбора условий, благоприятных для широкого развития политической жизни. [Город] рано освободился от давления княжеской власти и стал в стороне от княжеских усобиц и половецких разбоев, не испытал непосредственного гнета и страха татарского, в глаза не видал ордынского баскака, был экономическим и политическим центром громадной промышленной области, рано вступил в деятельные торговые сношения и мог вступить в тесные культурные связи с европейским Западом, был несколько веков торговым посредником между этим Западом и азиатским Востоком. Дух свободы и предприимчивости, политическое сознание «мужей вольных» <…> − нигде более в Древней Руси не соединялось столько материальных и духовных средств, чтобы воспитать в обществе эти качества, необходимые для устроения крепкого и справедливого общественного порядка <…>».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)  упомянутый в тексте город  — Владимир

2)  особенностью политической жизни этого города было широкое самоуправление

3)  автор считает, что особенности развития данного города были связаны, в том числе, с отдалённостью от Великой степи

4)  город, которому посвящён текст, был присоединён к Москве в XV в.

5)  В. О. Ключевский отмечает слабое развитие торговых отношений в городе

6)  город, которому посвящён текст, был разрушен в годы нашествия Батыя


Задания Д7 № 434

Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1)  С. М. Соловьёв

2)  М. Н. Ермолова

3)  А. А. Ханжонков

4)  В. О. Ключевский

5)  С. П. Дягилев

6)  Н. М. Карамзин


Установите соответствие между деятелями культуры и, науки России XIX в. и сферами их деятельности.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

A)  В. О. Ключевский

Б)  М. П. Мусоргский

B)  Д. И. Менделеев

Г)  И. Е. Репин

СФЕРЫ

1)  архитектура

2)  история

3)  музыка

4)  живопись

5)  химия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Задания Д12 № 619

Кто из названных лиц был известным русским историком в XVIII в.?

1)  В. В. Татищев

2)  С. М. Соловьёв

3)  В. О. Ключевский

4)  К. Д. Кавелин


На лекции какого профессора в 1880-е  — 1900-е гг. собирались студенты разных факультетов Московского университета, а также стремилась проникнуть интересующаяся российской историей публика?

1)  К. А. Тимирязева

2)  В. И. Вернадского

3)  В. О. Ключевского

4)  В. В. Докучаева


Укажите, в каком ряду представлены театральные режиссеры первой половины XX в.

1)  B. C. Соловьёв и Н. А. Бердяев

2)  В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов

3)  В. О. Ключевский и Е. В. Тарле

4)  И. П. Павлов и И. И. Мечников


Василий Осипович Ключевский был крупнейшим российским

1)  биологом

2)  химиком

3)  историком

4)  математиком


Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)  «Лицом, во имя которого было предпринято движение, стала императрица, успевшая приобрести широкую популярность, особенно в гвардейских полках. Император дурно жил с женой, грозил развестись с ней и даже заточить в монастырь, а на её место поставить близкую ему особу, племянницу канцлера графа Воронцова. [Императрица] долго держалась в стороне, терпеливо перенося своё положение и не входя в прямые сношения с недовольными».

Б)  «В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  Данный текст был написан В. О. Ключевским.

2)  Данный отрывок из манифеста относится к 1917 г.

3)  Текст был написан перед началом Второй мировой войны.

4)  В данном отрывке речь идет о Первой мировой войне.

5)  Современником описываемых событий был Л. Н. Толстой.

6)  Описываемые события повествуют об императоре, впоследствии свергнутым в результате дворцового переворота.


Задания Д8 № 225

Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

«Император… не готовился и не желал царствовать. Принуждённый царствовать, он шёл к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов. Посему упрочение дисциплины и надёжное воспитание умов должны были стать ближайшими и важнейшими внутренними задачами царствования… Время этого императора  — эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…»

1)  Николай I

2)  Александр III

3)  Николай II

4)  Александр II


Задания Д4 № 260

Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, о каком князе идёт речь.

«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырёхсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского».

1)  Ярослав Мудрый

2)  Дмитрий Иванович

3)  Мстислав Удалой

4)  Даниил Александрович


Задания Д24 C4 № 293

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,

на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)…

2)…

Аргументы в опровержение:

1)…

2)…


Задания Д11 № 342

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите даты событий, о которых идёт речь.

«Рядом походов… были почти завоёваны сначала ханство Кокандское, потом Бухарское… Рядом походов, начатых <позже> под начальством генерал-губернатора Ташкентского Кауфмана и законченных текинской экспедицией Скобелева… завоёвана была и Хива. Таким образом, юго-восточные границы России само собой дошли до могущественных естественных преград. Такими преградами являются: хребты Гинду-куш, Тянь-Шань, Афганистан, Английская Индия и Китай».

1)  1800—1810-е гг.

2)  1830—1840-е гг.

3)  1860—1880-е гг.

4)  1890—1900-е гг.


Задания Д4 № 572

Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя князя» о котором идёт речь.

«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей и доставлять её в Орду (он) получил… когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить её рублем».

1)  Даниил Александрович

2)  Иван Калита

3)  Иван III

4)  Иван IV


Задания Д4 № 650

i

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идет речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол…»

1)  Ливонской войне

2)  Смуте

3)  Введении опричнины

4)  Смоленской войне


Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идёт речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол…»

1)  о Ливонской войне

2)  о Смуте

3)  о введении опричнины

4)  о Смоленской войне


Задания Д23 C3 № 2377

В.  О. Ключевский охарактеризовал XVII в. как «новый период русской истории». Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).


Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите князя, о котором идёт в нем речь.

«Начав княжение чуть не ребенком, мягкий и благодушный [князь], казалось, совсем не годился для боевой роли, какая ему была суждена. Не раз побитый, ограбленный и заточённый, наконец, ослеплённый, он, однако, вышел из 19-летней борьбы с приобретениями, которые далеко оставили за собою всё, что заработали продолжительными усилиями его отец и дед. Когда он вступал на спорный великокняжеский стол, московская вотчина была разделена на целый десяток уделов, а когда он писал свою духовную, вся эта вотчина была в его руках».

1)  Дмитрий Донской

2)  Василий Второй

3)  Иван Калита

4)  Иван Третий


Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите правителя, о котором идёт речь.

«Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси. С конца XV в. на его печатях появляется византийский герб  — двуглавый орёл».

1)  Иван IV

2)  Иван III

3)  Борис Годунов

4)  Иван Калита


Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, кто возглавлял группы спорящих, о которых идёт речь.

«В поднявшемся споре обозначились два направления монашества, исходившие из одного источника  — из мысли о необходимости преобразовать существующие монастыри. Общежитие прививалось в них очень туго; даже в тех из них, которые считались общежительными, общее житие разрушалось примесью особного. Одни хотели в корне преобразовать все монастыри на основе нестяжательности, освободив их от вотчин; другие надеялись исправить монастырскую жизнь восстановлением строгого общежития, которое примирило бы монастырское землевладение с монашеским отречением от всякой собственности».

1)  А. С. Хомяков и Т. Н. Грановский

2)  Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

3)  Сергий Радонежский и митрополит Алексий

4)  Иван Грозный и Андрей Курбский


Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского.

«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)  Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.

2)  Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.

3)  Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.

4)  Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.

5)  Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович.

6)  Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.

Всего: 30    1–20 | 21–30

Ответы в краткой форме:

1. 2

2. 4

3. 4

4. 3

5. 1

6. 3

7. АГВБ

8. 126

Ответы с пояснениями:

1. 2 (период засилья немцев получил название бироновщина)

Ключевая фраза – «немцы посыпались в Россию как сор из дырявого мешка…». В том числе и сам Э.И.Бирон, фаворит императрицы, был немцем.

1) Семибоярщина – название периода (1610-1612) в эпоху Смуты. Тогда ситуация характеризовалась засильем не немцев, а поляков.

3) Пугачёвщина – название периода крестьянской войны под предводительством Е.Пугачёва (1773-1775).

4) Аракчеевщина –  название периода правления Александра I, характеризующееся усилением при дворе А.Аракчеева, развитием военных поселений под его руководством.

2. 4 (архитектурный стиль, получивший распространение во второй половине XVIII в., характерными чертами которого является обращение к античному наследию, восприятие форм греческого и римского зодчества – это классицизм)

1) Барокко – стиль в XVIII веке, характерные черты – пышность форм, обилие декора)

2) Дивное узорочье – стиль в XVII веке, характерные черты – изразцы, наличники на окнах в виде кокошников;

3) Византийский стиль –  стиль в XIX веке, характерные черты – полусферические купола, массивность)

3. 4 (современниками были Екатерина II и Вольтер. Они состояли в переписке)

1) Павел I и Карл XII – Павел I жил в конце XVIII века, Карл XII – в его начале (современник Петра I)

2) Анна Иоанновна и Сигизмунд III Ваза – Анна Иоанновна жила в середине XVIII века, Сигизмунд III – в начале XVII (современник эпохи Смуты)

3) Петр I и Фридрих II – Пётр I жил в начале XVIII века, Фридрих II – в его середине (современник Елизаветы Петровны и Петра III)

4. 3 (с именами М.В.Ломоносова и И.И. Шувалова связаны основание Московского университета и Академии художеств)

1) С созданием русской классической скульптуры связано, например, имя И.Мартоса;

2) С возведением монументальных зданий в стиле классицизма в Москве связано имя В.Баженова;

4) С развитием портретного жанра в изобразительном искусстве связаны имена Д.Левицкого, В.Боровиковского, Ф.Рокотова.

5. 1 (территория российского государства в XVIII в. выросла за счет  Крыма (1783) и Северного Причерноморья до Днестра (результат русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791))

2) Центральная и Южная Сибирь присоединены в середине XVII века;

3) Урал и Башкирия присоединены в XVI веке;

4) Восточная Сибирь и Камчатка присоединены в конце XVII века (Нерчинский договор с Китаем, экспедиция В.Атласова).

6. 3 (верны оба суждения)

А. Восстание Пугачёва было активно поддержано казаками, посадским населением и крестьянами – верно.

Б. После подавления восстания река Яик получила новое название – верно, она стала называться Урал.

7. АГВБ

1) А – Северная война (1700-1721);

2) Г – первый дворцовый переворот (1725);

3) В – восстание под руководством Е.Пугачёва (1773-1775);

4) Б – правление Павла I (1796-1801).

8. 126 (сподвижниками Петра I были Я.Брюс, А.Меншиков, Ф.Лефорт)

3-5) А.Орлов, Г.Державин, Г.Потёмкин – сподвижники Екатерины II.

  • Прочитайте отрывок из сочинения историка ключевского. Некоторые слова в тексте пропущены.Определите о чём идёт речь.
    Нравственное действие этого… Было шире юридического. Оно глубоко понизило уровень нашей гражданственности, и без этого очень невысокий. Но особенно зловредно высказывался это… На общественном положении политического воспитания землевладельцев землевлалнльческих классов допущена законом и поддерживаемое полицейской силы троеточие дело самих души для души владельца холопами на личной власти»

    • Предмет:

      История

    • Автор:

      emilymonroe448

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • Причины конфликта в рассказе шукшина срезал
  • Проблема рассказа певцы тургенева
  • Проанализируйте название рассказа холодная осень это указание на тот единственный
  • Причины засорения русского языка сочинение
  • Проблема разрушения семейных связей сочинение