Проба на познавательную
инициативу «Незавершенная сказка»
Цель: выявление
развития познавательных интересов и инициативы школьника.
Оцениваемые универсальные учебные
действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной
деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.
Возраст:
6,5—8 лет.
Метод оценивания: чтение
незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.
Описание задания: ребенку
читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение.
Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет
заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты
хочешь у меня что-то спросить?»
Критерии
оценивания:
1. Интерес
к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение
сказки.
2.
Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы
инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни
оценивания:
1. Низкий
уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.
2.
Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива
в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога
спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.
3.
Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке,
сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Методика
«Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление
сформированности Я-концепции и самоотношения.
Оцениваемые универсальные учебные
действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении
социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие
смысл учения.
Возраст:
9—10 лет.
Метод
оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: каждому
учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».
Критерии
оценивания:
1. Дифференцированность
— количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы,
предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
2.
Обобщенность — степень обобщенности суждений-характеристик «Я».
3.
Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных
оценочных суждений.
Уровни
оценивания:
• Дифференцированность
1. 1—2
определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.
2. 3—5
определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные
роли, интересы, предпочтения).
3.
От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе
характеристику личностных свойств.
• Обобщенность
1. Учащиеся
называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
2. Совмещение
категорий 1-й и 3-й.
3. Учащиеся
указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества
(сильный, смелый).
• Самоотношение
1. Преобладание
отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество
отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
2. Незначительное
преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений
(амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).
3. Преобладание
положительных суждений (положительное самопринятие).
Асмолов А.Г.
Типовые задачи для оценки личностных УУД
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.
Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие — умение задать вопрос.
Возраст: дети 6,5 – 7 лет.
Форма: индивидуальная
Метод оценивания — чтение незавершенной сказки.
Описание задания
Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Критерии оценивания:
— интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;
— адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни развития познавательных интереса и инициативы
1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,
2 средний – ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Методика КТО Я?
(модификация методики Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.
Оцениваемые УУД действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Ситуация оценивания: Учащимся предлагается следующая инструкция:
Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»
Критерии оценивания:
1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
2. Обобщенность
3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений
Уровни:
Дифференцированность
1 – 1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям
2 — 3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения)
3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.
Обобщенность
1 — указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы;
2 – совмещение 1+3;
3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)
Самоотношение
1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)
2 -незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)
3 . – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Ситуация оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:
Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.
А можно ли тебя назвать хорошим учеником?
Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?
Показатели и уровни рефлексивной самооценки:
— адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Уровни:
1 – называет только 1 сферу школьной жизни,
2 – называет 2 сферы,
3 – называет более 2 сфер.
— адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»
Уровни:
1 — называет только успеваемость,
2 — называет успеваемость + поведение,
3 – дает характеристику по нескольким сферам
— адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:˚
1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.
Опросник мотивации
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.
Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 — познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация — широкие социальные мотивы; 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отношение к учению и школе.
Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка:
— чтобы быть отличником,
— чтобы хорошо закончить школу,
— чтобы получать хорошие отметки.
2. Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц:
— чтобы родители не ругали,
— потому что этого требуют учителя,
— чтобы сделать родителям приятное.
3. Познавательная мотивация:
— потому что учиться интересно,
— потому что на уроках я узнаю много нового,
— потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
4. Учебная мотивация:
— чтобы получить знания,
— чтобы развивать ум и способности,
— чтобы стать образованным человеком.
5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы
— чтобы в будущем приносить людям пользу.
— потому что хорошо учиться — долг каждого ученика
перед обществом,
— потому что учение — самое важное и нужное дело в
моей жизни.
6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:
— чтобы продолжить образование,
— чтобы получить интересную профессию,
— чтобы в будущем найти хорошую работу.
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:
— чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,
— чтобы получить подарок за хорошую учебу,
— чтобы меня хвалили.
8. Социальная мотивация — позиционный мотив:
— чтобы одноклассники уважали,
— потому что у нас в школе хорошие учителя и я хо
чу, чтобы меня уважали,
— потому что не хочу быть в классе последним.
9. Негативное отношение к учению и школе:
— мне не хочется учиться,
— я не люблю учиться,
— мне не нравится учиться
Материал: Бланк с вопросами, ручка.
Инструкция: Перед Вами 27 высказываний. Внимательно прочитайте их и ответьте, что Вы можете сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми утверждениями Вы можете согласиться, с некоторыми нет. Оцените степень своего согласия по 4-х бальной шкале:
4 балла — совершенно согласен;
3 балла — скорее согласен;
2 балла — скорее не согласен, чем согласен;
1 балл — не согласен.
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Критерии оценивания:
Интегративные шкалы:
• учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам
(3 — познавательная + 4 — учебная);
• социальная — суммируются баллы по шкалам
(5 — широкие социальные мотивы +6 — мотивация самоопределения
в социальном аспекте);
• внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам
(1 — отметка + 7 — прагматическая);
• социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам
(2 — требования авторитетных лиц +8 —социальная мотивация — позиционный мотив);
• негативное отношение к школе — 9.
Уровни оценивания:
0 баллов -Пик на шкале «негативное отношение к школе».
1балл- Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная —одобрение).
2балла -Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-
познавательная и социальная шкалы.
3балла-Пики учебно-познавательной и социальной мотивации.
4балла — Низкие показатели негативного отношения к школе
Фамилия_______________Имя__ Класс_
4балла |
3балла |
2 балла |
1балл |
совершенно согласен |
скорее согласен |
скорее не согласен, чем согласен |
не согласен |
____ _______________________________________
1. Я учусь, чтобы быть отличником.
2. Я учусь, чтобы родители не ругали.
3. Я учусь, потому что учиться интересно.
4. Я учусь, чтобы получить знания.
5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
9. Я не хочу учиться.
10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
11. Я учусь, потому что этого требуют учителя
12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого
ученика перед обществом.
15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и
я хочу, чтобы меня уважали.
18. Я не люблю учиться.
19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на
интересующие меня вопросы.
22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
23. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное
дело в моей жизни.
24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
25. Я учусь, чтобы меня хвалили.
26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
27.Мне не нравится учиться.
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
«Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?
При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?
При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.
Вопрос: Какие задания ты любишь — трудные или легкие?
При ответе – «у меня всегда получается» прекращаем опрос.
Критерии оценивания:
Ответы:
Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т.д.
«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.
«Везение» – просто не получилось., потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.
Уровни: 1 — ребенок ссылается на способности, везение. 2 – ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий. 3 – ссылается на недостаточность усилий.
Для начальной ступени образования:
Форма: фронтальный письменный опрос.
Возраст: начальная школа (10,5 – 11 лет).
Ситуация оценивания: Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы опросника, включающего шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.
Причины неуспеха и успеха:
1. Собственные усилия
— мало стараюсь/ очень стараюсь
— плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
— не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
2 Объективная сложность задания
— задание было слишком сложным/задание было легким
— таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания
— было слишком мало времени на такое задание /времени было вполне достаточно
3.. Способности
— плохо понимаю объяснения учителя / понимаю объяснения учителя быстрее многих
— мне трудно на уроках – мне легко на уроках
— я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие
4. Везение
— мне просто не повезло/ мне повезло
— учительница строгая/ учительница добрая
— все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать
Анкета
1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе (выбери один из предложенных вариантов и отметь его)
— очень высокий
— достаточно высокий
— средний
— ниже среднего
— низкий
— по одним предметам высокий, по другим — средний и низкий
2. Бывает, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски, и ты получаешь совсем не ту оценку, на которую ты рассчитывал.
Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, отметь 2. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно – отметь цифру 1. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, отметь 0.
Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я …
1.мало стараюсь
2. плохо понимаю объяснения учителя
3. задание было слишком сложным
4. мне просто не повезло
5.плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
6. мне трудно на уроках
7. таких заданий раньше мы не делали
8. учительница строгая
9. не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
10. я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики
11. было слишком мало времени на такое трудное задание
12. все списывали, а мне не удалось списать
Если у меня все получается в школе, то это потому, что я
1. много работал, хорошо подготовился
2. мне легко на уроках
3. задание было легким
4. учительница добрая
5. очень стараюсь
6. понимаю объяснения учителя быстрее многих
7. раньше нам объясняли, как выполнить такое задание
8. мне повезло
9. хорошо выучил урок
10. я делаю все намного быстрее, чем другие
11. времени было вполне достаточно
12. мне подсказали
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал «Усилия», «Способности», «Объективная сложность» и «Везение» для объяснения причин неуспеха и успеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе каузальной атрибуции.
Уровни:
1 – преобладание атрибуции «Везение»;
2 – ориентация на атрибуцию «способности», «объективная сложность»
3 – ориентация на «Усилия».
.
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм.
По Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (см. табл.4).
Оцениваемые универсальные учебные действия: выявление морального содержания действий и ситуации.
Возраст:7-10- лет.
Метод оценивания: фронтальное анкетирование.
Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.
Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.Таблица 4
Виды социальных норм |
Категории социальных норм |
Мини-ситуации нарушения социальных норм |
Конвенциональные |
Ритуально-этикетные: — культура внешнего вида, — поведение за столом, — правила и формы обращения в семье. Организационно-административные: — правила поведения в школе, — на улице, — в общественных местах |
— не почистил зубы, — пришел в грузной одежде в школу, — накрошил на столе, — ушел на улицу без разрешения — встал без разрешения на уроке, — мусорил на улице, — перешел дорогу в неположенном месте |
Моральные |
Альтруизм: — помощь, — щедрость. Ответственность, Справедливость и законность: — ответственность за несение материального ущерба |
— не предложил друзьям помощь в уборке класса, — не угостил родителей конфетами, — взял у друга книгу и порвал ее |
Ниже представлены:
— семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1,3,6,9,11,13,16);
-семь ситуации, включающих нарушение моральных норм (2,4,7,10,12,14,17);
-четыре нейтральных ситуаций, не предусматривающие моральной оценки (5,15,8,18).
Анкета.
Оценка поступка в баллах
1 балл |
2 балла |
З балла |
4 балла |
Так делать можно |
Так делать иногда можно |
Так делать нельзя |
Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.
1.Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка0 не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грузной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
5. Мальчике (девочка) уронила книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
9. мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятала ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и выключил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни оценивания:
1.Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов. Характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.
2. сумма равна (-+4 балла).
3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4 балла.
Фамилия____________________Имя________________Класс____
Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
Так делать можно |
Так делать иногда можно |
Так делать нельзя |
Так делать нельзя ни в коем случае |
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл (а) дома пол.
9. Мальчик (девочка) разговаривал (а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
11.Мальчик (девочка) бросил (а) на землю фантик от конфеты.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Проба на познавательную инициативу.
Цель: выявление
сформированности познавательных
интересов и инициативы.
Возраст: дети
6,5 – 7 лет.
Форма:
индивидуальная
Оцениваемые
УУД – действие
смыслообразования, устанавливающее
значимость познавательной деятельности
для ребенка ; коммуникативное действие
— умение задать вопрос.
Метод
оценивания — чтение
незавершенной сказки.
Описание
задания
Ребенку
читают незнакомую ему сказку и на
кульминационном моменте прекращают
чтение. Психолог выдерживает паузу.
Если ребенок молчит и не проявляет
заинтересованности в продолжении чтения
сказки, психолог задает ребенку
вопрос: «Ты хочешь у меня что-то
спросить?»
Критерии
оценивания:
—
интерес к сказке и инициатива ребенка,
направленная на то, чтобы взрослый
продолжил чтение сказки;
—
адекватность высказывания ребенка,
направленного на то, чтобы инициировать
взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни
развития познавательных интереса и
инициативы
1
низкий – ребенок интереса к
чтению сказки не проявляет; вопросов
не задает,
2
средний– ребенок проявляет интерес
к сказке, сам инициативы не проявляет,
после дополнительного вопроса психолога
спрашивает, чем закончилась сказка; с
интересом выслушивает развязку;
3
высокий – ребенок проявляет выраженный
интерес к сказке, сам задает вопросы,
настаивает на том, чтобы взрослый дочитал
сказку до конца.
Начальная
школа
Методика
КТО Я? (модификация
методики Куна)
Цель:
выявление сформированности Я-концепции
и СО.
Оцениваемые
УУД:
действия, направленные на определение
своей позиции в отношении социальной
роли ученика и школьной действительности;
действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст:
ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма
(ситуация оценивания):
фронтальный письменный опрос.
Ситуация
оценивания: Учащимся
предлагается следующая инструкция:
Напиши
как можно больше ответов на вопрос «Кто
Я?»
Критерии
оценивания:
1.
Дифференцированность – количество
категорий (социальные роли,
умения, знания, навыки; интересы,
предпочтения; личностные свойства,
оценочные суждения).
2.
Обобщенность
3.
Самоотношение – соотношение положительных
и отрицательных оценочных суждений
Уровни:
Дифференцированность
1
– 1-2 определения, относящихся к 1-2
категориям
2
— 3-5 определений, преимущественно
относящихся к 2-3 категориям (социальные
роли, интересы-предпочтения)
3
– от 6 определений и более, включая более
4 категорий, в том числе характеристику
личностных свойств.
Обобщенность
1
— указывают конкретные действия (я учусь
в школе), свои интересы;
2
– совмещение 1+3;
3
– указывают социальные роли (я ученик),
обобщенные личностные качества (сильный,
смелый)
Самоотношение
1
– преобладание отрицательных оценочных
суждений или равенство отрицательных
и положительных суждений (низкое
самопринятие или отвержение)
2
— незначительное преобладание
положительных суждений или преобладание
нейтральных суждений (амбивалентное
или недостаточно позитивное самоотношение)
3
. – преобладание положительных суждений
(положительное самопринятие).
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление
рефлексивности самооценки в учебной
деятельности.
Оцениваемые
УУД: личностное
действие самоопределения в отношении
эталона социальной роли «хороший
ученик»; регулятивное действие оценивания
своей учебной деятельности.
Возраст:
ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма
(ситуация оценивания):
фронтальный письменный опрос.
Ситуация
оценивания:
учащимся предлается в свободной форме
письменно ответить на вопросы опросника:
Как
ты считаешь, кого можно назвать «хорошим
учеником»? Назови качества
хорошего ученика.
А
можно ли тебя назвать хорошим учеником?
Чем
ты отличаешься от хорошего ученика?
Что
нужно, чтобы можно было уверенно сказать
про себя – «Я – хороший ученик»?
Показатели
и уровни рефлексивной самооценки:
—
адекватность выделения качеств
хорошего ученика (успеваемость, выполнение
норм школьной жизни, положительные
отношения с одноклассниками и учителем,
интерес к учению)
Уровни:
1
– называет только 1 сферу школьной
жизни,
2
– называет 2 сферы,
3
– называет более 2 сфер.
—
адекватное определение отличий Я от
«хорошего ученика»
Уровни:
1
— называет только успеваемость,
2
— называет успеваемость + поведение,
3
– дает характеристику по нескольким
сферам
—
адекватное определение задач саморазвития,
решение которых необходимо для реализации
требований роли «хороший ученик»:
1
– нет ответа, 2 – называет достижения;
3 – указывает на необходимость
самоизменения и саморазвития.
«Шкала
выраженности учебно-познавательного
интереса»
Цель: определение
уровня сформированности учебно-познавательного
интереса.
Оцениваемые
УУД: действие
смыслообразования, установление связи
между содержанием учебных предметов и
познавательными интересами учащихся.
Возраст:
ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма
(ситуация оценивания):
опросник для учителя. .
Ситуация
оценивания:
Методика
представляет собой шкалу с описанием
поведенческих признаков, характеризующих
отношение ученика к учебным задачам и
выраженность учебно-познавательного
интереса. Шкала предъявляется учителю
с инструкцией отметить наиболее
характерные особенности поведения при
решении задач для каждого ученика.
Критерии
оценивания представлены
в таблице 1.
Уровень |
Критерий |
Дополнительный |
1. |
Интерес |
Безразличное |
2. |
Интерес |
Оживляется, |
3. |
Интерес |
Проявляет |
4. |
Интерес |
Включается |
5. |
Интерес |
Охотно |
6. |
Интерес |
Интерес |
Уровни:
Шкала
позволяет выявить уровень сформированности
учебно-познавательного интереса в
диапазоне шести, качественно различающихся
уровней:
-
отсутствие
интереса, -
реакция
на новизну, -
любопытство,
-
ситуативный
учебный интерес, -
устойчивый
учебно-познавательный интерес; -
обобщенный
учебно-познавательный интерес.
Уровень
1 может быть квалифицирован как
несформированность учебно-познавательного
интереса; уровни 2 и 3 – как низкий,
уровень 4 – удовлетворительный, уровень
5 – как высокий и уровень 6 как очень
высокий.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #