Проблема человеческого достоинства в драме гроза сочинение 350 слов

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза — сочинение

Достоинство — это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия. Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей. Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

нейросеть

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе. После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман — главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар. Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

2 вариант

Достоинство определяет внутреннего человека, его нельзя компенсировать материальным достатком. Такие люди могут устремлять в сторону других людей любовь, мир и разные добрые поступки. Такое качество нарушается, когда происходят злые дела, а также ущемлении прав и свобод, которые могут не приниматься и не восприниматься полностью.

Это чувство тесно взаимосвязано с совестью и честью. Человек, который обладает достоинством, может сохранять лицо даже в трудных ситуациях, выходить из них мужественно. Несмотря на то, что люби могут отличатся друг от друга по характеру и мировоззрению, они обладают общим взглядом на то, как должен вести себя человек, который обладает достоинством.

А.Н. Островский в пьесе «Гроза» рассказывает о том, как выглядит дикое, достаточно глухое общество, живущее в небольшом уездном городе. Все живут по правилам, установленных в Калинове, при этом автор противопоставляет огромному городу одну девушку, которая не желает жить по установленным правилам.

В центре событий девушка Катерина, которая совершенно другими глазами смотрит на вещи. Главной проблемой, которую Островский поднимает в своем произведении, является само общество, которое полно обмана и лицемерия.

Все общество, описанное Островским делиться на самодуров, готовых устанавливать собственную власть и бороться за нее, и забитых людей, которые бояться противоречить самодурам, осуществляющим власть.

Для Купчихи и Дикого нет такого понятия, как человеческое достоинство, они не готовы идти на уступки, поэтому всегда отстаивают свое мнение и идут до последнего.

А молодежь, которую они постоянно унижают лишаются человеческого достоинства. К одному из них относится Тихон, все решения за него всегда принимала мама, она фактически не давала ему возможности принимать решения.

Обществу, которое лишено человеческого достоинства, противопоставлена Катерина, которая несмотря на то, что была воспитана в купеческой семье и в данном обществе, обладала определенным достоинством. Она хотела бороться за собственное мнение и чувства, которые у нее были.

 Но происходящие события показывают, что ни у кого из героев произведения «Гроза», написанного Островским, кроме Екатерины. Все члены общества стараются полностью унизить ее и показать, что ее достоинство никому не нужно в этом мире. Она не смогла бороться до конца. Но в то же время обладает достаточным человеческим достоинством.

`

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза

Популярные сочинения

  • История создания произведения Горе от ума Грибоедова

    Александр Сергеевич Грибоедов создал комедийную пьесу «Горе от ума», которая в итоге стала классикой литературы начала XIX века. Он начал писать это произведение ещё находясь на службе в 1821 году

  • Сочинение Костя из рассказа Бежин луг (Характеристика и образ)

    Бежин луг — рассказ об охотнике, который потерялся в лесу после охоты на тетерева. Через некоторое время охотник вышел на поляну, где мальчики сидели возле огне. Он попросился переночевать

  • Могут ли враги стать друзьями? — сочинение-рассуждение

    У каждого человека разный характер. Найти общий язык со своим оппонентом очень сложная задача. Из-за этого происходят различные конфликты, на почве которых, у людей складываются враждебные отношения друг к другу.

Проблема человеческого достоинства актуальна во все времена и во все эпохи. В середине XIX века, когда провинция переживала кризис, а устаревшие порядки купечества так или иначе задевали достоинство простого народа, этот вопрос стоял особенно остро.

Именно о человеческом достоинстве, о борьбе между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными взглядами свободной молодежи рассказывает А. Н. Островский в пьесе «Гроза».

Проблема достоинства рассматривается в произведении с разных сторон. С одной стороны стоит недостойное, лживое, лицемерное и двуличное купеческое общество. Представители старых укладов позволяют себе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, подчиненные для них — рабы, а не люди. За пределами своих домов они надевают любезные маски. Несмотря на то, что эти люди считают себя высшим обществом, такое поведение трудно назвать человечным и достойным.

С другой стороны стоят постоянно унижаемые представители молодого поколения. Некоторые из них смирились с такой жизнью, потеряли чувство собственного достоинства, стали похожими на рабов. Но все внимание к себе приковывает Катерина – смелая, нравственная, свободная. Она не хочет мириться с таким обществом и не находит свое место в нем. У нее, в отличие от других, есть собственное мнение. Но, к сожалению, в обществе, в котором не имеют представления о человеческом достоинстве, очень трудно остаться настоящим человеком.

Я поддерживаю Катерину и считаю, что нужно бороться за свое достоинство, за право на свою личную жизнь и на мнение, даже если его не разделяют сотни людей. Конечно, остаться собой в таком гнилом обществе без поддержки очень трудно, именно поэтому история и закончилась трагедией.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Добавить комментарий

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза»

Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза»

    Достоинство — это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это стем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство — проявление самосознания и самоконтрол, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, схраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек. который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство — человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов.

    В пьесе «Гроза» А.Н.Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства. Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в «Грозе», по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и «забитых людей». Самодуры — купчиха Кабанова и Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей. Кабаниха и Дикой — люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят.

    Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью. Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо.

    Варвара и Борис — менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять(«Гуляй, пока твое время не пришло, — ещё насидишься»), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его.

    Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается(«Здесь всё как-то из-под неволи»).

    Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство — рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой.

    Трагизм пьесы «Гроза» — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.

Добавил: eksss

53364 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза»

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В драме «Гроза» аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема — тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме «Гроза» поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом «темном царстве».

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: «Это достойный человек». Большинство действующих лиц — либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха — истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон — бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара — бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле — электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается на контрасте «темного царства» и «луча» — Катерины.

klassreferat.ru

На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них — пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков. Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” применяет деление героев этого мира на самодуров и “забитых личностей”. Самодуры — купчиха Кабанова, Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают. Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон — типичная “забитая личность”, человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо. Менее “забитые” личности — Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять (“Гуляй, пока твое время не пришло, — еще насидишься”), но даже если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения. Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника — значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью — значит, он достоин уважения. Кабаниха и Дикой — люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят. Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо, а двуличие — в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. “Здесь все как-то из-под неволи”, — говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису — человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством. Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это женщина, по домостроевским меркам -— домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой. Трагизм пьесы “Гроза” — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. “Гроза” — одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Рекомендуем посмотреть:

  • Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)
  • Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
  • Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
  • Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского
  • Характеристика города Калинова и его жителей (по драме «Гроза» Островского)
  • Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза»
  • Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Трагедия любви в провинциальном мире (сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»)
  • Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)
  • Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — сочинение

«Темное царство» и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители «темного царства», олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами «темного царства», ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме «Гроза». План Островского был показать с разных сторон влияние «темного царства» с его удушающей атмосферой.

referat5vip.ru

Достоинство — это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это стем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство — проявление самосознания и самоконтрол, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, схраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек. который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство — человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов. В пьесе «Гроза» А.Н.Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства. Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в «Грозе», по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и «забитых людей». Самодуры — купчиха Кабанова и Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей. Кабаниха и Дикой — люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят. Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью. Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо. Варвара и Борис — менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять(«Гуляй, пока твое время не пришло, — ещё насидишься»), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его. Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается(«Здесь всё как-то из-под неволи»). Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство — рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой. Трагизм пьесы «Гроза» — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.

Более новые статьи:

  • Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой — .
  • Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — .
  • Причины гибели Катерины — .
  • Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза» — .
  • Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» — .
  • Проблема покаяния в пьесе А. Островского «Гроза» — .
  • Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — .
  • Проблематика пьесы Островского «Гроза» — .

Характер Катерины

Интересами и характером Катерина сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка — натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился внутренний мир девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого «темного царства» завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание — хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв «темного царства», не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Проблема человеческого достоинства в драме А. Н. Островского «Гроза»

А. Н. Островский определил жанр своего произве­дения как драму, подчеркивая этим широкую распро­страненность конфликта пьесы, повседневность собы­тий, изображенных в ней. Основная тема «Грозы» — столкновение между утеснителями (Кабаниха, Ди­кой) и утесняемыми (Катерина, Тихон, Борис, Кули­гин и другие) органически связана с ее конфликтами: между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными проявлениями свободы человече­ской личности, семейным, общественным.

В городе Калинове власть принадлежит самоду­рам, и основана эта власть на моральной и материаль­ной зависимости людей. О порядках, царящих в семье Дикого, читатель узнает из диалога Бориса и Кудря­ша:

Кудряш: Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь ос­нована на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни од­ного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис: Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»… А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он об­ругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш: Батюшка! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис: А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Похожая ситуация и в семье Кабановой, только там «все под видом благочестия». Кулигин так отзы­вается о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Домочадцы Кабанихи не смеют противоречить ей. Тихон во всем соглашается с матерью и лишь авторские ремарки («вздыхая, в сто­рону: Ах ты, господи!») помогают понять истинное от­ношение к постоянным нравоучениям. Варвара, его сестра, выработала свою линию поведения: она тоже не перечит матери вслух, а про себя комментирует: «Не уважишь тебя, как же!» У нее свой взгляд на жизнь: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто».

Каждый герой по-своему приспосабливается к жизни в Калинове. Варвара поучает Катерину: «…Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том (на лжи) держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало».

Тихон от безысходности пьет втихую, Борис лишь вздыхает: «Эх, кабы сила!». Кулигин советует Борису «угождать как-нибудь» Дикому, а себя утешает мыс­лью о том, что скоро разбогатеет, изобретя перпету­ум-мобиле: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион! Тогда я поговорю!» Не­много другая позиция у Кудряша, который в городе считается грубияном. Он сожалеет, что в городе мало «парней-то на мою стать, а то бы» Дикого «озорни­чать-то отучили»: «Вчетвером этак, впятером в пере­улке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывал­ся». Возможно, и прав был Кудряш, говоря о таком методе борьбы с «ругателем» Диким. Ведь мы видим, что с равными себе, например, с Кабановой, Савел Прокофьевич ведет себя совсем по-другому. Как гово­рится, сила чувствует силу. Марфа Игнатьевна, не це­ремонясь, обрывает Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе доро­га!». И Дикой меняет тон, оказывается, разговаривать умеет по-человечески: «Постой, кума, постой! Не сердись…».

Но Кудряш готов бороться с Диким и другими ме­тодами (причем низкими и подлыми): «Жаль, что до­чери-то у него подростки, больших-то ни одной нет… Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!».

Лишь Катерина смеет в открытую заявлять свекро­ви о своем человеческом достоинстве: «Напрасли­ну-то терпеть кому ж приятно!» Завязка драмы опре­деляется литературоведами по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием герои­ни. Более распространенной и, по моему мнению, пра­вильной является полный чувства собственного дос­тоинства ответ Катерины на придирки свекрови: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не до­казываю».

Кабаниха, видя такое сопротивление со стороны невестки, пытается сломить ее, унизить. Чего стоит сцена, когда Кабанова заставляет давать Тихона на­казы жене! Возможно, это и стало последней каплей, и Катерина решилась на измену. Но эта измена тяж­ким грузом легла на душу Катерины и приводит ее к самоубийству.

По поводу самоубийства Катерины тоже можно по­размышлять. Что это: слабость или протест, попытка вырваться из неволи? Конечно, в поведении главной героини есть и слабые, и сильные стороны, но в целом она единственная, кто отвергает принципы домостро­евской нравственности, пусть и ценой своей жизни, скорее подсознательно, чем осознанно, в порыве чувств, но все же это — протест против устоев окру­жающего мира.

Катерина могла бы приспособиться, как Варвара, продолжать встречаться тайком с Борисом, продолжая обманывать семью. Но это значило бы, что Кате­рина примирилась со своей долей и стала такой же, как другие — порочной и лживой. Катерина, несмот­ря на измену, остается чистой в душе.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, — это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше «благодетелей», окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе «Гроза» встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе Островского «Гроза», таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов «темному царству». К ним относилась только главная героиня.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 3.35 [20 Голоса (ов)]

Проблема человеческого достоинства актуальна во все времена и во все эпохи. В середине XIX века, когда провинция переживала кризис, а устаревшие порядки купечества так или иначе задевали достоинство простого народа, этот вопрос стоял особенно остро.

Именно о человеческом достоинстве, о борьбе между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными взглядами свободной молодежи рассказывает А. Н. Островский в пьесе «Гроза».

Проблема достоинства рассматривается в произведении с разных сторон. С одной стороны стоит недостойное, лживое, лицемерное и двуличное купеческое общество. Представители старых укладов позволяют себе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, подчиненные для них — рабы, а не люди. За пределами своих домов они надевают любезные маски. Несмотря на то, что эти люди считают себя высшим обществом, такое поведение трудно назвать человечным и достойным.

С другой стороны стоят постоянно унижаемые представители молодого поколения. Некоторые из них смирились с такой жизнью, потеряли чувство собственного достоинства, стали похожими на рабов. Но все внимание к себе приковывает Катерина – смелая, нравственная, свободная. Она не хочет мириться с таким обществом и не находит свое место в нем. У нее, в отличие от других, есть собственное мнение. Но, к сожалению, в обществе, в котором не имеют представления о человеческом достоинстве, очень трудно остаться настоящим человеком.

Я поддерживаю Катерину и считаю, что нужно бороться за свое достоинство, за право на свою личную жизнь и на мнение, даже если его не разделяют сотни людей. Конечно, остаться собой в таком гнилом обществе без поддержки очень трудно, именно поэтому история и закончилась трагедией.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • «Город Калинов и его обитатели» — сочинение
  • «Был ли иной путь у Катерины?» — сочинение-рассуждение
  • «Катерина — луч света в темном царстве» — сочинение
  • «Честь нельзя отнять, ее можно потерять» — сочинение-рассуждение
  • Люди с горячими сердцами в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Достоинство — это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия. Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей. Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе. После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман — главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар. Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Карточный домик Серебряковой (6 класс описание)
    Одной из самых лучших работ художницы З.Е. Серебряковой является картина «Карточный домик». Она была написана в 1919 году. На ней изображены четыре ребенка, два мальчика и столько же девочек.
  • Сочинение Чартков в произведении Портрет (Образ и характеристика)
    Чартков — юный художник. Ему было чуть больше двадцати. Он жил очень бедно, снимал квартиру на пятнадцатой линии Васильевского острова, не следил за своим нарядом
  • Образ и характеристика Риты Осяниной в повести А зори здесь тихие Васильева
    Одним из главных персонажей повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» является Маргарита Степановна Осянина. Автор, описывая ее судьбу, показывает, сколько бед принесла людям война.

Проблема человеческого достоинства в драме А. Н. Островского «Гроза»

А. Н. Островский определил жанр своего произве­дения как драму, подчеркивая этим широкую распро­страненность конфликта пьесы, повседневность собы­тий, изображенных в ней. Основная тема «Грозы» — столкновение между утеснителями (Кабаниха, Ди­кой) и утесняемыми (Катерина, Тихон, Борис, Кули­гин и другие) органически связана с ее конфликтами: между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными проявлениями свободы человече­ской личности, семейным, общественным.

В городе Калинове власть принадлежит самоду­рам, и основана эта власть на моральной и материаль­ной зависимости людей. О порядках, царящих в семье Дикого, читатель узнает из диалога Бориса и Кудря­ша:

Кудряш: Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь ос­нована на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни од­ного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис: Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»… А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он об­ругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш: Батюшка! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис: А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Похожая ситуация и в семье Кабановой, только там «все под видом благочестия». Кулигин так отзы­вается о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Домочадцы Кабанихи не смеют противоречить ей. Тихон во всем соглашается с матерью и лишь авторские ремарки («вздыхая, в сто­рону: Ах ты, господи!») помогают понять истинное от­ношение к постоянным нравоучениям. Варвара, его сестра, выработала свою линию поведения: она тоже не перечит матери вслух, а про себя комментирует: «Не уважишь тебя, как же!» У нее свой взгляд на жизнь: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто».

Каждый герой по-своему приспосабливается к жизни в Калинове. Варвара поучает Катерину: «…Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том (на лжи) держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало».

Тихон от безысходности пьет втихую, Борис лишь вздыхает: «Эх, кабы сила!». Кулигин советует Борису «угождать как-нибудь» Дикому, а себя утешает мыс­лью о том, что скоро разбогатеет, изобретя перпету­ум-мобиле: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион! Тогда я поговорю!» Не­много другая позиция у Кудряша, который в городе считается грубияном. Он сожалеет, что в городе мало «парней-то на мою стать, а то бы» Дикого «озорни­чать-то отучили»: «Вчетвером этак, впятером в пере­улке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывал­ся». Возможно, и прав был Кудряш, говоря о таком методе борьбы с «ругателем» Диким. Ведь мы видим, что с равными себе, например, с Кабановой, Савел Прокофьевич ведет себя совсем по-другому. Как гово­рится, сила чувствует силу. Марфа Игнатьевна, не це­ремонясь, обрывает Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе доро­га!». И Дикой меняет тон, оказывается, разговаривать умеет по-человечески: «Постой, кума, постой! Не сердись…».

Но Кудряш готов бороться с Диким и другими ме­тодами (причем низкими и подлыми): «Жаль, что до­чери-то у него подростки, больших-то ни одной нет… Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!».

Лишь Катерина смеет в открытую заявлять свекро­ви о своем человеческом достоинстве: «Напрасли­ну-то терпеть кому ж приятно!» Завязка драмы опре­деляется литературоведами по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием герои­ни. Более распространенной и, по моему мнению, пра­вильной является полный чувства собственного дос­тоинства ответ Катерины на придирки свекрови: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не до­казываю».

Кабаниха, видя такое сопротивление со стороны невестки, пытается сломить ее, унизить. Чего стоит сцена, когда Кабанова заставляет давать Тихона на­казы жене! Возможно, это и стало последней каплей, и Катерина решилась на измену. Но эта измена тяж­ким грузом легла на душу Катерины и приводит ее к самоубийству.

По поводу самоубийства Катерины тоже можно по­размышлять. Что это: слабость или протест, попытка вырваться из неволи? Конечно, в поведении главной героини есть и слабые, и сильные стороны, но в целом она единственная, кто отвергает принципы домостро­евской нравственности, пусть и ценой своей жизни, скорее подсознательно, чем осознанно, в порыве чувств, но все же это — протест против устоев окру­жающего мира.

Катерина могла бы приспособиться, как Варвара, продолжать встречаться тайком с Борисом, продолжая обманывать семью. Но это значило бы, что Кате­рина примирилась со своей долей и стала такой же, как другие — порочной и лживой. Катерина, несмот­ря на измену, остается чистой в душе.

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: «Это Большинство действующих лиц — либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха — истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон — бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара — бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.

И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:

В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  1. Проблема отцов и детей
  2. Проблема самореализации
  3. Проблема власти
  4. Проблема любви
  5. Конфликт старого и нового

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского . А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза » нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза». Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание — хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв «темного царства», не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

  1. Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом .
  2. Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное . Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое .
  3. Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей .
  4. Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое .

На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них – пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения.

Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, – проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.
Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” применяет деление героев этого мира на самодуров и “забитых личностей”. Самодуры – купчиха Кабанова, Дикой – властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами.

Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.
Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон – типичная “забитая личность”, человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо.
Менее “забитые” личности – Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять (“Гуляй, пока твое время не пришло, – еще насидишься”), но даже если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства.

Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.
Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника – значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью – значит, он достоин уважения.
Кабаниха и Дикой – люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.
Этому миру противопоставлен образ Катерины – девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь – основное средство добиться чего-либо, а двуличие – в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной.

Катерина – человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку.

Свобода Катерины резко ограничивается. “Здесь все как-то из-под неволи”, – говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису – человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.
Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это женщина, по домостроевским меркам — домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.
Трагизм пьесы “Гроза” – в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. “Гроза” – одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Loading…

  • Проблема внешнего и внутреннего проявления доброты сочинение по достоевскому
  • Пришвин кладовая солнца проблематика рассказа
  • Проблема футлярности в рассказах чехова
  • Проверьте пожалуйста как пишется запятые
  • Проблема влияния крепостного права на людей недоросль сочинение