Проблема деградации в рассказах чехова

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова – это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность – обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.

А. Чехов старался изобразить именно “средних”, обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники – все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического – как разных проявлений жизни, в котором рядом сосуществует все.

Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое болото.

Даже лучшие представители “средних людей”, трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе “Ионыч”. Сначала “обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его”, их философию он считал “тупой и злой”. Встретил он и женщину, в которую влюбился – Екатерину Туркину.

Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха.

Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает “Ионыч”: толстый, раздражительный, равнодушный к людям.

Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе, Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. “Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть” – утверждает он.

Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, “ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь”. Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала “легкое” приключение.

И чувство оказывается сильнее “Эта их любовь изменила их обоих”, – пишет Чехов.

Но так везет лишь единицам. В большинстве “средних” людей шансы на спасение весьма малые.

До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа “Человек в футляре”, жизнь которого проходит под лозунгом “Как бы чего не вышло”. Его характеристики почти гротесковая, чем отличают этот образ от “средних” людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятия важных решений, довольно распространенный. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя “футляр”, но и сам незаметно превращается в “футляр”, в котором сохраняются какие-то вещи, но не душа.

Для настоящей любви в футляре места не находится. “Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. Беликов боялся жизни, но почти весь город опасался Беликова, который что-то глазел: печальная реалия государственного устройства, которое держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все “боятся громко разговаривать, присылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…”.

Целое типичное явление тогдашней эпохи угадывается за фигурой “человека в футляре”.

Но вместе с тем рассказ Чехова отнюдь не производит гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не “обрекает” на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а преисполненный юмору стиль будто художественно противостоит унынию к жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. “И казалось, что еще немножко – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь…” – встречаем мы в “Даме с собачкой”.

А изображая примеры деградации, объясняя ее причины, Чехов “лечил” читателей от моральной слабости и пассивности и призывал не подвергаться губительному влиянию среды, беречь в себе человека и искать пути освобождения от “полумертвой жизни” , пути к прекрасному. Так как в человеке “все должно быть прекрасным: и тело, и душа, и одежда, и мысли”.

Loading…

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность — обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.

А. Чехов старался изобразить именно «средних», обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники — все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического — как разных проявлений жизни, в котором рядом сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое болото.

Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился — Екатерину Туркину («Котика»). Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражительный, равнодушный к людям. Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе («Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть» — утверждает он.

Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь». Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала «легкое» приключение. И чувство оказывается сильнее «Эта их любовь изменила их обоих», — пишет Чехов.

Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних» людей шансы на спасение весьма малые.

До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», жизнь которого проходит под лозунгом «Как бы чего не вышло». Его характеристики почти гротесковая, чем отличают этот образ от «средних» людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятия важных решений, довольно распространенный. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя «футляр», но и сам незаметно превращается в «футляр», в котором сохраняются какие-то вещи, но не душа. Для настоящей любви в футляре места не находится. «Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Беликов боялся жизни, но почти весь город опасался Беликова, который что-то глазел: печальная реалия государственного устройства, которое держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все «боятся громко разговаривать, присылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…». Целое типичное явление тогдашней эпохи угадывается за фигурой «человека в футляре».

Но вместе с тем рассказ Чехова отнюдь не производит гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не «обрекает» на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а преисполненный юмору стиль будто художественно противостоит унынию к жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. «И казалось, что еще немножко — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь…» — встречаем мы в «Даме с собачкой».

А изображая примеры деградации, объясняя ее причины, Чехов «лечил» читателей от моральной слабости и пассивности и призывал не подвергаться губительному влиянию среды, беречь в себе человека и искать пути освобождения от «полумертвой жизни» (по выражению Горького), пути к прекрасному. Так как в человеке «все должно быть прекрасным: и тело, и душа, и одежда, и мысли».

Проблема деградации личности в рассказах Антона Чехова

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность — обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.
А. Чехов старался изобразить

именно «средних», обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники — все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического — как разных проявлений жизни, в котором рядом

сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое болото.
Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился — Екатерину Туркину («Котика»). Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражительный, равнодушный к людям. Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.
Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе («Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть» — утверждает он.
Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь». Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала «легкое» приключение. И чувство оказывается сильнее «Эта их любовь изменила их обоих», — пишет Чехов.
Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних» людей шансы на спасение весьма малые.
До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», жизнь которого проходит под лозунгом «Как бы чего не вышло». Его характеристики почти гротесковая, чем отличают этот образ от «средних» людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятия важных решений, довольно распространенный. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя «футляр», но и сам незаметно превращается в «футляр», в котором сохраняются какие-то вещи, но не душа. Для настоящей любви в футляре места не находится. «Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Беликов боялся жизни, но почти весь город опасался Беликова, который что-то глазел: печальная реалия государственного устройства, которое держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все «боятся громко разговаривать, присылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте.». Целое типичное явление тогдашней эпохи угадывается за фигурой «человека в футляре».
Но вместе с тем рассказ Чехова отнюдь не производит гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не «обрекает» на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а преисполненный юмору стиль будто художественно противостоит унынию к жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. «И казалось, что еще немножко — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь.» — встречаем мы в «Даме с собачкой».
А изображая примеры деградации, объясняя ее причины, Чехов «лечил» читателей от моральной слабости и пассивности и призывал не подвергаться губительному влиянию среды, беречь в себе человека и искать пути освобождения от «полумертвой жизни» (по выражению Горького), пути к прекрасному. Так как в человеке «все должно быть прекрасным: и тело, и душа, и одежда, и мысли».

Английский активный и пассивный залог упражнения.

Сейчас вы читаете: Проблема деградации личности в рассказах Антона Чехова

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова «Анна на шее» и «Ионыч»

Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова «Анна на шее» и «Ионыч»

    Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х годов XIX века. Эта эпоха была бедна крупными историческими событиями и даже стала называться “застойными временами”. Поэтому в творчестве писателя отразились и разочарование в спасении и обновлении России, и переосмысление системы духовных ценностей. Вся художественная деятельность Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Голос внутренней свободы, а не попытка найти истину звучит практически в каждом его произведении. Писатель пишет просто и ясно, совсем не так, как Достоевский и Толстой. Эта оригинальная особенность отразилась не только на языке рассказов и повестей, но и на сюжете его произведений. У Чехова они, как правило, развертываются спокойно, плавно и четко. В его прозе нет внешнего конфликта между героями, энергичной и ожесточенной борьбы или рокового стечения обстоятельств. Мастерство Чехова — это искусство больших обобщений в малой форме. Он показывает жизнь не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев, а в миниатюре, учитывая все штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении характеров людей, — одна из ведущих особенностей чеховского стиля.

    Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует “маленьким людям” и т.д.

    С конца 80-х годов начинается второй период творчества А. П. Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, как “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы общественного значения, прозревающие и деградирующие герои). В этих “серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях, сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. Здесь писатель критически изображает общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т.д. Герои большинства этих произведений относятся к среднему социальному слою. Это врачи, учителя, студенты, чиновники и меньше — помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность. Автор не концентрирует особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его частью этой среды. Чехов исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя. Именно в этот период творчества появляются такие известные рассказы, как “Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная история”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие другие.

    Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.

    В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы помочь нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”. Ради своих родных она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось невозможно. Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете. Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из “забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее…”. Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо: “Подите прочь, болван!”. Теперь она живет как хочет, в роскоши, в ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой — ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой автор завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество, она потеряла способность искренне чувствовать, любить. “Анна на шее” — это история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся главным богатством человека.

    Важным для Чехова является способность остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой способности залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня рассказа.

    Рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа “Ионыч”, Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.

    На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии (“… Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия), заурядна, типична.

    И это — лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.

    Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира.

    Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.

    Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: “Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

    Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен…

    Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.

    Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а “языческим богом”, А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.

    На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.

    Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей…

    В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова «Анна на шее» и «Ионыч»

Смотрите также по
разным произведениям Чехова:

  • Критические статьи

В русской литературе довольно часто
писатели затрагивали такие темы, которые
были актуальны для любой эпохи. Такие
проблемы, затронутые классиками, как
понятие о добре и зле, поиски смысла
жизни, влияние окружающей среды на
личность человека и другие, всегда
стояли в центре внимания русской
литературы. Чехов наиболее ярко показал
процесс изменения человеческой души
под влиянием среды и прожитых лет. Кто
не мечтал в юности о таких возвышенных
идеалах, как честь, равенство, братство,
свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью
внутренне меняется, желая только покоя
и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый
вскрыл социальные причины этой болезни
в рассказе «Ионыч».

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый
врач, приезжает на работу после окончания
университета в губернский город С.
Дмитрий Старцев работает в Деляже,
который расположен в девяти верстах от
города. Старцев всеми силами старается
быть полезным людям, он почти не бывает
в городе, все свое время отдает работе.
Работа составляет смысл его жизни, ради
нее он готов забыть о развлечениях,
поэтому он много работает, не зная
отдыха. Но Чехов в каком-то другом
рассказе высказал очень верную мысль,
что чаще всего довольно быстро черствеют
учителя и врачи. Однообразные будни,
наполненные бесконечными больными,
поначалу не раздражают Старцева. Ему
советуют, как образованному и
интеллигентному человеку, почаще бывать
в городе, записаться в клуб, вход куда
был доступен только верхушке города,
его знакомят с семьей Туркиных, по мнению
местных обывателей, самой талантливой
и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту
«талантливость». Плоские остроты
главы семейства Ивана Петровича,
бездарная игра дочки Катерины и надуманные
романы ее матери понятны Старцеву, но
все-таки после больницы, грязных мужиков
приятно и спокойно было сидеть в мягких
креслах и ни о чем не думать. Лишь через
год, приехав к ним скова. Старцев все
чаще и чаще наведывается в этот
гостеприимный дом. Он влюблен в дочь
Туркиных, которую в семейном кругу
называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом
переносит разлуку, готов на все для нее,
но Котик лишь кокетничает со Старцевым,
не отвечая на пылкие чувства влюбленного.
Старцев понимает, что ему взрослому
человеку неприлично таскаться по
кладбищам, получать записочки, как
желторотому гимназисту, но тем не менее,
он носится по всему городу, разыскивая
фрак, чтобы сделать предложение Туркиной.
Но даже в конце этого непродолжительного
романа Старцевым, быть может, незаметно
для него, овладевает трезвый расчет (Он
думает: «А приданого они, должно быть,
дадут немало»). После отказа доктор
переживает не слишком долго. Ему было
всего лишь «немного стыдно», что
все так глупо и пошло кончилось. Раньше
в городе Старцева звали «поляк
надутый», тем самым подчеркивая, что
он чужой в этом городе. Старцев редко с
кем разговаривал в клубе, а чаще молча
ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о
чем бы он ни говорил, все обывателями
воспринималось как личная обида. Когда
Старцев пытался говорить о пользе труда,
то каждый чувствовал в этом упрек себе.
Обыватели города ровным счетом ничего
не делали. День и время уходили на карты,
сборища, безделье. Уезжает из города
Котик, Старцев равнодушно узнает об
этой потере, вспоминая только одно:
«Сколько хлопот, однако». С этого
времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему
хорошо платят за визиты. Он по. вечерам
любит считать деньги, которые заработал
за день. У него появляются «безобидные»
страстишки: игра в вист, обжорство,
жадность, равнодушие. Он уже не сострадает
ближним, как раньше, и позволяет себе
кричать на больных и стучит палкой. В
городе его уже по-домашнему называют
«Ионычем», тем самым принимая его
в свою среду. Чехов, показывая «лучшую»
семью Туркиных, как бы подводит нас
вслед за Старцевым сделать вывод: «Если
самая талантливая семья так бездарна
и глупа, то каков же весь город?» Еще
хуже, чем Туркины, потому что в этом
милом семействе есть налет хоть какой-то
интеллигентности. Старцев не имел семьи,
он, должно быть, просто ради удовольствия
и не зная, что делать с деньгами, создавал
себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает: «Не
поддавайтесь губительному влиянию
среды, не предавайте своих идеалов,
берегите в себе человека». Процесс
духовного умирания Старцева тем
тягостнее, что он вполне осознает, в
какое мерзкое болото погружается, но
не пытается бороться. Жалуясь на
окружающую среду, он мирится с нею. Даже
воспоминания о любви не могут разбудить
полуспящую душу Старцева. Котик,
вернувшись, видит Старцева другим, но
ей хочется замуж, поэтому она цепляется
за прошлые светлые мечты. Старцев же
устало думает: «Хорошо, что я на ней
не женился». Ему уже не нравилось: и
как сидит на ней платье, и ее манеры, и
абсолютно все в ней — дело в том, что
Старцев уже давно умер, и ничто не может
вывести его из духовной спячки. Ему не
жаль молодости, любви, несбывшихся
надежд.

Чехов написал историю новой формы
тяжелой социальной болезни, которую
давно изучала русская литература. Имя
этой болезни — духовная деградация
личности. — Как опытный врач, Старцев
мог бы поставить себе диагноз: распад
личности в результате утраты жизненных
идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной
действительности, не раз в своих рассказах
повторял: «Нет ничего тоскливее,
оскорбительнее пошлости человеческого
существования». Высокую оценку Чехову
дали не только его современники, но и
писатели двадцатого века. Алексей
Толстой сказал: «Чехов — это Пушкин в
прозе». И я думаю, что с этим утверждением
сложно не согласиться.

Художественные открытия Чехова, мастера
рассказа, поражали его современников.
Лев Толстой дал очень высокую оценку
Чехову. «Какой превосходный язык!..
Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев,
ни Гончаров, ни я не могли бы так писать,»
— утверждал Лев Толстой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которое автор рисует с сочувствием к ним и с возмущением против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно заставляет их деградировать, и ничто для его героев не становится спасением: ни работы, ни любви, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность — обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнее.

А. Чехов пытался изобразить именно «средних», рядовых людей, самые распространенные типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель мог узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники — все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с удивительным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического — как различных проявлений жизни, в котором наряду сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большая боль писателя, вызванный неспособностью заурядного, слабого человека освободиться от избитой обыденности, что затягивает как в багнисте болото.

Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способны мыслить, постепенно и незаметно для себя в таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере доктора Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился — Екатерину Туркин ( «Котика»). Правда, она отказывается жениться на ней, потому что «человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». Котик не желает жить в этом городе, мечтает стать артисткой и едет, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но обыденность уже успела затянуть Старцева: признания Катерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо прежнего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражающий, равнодушный к людям, покупает себе выгодные дома и заставляет прислугу ему угождать.

Любовь, что приостановило на время деградацию, оказалось слабым, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе ( «Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, какой она должна быть» — утверждает он.

Гуров и Анна Сергеевна до их встречи идут путем Старцева. Обставины затягивают: они женаты на духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какое-то куцее, бескрылая жизнь, какая чепуха, и уйти и бежать нельзя , будто сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах ». Гуров по образованию филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся мечты, встреча с Анной для него сначала «легкая» приключение. Но чувство оказывается сильнее. «Это их любовь изменило их обоих», — пишет Чехов.

Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних» людей шансы на спасение очень малы.

До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», жизнь которого проходит под лозунгом «Как бы чего не произошло». Его характеристики почти гротескные, чем отличают этот образ от «средних» людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятие важных решений, достаточно распространен, но в меньшей степени. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя «футляр», но и сам незаметно превращается в «футляр», в котором хранятся какие-то вещи, но не душа. Для настоящей любви в футляре места не находится. «Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-либо». Беликов боялся жизни, но почти весь город опасалось Беликова, который что-то высматривал: грустная реалия государственного устройства, которая держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все «боятся громко разговаривать, отправлять письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте …». Целое типичное явление своего времени угадывается за фигурой «человека в футляре».

Но вместе с тем рассказы Чехова отнюдь не производят гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не «обрекает» на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а полон юмора стиль как бы художественно противостоит разочарованию в жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь …» — встречаем мы в «Даме с собачкой».

А описывая примеры деградации в поисках объяснения ее причин, Чехов «лечил» читателей от моральной слабости и пассивности и призвал не поддаваться пагубному влиянию среды, хранить в себе человека и искать пути освобождения от «полумертвого жизни» (по выражению Горького), пути к прекрасному . Потому что в человеке «все должно быть прекрасно: и тело, и душа, и одежда, и мысли».

На чтение 6 мин Просмотров 6.2к.
Обновлено 22 июня, 2020

Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации. В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного. Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?

Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают. Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени. Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.

Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.

Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями. Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго. Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.

Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.

Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации. Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту. Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.

Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу. Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный. Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.

Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой. Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла. На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.

Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам. Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть. Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.

Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.

Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.

В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо. Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем. Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.

Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было. В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности. Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.

  • Проблема греха и его искупления в повести лескова очарованный странник сочинение
  • Проблема греха в повести бедная лиза сочинение
  • Проблема выработки гениальности сочинение
  • Проблема выбора книги для чтения сочинение
  • Проблема выбора в русской литературе сочинение