Проблема личности и ее отражение в лирике лермонтова сочинение

Обновлено: 10.01.2023

Природа в поэзии Лермонтова окутана романтическим ореолом, это свободная, грозная стихия, неподвластная никому. Лирический герой Лермонтова зачастую вынужден вступать в борьбу со стихией. Но эта борьба равных по силам. Природа родственна лирическому герою. Однако он не находит в чужом краю того, что ищет.
Лермонтов обожал Кавказ, поэтому и в своих стихах о природе он рисует картины этого величественного края. Природа выступает своеобразным символом свободы.
У Лермонтова природа предстает могучей силой. И эта сила живая, способная как защитить, так и погубить лирического героя. Практически любое изображаемое Лермонтовым явление природы выглядит угрожающе. И в тоже время пейзажные зарисовки предстают перед читателем во всем богатстве красок. Иногда, особенно это характерно для ранних стихотворений Лермонтова, появляется романтический мотив.
.

4. (при нехватке слов во вступлении можно раскрыть термин «романтизм»).

Одной из особенностей творчества М.Ю.Лермонтова является мотив одиночества, пронизывающий собой чуть ли не каждое стихотворение поэта. Он появляется из-за конфликта между личностью и обществом. Читая стихотворения М.Ю.Лермонтова, можно заметить, что лирический герой является либо ярко выраженным изгоем, либо скрыто непонятым человеком, что в любом случае отстраняет его от окружающего мира, делает навечно одиноким.

Мотив одиночества, в который входит разобщенность лирического героя с обществом, встречается даже в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова.

Итак, мы видим, что конфликт между человеком и обществом в лирике М.Ю.Лермонтова зачастую отображается с помощью мотива одиночества, который занимает ключевую роль в творчестве поэта. Отстранёнными и непринятыми также чувствовали себя поэты серебряного века. Одним из таких является В.В.Маяковский.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

2. Привлечение текста произведения для аргументации

3. Опора на теоретико-литературные понятия

4. Композиционная цельность и логичность

В выводе Вы пишите о поэтах Серебряного века, чего не было в Вашем сочинении — логическая ошибка

5. Соблюдение речевых норм

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 22-23
Развитие речи. Контрольное сочинение
по творчеству М. Ю. Лермонтова

Цель:
учить учащихся работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; прививать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова, запись на доске.

Тип уроков:
урок развития речи, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя стихотворный текст.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что мы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, с какими произведениями поэта ознакомились?
• Чем близок нам поэт и его произведения?
• Какие критические статьи, книги о Лермонтове вам известны? Расскажите об одной из них.

IV. Работа над темой урока

1. Чтение молча высказываний В. Г. Белинского
о лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
(работа в парах с раздаточным материалом)

2. Беседа

• Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?
• В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина?
• Каким материалом можно проиллюстрировать черты поэзии Лермонтова, которые так образно перечисляет Белинский?
• Заинтересовала ли вас поэзия Лермонтова?
• Какие стихотворения вы прочитали (кроме программных)? Какие мысли и чувства пробудили они?
• Какие стихи Лермонтова, положенные на музыку, вам известны?

3. Слово учителя

— Сочинение — один из самых трудных жанров для школьников, поскольку требует предельной сосредоточенности, умения грамотно излагать и аргументировать свои мысли. Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо не только помнить содержание книги, но и глубоко понимать художественное произведение, анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.

При написании сочинения необходимо обращать внимание
на следующие требования:

1) соответствие содержания работы предложенной теме, полнота её раскрытия;
2) глубина и разносторонность анализа текста произведения, подтверждение мыслей автора примерами и цитатами из текста;
3) композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены);
4) самостоятельность и оригинальность суждений;
5) последовательность изложения мыслей (логика рассуждений и доказательств, уместность отступлений, оправданность ассоциаций);
6) речевое оформление сочинения (соблюдение речевых, грамматических, стилистических требований).

Большое значение имеют также богатство или бедность словаря пишущего, степень владения литературной нормой, точность и яркость словоупотребления.

Значительно снижают качество сочинения обилие фактических ошибок, пересказ, намеренное упрощение синтаксиса. Существенным недочётом являются недостаточная опора на текст, отсутствие цитат (если речь идёт о сочинении, связанном с анализом поэтического творчества), обилие общих слов и пространных рассуждений.

Выбор темы — очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает, может уверенно цитировать.

Самое главное — хорошо понимать тему, идею и проблему произведения.

Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного произведения, по которому он собирается написать работу. Эмоциональный интерес к избранной теме позволит пишущему сочинение сделать своё творение более ярким, интересным, проявить свой личностный потенциал.

4. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова

Комментарий.
Учитель записывает темы на доске и организует их обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

В методической литературе представлено множество типологий тем сочинений. Если учитывать содержательную сторону сочинения, темы условно можно разделить на три группы:

а) темы аналитического характера, то есть требующие анализа художественного произведения;
б) темы, связанные с делением литературы на роды и жанры;
в) темы, раскрывающие литературоведческие понятия.

Темы аналитического характера

Характеристика одного литературного героя

Создавая сочинение-характеристику, автор обязан помнить о том, что характеристика должна содержать определённую информацию о персонаже, которая позволяет оценить его поступки и объяснить его взаимоотношения с другими персонажами.

Следующим этапом в создании характеристики персонажа является описание его натуры. Характер героя становится ясен из оценок автора произведения, из самооценок героя, из анализа его поступков.

Характеризуя человека, мы должны установить его нравственный идеал, то есть отношение к таким категориям бытия, как любовь, природа, искусство, жизнь, смерть.

При оценке конкретного героя необходимо учитывать также описание эпохи, исторических и социальных условий формирования характера.

Сопоставительная характеристика

Сопоставительная характеристика подразумевает не просто раскрытие характера каждого персонажа, а именно сравнение героев. Для этого, прежде всего, необходимо определить критерий, который лежит в основе такого сравнения.

Кроме того, говоря о соотносимых персонажах, мы постараемся выделить в их характерах сходства и различия.

Ещё один немаловажный момент в создании сопоставительной характеристики — это отношение интересующих нас героев к одним и тем же людям.
(Кроме того, необходимо помнить план анализа каждого образа, изложенный в предыдущем разделе.)

Тема-проблема

Следующая подгруппа тем аналитического характера
— темы-проблемы,
подразумевающие при написании сочинения раскрытие проблематики произведения, понимание его концепции, замысла автора.

Тема-понятие

Принцип раскрытия темы-понятия — тот же, что и при раскрытии темы-проблемы.

Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры

Анализ лирического произведения

Темы этого вида обычно формулируются однотипно, например: «Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Для раскрытия этой темы автор сочинения должен знать наизусть или близко к тексту несколько стихотворений, объединённых общей темой.

Объём анализируемых в сочинении произведений не должен быть чрезмерно велик, некоторые стихотворения можно просто упомянуть, чтобы показать важность данной темы для писателя. В качестве основного объекта анализа лучше взять 3–4 стихотворения.

Во вступлении необходимо обосновать важность заявленной темы для творчества того или иного автора. Это проявляется не только в большом количестве стихотворений на эту тему, но и в их разноаспектности, в представлении проблемы с разных сторон.

Необходимо выделить основные пункты плана сочинения (в зависимости от аспектов воплощения темы). Это и будет составлять основу работы над сочинением. Кроме того, необходимо показать, какие художественные средства использует автор для раскрытия той или иной темы.

Не следует увлекаться цитированием: основное содержание работы должен составлять анализ. Цитаты используют для подтверждения мыслей и выводов.

Заключение должно расширительно трактовать основной тезис, придавать ему общефилософское звучание. Можно обратиться к мнению критиков или литературоведов, возможен и другой вариант. В принципе, такой тип заключения подходит для любого автора и адекватен любой теме. Это вывод-размышление об актуальности темы не только в творчестве писателя, но и в общечеловеческом плане.

6. Консультация учителя (обращение к записи на доске)

Я вижу (слышу, полагаю, думаю)…;
перед моими глазами встаёт…;
часто наблюдается…;
одно из интересных…;
на мой взгляд…;
можно заметить…;
как хочется…;
люблю перечитывать…;
не знаю лучше…;
хотелось бы думать…

Идейно-художественное значение;
художественные средства;
аргументы;
исходная тема;
контрастные интонации;
строфика;
многообразие рифмы;
величавый стиль;
чёткий ритмический рисунок;
народная лексика

Когда я впервые внимательно прочёл…;
стихотворение — одно из любимейших, потому что…;
оно полно Солнца, Любви, Радости…;
неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…;
в каждой строке чувствуется…;
так постепенно поэт переходит…

Среди других произведений этих лет…;
это стихотворение — исповедь…;
первые строки…;
но уже в следующей строфе…;
резкая смена интонации ведёт…;
что означают эти слова…;
нет, не случайно поэт…;
своеобразие этих строк в том…

Страстный, мятежный, непокорный, независимый характер,
романтическая натура,
романтический порыв,
гордый,
бесстрашный,
нравственный выбор,
раздумье,
вслушивается в тайны природы,
иронизирует,
досадует,
укоряет, осуждает, критикует, бичует

7. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

8. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

9. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Образцы сочинений
ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ, ПОЭТА И ПОЭЗИИ
В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнёт мечту мою,
На праздник не званую гостью,
О, как мне хочется смутить весёлость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.

Такое положение поэта в обществе ещё раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.

Но в своей порочности Арбенин оставался выше подавляющего большинства людей мишурного света. Он ненавидел их и мстил им за ничтожество влечений, чувств и дум. Презирая творимое им зло, он оставался страдающим эгоистом.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Тезисный план сочинения

I. Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — летопись становления души, и в этой исповедальности истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

II. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях Личности и Судьбы.

V. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Галина Фефилова. — М.: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Эпизод из сражения при Валерике. Худ. М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин. 1840
Русский музей, Санкт-Петербург

Ни для кого не секрет, что Михаил Юрьевич Лермонтов является приемником Александра Сергеевича Пушкина. И действительно, стихи, произведения этого человека не могут оставлять равнодушным. Лермонтов является любимым поэтом у многих людей самых различных поколений, потому что каждое слово, написанное талантливым поэтом пропитано особым чувством, энергетикой, которая заряжает человека и даёт новые мысли в голове. Эта пища для размышлений, а так же эмоции, которые автор старался передать через свои рукописи эхом отзываются в наших сердцах, заставляя прочувствовать все до единой капли. И это непередаваемое чувство. Чувство, которое хочется повторить ещё раз и восхищаться им до бесконечности.

Таким образом, лирика Михаила Юрьевича Лермонтова многогранна. Она затрагивает различные тематики общественной жизни. Это очень важно, когда людям открываются реальные вещи на проблемы или события. Многие живут в тени того, что ничего не происходит, что нет одиночества, тоски, боли, страданий, а Лермонтов через свои стихи показывает, что оно есть. И эти чувства, эмоции, которые побуждает в нас автор навсегда отпечатываются не только в памяти, но и в сердце.

2 вариант

Лермонтов выделяется среди прочих писателей тем, что он написал множество весьма замечательных и неповторимых стихотворений, которые запомнились читателям как довольно глубокие и продуманные работы. В его лирике можно найти и отметить множество разнообразных приемов и образов, с помощью которых автор высказывался о своих переживаниях и думах. Также, стоит сказать, что он старался передавать свои мысли весьма понятным и простым образом. Именно поэтому, стоит сказать, что читателю дается данный материал очень хорошо. Благодаря этому достигается такой эффект, что оно становится популярным среди большинства людей. Также, стоит добавить, что в своих работах, написанных в жанре романтизма, ярко прослеживается такой прием, в котором автор повествует о довольно одиноких, и зачастую непонятых персонажей, которые страдают от своего положения.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

Человек в футляре’ — произведение, написанное Антоном Павловичем Чеховым в мае 1898 года. Рассказ впервые увидел свет в журнале ‘Русская мысль’. Произведение написано понятным языком и разделён на маленькие фрагменты

Данный рассказ ведется от имени автора . Он приехал в Москву и остановился в отеле на Арбате . Он влюбился и мечтает не просто о встречах с любимой, а о чем то глубоком и вечном.

Вежливость — это положительная черта характера, под которой обычно понимают хорошие манеры, умение относиться к людям с уважением, тактично общаться.

Любой ребенок рано или поздно задумывается о том, кем бы он хотел стать в будущем. Я перебрал много вариантов, понимая, что работа должна быть не только интересной, но еще и прибыльной, актуальной и востребованной

Читайте также:

      

  • Что значит для меня победа сочинение
  •   

  • Книга которая изменила мою жизнь сочинение
  •   

  • Как ценить то что имеешь сочинение
  •   

  • Сочинение рассуждение на тему сочиняя исправленные сюжеты
  •   

  • Нет лучше дружка чем родная матушка сочинение
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Лирика Лермонтова

Ни для кого не секрет, что Михаил Юрьевич Лермонтов является приемником Александра Сергеевича Пушкина. И действительно, стихи, произведения этого человека не могут оставлять равнодушным. Лермонтов является любимым поэтом у многих людей самых различных поколений, потому что каждое слово, написанное талантливым поэтом пропитано особым чувством, энергетикой, которая заряжает человека и даёт новые мысли в голове. Эта пища для размышлений, а так же эмоции, которые автор старался передать через свои рукописи эхом отзываются в наших сердцах, заставляя прочувствовать все до единой капли. И это непередаваемое чувство. Чувство, которое хочется повторить ещё раз и восхищаться им до бесконечности.

Лирика Михаила Лермонтова весьма разнообразна, хотя и автор творил в большей степени в направлении романтизма. Автор посвящал стихи многим тематикам, в особенности тема одиночества. Знаменитое стихотворение   «Смерть поэта» посвящённое кумиру Лермонтова, Пушкину повествует о жестокости общества, в котором он живёт. Михаил Юрьевич обвинил общество в смерти Александра Сергеевича. Неофициальные порядки общества того времени, слухи, слова всё это довело талантливого поэта до смерти.

Стихотворение «И скучно, и грустно…» автор поднимает вечные темы и постепенно философствует на каждую из них, тем самым обогащая и давая пищу для размышления своим верным читателям. А скучно и грустно бывает абсолютно всем и различные философские темы, думаю настигали каждого здравомыслящего человека.

И, конечно же, не обойтись без стихотворений о любви. Ведь именно из-за любви, в большей степени, и происходят лирические события. Любовь это самое важное в жизни человека. Любовь заставляет летать человека высоко — высоко. Например, стихотворение «Нищий» в котором поэт освещает страданий из-за любви. Он сравнивает себя с бедняком, который ничего не имеет.  Он просит этой любви, но не получает толком ничего.

Таким образом, лирика Михаила Юрьевича Лермонтова многогранна. Она затрагивает различные тематики общественной жизни. Это очень важно, когда людям открываются реальные вещи на проблемы или события.  Многие живут в тени того, что ничего не происходит, что нет одиночества, тоски, боли, страданий, а Лермонтов через свои стихи показывает, что оно есть. И эти чувства, эмоции, которые побуждает в нас автор навсегда отпечатываются не только в памяти, но и в сердце.

2 вариант

Лермонтов выделяется среди прочих писателей тем, что он написал множество весьма замечательных и неповторимых стихотворений, которые запомнились читателям как довольно глубокие и продуманные работы. В его лирике можно найти и отметить множество разнообразных приемов и образов, с помощью которых автор высказывался о своих переживаниях и думах. Также, стоит сказать, что он старался передавать свои мысли весьма понятным и простым образом. Именно поэтому, стоит сказать, что читателю дается данный материал очень хорошо. Благодаря этому достигается такой эффект, что оно становится популярным среди большинства людей. Также, стоит добавить, что в своих работах, написанных в жанре романтизма, ярко прослеживается такой прием, в котором автор повествует о довольно одиноких, и зачастую непонятых персонажей, которые страдают от своего положения.

Благодаря «Парусу», написанному в тысяча восемьсот тридцать втором году, можно говорить о том, что всем людям, которые разбираются в творчестве, станет ясным тот момент, что произведение содержит в себе большой философский смысл, который несет довольно яркий эмоциональный и смысловой посыл. Благодаря пейзажам, изображенным в данной работе, становится понятной атмосфера грусти и печали, которая была заложена в ней. Также, можно отметить и прочие дополнительные элементы, которые затронул автор в произведении. Благодаря лирической направленности, и нестандартным рамкам, в которые завернул свою историю Лермонтов, откровенным становится тот момент, который говорит о весьма сложном существовании человека, которого большинство не может понять и принять.

Изображенные в нем элементы морей, волн, неба, и прочего, сигнализируют читателю о том, что атмосфера в данной истории полна того, что мысли героев погружены в печаль и уныние. Также, в некоторых произведениях, Лермонтов рассказывает о том, что часто гениальных писателей и авторов не понимали, и не могли оценить по достоинству. Из-за этого, происходили неравнозначные отношения, которые могли сигнализировать о весьма несправедливой обстановке, которая складывалась из-за этого. Например, в произведении «Смерть поэта», автор указывал на то, что общественное мнение сгубило Пушкина. Тем самым, он хотел людей призвать к ответственности за совершение поступков и изречение фраз, которые могут быть губительными в ряде ситуаций. Лермонтов подарил миру массу замечательных стихотворений. В своей философии автор указывает на то, что порой жить становится крайне невыносимо и тоскливо.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Лермонтова

Лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Почему я жду лето

    Лето – это самая лучшая пора года. Целых три месяца отдыха, которые можно провести так, как захочется именно тебе. Нет практически никаких дел, а, самое главное, не нужно делать никаких домашних заданий!

  • Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение

    Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать

  • Сочинение Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя?

    Если рассматривать практически любую духовную традицию, то практически везде используется институт ученической преемственности, то есть передачи опыта от старшего наставника к младшим ученикам.

  • Характеристика и образ Петро Мелехова в романе Тихий Дон Шолохов

    Петро Мелехов — старший брат Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Он во многом напоминает мать, совсем непохож на своего брата турецкой крови. Нет в нем и тех черт характера, которые были присущи роду Мелеховых.

  • Сочинение Кумир моего детства

    Кумир моего детства – мой дедушка. Он с самого рождения был всегда рядом со мной. Нянчил меня, когда бабушка ходила на работу и зарабатывала пенсию.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)

Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое. Оно было такое же одинокое и пустое, как и жизнь его героев. У автора не было родителей, воспитывала его бабушка. Конечно она дарила ему безграничную любовь и ласку, но она не может сравниться с родительской любовью. Одиночество это то через что каждый из нас когда либо проходил. Это состояние души.

Повествование в произведениях Лермонтова обычно начинается с приятных и романтических пейзажей. Эти красочные горы, темные и синие воды морей, тучи, которые кутаются в теплых лучах солнца. К примеру можно вспомнить как изображен парус, раскачивающийся на волнах. Он одинок в пучине синего моря. Туман полностью окутывает его и мы чувствуем, как ему грустно и он потерян в этой далекой стране. Всем героям трудно устроится в этом жестоком мире, он его тяготит.  Читатель представляет, что в будущем возможно все наладится и агрессивность уйдет на второй план. Ведь волны такие теплые и манящие, а лучи солнца играющие в этой синеве завораживают. Но туман и эта буря, что мечет парус по волнам, несет очень мрачный окрас.

Одиночество по мнению Лермонтова это некий поиск счастья, а так же внутреннего умиротворения и спокойствия. Сам автор, как и лирический герой не мог найти своё равновесие и душевный покой. А в стихотворении Утёс эта тема представлена в разлуке могучего утеса великана и игривой тучки. Наш незыблемый герой тяжело переносит расставание и даже остается влажный след, символизирующий слезы. А сосна в стихотворении  На севере диком так одинока и брошена, что создается впечатление мрачности и горечи. Холод от ветров пронизывает до костей читателя. Мы сочувствуем этой сосне как живому человеку.

В стихотворении Сон мы видим человека в горах получившего тяжелое ранение в грудину. Вокруг гроза и помощи ждать неоткуда, и читатель чувствует его боль и растерянность.

Как бы не было тяжело одиночество для окружающего мира,  но для некоторых это отрада души. В творчестве можно найти себя, найти своего друга, который будет вести всю его жизнь. А иногда на смену этого чувства приходит колкость. Это защищает человека от внешнего жестокого мира. Ведь творчество это отражение дара и особенностей личности, а так же отражение взгляда на весь окружающий мир.

Вариант 2

Слово «одиночество» — не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…» – писал поэт.

Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.

Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.

«Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»

Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.

Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.

Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком…». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

В стихотворениях, написанных в 30 – е годы жизни поэта, он много рассуждает о загробной жизни, слышит могильные звуки и видит гроб «уединенный». Лермонтов очень рано «постарел душой». Его дуэль и написание стихотворения «Смерть поэта» повлекли за собой ссылку на Кавказ. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом» — пишет он в стихотворение «Узник». Практически в каждом третьем стихотворение Лермонтова легко встретить такие слова: гроб, смерть, могила, умереть. Читатель видит неудовлетворенность жизнью, иногда даже ожидание смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый». Смерть и одиночество неразрывно связаны между собой и следуют из одного стихотворения в другое в последние годы жизни поэта. Он разочарован во всем: любви, дружбе, семье, государственном устройстве. Не находит поэт себе места и в небесном мире. Он обречен на одиночество и вечные блуждания.

Вся короткая жизнь поэта пронизана этими болезненными мотивами. Природа этого состояния автора важна для понимания всего творчества М. Лермонтова.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич – великолепный писатель, чьё мастерство невозможно не оценить. Он – главный романтик русской литературы, в чьём творчестве можно выделить несколько главных и вечных тем: тема смерти, любви свободы…Однако, главной темой, проходящей невидимой нитью через всю его лирику, является тема одиночества. Почему это так? Почему такой успешный и известный человек писал о таком явлении? Что он чувствовал и как жил с этим?

Михаил Юрьевич всю свою жизнь был одиноким. Нет, конечно, у него были друзья, однако и они либо предавали поэта, либо быстро надоедали ему. Лермонтов был очень честным человеком и всегда выступал за справедливость, также он был остёр на язык, что тое сыграло роль в его одиночестве. Писатель смотрит на этот мир не через розовые очки, как это делают многие люди, именно поэтому он видит всю правду жизни, и, конечно, не рад многому. Он видит ненастоящих людей, видит их поддельные эмоции и раболепие. Невозможность и нежелание смириться с этим и толкает поэта на осознанное одиночество, которое отражается и на его творчестве.  Стихотворение «Парус», которое Лермонтов написал в совсем молодом возрасте является началом одинокого пути поэта. Ему пришлось переехать в другой город, о чём и говорится в строках «Что ищет он в стране далёкой?»

Помимо жизненного пути, на творчество автора влияет и его любовь к произведениям Байрона, самого известного британского романтика. Зачитываясь его стихотворениями, Лермонтов перенимает некоторые вещи, адаптируя их под себя. Романтизм – течение, в котором главный герой как раз-таки является одиноким, непонятым и «чересчур справедливым», каким был и Лермонтов, и его герой Печорин, которого автор практически списал с себя.

Ещё один момент, который добавил в лирику Михаила Юрьевича мотив одиночества – любовь, причём любовь печальная и трагичная. Открыв любой сборник стихотворений Лермонтова о любви, будет сложно найти там счастливые нотки настоящей взаимной влюблённости, а вот невзаимной и жестокой любовью кровоточит каждый его шедевр. «Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!» — фраза, которая лучше всего описывает лирику Лермонтова о любви. К сожалению, поэт очень часто сталкивался с невозможною любовью и почти не испытал счастья в этом смысле, что не могло не отразиться в его творчестве.

Одиночество в лирике Михаила Юрьевича – главная тема, которую можно проследить почти в каждом его произведении. Романтические традиции, характер поэта, его нелюбовь к несовершенному миру, а также неудачи в любви – всё это повлияло на Лермонтова и на его стихотворения, читая которые ни один человек не сможет не посочувствовать или не найти в них себя.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Нравственные проблемы в произведении Уроки французского Распутина

    Рассказ «Уроки французского» описывает трудные годы после войны. Советский писатель Валентин Григорьевич Распутин, предпочитающий показывать в своих произведениях деревенскую жизнь

  • Сочинение Трилли в рассказе Белый пудель Куприна образ и характеристика

    «Белый пудель» — один из самых известных детских рассказов А.И.Куприна. Его сюжет не придуман, он срисован с правдивой истории. Иногда к писателю на его крымскую дачу приходили бродячие артисты

  • Сочинение Я хочу стать модельером (профессия)

    Сколько я себя помню – я всегда что-то шила куклам. Ещё больше мне нравилось шить пупсикам. Мама отдала мне свою старую сумку.

  • Сочинение на тему Вера в чудо 15.3

    Размышляя надо темой сочинения, у меня в голове пронеслось множество мыслей, связанных с верой. Не могу сказать, что я всю ответственность перекладываю на чудо, но все же нельзя опустить тот факт

  • Тема войны в рассказе Судьба человека Шолохова

    Война – ужасное время, когда каждый человек не властен над своей жизнью. Вокруг все рушится, мир никогда не будет таким, каким был прежде. Это серьезное испытание для каждого жителя государства

  • Проблема космоса до конца не изучена как пишется
  • Проблема исторической памяти сочинение
  • Проблема истинной любви сочинение
  • Проблема исключительности людей сочинение
  • Проблема интеллигентности сочинение лосото