- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором. От принятого им решения зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Как выражена проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»?
Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.
Также Злом являются члены МАССОЛИТа, пишущие бездарные произведения. Писательство для них — источник благосостояния. Они не стремятся изобразить в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов посвящены простым вещам. Например, один из них описал прекрасный и вкусный ужин в «Грибоедове», ресторане.
Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.
Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.
Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.
В романе «Мастер и Маргарита» осветить проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и образы героев.
2 вариант
Противоборство добра и зла существует с начала времен, это два вечных и неразделимых понятия. Добро и зло живут в каждом человеке, но в разных пропорциях, кем – то правит светлая сторона, а в ком – то побеждает темная. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.
Эта тема широко обсуждается многими писателями и М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло манит и искушает человека соблазнами, а добро ведет на путь истинный. С детства мы привыкли к тому, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные герои всегда побеждали злодеев. Но роман Булгакова переворачивает наше представление об этом, ведь здесь правит вовсе не добро. У этих двух противоположностей абсолютное равноправие. Действия романа, хоть и происходят не в одно время, но есть между ними нечто общее, что их объединяет – это поиск истины и борьба за нее.
Роман переносит нас во времена Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. Перед ним человек с синяками и ссадинами, который отчаянно пытается оправдаться в предъявленном ему обвинении. Его имя Иешуа, а обвиняют его в зачинательстве к уничтожению ершалаимского храма. Но за попытку оправдаться обвиняемый получил удар хлыстом.
Сам Понтий Пилат называл себя «свирепым чудовищем», которое живет по собственным законам. Он считал, что во все времена раб должен подчиняться господину. И вдруг перед ним человек, не разделяющий его взгляды, да еще и смеющий ему возражать. Прокуратор сразу же понял, что арестант не виновен, несмотря на его чудаковатость, он прекрасно умел избавлять от головной боли, которая так мучила Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Иешуа сумасшедшим и выслать на остров, поближе к своей резиденции. Но его план не удался, ведь Иуда сделал все для того, чтобы арестанта казнили. Прокуратор пытался спасти его, но он был не намерен отказываться от своих убеждений истины. В итоге Понтий Пилат, испугавшись навредить своей карьере, пошел наперекор человечности и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа прокуратора продолжает мучить совесть.
Спустя несколько веков Мастер приступает к созданию романа о Понтии Пилате. Он стремится познать историю Христа, а возможность сделать это ему посылает Сатана. Здесь можно провести параллель между Иешуа и Мастером. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер является своего рода собирательным образом человека, обладающего жаждой познания вечных законов нравственности.
Маргарита же воплощает собой «вечную любовь», огромную, вдохновенную и поэтическую. Она готова бороться за свою любовь, ради которой соглашается предстать на балу у Сатаны в образе королевы и тем самым воссоединиться с Мастером.
Отправившись вместе с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям в качестве напоминания о том, что решить свои проблемы нравственности способны лишь мы сами.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
- Сочинение про Рязань
Хочу рассказать вам о прекрасном месте под названием Рязань, о ее широтах, замечательных улочках, незабываемых закатах солнца, о ее древней и увлекательной истории. Рязань считает одним из не просто старейших
- Что делает человека счастливым? сочинение
Ни один человек не может спутать ощущение счастья с каким-либо другим чувством. Чтобы достичь это неповторимое состояние, ощущение гармонии себя с окружающим миром, мы стремимся к этой цели по-разному.
- Сочинение Честный человек. Что значит быть честным человеком
Быть честным человеком — это быть порядочным, надежным и непорочным на протяжении всей жизни. Для человека очень важно быть честным перед самим собой и другими.
- Анализ рассказа Заячьи лапы Паустовского
В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.
- Анализ сказки Соловей Андерсена
Сказка Андерсена – очень поучительная и добрая сказка о могущественной силе живой музыки. Настоящее искусство обладает большой силой над злом. Прекрасное способно исцелить человека. Главная тема заключается в том,
Сочинение
Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.
Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.
Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.
Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»
Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.
Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.
И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.
Роман о Понтии Пилате — это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.
Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», — говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться — не подал ей весточку из «дома скорби».
Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».
Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.
М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.
Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, — вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.
Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть — верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью — кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.
(348 слов) М. А. Булгаков поднимает вопрос, связанный с нравственным выбором, практически во всех произведениях. Тем не менее, большее внимание этой теме он уделяет в «Мастере и Маргарите». Каждый герой романа должен принять обдуманное решение и совершить выбор в пользу доброй или злой стороны, причем условия выбора настолько запутанные, что ему очень сложно отличить одно от другого. Поэтому решение дается непросто.
Автор всеми старается перевернуть наше восприятие хорошего и плохого, дабы объяснить, что в мире нет четкого и незыблемого разделения между одним и другим. Каждое явление можно трактовать по-разному, каждый человек имеет и добрую, и злую натуру, они лишь меняются местами в зависимости от обстоятельств. К примеру, Воланд, который является Сатаной, предстает как помощник, добрый маг из сказки, когда становится оппонентом Иешуа в споре о судьбе Маргариты и Мастера. Именно он приходит в грешный мир людей и пытается его исправить, хотя это следовало бы делать другой стороне. Таким образом, в жизни все неоднозначно, и принять правильное решение очень сложно. Например, стоит подробно остановиться на нравственном выборе Понтия Пилата. Он вроде и сочувствующий человек, способный понимать несправедливость вынесенного приговора, но в то же время он – невольный его палач. Прокуратор обязан поддерживать порядок во вверенном ему городе, где толпы агрессивных людей готовы взбунтоваться в любой момент. Их держит в узде местная религиозная власть, и потому Пилат не может спорить с ней о том, кого миловать на праздник: проповедника или убийцу? Герой думает, что жертвует чужой жизнью во благо, спасая чужой народ и свою армию от бессмысленного кровопролития. Но он ошибается, потворствуя злу, облеченному в благопристойность. И потому он получает вечные муки совести, ведь именно свое благополучие он поставил выше человеческой жизни.
Также неоднозначна ситуация Маргариты: она пошла за любимым, но бросила мужа, поставила на кон свою бессмертную душу и т.д. И, несмотря на это, она сделала высоконравственный выбор: отказалась ото лжи и роскоши ради истинного чувства. Не идеален и Мастер: он написал гениальный роман, но струсил и сжег его, получив закономерное наказание.
Таким образом, на распутье обманувшиеся герои часто повиновались разуму, а надо было прислушаться к чувствам. Ведь и Пилату, и Мастеру казалось, что они поступают неправильно, но доводы ума их запутали.
Автор: Вера Куруч
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Нравственный выбор в романе Мастер и Маргарита
Нравственный выбор в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение
История, которая связана с дьяволом представляет собой практически (данное слово используется тут только для того чтобы не исключать маловероятную возможность других отношений, но, по сути, других вариантов тут не бывает) всегда историю нравственного выбора. Если посмотреть на основные культурные и идеологические паттерны, на которые в целом описался Булгаков, в частности не только на мистику и оккультизм, но на известную историю Ветхого и Нового Завета, а также православное учение, то обнаруживается известная всем более-менее сведущим в религии схема.
Дьявол и его слуги – бесы, являются совсем не просто зловредными сущностями, они представляют собой создания, которым делегированы полномочия по совершению зла. Например, также как некоторым людям могут делегировать полномочия бить женщин на митингах или истязать невинных в тюрьмах, либо чистить канализации. Конечно, примеры с невинными, быть может, не самые точные, тем не менее, если брать религиозную концепцию, то подобное тоже может объясняться.
К примеру, для бесов представляют наибольший интерес праведники, которых нужно искусить, то есть даже не просто невинные, но одни из лучших. Подобное видно и в романе. Мастер – фактически праведник, более того, он далек от религиозного догматизма и заблуждений, он пишет настоящую историю Иешуа и в этом, конечно, для дьявола, которому выгодна ложь, особенная опасность.
Наверное, дьяволу выгоднее красивые истории, чем истина, про которую говорит Мастер. Воланд начинает свою работу и в итоге Мастер и Маргарита оказываются в аду, этот факт виден из заключительной сцены, то есть, по сути, дьявол выполнил свою работу. Мне кажется именно этот нравственный выбор является центральным стержнем романа.
Ведь в основе всего любовь и действуют они из любви друг к другу. Маргарита заключает сделку с сатаной, дабы спасти Мастера. Сатана в свою очередь фактически работает на Бога, ведь он сохраняет рукопись ценную именно для людей любящих Бога.
Однако этот выбор оказывается во многом губительным для главных героев, они оказываются у самого высокого предела и ради любви фактически отдают самое ценное. При помощи такого парадокса автор указывает на трудность и глубину настоящего нравственного выбора. Эти вопросы далеки от банальной и порой нелепой схоластики, эти вопросы ставят задачу перед каждым верующим действительно определиться крепка ли его вера и способен ли он действительно верить и делать поступки.
Все остальные примеры нравственного выбора, где дьявол и его свита просто забавляется с пороками людей, являются просто фоном и рассказом о том, как на самом деле бесы работают на Бога. Пусть иногда сурово и зловредно, но они указывают на значимость в этом мире нравственного выбора.
Вариант 2
В романе много о нравственном выборе. В разных ситуациях люди выбирают – поступить по совести или нет. Часто выгода заглушает голос совести и даже разума. Квартирный вопрос в столице кажется актуальней, чем какая-то там нравственность. «Бонусы» от союза писателей кажутся важней, чем правда творчества.
Вот, например, история Мастера, который не предал творчество, не отказался от своего романа. И он даже верил, что его труд оценят читатели и критики. Но последние просто увидели тему и решили посмеяться над неизвестным писателем, который не состоит ни в каких союзах, не претендует на бесплатную дачу и питание. Зато, он пишет правду! А это опасно… Массово травили Мастера, вот он и не выдержал. Один из критиков получил по заслугам от Маргариты-ведьмы, которая разгромила его богатую квартиру. Она тоже делала свой выбор. Возможно, устраивать погром было не самой красивой идеей, но Маргарите необходимо было выплеснуть злость, наказать критика. Главное, что после она утешила растерянного ребенка, а не стала его пугать или смеяться над ним. Она осталась доброй и сострадательной.
И Булгаков показал писательское общество, которое готово «строгать» литературные произведения за материальные блага. Рассказ – продуктовый набор, повесть – путевка в санаторий. Но только, понятно, идеологически правильно чтоб. Мастер не думал о своем комфорте, о деликатесах, его занимал только Роман, а «писатели» после собрания пойдут кушать и выпивать, а потом поедут на дачи…
Конечно, основной выбор – вопрос, над которым размышляет главный герой романа Мастера. От решения зависело даже больше, чем Пилат мог себе представить. Ведь понимая, что Иешуа совсем не виновен, что он целитель и просто добрый и светлый человек, он не знал, что тот ещё и сын Бога. Если б Иешуа не распяли, то судьба мира, наверное, была бы другой. Преступление по отношению к сыну Создателя – это серьёзно. Пилат мог его спасти! Он мучался выбором, ведь там старейшины, у которых свои интересы. Они решили освободить настоящего преступника, лишь бы казнили Иешуа, который проповедями подрывал «старую» веру. То есть их систему с храмами и «бизнесом».
Это большие вопросы, а тот же сотрудник домоуправления, когда берет взятку, делает ли нравственный выбор? Кажется, что уже давно он его сделал – заранее в плохую сторону. Хорошо ещё, если люди хотя бы пытаются выбирать. А уж если нравственно выбирают!
Нравственный выбор в романе Мастер и Маргарита
Несколько интересных сочинений
- Тема Родины в творчестве Блока сочинение 11 класс
Практически все писатели и поэты, будучи детьми своей родной земли, затрагивали в своем творчестве тему родины. Каждый по- своему делал это. Кто-то всецело посвящал себя проблемам, горестям и радостям своей страны
- Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов учились вместе в университете и сдружились, они участвовали в одном молодежном движении нигилистов. Кирсанов на самом деле не был нигилистом до мозга костей как Базаров
- Сочинение на тему Реклама
Сейчас реклама окружает нас на каждом шагу. В метро, автобусе, по дороге в магазин. Мы берем в руке смартфон, заходим в интернет, а там снова рекламные призывы.
- Твір роздум на тему Добро (творити добро)
В нашому жорстокому світі сьогодні багатьом не вистачає доброти та тепла від близьких людей. Шалений темп життя вимушує людей пристосовуватись до реалій буденності
- Сочинение Что такое страх
В какой-то старинной книжке мною было прочитано про концепцию различных эпох, через которые проходит человечество и идет оно от золотого века, когда ситуация просто великолепна и до железного – современного периода
«Мастер и Маргарита» — одно из основных произведений Михаила Булгакова. Ему он посвятил несколько лет своей жизни. Как позже выяснилось, эти годы были последними для писателя. В романе автор поднимает для обсуждения ряд вечных проблем, в том числе и нравственный выбор.
Булгаков считал, что каждый человек хотя бы раз в жизни становится перед конкретным вопросом, вопросом нравственным. От принятого решения часто зависит дальнейшая жизнь. Автор делит весь мир на две части. Зло в произведении представлено сатаной и его свитой, членами МАССОЛИТа. Дьявол время от времени предлагает горожанам заключить договор. Важно отметить, что силы зла соблюдают его, а не обманывают. Представители ассоциации литераторов относятся к силам зла из-за бездарности, отсутствии ответственности. Они заботятся только о получении выгоды. Ради наживы члены МАССОЛИТа закрывают глаза на разрушенные судьбы, доказывают ежедневно собственную некомпетентность.
Сторона добра представлена Иешуа, который уверен в том, что зло не может заполнить человека полностью. Это лишь поступки, совершенные из-за обиды. Мастер также представляет силы света. Он создан писателем для гротеска. С одной стороны литераторы официально признанные. Они не думают об ответственности, а их нравственный выбор продиктован исключительно желанием получить выгоду, выслужиться перед властью. Маргарита также на стороне добра. Хотя девушка и подписывает договор с Воландом, но это делается во имя любви.
Вопрос нравственного выбора раскрывается не только на примере литераторов, но также с помощью библейского сюжета. Прокуратор Иудеи — Понтий Пилат. Делая выбор в пользу материальных ценностей, герой обрекает на страдания Иисуса Христа. Последний вынужден терпеть мучения. Народ осознает ошибку достаточно поздно, когда уже нельзя ничего исправить. Аналогичная картина и с литературными деятелями. Они отправляют главного героя в психиатрическую лечебницу, ломая этим самым его жизнь.
Таким образом, Михаил Булгаков в своих произведениях акцентирует внимание на том, что поступки в равной степени оказывают влияние не только на человека, который принимает решение, но также на его окружающих лиц. Ответственный с точки зрения нравственности поступок — принятие решения. Каждый человек независимо от возраста обязан ориентироваться не на материальные ценности, а на нравственные.
Нравственный выбор в романе “Мастер и Маргарита”
Тема нравственного выбора волновала и волнует человечество во все времена. Выдающийся писатель М. Булгаков не единожды ставит своих героев перед проблемой нравственного выбора. На своем жизненном пути с ней сталкиваются как герои самого Булгакова (Маргарита, Мастер), так и герои романа в романе, романа Мастера (Иешуа и прокуратор Понтий Пилат).
На балу у сатаны Маргарита, узнав историю Фриды, просит у Воланда помилования для грешницы. Цена этой просьбы велика: Маргарита, прося за Фриду, может навсегда потерять Мастера, но нравственные принципы героини не позволяют ей переступить через чужое горе и действовать во имя собственного блага; ради облегчения страданий Фриды она готова пожертвовать своей самой сокровенной мечтой — вернуть утраченного возлюбленного. Маргарита, женщина, согласившаяся на сделку с дьяволом во имя любви, проявляет в этой сцене не только милосердие, но и невероятную силу и стойкость духа.
Мастер, в отличие от Маргариты, не выдерживает испытание нравственным выбором — он сжигает свой роман, свое главное творение, творение всей жизни. Ослабевший, подавленный, гонимый литературным миром, преследуемый властью, он не видит другого выхода, кроме как сжечь роман, ставший главным источником его бедствий, самым страшным из которых стала для Мастера разлука с Маргаритой.
Нравственный выбор другого рода делает Иешуа в романе Мастера. Прокуратор Пилат хочет уберечь бродячего философа от казни, всячески подсказывая тому способ спасения, но Иешуа ставит правду выше всего на свете и готов ценой своей жизни эту правду защищать; его нравственные принципы и убеждения не позволяют ему лгать во спасение. Как и Маргарита, он проявляет необыкновенную внутреннюю силу и стойкость духа, только в его случае борьба за правду стоит ему жизни.
Ещё один герой, которого хочется рассмотреть лицом к лицу с нравственным выбором, — прокуратор Понтий Пилат. Его можно смело противопоставить Иешуа; если Иешуа готов отстаивать правду любой ценой, то Пилату страх за собственную жизнь не позволяет принять единственное правильное, гуманное решение и освободить философа. Собственная жизнь для Пилата дороже любых моральных устоев и человеческих ценностей. Он вроде бы и пытается проявить милосердие по отношению к Иешуа, но может сделать это лишь обманным путем, на который Иешуа никогда не согласится. Если Мастер, не выдерживая испытание нравственным выбором, обрекает на страдания себя и любимую женщину, то по вине Пилата умирает страшной смертью безвинный человек. Пилат беспомощен в своем эгоизме, в своей трусости, он и сам понимает это. На реплику Иешуа: “Трусость — один из самых страшных пороков…” Пилат возражает: “…трусость — самый страшный порок”.
Таким образом, вопрос нравственного выбора в романе “Мастер и Маргарита” позволяет М. Булгакову раскрыть характеры, нравственные ценности, моральные принципы и устои своих персонажей.
Оценка произведения: | |
Разное: |
Проблема нравственного выбора — одна из центральных в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр этого романа критики определяют по-разному: произведение настолько глубоко и необычно, что «не вписывается» в рамки известных жанров. «Мастер и Маргарита» — роман и сатирический, и любовно-лирический, и фантастический, и бытовой. Все совместилось в одном творении, но главное внимание Булгаков уделил не буту, не «квартирному вопросу» и даже не прекрасной истории любви. Главная особенность романа заключается в том, что это роман философский. Это роман, в котором каждый герой призван сделать свой выбор, и выбор этот определяет судьбу: «каждому воздастся по его вере».
Проблема нравственного выбора одновременно решается «в двух плоскостях»: в «ершалаимских» и «московских» главах романа.
«Роман в романе», написанный Мастером, обнажает вечные противоречия между Добром и Злом, между временными ценностями и ценностями вечными. Булгаковский Мастер предлагает свой вариант истории об Иисусе Христе, который в романе носит имя Иешуа Га-Ноцри. На первый взгляд Иешуа не похож на будущего Спасителя, внешне он — обычный, земной человек. Как любой из нас, он боится боли и смерти: «А ты бы отпустил меня, игемон… Я вижу, что меня хотят убить».
При внешней простоте и незащищенности в Иешуа ощущается какая-то необыкновенная внутренняя сила, поражающая собеседников и заставляющая их поверить бродячему философу. Силу эту Иешуа дает нравственный выбор, который он совершил для себя раз и навсегда: это вера в торжество вечных истин, высших категорий бытия: добро, любовь, правда. Потому Иешуа так спокойно и уверенно разго-
варивает с могущественным и страшным Понтием Пилатом, от одного взгляда которого у слуги валится из рук чаша с вином.
[sms]
Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: «злых людей нет на свете», «человек перейдет в царство истины и справедливости», «настанет царство истины». Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его.
Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пилат пытается «навести» его на мысль о необходимости компромисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри… ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Говорил?.. Или… не… говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».
Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в романной реальности противостояние героев разрешается трагически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать скорее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храбрым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смертный приговор бродячему философу.
Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», — говорит Булгаков словами Афрания.
Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписания смертного приговора уничтожил себя самого.
Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время нового выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.
Так «роман в романе» — история казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного выбора.
Эта проблема является основной и в «московских» главах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот момент, когда решает написать роман об истине в мире, где правит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.
Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатление, что художников слова волнуют не темы и идеи творчества, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира… Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обращается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомному мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».
Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь покой…
Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор самого автора, который в трагическое и опасное время обратился к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.
Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: роман его будет жить вечно.[/sms]