Проблема о любви чехова рассказа

Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика 
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Символы и художественные детали
  • 9 Чему учит?

История создания

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года. 

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным. 

Жанр и направление

Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое. 

Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности. 

Композиция 

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах. 

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения. 
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Суть

Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.

Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.

Главные герои и их характеристика 

  1. Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
  2. Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
  3. Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича  и возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.

Темы и проблемы

  • Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми. 
  • Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви. 
  • Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.

Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.

Смысл

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья. 

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным : 

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе. 

Символы и художественные детали

В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют. 

Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.

Чему учит?

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее. 

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть
  • 4 Композиция
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Вывод
  • 10 Критика

История создания

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты».  В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Жанр и направление

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода.  Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

Суть

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина.  Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается.  Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции  свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В  литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном.  Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.

Темы

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

Проблемы

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

  1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
  2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
  3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья.  Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

Смысл

Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться  лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам.  И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Критика

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

Автор: Лилия Васкецова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа О любви

Анализ рассказа Чехова О любви

Рассказ А. П. Чехова «О любви» — это одно из небольших произведений автора, относящихся к циклу «Маленькая трилогия».

История создания. Прототипом главной героини стала Авилова Лидия, которая заняла в сердце А. П. Чехова с 1889 года особое место. Молодой человек был влюблен в замужнюю даму, которой помогал в литературной деятельности. На страницах этого рассказа представлен образ девушки, которая стала источником вдохновения для написания произведения.

Жанр и направление. Сюжет рассказа, наполненный деталями и эпизодами, напоминающими реальные события, четко указывает на то, что автор выбрал для того, чтобы представить на суд читателя историю любви, направление — реализм. Для этого он изложил историю в виде миниатюрного рассказа. Несмотря на краткость в изложении мысли, читатель заинтересован в его сочинении. Кроме того, в тексте нет ничего скрытного, непонятного.

Суть представлена в незамысловатом сюжете. Алехин Павел Константинович поселяется в имении Софьино, где проявил себя добросовестным тружеником. Знакомство с Лугановичем стало роковым для него, так как за этим последовала влюбленность в его супругу. Каждая встреча стала для Павла и Анны Алексеевны источником наслаждения друг другом и головокружительного счастья. Не известно, чем могла бы закончится их связь, если бы семейная пара не покинула город.

Композиция рассказа. Встреча на семейном обеде рассказчика с Анной Алексеевной, их взаимная симпатия – завязка произведения. Эмоциональные переживания героев, связанные с настоящей страстью, искрой любви, которая переросла в любовь стали пиком отношений Павла и Анны. Это кульминационный момент очередной чеховской истории. Незабываемое расставание героев в вагоне поезда навсегда становится трагедией для того и другого. Их пути расходятся навсегда. Такова развязка рассказа.

Главные герои и их характеристика. Уроженец дворянского гнезда – Павел Константинович перебирается в имение, становится безотказным работягой. Он не брезгует никакой работой («пахал, сеял, косил»). Благодаря занимаемой должности судьи, знакомится с семьей Лугановских. В отношениях со своей возлюбленной, которой является замужняя женщина, проявляет себя порядочно до момента расставания. Хотя Павла ни на минуту не покидают мысли соединить сердца с Анной, он не разрушает брак.

Анна Алексеевна– 22-летняя девушка приятной внешности. Она имеет детей. Павел представляет ее интеллигентной, обаятельной девушкой. Со временем раздражительность Анны в отношениях с гостем становятся понятны. Ее сердце занято им, но у женщины нет выхода, кроме того, как следовать за супругом.

Темой рассказа является любовь в одном из своих проявлений – любовный треугольник, образовавшийся из-за существующего брака и связи на стороне.

Вечной проблемой рассказа становится тема «человека в футляре». Автор подчеркивает, что жизнь становится невыносимой из-за своих качеств, таких как нерешительность, нежелание следовать зову сердца.

Смысл рассказа заключен в том, что человек, проявляя свою слабость, неумение принимать правильные решения в жизни, теряет ключ к счастью.

Вывод. А. П. Чехов представил на суд читателя ситуацию, в которой любовь стала инструментов для обличения пороков человека.

2 вариант

Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ «О любви» завершает данный цикл.

Рассказ был написан в 1898 году. Произведение основано на биографии писателя. Дело в том, что прототипом персонажа Анны Алексеевеы является Лидия Авилова. Она практически наизусть знала все творчество Чехова, имела к нему чувства, но она уже была замужем. Чехов и Авилова не могли быть вместе, тогда Чехов представил всю свою печаль и тоску в произведении «О любви».

Автор работал в жанре реализма, он был мастером краткости, он безумно любил писать рассказы-миниатюры. И рассказ «О любви» не исключение. Именно деталь помогает раскрыть глубокое аналитическое содержание.

Уже название произведения отражает всю суть повествования, в рассказе идет речь именно о любви. Главный герой Павел Алехин был вынужден после смерти отца работать с крестьянами, пахать землю. В дальнейшем ему удалось стать мировым судьёй. Тогда он познакомился с Лугановичем. У него прекрасная жена Анна Алексеевна. Алехин влюбился в нее, эта красивая и умная женщина не оставила его равнодушным, а он понимал, что у нее к нему те же чувства, но герои понимали, что им не суждено быть вместе в силу наличия у героини детей и супруга, к которому она была благосклонна. В дальнейшем Лугановичи переехали, и герои навсегда расстались, чувство упущенной любви никогда не покидало главного героя.

Композиционной особенностью является прием Чехова «рассказ в рассказе». Благодаря этому приёму Чехов смог сэкономить на языковых средствах, к тому же смог объективно изложить свои мысли. Такого рода композиция произведений встречается во всех творениях писателя. Стоит отметить, что в начале описывается конкретная ситуация, а далее следует монолог главного героя.

Главный герой Алехин Павел Константинович. В произведении безумно мало описания его внешности. Известно, что ему около сорока лет, он дворянин, но из-за многочисленных долгов отца он был вынужден работать  с крестьянами. Но герою свойственно большое трудолюбие, благодаря этому ему удаётся стать мировым судьёй.

Дмитрий Луганович приходится хорошим товарищем Павлу. Он простодушный и мягкий человек, но невероятно скучный.

Анна Алексеевна является женой Лугановича. Она молода, скромна и умна, помещица, у них с Дмитрием двое детей.

Основной темой произведения является тема недостижимости человеческого счастья, любви. Героя Чехова не могут достичь счастья из-за того, что не хотят выходить из зоны комфорта. Они не хотят ничего менять в жизни, стремиться к чему-либо.

Проблемой рассказа является проблема «футлярного человека». Этот человек не желает идти наперекор нормам в обществе, дабы построить свое счастье.

Своим произведением Чехов хотел наглядно показать, как нерешительность, нежелание выходить из зоны комфорта разрушает счастье людей. Каждый из героев боится изменений в жизни, а человек должен быть сильным для построения собственного счастья.

Анализ 3

Произведение является частично автобиографичным, поскольку в образе возлюбленной главного героя угадываются черты одной их любимых женщин писателя. Рассказ является заключительной составной частью прозаического сборника писателя под названием «Маленькая трилогия».

Жанровая направленность произведения представляется собой краткий миниатюрный рассказ, отличающийся глубокой философией авторского мыслительного процесса, раскрывающегося посредством использования реалистического метода.

Сюжетная линия рассказа повествует об истории главного героя, испытавшего чувство недостижимого счастья, являющегося следствием запретной любви.

Композиционная структура произведения представляет собой рассказ в рассказе, обуславливающий достижение объективного повествования, а также способствующий экономии языковых художественных средств. Отличительная особенность повествования представляется в применении автором монологов главного героя.

Главным героем рассказа является Павел Константинович Алехин, представленный в образе сорокалетнего мужчины, дворянина, оставшегося без средств к существованию, не принимающего физический труд, ставшему мировым судьей, должность которого и приводит его к знакомству с женой Лугановича, в которую герой влюбляется.

Второстепенными персонажами рассказа являются супруги Лугановичи, Дмитрий, представленный в образе лучшего друга главного героя, состоятельного дворянина, и его жена Анна Алексеевна, изображенная в качестве помещицы, имеющей двоих детей, отличающейся молодостью, добротой, умом, отвечающей Алехину взаимностью на его чувство, однако не дающей воли страсти, страшась гнева семью и не принимая ложь.

Основная тема рассказа представляется в изображении простого человеческого счастья, которое часто является недостижимым.

Проблематика произведения является отражением чеховского человека в футляре.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении человеческих слабостей, запрещающих слушать внутренний голос.  С точки зрения автора, человек способен на убийство высокого, светлого чувство под воздействием общественного мнения и законов.

Рассказ повествует о любовной философии, передавая противоречивость, неоднозначность, двойственность данного чувства, что выражается открытым финалом произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа О любви

Анализ рассказа О любви

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)

    Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!

  • Сочинение Как человек должен относиться к природе по рассказу Васюткино озеро

    В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.

  • Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение

    Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным

  • Главная основная мысль сказки Городок в табакерке

    Владимир Федорович Одоевский — это известный литератор и общественный деятель девятнадцатого века. Он хотел написать сказку, которая заинтересует и понравиться детям. В самой идеи произведения можно это заметить.

  • Почему погиб Мцыри? сочинение

    Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

Рассказ Чехова «О любви»

История написания

Процесс создания произведения, которое было написано автором в 1898 году, берет начало в его биографии. Дело в том, что в персонаже Анны, в которую до беспамятства влюблен Алехин, прослеживается схожесть с русской мемуаристкой Лидией Авиловой. Последнюю с Чеховым познакомил Сергей Худяков — главный редактор «Петербургской газеты». На момент написания мемуаров девушка знала все произведения автора наизусть.

Лидия Авилова и Чехов

Когда Лидия познакомилась с писателем, она состояла в браке с Михаилом Федоровичем. Последний не понимал увлечения супруги писательством и литературой. Женщина выбирала спутника жизни «как вещь». Конечно же, она уважала своего избранника, но не испытывала нежных чувств к нему.

Мужчина знал о переписке супруги с Чеховым, даже читал некоторые письма. Писатель помогал Авиловой с публикацией ее творений, был критиком и рецензентом. Теплота в переписке была разбавлена нечастыми встречами. Глубину отношений с Антоном Павловичем женщина отразила в одном из своих произведений. Однако последнее опубликовали лишь в 1940.

Личные переживания писателя также отразились в его работах. Произведение «О любви» — литературное выражение непреодолимого светлого чувства, которое автор испытывал к Лидии.

Жанр, композиция и литературное направление

Писатель был настоящим мастером сокращенной литературной формы. Основной стиль автора — емкий мини-рассказ с глубокой философией мысли. Особенность жанра произведения писателя помогает раскрыть реалистический метод.

Ни для кого не секрет, что автор создавал работы в духе реализма. Важный элемент чеховских произведений — детали. С их помощью Антон Павлович гармонично сочетал глубокое реалистичное содержание с краткой повествовательной формой.

Сборник «Маленькая трилогия»

Произведение «О любви» является завершающим в сборнике «Маленькая трилогия». Примечательно, что такое название было придумано не автором, а исследователями. Главные герои его творений повествуют о своих жизненных историях. Важно отметить, что каждый из них становится центральным элементом своей части.

Отличительной композиционной чертой повествования автора считается форма «рассказ в рассказе». К такому приему нередко обращается писатель. Это одновременно позволяет ему объективно изложить суть и сэкономить языковые средства. Такая структура прослеживается во многих работах писателя:

  • сначала он рассказывает о случае из жизни или какой-то определенной ситуации;
  • затем происходит ассоциативный переход к сути рассказа (зачастую это монолог основного действующего лица).

Например, произведение «О любви» начинается с упоминания об отношениях повара-алкоголика Николая с красавицей Пелагеей. Последняя терпела от избранника оскорбления и избиения. Незначительная обеденная зарисовка переходит в рассуждение Алехина о сущности взаимоотношений. Этот прием помогает перевести читателя к сути, и лишь затем начинается рассказ.

Концовка обрамляет художественный центр работы. В литературную тему мастерски вплетаются маркеры настроения действующего лица — перемена погоды.

Любовная история Алехина началась, когда на улице все было невзрачным и серым, но в конце произведения дождь закончился и выглянуло солнце. Это говорит о душевном очищении Павла.

Тематика и суть

Основная тема произведения — счастье человека и его недостижимость. Персонажи автора живут оседлой, обычной жизнью. Оковы такого существования так прочны, что даже сильные чувства не способны заставить героев покинуть зону комфорта. И Павел, и Анна страдают, доказательством этому служит эмоциональная и трогательная сцена прощания. Но к сожалению, их счастье навсегда упущено.

Павел и Анна

Рассуждения помогают Павлу разобраться, почему же они не могут быть счастливы. Герои задумывались, как жить, будучи влюбленным в чужую жену или находясь в браке с хорошим человеком, воспитывая при этом детей. Позднее Алехин осознает, что безграничное чувство, которое поглощает его, не поддается каким-либо законам, не терпит вопросов. Размышления становятся преградой любви, однако возлюбленные понимают это поздно.

Название работы исчерпывающее отражает ее суть — любовную линию. Сюжетная основа — жизнь Павла. Молодой человек был студентом, однако после кончины отца ему пришлось заниматься имением, чтобы расплатиться с долговыми обязательствами. Работа с крестьянами сильно тяготила юношу, который привык к культурному окружению. Спустя некоторое время Алехин решил отказаться от роскоши. Это отразилось в бытовых привычках.

Затем его пригласили стать судьей. Во время одного процесса он знакомится с очень добрым мужчиной по имени Дмитрий Луганович. Вскоре за обедом в доме последнего Павел встречает супругу хозяина дома — Анну. Женщина запомнилась дворянину, оставив яркий след в памяти.

В процессе общения Павел понимает, что его симпатия к Анне совсем не безответна. Алехина мучает чувство вины перед Лугановичами, ведь супруги благосклонны к нему. Однако влюбленные так и не нашли сил рассказать о своей любви.

Ощущение призрачности счастья вскоре стало терзать и Анну. Женщина даже прибегала к лечению от нервного расстройства. Вскоре ее супругу пришло повышение и семье предстоял переезд. Во время проводов произошла развязка. В поезде влюбленные объяснились, а затем расстались навсегда. Тогда Алехин осознал невозможность вернуть упущенную любовь.

Действующие лица

Сокращенная форма повествования предполагает незначительное количество персонажей. В рассказе Антона Чехова «О любви» главные герои — Павел Алехин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович. Характеристика каждого из них:

Павел Алехин

  1. Павел. В начале произведения отсутствует описание его портрета. Автор подробно рассказывает о нем в «Крыжовнике». Антон Павлович изображает Алехина 40-летним мужчиной, который скорее похож на художника, чем представителя рода помещиков. По происхождению он дворянин, но долги отца оставляют его совсем без денег. Герой не привык к физической работе, жизнь в имении вынуждает его забыть о культуре. Однако благодаря трудолюбию ему удается получить должность судьи. Спустя время он знакомится с Дмитрием, в жену которого впоследствии влюбляется.
  2. Анна — супруга Лугановича, воспитывает двоих детей. Портрет женщины описан глазами Павла. Мужчина утверждает, что такой красоты особа никогда ранее не встречалась ему. Героиня с добротой и заботой относится к Алехину и вскоре влюбляется в него. Однако боязнь потерять положение, супруга и детей не позволяет дать волю чувствам.
  3. Дмитрий — друг Алехина, состоятельный дворянин. В начале произведения Павел описывает своего товарища добрым и простодушным, но к середине рассказа начинает размышлять, почему его возлюбленная связала себя узами брака с таким скучным человеком.

Проблематика и смысл

Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.

Главная мысль, заложенная писателем, раскрывает идею того, как люди могут убить светлое чувство, стараясь соблюдать законы общества. Добропорядочность вовсе не гарантирует счастья, последнее может показаться только призрачным чувством любви, а затем бесследно уйти.

Слабость главных героев рассказа «О любви»

Чехов, демонстрируя представителей общества на рубеже XIX-XX столетий, выносит приговор общественному строю, не позволяющему людям раскрыть истинные желания даже в глубоком и настоящем чувстве. Проблематика произведения отражает известную тему автора — «человека в футляре». Отображаясь с разных сторон, такая «футлярность» есть у каждого героя произведения:

Отношения главных героев

  1. Луганович. «Футлярность» этого персонажа проявляется в безучастном отношении к обществу, ограниченности ума. Такой тип личности не отвергнут общественностью. Наоборот, Дмитрий — успешный дворянин, однако нехватка духовного развития контрастирует с умом его супруги. Это создает впечатление того, что мужчина равнодушен к семейному счастью, склонен лишь плыть по течению.
  2. Павел — дворянин, который вынужден переехать в имение отца. Жизнь в деревне поменяла его мышление и способности. Укоренившиеся привычки оказали влияние на характер. Герой проявляет слабость, когда нужно принять решение, способное изменить его судьбу и привести к счастью. Мужчине легче потерять любовь, чем выбраться из оков футляра.
  3. Анна — предпочитает радикальным изменениям ради собственного счастья «футлярную жизнь». Несмотря на сильные чувства к Алехину, женщина не готова пожертвовать репутацией, привычной жизнью и родственными связями. Перемены пугают ее.

Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.

Рассказ «О любви» начинается, как и многие известные произведения, со сбора старых знакомых в одном доме. Речь зашла о влюбленной в повара горничной, и довольно скоро перетекла в общие рассуждения о характере людей и любви.

Хозяин поместья Павел Константинович Алехин утверждает, что совершенно не понимает, как любовь начинается. Как красавица может влюбится в грубого неприятного мужчину? Кроме того, Алехин, рассуждая о любви, сам же говорит о том, что о ней говорят слишком много. Ее оценивают, прогнозируют вместо того, чтобы просто переживать.

Как и следовало ожидать, Алехин в подтверждение словам приводит свою краткую историю. За всеми абстракциями кроются личные переживания – иначе бы он не провел бы так много времени, размышляя о пустом для него предмете.

Сегодня мы рассмотрим проблематику рассказа «О любви» Антона Павловича Чехова, также рассмотрим краткий пересказ сюжета.

Краткое содержание и проблематика

Когда Алехин окончил университет, то вернулся в свое поместье. Его отец находился на грани банкротства, чему, в частности, послужило дорогостоящее обучение Павла Константиновича. Поэтому Алехин решил вернуть эти деньги.

Непривычная работа давалась ему тяжело, но довольно скоро он вошел в этот темп жизни. Это лишь подводка к истории, а именно к знакомству с Дмитрием Лугановичем, чиновником, с которым ему пришлось встретиться по работе. Но гораздо больше Алехина заинтересовала жена Дмитрия – Анна Алексеевна.

Алехин сидит за столом в присутствии Анны Алексеевны

Фото: a-avtopartsshop.ru

Своей красотой и манерами она сразу привлекла внимание Павла Константиновича, и оставалась в его памяти на все лето.

Первая проблема в том, что никто не может предугадать, когда «сердце екнет». Казалось бы, случайная встреча Анны с Алехиным к чему-то большему не должна была привести. Ведь у нее дети, он руководствуется общественными нормами. Однако пути любви неисповедимы.

В следующий раз они встретились осенью на спектакле. С тех пор он стал чаще видеться с супругами, постоянно приходил к ним домой, и разговаривал с Анной. Супруги с сочувствием относились к Алехину из-за его финансового положения, полагая, что он должен заниматься чем-нибудь, соответствующим своему образованию. Они пытались помочь ему, сначала предлагая денег, а когда тот отказался, то одаривая его дорогими подарками.

Алехин с Анной Алексеевной разговаривает

Фото: роsyl.ru

Алехин в ответ хорошо относился к супругам, но его влюбленность в Анну заставила его найти изъяны в Дмитрии. Тогда он впервые задался вопросом, который прозвучал в самом начале. Почему молодая, красивая, интеллигентная Анна вышла замуж за старого глуповатого Дмитрия?

Вот здесь кроется вторая проблема. Алехин, даже будучи моральным и нравственно высоким человеком, все же руководствуется уже чувствами к Анне. Он понимает головой, что Луганович ничего плохого ему не сделал, напротив, старается помогать материально. Однако влюбленность не оставляет шансов на дружеские отношения между мужчинами. Их негласное противостояние и соперничество корнями уходит в первобытное доминирование.

Проведя достаточно времени за разговорами с Анной, он не сомневался в том, что она влюблена в него в ответ. Но он отказывался действовать. У него не было ничего, что бы он мог ей предложить. Поэтому он не хотел разрушать счастливую семью, которая жила как единый организм.

Влюбленная пара стоит на берегу

Фото: Pinterest

Анна была такого же настроения. Она не делала первый шаг из-за того, что казалась себе недостаточно молодой, не такой энергичной, какая нужна была Алехину. Ей тоже было нечего предложить.

Они жили так многие годы. В семье Лугановичей появляется еще один ребенок. Жизнь просто продолжалась. Алехин так и оставался близким другом семьи, оставаясь на хорошем счету у окружения из-за своего благородства. Павел Константинович продолжал играть с их детьми, подолгу разговаривать с Анной. Но однажды все это должно было прекратиться.

Третья и, пожалуй, главная проблема заключается в нерешительности и страхе, который овладел Анной и Алехиным. Пара не смогла противопоставить свои чувства общественному мнению, а мужчина не был уверен в своих силах обеспечить своей женщине достойное материальное положение. В итоге они просто свыклись с мыслью, что любят друг друга, но статья единым целом никогда не смогут.

Анна больше не могла выносить такую жизнь. Она не понимала своих истинных желаний, но чувствовала невыносимое раздражение. В частности, Анна больше не могла разговаривать с Алехиным, как раньше, а каждую свою реплику сопровождала язвительными замечаниями.

Анна приглашает Алехина присесть рядом

Фото: vk.com

Анне надоело находиться в шаге от счастья. Это постоянно напоминало, как она несчастлива в данный момент.

Когда Дмитрия Лугановича назначили председателем в западную губернию, она отправилась лечить нервы в Крым. После лечения она уедет вслед за своим мужем. и больше не вернется в этот город. Поэтому все многочисленные знакомые пришли провожать ее на вокзал.

Алехин был лишь одним из них, никак не выделяясь. Но он заметил, что Анна забыла корзинку на перроне и, в общем-то случайно, оказался с ней в вагоне наедине. Там наконец они признались друг другу в любви, однако было уже поздно.

Алехин и Анна признаются друг другу в любви

Фото: a4format.ru

Вот и четвертая проблема утраченных возможностей. Пара потеряла даже призрачную надежду на счастье вместе из-за нерешительности. А когда наступил критический момент, и они смогли признаться друг другу в любви, было уже слишком поздно. Эту трагедию смысл хотел подчеркнуть автор в своем рассказе.

Чехов с самого начала рассказа и до его конца декларирует иррациональность любви и всех поступков, связанных с ней. Любовь неизвестно как начинается, неизвестен также ее процесс и ее прекращение. Ее просто нужно пережить.

На этом наш разбор проблематики рассказа «О любви» подошел к концу. Мы будем рады вашей активности в комментариях, если у вас есть вопросы или предложения. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч!

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ произведения О любви

Анализ рассказа О любви Чехова

История создания

Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр и направление

Жанр данного произведения – рассказ, об этом свидетельствует краткая изложенная форма и лишь одна линия сюжета. Антон Павлович Чехов любил писать в направлении реализма, так и в данном случае.

Суть

Основная сюжетная линия в данном произведении является – любовь. Главный герой рассказа – Павел Алехин. После смерти отца он переезжает в его имение в Софьино. Пытается погасить долги отца. Вскоре Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, он приглашает Павла на обед к себе домой. Там Алехин встречает жену Лугановича – Анну Алексеевну, он влюбляется в нее в тот же вечер. Продолжая общение через некоторое время, Павел замечает, что его чувства не безответны. Но Алехина мучает чувство вины перед семьей Лугановичей, они были добры к нему все это время. Ни Алехин, ни Анна Алексеевна так и не могут признаться друг другу о своих чувствах.

Понимая всю ситуацию в целом, Анну Алексеевну начинает мучить непостижимость своих чувств. Она не может бросить мужа и уйти к Алехину и из-за этого у нее начинаются нервные расстройства. Позже Дмитрию предлагают повышение, и им предстоял переезд. Уже в самом конце рассказа происходит прощание двух влюбленных, понимая, что они уже больше никогда не увидятся, Анна дарит Павлу первый и последний в их жизни поцелуй.

Композиция

Главной особенностью рассказа является то, что он написан в стиле «рассказ в рассказе», что помогает автору добиться полного раскрытия истории. Завязкой произведения является приглашение на обед от Лагуновича и знакомство Алехина с Анной Алексеевной. Кульминация рассказа это осознание обоих своих чувств и понимание того что их нельзя раскрыть и признаться. Развязкой является прощание Анны и Павла в поезде с осознанием того, что они больше никогда уже не встретятся.

Главные герои и их характеристика

Алехин Павел Константинович – именно от его лица ведется повествование в рассказе. Дворянин, но после смерти отца работает в его поместье и пытается расплатиться с его долгами, из-за этого превращается в обычного рабочего. Трудолюбивый человек, смог получить авторитет у людей и стал мировым судьей в Софьино. Но, несмотря на все, Павел выглядит несчастным, он занимается не той работой, которой хочет.

Дмитрий Луганович – товарищ председателя окружного суда и дворянин. Хороший друг главного героя. Очень добрый и отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь.

Анна Алексеевна – жена Лугановича. Молодая красивая и умная девушка, в которую влюблен главный герой. Заботливая мать и отличный собеседник, но из-за душевных терзаний стала нервной и злой.

Темы

Основными темами рассказа являются любовь, счастье и раскаяние. Автор смог донести и показать читателям, какого может быть, когда влюбляешься настолько сильно, но понимание того, что эта любовь не принесет ничего хорошего и погубит всю семью, приводит к терзаниям внутри себя главных героев, а под конец и к их прощанию навсегда.

Проблемы

«Человек в футляре» — основная проблема в произведении. Анна и Павел любят друг друга и много времени проводят вместе, но не признаются друг другу в этом, страдая от своих же чувств. Они так и живут, любят и страдают, но не делают ничего, чтобы это изменить.

Смысл

Основной мыслью рассказа является то, что человек по своей натуре труслив и не может получить то, что он действительно хочет. Для любви не достаточно одно лишь чувство, для любви необходимы действия.

Вывод

Рассказ «О любви» очень философский и о нем можно рассуждать долго и не прийти к единому мнению. Но основа сюжета это любовь. Автор показал, что она может быть и жестокой, но в то же время для того, чтобы быть счастливым нужно что-то поменять, нужно признаться во всем друг другу хоть это и сложно. Результат ведь может быть таким, каким персонажи рассказа, да и вообще люди не могут предугадать заранее.

Вариант 2

огромного таланта в написании коротких, но комичных и обличающих человеческие пороки, рассказов. В своих произведениях он сочетает грустное с смешным, заставляет читателей одновременно и смеяться, и задумываться над поведением его товарищей и главное своим. Это умение действительно можно назвать гениальностью, ведь краткость, как однажды выразился сам писатель, — сестра таланта.

У Чехова есть замечательная «маленькая трилогия», в которую входят такие произведения как «Крыжовник», «Человек в футляре» и «О любви». Третье произведение – печальный рассказ, в котором герои испытывают очень сильные эмоции, но из-за своего положения не могут им поддаться и стать счастливыми.

Чтобы проанализировать этот рассказ, необходимо узнать о истории его создания. Это автобиографичное произведение. Антон Павлович был знаком с Лидией Авиловой, мемуаристкой, женой Сергея Николаевича Худякова. Муж женщины не был увлечён литературой и не поддерживал её. Однажды он познакомил свою жену с Чеховым и между ними завязалась дружба. Писатель помогал женщине, он рецензировал её произведения, помогал их публиковать, но помимо этого они часто переписывались и даже встречались. Они оба были влюблены друг в друга, но не смогли ничего с этим сделать, потому что считали их любовь невозможной.

Исходя из вышеперечисленного, несложно догадаться, что произведение написано в направлении реализма.

В рассказе три главных герой – это Павел Константинович Алехин – дворянин, который, переехав в имение, становится отличным работником. Это чувствительный, но очень неуверенный в себе человек с высокими моральными принципами; Луганович – друг Алехина, которого сам Павел описывает сначала как доброго, а затем как скучного человека; Анна Алексеевна – возлюбленная Алехина. В отличие от мужа, она очень умна и интересна, помимо этого обладает очень красивой внешностью. Героиня подобно Павлу боится испортить свою репутацию и не даёт волю своему чувству, несмотря на его огромность.

Содержание этого рассказа довольно простое, как и композиция. Павел Константинович приезжает в Софьино и забывает свои культурные корни, зато он показывает себя отличным тружеником, за что назначается мировым судьёй. Герой знакомится с Лугановичем и его женой. Это знакомство-то и стало роковым, оно является завязкой произведения. Герой влюбляется в женщину и понимает, что та тоже к нему не ровно дышит, однако никто из них не признаётся в любви, они просто радуются встречам и ждут друг друга как ждут только влюблённые. Эти эмоции и глубокие чувства – кульминационный момент произведения. К сожалению, чете пришлось уехать из города. Алехин навсегда потерял свою любимую, из-за чего очень сильно горевал. Такой развязкой заканчивается рассказ.

Основная тема произведения – любовь, но любовь не обычная, а что-то вроде любовного треугольника, разорвать который главный герой не в силах. В этом-то и заключается проблема. Нерешительность и неуверенность мешают Анне и Павлу броситься навстречу своей любви и забыть о принципах, понять, что это возвышенное чувство способно разорвать любые цепи норм и правил. Смысл рассказа в том, что люди, не способные сделать первый шаг к своему счастью, могут навсегда потерять его.

Итак, произведение «О любви» — автобиографичный рассказ, помогающий с помощью этого возвышенного чувства обличить человеческие пороки, показать как нерешительность и точное следование моральным устоям могут погубить человеческое счастье.

8, 10 класс

Анализ произведения О любви

Анализ произведения О любви

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ленского в романе Пушкина Евгений Онегин

    Владимир Ленский – молодой дворянин, выступает в романе невинным и юным товарищем Онегина. Молодой, немногим меньше 18, он был одним из самых завидных женихов губернии

  • Сочинение Описание друга 7 класс русский язык (Характеристика одноклассника)

    Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола.

    Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение.

  • Сочинение Печорин в системе женских образов (Герой нашего времени)

    Григорий Печорин — главное действующее лицо «Героя нашего времени» — на протяжении всего романа активно контактирует с женщинами.

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

  • Сочинение рассуждение Чучело по фильму и рассказу Железникова (5, 6, 7 класс)

    Недавно я просмотрела фильм Чучело, героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки

Одно из почетных мест в плеяде великих русских писателей по праву занимает Антон Павлович Чехов. Это писатель с большой буквы, мастер коротких, но весьма содержательных рассказов, повестей, пьес. Все произведения Чехова наполнены глубоким смыслом, сатирой, правдой жизни. Одним из самых знаменитых работ Антона Павловича является цикл «Маленькие трилогии», завершающим произведением в которой стал рассказ «О любви».

История создания

Произведение было написано в 1898 году, однако его истоки берут начало из молодости писателя, который в ту пору был страстно влюблен.  Биографам не составило труда выяснить, что прототипом Анны Алексеевны была Лидия Александровна Авилова. Русская писательница и мемуаристка познакомилась с Чеховым на приеме у издателя «Петербургской газеты» Худякова Сергея Николаевича. Как впоследствии призналась сама Авилова, к тому времени она была очарована творчеством Антона Павловича, и знала наизусть все его произведения.

Знакомство Чехова и Авиловой стало судьбоносным. Лидия Александровна тонко чувствовала и любила литературу, однако ее супруг не разделял увлечение жены литературой. Со стороны Авиловой также не было нежных чувств к мужу – замуж она выходила не по любви, а по расчету. Впрочем, женщина не скрывала от него своей платонической связи с Чеховым, и даже давала ему читать некоторые письма из переписки с писателем. В Антоне Павловиче Авилова нашла верного друга, единомышленника, рецензента и персонального критика, который всячески помогал ей в публикации работ. Теплая, полная душевной привязанности переписка лишь изредка прерывалась личными встречами. Эта связь многое значила как для Авиловой, так и для Чехова. С большой теплотой Авилова отзывалась о ней в своих мемуарах «А. П. Чехов в моей жизни», которые были опубликованы лишь в 1940 году. Со своей стороны, Антон Павлович выразил свою трогательную привязанность к Лидии Александровне Авиловой в рассказе «О любви».

Жанр и направление

Любимым жанром Антона Павловича был короткий рассказ, который по своему содержанию можно сопоставить с романом — настолько он был наполнен красками, образами, глубокой жизненной философией. Особенность работ Чехова такова, что в них без труда отслеживается направление реализма – именно оно было максимально близко по духу писателю. Важнейшим элементом всех произведений Антона Павловича является деталь, которой он уделял особое внимание. Незначительный, на первый взгляд, штрих, описание персонажа способно было максимально раскрыть образ. Возможно, именно благодаря этой особенности рассказы Чехова никого не оставляют равнодушными, ведь в них гармонично переплетена малая литературная форма и глубокое реалистичное содержание.

Рассказ «О любви» является завершающим произведением цикла «Маленькая трилогия». Название цикла не является авторским, оно позже было дано исследователями творчества Чехова. Все произведения, вошедшие в цикл «Маленькая трилогия», объединены общей темой «человека в футляре», которая была особенно любима писателем.

Суть

Название произведения весьма красноречиво, и прямо указывает на то, что основной линией в нем является любовная тема. Главный герой рассказа – помещик, средних лет дворянин по имени Павел Константинович Алехин. Он учился в университете, но после смерти батюшки был вынужден вернуться в родительское имение и заняться делами, чтобы погасить отцовские долги. Молодому человеку, прекрасно образованному и привыкшему к культурному обществу, поначалу было тяжело привыкнуть к новому образу жизни. Его откровенно тяготила работа на земле, общение с крестьянами. Но со временем Алехин сам не заметил, как отказался от изящных привычек, которые придавали его жизни очарование и едва уловимый флер роскоши.

Спустя некоторое время Павел Константинович был произведен в мировые судьи. Во время одного из заседаний он познакомился с Дмитрием Лугановичем – приятным в общении, простодушным человеком, и тот пригласил Алехина на обед. В доме своего нового  приятеля Алехин познакомился с его женой – Анной Алексеевной. Молодая, красивая женщина поразила воображение Павла Константиновича, который все чаще стал бывать у Лугановичей. Общение с тонкой, умной, образованной женщиной доставляло огромное удовольствие главному герою, который влюбился в нее со всей страстью своего сердца. Вскоре он понял, что его чувство взаимно, и это понимание одновременно и обрадовало, и смутило Алехина. Будучи глубоко порядочным человеком, он страдал от чувства вины перед открытым и доброжелательным Луановичем, который искренне считал его своим другом. Впрочем, Анна Алексеевна ничем не выдавала себя, и герои любили друг друга, не смея открыто признаться в своих чувствах.

Со временем невысказанная любовь, словно птица, запертая в клетку, стала тяготить Анну Алексеевну. Женщина стала нервной, возбудимой, и легко раздражалась от малейшего пустяка. Она даже вынуждена была лечиться от нервного расстройства.

Когда Луганович получил повышение по службе, семье предстоял переезд в другой город. Павел Константинович с ужасом осознал, что навсегда расстанется с женщиной, которую он так страстно и нежно любил все эти годы. В последний момент он влетел в купе поезда, где находилась Анна Алексеевна. Между влюбленными произошла трогательная сцена, ставшая завершающим аккордом их отношений. Глядя вслед уходящему поезду, Алехин с тоской понял, что добровольно отказался от собственного счастья…

Композиция

Особенностью композиции большинства чеховских произведений является прием «рассказ в рассказе», благодаря которому писатель мог охватить большой временной промежуток без использования дополнительных литературных средств. Как правило, рассказ начинается с описания некоего случая из жизни героя, которое естественным образом переходит к основному повествованию. В большинстве случаев это монолог главного героя.

Так же и в рассказе «О любви» повествование начинается с упоминания Алехина о странных взаимоотношениях пьянчужки Николая и красавицы Пелагии, безропотно терпевшей от своего возлюбленного побои и оскорбления. Эта история послужила фоном к размышлениям главного героя о превратностях любви, после которого началось основное повествование.

Концовка рассказа является гармоничным и вместе с тем абсолютно логичным обрамлением центральной части произведения. Немаловажное значение играет и погода за окном. Так, в самом начале истории из окна виднелось серое, пасмурное небо, а в конце повествования из-за дождевых туч выглянуло солнце. Подобный прием стал подсказкой к душевному состоянию главного героя – история безнадежной любви вызывала в нем тяжелые эмоции, но ее окончание облегчило душевное состояние, очистило мысли и душу.

Главные герои и их характеристика

Поскольку «О любви» является кратким литературным произведением, в нем присутствует ограниченное число персонажей. Как правило, Чехов выделяет не более двух-трех персонажей, среди которых более полная характеристика дается рассказчику.

  1. Алехин Павел Константинович – главный герой, дворянин около сорока лет, который своим внешним видом напоминал более писателя, ученого или художника, нежели помещика. Он с детства привык к роскоши, красивой жизни, обладал утонченными манерами, умел видеть и ценить красоту. Однако смерть отца и оставшиеся после него долги вынудили героя изменить своим привычкам и начать работать в имении. Павел откровенно тяготился подобным образом жизни, в котором уже не было места его былым увлечениям. Важные качества героя – трудолюбие и целеустремленность, благодаря которым он не только погасил долговые обязательства отца, но и стал мировым судьей. Павел Константинович – человек тонкой душевной организации, порядочный, прекрасно воспитанный, культурный, но вместе с тем нерешительный в проявлении чувств. Именно это и стало причиной его глубокого одиночества.
  2. Луганович Анна Алексеевна – супруга Дмитрия Лугановича, красивая, умная, деликатная, образованная женщина. В ней главный герой увидел идеал женщины, который он только мог представлять в своих мечтах. Он распознал в ней родственную душу, так чутко и тонко понимавшую все, что невозможно было выразить словами. Героиня испытывала нежные чувства к Павлу Константиновичу, однако никогда не давала повода для ревности мужу. Ее любовь к главному герою была платонической, но, тем не менее, оставаясь невыраженной, она съедала Анну изнутри. Женщина не отваживалась на признание, поскольку боялась потерять мужа, детей, стабильное положение в обществе. Ее страх подпитывался нерешительностью Алехина, и лишь в конце рассказа влюбленные смогли открыто признаться в своих чувствах друг к другу.
  3. Луганович Дмитрий – респектабельный, богатый дворянин, доброжелательный, уравновешенный мужчина средних лет. Стал хорошим товарищем для Алехина, который искренне не понимал, как такая красивая и тонкая женщина как Анна Алексеевна смогла выбрать себе в мужья такого откровенно скучного и ничем не примечательного мужчину.

Темы

Центральной темой рассказа «О любви», безусловно, является любовь, простое человеческое счастье, которое, увы, не всегда бывает возможным. Писатель демонстрирует, как привычка к определенному образу жизни, страх перемен, инфантильность стали преградами к такому сильному и чистому чувству как любовь. Не смотря на то, что оба героя – и Алехин, Анна Алексеевна – были влюблены друг в друга, испытывали родственность душ, они так и не решились на признание. В течение долгого времени герои молча страдали от невозможности быть вместе, но ни один из них не отважился на важные перемены в жизни. Лишь в момент их расставания стало ясно, насколько тяжело далась героям их слабость и неспособность менять жизнь к лучшему. Со временем Алехин пришел к простой мысли – истинная любовь не терпит нерешительности или рационального подхода, она не поддается никаким земным законам и не нуждается в длительном анализе. Почувствовав в душе это великое чувство, нужно незамедлительно действовать, чтобы не упустить синюю птицу счастья. К сожалению, герой слишком поздно осознал эту истину, и на всю жизнь остался несчастным и одиноким человеком.

Проблемы

Как было сказано выше, рассказ «О любви» является отражением любимой чеховской темы «человека в футляре». Главные герои произведения, так или иначе, являются носителями этого столь многогранного образа.

  1. Павел Алехин – молодой, образованный дворянин, полный радужных надежд. Однако ему не суждено было в полной мере раскрыть все свои способности и таланты. Он был вынужден прожить чужую жизнь, занимаясь хозяйством, чтобы иметь средства к существованию. Жизнь в деревне, среди крестьян и малообразованных мещан постепенно изменила характер героя. Он привык к своей скромной холостой жизни, в которой не было радости и счастья, но вместе с тем не было и проблем. Даже влюбившись в Анну Алексеевну, Алехин не смог изменить устоявшимся привычкам. Он не рискнул привычной жизнью ради светлого и яркого чувства, которое требовало от него решительных поступков и большой ответственности. Спрятавшись в своем футляре, он попросту дождался логической развязки столь мучительных для него отношений.
  2. Воплотила в себе черты «человека в футляре» и Анна Алексеевна. Несмотря на все свои положительные качества, героиня не обладала той решительностью и настойчивостью, с которой люди добиваются счастья в личной жизни. Молодая женщина не собиралась жертвовать привычным образом жизнью ради любви к Алехину. Брак с Лугановичем был скучным и обыденным, но столь понятным и привычным, что героиня не хотела рисковать им ради призрачного счастья со своим избранником. Новая жизнь пугала ее своей неизвестностью, и Анне не хватало сил и смелости, чтобы пойти ей навстречу. Так и невысказанная любовь к Алехину вылилась у нее в неврозы и скрытые упреки, которые она постоянно выказывала своему возлюбленному. Анна Алексеевна добровольно отказалась от счастья, о чем сожалела всю жизнь.
  3. Еще один прообраз «человека в футляре» — Дмитрий Луганович, супруг Анны Алексеевны. Его закрытость заключалась, прежде всего, в том, что он не воспринимал духовное и личное развитие, был безучастен ко всему, что олицетворяло собой интеллигентное общество. Будучи успешным дельцом, он был слеп и глух ко всему, что не интересовало его практичный ум. Луганович легко и неспешно плыл по течению жизни, не предпринимая никаких шагов к личностному росту и развитию.

Анализируя проблематику произведения, можно сделать вывод, что Антон Павлович не отступил от своей любимой темы, в очередной раз раскрыв новую грань «человека в футляре». Все герои рассказа, несмотря на всю разность их характеров, объединяет нерешительность и нежелание трудиться ради собственного счастья.

Смысл

В своем произведении Антон Павлович продемонстрировал, как человеческая слабость, банальный страх перед неизвестным способны на корню убить любовь – редкий дар богов, который следует трепетно беречь и хранить. Нежелание жертвовать собственным комфортом, привычной спокойной жизнью, положением в обществе являются мощными внешними факторами, подавляющими волю человека. Однако это не является оправданием для тех, кто добровольно отказывается от настоящего чувства. Герои попросту оказались слабовольными личностями, не решившими оказать сопротивление общепринятой морали.

Идея произведения заключается в том, что человек собственноручно способен уничтожить светлое, высокое чувство, которое могло бы озарить всю его жизнь. Следование общественным законам и нормам, добропорядочность и соблюдение внешних приличий еще не гарантируют счастья, а вот чувство может уйти и уже более никогда не возникнуть в жизни.

В своем рассказе Антон Павлович с критикой отнесся к обществу, в котором люди вынуждены подчиняться неписаным правилам приличия в ущерб личному счастью.  

Вывод

Небольшой по своему размеру рассказ включает в себя множество важных тем, заставляет задуматься о смысле жизни. Главные герои весьма противоречивы и неоднозначны, их нельзя отнести к однозначно положительным или отрицательным. Это, прежде всего, живые люди, со своими слабостями, страхами, комплексами. Не до конца выраженной остается и авторская позиция. Писатель как бы дает читателям возможность вынести свою субъективную оценку описанной истории, сделать личные выводы. Для Чехова важным было донести мысль, что любовь неподвластна никаким законам, и нужно относиться к ней с особой бережностью.

Критика

Рассказ «О любви» был высоко оценен современниками писателя. Многие выдающиеся литераторы не оставили без внимания это произведение. Так, А. Скабичевский считал, что виной всех бед главных героев рассказа «О любви» было отсутствие цели в их жизни.  Алехин и Анна Алексеевна просто жили, как живется, не имея никаких планов и целей, что и сделало их такими слабыми и безвольными личностями.

В Павле Алехине А. Богданович видел никчемного человека, который не нашел в себе силы изменить собственную жизнь к лучшему. Он прогнулся под внешние обстоятельства, похоронив себя заживо в деревне, а затем добровольно отказался от счастья с любимой женщиной.

В свою очередь, А. Измайлов по достоинству оценил в произведении накал драматизма, столь характерного для поздних работ Антона Павловича. Критик отметил перелом в творчестве писателя, который был отличительной чертой  у многих выдающихся авторов 19 века.

Проблематика
рассказа А. П. Чехова «О любви»

Цели
у
рока: продолжить знакомство с творчеством А. П.
Чехова; определить проблематику произведения; определить психологизм рассказа;
развивать навыки анализа художественного текста.

Планируемые 
результаты
:

·        
Предметные: анализировать художественный
текст с точки зрения проблематики; способствовать полноценному восприятию
художественного произведения; формировать умения видеть авторскую позицию,
 анализировать  систему персонажей, 
выявлять художественные детали; определять художественные

·        
Метапредметные:

Познавательные:
структурирование знаний, полученных самостоятельно при первичном прочтении
рассказа; формулировка проблемы; смысловое чтение (работа с текстом);
моделирование (воспроизведение авторской картины мира).

·        
Регулятивные: формулирование
целей и задач; планирование деятельности; прогнозирование результатов;
выполнение       учебного задания в соответствии с поставленной целью;
выявление новых знаний (литературные факты), анализ выполненной работы, выводы
на основании полученных знаний (систематизация).

·        
Коммуникативные:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;  формирование коммуникативной
компетентности (уметь взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие
таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить
собственное устное высказывание).

·        
Личностные:
умение формулировать собственную позицию по проблематике произведения;
воспитание  интереса к литературе; 

Тип урока:
комбинированный

Методы урока:
словесные, наглядные, частично-поисковой, проблемные вопросы, анализ.

Форма  организации учебной деятельности:
коллективная, групповая.

Оборудование:
проектор, презентация, раздаточный материал (рабочие листы), футляр.

Организационная
структура урока:

I.                   
Орг. этап

II.                
 Самоопределение учебной деятельности.
Целеполагание.

 — Скажите, пожалуйста, что такое
проблема?

— А если количество вопросов, которые
нужно разрешить, много, то какое обобщающий термин можно применить?(проблематика)

Дома вы должны были прочитать рассказ А.
П. Чехова «О любви». Нетрудно догадаться, как будет звучать тема нашего урока? Отсюда
можно сделать вывод какой? (что вопросов, которые ставит автор, несколько).

— Целью предстоящего урока будет…? Произведения
Чехова – это верхушка айсберга, когда многое скрыто за малым. Давайте сегодня
это многое поднимем на поверхность.

III.             
Работа по теме урока

1.      Знакомство
с историей создания рассказа

— Что запомнили, кратко? (отвечают по
рядам, группам)

— Что из того, что вами было прочитано, не
связано с историей создания рассказа? Какой новый термин зашифрован в
тексте?(слайд 4)

— Можете предположить, что это такое?

ПСИХОЛОГИЗМ
(слайд, раб. лист) – способ изображения душевной жизни человека в художественной
произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены
душевных состояний, анализ свойств личности героя. (слайд 5)

Запишите  в рабочий лист.
Попытаемся также понять, в чем психологизм рассказа. Кратко расскажите сюжет
рассказа.

«Любовь
 тайна велика сия есть» (слова Алехина)(слайд 6)

Рассказ называется «О любви». А он,
действительно, о любви? Если рассказ Чехова так называется, значит, она есть. А
любовь – это что? Она бывает разная. Но в рассказе она приобретает другую
форму. Здесь любовь —  это средство, средство раскрытия персонажей, что
позволяет понять их психологию. Это, своего рода, лакмусовая бумажка, способная
проявлять человеческую суть.

— Что должна делать любовь? (оживлять,
вести вперед, вести к счастью)

Как мы можем сформулировать эту проблему?

 Первая  проблема – Какую роль играет
любовь в жизни человека?

 — Что узнаем об Алехине из его рассказа? (чуждо
занятие сельским хозяйством, вынужденно работает, чтобы расплатиться с долгами.
Для него это якобы дело чести).

— Но как он работает?

— О чем свидетельствует  его фраза «Я
мало-помалу перебрался вниз…» (духовное падение, новая жизнь не для него).(слайд
7)

— Что же изменилось, когда он полюбил? (полюбив
чисто и бескорыстно жену неинтересного Лугановича, не только не открывается
Анне Алексеевне, но и как она, скрывает от самого себя «запретное чувство»).

— А Анна Алексеевна? О чем рассуждает?
ПОЧЕМУ?

Ⅳ. Физминутка.

Ⅴ. Продолжение над темой урока

(на столе лежит футляр, учащимся задаются
вопросы)

— Какие ассоциации возникают у вас с этим
предметом?

 — Какое отношение он  имеет к уроку?
Героям?

Также футляр является ключевым символом в
двух рассказах А. П. Чехова «Человек в футляре» и «Крыжовник». Давайте
попробуем разобраться, чем  же является футляр для героев всех этих трех
произведений и выделим общее в них.

«Человек в
футляре»

«Крыжовник «

«О любви»

Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.

Футляр-усадьба — идеал покоя, бездумного существования, крыжовник —  символ
плотского, физиологического счастья.

«Футляр» ненужных рассуждений.

Футляр
для чувства, для любви. Символ гибели любви.

СТРАХ

«Футлярное существование» —

Итог — Духовное падение

 Итак, вторая  проблема  —  К чему может
привести «футлярная жизнь»?

Алехин

Анна
Алексеевна

любит

любит

страх,
сомнения

несчастье

 —  Почему же  герои не смогли быть
вместе? Что же помешало столь вожделенному счастью?


Какие вопросы постоянно задает Алехин, которые, с его точки, оправдывает его? И
не только его. Найдите в тексте, какие это вопросы.

(«К
чему может повести наша любовь? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог
увести ее? Как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае
моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга?»)


Что кроется за этими рассуждениями?(сомнения героев, так же думала и Анна
Алексеевна).
Это сомнения. Потому что любовь – это всегда открытость,
жертвенность. Любовь показала обратное, на что неспособны  люди. Готовы ли они
сохранить, сберечь этот дар любить, уметь пользоваться этим великим чувством.

Третья проблема – Какую роль могут сыграть
сомнения в человеческой жизни?
(сомнения могут
привести к несчастью)

Ⅳ. Итог урока

— А что такое счастье в вашем
понимании? (учащиеся отвечают на проблемные вопросы)

— Что нужно делать или каким должен быть
человек, чтобы стать счастливым? — А что герои сделали со своим счастьем?(упустили)

Таким
образом, как можно сформулировать тему рассказа? (рассказ об упущенном
счастье)

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение
на тему: «Что нужно делать, или каким должен быть человек, чтобы стать
счастливым»?
(слайд 11)

Э

·        
 

  • Проблема нравственности и личного выбора в пьесе гроза сочинение рассуждение
  • Проблема нравственного выбора на войне сочинение
  • Проблема нравственного выбора григория мелехова сочинение
  • Проблема нравственного выбора в романе мастер и маргарита сочинение
  • Проблема нравственного выбора в рассказе