- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Зощенко Аристократка
Анализ рассказа Зощенко Аристократка
Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.
Ключевая тема рассказа заключается в противоречии и полном непонимании друг друга представителей противоположного пола (мужчины и женщины), происходящих из разных сословий.
Григорий Иванович описывается писателем в качестве необразованного и невоспитанного простолюдина, отличающего простой и грубоватой речью, не имеющего никакого представления о сути изысканных манер.
Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг знакомства водопроводчика с дамой из аристократического общества, являющейся, по мнению главного героя, галантной женщиной. При этом позиция Григория Ивановича базируется исключительно на внешних данных аристократки, которая на самом деле далека от представительниц высшего света.
Взаимоотношения мужчины и женщины заканчиваются практически не начавшись в результате неудачного похода пары на театральное представление, на котором проявляются истинные качества аристократической леди, шокирующие Григория Ивановича.
Писатель мастерски применяет для раскрытия сюжета сатирические и юмористические приемы, характеризуя героев рассказа и подчеркивая их неравноценный союз, изначально предвещавший распад.
Кульминация произведения происходит в сцене, происходящей в театральном буфете, в которой дама, забыв о правилах приличия, с жадностью и без ложной скромности поглощает пирожные, не задумываясь об их оплате, поскольку рядом находится пригласивший ее в театр кавалер. Однако Григорий Иванович осознает неловкость ситуации из-за отсутствия необходимого количества денежных средств и пытается предотвратить назревающий скандал с работниками буфета.
Финал рассказа заканчивается полным разрывом отношений между аристократкой и водопроводчиком, которые при участии в скандальном споре не стесняются в оскорбительных выражениях по поводу поведения друг друга, не задумываясь о присутствии окружающих их людей.
Языковой стиль произведения представлен писателем в виде простой формы в сочетании с канцелярской лексикой, которые в смешении придают рассказу тонкую и проникновенную иронию с оттенками грусти, раскрывая наглость и нелепость мещанского мировоззрения.
Анализ 2
В данном произведении автор высмеивает мещанство, доводя его проявления до гротеска.
Герой рассказа недалекий водопроводчик начинает ухаживать за женщиной, которую он посчитал принадлежащей к аристократии. Причиной причисления ее к высшему свету послужил золотой зуб. Этим Зощенко доводит ситуацию до гротеска, показывая глупость и невежество своего героя, не удосужившегося поинтересоваться происхождением и родом занятий дамы.
Речь главного героя Григория Ивановича, от имени которого идет речь, характеризует его наилучшим образом. Постоянные вопросы о водопроводе, который являлся единственной темой, в которой о разбирался, и которой хотя бы интересовался, задаваемые при знакомстве и в театре, хорошо показывают ограниченность тех, кого высмеивает автор.
Другой особенностью речи тем, что водопроводчик обращается к женщине, за которой он ухаживает официально, используя слово «товарищ», автор не только показывает на его ограниченность, но и тонко насмехается над новым реалиями жизни после революции.
Кульминацией становится сцена в буфете театра, куда герой пригласил свою «аристократку», не позаботившись даже приобрести билеты на места, находящиеся рядом. В антракте водопроводчик предложил даме съесть пирожное. Однако когда она взяла четвертое, то мещанство и скупость взяли верх над приличиями Григорий Иванович в достаточно грубой форме потребовал от женщины положить его на место. После чего не желал платить за помятое последнее пирожное.
В ходе этого эпизода Зощенко мягко показывает, что герой этого произведения – не исключение в новом коммунистическом обществе. Окружающие, несмотря на то, что позиционируют себя как культурных людей, интересующихся театром, вступают в споры о недоеденном пирожном, что показывает их истинную природу.
Завершается рассказ объяснениями водопроводчика с дамой, где в ответ на упрек в походе на культурное мероприятие без денег, Григорий Иванович говорит пошлую фразу, что счастье заключается не в деньгах.
Рассказ высмеивает вневременное мещанство и нового советского человека, который, как оказалось, совершенно не изменился.
Анализ рассказа Зощенко Аристократка
Несколько интересных сочинений
- История создания поэмы Пушкина Медный всадник
Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть
- Сочинение Положительные и отрицательные качества Печорина по главам
Для многих читателей герой непонятен, но ему свойственны не только отрицательные черты, но и положительные. В первой главе Печорин ведет себя низко, бессердечно, забавляется с жизнями других.
- Сочинение Друзья ли Онегин и Ленский? Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями
Очень важным моментом в рассказе Александра Сергеевича Пушкина, является то, а были ли на самом деле Онегин и Ленский друзьями? Возможно, это казалось только со стороны, но поистине между ними не было дружбы
- Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души
«Мертвые души» великолепного автора Гоголя Н.В несут в себе плеяду разных мыслей и философий. И если говорить о дорогах и путях в произведении, то тут смело можно говорить о том
- Сочинение Когда заканчивается детство?
Детство – прекрасная пора! У каждого оно своё, такое тёплое, беззаботное и счастливое, как лучик солнца. В детстве малыш познаёт окружающий мир, учит первые буквы в книге, знакомится со своими сверстниками
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Аристократка Зощенко
Анализ рассказа Аристократка Зощенко сочинение
В своих произведениях Зощенко всегда довольно ярко и в сатирической форме критиковал мещанские взгляды, пошлость обывательской морали. Если не во всех, то во многих мы легко можем увидеть такие особенности, в том числе и в Аристократке, где кратко описывается история отношений между каким-то служащим доходного дома (вероятно, сантехником или кем-то подобным) и женщиной, проживающей там. Завязываются отношения после краткого знакомства, сначала они просто общаются, потом гуляют и вот отправляются в театр.
Стилистика рассказа изобилует использованием, скажем так, «умных» слов, которые применяет главный герой, который является и рассказчиком. К примеру, индифферентный, дескать. При этом такие слова перемешиваются с обилием просторечий, которые выдают подлинное положение дел: «в буфет прет», «ни хрена не вижу», «зуб во рте», «жрет», «ложи в зад».
Собственно и само слово аристократка, которое применяет главный герой по отношению к собственной избраннице, является не совсем грамотным использованием термина. Оно подобно тому как, например, подобные люди могут называть того, кто знает как решать тригонометрический уравнения Эйнштейном или академиком.
Автор использует приемы гиперболизации, он делает героев частично немного отвратительными и нелепыми. В частности Григорий Иванович представляет собой целый клубок из противоречий и нелепостей, который так свойственны представителям рабочего класса. Он клеймит буржуев, но при этом стремится использовать буржуазную лексику и есть множество других подобных противоречий.
На самом деле рассказ оставляет довольно неприятное впечатление, но подобные преувеличения, вероятно, используются автором для того чтобы дать увидеть некоторые негативные и отрицательные стороны поведения и личности, которые могут быть свойственны людям. Как известно, Зощенко, хотя и имел противоречия с советской властью, все-таки старался работать для советского народа и как честный писатель, ели видел какой-то недостаток в этом народе, то явно указывал туда, как бы предостерегая людей от ошибок, недостойного поведения. Этот рассказ является характерным примером подобного указания, ведь не представляется возможным становиться аристократкой благодаря золотому зубу «во рте» и чулочкам, для этого требуется некоторая внутренняя потенция и внутреннее достоинство, также как для того чтобы стать достойным кавалером.
Анализ 2
В произведениях М.Зощенко всегда присутствует неповторимый уличный колорит раннего советского периода. В отличие от других писателей, обратившихся к героической теме, Зощенко описывал простого человека, вынужденного жить в той сложной эпохе.
В своих рассказах писатель применяет сказовую манеру изложения: о случившемся рассказывает не повествующий, близкий автору по культуре и образованности, а полуграмотный работник, отнесенный к пролетариату. В подобном представлении события рассмотрены с его точки зрения.
Герои Зощенко нечаянно оказались среди грандиозных перемен. Революция принесла изобилие новых слов не только в идеологию, но и в бытовые отношения. Герой плохо ориентируется в новомодных понятиях. Он совсем запутался, но каша в голове не мешает его желанию соответствовать времени. Поэтому с ним происходят забавные истории, похожие на анекдот.
В рассказе «Аристократка» словами сантехника Григория Ивановича передана история неудавшихся лирических отношений. Герой делится обстоятельствами знакомства с аристократкой, которую посещал как официальное лицо, по вопросу исправности водопровода. Примитивная сущность Григория Ивановича обнаруживается уже при прочтении первых строк. Он и сам не понимает, почему называет понравившуюся женщину аристократкой. Ведь ему неведомо, как выглядят аристократы. Вероятно наличие шляпки, шелковых чулок, собачки в руках породило в его сознании образ княжны. Чтобы соответствовать светским манерам своей дамы ему пришлось научиться ходить с ней под руку. Подобного поведения простой сантехник стыдится.
Григорий Иванович начинает неловко ухаживать за избранницей, не умея этого делать. К нему приходит блестящая идея купить даме пирожное во время перерыва в театральной постановке. Карманной мелочи больше, чем на одно пирожное не хватает. Только аристократку это не заботит, она легкомысленно поглощает кондитерские изделия одно за другим. С нарастающей паникой герой считает съеденные экземпляры, но не выдерживает и срывается в крик, устроив скандал в буфете. Любовные отношения заканчиваются конфузом. Случившееся Григорий Иванович понимает по-своему и делает понятный ему вывод – оберегать свою будущую жизнь от аристократок.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Аристократка Зощенко
Популярные сегодня темы
- План рассказа главы Максим Максимыч (Герой нашего времени)
Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых
- Тема одиночества в лирике Лермонтова 6 класс (кратко сочинение)
Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым.
- Сочинение по роману Айвенго Скотта
«Айвенго» Вальтера Скотта является образцом рыцарского романа. В нем есть все элементы, присущие жанру. Главный герой – доблестный рыцарь без страха и упрека.
- Анализ Повести о капитане Копейкине Гоголя
Примечательно, что «Повесть о капитане Копейкине» выделяется из общей композиции произведения. Она независима от общего сюжета. Здесь свои герои и своя сюжетная линия
- Интересные факты о Дале
В конце ноября появился на свет замечательный и талантливый человек Владимир Даль. Его прославила работа по собранию «Толкового словаря», но помимо этого труда в его жизни происходили разные интересные события.
В настоящее время филологическая наука насчитывает очень большое количество работ, посвященных жизни и творчеству Михаила Михайловича Зощенко (начиная с двадцатых годов XX века по настоящее время), однако сейчас мнение практически всех авторов сводится к одному: писатель Зощенко – один из величайших прозаиков XX столетия, непревзойденно самобытный и виртуозный мастер сатирического рассказа.
«Михаил Зощенко – один из тех писателей, кто пришел в литературу, имея богатый жизненный опыт, который определялся не столько специальным образованием (незаконченное юридическое), сколько практикой: от работника погранохраны до инструктора по кролиководству и куроводству, от агента уголовного розыска до бухгалтера, от плотника до актера. Сатирик показывал российского обывателя изнутри. Он заговорил его голосом, посмотрел вокруг его глазами» [2].
В рассказе «Аристократка», как нам представляется, хорошо показан мир, увиденный писателем, мир, постоянно существующий на границе страха, абсурда и смеха. По нашему мнению, герой рассказа и рассказчик – Григорий Иванович – это не просто обыватель или представитель мещанства, как пишут многие исследователи, но обладатель конкретного, четко описанного, обрисованного автором сознания. Его речь является главным выразителем и проявителем этого сознания, в котором укоренились свои принципы и нормы. «Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место» [1, с. 27].
Невольное / неожиданное для героя нарушение границ – собеседником, таким же представителем этого мещанского, абсурдного мира, утрата необходимого и привычного чувства комфорта – создает такую яркую картину замешательства героя, его испуг, обнажает его сознание и характер. Своего рода «нарушителем» здесь выступает такое качество «аристократки», как жадность, переедание, обжорство. И главный герой испытывает волнение: «Она кушает, а я с беспокойством по карманом шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос [1, с. 27]. Волнение возрастает и превращается в настоящую панику, изначально свойственная герою «боязнь вторжения и прикосновения чужих враждебных сил» [6, С. 238] усугубляется в возникшей ситуации этой обжорливой дамой с пирожными, становится для героя настоящей катастрофой: «И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет» [1, с. 26]; «А я вывернул карманы – всякое, конечно, барахло на пол вывалилось, – народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю» [1, с. 28]. И вот «Григорий Иванович» вынужденно, символически как бы «обнажается» перед толпой. Становится смешным и жалким. Здесь, по нашему мнению, обращает на себя некоторое «противоречие» – две фразы, сказанные «Григорием Ивановичем» в конце рассказа: «Докушайте, говорю, гражданка. Заплачено» – и именно это для него сейчас наиболее важно. «Заплачено». Именно это стало зерном конфликта и причиной его терзаний. Однако прощаясь с аристократкой, он отвечает на ее реплику: «Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение» [1, с. 29]. Противоречие ли это? А в чем же для него, только что пережившего такое потрясение, счастье?
Его конфликты – с обществом в целом и с мелким начальством в частности, в качестве которого выступает буфетчик в театре – играют важную роль, так как благодаря им читатель рассказа, в свою очередь, вовлекается в этот диалог, и тем самым, невольно переживает происходящее с героем. «Аристократка», ответившая «мерси» на предложение Григория Ивановича купить ей «одно пирожное», превращается в нечто уродливое, пугающее, обезображенное своей ненасытностью и жадностью инородное для героя существо, несовместимое с его собственной, также невежественной, смешной, и в чем-то даже трагической сущностью. Слова героя: «В театре-то все и вышло» представляются нам знаковыми, так как именно театр здесь выступает как многознаковая среда и центр действия: с одной стороны, это высокого уровня учреждение культуры, которое принимает в себя невежественного героя Зощенко и его даму-аристократку, в тоже время все происходящее в буфете и есть театральное действо, включающее в себя и трагедию, и комедию – в нем присутствуют зрители, «эксперты», наблюдающие все замешательство героя, и достаточно драматичный диалог между действующими лицами – «хозяином», «Григорием Ивановичем» и жующей «аристократкой». Интересно, как попали к нему в руки билеты в театр, не куда-нибудь, а в оперу, – «прислала комячейка», «Васька-слесарь пожертвовал» [1, с. 27].
А непривлекательный образ героини становится и вовсе отталкивающим: «А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит» [5, с. 28]. Примечательно, что фраза «во рте зуб блестит» повторяется героем дважды – вначале рассказа и уже ближе к развязке. Почему же герой и рассказчик называет ее аристократкой? Это именно его сознание определяет героиню подобным образом. Возможно потому, что в начале двадцатых годов XX века шляпка, чулочки фильдекосовые, мопсик на руках (что, на наш взгляд, у читателя невольно ассоциируется с чеховской «Дамой с собачкой») являлись своего рода принадлежностью к классу более высокому, обыкновенные, рядовые представители советских граждан. Именно она становится инициатором похода в оперу: «Вы бы, говорит, как кавалер у власти, сводили бы меня, например, в театр» [1, с. 27].
Следует отметить, что «зуб золотой» несколько выпадает из этого «аристократического» ряда. Герой поясняет: «А встретился я с ней во дворе дома». То есть изначально, к чему-то чуждому для него, она не принадлежит. И он спрашивает: «Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?», и ее ответ его вполне устраивает, она воспринимается им как «своя». «И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней», «как лицо официальное» [1, с. 26]. И все для него в порядке, «водопровод действует».
Рассказ Михаила Зощенко «Аристократка» стал невероятно популярным, так как отразил очень характерный для советской действительности эпизод.
Урок литературы в 11 классе.
Сатирические произведения М. Зощенко.
Анализ рассказа «Аристократка»
Учитель гимназии 261
Ступак Юлия Владимировна
Санкт-Петербург
2010 г.
Урок литературы в 11 классе
Сатирические произведения М. Зощенко.
Анализ рассказа «Аристократка»
Это первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с другими рассказами делается обобщение об особенностях сатиры М. Зощенко.
Главная дидактическая цель урока: добиться понимания всеми учащимися следующей проблемной ситуации: Почему М. Зощенко удручало, когда читатель воспринимал его рассказы исключительно как сатирические, смешные.
Обучающие цели: дать представление о личности писателя; обеспечить эмоциональное восприятие рассказа в целом; проанализировать рассказ, сформулировать его тему и подвести итоги.
Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие; содействовать высказыванию учащимися своей позиции; содействовать формированию умения слушать одноклассников.
Воспитывающие цели: возбудить интерес к творчеству писателя, к его личности; убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать, и как следствие, в значимости культуры для человека.
Форма урока: лекция учителя +работа в малых группах с последующим озвучиванием
Оформление урока: использование мультимедийного комплекса (презентации с фотографиями и шаржами); мини-выставка книг писателя; на стене лозунг: «Даешь культуру массам!»
Ход урока
- Вступительное слово учителя (на экране портрет писателя рис. 1)
На долю Михаила Зощенко выпала редкая, удивительная для человека литературной профессии слава. Ему понадобилось 3-4 года, чтобы ощутить себя знаменитым. Его книги издавались и переиздавались почти во всех издательствах того времени; с прилавков магазинов они исчезали с молниеносной быстротой; люди узнавали его на улице, в общественном транспорте; почтальон ежедневно приносил на его адрес килограммы писем от читателей; появились двойники – люди, выдававшие себя за писателя.
Вот такая необыкновенная популярность. А как же он шел к ней?
Родился он в Петербурге в семье художника-передвижника. Юность пришлась на 10-е годы – сложнейший период в истории России. Прежде чем сесть за писательский стол, М. Зощенко пришлось сменить десятки профессий: он успел поработать и контролером поездов на Кавказской железной дороге, и комендантом Главпочтампа в Петрограде, и пограничником, и милиционером, и сапожником, и бухгалтером в порту, и даже инструктором по куроводству и кролиководству.
Таким образом, к началу 20-х годов он хорошо знал жизнь, знал интересы своих будущих читателей и (самое главное!) духовную и бытовую стороны жизни своего героя – обывателя.
Многие читатели считали М. Зощенко юмористом, человеком веселым и неунывающим. Более того, им казалось, что все истории, о которых он повествует, случались с ним самим. Именно поэтому его забрасывали письмами: читатель хотел узнать, как удается М. Зощенко из всех жизненных передряг выходить сухим из воды.
На самом же деле Михаил Зощенко был невеселым, малообщительным человеком со сложным характером. Вот как его изображали карикатуристы. (На экране дружеские шаржи на писателя (рис. 2-6) – учитель их комментирует).
Ничто на свете так не удручало писателя, как то, что люди смеются над его рассказами. Он считал, что над ними нужно плакать.
И сегодня мы попытаемся с вами выяснить, о чем же таком »смешном» пишет писатель, раз это должно вызывать слезы.
Поможет нам в этом один из самых известных его рассказов – «Аристократка». (На экране рисунок к рассказу рис. 7)
- Художественное чтение рассказа учителем.
- Обсуждение в группах предложенных вопросов
1 группа. Композиция рассказа
- С чего начинается и чем заканчивается рассказ?
- Что представляет собой начало рассказа по отношению ко всему рассказу?
- Найдите кульминацию.
- Финал. Неожиданный или прогнозируемый?
2 группа. Герои рассказа
- По каким признакам герой распознал в героине аристократку?
- Чем он сам привлек героиню?
- Когда герои прозревают истину в отношении друг друга?
- Кого они винят в своей неудаче?
3группа. Культурные вызовы герою
- Рассказ представляет собой цепочку культурных вызовов, которые жизнь бросает Григорию Ивановичу и к которым он не готов. Это знакомство с дамой, «закрепление» знакомства, ухаживание, посещение театра, развлечение дамы в антракте. Найдите их.
- Как ведет себя герой в каждой из этих ситуаций?
- С какими ситуациями ему удалось справиться, с какими – нет?
4 группа. Язык «уважаемых граждан»
- К. И. Чуковский отмечал в речи героев М. Зощенко «канцелярские штампы, фразеологию нового времени, идиотические повторы одного и того же слова, вывихи синтаксиса, опухоли словаря, косноязычие, неуклюжесть, бедность мещанского жаргона». Подтвердите эти наблюдения примерами из текста.
- Как язык характеризует героев: Григория Ивановича, даму, буфетчика, толпу?
- Выступления групп
Группы выступают не поочередно, а в ходе общей беседы, когда учитель задает тот вопрос, который группа обсуждала. (На экране появляются вопросы каждой из групп).
Далее вопросы учителя и примерные ответы учащихся.
Учитель. Итак, с чего начинается рассказ?
1 группа. С заявления героя о том, что ему не нравятся аристократки.
Учитель. А чем заканчивается?
1 группа. Тем же самым: он говорит, что не любит аристократок.
Учитель. То есть что мы можем сказать о характере композиции?
1 группа. Она кольцевая, или рамочная.
Учитель. Давайте еще раз прочтем начало. Что оно представляет по отношению ко всему рассказу?
1 группа. Краткое содержание того, о чем речь пойдет дальше – квинтэссенцию всей последующей истории. Поэтому финал рассказа нас не удивляет, мы его ожидали.
Учитель. Правильно. Нужно сказать, что такое строение свойственно многим рассказам Зощенко. Идем дальше. Как зовут главного героя и что можно о нем сказать?
2 группа. Григорий Иванович. Он водопроводчик. Работает, по-видимому, в организации типа ЖЭКа. Ведет себя так, будто он самый главный. Например, он говорит даме: «Пожалуйста, живите».
Учитель. Вы правы. Герой Зощенко – это человек, который до Октябрьского переворота прозябал на обочине жизни, ютился в самых убогих уголках, ничего из себя не представляя. Но вот вихорь истории вынес его в самый центр жизни. Наш герой огляделся и увидел, что может стать хозяином жизни, и стал предъявлять свои претензии на ведущую роль в новой эпохе. Помните, «кто был ничем, тот станет всем».
2 группа. Григорий Иванович, оказавшись у власти, стремиться к социальному реваншу, желает сделать своим все то, что было ему не доступно в проклятом прошлом.
Учитель. И прежде всего он стремится к захвату культуры, неотъемлемой частью которой является культурная дама – аристократка. Итак, почему герой решил, что перед ним аристократка? И кто она на самом деле?
2 группа. По внешним признакам: чулочки, зуб золоченый, шляпка. А на самом деле она примерно то же, что и он. То есть никто, а пытается быть кем-то.
Учитель. А чем ее привлек Григорий Иванович?
2 группа. Во-первых, он кавалер, а во-вторых, у власти.
Учитель. Рассказ представляет собой цепочку культурных вызовов герою. Он попадает в ситуации, которые требуют от него культурного поведения. Справляется ли он с ними?
3 группа. Первая ситуация — знакомство – с ней он справляется, благодаря тому, что «у власти». Затем «закрепление» знакомства – здесь уже хуже: он не знает, о чем разговаривать, и спрашивает каждый раз о водопроводе. Ухаживать он вовсе не умеет, и инициативу берет в свои руки дама: просит сводить в театр.
Учитель. Что они смотрели?
3 группа. Мы не знаем. Он смотрит на нее, а когда заскучал, выходит из зала. Кстати, она тоже пришла в театр не за тем, чтобы смотреть на сцену. Судя по всему ей хотелось посетить буфет. Возможно, она от кого-то слышала, что там вкусные пирожные, т.к. сразу подошла к ним.
Учитель. Мы видим, что оба героя далеки от культуры и вовсе не те, за кого себя выдают. Когда же герои прозревают истину в отношении друг друга?
2 группа. Когда она берет четвертое пирожное, а он орет: « Ложи взад».
Учитель. Чем является эта сцена сточки зрения композиции?
1 группа. Это кульминация, дальше следует развязка: роман заканчивается.
Учитель. Кстати, почему она поедает пирожные конвеерно?
Ученик. Она, как обыватель, не может устоять перед тем, что дается задаром. Там появляется еще один мужчина, который на халяву съедает надкушенное пирожное.
Учитель. Верно. Ситуация скандальная, а тут еще вмешиваются посторонние. Почему?
Ученик. Они тоже обыватели, пришедшие в театр не ради театра, а ради буфета. А тут еще можно стать свидетелем разборок. Звонок уже дали, а они не спешат возвращаться в зал: тут интереснее.
Учитель. Таким образом, проблемы наших героев перестают быть сугубо личными, они становятся выражением культурного уровня всего общества новой исторической эпохи.
Кроме поведения, что еще вас поразило в героях?
Ученик. Их речь.
Учитель. Слово 4 группе.
Учащиеся приводят примеры из текста.
- Итог урока.
Учитель. Мы с вами внимательно прочитали рассказ и теперь можем вернуться к вопросу, поставленному в начале урока: О чем этот рассказ? Можно ли над ним смеяться?
Ученик. Этот рассказ о некультурности человека, о беспомощности и несостоятельности его притязаний, о том, что руководят жизнью люди убогие, недалекие. И это, конечно, не смешно.
Учитель. Именно поэтому Зощенко всякий раз огорчался, когда в его произведениях видели лишь комизм ситуаций и не видели того, что он хотел показать – примитивизм и невежество нового времени.
- Домашнее задание
Прочесть 3-4рассказа М. Зощенко. Составить обобщенный социальный и психологический портрет героя Зощенко. Можно ли его считать »маленьким человеком»?
Приложение
Некоторые из слайдов презентации
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7