Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Бунин «Кавказ»: тема произведения, проблема рассказа какие?
Тема произведения Бунина «Кавказ».
Бунин «Кавказ» проблема произведения.
3 ответа:
3
0
Главной темой рассказа Бунина «Кавказ» является любовь, но она представлена в несколько ином виде, ведь это светлое чувство окружено ревностью, изменой, обманом и трагическим финалом.
В этом рассказе, любовь выглядит не тем светлым и чистым чувством, ведь героям , чтобы побыть вдвоем, пришлось ради нескольких дней пойти на нарушение моральных и этические норм.
Для воплощения в жизнь своего желания любить, они идут на ложь и обман, зная что этим они причинят боль другим, но ничто их не остановило и увы … счастливыми в дальнейшем тоже не сделает и тут уместна поговорка, что на чужом несчастье – свое счастье нельзя сделать.
Проблемы, которые подымаются в рассказе «Кавказ», это честность и порядочность в любовных делах и семейных. Для главных персонажей рассказа удобнее было вот так, укаткой, предаваться своим любовным отношениям и они собственно не предполагали их узаконивать, через развод и бракосочетание.
Эта пара влюбленных не заботилась о других, которые страдают от измены и они не имеют чувства сострадания, благочестия.
Поэтому все эти проблемы прямо или косвенно относящиеся к таким «любовным треугольникам» и освещены в этом произведении.
0
1
Тема рассказа «Кавказ»-это грани любви,на что способны люди ради этого чувства.В рассказе Бунина нет имён и фамилий,автору не важно, кто герои,а важна сама ситуация и её моральная сторона.
Главная мысль-на чужом несчастье счастья не построить.Герои рассказа не смогут быть счастливы,обман и угрызения совести,чувство вины,нравственный груз измены,смерть обманутого мужа-это не счастье,а сплошное несчастье.
Идея атора-это показать,что мимолётное увлечение,роман с развлечениями-это не любовь,не счастье,которое скрывают от общества,как позор и прячут от людей.Герои рассказа ещё не поняли,что то,что они считали счастьем,уже осталось в прошлом. Обман,поруганная честь,унижения ложью,всё это в прошло,а впереди-осознание гибели мужа,пытавшего отстоять свою честь.
Финал предсказуем,но не неизбежен,сложись обстоятельство по другому,трагедия могла бы миновать героев,но автор категоричен,он ставит роковую точку в судьбе обманутого мужа.Трагическая концовка-это логическое завершение отношений, пронизанных ложью,изменой и обманом,отношений,не заслуживающих счастья.
1
0
Бунин «Кавказ» — довольно небольшое и одновременно сложное произведение.
Главная тема произведения — это любовь, верность, что готов человек сделать ради любви и желаний. Она замужем, но ей нравится другой мужчина, с ним она и отправляется на Кавказ. Зная, что муж ревнивый, человек чести, сильно любит ее и будет искать, ни он, ни она не думаю о последствиях своего поступка. А последствия печальны: муж стреляет в себя и погибает.
Проблема произведения не одна, а несколько:
- Как сложно жить с человеком, которого не любишь.
- Что делать, если замужней женщине понравился другой мужчина.
- Что важнее: чувства, желания, любовь или все-таки долг, брак, приличия.
- Стоит ли врать мужу или лучше ему открыться, разрушить брак открыто или враньем.
- Как стоит поступить мужу, если жена ему изменяет.
- Стоит ли ухаживать за замужней женщиной, да еще и подговаривать ее бежать на Кавказ.
- Нужно ли отпускать жену на отдых, если ей не доверяешь и все равно поедешь следом за ней.
- Стоит ли разрушать семью ради нескольких недель на юге? (в рассказе нет концовки о том, как сложились отношения этих двоих и была ли это любовь на самом деле или только лишь страсть. Да и в начале нет указаний, как давно знакомы герои. Скорее всего это был короткий бурный роман)
План рассказа смотрите здесь. Есть и цитатный план.
Главные герои и их характеристика в этом вопросе.
Краткое содержание рассказа «Кавказ» Бунина — по этой ссылке.
Вот еще несколько идет по данному вопросу:
Читайте также
Больничный возьмите бегом, и учите,
ведь сессия скоро, а вам надо знать,
сессию эту отлично чтоб сдать!
Студента не красят «хвосты» никогда,
берите больничный — то всё ерунда.
А то, как проблему нам эту решить?
Вам надо учится, работать и жить!
Никто никого ничему не учит … зато «господа» (ага)) педагоги замечательно научились лебезить перед обеспеченными родителями … а менее обеспеченным — хамить, вымогая деньги(. Школа стала «замечательным» таким учреждением, очень ярко демонстрирующим образцы совершенно невозможного поведения … и думающим, изначально способным к обучению детям там действительно просто нечего делать(, «сожрут» … то есть, создадут такие ситуации, когда придётся менять одну школу за другой, либо вообще получать образование другим каким-то способом(.
Не хочу сказать, что везде так, бывают и исключения … но шанс, что «повезёт», и отношение к ребёнку будет нормальным, основанным на простой логике (молчу уж про доброту, не мечтаю) — действительно очень мал(.
Для этого нужно как минимум разбираться в том, что в этих статьях написано. Подозреваю, Вы занимаетесь рерайтингом. Я тоже занимался в свое время. Помню, для того, чтобы написать качественный, глубокий рерайт, я лопатил горы информации, чтобы понять, о чем там идет речь.
Начальное образование и воспитание Иван Бунин получил дома, его учителем был студент весьма одаренный. Этот молодой учитель научил Бунина не только чтению и письму, но и знакомил с азами живописи, музыки и, конечно же, литературы. Первыми настольными книгами Ивана стали «Одиссея» Гомера и издание «Английские поэты». И не мудрено, что Бунин в последствии стал замечательным поэтом и писателем. Жажда к литературе проснулась в нем еще с детства. Кроме того народный фольклор в исполнении родителей и дворовых крестьян сделали язык писателя образным и емким. А уже в 1881 году Бунин начал обучение в 1 классе Елецкой гимназии.
Когда-то, в далеком 1327 году, Петрарка случайно встретил Лауру и был так тронут ее совершенством, что в течение последующих двадцати с лишним лет жил и творил, находясь под впечатлением от ее красоты. Эта любовь подарила миру прекраснейшие сонеты — шедевры, воспевающие самое великое в мире чувство.
Несмотря на то, что Лаура жила своей собственной, почти параллельной жизнью — у нее был муж, дети, Петрарка всю жизнь боготворил и воспевал ее. Одна мысль, что она где-то рядом, доставляла ему невыразимую радость, а неразделенная любовь рождала желания и… стихи.
Даже после ее смерти Петрарка продолжает жить воспоминаниями и посвящать ей сонеты.
**
Каждый человек по-разному представляет себе любовь, но, для того, чтобы жить в мире с собой, человек должен обязательно знать, что где-то во Вселенной существуют люди, которые его любят, и которым он не безразличен.
Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина
“Кавказ”.
Задачи:
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между
героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях
героев рассказа.
Оборудование: учебник-хрестоматия (ч. II, 2003 г,
стр. 55-61).
Словарная работа: “любовный треугольник”,
“украденное счастье”, “двойственность любви”,
“трагедия любви”.
Ход урока
I. Ситуация вызова.
1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о
том, что значит быть счастливым.
Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П.
Чехова “О любви”?
(Философский смысл рассказа проявляется в
возвышении любви как чувства, перед которым все
другие рассудочные соображения оказываются
мелкими и незначительными. Герои оказались в
плену обычных и сковавших их душу представлений
о любви).
2. Учитель.
Тема нашего урока – И.А.Бунин. Слово о
писателе. Проблема рассказа “Кавказ”. Представления
о счастье и несчастьях героев рассказа.
Цель урока – определить суть рассказа И.А.
Бунина “Кавказ”.
– Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем
делать на уроке, чтобы добиться поставленной
цели?
1) охарактеризовать героев, их поступки;
2) определить характер их взаимоотношений;
3) установить причины непонимания между
героями;
4) выявить представления о счастье и несчастьях
героев рассказа.
Это будут задачи нашего урока.
II. Реализация смысла
Работа в тетрадях с таблицей.
– С произведениями Бунина вы встречаетесь с 5
класса уже третий раз.
– Что вы знаете о жизни Ивана Алексеевича
Бунина? (Устно)
– Что вы знаете о творчестве Бунина (запись в 1
графу таблицы)
(Показ портрета И.А. Бунина. Приложение)
Таблица 1
Знаю о Бунине | Узнал новое о рассказе “Кавказ” |
Хочу узнать подробнее об историзме Бунина |
Стихотворение “Родина”. Это состояние души поэта, переданное через описание природы: тончайшие и выразительнейшие подробности, детали, оттенки. |
Рассказ “Кавказ” о любви. Проблема взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния – состояния любви. Любовь не только большое |
|
“Косцы” (1921 г, Париж. Напечатан в альманахе “Медный всадник” в Берлине. Бунин неоднократно редактировал его). “Косцы” рассказывают о впечатлениях автора от встречи с родной природой, песнями[1]. |
||
“Цифры” рассказывают о жизни и характерах взрослых людей и детей, их взаимоотношениях. Должно быть взаимопонимание. |
||
“Лапти” помогают осмыслить необходимость сострадания, великодушия. Посвящён теме взаимоотношения взрослых и детей. |
– Что роднит все эти произведения И.А.Бунина?
(Они о любви, о взаимоотношениях между взрослыми
и детьми).
– О чём рассказ Бунина “Кавказ”? (О любви).
– Какую проблему поднимает автор в рассказе?
(Проблему взаимопонимания взрослых в момент
наивысшего эмоционального состояния –
состояния любви).
– Докажем, что любовь – большое счастье,
выпавшее на долю человека, но и чувство, которое
очень часто приносит страдание и боль. При
доказательстве будем исходить из самого текста
бунинского рассказа по плану: героиня – герой –
муж; портрет – поступки – пейзаж.
Таблица 2
Портрет | Пейзаж | Поступки | |
Героиня | 1. Чтение.
Она была бледна 2. Вуалька. — О чём говорит эта деталь? — Почему она, войдя в купе даже не поцеловала (Она обманывает мужа, скрывает, таит свою |
7. В Москве шли холодные дожди, было грязно, сумрачно, мокро – точно также на душе у героини: смятение, ложь. 8. Мы нигде не
9. Докажите, что даже когда им удаётся
Чтение эпизода.
“Когда жар спадал” до “глядя на них” [2] — Почему так ведёт себя героиня? (“Закрывала лицо газовым шарфом и плакала; из — О чём говорят эти детали? 10. Вспомните. “После бала” Толстого – визгливая мелодия – Радость омрачена неизбежностью возвращения в
Вывод. Героиня любит, но радость омрачена
Грустная история! |
3. Она была у меня за эти дни всего 3 раза, входила поспешно, со словами: — Я только на 4. Спешила обнять меня. (Любит, скучает!) 5. Бледнела, когда герой говорил, что он будет с — Почему она бледнела? (Не знала, что будет с ней после возвращения с
Есть понятие “украденное счастье”.
6. — А могло бы с героями сложиться так, как в (Да, если бы героиня скрывала свои чувства, то не |
Герой | 1. Нет портрета, важны его поступки! |
5. Покой, она часто плачет при нём. Смотрите: природа вечна, прекрасна,
6. Влюблённая женщи на всё это переживала |
2. Воровски остановился, жил томительно, затворником, от свидания до свидания с нею. — Какие слова вы выделите? 3. Почему он испытывал жалость и восторг, 4. Придумывает план побега. -Почему можно догадаться, что его предложил (Она говорит: — Ради Бога. Будьте терпеливы! “Жил когда-то возле Сочи, молодой, одинокий. — О чём говорят эти определения
Вывод. Можно засомневаться, а так
Романтическая история! |
Муж | 1. Высокая фигура, офицерский картуз, держал её под руку. — Деталь — Как вы это понимаете? Любит её, заботится о ней, но нет свободы. |
Нет, только сказано: “купался в море” – не до чего. |
2. Её измена стала крахом жизни, не пережил, до последнего надеясь на её возвращение к хозяину… Понятие
3. Чтение про угрозу:
— Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою 4. Как эта фраза характеризует его? (Самолюбивый, жестокий, честолюбивый офицер,
5. — Любил ли он её? Конечно, он любил её, но, узнав об измене, свёл 6. А.С. Пушкин “Я вас любил”: “… как дай вам Бог
Вывод. Любил, а доставил ей боль и страдания.
Трагическая история! |
– Виноват ли кто из героев в разыгравшейся
трагедии?
(Нет, любовь не только большое счастье, выпавшее
на долю человека, но и чувство, которое очень
часто приносит страдание и боль).
– Почему такое произошло с героями?
(Нет взаимопонимания в любви: муж-жена,
героиня-любовник).
– Можем ли мы осуждать героев рассказа?
– А осуждает ли кого из них автор?
(Он только изображает ситуацию, которая
произошла с героями, а читатель должен сам
разобраться).
– В чём же суть рассказа “Кавказ”?
(Любовь не только большое счастье, выпавшее на
долю человека, но и чувство, которое очень часто
приносит страдание и боль).
– Запишите во 2 графу таблицы ваше мнение о
рассказе “Кавказ”.
III. Рефлексия
– Можем ли мы сделать вывод, что Бунин –
замечательный русский писатель?
– (Написал много произведений, в которых
поднимает разные проблемы, изображает разных
героев, показывает их поступки и чувства, не даёт
оценок, а заставляет читателя думать,
сопереживать).
IV. Задание на дом:
1. Историзм Бунина, вопрос № 2, стр. 61. Заполнить 3
графу таблицы.
Список литературы
1. Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы.
М.: Просвещение, 2002. С. 86.
2. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.:
Просвещение, 2003. С. 60.
И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)
Так знать и любить природу, как умеет Бунин, … мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко. И красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний.
А.Блок.
Цели урока:
– расширить представления учеников о личности И.А.Бунина;
– показать особенности его творческой индивидуальности;
– развивать навыки выразительного чтения, анализа текста;
– объяснить роль пейзажа произведения, его связь с настроением героев;
– сопоставить произведения, раскрывающие одну проблему.
Ход урока.
1. Слово учителя как завязка урока.
– Ребята, как вы думаете, что такое счастье?
( Предполагаемые ответы:
– Счастье – когда тебя понимают близкие люди.
– Счастье – когда ты и родные тебе люди не болеют.
– Счастье – когда тебя любят.
– Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты…)
– А что значит быть счастливым?
( – Любить и быть любимым…
– Не бояться нарушить общепринятые нормы морали, сковывающие искренние и чистые чувства. Этот страх сделал героев рассказа А.П.Чехова «О любви» глубоко несчастными людьми, живущими без тепла и радости.)
– Итак, счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что… Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое влюблённых или и во взаимном чувстве может быть что-то, что мешает героям, тревожит их, омрачает их радость . Но прежде чем мы обратимся к анализу рассказа, прослушаем небольшое сообщение вашего товарища о И.А.Бунине.
2. Сообщение ученика о И.А.Бунине, в котором (по подсказке учителя) делается упор на то, что любовь всегда была одной из главных бунинских тем. Любовь может быть краткой, стремительной, но никогда прочной и долгой. Писатель считал, что у любви нет будущего, а настоящая любовь слишком близка к смерти и не выдерживает испытания жизнью.
3. Слово учителя.
– А теперь давайте посмотрим, как в рассказе «Кавказ» отражается понимание Буниным сущности любви, счастливы ли герои рассказа?
4. Беседа по рассказу «Кавказ».
- Какой теме посвящён рассказ? От чьего лица ведётся повествование? ( Рассказ посвящён теме любви. Повествование ведётся от первого лица. Этим достигается достоверность, искренность рассказа. Мы узнаём историю от одного из участников)
- Какова интонация произведения? Какова её роль? Какие детали помогают нам понять это? Найдите и назовите эти детали. (Интонация рассказа проста, лишена острого драматизма. Порой спокойна. Такая интонация возникает потому, что речь идёт о прошлом, о делах минувших. Однако на протяжении всего рассказа мы чувствуем скрытое напряжение, драматизм происходящего. Это чувствуется в подтексте: «воровски остановился», «жил томительно, затворником», «голос у неё срывался», «…по вокзалу, по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто», «…тёмный, отвратительный вечер», «…я похолодел от страха», «… ледяной рукой сунул десятирублёвую бумажку», «…жалостно улыбнулась», «ложилась на тахту,.. и плакала: ещё две – три недели и опять Москва»… )
- Как автором создаётся образ пространства , в котором живут его герои? (Пространство создаётся благодаря описанию пейзажа за окном вагона, когда мы вместе с героями видим выжженную солнцем равнину, широкие степные дороги, арбы, с впряжёнными в них волами (это характерно только для юга), мелькание железнодорожных будок, призраки гор на горизонте – всё это создаёт ощущение движения ).
- Кроме ощущения движения поезда, что ещё чувствуем мы благодаря мастерству И.А.Бунина? ( Мы слышим запах мыла, одеколона, ощущаем духоту людного вагона.)
- Какое время отражено писателем? Найдите приметы времени в тексте. (Это время рубежа XIX – XX веков. Приметы времени находим в деталях: «вуалька» героини, арбы, извозчичьи пролётки, «черкешенки в чёрных, длинных до земли одеждах… с закутанными во что-то чёрное головами).
- Базар – обязательный элемент жизни народов Востока. Зачитайте описание базара в рассказе .(Описание базара прочитывается вслух ). – В чём проявляется мастерство писателя в этом описании? (Всего в нескольких строках Бунину удаётся передать экзотичность южного базара: мы слышим разноязыкие голоса многолюдной толпы, видим черкешенок в национальной одежде, ощущаем зной жаркого дня, чувствуем запах горящего кизяка …)
- Какую роль играют картины природы в повествовании? (Реализация домашнего задания. Ребята должны были
1) заполнить таблицу цитатами из текста, выписав пейзажные зарисовки;
2) продумать ответы на поставленный вопрос;
3) провести словарную работу, определив значения таких слов как арба, чувяки, духан и т.д.)
(В это время на экране возникают слайды с изображением ненастного московского пейзажа начала XX века, картины русских художников И. Айвазовского, Куинджи, А.О. Орловского, Н.А.Ярошенко, акварельные рисунки М.Ю.Лермонтова с видами Кавказа, а также иллюстрация художника И.Пчёлко к рассказу Бунина «Кавказ», где изображена яркая кавказская природа, быстрая горная река, жаркий южный день.)
Московский пейзаж. |
Южный пейзаж |
В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернётся, было грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели раскрытыми зонтиками прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих повозок. И был тёмный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, всё внутри у меня замирало от тревоги и холода». « В маленьком купе первого класса… шумно лил дождь по крыше…» |
1. « За мутными от пыли и нагретыми окнами шла ровная выжженная степь, видны были пыльные широкие дороги, арбы, влекомые волами, мелькали железнодорожные будки с канареечными кругами подсолнечников и алыми мальвами в палисадниках… Дальше пошёл безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, небо, подобное пыльной туче, потом призраки гор на горизонте…» |
2. «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы…» |
|
3. «Горячее солнце было сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор.» 4. Часть моря имела «цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою и красоте». 5. « На закате часто громоздились за морем удивительные облака…» 6. «Ночи были теплы и непроглядны, в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звёзды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днём». 7. «В прибрежном овраге… быстро прыгала по каменистому ложу мелкая прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!». |
|
- Вывод: описание сумрачной московской осени контрастирует с описанием южной природы. И именно в этой части рассказа мы сильнее чувствуем тревогу героев.
Природа Кавказа , её описание занимает значительную часть рассказа. Мы видим один день в череде таких же счастливых дней героев: раннее утро, знойный полдень, жаркий день, удивительный закат, тёплые непроглядные ночи. Южный пейзаж соответствует настроению героев. Но в то же время автор даёт нам понять, что они здесь ненадолго, что любовь, покой и красота – недостижимый для героев идеал: «…ещё две – три недели – и опять Москва».
- Слово учителя. Перед вами картины русских художников. Кто из них, на ваш взгляд, наиболее близок И.А.Бунину по стилю, яркости красок, манере изображения? ( Каждый из ребят называет своего художника в соответствии с личным пониманием и представлением творческой индивидуальности И.А.Бунина. В 2 – 3 предложениях обосновывает свой ответ.)
- А чем, на ваш взгляд, отличается изображение природы Кавказа у И.А.Бунина от полотен живописцев? ( Предполагается, что дети обратят внимание на то, что у Бунина, кроме зрительных образов, возникают ещё и звуковые)
- Слово учителя. – Действительно, И.А.Бунин считал для себя важным «найти звук» для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой «звук» мог явиться истоком рассказа «Кавказ»?
( Это звук, доносившийся из духана: «глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадёжно-счастливый вопль как будто всё одной и той же бесконечной песни»).
На этом этапе урока можно прослушать мелодию, подобную той, о которой мы читаем в рассказе И.А.Бунина.
- Слово учителя. – Итак, мы видим, что для Бунина «звук» стал истоком слова, творческого вдохновения, позволил художнику создать яркий, потрясающий нас глубиной проникновения в состояние героев рассказ. И кажется, что именно об этом говорят строки замечательного современного поэта, нашей землячки, К.С.Хартавакян. (Учитель читает стихотворение, текст распечатан и находится у учащихся на столах).
Она зазвучала нежданно, Когда охватила тоска. В ней скрипка, свирель, фортепьяно, И сердце поёт, звуком пьяно, Перо взяв, трепещет рука…
И в такт вдохновенным тем звукам Выводит, выводит слова, Подвластная сладостным мукам, Охвачена сладким недугом, Касаясь бумаги едва.
И кажется: явлены сами Стихи вереницею строк, Даруемые небесами, Альтами, сопрано, басами, Которыми ведает Бог!
Музыка, музыка играет!. Влечёт нас мажорностью тем. Душа небеса озирает, Ликует, с мольбою взывает: «Да будет слышна она всем!»
Слово учителя.
– Это стихотворение «Музыка» . Как бы вы определили его тему? Чем оно созвучно мыслям И.А.Бунина о важности «звука» для создания нового произведения? (Предполагаемые ответы: – Музыка становится источником вдохновения для поэта и писателя.
– Рука художника сама выводит слова в такт вдохновенным звукам. – А звуками этими ведает Бог! Музыка вызывает к жизни слова, даруемые небесами. )
Слово учителя.
Итак, благодаря мастерству писателя, мы с вами не только видим яркую необычную природу Кавказа, но и слышим неповторимые звуки этой земли. Об этой особенности творческой манеры И.А.Бунина говорит замечательный русский поэт А.Блок. Обратимся к эпиграфу урока. ( Зачитывается вслух высказывание А.Блока, написанное на доске). Именно бунинский « мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний» ненавязчиво, осторожно подводит нас к трагическому финалу повествования. Давайте проследим, как это делает писатель? Зачитаем предпоследний абзац рассказа. (Звучит отрывок рассказа. Дети выделяют ключевые слова, подсказывающие трагический финал повествования: « …надвигались с гор страшные тучи», «злобная буря», «гробовая чернота лесов», «разверзались зелёные бездны»…
– Как мы можем охарактеризовать супруга героини рассказа?
( Это русский офицер, превыше всего он ценит честь, честь мужа и офицера. Он любит жену и и не может вынести унижения своего достоинства. Он убивает себя, потому что не сможет жить с позором на своём имени. Чистое бельё, которое он надевает, тревожный знак. Но это не только свидетельство близкой трагической развязки, но и деталь, характеризующая героя. Он обдумал каждую деталь своего ухода, взвесил и продумал своё решение. Его постановочный уход из жизни – это ещё и наказание супруги, которой предстоит жить с этой трагедией. Она не сможет быть счастлива никогда.)
Итог урока.
(Предполагается, что учащиеся подведут его сами , опираясь на вопросы, работа в парах.
1) как решается Буниным проблема счастья?
2)в чём проявляется мастерство Бунина – рассказчика в сравнении творчества писателя с творчеством художника?
1) Итак, вначале урока мы определили тему рассказа И.А. Бунина «Кавказ» – тема любви. Попытались понять , что такое счастье и что значит быть счастливым… Мы увидели, что герои Бунина, в отличие от чеховских, пытаются быть счастливыми , несмотря ни на что. Но их счастье кратковременно, а воспоминания о нём обязательно будут вызывать горечь и душевную боль. Любовь не выдерживает испытания жизнью – вот печальный итог рассказа.
2) Анализируя рассказ, мы не только зрительно представили образы бунинских героев, увидели неповторимую красоту кавказской природы, почувствовали духоту людного вагона, запахи восточного базара, тоску московского ненастья. Мы услышали звуки, которыми писатель наполнил свой рассказ. И именно звук стал для него ведущим при создании этого шедевра. Прекрасные полотна русских живописцев приковывают наше внимание, восхищают нас богатством красок и мастерством художника. Но всё же это лишь зрительное восприятие. Мастерство Бунина – художника слова помогло нам и увидеть, и услышать, и почувствовать.
Заключительное слово учителя (чтение стихотворения на фоне тихой мелодии; текст распечатан и лежит перед детьми)
Нарисую пейзаж, но не кисть я
В трепет пальцев возьму, а перо…
Пусть под ним позлащённые листья
Закружат плавно вдесятером…
Иль недвижно в сиянии кроны,
Сонм их красит аллеи дерев,
А светило лучами короны
Их пронзает, лелеет, согрев…
Пусть и в сумерках, ночью светлеют
Злато листья – творенья пера;
Не спадают, в грязи не истлеют,
А пылают с утра до утра!..
Нарисованный мысленным взором,
Мой пейзаж явлен гладью листа.
Как трепещет, пленяя узором,
Каждый листик, чья пылкость иста!
Ну а вдруг… пламень сгложет бумагу?
Сберегу ль акварель я, спасу?..
Ночь пройдёт, год и век – огнь и влагу
В глубь впитавши, явивши отвагу,
Листья вспыхнут, даря вновь красу!
…Донесу ль я в их дрожи росу?
10 октября 2008.
Слово учителя.
– Наверное, не будет ошибкой сказать, что творенья бунинского пера «никогда не истлеют». Писатель сумел сохранить и донести в каждом слове своего рассказа богатство, трепет и красоту жизни, многообразной и сложной, не дающей однозначных ответов на поставленные вопросы.
Домашняя работа.
1.Выделить и записать в тетради характерные признаки творческой индивидуальности И.А.Бунина.
2. Ответить на вопросы с.66.
3. Письменно на вопрос 1 в рубрике «Развивайте дар слова».
4. Проанализировать стихотворение К.С.Хартавакян «Нарисую пейзаж, но не кисть я в трепет пальцев возьму, а перо…»
Используемая литература.
- И.А.Бунин. Поэзия и проза. – М.: Просвещение, 1986. – 384 с., ил.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512 с. (В помощь учителю).
- Интернет – ресурсы( слайды, музыкальное сопровождение).
- Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /авт.-сост. В.Я.Коровина ( и др.), 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 368 с.
- Рабочие программы по литературе: 5 – 9 классы /Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2011, – 272 с.
- Н.М.Свирина. Способы построения и содержание интересного урока литературы. Лекции 1 – 4; 5 – 8. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
- Хартавакян К.С. На рубеже стремительных столетий. Стихотворения 1990 – 2010-х годов, переводы с армянского и грузинского. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРА», 2013. – 355 с.; ( с.89, с.140).