Проблема родного языка сочинение

Сочинение егэ по русскому языку пришвин

(по тексту М. М. Пришвина)

В тексте М. Пришвина мне наиболее интересной кажется проблема родного языка.
Автор называет язык другом и говорит, что он долго искал с ним встречи. Для Пришвина язык – это основа его творчества, заложенная матерью, школой, народом. Писатель благодарит язык за спасение его от тяжёлого молчания, за возможность одушевлять любой предмет и делать его своим другом.
Авторская позиция по указанной проблеме наиболее чётко видна в предложении 6:
Я согласна с мнением М. Пришвина, так как родной язык, на мой взгляд, является основой личности. Через язык человек способен выразить себя. И это касается не только мастеров художественного слова, подобно Пришвину, но и обычных людей. Богатство нашего языка невольно заставляет людей гордиться историей своей страны, ощущать свою причастность ко всему происходящему с ней и осознавать близость всех людей, говорящих на одном языке.
Примеры всему сказанному можно во множестве найти как в жизни, так и в произведениях художественной литературы. Стоит заменить, что язык всегда является отражением национального менталитета и одновременно важнейшей из его основ. Так, церковнославянский язык, придя на Русь вместе с принятием христианства, наряду с религией, послужил важным фактором объединения славянских народов. А в дальнейшем, взаимодействуя с живым древнерусским языком, стал мощным фундаментом для современного русского языка, сохранившего в себе тысячелетнюю историю нашего государства.
Анна Ахматова в своём стихотворении «Мужество», написанном в 1942 году, использует приём метонимии и вместо сочетания «русский народ» употребляет выражение «русская речь». Таким образом, она выделяет в понятии «русский народ» свойство – «речь», которое может замещать все остальные, и тем самым подчёркивает определяющее значение языка для нашей нации:
Поэт говорит о том, что наша страна вынесет все тяготы фашизма и отдаст своим потомкам себя, а следовательно, и свою речь свободной и чистой, не осквернённой захватчиками.
В заключение хочется ещё раз поблагодарить автора за возможность поразмышлять над проблемой родного языка и призвать всех людей беречь наш язык и с овершенствовать его.

Таким образом, она выделяет в понятии русский народ свойство речь, которое может замещать все остальные, и тем самым подчёркивает определяющее значение языка для нашей нации Поэт говорит о том, что наша страна вынесет все тяготы фашизма и отдаст своим потомкам себя, а следовательно, и свою речь свободной и чистой, не осквернённой захватчиками.

Literarus. ru

07.09.2018 2:56:54

2018-09-07 02:56:54

Источники:

Https://literarus. ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege/problema-rodnogo-yazyka-sochinenie/

Текст ЕГЭ. М. М. Пришвин. Темы: Смысл жизни. Красота. » Рустьюторс » /> » /> .keyword { color: red; } Сочинение егэ по русскому языку пришвин

Сочинение егэ по русскому языку пришвин

Текст ЕГЭ. М. М. Пришвин. Темы: Смысл жизни. Красота.

(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…» (3)Я побежал за водой.(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны. (8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он ещё жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья. (11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. (12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза. – (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он. (17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. (18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: – (19)А что, она ещё летает? (20)Голубая стрекоза ещё кружилась. – (21)Летает, ещё как! – ответил я. (22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё. (23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает: – (25)Всё ещё летает?

– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая. – (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза. (28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись. (33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме. – (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. (36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся. (38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

6 Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души.

Rustutors. ru

26.07.2017 21:59:50

2017-07-26 21:59:50

Источники:

Https://rustutors. ru/vsetekstiege/krasota/544-tekst-ege-mm-prishvin-temy-smysl-zhizni-krasota. html

Готовые сочинения есть ложное представление, будто по тексту М. М. Пришвину | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов » /> » /> .keyword { color: red; } Сочинение егэ по русскому языку пришвин

Готовые сочинения есть ложное представление, будто по тексту М. М. Пришвину

Готовые сочинения есть ложное представление, будто по тексту М. М. Пришвину

6 готовых уникальных сочинений ЕГЭ по тексту Пришвину М. М (есть ложное представление, будто город), для варианта №33 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И. П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

    Значение города в развитии у человека «чувства природы». (Как влияет город на развитие чувства любви к природе?) Авторская позиция: Город не «убивает чувство природы», наоборот, воспитывает это чувство в человеке. Проблема путешествий. (Что такое «свободное» путешествие»?) Авторская позиция: Путешествие должно быть «свободным»: путешественник должен забыть о личных интересах и добросовестно изучать местную жизнь. Проблема краеведения. (Кого можно считать настоящим краеведом?) Авторская позиция: Настоящий краевед не просто много знает о своём крае, но и хорошо понимает жизнь простого человека, живущего на этой земле, жизнь трудового человека. Проблема «трудового опыта». (Как можно оценить значение «трудового опыта»?) Авторская позиция: «Трудовой опыт» — это источник вдохновения не только отдельных людей, например писателей, это и «общее достояние».

Готовое сочинение ЕГЭ №1

У писателей может быть бесчисленное множество источников вдохновения. В первую очередь им становится сама многогранная и разнообразная жизнь. В предложенном тексте М. М. Пришвин поднимает проблему «трудового опыта».

Рассказчик учился «путешествовать без денег» и «летать без крыльев», то есть описывать свои путешествия в художественных произведениях. Ему постоянно приходилось добывать средства существования и тем самым он приобретал бесценный жизненный опыт. Герой знакомился с бытом простых людей, но именно потому, что ему это было действительно интересно. Он никогда не собирал материал специально.

По мнению рассказчика, изучение «местной жизни» – самое полезное занятие не только для писателя, но и для людей других профессий. Герой говорит о своей мечте повторить жизнь и стать краеведом. Причём лицо края можно понять только благодаря его жителям, иначе нельзя схватить так называемую «живую жизнь». Конкретизируя данную мысль, М. М. Пришвин подчёркивает, что именно в «трудовом опыте» «множество людей могут черпать ценнейшие материалы».

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: «трудовой опыт» – это источник вдохновения не только отдельных людей, представителей разных профессий, но и «общее достояние».

Нельзя не согласиться с мнением автора. Интерес к жизни простого человека, который видит смысл своего существования в труде, обогащает наш опыт. Может быть, это даже помогает лучше понять самого себя. А. Н. Толстой заметил: «Труд будит в человеке творческие силы». Действительно, труд помогает увидеть мир под другим углом. Творческий взгляд на жизнь важен не только для писателя, но и для каждого из нас.

Таким образом, изучение жизни простого человека – это та деятельность, которая даёт нам пищу для размышлений. Благодаря «трудовому опыту» мир кажется ярче и интереснее.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Как влияет город на развитие чувства любви к природе? Способен ли город навсегда оторвать человека от природы? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя М. М. Пришвина.

Раскрывая проблему значения города в развитии у человека «чувства природы», автор опирается на собственные рассуждения и личный опыт в общении с природой. Он спорит с расхожим мнением о том, что город «убивает чувство природы». На его взгляд, напротив, город – это учитель и воспитатель этого чувства к матери земле. Рассказчик вспоминает, как ранней весной испытывал сильное желание странствовать. В Петербурге он открывал форточку, прислушиваясь к птичьим голосам, пролетающим над городом. Купив себе дробовую берданку и удочки, рассказчик каждую весну отправляется в путешествие. Ему это необходимо для изучения родного края. Оба эти примера, дополняя друг друга, доказывают мысль о том, что городские жители не разорвали связи с природой, наоборот, после шумного города они стремятся к тишине лесов, рек и полей.

Авторская позиция заключается в следующем: город не «убивает чувство природы», а, наоборот, воспитывает это чувство в человеке.

Мне близка позиция автора. Действительно, находясь среди серых громад высотных домов, закрывающих у горожан восход солнца, люди испытывают тоску по лесным и полевым пейзажам, у них возникает страстное желание общаться с природой, чтобы вернуть себе естественное чувство связи с землёй. В цикле рассказов К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» рассказчик купил в лавке чай, который оказался завёрнутым в кусок географической карты, на которой он впервые увидел Мещёрский край с его лесами, лугами вдоль реки Оки. У него возникло желание увидеть воочию эти природные красоты, и он отправился в путешествие. Эти места покорили его своей простой, невзрачной, негромкой прелестью, и каждое лето он посещал эти места.

В заключение хочу подчеркнуть, что человек не может жить без природы. Особенно в общении с природой нуждаются городские жители.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Как город влияет на отношение человека к природе? Мне кажется, именно так звучит одна из проблем в тексте знаменитого русского писателя и прозаика Михаила Михайловича Пришвина.

Автор уверен, существует множество доказательств того, что город ни в коем случае не обрывает связь между человеком и природой. Михаил Пришвин обращает внимание на закономерность, пока люди не обитали в городах, интерес к пейзажам не был так высок. А значит, городская жизнь заставляет нас тянуться к мирозданию.

Также Михаил Пришвин приводит в пример свою собственную жизнь. Петербург не мешал герою каждую весну отправляться в далёкое путешествие. Автор отмечает, что город как будто сам уговаривал уехать на природу: «откроешь ночью форточку и слушаешь, как свистят пролетающие над городом кулики, как утки кричат, журавли, гуси, лебеди – такой уж этот город». Так читатель убеждается, что даже крупный мегаполис не обрывает связь человека с природой. Оба примера дают нам возможность ярко и точно аргументировать проблему, поставленную автором.

Позиция Михаила Пришвина раскрывается в следующем предложении: «город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город – учитель и воспитатель этого чувства к матери земли».

Я полностью разделяю мнение автора.

Действительно, городская жизнь всегда заставляет человека тяготеть к природе. Достаточно вспомнить отрывок из стихотворения Игоря Северянина: «в деревне хочется столицы, в столице хочется глуши».

Таким образом, город ни в коем случае не убивает чувство природы, а напротив усиливает его.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Что такое «свободное» путешествие? Этим вопросом задается автор анализируемого текста.

В поисках ответа мы обратимся к рассуждениям автора. М. М. Пришвин рассказывает о своих путешествиях, в которые отправлялся без денег. Он пишет, что «все вёсны были такие же разные, как посещённые мною края». Мы узнаем, что автор никогда не заботился о том, чтобы собрать в поездке материал для своих произведений. Он отдавал все свое внимание изучению местной жизни, знакомству с особенностями края и его жителями. М. М. Пришвин называет это «свободным» путешествием, в котором «большое великое» не подчиняется «малому личному». Мы можем из рассуждений автора сделать вывод, что он полностью отдавался текущим событиям и получал удовольствие от углубления в местную жизнь.

Продолжая раскрывать тему «свободного» путешествия, М. М. Пришвин пишет о том, что изучение края традиционными способами не дает полного представления о «лице края». По мнению автора, «настоящий краевед должен исходить не из своего знания, например, какой-нибудь ихтиологии, а из жизни самого простака». Увидеть и понять жизнь «простака» можно только при слиянии с самобытной жизнью, что возможно только в «свободном» путешествии, если «нарочно не засмысливаться». Автор пытается донести до читателя мысль о том, что сухие научные методы, сосредоточенность на поиске информации не позволят путешественнику увидеть истинное «лицо» места, в котором он оказался.

Эти два примера взаимосвязаны, они показывают нам ценность «свободного» путешествия для странствующего человека.

Мнение автора заключается в том, что «свободным» можно назвать только то путешествие, в котором человек забывает о личных интересах и добросовестно изучает местную жизнь. При таком отношении к поездке он может получить гораздо больше впечатлений и знаний. Я согласен с мнением автора. Особенности местности нужно не просто увидеть, а понять и почувствовать. Такую возможность предоставляют нам путешествия, в которых ты просто отдаешься происходящему, а не подстраиваешь события под намеченные планы.

Говоря о «свободных» путешествиях, хочется поделиться впечатлением о книге Мэтью Форта «Сицилия: сладкий мед, горькие лимоны». Я думаю, что автор этой книги придерживается того же мнения, что и М. М. Пришвин: во время путешествия он не сосредоточил свое внимание на сборе материала для своей будущей работы. Мэтью Форт знакомился с местной культурой, кухней и людьми, пытался влиться в ритм жизни, царящий на острове. Именно поэтому его книга полна ярких впечатлений и событий, читая о которых, хочется купить билет и увидеть все своими глазами!

Таким образом, «свободное» путешествие – это погружение в жизнь края и знакомство с его жителями, изучение местных обычаев при помощи искренней попытки понять их.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Кого можно назвать истинным краеведом? На этот вопрос отвечает в своем тексте русский писатель и публицист М. М. Пришвин.

Размышляя над проблемой краеведения, автор текста использует прием противопоставления. По его мнению, многие люди ошибочно думают о том, что «если изучить край во всех отношениях и эти знания сложить, то получится полное представление». М. М. Пришвин высказывает мысль о том, что нельзя получить полное представление о месте, сложив различные знания, потому что все равно будут такие места, которые смогут «наполнить жизнью» лишь обитатели. Дополняя данную мысль, автор утверждает: истинный краевед должен руководствоваться не столько собственным знанием, сколько жизнью обитателей края, общение с которыми помогает «схватить живую жизнь». Автор уверен, что только в этом случае можно увидеть «лицо края», что редко удается «ученым-специалистам или энциклопедистам».

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: истинным краеведом можно назвать того, кто не просто имеет большое количество информации об определенном крае, но и прекрасно понимает типичного обитателя края.

Трудно не согласиться с автором текста. Действительно, можно получить все возможные знания о крае, однако многое о крае говорит обыватель, через призму взглядов которого можно увидеть особенности края в полном объеме. Данная мысль находит отражение в художественных произведениях отечественных писателей и поэтов.

В рассказе К. Г. Паустовского «Соловьиное царство» показано, как рассказчик, проезжая сквозь лес на телеге, стал свидетелем того, как соловьи встречают утро своими песнями. Наиболее ярко прочувствовать всю атмосферу рассказчику помогло то, что рядом с ним находились перевозчик и возница. Возможно, если бы они не обратили внимания на соловьиные песни, то на них бы не обратил внимания и рассказчик. То, что возница и перевозчик, живущие в данном крае, с особым трепетом относятся к соловьиным песням, говорит о том, что это является одной из отличительных особенностей этого края. Если бы рассказчик ехал через лес один, возможно, он бы и не заметил эту особенность, заметить ее помогли именно обитатели края, что доказывает мысль М. М. Пришвина.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в стихотворении С. А. Есенина «Каждый труд благослови, удача!». Лирический герой обладает способностью видеть красоту природы собственного края: он говорит об «омуте розовых туманов», о «траве зеленой», о «призрачной глади», о коростелях, о пашнях и лесах. Но для того чтобы полностью увидеть край, этого недостаточно. Он смотрит на место глазами его жителей: глазами рыбака, которому нужно, «чтоб с рыбой невода», и глазами пахаря, которому нужно, «чтоб плуг его и кляча // Доставали хлеба на года». Лирический герой понимает живущих в крае людей, что помогает ему быть истинным краеведом.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что краеведение заключается не только в знаниях о крае, но и в понимании жизни простого обитателя этого края.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

«Я не дерево, рождённое, чтобы всегда стоять на одном месте и не знать, что находится за ближайшей горой», — говорил Джек Лондон. О непреодолимом желании узнавать мир пишет и Михаил Михайлович Пришвин, поставив проблему «свободного» путешествия.

Многим кажется, что для того, чтобы отправиться куда-то путешествовать, нужны особые средства, и рассказчику тоже сначала так казалось, пока он не «научился путешествовать без денег». Значит, ничто не может человеку помешать отправиться в дорогу и утолить жажду познания мира.

Много трудностей приходится пережить в дороге, когда идёшь пешком по миру, но это того стоит: «Конечно, без риска ничего не выходит, и моё путешествие без денег тоже рискованное предприятие, но зато когда одолеешь, то непременно сверх лишений остаётся, как у матери ребёнок, большая, прочная радость». Сравнение, использованное в этом предложении, позволяет понять состояние человека, когда преодоление трудностей вознаграждаются огромным счастьем – жизненным опытом.

Авторская позиция выражается в следующем: «свободным» можно назвать только такое путешествие, когда большое и великое не подчиняется малому личному, и заботиться надо только о том, чтобы изучать всё увиденное и услышанное в том месте, где находишься.

Согласиться с мнением Пришвина мне позволяет произведение «Дерсу Узала» В. Арсеньева, читая которое можно узнать многое о мире. В. Арсеньев пишет о Дальнем Востоке, экспедиции на Сихоте-Алинь были научными, но известность Арсеньеву принес рассказ о простом охотнике-гольде. В нём Владимир Клавдиевич увидел идеального человека, цель которого была проста и понятна – выжить. Дерсу Узала всем своим существом был растворён в природе: знал повадки животных, наблюдал за малейшими изменениями в воздухе, на небе, на земле, почитал каждое дерево и всякую живность за таких же людей, как он сам. По мере своих возможностей помогал каждому на своём пути. Гольд не знал ни одной буквы алфавита, но весь мир читал, как открытую книгу. Его жизнь состояла из «свободного» путешествия, в котором он изучал и открывал для себя законы жизни. Арсеньев увидел в этом человеке пример такого состояния, о котором Пушкин говорил так: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Самого Арсеньева также можно назвать «свободным» путешественником. С детства он зачитывался записками Пржевальского, а в юнкерском училище познакомился с исследователем Средней Азии Грум-Гржимайло, он-то и привил молодому юнкеру любовь к географическим исследованиям. Путешествие по Дальнему Востоку было для Владимира Клавдиевича не только профессиональным долгом, но и средством утоления жажды познания мира.

Мы не деревья, чтобы стоять на одном месте, знания того, «что за той горой» обогащают наш разум, закаляют характер, знакомят с удивительными людьми. В путешествиях мы «свободны» от малого и личного, чтобы приобщиться к «большому и великому».

Полный текст ЕГЭ Пришвина М. М о природе и городе:

(1) Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы.

(2) Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город — учитель и воспитатель этого чувства к матери земле.

(3) Я бы мог доказать это исторически, проследив, например, в живописи, как возникал интерес к пейзажу с развитием жизни больших городов, но как-то проще выходит, если говорить о собственном опыте.

(4) Ранней весной я испытывал такое сильное желание странствовать, что становился больным и неспособным к работе. (5)Будь у меня крылья — я улетел бы с птицами, будь средства — поехал бы открывать тогда ещё не открытые полюсы, будь специальные знания — примкнул бы к научной экспедиции. (6)Но не говорю уже о крыльях — не было у меня ни денег, ни полезной специальности. (7)Много мне пришлось побороться с жизнью, пока, наконец, я не овладел собой и сначала научился путешествовать без денег, а потом и летать без крыльев — писать о своих путешествиях.

(8) И трудно же было усидеть в Петербурге весной. (9)Бывало, ночью откроешь форточку и слушаешь, как свистят пролетающие над городом кулики, как утки кричат, журавли, гуси, лебеди — такой уж этот город, окружённый огромными, неосушёнными болотами, что, кажется, вся перелётная птица валит по этому рыжему от электричества небу. (10)Бывало, расскажешь про такое что-нибудь в обществе — и так этому удивляются…

(11) Купил я себе за двенадцать рублей дробовую берданку, синий эмалированный котелок с крышкой, удочки, разные мелочи и начал путешествовать. (12)С тех пор ни одной весны я не пропустил, и все вёсны были такие же разные, как посещённые мною края: каждая имела своё лицо.

(13)Все обычные путешествия имеют к моему путешествию такое же отношение, как дачная жизнь к обыкновенной трудовой жизни, потому что добывание по пути средств существования ставило меня в такие же условия, как перелётных птиц, тысячи вёрст до мозолей махающих крыльями. (14)Конечно, без риска ничего не выходит, и моё путешествие без денег тоже рискованное предприятие, но зато когда одолеешь, то непременно сверх лишений остаётся, как у матери ребёнок, большая, прочная радость. (15)Помню, я оплавал почти всё Белое море и по Северному океану довольно много в России и в Норвегии, пользуясь местными оказиями рыбаков, добывая себе пищу почти исключительно охотой и милостью людей за случайные подмоги.

(16) Приходилось ночевать и на лодке, и под лодкой, и на песке под парусом, и раз даже схватить за ногу через дырочку в парусе токующего на мне самом тетерева.

(17) И чего только не бывало во время этого звериного сна, когда спишь

И в то же время знаешь, что вокруг тебя делается. (18)Но никогда я не заботился, чтобы собирать материалы для повести, никогда бы у меня из такого путешествия не вышло ничего хорошего, потому что оно бы не было тогда свободным и большое великое должно было бы подчиниться малому личному. (19)Я заботился только о добросовестном изучении местной жизни, слушал всё с вниманием и заносил иногда на лоскуток бумаги (часто папиросной) интересные мне слова.

(20) Трудно так путешествовать, но что же делать! (21)Попробуйте соединиться с ихтиологической экспедицией на Мурман — и вы узнаете жизнь трески; поработайте с поморами на их первобытной шняке в океане по улову этой самой трески — и вы узнаете жизнь всего края через жизнь трудового человека.

(22)Если бы жизнь пришлось повторять, я непременно бы сделался краеведом, но не таким, какие они есть — учёные-специалисты, или энциклопедисты, а таким, чтобы видеть лицо края. (23)Многие думают (и этот предрассудок широко распространён), что если изучить край во всех отношениях и эти знания сложить, то получится полное представление о том или другом уголке земного шара. (24)Но я думаю, что сложить эти разные знания и получить из них лицо края так же невозможно, как сотворить в колбе из составных элементов живого человека. (25)Сколько вы ни изучайте край и сколько вы ни складывайте полученные знания, всё-таки непременно останутся места, наполнить жизнью которые может только простак, сам обитатель этого края. (26)Вот мне и кажется, что настоящий краевед должен исходить не из своего знания, например, какой-нибудь ихтиологии, а из жизни самого простака (я не люблю слово «обыватель»). (27)Для этого, скажут мне, существует наука этнография, но и про этнографию я скажу то же самое: живую жизнь она пропускает; для того чтобы схватить живую жизнь, нужно найти секрет временного слияния с жизнью самого простака; самое трудное в этом слиянии, что его нельзя задумать и осуществлять по программе: нужно, чтобы оно выходило из всей натуры тебя самого. (28)В путешествиях, которые, очевидно, и есть моё призвание, я этого иногда достигал, и думаю, что если нарочно не засмысливаться, то множество людей могут черпать в трудовом опыте ценнейшие материалы. (29)На это мне делали возражение, что для использования трудового опыта должно быть наличие художественного дарования — удел очень немногих. (30)Я согласен, что в известном кругу общества художественный синтетический дар действительно имеют очень немногие, но в простом трудовом народе, причастном к стихии, он есть общее достояние, как воздух и вода.

Готовые сочинения есть ложное представление, будто по тексту М. М. Пришвину

6 готовых уникальных сочинений ЕГЭ по тексту Пришвину М. М (есть ложное представление, будто город), для варианта №33 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И. П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

    Значение города в развитии у человека «чувства природы». (Как влияет город на развитие чувства любви к природе?) Авторская позиция: Город не «убивает чувство природы», наоборот, воспитывает это чувство в человеке. Проблема путешествий. (Что такое «свободное» путешествие»?) Авторская позиция: Путешествие должно быть «свободным»: путешественник должен забыть о личных интересах и добросовестно изучать местную жизнь. Проблема краеведения. (Кого можно считать настоящим краеведом?) Авторская позиция: Настоящий краевед не просто много знает о своём крае, но и хорошо понимает жизнь простого человека, живущего на этой земле, жизнь трудового человека. Проблема «трудового опыта». (Как можно оценить значение «трудового опыта»?) Авторская позиция: «Трудовой опыт» — это источник вдохновения не только отдельных людей, например писателей, это и «общее достояние».

Многим кажется, что для того, чтобы отправиться куда-то путешествовать, нужны особые средства, и рассказчику тоже сначала так казалось, пока он не научился путешествовать без денег.

100ballnik. com

11.07.2020 5:25:43

2020-07-11 05:25:43

Источники:

Https://100ballnik. com/%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82/

Проблема родного языка

(по тексту М.М. Пришвина)

сочинение-рассуждение

   В тексте М. Пришвина мне наиболее интересной кажется проблема родного языка.
   Автор называет язык другом и говорит, что он долго искал с ним встречи. Для Пришвина язык – это основа его творчества, заложенная матерью, школой, народом. Писатель благодарит язык за спасение его от тяжёлого молчания, за возможность одушевлять любой предмет и делать его своим другом. 
   Авторская позиция по указанной проблеме наиболее чётко видна в предложении 6:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
   Я согласна с мнением М. Пришвина, так как родной язык, на мой взгляд, является основой личности. Через язык человек способен выразить себя. И это касается не только мастеров художественного слова, подобно Пришвину, но и обычных людей. Богатство нашего языка невольно заставляет людей гордиться историей своей страны, ощущать свою причастность ко всему происходящему с ней и осознавать близость всех людей, говорящих на одном языке.
   Примеры всему сказанному можно во множестве найти как в жизни, так и в произведениях художественной литературы. Стоит заменить, что язык всегда является отражением национального менталитета и одновременно важнейшей из его основ. Так, церковнославянский язык, придя на Русь вместе с принятием христианства, наряду с религией, послужил важным фактором объединения славянских народов. А в дальнейшем, взаимодействуя с живым древнерусским языком, стал мощным фундаментом для современного русского языка, сохранившего в себе тысячелетнюю историю нашего государства.
   Анна Ахматова в своём стихотворении «Мужество», написанном в 1942 году, использует приём метонимии и вместо сочетания «русский народ» употребляет выражение «русская речь». Таким образом, она выделяет в понятии «русский народ» свойство – «речь», которое может замещать все остальные, и тем самым подчёркивает определяющее значение языка для нашей нации:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
   Поэт говорит о том, что наша страна вынесет все тяготы фашизма и отдаст своим потомкам себя, а следовательно, и свою речь свободной и чистой, не осквернённой захватчиками.
  В заключение хочется ещё раз поблагодарить автора за возможность поразмышлять над проблемой родного языка и призвать всех людей беречь наш язык и с
овершенствовать его.

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Родной язык… «Великий и могучий» — именно такие определения дал ему И. С. Тургенев. Должна ли нас волновать судьба русского языка? Эти вопросы поставлены в тексте К. И. Чуковского, взятом из его книги «Живой как жизнь», посвящённой проблемам культуры русского языка. 

Раскрывая проблему отношения людей к судьбе русского языка, автор проводит исторические параллели, с помощью цитирования обращается к авторитету выдающихся деятелей культуры, лингвистов и писателей. Чуковский противопоставляет два типа отношения к изменениям, происходящим в языке. В прошлом язык ощущался как слепая стихия, которой невозможно управлять. Об этом писал лингвист Гумбольдт, утверждая, что язык совершенно независим от отдельного субъекта. Чтобы быть убедительнее и образнее, автор использует метафору, «могучая речевая река», изображая бессильных лингвистов и педагогов, которые только смотрят с берега, «сколько всякой дребедени несут на себе её волны». Но сегодня другое время – «эпоха завоевания космоса, эпоха искусственных рек и морей». Нельзя быть равнодушным к родному языку, нужно целенаправленно, планомерно, решительно восстать «против уродств нашей нынешней речи». В борьбе за чистоту родного языка должны активно принимать участие не только средства массовой информации, но и каждый носитель языка. 

Автор подводит нас к мысли о том, что нельзя следовать в отношении к родному языку философии бездействия. Нужно делать всё, что способствует очищению языка от ненужных и случайных слов. 

Мне понятна позиция автора, и я полностью её поддерживаю, потому что нельзя засорять наш прекрасный язык, язык Пушкина и Толстого, нужно беречь его и в вопросе экологии языка занимать активную позицию. 

В произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» высмеивается Элочка Людоедова, лексикон которой убог и беде и состоит всего из трёх десятков слов, типа «парниша», «блеск», «жуть». Этот ограниченный словарь отражает бездуховный, мещанский мир героини. 

Подводя итог, подчеркну, что культура языка, его чистота и развитие зависят от общей культуры, от нравственного развития. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!


Текст К. И. Чуковского


(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.
(3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».
(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».
(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (И)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».
(13)   С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.
(14)   Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.
— (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.
(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мопщыми усилиями воли подчинить его коллективному разуму?
(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?
(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.
(24)   Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…
(25)   Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.
(26)   Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!
(ЗО)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (ЗЗ)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.
(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому)

Отношение к родному языку

Родной язык

Русский язык — богатство народа

Человек может владеть несколькими языками, в зависимости от его способностей, наклонностей и стремлений. Но отношение к родному языку всегда особенное. И это не удивительно, ведь владение родным языком всегда лучше, совершеннее, чем каким-либо другим. Его понимание происходит на подсознательном уровне.

Родной язык — это неотъемлемая часть Родины. Это детство, воспоминания о котором вызывают чувство ностальгии. Это голос родного народа и волшебный инструмент, на звуки которого отзываются тончайшие и нежнейшие струны нашей души.

Родное — значит своё, любовь к нему безусловна. Даже самый сложный с точки зрения изучения язык не воспринимается таковым, если он родной.

Различные языки достигли разной ступени развития. Некоторые из них своим волшебным звучанием заслужили мировую славу. Но с точки зрения отдельно взятого человека сила всеобщего признания уступает милому и дорогому родному языку. Ведь родной язык не только сохраняет светлые воспоминания из жизни человека и связывает его с современниками. В нём слышится голос предков, отражаются перевёрнутые страницы истории своего народа.

Именно родной язык обеспечивает прочную связь, соединяющую все поколения народа в одно великое историческое живое целое. Таким образом, язык народа — это сама жизнь.

Русский народ всегда относился с большим уважением, верой и любовью к своему языку. Он был ему на тернистом пути лишений в смутные времена и всеобщим оружием, и единственным утешением. Великим, могучим русским языком любовались иностранцы, побывавшие в нашей стране.

Мы должны ценить родной русский язык — богатство, нетленное сокровище нашего народа. Вопреки всевозможным запретам и притеснениям, наши предки сохранили его, передав нам в наследство.

Что может быть ближе и дороже, чем родной язык?!

Язык — явление общественное. Поэтому отношение к родному языку — показатель здоровья общества. Общество жизнеспособно, когда оно состоит не из безликих индивидуумов, а из граждан, патриотов своей страны. В свою очередь, патриотизм начинается с отношения к своему родному языку.

Понятие родного языка выступает наряду с понятиями родного дома, материнского тепла, Родины. То есть речь воспринимается не просто как средство коммуникации и даже не только как орудие формирования мнений. Речь является одним из главных источников, оживляющих патриотические чувства. Это как рецептор духовного и эмоционального восприятия человека.

Родной язык также служит средством, с помощью которого создаётся социальный механизм наследования культуры от поколения к поколению. Иными словами, он способствует выработке национальной культурной традиции.

Язык объединяет между собой представителей определённого народа во времени и пространстве. Поэтому приобщение ребёнка к языку — это вхождение его в общество, подключение к коллективному разуму. С помощью языка родных людей происходит осознание себя как личности. Вот почему в течение всей своей жизни человек воспринимает родной язык через призму воспоминаний об отце и матери, братьях и сёстрах, воспоминаний о родном доме. Что может быть ближе и дороже, чем родной язык?!

Родной язык — душа народа

Родной язык — это характер народа, его память, история и культура. Это наследие народа, его душа.

Мы считаем, что любой человек жив, пока о нём жива память. В свою очередь, народ жив, пока люди знают родной язык. Иными словами, пока язык жив в устах народа, до тех пор жив и народ.

Именно язык связывает человека с его народом, с предыдущими поколениями, с духовным достоянием нации. Каждый народ состоялся только тогда, когда осознал себя в родном слове. Поэтому язык называют также интеллектуальным портретом народа.

Язык не просто выступает средством общения. Она создаёт культуру народа, то есть служит фактором формирования отдельной личности и нации в целом.

Язык отражается в культуре народа и через песни, легенды, предания передаётся от предков к потомкам. Она живёт в сердцах, но выходит через уста.

Наш родной язык — один из самых богатых, великих и могучих языков мира. Его звонкоголосое звучание вызывает у каждого русского человека целую гамму светлых чувств. Тут и нежность, и радость, и гордость, и преданность Родине — всё то, что составляет значение ёмкого слова «патриотизм».

Родной язык — самое ценное богатство народа. Именно поэтому его нужно беречь, уважать и изучать всю жизнь.

Почему родной язык надо хорошо знать?

Мы учим родной язык с рождения. Учим его, когда посещаем детский сад, углубляем свои знания в школе, колледже и университете. Возникает вопрос: почему надо знать и беречь родной язык? Почему это так важно?

Во-первых, язык — самое главное, универсальное средство общения между людьми. Если мы не разговариваем или в нашей речи присутствует много ошибок, это значительно усложняет процесс взаимодействия с различными членами нашего общества. Не всегда достаточно полуслова, чтобы понять другого человека.

Хорошее знание языка важно не только для ведения разговора. Деловое общение чаще всего происходит письменно, то есть на бумаге. Все основные договорённости между людьми, касающиеся прав собственности, владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, заключаются в письменной форме. Поэтому очень важно быть грамотным, образованным человеком, который свободно владеет по крайней мере родным языком и не допускает досадных ошибок. В свою очередь, прочные знания создают прочную основу для развития уверенности в себе и достижения жизненного успеха.

Почему родной язык важен?

С тезиса о важности языка логично вытекает мысль о необходимости его беречь. Русский язык вобрал в себя значительную часть праславянского языкового наследия. Этот процесс продолжался и в эпоху Киевской Руси, и позже. В ходе общественно-экономического и культурно-политического развития российских земель происходило постепенное сближение отдельных регионов и консолидация проживающего в них населения. Впоследствии это завершилось образованием русской народности, а затем и нации.

В современный период русский язык продолжает активно развиваться. К сожалению, это не всегда проходит в верном направлении. Так, в настоящее время даже в высказываниях руководства нашей страны можно обнаружить много лексических и иных ошибок, услышать слова, использование которых в официально-деловой речи нежелательно. Это доказывает, что родной язык следует изучать всю жизнь.

Таким образом, каждому из нас следует постоянно работать над совершенствованием собственного уровня владения родным языком, чтобы не было стыдно как перед собой, так и перед другими.

В период глобализации и размывания границ для общения именно родной язык является идентификатором того, какого мы рода, какие у нас корни. Язык — душа народа, интеллектуальный портрет нации. Это и есть Отчизна.

Знайте, любите, уважайте и берегите родной язык — ​​наш генетический код.

Другие сочинения:

Сочинение на тему «Мой любимый русский язык»

Сочинение-рассказ на тему «Мой любимый город — Одесса»

Текст: Анна Чайникова

Фото: Кирилл Тягульский/Рыбницкая русская гимназия № 1

Анна Чайникова

Во второй части ЕГЭ по русскому языку выпускникам предстоит написать сочинение на заданную тему, подобрав убедительную аргументацию. В этот раз мы разберем блок, посвященный языку, слову и сохранению русского языка — составим список возможных тем и подберем произведения, которые помогут раскрыть тему и получить максимальный балл.

Примерные формулировки проблемы

  • Проблема ценности языка. (В чем заключается ценность языка?)
  • Проблема сохранения русского языка. (Почему нужно сохранять русский язык?)
  • Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?)
  • Проблема ответственности за судьбу родного языка. (На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?)
  • Проблема взаимосвязи речи человека и его культуры/интеллектуального развития/личных качеств. (Как взаимосвязаны язык и культура/интеллектуальное развитие человека?)
  • Проблема формирования и воспитания языковой культуры. (Почему необходимо формировать языковую культуру?)
  • Проблема повышения культуры речи. (Какие существуют способы повышения культуры речи?)
  • Проблема силы слова. (В чем заключается сила слова?)
  • Проблема важности серьезного отношения к слову. (Почему важно серьезно относиться к сказанным словам?)

Родной язык — это самая большая ценность для человека, ведь жизнь каждого неразрывно связана с ним: на нем он говорит, пишет, думает. Язык может стать «поддержкой и опорой» человека, находящегося вдали от родины, пишет в стихотворении «Русский язык» живущий во Франции, в Буживале, И. С. Тургенев.


Родной язык отражает историю народа, его душу, сохранить язык — значит сохранить национальную идентичность.


Именно поэтому в стихотворении «Мужество», написанном в годы Великой Отечественной войны, А. А. Ахматова писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Ответственность за судьбу языка лежит на каждом человеке, ведь, как писал Д. С. Лихачев, есть взаимосвязь между качеством речи и уровнем культуры человека, его интеллектуальным развитием. Самым верным способом узнать собеседника, его характер, уровень интеллекта публицист считал внимательное отношение к тому, что он говорит. Язык человека, по мнению Лихачева, — один из самых точных показателей «его человеческих качеств, его культуры».


Можно ли обходиться минимальным набором слов и при этом оставаться культурным человеком?


Однозначно нет, ведь язык — безошибочный показатель культуры человека. Эллочка Щукина, героиня романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой ограничивался тридцатью «словами, фразами и междометиями, придирчиво выбранными ею из всего великого, многословного и могучего русского языка», получает от авторов ироничное прозвище «людоедка», ведь даже словарь негра из дикого людоедского племени составляет триста слов. При всей внешней привлекательности героиня не вызывает симпатии ни у авторов, ни у читателя, ведь она ограниченна и изъясняется только фразами-шаблонами, несколько расцвеченными разной интонацией. Культура человека неразрывно связана с культурой его речи, убеждены Д. С. Лихачев и К. И. Чуковский, ведь тот, кто ясно мыслит, ясно излагает. Именно поэтому необходимо, чтобы каждый начал борьбу за сохранение и чистоту языка с себя, и это под силу каждому человеку.

К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, его законам и механизмам развития, писал, что языку, как и всему остальному, нужно учиться. Никто не имеет права быть безграмотным, потому что этим он проявляет неуважение в первую очередь к себе самому. Писатель уверен, что в силах людей сохранить красоту и чистоту языка, но для этого необходимо учиться, получать образование, уделять большое внимание воспитанию: «Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта». Чуковский подчеркивает, что развитие языковой культуры — это часть общего нравственного развития человека.

Часто люди не задумываются о том, что и как они говорят, относятся легкомысленно к сказанному слову, но этого делать нельзя, ведь слово заключает в себе огромную силу. Об этом пишет В. Шефнер в стихотворении «Слова»:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Даже «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города», — пишет Н. Гумилев в стихотворении «Слово», подчеркивая, насколько могущественно произнесенное слово, которое может быть крепче крепостных стен. Однако есть слова, которые нужно чтить, свято хранить в душе и не произносить всуе. В. Шефнер считает, что для каждого человека это слова «Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь»:

Повторять их не смею на каждом шагу, —

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

К проблеме ценности слова и важности серьезного к нему отношения обращался и М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Во время сеанса черной магии в театре Варьете конферансье Жорж Бенгальский раздражает Воланда и его свиту тем, что постоянно вмешивается в представление, комментирует происходящее, искажая смысл. Раздраженная заявлением конферансье, что деньги ненастоящие и тотчас же исчезнут, публика с радостью отреагировала на предложение Фагота придумать для Бенгальского наказание за бессовестное вранье: «Голову ему оторвать!» — сказал сурово кто-то на галерке». В следующую секунду с незадачливого конферансье и вправду снимают голову, а кровь фонтанами бьет из разорванных артерий на шее.


В романе Булгакова можно встретить множество примеров того, как бездумно брошенное слово может принести много неприятностей, а то и горя.


Если герои романа говорят «Черт возьми!», то черт действительно берет. Слово заключает в себе огромную силу, поэтому нельзя к тому, что ты говоришь, относиться легкомысленно.

Произведения

  • И. С. Тургенев «Русский язык»
  • А. А. Ахматова «Мужество»
  • Н. Гумилев «Слово»
  • В. Шефнер «Слова»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
  • Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • К. И. Чуковский «Живой как жизнь»
  • М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

ВСТУПЛЕНИЕ

+

ПРОБЛЕМА

Как известно, красота родного языка, воспетая многими писателями и поэтами, требует не только признания, но и бережного отношения. Сохранить достояние русской словесности есть прямая обязанность, долг человека, рожденного и воспитанного согласно традициям нашей культуры. Однако многовековой путь становления языка сдается под натиском живого просторечия, стремящегося загрязнить, опорочить слово. Чтобы остановить этот процесс, необходимо вступиться за красоту родной речи. Именно проблему борьбы за чистоту русского языка поднимает в тексте К.И. Чуковский.

ПРИМЕР

Известный советский поэт, детский писатель и публицист приводит слова одного даровитого ученого: «В том и беда, что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет…»

ПОЯСНЕНИЕ

Этим примером К. Чуковский показывает, что люди, усердно и искренне старающиеся сохранить благозвучие русской речи, не достигают значительных результатов, порою просто не находят отклика в умах общественности.

СВЯЗКА

Но неужели нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка? Ответ на этот вопрос содержится в следующем примере.

ПРИМЕР

Корней Чуковский обращает наше внимание на то, что существуют «сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение…». Нужно просто дать им возможность «дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей речи, громко заклеймить их всенародным позором». В то же время автор признает, что «культура речи не отделима от общей культуры», которую, в свою очередь, также необходимо развивать (предложение 27).

ПОЯСНЕНИЕ

Этим примером автор показывает, что только с помощью целенаправленного воздействия на культуру языка можно сознательно управлять процессами формирования речи, тем самым сохранить ее ослепительное богатство и благопристойную изящность.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Думаю, авторская позиция такова: каждому из нас следует принимать посильное участие в борьбе за чистоту и красоту русского языка, избавляя его от «всевозможных речевых безобразий».

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

И я согласна с мнением К.И. Чуковского. Красота языка не хранящийся в музее артефакт, а значит, именно мы должны оберегать чистоту речи, не поддаваясь напору слов, стремящихся самовластно войти в наш быт. Для этого в школах ученики активно изучают орфоэпические и грамматические нормы, проникаются богатством и выразительностью Слова на примере произведений, созданных великими классиками.

ВЫВОД

Таким образом, прочитав тест К.И. Чуковского, еще раз понимаешь, как важно, следя за чистотой речи, бороться за сохранение великого и могучего русского языка.

Текст ЕГЭ. К.И. Чуковский. О русском языке. Примерный круг проблем.

(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».
(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».
(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (11)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».
(13)С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.
(14)Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.
— (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.
(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?
(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?
(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.
(24)Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…
(25)Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.
(26)Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!
(30)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (33)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.
(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.
(По К. И. Чуковскому*)
*Корней Иванович Чуковский
 (1882-1969) — русский и советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.
Примерный круг проблем:

  1. Как люди относятся к судьбе родного языка? 
2. Какие существуют способы повышения культуры речи? 
3. На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?  

Пример сочинения по русскому языку для ЕГЭ 11 класса по тексту И.А. Ильина о проблеме отношения к родному языку.

Содержание сочинения:

  • Введение
  • Формулировка проблемы
  • Позиция автора
  • Собственная позиция
  • Аргументы
  • Вывод

Образец сочинения

Основные мысли

  • Язык — большая ценность народа, его нужно беречь;
  • богат и разнообразен русский язык;
  • все, что отражается в душе человека, выражено в слове.

Текст сочинения

И.А. Ильин поднимает проблему отношения к родному языку. Это очень важная нравственная проблема. О том, как мы относимся к языку, можно судить об отношении к нашей Родине, истории, культуре.

Не могу не согласиться с автором. Что такое история страны, что такое история нации? Это в огромной степени история языка, потому что язык — это основа генетического кода любой нации, это то, что объединяет людей, что сплачивает культуру.

Язык — душа народа. Об этом прекрасно написал И.С. Тургенев в своем стихотворении в прозе «Русский язык.»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! <…> Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Надо очень бережно относиться к удивительному дару, который дала нам наша Родина. Так и поступали великие люди России: Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Лихачев.

Друг Толстого, известный адвокат, по воспоминаниям современников Валентин Распутин писал: «Пока жив язык — жива и нация.»

От себя хочется добавить, что язык помогает делиться знаниями, эмоциями, традициями. И все его богатство и многогранность необходимо хранить, и передать будущему поколению в таком же состоянии, не засоряя его иностранными и бранными словами.

Русский язык — богатство народа

Человек может владеть несколькими языками, в зависимости от его способностей, наклонностей и стремлений. Но отношение к родному языку всегда особенное. И это не удивительно, ведь владение родным языком всегда лучше, совершеннее, чем каким-либо другим. Его понимание происходит на подсознательном уровне.

Родной язык — это неотъемлемая часть Родины. Это детство, воспоминания о котором вызывают чувство ностальгии. Это голос родного народа и волшебный инструмент, на звуки которого отзываются тончайшие и нежнейшие струны нашей души.

Родное — значит своё, любовь к нему безусловна. Даже самый сложный с точки зрения изучения язык не воспринимается таковым, если он родной.

Различные языки достигли разной ступени развития. Некоторые из них своим волшебным звучанием заслужили мировую славу. Но с точки зрения отдельно взятого человека сила всеобщего признания уступает милому и дорогому родному языку. Ведь родной язык не только сохраняет светлые воспоминания из жизни человека и связывает его с современниками. В нём слышится голос предков, отражаются перевёрнутые страницы истории своего народа.

Именно родной язык обеспечивает прочную связь, соединяющую все поколения народа в одно великое историческое живое целое. Таким образом, язык народа — это сама жизнь.

Русский народ всегда относился с большим уважением, верой и любовью к своему языку. Он был ему на тернистом пути лишений в смутные времена и всеобщим оружием, и единственным утешением. Великим, могучим русским языком любовались иностранцы, побывавшие в нашей стране.

Мы должны ценить родной русский язык — богатство, нетленное сокровище нашего народа. Вопреки всевозможным запретам и притеснениям, наши предки сохранили его, передав нам в наследство.

Что может быть ближе и дороже, чем родной язык?!

Язык — явление общественное. Поэтому отношение к родному языку — показатель здоровья общества. Общество жизнеспособно, когда оно состоит не из безликих индивидуумов, а из граждан, патриотов своей страны. В свою очередь, патриотизм начинается с отношения к своему родному языку.

Понятие родного языка выступает наряду с понятиями родного дома, материнского тепла, Родины. То есть речь воспринимается не просто как средство коммуникации и даже не только как орудие формирования мнений. Речь является одним из главных источников, оживляющих патриотические чувства. Это как рецептор духовного и эмоционального восприятия человека.

Родной язык также служит средством, с помощью которого создаётся социальный механизм наследования культуры от поколения к поколению. Иными словами, он способствует выработке национальной культурной традиции.

Язык объединяет между собой представителей определённого народа во времени и пространстве. Поэтому приобщение ребёнка к языку — это вхождение его в общество, подключение к коллективному разуму. С помощью языка родных людей происходит осознание себя как личности. Вот почему в течение всей своей жизни человек воспринимает родной язык через призму воспоминаний об отце и матери, братьях и сёстрах, воспоминаний о родном доме. Что может быть ближе и дороже, чем родной язык?!

Привить любовь к родному языку

Выпускница Вожегодской средней школы Светлана Кукушкина работает учителем русского языка и литературы. За ее плечами тридцатилетний стаж педагогической деятельности.

Мастерство педагога – не счастливая находка, не случайная удача, а систематический кропотливый труд, благодаря которому школьники овладевают знаниями по тому или иному предмету.

Светлана Геннадьевна при­лагает немало усилий, чтобы ее уроки были полезны и инте­ресны детям. Русский язык и литературу она полюбила еще в школьные годы, благодаря опытному педагогу Анне Лео­нидовне Львовой. Светлана с удовольствием шла на заня­тия поиска и открытий. Начи­ная свой педагогический путь, Светлана Геннадьевна не раз вспоминала ее уроки. В шко­ле было немало и других силь­ных педагогов, с которых хоте­лось брать пример. Среди них Альбина Антоновна Цветкова и Валентина Павловна Кукуш­кина. Все лучшее из их опы­та молодой учитель применя­ла на практике. Со временем выстроила свою систему об­учения, которая помогает вы­пускникам достичь высоких результатов на ОГЭ и ЕГЭ. В жизни детям потребуются не только умение решать тесты, но и интеллектуальные спо­собности, не просто умение читать, но и понимать прочи­танное. И знания по русско­му языку и литературе, без со­мнения, пригодятся.

Светлана Геннадьевна строит свои уроки так, чтобы учащиеся могли быть собе­седниками. Принимать учени­ка таким, какой он есть – одно из главных правил учителя в отношениях с ребятами. Ре­бенок может быть добрым и с очень хорошим характером, но учеба ему дается нелегко. Таким детям учитель уделяет особое внимание.

За каждым уроком у Свет­ланы Геннадьевны стоит своя методика преподавания.

– Мы учимся на протяже­нии всей своей профессио­нальной деятельности, – го­ворит она. – С каждым уроком приходит понимание нужно­сти того или иного приема или метода, актуальности той или иной технологии. В современ­ных условиях доступны раз­личные возможности подачи материала. Уроки с использо­ванием компьютерных техно­логий больше нравятся детям.

– Светлана Геннадьевна – учитель высшей квалификаци­онной категории. Она в совер­шенстве знает свой предмет, методику его преподавания, психологию детей, возраст­ную физиологию, – говорит директор школы Любовь Оли­ева. – Ее занятия отличают­ся высоким научно-теоретиче­ским уровнем, разнообразием форм и методов обучения, четкой организацией учебного процесса. Учителю присущи доступное и четкое изложение материала, умение активизи­ровать внимание учащихся, высокий уровень проведения уроков.

Самой лучшей наградой для Светланы Кукушкиной, как и для всех учителей, являют­ся успехи учеников. Она с гор­достью рассказывает, что ее воспитанники идут учиться в педагогические вузы. Учителя радует, что бывшие ученики, которых судьба разбросала по всей стране, не забывают ее, звонят или пишут по элек­тронной почте и в соцсетях, советуются, делятся радостя­ми и горестями.

Светлане Геннадьевне дове­лось работать в разных школах страны. После института начи­нала трудиться в Вожеге. А по­том всюду следовала за супру­гом, который посвятил часть своей жизни военной службе. Но их всегда тянуло на роди­ну. И как только появилась такая возможность, оба, не раздумы­вая, вернулись в родные края.

У Светланы Геннадьевны особое отношение к детям. Она старается дать им знания, которые помогут ребятам со­стояться в жизни.

Ольга ТАРАСОВА

Родной язык — душа народа

Родной язык — это характер народа, его память, история и культура. Это наследие народа, его душа.

Мы считаем, что любой человек жив, пока о нём жива память. В свою очередь, народ жив, пока люди знают родной язык. Иными словами, пока язык жив в устах народа, до тех пор жив и народ.

Именно язык связывает человека с его народом, с предыдущими поколениями, с духовным достоянием нации. Каждый народ состоялся только тогда, когда осознал себя в родном слове. Поэтому язык называют также интеллектуальным портретом народа.

Язык не просто выступает средством общения. Она создаёт культуру народа, то есть служит фактором формирования отдельной личности и нации в целом.

Язык отражается в культуре народа и через песни, легенды, предания передаётся от предков к потомкам. Она живёт в сердцах, но выходит через уста.

Наш родной язык — один из самых богатых, великих и могучих языков мира. Его звонкоголосое звучание вызывает у каждого русского человека целую гамму светлых чувств. Тут и нежность, и радость, и гордость, и преданность Родине — всё то, что составляет значение ёмкого слова «патриотизм».

Родной язык — самое ценное богатство народа. Именно поэтому его нужно беречь, уважать и изучать всю жизнь.

Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции, принятой 19 декабря 2016 года, провозгласила 2021 год Международным годом языков коренных народов с целью привлечь внимание к проблеме их утраты и необходимости сохранения и возрождения.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «О родном языке».

Автор: Берникова Людмила Васильевна

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «О родном языке»для обучающихся 7–9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX] Презентация [PDF] [PPTX] Материал для учителя [PDF] [DOCX] Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию коренных народов России.

Задачи:

  • воспитание уважительного отношения к родному языку и языкам коренных народов России;
  • формирование патриотизма через изучение культурного наследия коренных народов России;
  • развитие интереса к изучению традиций и обычаев коренных народов России.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.

Задание 1. Послушайте стихотворение народного поэта Дагестанской АССР Расула Гамзатова «О родном языке».

Прочитайте стихотворение татарского народного поэта Габдуллы Тукая «Родной язык», ставшее Гимном татарского народа.

О родной язык, красивый, О родительский язык! Мир людской я, познавая, К одному тебе приник. Только с этим языком Мать качала перед сном Колыбель мою, я сказки Слышал бабушки на нём. О родной язык! опорой Ты моей навеки стал. Своё счастье я и горе На тебе лишь выражал. О родной язык! с тобою Я не раз Творца молил: Защити меня, Всевышний, И отца, и мать – просил.

1. Какова основная мысль этих стихотворений? 2. Объясните, как вы понимаете словосочетание «родной язык»? 3. Подумайте, о чём пойдёт речь на занятии? 4. Сформулируйте тему занятия.

Задание № 2. Перейдите по ссылке.

1. Изучите Статью 26 и Статью 68 2-й Главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

2. Прокомментируйте, как вы понимаете содержание Статьи 26 и Статьи 68? Есть ли между ними взаимосвязь?

Задание № 3. Прочитайте высказывания известных людей о родном языке.

Язык есть исповедь народа,Его душа и быт родной. (П. А. Вяземский)

Язык – это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ. Тот, кто не уважает родную речь, не уважает родного народа. (Иван Мележ)

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, — народа нет более! Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. (К. Д. Ушинский)

1. Что общего во всех высказываниях? 2. Актуальны ли эти высказывания в наши дни? 3. Сделайте выводы о значении родного языка для народа.

Задание № 4 (рабочий лист). Перейдите по ссылке.

Выполните задание.

1. Используя Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, а также вкладку Интерактивный атлас, заполните таблицу. 2. Прокомментируйте полученный результат. 3. В чём причина исчезновения языков коренных народов? 4. Почему сегодня важно говорить о языке коренных народов России?

Задание № 5. Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции, принятой 19 декабря 2021 года, провозглашает год, начинающийся 1 января 2021 года, Международным годом языков коренных народов (71/178 пункт № 13).

1. Подумайте, какова цель проведения Международного года языков коренных народов. 2. Почему, на ваш взгляд, возникла необходимость в проведении Международного года языков коренных народов? 3. С чем, по-вашему, связано возрождение интереса к изучению национальной культуры и языков коренных народов России? (C ростом национального самосознания)

Задание № 6. Ежегодно, начиная с 1994 года, 9 августа в большинстве стран мира отмечают Международный день коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов, большинство из которых проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке.

Способствует ли Международный день коренных и малочисленных народов сохранению и развитию языка коренных народов?

Задание № 7 (рабочий лист). Перейдите по ссылке. Изучите информацию о проведении дня коренных и малочисленных народов в Москве в рамках Общероссийского фестиваля «Первозданная Россия».

Групповая работа.

Класс делится на группы. Каждая группа заполняет таблицу и готовит презентацию предложенных мероприятий.

Задание. Подумайте и предложите варианты мероприятий, направленных на сохранение и развитие языка коренных народов России, которые можно провести в Международный день коренных народов и/или в течение Международного года языков коренных народов: — в образовательной организации; — в городе.

Задание № 8. Рассмотрите слайд.

1. Разделитесь на группы по несколько человек.

2. Выберите на слайде приветствие «Здравствуй!» на одном из языков народов РФ.

3. Поздоровайтесь с одноклассниками на одном из выбранных языков.

Почему родной язык надо хорошо знать?

Мы учим родной язык с рождения. Учим его, когда посещаем детский сад, углубляем свои знания в школе, колледже и университете. Возникает вопрос: почему надо знать и беречь родной язык? Почему это так важно?

Во-первых, язык — самое главное, универсальное средство общения между людьми. Если мы не разговариваем или в нашей речи присутствует много ошибок, это значительно усложняет процесс взаимодействия с различными членами нашего общества. Не всегда достаточно полуслова, чтобы понять другого человека.

Хорошее знание языка важно не только для ведения разговора. Деловое общение чаще всего происходит письменно, то есть на бумаге. Все основные договорённости между людьми, касающиеся прав собственности, владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, заключаются в письменной форме. Поэтому очень важно быть грамотным, образованным человеком, который свободно владеет по крайней мере родным языком и не допускает досадных ошибок. В свою очередь, прочные знания создают прочную основу для развития уверенности в себе и достижения жизненного успеха.

10 февраля 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.

Сочинение

Часто ли мы задумываемся о том, насколько важна и исключительна история русской речи? В своем тексте Д.С. Лихачев предлагает читателю задуматься о проблеме ценности родного языка.

Рассуждая над данным вопросом, автор выражает полную свою заинтересованность в этой теме, ведь на русском языке разговаривает обширная часть населения нашей планеты, и актуальность проблемы обуславливается постепенным обесцениванием величайшей ценности нашего народа. Писатель подмечает, что «вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык», с помощью него мы выражаем свои мысли и тем самым открываем окружающим свой внутренний мир. Д.С. Лихачев акцентирует внимание на том, что история русского языка берет начало из древнейших времен, и чем дольше он развивался, тем разнообразнее становилась его художественная и эмоциональная составляющая.

Автор считает, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. С помощью него мы думаем, пишем и говорим. Русская речь — это показатель культурной, личностной, эмоциональной, умственной составляющей нашего народа, и в этом заключается ценность родного нам языка. «В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру».

Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева. Безусловно, родной язык является основным показателем того, как развивалась и совершенствовалась наша страна, а вместе с тем и её люди. С помощью русской речи мы говорим и думаем, пишем и читаем, и я убеждена, что ни на каком другом языке нельзя так ярко и так емко выразить свои чувства и эмоции, ведь наш язык семантически богат и развит.

О проблеме ценности языка рассуждает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Автор, приводя в пример несколько речевых портретов, делает акцент на том, как емко слова и выражения героя характеризуют его культурный и моральный облик. Так, семья Простаковых использует простонародную, бранную речь, куцые и односложные предложения. А Правдин и Стародум, в свою очередь, не оперируют бранными словами, а изъясняются как все образованные люди того времени, без лишних эмоций и с использованием книжной лексики. Смысл сказанного этими героями становится понятен из непосредственного значения этих слов, для раскрытия смысла читателю не приходится ориентироваться по контексту и улавливать динамику речи, как происходит с репликами отрицательных персонажей. Таким образом, Д.И. Фонвизин приводит в пример два типа использования языка, заостряя наше внимание на том, что развитие нашей речи зависит от нас самих, и нельзя допустить такого чудовищного отношения к языку, какое властвовало в семье Простаковых и Скотининых.

Подобным образом раскрывает данную проблему и М. Горький в пьесе «На дне». Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.

  • Проблема родительской любви сочинение
  • Проблема рассказа чудесный доктор
  • Проблема рассказа обезьяний язык
  • Проблема рассказа чистый понедельник
  • Проблема рассказа кавказ бунин