Проблема смысла жизни в рассказе и а бунина господин из сан франциско

Широко известен рассказ «Господин из Сан-Франциско» писателя Бунина, который остаток своих дней, не приняв новую власть на своей родине, провел в эмиграции. Свое произведение Иван Алексеевич написал еще в 1915 году, когда он жил в России, но в то время уже чувствовался кризис мира цивилизации. И вот в это смутное и неспокойное время автор замечательного и глубокого произведения решил обратиться к проблемам, которые не были связаны с его родной страной, но являются самыми насущными и актуальными.

Несмотря на то, что Бунин-писатель показывает постоянно в своих произведениях, что буржуазный мир он не принимает и что он вызывает у него лишь только негодование и возмущение, но именно этот мир и становится сюжетной линией его рассказа. Пафос произведения заключается в том, что автор чувствует гибель этого самого мира, и возврата к прежнему существованию уже не может быть.

Но постараемся рассмотреть образ главного героя, который рисует автор. Он не называет его имени, показывает, что и внешне он не очень красив. Богатому господину чуть больше 50 лет. Всю свою жизнь он посвятил работе, чтобы заработать как можно больше денег. Для него богатство важнее семьи и любых других нравственных ценностей. Но и люди, которые оказываются рядом с ним в путешествии, ничем не лучше его. Они также ценят лишь только материальные ценности и для них важнее деньги и золотые украшения, нежели человеческая жизнь.

Писатель, используя прием контраста, противопоставляет внешнее благополучие главного героя, который мог себе позволить все и ни в чем себе не отказывал, с его странным и пустым внутренним миром, который совершенно не развит и довольно примитив. Поэтому и дает такое необычное описание Бунин своему главному герою. Господина-богача он описывает, используя сравнение. Но необычность состоит в том, что для сравнения он берет неодушевленные предметы. Так, лысину богатого господина автор сравнивает с костью слона, а самого героя, его образ жизни и поведение с роботом и куклой.

На протяжении всего рассказа нет и реплик, которые бы произносил главный герой. Автор лишает его этой возможности, так как он, как и все состоятельное и богатое общество, в котором он существует, бездушное и неживое. В этом замкнутом мирке есть свои законы, которые позволяют не замечать того, что вокруг них есть и простые бедные люди. Но они с ними не считаются, не воспринимают их и совсем не уважают, а относятся брезгливо и с большим презрением.

Смысл жизни таких людей, как главный герой и окружающее его буржуазное общество — это прием пищи, алкоголя, курение и получение других удовольствий. Но разве человеку жизнь дается для этого? Разве в этом смысл человеческой жизни? По запланированному богатым господином пути вся семья главного героя посещает музеи, и осматривают памятники, но делают это совершенно равнодушно, их ничего не интересует. Они это делают лишь только потому, что за эти экскурсии уже заплачены деньги, но к увиденным шедеврам из мира искусства они не относятся никак.

Интересен и пароход, на котором плывет богатый господин вместе со своей семьей. Уже название этого судна — «Атлантида» указывает на легенду о мифическом острове. Сам же корабль, на котором миллионер отправляется в далекое плавание показа Иваном Алексеевичем, как схема того общества, в котором жил главный герой. Палуба корабля состоит из трех ярусов. На первом ярусе находится сам капитан, который символизирует нечистую силу. Он, как дьявол в парах дыма, взирает на мир, который живет на его корабле. Второй ярус — это богатая буржуазия. И третий ярус — это рабочий народ, который обслуживает богатый второй ярус. Этот последний ярус автор описывает так, словно это ад. Круглосуточно при самой высокой температуре без сна и отдыха изнеможенные рабочие кидают в топку уголь.

Этот пароход идет по бушующим волнам океана, но люди не страшатся его. Миллионеры не боятся океана, они не страшатся того, что с ними что-то может случиться. Они, наверное, этого даже не понимают, считая, что деньги, которые они заплатили за это путешествие, могут сделать все невозможное. Обладая золотом и большим количеством денег, богатые люди стали считать себя хозяевами самой природы. Они думают, что если они заплатили, то корабль и капитан просто обязаны доставить их до конечного места их путешествия. Писатель указывает читателю на то, что все эти люди живут в иллюзии богатства и ни о чем не думают. И поэтому даже название пароходного судна — это символ исчезновения мира богатых, ведь такой мир без смысла и цели просто не может существовать.

Особое внимание требует и сцена смерти главного героя. Детально и поэтапно описывает Бунин смерть богатого господина. Это автор делает для того, чтобы наглядно показать, что смерть не делит людей на сословия. По сюжету текста богач, который долгие годы только трудился, разбогатев, решил за два года получить сразу все удовольствия, которые существуют в мире. Но вместо этого совершенно внезапно и неожиданно умирает. Но, как это не удивительно, его смерть ни у кого не вызывает никаких эмоций, никто не проявил к нему сочувствия. Его смерть вызывает лишь только неудовольствие и переполох. Приходится и хозяину гостиницы, где остановился богатый господин, извиняться перед посетителями за то, что смерть одного из них принесла им временные неудобства.

А само богатое общество, в которое совсем недавно входил и сам богатый господин, возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых. Теперь к герою рассказа и к его семье они относятся брезгливо и с пренебрежением, даже с некоторым отвращением. А труп в простом и грязном ящике грузят на судно, но опускают в самый темный трюм, чтобы на время забыть о нем. И вот тут писатель подчеркивает то, как меняется отношение к уже мертвому богатому господину, да и вообще к его семье. Даже владелец отеля перестает им угождать и быть любезным. Тоже происходит и со слугами, которые становятся грубыми. Богач уже не имеет над ними власти, так как это просто мертвое тело.

Но в рассказе есть и яркое и открытое противопоставление богатому господину, чье тело оказалось никому не нужным. Это лодочник Лоренце, который, по мнению Бунина, является богатым бедняком. Он знает вкус жизни, поэтому совершенно равнодушен к деньгам, но зато любит жизнь во всех ее проявлениях. Писатель еще раз утверждает те истины, которые известны всем: природа, ее красота, жизнь, а не существование, чувства и эмоции — это главные ценности в жизни человека. А рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско» — это философские размышления автора о смысле жизни, о назначении человека в этом мире, о его смерти и бессмертии.

Слайд 1

Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» Павлов В.П., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»

Слайд 2

Урок — размышление по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» для учащихся 11 класса

Слайд 3

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие. Ф.М.Достоевский … горе, горе тебе , великий город Вавилон, город крепкий! Откровение, 18

Слайд 4

Иван Алексеевич Бунин 1870-1953 Чем больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин почти неисчерпаем. К.Г.Паустовский

Слайд 5

В 1921 году в Париже вышел сборник рассказов Бунина «Господин из Сан-Франциско» Это издание вызвало многочисленные отклики во французской прессе. Вот только один из них: «Бунин… настоящий русский талант, кровоточащий, неровный и вместе с тем мужественный и большой. Его книга содержит несколько рассказов, которые по силе достойны Достоевского» («Nervie», декабрь 1921 года).

Слайд 6

Главный герой рассказа, посвятил всю свою бездарную жизнь стяжательству, и в зрелом возрасте решил изведать вкус настоящей жизни, впрочем, как это делали типичные власть имущие старики, растратившие молодость и силы, наживая деньги.

Слайд 7

Пассажиры «Атлантиды». Художник О.Коровин

Слайд 8

Александр Блок «Пляски смерти» Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться! Но надо, надо в общество втираться, Скрывая для карьеры лязг костей… Живые спят. Мертвец встает из гроба, И в банк идет, и в суд идет, в сенат… Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят. Мертвец весь день трудится над докладом. Присутствие кончается. И вот — Нашептывает он, виляя задом, Сенатору скабрезный анекдот… Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью Прохожих, и дома, и прочий вздор… А мертвеца — к другому безобразью Скрежещущий несет таксомотор. В зал многолюдный и многоколонный Спешит мертвец. На нем — изящный фрак. Его дарят улыбкой благосклонной Хозяйка — дура и супруг — дурак. Он изнемог от дня чиновной скуки, Но лязг костей музыкой заглушон… Он крепко жмет приятельские руки — Живым, живым казаться должен он!

Слайд 9

Ценности материального мира

Слайд 10

«Господин из Сан-Франциско». Высадка на Капри. Художник О. Коровин

Слайд 11

«Господин из Сан-Франциско». Перед последним выходом. Художник О. Коровин

Слайд 12

«Господин из Сан-Франциско». Скалы Гибралтара. Художник О. Коровин

Слайд 13

Смерть Господина из Сан-Франциско. Художник О. Коровин

Слайд 14

Река времён в своём стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы. Державин Г.Р. <6 июля 1816>

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Бунин И.А. / Господин из Сан-Франциско / Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

    Рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин написал в 1915 году. Изначально рассказ назывался «Смерть на Капре» и имел эпиграф, взятый из Апокалипсиса, Новый Завет: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который в последствии писатель убрал, видимо, желая заменить главную тему с катастрофичности его современности, технического прогресса (тема актуальная для писателей и поэтов того времени, вспомним хотя бы Есенина) на подмену духовных ценностей материальными и утраты смысла жизни.

    Бунин написал этот рассказ в кольцевой композиции, постоянно используя прием антитезы, например, роскошный номер г-на из Сан-Франциско до смерти и жалкая комнатушка, в которой находилось его тело до возвращения в Америку.

    Как я уже упоминал, в конечном варианте рассказа основной стала проблема смысла жизни в XX веке; Бунин горько иронизирует над жадностью людей эпохи буржуазии, когда всем на планете, по мнению людей, заправляли деньги. Но писатель опровергает это, как штормами за бортом «Атлантиды», так и внезапной смертью господина из Сан-Франциско.

    Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.

    Сам Бунин боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить «живой жизнью», где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.

    К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.

Добавил: Alexnestalex

117161 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Господин из Сан-Франциско / Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Смотрите также по
произведению «Господин из Сан-Франциско»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.

В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: «Умер человек». Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: «Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра…»

Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: «Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,
цедили коньяк и ликеры…» Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом «играть в любовь за хорошие деньги».

На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, «кого некогда взял себе за образец». К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: «золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысина».

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были бы гораздо счастливее, гораздо полноценнее, потому что они бы больше думали о других, их жизнь не принадлежала бы деньгам, она могла бы быть прекрасной. Но они посвящают свою жизнь зарабатыванию денег, чтобы потом на эти деньги пожить. Так делает господин из Сан-Франциско из рассказа Бунина. Деньги для него являются целью, а не средством осуществления своих планов и желаний. Деньги — это то, для чего он живет. Описание всей его жизни, пятьдесят восемь лет, составляет всего лишь полстраницы. Мы видим, что у него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни. Он тоже это видит и поэтому устраивает себе двухгодичное путешествие, посвященное ???.

Он думает, что наконец-то отдохнет, развлечется и поживет. Но за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, не научился получать удовольствие от приятных мелочей, от ощущений и чувств. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во время отдыха. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий. Но он ошибся. Он покупал дорогие сигары, лучшие номера, компанию «высшего света», много дорогой еды.

Но он не купил того, что ему действительно нужно — счастья. Он не привык к радостям, все время откладывал свою жизнь на потом, но когда она пришла, как он думал, он просто не смог ею воспользоваться. Он точно знает, что нужно делать: вести себя, как и остальные богатые люди, так называемые «сливки общества». Он ходит в театры не потому, что ему хочется насладиться представлением, а потому, что другие так делают. Он ходит в храмы не для того, чтобы полюбоваться их красотой и помолиться, а потому что так надо. Церкви для него — пустота, однообразие, место, где нет слов а, следовательно, скучно. Он думает, что если будет делать вещи, которые другим доставляют удовольствие, то они будут доставлять удовольствие и ему. Господин из Сан-Франциско не понимает радостей других людей, он не понимает, почему он недоволен, и это делает его раздражительным. Ему кажется, что надо только сменить место, и ему будет лучше, что во всем виновата погода, город, но не он сам. Ему так и не пришлось почувствовать себя счастливым.

Господин из Сан-Франциско презрительно относится к людям ниже его по положению, ведь они не могут за все заплатить, как он. Они существуют, чтобы служить ему(«Он шел по коридору, и слуги жались по стенам, а он их не замечал»).

В нем нет духовного начала, нет чувства прекрасного. Он не замечает прекрасного пейзажа из открытого окна. ( «Из темноты повеяло на него нежным воздухом, померещилась верхушка старой пальмы, раскинувшая по звездам свои вайи, казавшиеся гигантскими, донесся отдаленный ровный шум моря…») Господин из Сан-Франциско не видит красоты природы, а ведь только она останется с ним после его смерти. Открытое окно символизирует мир, который открыт перед ним, но которым он не в состоянии наслаждаться. Он мимоходом смотрит на немца в читальне, «похожего на Исбена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами», потому что не хочет думать о том, каким бы он мог быть, если бы начал жить раньше, если бы научился удивляться окружающему миру. Он просто закрылся от этого немца, от окна, от всего мира газетой. Таким же символическим жестом является то, что он закрывает окно, из которого пахнет кухней и цветами.

Господин из Сан-Франциско живет размеренной жизнью, без потрясений, без сюрпризов, ничего никогда не меняет в распорядке дня. Он много ест и пьет. Но доставляет ли еда ему удовольствие? Скорее всего, нет. А если и да, то это ничего не меняет. Просто его желудок требует еды, много еды, и господин из Сан-Франциско служит ему, потворствует ему. Он уже не человек, его жизнь течет автоматически. Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года. «Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония». Очень символична «любовная» парочка на корабле. Эта пара за деньги притворяется, что любят друг друга, и это им уже ужасно надоело, но, наверное, они больше ничего не хотят или не умеют делать.(«Он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле»). То же самое по сути делает и господин из Сан-Франциско — он притворяется, что живет. И как этой паре, возможно, никогда не удастся познать любовь, так и господину из Сан-Франциско не суждено по-настоящему пожить.

Вообще господин из Сан-Франциско — это символичный образ, ведь у него даже нет имени. Он — это символ целого сословия. Отсутствие имени говорит также об отсутствии индивидуальности. Он — просто типичный богач.

Он умер только начав, по его мнению, жить. А может он именно поэтому и умер? Его жизнь изменилась, теперь у него даже нет такой цели, как зарабатывание денег. Господин из Сан-Франциско не был достойным человеком, и те, кто оказывал ему уважение при жизни, после смерти его презирают и смеются над ним. Луиджи изображает его, смеется над ним. Хозяин гостиницы, видя, что господин из Сан-Франциско больше не является источником дохода, отказывается оставить его тело в приличном номере. Ему не находят приличного гроба и везут домой в каком-то деревянном ящике. И когда мертвый лежал в плохом номере, лишь природа, которую он отвергал, осталась с нам и не отвернулась от него. («Синие звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене.» Одна природа испытывает грусть после его смерти.
Рассказ заканчивается там же, где и начался, — на «Атлантиде». «Атлантида» символизи-рует бренность всего существующего, напоминает нам о том, что всему придет конец. Кольцевая композиция говорит о том, что закончилась история человека, но еще существует много таких людей, которым суждено жить или просто существовать. Люди будут зависеть от денег пока не поймут их настоящего значения. Господин из Сан-Франциско — всего лишь еще одна их жертва. Он умер задолго до физической смерти. Сначала была смерть духовная.

Господин из Сан-Франциско — типичная личность, а чем отличаешься от него ты? Может быть, этот рассказ поможет понять кто ты на самом деле и изменить свою жизнь.

  • Проблема сказки спящая красавица
  • Проблема сказки малыш и карлсон
  • Проблема сказки лиса и журавль
  • Проблема сказки богатырь салтыков щедрин
  • Проблема синоним для сочинения