Проблема ума и безумия в комедии горе от ума сочинение кратко

Сочинение на тему: Проблема «безумия» и «ума» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

На чтение 4 мин Просмотров 3к. Опубликовано 14 сентября, 2021

Сочинение.
Проблема «безумия» и «ума» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А. С. Грибоедова сплетничают и порочат друг друга. Причем делают это не в открытую, а за спиной. Ругают все новое и передовое. Но ни один герой не видит себя со стороны. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность хочет проповедать”, “Да он властей не признает!” Софья о Чацком: “желчь на всех излить готов”. Чацкий в свою очередь о Молчалине: “А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?” Наталья Дмитриевна о Чацком: “отставной и холостой”. Платон Михайлович о Загорецком: “Отъявленный мошенник, плут…”, “…и в карты не садись: продаст”. Хлёстова считает Загорещсого “лгунишкой, картежником и вором”. И все вместе о Чацком: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей, и дел, и мнений”, “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь”.
Итак, все в обществе друг друга ненавидят. Когда читаешь эту комедию, кажется, что все происходит не в интеллигентном обществе, а в чеховской “Палате № 6”. Люди словно бредят. Они живут на этом свете только лишь для интриг, которые со стороны выглядят безумием, Чацкий — умен, но он не любит людей, его окружающих, как, впрочем, окружающие не любят его. В итоге наступает борьба противоположностей, безумное общество со знаком “минус”, борется с Чацким, которого, разумеется, следует отметить знаком “плюс”. Тот в свою очередь ведет борьбу с тупостью, неграмотностью, косностью и непорядочностью своих же соплеменников.
Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Этим монологом заканчивает А. С. Грибоедов свое произведение. И мы понимаем, что “безумному” Чацкому не уда- лось ничего изменить в “умных” людях. Последняя реплика Фамусова подтверждает это: “Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеева!”
Судьей является сам автор — он встает на сторону Чацкого и объявляет его умным, а всех остальных глупыми. Тут я полностью согласен с позицией А. С. Грибоедова. Но есть одно “но”. Да, Чацкий вернулся из-за границы. Да, он много видел, знает, какова его цель в жизни. Но умный человек никогда не вступит в спор с глупым, тем более с глупым обществом. Зачем А. С. Грибоедову надо было показывать Чацкого еще и с “безумной” стороны? А просто А. С. Грибоедов наказал Чацкого за его ум, назвав “сошедшим с ума”. Может, А. С. Грибоедов хотел описать Россию того времени? А может, задумал показать, что все в этом мире безумно и среди сонмища безумцев трудно находиться одному-единственному умному человеку. Стоит только кому-то начать возвышаться над всеми благодаря своей образованности, как “взбаламученное море” безумцев захлестнет огромной волной не имеющего поддержки умника. Того же Чацкого. Да, мне кажется, что дело именно так и обстоит. Чацкий невольно показал, что он умнее таких людей, как Фамусов, и тот сразу же объявил всему обществу, дескать, это самый низкий человек в мире. Так кого же считать умным, если умный среди безумных выглядит еще безумнее? Только безумный может начать противостояние людям, живущим в свое удовольствие, ведь их всегда все устраивает, и они не хотят никаких перемен.
.

novstudent.ru | 25.09.2012

«Горе от ума» — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. По силе и глубине идей, по художественному мастерству «Горе от ума» стоит в ряду с такими шедеврами русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, с лучшими произведениями Толстого, Некрасова, Лермонтова. Комедия «Горе от ума» высоко оценена современниками, особенно декабристами.

В произведении писатель показал борьбу двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего». Он столкнул мирозвозрение, взгляды, мораль Чацкого — передового человека и отсталого фамусовского общества.

Ни представителей «века минувшего», ни Чацкого нельзя назвать глупцами или безумцами. Все они живут в соответствии со своим собственным понимаем мира, руководствуясь своими собственными ценностями и принципами жизни. В понимании членов фамусовского общества ум —это умение сделать карьеру, «награждения брать» и «весело пожить». А «ум Чацкого — это ум, «алчущих познаний», несущий идеи вольности и политического свободомыслия.

Чацкий выступает против догм и норм жизни старого поколения, высказывает совершенно новые мысли, пытаясь ими воздействовать на умы, с тем, чтобы переделать общество, изменить его моральные ценности и нравственные устои. И хоть его речь разумна и логична, страстна и обличительна, — фамусовское общество не может принять героя, так как он чужд им и пугает их своей необычностью и чужеродностью.

Им удобнее видеть в Чацком безумца, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Клеймо «безумца» позволяет им защитить себя и свой миропорядок от его страшных, опасных, вольнолюбивых идей.

Фамусовы, Молчалины, Скалозубы заботятся больше всего о том, чтобы сохранить старую жизнь крепостные порядки, которые позволяют безнаказанно грабить и убивать крепостных. Их идеал— «век покорности и страха», екатерининская эпоха.

Чацкий же — гуманист, защитник свободы. Рабство, крепостничество вызывают в нем решительный протест. В своем гневном монологе «А судьи кто?..» он разоблачает крепостническую основу фамусовского общества, выступает против «Нестора негодяев знатных», помещика-театрала, грабителей, «защиту от суда нашедших в друзьях, в родстве.

Когда Чацкий жал в деревне, это, во словам Фамусова, он «наблажил»,  что, очевидно, обозначает гуманное отношение к крепостному крестьянству. Чацкий и представители фамусовского общества по-разному относятся и к службе. Последние понимают это как источник дохода, средство достижения постов и почестей. Они не занимаются делами по существу.

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Для представителей «века минувшего» характерно пристроить у себя родственников, распространена протекция, кумовство.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки…

Они выражают идеи классицистов, которые считали необходимым служить государству в лице просвещенного монарха. Но нередко интересы государства подменялись заботой о личной пользе. Например, карьеризм Скалозуба, целью жизни которого являлся чин генерала: «мне только бы досталось в генералы».

Чацкий, как и все декабристы, желает служитъ Отчизне, а не прислуживаться высшим по чину: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он увлекается общественной деятельностью. У него возникает связь с министрами, но ненадолго. Высокое понимание чести не позволяет ему служить лицам, а не делу.

Чацкий выступает против идеала «века минувшего», который воплощен в образе Максима Петровича:

Он не то на серебре,

На золоте едал, сто человек к услугам,

Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.

Век при дворе, да при каком дворе.

Чацкий не разделяет мнения о том, что человек важен, а представляет значение лишь степень его нужности, способности услужитъ.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб…

Картежник, плут, «нечистый на руку» Загорецкий, хоть и обруган, но ведь принят «ведь он «мастер услужить»

Идеалом Чацкого является независимая, свободолюбивая личность, чуждая рабской униженности. Он произносят монолог, направленный против тех, кто «ради высочайшей улыбки» готов был «пожертвовать затылком».

Сильна его вера в русский народ. В отличие от фамусовского общества, которое оценивает человека по его происхождению, по количеству крепостных («кто беден, тот тебе не пара». «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь»), Чацкий ценность человека видят в его личных качествах.

Если воспитанному иностранцами фамусовскому обществу во многом чуждо все русское, национальное, то Чацкий называет русский народ «умным и бодрым».  Он выступает за развитие русской культуры, против слепого, рабского подражания всему западному.

Большое значение в достижении этой цели Чацкий придает воспитанию, просвещению. Он защищает право честно и преданно служить Отчизне на поприще науки, литературы, искусства, что было типичным для декабристов.

Теперь пускай один из нас,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, не повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний, —

заявляет Чацкий от имени всего своего поколения.

Фамусовское общество, наоборот, боясь изменений в устоявшейся жизни, выступает против наук и просвещения:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы и сжечь.

Представители «века минувшего» боятся свободы суждений, не хотят иметь мнение, отличное от общепринятого. Для людей их круга суждения столпов общества непогрешимы и незыблемы. Страшнее всего, что «станет говорить княгини Марья Алексеевна».

Чацкий же, напротив, восклицает: «Зачем же мнения чужие только святы?».

Даже отношение к любви у этих людей тоже разное. Если Чацкий любит пылко, страстно, преданно, то Молчалин и в любви неискренен, любит «по должности»:

И вот любовника я принимаю вид

В угоду дочери такого человека.

Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Два противоположных мировоззрения, две непримиримые идеологии не могут ужиться вместе, что всегда приводит к противоречию.

Герой Грибоедова принадлежит к передовому кругу дворянской интеллигенции. Автор подчеркивает его «ясный и острый ум», показывая, что Чацкий был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Общество, боясь его идей и почитая свой образ жизни разумным и единственно правильным, легко и быстро поверило в клевету Софьи и устами Загорецкого вынесло приговор Чацкому: «Безумный по всему!».

похожие материалы

< Предыдущая   Следующая >

Янв
19 2013

Тема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Тема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.

Известно, что тема ума и безумия стала предметом спора еще при жизни автора комедии. В этом споре принял участие и сам Грибоедов, давший некоторые пояснения к своему произведению: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, ник-то простить не кочет, зачем он немножко повыше других… Кто-то со злости выдумал о нем, что он сумасшедший…» Однако, несмотря на то, что А. С. Грибоедов положительно отзывался об уме своего главного героя, А. С. Пушкин, В. Г. Белинский и многие другие современники автора комедии были с ним не согласны. Вот что написал А. С. Пушкин о Чацком: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? … Это непростительно. Первый признак умного человека  с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и т. п. И еще: <<Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен. Слова Пушкина похожи на приговор. Однако сам Грибоедов назвал Чацкого здравомыслящим человеком. Остается понять  одно ли это и то же: умный и <<здравомыслящий>>? Мне кажется, что нет. В моем восприятии здравомыслящий человек — это тот, кто во всем ищет разумное зерно и старается во всех ситуациях действовать в соответствии со своими представлениями о том, что правильно, а что — нет. Умный человек -это нечто другое. Ум — свойство, данное человеку природой, и его не могут заменить ни здравомыслие, ни эрудиция. Однажды в книжке с афоризмами я прочитал высказывание одного философа и сразу запомнил его: «Ум — это струна, звучащая только в унисон». Я эти слова понял так: нужно всегда осознавать, кто твои собеседники. Смогут они оценить твои мысли, или ты потратишь время и силы впустую, Ведь каждый человек хочет, чтобы его поняли. Мне кажется, что «горе». Чацкого заключается в том, что он выбрал себе неподходящую аудиторию. Перёд кем он расточал свое красноречие? Перед Фамусовым? Но ведь более невежественного человека, наверное, во всей Москве нельзя было сыскать! Чего стоит хотя бы одно это высказывание: Ученье — вот чума,

Ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

…Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь.

Забрать все книги бы да сжечь.

Но самое интересное заключается в том, что Фамусов в кругу  таких же ограниченных, как он, людеи может прослыть человеком  неглупым. Чацкий же со своей образованностью и свободой суждений просто не вписывается в этот круг. Кроме того, он очень эмоционален, и вот так, постоянно кипятясь, раздражаясь и свирепствуя, он кажется окружающим агрессивным и безумным. У него просыпается такая мания величия, такое высокомерие, что этого ему никто не может простить. Это также послужило причиной того, что его прозвали безумцем. Он считает своих собеседников глупцами, потому что они придерживаются других, нежели он, мнений о «матерьях важных» или вообще не имеют мнений об этих «матерьях». (Тут опять хочется сказать о том, что Чацкий и Фамусовское общество, мыслят не в унисон.) Фамусовым и скалозубам, в свою очередь, тоже проще объявить Чацкого сумасшедшим, чем начать сомневаться в правоте своих взглядов и суждений. С. Аксаков считал, что в комедии Грибоедова «горе» Чацкого — это страдание отвергнутого ума», причем не оттого, что он умен, а «фамусовское общество» глупо, а оттого, что ум Чацкого — чужестранный, заморский, привезенный из далека». Ум Чацкого рассудочен, а «ум» Фамусовского общества — практичен. С точки зрения Чацкого, москвичи — глупцы; с точки зрения москвичей, Чацкий — безумец. Последний монолог Чацкого лишний раз убеждает Фамусова в том, что он был прав, считая Чацкого безумцем:

Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?

И когда Чацкий удаляется, все вздыхают с облегчением: уехал и слава Богу! Для них важнее другое: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?.. я Как же после этого не согласиться со словами Пушкина о «метании бисера»?Столько энергии, страсти растрачено впустую. Я сочувствую Чацкому и надеюсь на то, что в конце концов он найдет своих единомышленников, которые никогда не усомнятся в его рассудке.

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

Тема ума и безумия — центральная тема в комедии Грибоедова «Горе от ума». Однако впоследствии эта тема становится одной из важнейших в русской литературе, так как тема ума и безумия тесно связана с такими темами, как проблема поколений. Каждое новое поколение открывает свои представления о жизни, об уме, отвергает принципы и нравственные устои предыдущего поколения. Так, Чацкий, представитель нового поколения, наиболее прогрессивной молодежи, считает принципы фамусовского общества, представляющего предыдущее поколение, глупыми и примитивными. А в свою очередь Фамусову идеи Чацкого кажутся вольнодумными, безумными. Тему столкновения различных представлений об уме и безумии можно увидеть у многих писателей девятнадцатого века, таких, как Тургенев, Чернышевский. Тема ума и безумия так же тесно связана с темой противопоставления личности обществу. Личность противопоставляется толпе, которая кажется ему глупой, а сам он выглядит в их глазах сумасшедшим. Эта тема также часто встречается в русской литературе.

Раскрытие темы ума и безумия заключено в названии комедии: умного объявляют сумасшедшим. Данная тема помогает HJIM понять социально-психологический аспект комедии, проблему неординарной личности в обыкновенном обществе. Изначально комедия называлась «Горе уму», что более остро отражает взгляд автора на данную проблему: фамусовское общество – это аналог, московского общества времен Грибоедова. В таком обществе, считает автор, горе любому неординарному уму.

О своей комедии автор сказал: «В моей истории двадцать глупцов на одного здравомыслящего человека». Безусловно, «здравомыслящим человеком» Грибоедов считал Чацкого, главного героя комедии. Изначально ум Чацкого никем не подвергается сомнению. Софья говорит о нем: «Остер, умен, красноречив». И Фамусов принимает Чацкого довольно радушно: «Здорово, друг, здорово, брат, здорово». Однако Чацкий сам противопоставляет себя фамусовскому обществу. Сразу после приезда Чацкий знает, что в Москве ему ждать нечего: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Манера Чацкого говорить обо всем с иронией, сарказмом вызывает негативную реакцию у фамусовской Москвы. С первого появления и далее еще до появления Чацкого в доме Фамусова бросается в глаза резкое противоречие в понимании ума между Чацким и всеми остальными героями. Московское общество Чацкий считает глупым еще до того, как начал общаться с его представителями. Он осуждает все, что в фамусовском обществе принято уважать: чинопочитание, прислужничество. Особенно противоречие между Чацким и страшим поколением фамусовской Москвы видно из монологов Фамусова и Чацкого. Один из таких монологов — монолог Фамусова, в котором он рассказывает историю своего дяди, Максима Петровича, который для того, чтобы насмешить императрицу Екатерину, несколько раз упал и ударился затылком. Фамусов считает такой поступок очень умным и дальновидным. Своего дядю он ставит в пример молодому поколению: «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы?» В понимании фамусовского общества ум — это способность войти в расположение к нужным людям, достичь больших чинов, и не важно каким путем. Для Чацкого же такое раболепство и чинопочитание выглядит не просто унизительным, оно выглядит глупым, ненормальным: «И точно начал свет глупеть...». Также смешным и нелепым кажется Чацкому подражание всему иностранному: «Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским».

Однако Грибоедов симпатизирует именно Чацкому, показывая фамусовское общество комическим. Ведь все члены фамусовского общества — комические герои: Скалозуб, графини Хрюмина, Тугоуховская, Загорецкий и сам Фамусов. Каждый из них постоянно оказывается в комических ситуациях благодаря своей глупости. Однако Чацкий противопоставляется не только старшему поколению московского общества, противопоставлен он и молодому поколению: Репетилову и Молчалину. Хотя Молчалин и Репетилов не похожи на первый взгляд, между ними много общего, и оба не имеют ничего общего с Чацким. Молчалий — наиболее желанный для фамусовского общества человек. Чацкий говорит о нем:

Молчалин прежде был так глуп?
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

Полная противоположность Чацкого и Молчалива видна из их диалога. Чинопочитание Молчалива противопоставлено неуважению Чацкого к чинам:

Чины людьми даются,

 


А люди могут обмануться...


Но главное различие состоит в том, что Чацкий считает себя умным человеком, а Молчалин считает, что он не имеет права даже уважать сам себя, так как «...в чинах... небольших». И тем не менее Чацкого объявляют сумасшедшим, а Молчалин продолжает жить в доме Фамусова и подниматься по служебной лестнице. Другой представитель молодого поколения — Репетилов, который в начале выглядит единомышленником Чацкого, но в процессе разговора с ним Чацкий понимает, как взгляды Репетилова отличаются от его. Репетилов не представляет угрозы для фамусовского общества, напротив, он этому обществу угоден. Ведь в сущности его взгляды не отличаются от общепринятых, а его понимание ума совпадает с пониманием Загорецкого, Молчалива:

Да, умный человек не может быть не плутом.

В Москве Чацкого не принимает никто, в том числе и Софья. Она постоянно противодействует ему, она объявляет его сумасшедшим. И хотя она признает наличие у Чацкого острого и неординарного ума, она его не принимает:

Да, этакий ли ум семейство осчастливит?

Она дает понять, что ни Чацкий, ни его идеи никому не нужны, напротив, он всем мешает, раздражает. Однако Чацкий искренне не понимает, чем он вызывает такую реакцию, почему его считают безумным, странным: 

Я странен, а не странен кто же?
Тот, кто на всех глупцов похож...

Трагедия Чацкого в том, что он ставит себя над обществом, он презирает посредственного человека за то, что он похож на других. Противопоставляя себя другим, он обрекает себя на одиночество. Однако Грибоедов считает Чацкого во всех отношениях правым. Безумие, по мнению Грибоедова, в том, что глупая толпа объявляет умного человека сумасшедшим. 









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме МОТИВЫ УМА И БЕЗУМИЯ В КОМЕДИИ А С ГРИБОЕДОВА «ТОРЕ ОТ УМА». Поищите еще с сайта похожие.

Ум — это качество, присущее только людям. Умный человек способен творить
науку, восторгаться искусством. У такого человека есть свои духовные ценности,
свои моральные идеалы. Безумие — это отсутствие чувства долга, совести,
всего того, чем наделен умный человек. Кто же умен и кто безумен в комедии
Грибоедова  «Горе от ума»?

По сюжету комедии безумным считают Чацкого. Но кто же сами эти люди,
объявившие Чацкого сумасшедшим?

Фамусов — ярчайший представитель того общества, которое объявляет безумным
Чацкого. Его идеал — дядя, мастер подслужиться, изображая из себя шута,
чтобы его заметили.

Умен ли Фамусов? Да, безусловно. Но ум его направлен на удовлетворение
материальных потребностей. Также как и Максим Петрович, он широко использует
протекцию, о чем и говорит Чацкому: «Ну как не порадеть родному человечку».
Поэтому Фамусов хочет выдать дочь за Скалозуба, будущего генералам. Но,
может быть, общество не такое, как Фамусов, может, он исключение из общего
правила? Нет, все общество Фамусова такое же, как и он сам. Скалозуб продвигается
по службе, ожидая гибели кого-нибудь на войне, чтобы получить чин Семейство
Тугоуховских занято поисками богатых мужей. Молчалин угождает всем и каждому,
чтобы продвинуться по службе. Бее они не обладают духовными ценностями,
у них нет чувства долга, все безумны.

Чацкий не принимает идеалов Фамусова. На предложение Фамусова пойти
послужить Чацкий отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он считает
век Екатерины, которым восхищается Фамусов, веком «покорности и страха».
Чацкий открыто говорит о своих взглядах на жизнь, хотя они противоположны
взглядам фамусовского общества. 

Чацкий — человек, обладающий чувством долга, он хочет служить своему
государству, служить «делу, а не лицам». Он полон сознания своей правоты.
Чацкий опасен для общества, так как может изменить привычный уклад жизни,
привлечь молодежь на свою сторону. Люди, думающие, как Чацкий, уже появляются
в этом обществе (брат Скалозуба, князь Федор). Поэтому Чацкого объявили
сумасшедшим.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» показано, как умный человек стал
безумным в глазах общества, которое отстало от него. Ум Чацкого принес
ему «мильон терзаний». Так было со многими людьми, опередившими свою эпоху.

  • Проблема ума в комедии горе от ума сочинение 9 класс с цитатами
  • Проблема ума в комедии горе от ума план сочинения
  • Проблема технического прогресса сочинение
  • Проблема счастья в творчестве пушкина сочинение
  • Проблема счастья в пьесе на дне сочинение