Проблема ума в комедии «Горе от ума»
«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.
Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.
Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.
Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.
Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.
Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.
Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.
Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.
Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.
Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»
Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.
Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.
Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?
Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.
Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.
Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лия Рябова
15/15
-
Даня Яскин
10/15
-
Варвара Перфильева
15/15
-
Асхаб Тамаев
10/15
-
Манэбу Юичиро
15/15
-
Иван Таныгин
15/15
-
Елена Сергеевна
12/15
-
Рина Тангриев
14/15
-
Ольга Богданова
14/15
-
Диана Ильицкая
9/15
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Проблема ума в комедии Горе от ума
Проблема ума в комедии Горе от ума Грибоедова
Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий в ситуации, когда «двадцати пяти глупцам противостоит один здравомыслящий». Но для других действующих лиц это не очевидно, они называют его безумцем.
Чиновник Фамусов считал, что Чацкий не деловой человек, потому, как он часто поступал вопреки общепринятым понятиям. Чацкий не управлял имением с собственной выгодой, получая большие доходы и обманывая людей. Он не пользовался своими привилегиями для карьерного роста, будучи государственным служащим. Он занимался наукой и заграничным образованием, что в те времена среди старших дворян не считалось престижным. Фамусов строил свои рассуждения на основании высказываний Чацкого по вопросам современности и называл их вольнодумными и безумными. По его мнению, разумный человек не будет идти против всеобщих правил, рискуя быть полностью раскритикованным. Чацкий говорил о безнравственном поведении дворян, о беззаконии, за что был объявлен сумасшедшим.
Чацкий был влюблен в дочь Фамусова Софью, которая тоже считала, что его ум бесполезен и даже вреден для окружающих. Ей было неприятно, что Чацкий критиковал все, что было дорого для нее. Она видела его желчным, озлобленным и не довольным всем, что его окружает. Героиня поняла, что ей сложно будет находиться рядом с вечно недовольным человеком. Поэтому она решает, что Молчалин, с его умением приспособиться и во всем найти выгоду, будет более доступным для нее. Он описан вежливым, скромным, услужливым человеком, который держит при себе свои мысли.
Фамусов не считал Чацкого глупым, он даже советовал его своим друзьям, как человека смышленого, но думал, что таким умом нужно пользоваться только для личной выгоды и обогащения. В ином случае ум навредит, что и случается с Чацким. Софья также просто приписывает герою сумасшествие, из-за чего он покидает дом Фамусова, где так неприятен. Он не нашел там товарищей и сторонников, а лишь познал горе и разочарование. Чацкий принимает решение уехать в город, где уже существуют тайные собрания декабристов.
Передовые дворяне считали, что вольнодумство – первый признак свободы. Чацкий был именно таким. Он боролся с узостью взглядов, безграмотностью, жестокосердием и предвзятостью. Современное общество встретило его непониманием, враждебным отношением, одиночеством и любовной трагедией. Название произведения полностью соответствует его содержанию, с этим нельзя не согласиться.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема ума в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Зощенко Великие путешественники
Рассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.
- Сочинение Что такое внутренний мир человека? рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3
Наверное, далеко не каждый задумается о том, что такое внутренний мир человека. И правильно, зачем лишний раз себе засорять мысли, но если вы уж задумались об этом, значит сейчас в вашей жизни оно играет немало важную роль
- Сочинение на тему Магнитогорск — мой любимый город
Каждый город имеет свою историю и свои достопримечательности. Каждый город красив по-своему. Я хочу рассказать про свой любимый город. И название этого города Магнитогорск.
- Сочинение Культура общения
Как жаль, что сейчас культурных людей в этом мире становится все меньше. Я вот читаю книги, где действие происходит в России 19 века, и тихо восхищаюсь тем, как люди между собой общаются: «сударь» «барышня»
- Сочинение Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
Всю жизнь человек находится в движении. С каждым нашим движением что-то меняется в жизни. Все люди по-разному реагируют на перемены. Авантюристы радуются, а пессимисты напрягаются. Почему же людей так пугают перемены?
Вариант 1
Комедия А.С. Грибоедова была названа литературоведами бессмертной. Прав был Бестужев, когда писал, что будущее оценит работу великого драматурга и пьеса станет народной. К сожалению, «Горе от ума» не теряет своей актуальности и сегодня.
А.С. Пушкин был восхищен этой литературной находкой. Фамусова и Скалозуба считал идеальными образами. Ему казалось, что Софья прописана не слишком ясно. А вот Молчалин слишком подл. Поэт хотел бы видеть его забавным трусом. А Чацкий не так умен, ведь мудрый поймет, кто перед ним. И не будет откровенничать с такими, как Репетилов. Поэтому на вопрос: «кто умное действующее лицо?» У Пушкина был один ответ: «Грибоедов».
Горе уму
Грибоедов назвал сначала комедию «Горе уму», но потом изменил. Почему? Первый вариант сообщает читателю, что все, кто умен не будут приняты дворянской знатью. Но это не совсем так. И не отражает замысел произведения. Деловитость и смышленость в почете, но направленные в нужное русло. Недаром Фамусов жалеет об уме Чацкого. Молодой человек, много знающий, с живым мышлением, отличный переводчик. Но служить не хочет ни в армии, ни в канцелярии. А значит пропадает зря.
Окончательный заголовок отражает цель драматурга. Из него понятно, что губят человека его прогрессивные взгляды, к которым общество еще не готово. Смелость и открытость мыслей никогда не были в чести.
Образование и культура
У старомосковской знати своеобразные взгляды на образование и культуру. Иностранщина заполнила собою все. Мода, манеры, книги, речь – все французское. Любой «житель Бордо», пусть даже проходимец или плут, был в почете в московском дворянском обществе. И каждый дом был для него открыт. И каждый из таких «подлецов» мог быть нанят в качестве учителя. Достаточно быть иностранцем, чтобы тебя считали историком или географом. И для барских детишек нанимали целый полк учителей. Численностью побольше, а ценой подешевле. Даже уважаемая мадам Розье, нанятая для Софьи в качестве второй матери, «позволила себя сманить» за лишние пятьсот рублей годовых.
Фамусов понимает, кого берет в учителя. Но таковы традиции. Сам же он не видит в учении смысла, считает книги злом, которое подлежит сожжению.
Засилье зарубежного вызывает смех у Чацкого. Все изъяснялись на чужом языке, невзирая на жуткий акцент. Он называет это смесью «французского с нижегородским». Положение дел будет исправлено нескоро. Вспомним, «Женитьбу» Н.В. Гоголя. Когда отставной офицер Анучкин думает лишь о том, чтобы невеста знала «по-французски». Другие качества будущей супруги его не интересуют. А Жевакин, пытаясь показать всю значимость Сицилии, утверждает, что там все дамы говорят исключительно на французском, а по-русски не знают ни слова.
Европейцы ценились в русском дворянстве. Но не было учтено, что у тех другая ментальность. Репетилов делает все, чтобы жениться на дочери барона. Ведь немец метил в министры. После колоссальных временных, душевных и денежных затрат, план сработал. Свадьба состоялась. Вот только министру немецкого происхождения было стыдно дать должность зятю. У них это не принято.
Так ли глуп Молчалин?
О Молчалине Чацкий говорит: «на всех глупцов похож». На самом деле, Молчалин не так уж глуп. Недаром его Фамусов вывозит из Твери, дает ему должность своего секретаря. Павел Афанасьевич ценит в герое деловитость. Для Софьи ценно другое. Его безмолвность, кротость, скромность. С пожилыми графинями он тоже умеет обращаться. То собачку погладит и похвалит, то сыграет в карты, то проводит под руку. Восхищенная Соня говорит, что он нашел дружбу у всех в доме. Молчалин хитер, умеет мастерски приспосабливаться. Тут тоже без определенной доли ума не обойтись.
Ум с сердцем не в ладу
Чацкий сам понимает, что в доме Фамусовых ему оставаться не следует. Его здесь не ждали, не рады. Но сердцу не прикажешь. Эмоции редко поддаются контролю разума. Влюбленность в Софью заставляет остаться и «испить горе до конца».
Торжество разума: победа или поражение
Чацкий спешно покидает столицу, когда окончательно осознает в какое общество его занесло. Но это трудно назвать поражением. Россия находится в предгрозовую эпоху. Грядут большие перемены. Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война.
Вариант 2
Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.
Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия «Горе от ума», написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума».
Цель Чацкого
Цель Чацкого, как человека разумного, была именно такой – донести до дворян, что нельзя оставаться на том же уровне необразованности, нужно двигаться дальше. Нельзя игнорировать книги и другие проявления искусства, нельзя употреблять в русской речи заграничные словечки и носить платья, покроенные по типу «французских модисток», и после этого утверждать, что ты патриот своей страны. Все эти злободневные проблемы затронуты Грибоедовым в его нашумевшей комедии. А самое главное, что мы видим, как люди передового ума страдали в окружении «фамусовского общества». В сущности, по уровню умственного развития конкуренцию Чацкому могла составить только Софья, да и та было слишком зависима от чужого мнения.
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Чувства и особенности переживаний Чацкого
Фамилия Чацкого говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем, что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он осознал реальность.
Проблема ума в комедии
Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.
Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.
Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.
Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.
Заключение
Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.
Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Вариант 3
Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы, освещенные в пьесе, проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.
Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему же произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести ему вред. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.
Герой времени
Главным героем комедии Грибоедова является Александр Андреевич Чацкий — представитель передовой дворянской молодежи 10-20 годов прошлого столетия. Автор наделяет его чертами, присущими лучшей части русского общества. Он показывает его в столкновении с косным дворянским обществом, живущим по старинке и не желающим никаких перемен. В образе Чацкого находят отражение и многие черты, присущие декабристам. Это герой-пропагандист, оратор. Свои позиции и идейные убеждения он раскрывает в монологах, страстных и вдохновенных. Так, он поднимает проблемы, актуальные не только для России первой четверти XIX века, но и во все времена. Ими являются: протест против человеческого рабства — крепостничества, неприятие чинопочитания и низкопоклонства, лести и заискивания перед вышестоящими, преклонения перед всем иностранным. Чацкий отстаивает права передового разума и идей, свободу мнений.
Автор назвал свою комедию «Горе от ума», приписав горе герою от его ума, передового разума. В своем критическом этюде «Мильон терзаний» А.И. Гончаров пишет: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».
Чацкий выделяется среди представителей московского дворянства, показанного в комедии. Его ум состоит, прежде всего, в том, что он яростно обличает порядки, царящие в застывшем в своем развитии обществе. Ум героя замечателен именно тем, что он вносит нечто новое в это общество. Он не может удовлетвориться тем, чем удовлетворяется заурядный человек. Чацкий знаменует собой появление новой дворянской молодежи, которая из-за своих передовых идей подвергалась осуждению.
Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим «законы, совесть, веру».
Чацкий требует службы делу, а не лицам. Он не смешивает веселье или развлечения с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков». Он отказывается преклоняться перед их авторитетами. Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, «где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», где «зажимают рты обеды, ужины и танцы».
Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие — клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фамусова, неосторожно сказавшая: “Вот нехотя с ума свела”. В основе сплетни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: «Безумным вы меня прославили все хором, вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет».
Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Сначала Таким образом, общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, которые могут нарушить их спокойное, беспечное существование, расправляется с умным человеком, посмевшим открыто выступить против общественных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить обличительным речам героя.
Чацкий является типичным представителем своего времени, судьба которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни России 10-20-х годов XIX века.
Тема ума в комедии
Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.
Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.
Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»
Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее, нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.
Такое разнообразие мнений объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума». Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи, где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.
Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?
Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.
Грибоедов и Чацкий
Александр Чацкий не является прототипом самого автора, но, безусловно, Грибоедов относится к своему герою с симпатией и любовью, озвучивает его словами многие свои мысли. Образ главного героя он создавал как образец высокодуховного, неравнодушного к проблемам общества молодого человека того времени и какие-то свои черты он несомненно перекладывает на героя. Чацкий Грибоедову очень близок. Они – люди одного поколения, оба симпатизируют декабристам. Они оба отрицательно относились к крепостному праву, были патриотами своей страны и гордились всем русским. И Чацкий и Грибоедов исповедуют истинный гуманизм. Они неравнодушны к судьбам соотечественником и имеют страстное желание помочь им.
Как дело декабристов было обречено на провал, так и противостояние Чацкого «фамусовскому обществу» не принесло никаких положительных результатов. Однако их бунт нельзя назвать бесполезным, эти люди борются за свои идеалы, готовы отстаивать свои интересы перед любой опасностью.
Создавая образ Чацкого, Грибоедов стремился объединить в нем все положительные черты, присущие современному человеку 19 века. Он показывал и недостатки главного героя, но главными в его образе стали – ум, порядочность, верность своим принципам. Этими качествами обладал и сам Грибоедов, который всей душой любил свою Родину и надеялся на развитие России.
Список литературы
- Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997 г.
- Грекова Е.В. Еще один прототип Чацкого? // Русская словесность. – 1996 г.
- Кичикова Б.Я. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова. // Русская литература.- 1996 г.
- Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.
Даниил Романович | Просмотров: 3.1k
На чтение 5 мин Просмотров 1.2к. Опубликовано 14 сентября, 2021
Сочинение.
Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени. Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”. Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню. Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом. Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким: Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства. Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца. В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.
Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.
Урок литературы в 9 классе по теме
«Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цели урока:
- образовательная –
создание условий для раскрытия одной из основных проблем, поставленных А.С.Грибоедовым в комедии;
- обучающая–
стимулирование исследовательской деятельности учащихся;
развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- воспитательная–
формирование ценностно-ориентационного единства группы;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Ход урока:
- Оргмомент.
Вопрос- задание для завязки урока.
-Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни. Может, из числа великих.
-Допишите, объясняя, что делает человека умным.
Умный человек — это …
-Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.
Работа в группах.
-Дайте общее определение ума;
Ум — это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.
Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей (в группе)
1 гр.Словарь С.И.Ожегова.
Ум
- Способность человека мыслить, основа сознательной разумной жизни.
- Способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта.
- Перен. О человеке как носителе интеллекта.
2 гр.Словарь Академии наук СССР. Под редакцией А.П. Евгеньевой.
- Ум
- Познавательная и мыслительная способность человека логически мыслить.
- Сознание, рассудок.
- Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, люди как носители определенных представлений, умственных запросов.
- Человек с точки зрения его умственных и интеллектуальных способностей.
Вывод: Это понятие достаточно широкое
2 Постановка учебной задачи ( Цель: формулирование темы урока)
— Как вы думаете, почему мы завели вдруг разговор об этом понятии «ум»?
Ответы уч-ся.
У: Произведение многоплановое, уникальное, п. ч. поднимает много актуальных вопросов, много проблем.
-Что такое проблема?
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
-Какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»?
П. чести, истинной службы, несчастной любви, чинопочитания или лести, «слепого подражания» иностранному…
-Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?
У: П. ума. И название комедии это подтверждает.
-А теперь попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Записывают в тетради тему урока «Проблема ума в комедии «Горе от ума»
Раскрыть одну из основных проблем комедии.
3.«Открытие» учащимися новых знаний (Цель: найти информацию, сравнить представления героев об уме. Сопоставить высказывания критиков)
У: Судя по заглавию, слово «ум»- ключевое слово данного произведения.
Докажем это предположение.
Дома вы ещё раз перечитали страницы комедии и выписали фразы, в которых употребляется слово «ум» или однокоренные слова (умный, безумный…) об уме и безумии рассуждает не один герой произведения. Эти цитаты вам пригодятся в нашей дальнейшей работе. В течение урока заполняем таблицу.
-Каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова и Чацкого?
Работа в группах.
- 1гр. С точки зрения Фамусова.
- 2гр. С точки зрения Чацкого
Слово 1группы. Анализ монолога Фамусова « Вот то-то, все вы гордецы…»
Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…».
Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).
Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?
Смышленый человек — изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный или сметливый. (В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.:Эксмо.2002г., стр.603)
-Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)
Слово 2группе. Анализ отрывка из монолога Чацкого «А судьи кто?»
Мы теперь знаем, какого человека считает умным Фамусов.
Давайте разберемся, какого человека считаем умным Чацкий. Чтение монолога «А судьи кто?»
-Как понять выражения «враг исканий», «в науки он вперит ум, алчущий познаний»?
-Какие черты характера симпатичны Чацкому?
(Ученики продолжают заполнять таблицу, вписывая определения «самостоятельный, порядочный, любознательный, волевой» и др.)
-Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого.
(Вывод формулируют ученики).
Типы ума в комедии:
Комедия строится на противопоставлении различных типов ума. Как бы мы с вами не говорили, каждый из героев умён по- своему, по крайней мере , с его точки зрения. Давайте определим тип ума и выразим своё отношение к нему.
1гр. Софья и Фамусов
2гр. Молчалин и Чацкий
Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как «практический”, «прагматизм» «житейский”, «средство карьеры”, «расчётливость”, «залог семейного благополучия”, «угодничество”, «подхалимство”, «передовые идеи”, «вольнодумие»)
Прагматизм- 1.направление в идеалистической философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. (С.И. Ожегов)
-Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему?
Выступление от группы.
Примерный ответ 1гр.
Фамусов
Ум как разум. Фамусов следует «удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать. Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. «Да умный человек не может быть не плутом”(по словам, Репетилова)
Софья
Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу. Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет. Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики). В Софье есть «живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность. Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.
Примерный ответ 2гр.
Молчалин
«Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник). Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде. Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.
Чацкий
«Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, «ум, алчущий познаний”. «Вольнодумный”; слишком умён — «набрался новых правил, новых идей”. В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов. Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч. Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума». Ум Чацкого – это ум высоко образованного человека, интеллектуала, ищущего применения этому уму в служении «делу, а не лицам».
Всегда, везде общество отворачивается от обличителя, от безумца, не желающего замыкаться на частной жизни, стремящегося не «семейство осчастливить», но постичь и провозгласить вечные истины, и жить согласно этим истинам, не признавая компромиссов.
Индивидуальное задание.
-Как герои комедии относились к уму Ч.?
«Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!» (Лиза)
«Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…» (Фамусов тоже не отказывает Чацкому в уме, но считает, что он разменивается по мелочам, когда мог бы сделать великолепную карьеру — высшее достижение в глазах фам. общ-ва)
«..и награжденья брать, и весело пожить» (И Молчалин, зная Чацкого как человека умного, недоумевает, что мешает ему «и награжденья брать, и весело пожить» и даже проявляет к нему своего рода жалость)
«…который скор, блестящ»… да эдакий ли ум семейство осчастливит»?(Софья)
Вывод.
Одним словом, никто не сомневается в образованности и остроумии Чацкого.
У: Но ум Ч. в литературной критике вызывает сомнения.
-Сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.
А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву, написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”
В статье «Мильон терзаний», посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”
Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.
Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…
«Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно…
Вывод.
В комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.
Мы видим, что герои произведения по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все, устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.
Каждый человек в жизни определяет для себя быть «берущим» или «дающим». Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» — на пути к величию» (Мат.20:26).
Служение людям – такой выбор сделал и А.С.Грибоедов и его герой.
4.Включение новых знаний в систему знаний
Цель: Включение нового знания в систему изученного материала.
Написать свободное творческое задание на тему: «Ум подготавливает счастье» (Гельвеций)
Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Мы учились работать в группах, анализировать текст, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на уроке: «Что было важно…”, «Когда было трудно…”, «Что понравилось…”
5.Дом. задание: Эссе. Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему?