- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Проблема ума в комедии Горе от ума
Проблема ума в комедии Горе от ума Грибоедова
Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий в ситуации, когда «двадцати пяти глупцам противостоит один здравомыслящий». Но для других действующих лиц это не очевидно, они называют его безумцем.
Чиновник Фамусов считал, что Чацкий не деловой человек, потому, как он часто поступал вопреки общепринятым понятиям. Чацкий не управлял имением с собственной выгодой, получая большие доходы и обманывая людей. Он не пользовался своими привилегиями для карьерного роста, будучи государственным служащим. Он занимался наукой и заграничным образованием, что в те времена среди старших дворян не считалось престижным. Фамусов строил свои рассуждения на основании высказываний Чацкого по вопросам современности и называл их вольнодумными и безумными. По его мнению, разумный человек не будет идти против всеобщих правил, рискуя быть полностью раскритикованным. Чацкий говорил о безнравственном поведении дворян, о беззаконии, за что был объявлен сумасшедшим.
Чацкий был влюблен в дочь Фамусова Софью, которая тоже считала, что его ум бесполезен и даже вреден для окружающих. Ей было неприятно, что Чацкий критиковал все, что было дорого для нее. Она видела его желчным, озлобленным и не довольным всем, что его окружает. Героиня поняла, что ей сложно будет находиться рядом с вечно недовольным человеком. Поэтому она решает, что Молчалин, с его умением приспособиться и во всем найти выгоду, будет более доступным для нее. Он описан вежливым, скромным, услужливым человеком, который держит при себе свои мысли.
Фамусов не считал Чацкого глупым, он даже советовал его своим друзьям, как человека смышленого, но думал, что таким умом нужно пользоваться только для личной выгоды и обогащения. В ином случае ум навредит, что и случается с Чацким. Софья также просто приписывает герою сумасшествие, из-за чего он покидает дом Фамусова, где так неприятен. Он не нашел там товарищей и сторонников, а лишь познал горе и разочарование. Чацкий принимает решение уехать в город, где уже существуют тайные собрания декабристов.
Передовые дворяне считали, что вольнодумство – первый признак свободы. Чацкий был именно таким. Он боролся с узостью взглядов, безграмотностью, жестокосердием и предвзятостью. Современное общество встретило его непониманием, враждебным отношением, одиночеством и любовной трагедией. Название произведения полностью соответствует его содержанию, с этим нельзя не согласиться.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема ума в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Зощенко Великие путешественники
Рассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.
- Сочинение Что такое внутренний мир человека? рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3
Наверное, далеко не каждый задумается о том, что такое внутренний мир человека. И правильно, зачем лишний раз себе засорять мысли, но если вы уж задумались об этом, значит сейчас в вашей жизни оно играет немало важную роль
- Сочинение на тему Магнитогорск — мой любимый город
Каждый город имеет свою историю и свои достопримечательности. Каждый город красив по-своему. Я хочу рассказать про свой любимый город. И название этого города Магнитогорск.
- Сочинение Культура общения
Как жаль, что сейчас культурных людей в этом мире становится все меньше. Я вот читаю книги, где действие происходит в России 19 века, и тихо восхищаюсь тем, как люди между собой общаются: «сударь» «барышня»
- Сочинение Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
Всю жизнь человек находится в движении. С каждым нашим движением что-то меняется в жизни. Все люди по-разному реагируют на перемены. Авантюристы радуются, а пессимисты напрягаются. Почему же людей так пугают перемены?
Проблема ума в комедии «Горе от ума»
«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.
Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.
Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.
Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.
Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.
Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.
Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.
Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.
Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.
Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»
Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.
Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.
Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?
Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.
Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.
Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лия Рябова
15/15
-
Даня Яскин
10/15
-
Варвара Перфильева
15/15
-
Асхаб Тамаев
10/15
-
Манэбу Юичиро
15/15
-
Иван Таныгин
15/15
-
Елена Сергеевна
12/15
-
Рина Тангриев
14/15
-
Ольга Богданова
14/15
-
Диана Ильицкая
9/15
Название комедии уже намекает на основную тему. Для людей, которые ставят знания превыше всего, ум равносилен счастью. Но, как мы знаем, великие умы во все времена подвергались серьезным испытаниям. Новое и оригинальное не всегда одобряется обществом, а люди, которые пытаются это что-то новое привнести в жизнь, часто считаются сумасбродами.
Тему ума затрагивает и Александр Сергеевич Грибоедов. Его пьеса-это рассказ о новых идеях и их отвержении обществом. Изначально она называлась «Горе уму».
Еще до приезда Чацкого, дом Фамусова полон хаоса, что связано с отношением к обучению и образованию. Обращаясь к Софье, Фамусов говорит ей, что не видит полезного в книгах. Далее каждый герой произведения обозначит свое мнение по этому поводу, а сойдутся они на том, что «Ученье-вот чума».
Каждый герой пьесы по-своему объясняет значение «умного человека».
Для Фамусова умный может быть лишь практичный человек, в этом он признаёт ум Чацкого, однако уверен, что он не подходит для его дочери. По его мнению, Чацкий не в состоянииправильно применять полученные навыки, так как у него нет ни денег, ни чинов. Максима же Петровича Фамусов считает по-настоящему умным, однако он лишь умеет прислуживать, тем кто выше него по рангу, но это помогло добиться ему высот по службе, что так важно для Фамусова.
Молчалин считает, что если человека есть ум, то этот ум должен быть практическим. Молчалин мечтает о высоком чине, ради этого он готов на всё, что угодно , готов пойти на уступки. Однако он не имеет ни какой-либо веры, ни собственных мыслей.
Чацкий же совсем не похож на Молчалина, он умный, но при этом очень добрый и честный. В отличие от Молчалина, он любит Софью искренне, а не потому что «так надо». Этот герой-истинный патриот, не признающий ничего заграничного. Он хочет быть полезным на службе , а не пробиваться к верхушке только ради положения. Ум Чацкого передовой, однако в обществе его не принимают, потому что его убеждения не соответствуют московской знати.
Софья тоже довольно смышленая девушка, обладающая практическим умом, однако все знания жизни она почерпывает из французских книг. Она и любит то Молчалина только потому, что он соответствует ее книжному образу: не богатый парень, понравившейся обеспеченной девушки с хорошей родословной.
В образе служанки Лизы мы можем углядеть еще один тип ума-это житейский ум, простой. Она говорит со всеми честно и только то, что о них думает. Лиза неглупая, находчивая и сообразительная, она верна своей хозяйке.
В своей пьесе Горе от ума Грибоедов представил различные типа ума, показал страх общества перед новым и неизведанным, тем сам дал толчок для того, чтобы люди поступали противоположным образом и не боялись пробовать новое, чтобы выходить из рамок и раздвигать свои горизонты.
2 вариант
Уже в самом названии пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» упоминается одна из важнейших тем данного произведения – ум. Что такое «ум» в восприятии различных героев указанной комедии?
Для самого автора и героя-резонёра, говорящего его устами, ум равнозначен интеллекту, образованности, знаниям. Всё это, по мнению Чацкого, способно сделать жизнь человека счастливой, осмысленной. Умный человек будет заботиться не только о собственном довольстве, но и о благополучии окружающих. Поэтому очень важно воспитывать в молодёжи критическое мышление, тягу к наукам и искусству, отстаивать идеи свободы. В глазах молодого человека умным выглядит лишь один представитель фамусовского общества – Софья.
Дочь Павла Фамусова действительно не обделена рассудком. Софье во многом чужды ценности её семьи, она не боится пересудов, отстаивает право на собственное мнение, её мало волнуют чины и материальный достаток будущего избранника. Именно поэтому девушка не готова выйти замуж за богача Скалозуба, который ни разу «слова умного не выговорил». Однако романтичность Софьи, развитая в ней благодаря чтению французских романов, мешает героине увидеть подлинное лицо Молчалина, которому Чацкий отказывает в наличии ума.
Что касается Молчалина, его ум приравнивается к хитрости. Этот юноша не может похвастаться глубокими рассуждениями о чём-либо, так как считает себя не имеющим права на наличие собственного мнения в силу низкого чина. Все умения и уловки Молчалин направляет на достижение единственной цели – продвижение по карьерной лестнице. Ради такого он готов играть роль мальчика на посылках и возлюбленного Софьи.
Для Фамусова также важен ум в его практическом применении. Глава семьи считает, что все навыки и знания человек должен применить для достижения высот по службе и статуса в обществе. Чацкого он считает смышленым, но не видит в нём жениха для дочери, ведь юноша не стремится к материальному достатку.
Ещё один тип ума представлен в образе служанки Лизы. Несмотря на низкое положение, девушка имеет житейскую мудрость, что позволяет ей хорошо разбираться в людях.
На примере нескольких героев А.С. Грибоедов показывает различные типажи ума. Если ум служанки простой, житейский, то у Фамусова с Молчалиным он имеет практическую направленность. Чацкий и его возлюбленная способны мыслить критически, однако у этих героев «ум с сердцем не в ладу».
Картинка к сочинению Тема ума в комедии Горе от ума
Предыдущая
СочиненияТеория Раскольникова и её крах в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение
Следующая
СочиненияХарактеристика и образ Челкаша в рассказе Горького Челкаш сочинение
Вариант 1
Комедия А.С. Грибоедова была названа литературоведами бессмертной. Прав был Бестужев, когда писал, что будущее оценит работу великого драматурга и пьеса станет народной. К сожалению, «Горе от ума» не теряет своей актуальности и сегодня.
А.С. Пушкин был восхищен этой литературной находкой. Фамусова и Скалозуба считал идеальными образами. Ему казалось, что Софья прописана не слишком ясно. А вот Молчалин слишком подл. Поэт хотел бы видеть его забавным трусом. А Чацкий не так умен, ведь мудрый поймет, кто перед ним. И не будет откровенничать с такими, как Репетилов. Поэтому на вопрос: «кто умное действующее лицо?» У Пушкина был один ответ: «Грибоедов».
Горе уму
Грибоедов назвал сначала комедию «Горе уму», но потом изменил. Почему? Первый вариант сообщает читателю, что все, кто умен не будут приняты дворянской знатью. Но это не совсем так. И не отражает замысел произведения. Деловитость и смышленость в почете, но направленные в нужное русло. Недаром Фамусов жалеет об уме Чацкого. Молодой человек, много знающий, с живым мышлением, отличный переводчик. Но служить не хочет ни в армии, ни в канцелярии. А значит пропадает зря.
Окончательный заголовок отражает цель драматурга. Из него понятно, что губят человека его прогрессивные взгляды, к которым общество еще не готово. Смелость и открытость мыслей никогда не были в чести.
Образование и культура
У старомосковской знати своеобразные взгляды на образование и культуру. Иностранщина заполнила собою все. Мода, манеры, книги, речь – все французское. Любой «житель Бордо», пусть даже проходимец или плут, был в почете в московском дворянском обществе. И каждый дом был для него открыт. И каждый из таких «подлецов» мог быть нанят в качестве учителя. Достаточно быть иностранцем, чтобы тебя считали историком или географом. И для барских детишек нанимали целый полк учителей. Численностью побольше, а ценой подешевле. Даже уважаемая мадам Розье, нанятая для Софьи в качестве второй матери, «позволила себя сманить» за лишние пятьсот рублей годовых.
Фамусов понимает, кого берет в учителя. Но таковы традиции. Сам же он не видит в учении смысла, считает книги злом, которое подлежит сожжению.
Засилье зарубежного вызывает смех у Чацкого. Все изъяснялись на чужом языке, невзирая на жуткий акцент. Он называет это смесью «французского с нижегородским». Положение дел будет исправлено нескоро. Вспомним, «Женитьбу» Н.В. Гоголя. Когда отставной офицер Анучкин думает лишь о том, чтобы невеста знала «по-французски». Другие качества будущей супруги его не интересуют. А Жевакин, пытаясь показать всю значимость Сицилии, утверждает, что там все дамы говорят исключительно на французском, а по-русски не знают ни слова.
Европейцы ценились в русском дворянстве. Но не было учтено, что у тех другая ментальность. Репетилов делает все, чтобы жениться на дочери барона. Ведь немец метил в министры. После колоссальных временных, душевных и денежных затрат, план сработал. Свадьба состоялась. Вот только министру немецкого происхождения было стыдно дать должность зятю. У них это не принято.
Так ли глуп Молчалин?
О Молчалине Чацкий говорит: «на всех глупцов похож». На самом деле, Молчалин не так уж глуп. Недаром его Фамусов вывозит из Твери, дает ему должность своего секретаря. Павел Афанасьевич ценит в герое деловитость. Для Софьи ценно другое. Его безмолвность, кротость, скромность. С пожилыми графинями он тоже умеет обращаться. То собачку погладит и похвалит, то сыграет в карты, то проводит под руку. Восхищенная Соня говорит, что он нашел дружбу у всех в доме. Молчалин хитер, умеет мастерски приспосабливаться. Тут тоже без определенной доли ума не обойтись.
Ум с сердцем не в ладу
Чацкий сам понимает, что в доме Фамусовых ему оставаться не следует. Его здесь не ждали, не рады. Но сердцу не прикажешь. Эмоции редко поддаются контролю разума. Влюбленность в Софью заставляет остаться и «испить горе до конца».
Торжество разума: победа или поражение
Чацкий спешно покидает столицу, когда окончательно осознает в какое общество его занесло. Но это трудно назвать поражением. Россия находится в предгрозовую эпоху. Грядут большие перемены. Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война.
Вариант 2
Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.
Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия «Горе от ума», написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума».
Цель Чацкого
Цель Чацкого, как человека разумного, была именно такой – донести до дворян, что нельзя оставаться на том же уровне необразованности, нужно двигаться дальше. Нельзя игнорировать книги и другие проявления искусства, нельзя употреблять в русской речи заграничные словечки и носить платья, покроенные по типу «французских модисток», и после этого утверждать, что ты патриот своей страны. Все эти злободневные проблемы затронуты Грибоедовым в его нашумевшей комедии. А самое главное, что мы видим, как люди передового ума страдали в окружении «фамусовского общества». В сущности, по уровню умственного развития конкуренцию Чацкому могла составить только Софья, да и та было слишком зависима от чужого мнения.
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Чувства и особенности переживаний Чацкого
Фамилия Чацкого говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем, что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он осознал реальность.
Проблема ума в комедии
Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.
Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.
Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.
Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.
Заключение
Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.
Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Вариант 3
Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы, освещенные в пьесе, проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.
Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему же произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести ему вред. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.
Герой времени
Главным героем комедии Грибоедова является Александр Андреевич Чацкий — представитель передовой дворянской молодежи 10-20 годов прошлого столетия. Автор наделяет его чертами, присущими лучшей части русского общества. Он показывает его в столкновении с косным дворянским обществом, живущим по старинке и не желающим никаких перемен. В образе Чацкого находят отражение и многие черты, присущие декабристам. Это герой-пропагандист, оратор. Свои позиции и идейные убеждения он раскрывает в монологах, страстных и вдохновенных. Так, он поднимает проблемы, актуальные не только для России первой четверти XIX века, но и во все времена. Ими являются: протест против человеческого рабства — крепостничества, неприятие чинопочитания и низкопоклонства, лести и заискивания перед вышестоящими, преклонения перед всем иностранным. Чацкий отстаивает права передового разума и идей, свободу мнений.
Автор назвал свою комедию «Горе от ума», приписав горе герою от его ума, передового разума. В своем критическом этюде «Мильон терзаний» А.И. Гончаров пишет: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».
Чацкий выделяется среди представителей московского дворянства, показанного в комедии. Его ум состоит, прежде всего, в том, что он яростно обличает порядки, царящие в застывшем в своем развитии обществе. Ум героя замечателен именно тем, что он вносит нечто новое в это общество. Он не может удовлетвориться тем, чем удовлетворяется заурядный человек. Чацкий знаменует собой появление новой дворянской молодежи, которая из-за своих передовых идей подвергалась осуждению.
Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим «законы, совесть, веру».
Чацкий требует службы делу, а не лицам. Он не смешивает веселье или развлечения с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков». Он отказывается преклоняться перед их авторитетами. Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, «где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», где «зажимают рты обеды, ужины и танцы».
Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие — клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фамусова, неосторожно сказавшая: “Вот нехотя с ума свела”. В основе сплетни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: «Безумным вы меня прославили все хором, вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет».
Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Сначала Таким образом, общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, которые могут нарушить их спокойное, беспечное существование, расправляется с умным человеком, посмевшим открыто выступить против общественных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить обличительным речам героя.
Чацкий является типичным представителем своего времени, судьба которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни России 10-20-х годов XIX века.
Тема ума в комедии
Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.
Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.
Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»
Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее, нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.
Такое разнообразие мнений объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума». Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи, где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.
Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?
Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.
Грибоедов и Чацкий
Александр Чацкий не является прототипом самого автора, но, безусловно, Грибоедов относится к своему герою с симпатией и любовью, озвучивает его словами многие свои мысли. Образ главного героя он создавал как образец высокодуховного, неравнодушного к проблемам общества молодого человека того времени и какие-то свои черты он несомненно перекладывает на героя. Чацкий Грибоедову очень близок. Они – люди одного поколения, оба симпатизируют декабристам. Они оба отрицательно относились к крепостному праву, были патриотами своей страны и гордились всем русским. И Чацкий и Грибоедов исповедуют истинный гуманизм. Они неравнодушны к судьбам соотечественником и имеют страстное желание помочь им.
Как дело декабристов было обречено на провал, так и противостояние Чацкого «фамусовскому обществу» не принесло никаких положительных результатов. Однако их бунт нельзя назвать бесполезным, эти люди борются за свои идеалы, готовы отстаивать свои интересы перед любой опасностью.
Создавая образ Чацкого, Грибоедов стремился объединить в нем все положительные черты, присущие современному человеку 19 века. Он показывал и недостатки главного героя, но главными в его образе стали – ум, порядочность, верность своим принципам. Этими качествами обладал и сам Грибоедов, который всей душой любил свою Родину и надеялся на развитие России.
Список литературы
- Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997 г.
- Грекова Е.В. Еще один прототип Чацкого? // Русская словесность. – 1996 г.
- Кичикова Б.Я. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова. // Русская литература.- 1996 г.
- Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.
Даниил Романович | Просмотров: 3.1k
- Сочинения
- По литературе
- Проблема ума в комедии Горе от ума
/
/
Проблема ума в комедии Горе от ума сочинение
Ум и безумия – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга, а значит и данная проблема своей актуальностью соответствует всем временным эпохам. В старые времена умных людей поло очень сложно понять их современниках, поэтому их считали сумасшедшими людьми. Это являлось своего рода выражением на идеи, которые не соответствовали общим законом, и выдвигались людьми передовых отраслей.
Вероятно по этой же причине автор касается в своей комедии данной проблемы. Грибоедов написал свое произведение «Горе от ума» накануне восстания декабристов, где идет повествование о мыслях передовых людей и общественной реакции в такой ситуации.
Главным действующим лицом в комедии является Чацкий, который не соизволил прийти пока что в поместье Фамусова, но при этом уже четко видна идея безумия, вызванная плохим отношением к образованному обществу. Много будет споров на это тему, но герои все же найдут компромисс, что учеба является чумой, а ученость является причиной. Фамусов со своим обществом припишет Чацкого к числу сумасшедших, только потому, что не понял его мыслей и умных речей.
Фамусов имеет свое, уже сложившееся временем, мнение об уме и умном человеке. Он считает, что умный человек – это тот, кто прожил долгую жизнь до старости. Он не говорит, что у Чацкого нет ума, но избранником для Софьи выбирает Скалозуба.
Ведя со Скалозубом разговор, барин говорит, что сторонится таких умных людей как Чацкий. По его мнению в жизни главное – это заслужить чины.
Секретарь Фамусова, Молчалин является еще одним представителем человеческого ума.
В произведении Грибоедова собралось разнообразие умов, от наполненных житейской мудростью до современного поколения умов. Но общество Фамусова не признает современное поколение, а поэтому выставляет Чацкого настоящий безумцем и заставляют его уехать.
Сочинение Проблема ума в произведении Грибоедова Горе от ума
В детстве ребенок готов просто и открыто выражать свое мнение о других людях вслух. Если человек ему не нравится, ведет себя глупо, ребенок скажет об этом прямо. Родители говорят, что, таким образом высказывая свое мнение, можно обидеть человека, оскорбить. Со временем мы учимся быть более вежливыми, не высказывать открыто свое мнение, держать его при себе. В этом плане главный герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» является примером того, что может произойти, если говорить все прямо. Сам автор говорил, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная проблема, которую писатель хотел показать и высмеять, — это проблема глупости и ума.
А.А. Чацкий возвращается после трехлетнего путешествия к девушке Софье, в которую он влюблен, с намерением сделать ей предложение. Однако, девушка к нему безразлична и даже увлечена другим, не самым умным и достойным, на его взгляд, человеком, а в обществе его мыслей не признают и с легкостью признают его сумасшедшим.
Главный герой является представителем «века нынешнего», нового, прогрессивного поколения молодых людей. Остальные персонажи комедии, отстаивая идеи старого, изжившего себя образа мышления, представляют собой «век минувший». Главный конфликт возникает между новым и старым. Чацкий открыто высказывает свое мнение, обращает внимание на глупость и ограниченность взглядов людей. Он желает служить «делу, а не лицам», работать не ради получения признания, повышение и богатства, а ради высшей цели, ради страны. Фамусов и его секретарь Молчалин выступают за сохранение всего старого. Они обращают внимание в первую очередь на положение человека в обществе и его титул. Для них не важно, что представляет собой человек, а только его статус . Отношения они поддерживают, основываясь на знатности человека, его связях в обществе. Мнение других также является важным для этих представителей дворянства. Не случайно в конце Фамусов восклицает, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна».
В конфликте «века нынешнего» и «века минувшего» вырисовываются широкий круг проблем дворянства начала 19 века: проблема языка, образования, бюрократии, морали, семейных ценностей. Действие комедии происходит в 1822 г., за 3 года до декабрьского восстания, когда передовая молодежь выступила против существующих порядков. Будущим декабристам понравились образ мыслей и поведение главного героя. А.С.Грибоедов на момент написания пьесы сам был молодым человеком возрастом чуть более 20 лет. На Чацкого он перенес многие свои черты и высказал через него свое мнение.
Показательной является развязка произведения. Чацкого за его мысли и поведение общество признает сумасшедшим. Так гораздо проще объяснить «странное» с их точки зрения поведение. Он узнает правду о своей возлюбленной и произносит пламенный монолог, в котором высказывает свое мнение о выборе Софьи, признавая Молчалина «высоким идеалом московских всех мужей», об обществе, называя их «мучителями». Он уезжает из Москвы, от всего старого, закостенелого, ограниченного.
Проблема ума, выведенная в название произведения, является ключевой для этого произведения. Чацкий из-за своих убеждений терпит поражение, будучи в меньшинстве среди общества «глупцов». Всему свое время. Его время его не пришло, но ростки этого «безумия» дали свои всходы в виде декабрьского восстания, дальнейшей борьбы славянофилов и западников.
- Сочинение Самара — мой город
Город получил свое название благодаря реке, которая расположена рядом с ним. Самара, как и многие другие крупные города, начинала свое существование с обыкновенной крепости. Крепость основали в 1586 году. Построить ее приказал царь Федор Иоаннович.
- Сочинение на тему Люби и Охраняй природу 7 класс
Человечество глубоко вступило в индустриальный век, век технологий и производств. Мы берём у природы всё ,что только можем. Лес, полезные ископаемые, истребляем многие виды растений и птиц. Нельзя с уверенностью сказать, что люди делают это нарочно,
- Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 3, 7 класс
Замечательный русский художник был выдающимся мастером, создающим запоминающиеся бытовые сценки и пейзажи. Его картины передают колорит, настроение, яркую цветовую гамму. Он виртуозно передает высоту горизонта, место композиционного центра,
- Сочинение Великая Отечественная война
Великая Отечественная война, оставила в наших сердцах очень много боли и страдания, но одержав великую победу, наш народ ощутил настоящее опьянение от этого, так как долгие пять лет все ждали этого момента. Все время народ вел борьбу
- Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс
Улица моего детства останется в моей памяти на всю жизнь. Именно там, на лавочках, под деревьями и в песочнице прошла самая беззаботная, самая сокровенная и беззащитная часть моей жизни. Именно об улице, на которой прошло мое детство,
- Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
Одной из центральных тем произведения является любовь. Читателю представлено несколько любовных треугольников. Первая история любви рассказана читателям в главе «Бэла».
На чтение 4 мин. Опубликовано 09.11.2020
У Грибоедова в комедии «Горе от ума» поднимается проблема ума, и она актуальна до сей поры. Писатель, наблюдая за обществом, в котором он воспитывался, обратил внимание на то, что успех зависит не от уровня образованности, а от благосостояния. Так как сам Грибоедов был человеком нравственным и высокоинтеллектуальным, то такое положение дел ему было неприятно. Он решил написать пьесу в форме иронично-сатирической комедии «Горе от ума».
Двойные стандарты дворянства
В пьесе несколько раз автор упомянул, что, несмотря на материальное преимущество для роста по карьерной лестнице, люди элитного общества все равно пытались дать детям разностороннее образование. Это говорит об определенном несоответствии дел в обществе.
Идеи Просвещения проникли, но их восприятие оказалось ложным: «…Ученье — вот чума!..». Но самое интересное разворачивается, когда появляется главный герой Чацкий. Кто же он? И каким образом через него писатель поднял главную проблему общества?
Чацкий — человек из привилегированного общества, так скажем, не из крепостных, что, конечно, определило его дальнейшую судьбу. В детстве он получил хорошее образование. Затем, как это было положено в определенном возрасте, отправился служить. Чацкому все это было скучно и неприятно. Он стремился к непрерывному самообразованию.
Окончательно осознав, что для того, чтобы получить повышение по службе, необходимо не только обладать знатным происхождением, связями и деньгами, но и уметь угождать чиновникам, он ушел со службы и начал путешествовать. Это недовольство как основной проблемный вопрос он выразил в диалоге с Фамусовым: «…Служить бы рад, прислуживаться тошно…».
Он с детства отличался тем, что любил читать книги. Это увлечение сначала не понимал его благодетель Фамусов, также впоследствии и на службе. А ведь знания берутся из книг. Недаром все великие ученые и философы так почитали и уважали книги.
В итоге, набравшись уму-разуму, он вернулся туда, где прошло его детство, как сказал А. С. Пушкин в своем сочинении — «…С корабля на бал…». Здесь-то и произошла кульминация событий.
Уязвленный интеллект
Александр Андреевич Чацкий мог поддержать любую беседу. Но для него все темы были скучны и неинтересны, потому что люди, в силу своей неначитанности, обладали информацией поверхностно. Да и темы были весьма неглубоки. Александр очень иронично беседовал с людьми, высмеивая дворянство. Людям, естественно, это не понравилось. По сей день общество не любит тех, кто умнее их. Почему объявить безумие на руку обществу?
Им легче такого человека считать ущербным:
- глупцом;
- сумасшедшим;
- безумным.
Кто-то где-то распространит слухи про якобы ущербность, и все сразу в это поверят. Потому что легче признать другого странным, чем себя — глупым.
Да, конечно, когда здравомыслящий человек везде показывает свою точку зрения, предъявляет претензии, пытается доказать правоту и заставляет задуматься людей о своих недостатках, что и делал Чацкий, — это еще не признак ума. Но главный герой молод. Его искреннее стремление к справедливости и попытки указать людям на их ошибки оправдываются юным возрастом.
К тому же он обладает натурой:
- пылкой;
- страстной;
- готовой пожертвовать всем ради своих идеалов.
Скорее всего, с возрастом он поймет, что общество не переделать, а в каких-то моментах лучше промолчать. Да, это тяжело. И все-таки не зря есть поговорка «Молчание — золото».
Использование афоризмов в речи Чацкого является выражением ораторских способностей. А совместно с его развитым интеллектом это взрывная смесь. Среди таких людей много революционеров. Возможно, А. С. Грибоедов в пьесе описал образ будущего декабриста.
В наши дни юноши и девушки с подобными нравственными чертами характера тоже проявляются в каких-то передовых движениях. Люди, которые хотят с любовью перевернуть мир ради справедливости. Обычно их в обществе побаиваются и не воспринимают. В таком случае образованность и ум как порок.
Подводя итог раскрытия проблемы ума в комедии Грибоедова, хочется сделать вывод, что, несмотря на смену столетий, проблемы, которые показывали в своих произведениях писатели, к сожалению, остаются. Проблематика «Горе от ума» была всегда злободневной. Остается только надеяться, что со временем она искоренится.