Проблема в рассказе шолохова родинка

«Родинка» М.А. Шолохова, вошедшая в сборник «Донские рассказы», – одно из самых проникновенных произведений цикла. Автор рассматривает все перипетии, через которые пришлось пройти русскому народу в ходе гражданской войны, с общечеловеческих позиций. Главная тема: борьбе за идею и социальной вражде противостоят родственные отношения.

Круг проблем, охваченных авторским интересом в рассказе «Родинка», раскрывается через конкретное жизнеописание главных героев – отца и сына Кошевых. Они антагонисты – главарь банды белогвардейцев и командир эскадрона Красной армии. Единственное, что их объединяет, стремление вернуться в прежнюю мирную жизнь. «Любо, братцы, жить» – с тоской поёт бьющийся за возвращение старого порядка бандит Кошевой. «Ты пошёл воевать за народную власть со своим же народом» – слышит от простых людей сражающийся за новую жизнь конармеец Николка.

Землероб и справный атаман Кошевой ушёл из родного куреня на германскую войну. Попал в плен, там и сгинул. Жена умерла, а что стало с сынком-малолеткой, ему неведомо. Войска Врангеля, лагерь в колючей проволоке, турецкая разбойничья фелука, и в итоге – банда, орудующая на просторах Обдонья. Семилетние скитания озлобили, ожесточили душу старого казака. Руки истосковались по косе и плугу, а он должен рубать шашкой. Опостылело воевать. И не залить тоску по земле и боль одиночества никаким самогоном: нет у него ни семьи, ни хозяйства.

Николка «с мальства сирота». Нищенствовал, голодал, батрачил. Паренёк, почти не знавший отца, унаследовал от него любовь к лошадям и неизмеримую казацкую отвагу. В 15 лет взял в руки оружие, примкнул к красному полку. Три года водил в бои эскадрон, был смел и горяч, уничтожил две банды. Но устал гонять по степи. Хотелось спокойно и мирно жить, уехать в город учиться.

В название произведения «Родинка» вынесён символ родовой связи близких людей, которых судьба не просто разлучила, но и поставила в кровопролитной гражданской войне по разные стороны баррикад. Одинаковое у обоих родимое пятно на левой ноге, «чуть выше щиколотки, величиной с голубиное яйцо» – единственное свидетельство кровных уз отца и сына Кошевых.

В воспоминаниях Николки запечатлелся не облик бати, а то, как вместе на реке купали лошадей и мальчишка увидел на его ноге и навсегда запомнил крупную родинку – такую же, как у него. По этой родинке через много лет и отец узнает сына. Но обстоятельства, при которых это произойдет, автор рисует трагическими и необратимыми.

Кульминация рассказа – бой за станицу Грушевская. В ходе перестрелки атаману удается выбить красного командира из седла и наотмашь рубануть шашкой. Склонившись на убитым, чтобы забрать трофейный бинокль и стянуть добротные хромовые сапоги, Кошевой издаёт нечеловеческий крик: «Кровинушка моя, Николушка…». На ноге «мертвяка» – знакомая родинка. Осознав, что он отобрал жизнь у своего единственного сына, атаман пускает себе пулю в голову.

Идейно-нравственная проблематика рассказа «Родинка» в том, что глобальное противостояние «красных» и «белых» оборачивается частной семейной трагедией. И оттого более понятным и страшным становится драматизм гражданской войны: самоуничтожение нации в результате лютой злобы и нелепых распрей. Что же это за правда, что за неё отец убивает сына, а родные по крови люди становятся врагами?

Братоубийственная война, подобная той, в которую оказалась втянута Россия после Октябрьской революции, не может быть справедливой, в ней нет победителей и проигравших. Есть только горе и смерть, исковерканные людские судьбы, разрушенные естественные человеческие отношения.

  • Авторы
  • Файлы

Постижение художественного смысла рассказа М. Шолохова «Родинка» [1]. невозможно без интерпретации отраженного в нем архетипического конфликта отцов и детей, представленного не только в системе персонажей, но и в многочисленных деталях. Внимание к этой стороне человеческой жизни акцентировано названием рассказа. «Родинка — врожденное пятнышко на коже человека» [2, С. 592], пятнышко, которым природа наделяет человека независимо от его желания. В работах, посвященных шолоховскому рассказу, неоднократно указывалось, что «родинка» — однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником». А значит, родинка — знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной.

Уже предложение, начинающее текст, помогает нам создать первичное представление об основном конфликте произведения и порождает в читателе своеобразное «предвосхищение» смысла целого. Этот процесс понимания текста, как справедливо указывают ученые, определяется мифопоэтической моделью мира, которая «предполагает тождество макрокосма и микрокосма» [3, С. 162]. Представленные образы чрезвычайно важны, так как «корректируют» спектр читательских ожиданий: «На столе (здесь и далее выделено нами — Т.Б.) гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе…» [1, С. 3]. Лежащие на столе полевая карта и сводка делают главенствующей тему войны. Краюха хлеба, завершающая это описание (не она главная на этом столе), — образ повседневной мирной жизни. Так уже в первом предложении, объединяющем гильзы и хлеб, читатель ощущает драматизм этой обыденности, ее внутреннюю противоречивость, реализующую универсальную антиномию жизни: война — мир. И мир здесь не противопоставлен войне, а втянут в нее.

Но нельзя не увидеть и другого значения образов, представленных в первом предложении. Они призваны выделить важнейшие темы произведения, соединить разрозненные, на первый взгляд, картины жизни. Так, указанные в начале рассказа патронные гильзы, «пахнущие сгоревшим порохом» соотносятся и с опустевшей обоймой Николки, предопределившей исход его поединка с отцом, и с тем выстрелом маузера, которым подвел итог своей жизни сам атаман. Упоминаемая в первом предложении «уздечка наборная с душком лошадиного пота» увязывает в одно целое и смерть загнанной нарочным лошади, и гибель от пули атамана коня Николки.

Среди предметов, расположенных на столе в комнате Николая Кошевого, указана баранья кость как знак сакральной жертвы. В контексте сюжета о сыноубийце, реализованном в рассказе «Родинка», этот образ ассоциируется с библейским героем Авраамом, который готов был принести в жертву Богу единственного своего сына Исаака. По воле Господа в роли жертвы оказался ягненок (Быт. 22:12-13). Готовность Авраама пожертвовать Исааком — доказательство глубокой веры старца и его «самого полного послушания» Господу [4, С. 139]. У атамана же «зачерствела душа…, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» [1, С. 6]. Ни на мгновение не возникло у него чувства жалости к юному противнику: «Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает». Ассоциации такого рода явно отражает авторскую оценку событий, составивших основу рассказа.

Смерть Николая Кошевого как кульминация внешнего конфликта, конкретно-исторического, воплощающего борьбу 2-х сторон в гражданской войне, является важнейшим событием конфликта внутреннего, воплощающего в самом широком значении взаимодействие человека и природы, мира в целом, представленного в архетипических образах.

При создании картины гибели молодого командира эскадрона М. Шолохов следует традициям фольклора и древнерусской литературы: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью потерханный, упали плывущие тени» [1, С. 10]. Таково, например, описание природы накануне последней битвы русичей с половцами в «Слове о полку Игореве»: « …черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солн- ца…» [5, С. 60].

Встретились в смертельной схватке не только сын с отцом, но гибнет все, что находится рядом с ними. Это мы видим в сцене смерти загнанного нарочным коня, оставившей равнодушными окружающих людей: Николка же только «глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей» лошади, и отвернулся. Об этом же говорит нам и эпизод на мельнице, когда члены банды под ноги лошадям сыпали и двор устилали золотистым зерном. Атаман же, сам коренной донской казак, не думал о том, как будет земля весной без сева. Таким образом, война художественно интерпретируется в рассказе как преступление против земли, ее животворящей силы.

Повествование о поединке отца и сына отсылает нас и к известной былине «Бой Ильи Муромца с сыном», где реализуется характерная для мифопоэтической модели мира оппозиция «свой-чужой». Отрицательным персонажем (чужим), надругавшимся над матерью Златыгоркой (землей-матушкой, ее творческой силой), здесь является Сокольник, который вероломно готов убить и спящего безоружного отца, Илью Муромца (своего). В рассказе М. Шолохова отрицательным персонажем (чужим) повествователь является атаман. Подобно Сокольнику, не испытывавшему в былине уважения ни к родине, ни к старым людям, атаман мешает земле проявить жизнетворческую силу: по его приказу на мельнице «ячмень и пшеницу под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зер- ном» [1, С. 8]. Сходство с Сокольником, унижающим русских богатырей, проявляется и в насмешке казацкого атамана над мельником Лукичом, который, боясь смерти, «ртом беззубым жует песок из пригоршней» атамана и целует ему сапоги[1, С. 7].

Сближает Сокольника с атаманом стремление хитростью достичь победы. Так, выждав, когда у Николки кончилась обойма, атаман «налетел коршуном» на него [1, С. 10].

В поступках Николая Кошевого проявляются черты защитника русской земли и русского народа, т.е. «своего». Это можно увидеть в том, что он «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои» [1, С. 3], и в том, что к нему обращаются обиженные люди с просьбой «управу сыскать» [1, С. 9] на банду.

Читателю неизвестно, что стало с телом командира Кошевого, но четко определен финал жизни самоубийцы атамана: вечером… «с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун- стервятник» [1, С. 11]. Этот эпизод заставляет нас также вспомнить финал былины. Илья Муромец бросает убитого Сокольника «да сорокам, воронам да на расклеванье, // Да серым-де волкам да на растарзанье» [6, С. 44].

Таким образом, определение мифопоэтического контекста рассказа «Родинка» позволяет писателю интерпретировать основной конфликт гражданской войны как противоестественный, находящийся в противоречии со всем ходом развития человечества.

Список литературы

  1. Шолохов М. Рассказы. — Л., 1983.

  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 16-е изд. — М., 1984.

  3. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. — М., 1997. — Т.2.

  4. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т. Т. 1 / под ред. А.П. Лопухина. — М.: Терра, 1997.

  5. Слово о полку Игореве / Вступит. статья и подготовка древнерус. текста Д. Лихачева; Сост. и коммент. Л. Дмитриева. — М., 1985.

  6. Русская народная поэзия: Эпическая поэзия: сборник. — Л., 1984.


Библиографическая ссылка

Бахор Т.А. КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «РОДИНКА» // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12.
– С. 85-87;

URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29029 (дата обращения: 11.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Родинка

Анализ произведения Шолохова Родинка

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.

Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.

Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.

Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.

Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости.  Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.

Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.

Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.

Вариант 2

Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.

Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.

Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.

Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.

В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.

Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.

Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.

После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка

Анализ рассказа Родинка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Рыбалка

    В моей жизни много любимых занятий, но больше всего мне нравится ездить на рыбалку. Как-то раз мы с папой на выходные дни отправились рыбачить. Взяв необходимое снаряжение, отправились рано утром в субботу на Каму

  • Отзыв о поэме Твардовского Василий Теркин

    Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.

  • План рассказа Хорошее Осеевой 2 класс

    Проснувшись утром, Юра сразу посмотрел в окно. Солнце светило ярко. День начинался чудесно. Настроение было отличное. И вдруг парнишке захотелось самому сделать что-нибудь хорошее. Например

  • Что значит «принести мечту в жертву» чему-либо? Итоговое сочинение

    Это очень сложное решение и в основном его люди принимают под тяжестью обстоятельств и если их вынуждают другие люди. В основном человек стремиться, во что бы то ни стало исполнить свою мечту.

  • Сочинение на тему Взаимоотношения людей

    Коммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Анализ произведения Родинка

Анализ рассказа Родинка Шолохова

Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора. Кроме этого здесь затрагиваются самые трудные и опасные моменты, которые происходят во времена гражданской войны. Наверное, ни для кого не секрет, что из-за войны страдают люди, а может быть даже и страна. Здесь воевал брат против брата, а ведь раньше они дружили и заступались друг за друга. Кроме этого отец поднимал автомат против своего сына, и в глазах не было ни капельки жалости. Все события происходят не только на Доне, но еще и в Кубани.

Многим критикам совсем не нравились произведения автора, а все потому что он слишком жестоко и открыто описывал все события, которые происходили здесь. А ведь все это можно немного приукрасить или частично скрыть. Кроме этого он ни одному из героев не давал ни положительных ни отрицательных черт, и этим предоставлял каждому читателю самому выбрать какую сторону он примет.

Главными героями здесь становятся совершенно разные люди. Один герой Николай. Он является красным командиром. И хотя ему всего лишь восемнадцать лет, но он уже имеет небольшой опыт и ему удалось разбить две страшные и опасные банды. Бойцы готовы пойти за ним куда угодно и всегда помочь, если вдруг у него случится беда. Кроме этого за глаза они его называют Николкой. Он очень рано потерял сначала отца, который отправился на войну и не вернулся. А немного погодя мать очень сильно заболела и через несколько дней умерла. До того как он решил отправиться на войну, он пытался устроиться на работу, ему приходилось работать и официально и не официально. Порой не хватало денег на еду. Теперь он живет лишь одной мыслью отомстить немцам. Также ему хочется, чтобы все поскорее закончилось, и началась спокойная жизнь для всех людей. А Николай сможет пойти учиться и устроиться на нормальную работу.

А вторым героем является казачий атаман. Как только началась война, то он сразу же отправился на войну и с тех пор ни разу не видел своей семьи. Кроме этого он даже не знает, что с ней происходит, и как они живут без него. Он частенько вспоминает о том, как работал до наступления войны. А ведь раньше ему нравилась его работа, он вспахивал поля и косил траву. Руки все еще помнят плуг и косу. Сначала рассказывается история каждого из героев. Начинается история с их прошлого и заканчивается настоящим. Дальше идет описания там, где они находятся и в каких условиях проживают, а потом переходит к описанию пейзажа, окружающий героев.

И вот однажды Николаю удалось поймать самую знаменитую и опасную банду, за которой они уже давно гоняются. Ему удалось разобраться со всей бандой, остался только один атаман. И только они схватились, как вдруг атаман видит родимое пятно, которое было на ноге у его сына. Оказывается, его сын жив, а ведь он думал, что убил его тогда. Больше всего на свете атаман рад, что так все произошло. Он обнимает своего сына и говорит ему очень много разных хороших и ласковых слов.

Анализ 2

Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».

Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.

Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца — крупная с голубиное яйцо.

Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.

Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману — с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.

Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.

Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой. Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки. Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца. Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку. Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.

В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни — это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.

Анализ произведения Родинка

Анализ произведения Родинка

Несколько интересных сочинений

  • Анализ поэмы Руслан и Людмила Пушкина 5 класс, 10 класс

    Произведение является уникальным поэтическим творением, в котором используется гротескный, фантастический, сказочный сюжет с применением приемов простых лексических оборотов и методов авторской ироничной мысли.

  • Сочинение Любовь в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Многие классические произведения литературы так или иначе затрагивают тему любви, и роман Булгакова Мастер и Маргарита не является в этом вопросе исключением.

  • Своеобразие произведения Тихий Дон Шолохова

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» является одним из самых интересных и впечатляющих произведений русской литературы. Автору удалось создать необычный роман, не прибегая к новым формам

  • Сочинение Речевой этикет

    Изо дня в день люди взаимодействуют между собой с помощью общения. Казалось бы, это довольно просто, но все-таки и здесь присутствуют свои сложности. Не стоит пренебрегать силой слов

  • Сочинение Когда заканчивается детство?

    Детство – прекрасная пора! У каждого оно своё, такое тёплое, беззаботное и счастливое, как лучик солнца. В детстве малыш познаёт окружающий мир, учит первые буквы в книге, знакомится со своими сверстниками

Учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ Лицея №16 г.Кызыл

Орустук Эрна Эрес-ооловна

Тема: «В мире, расколотом надвое».

(по рассказам М.А. Шолохова «Родинка» и КуулараОргу «Братья»).

Цели:

посмотреть, как два разных автора, при этом разной национальности, раскрывают тему гражданской войны в своих произведениях;

— показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в       исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на  примере  изображения   М.  Шолоховым   казачьего хутора  и  К.Х. Оргу  аратской  семьи.

— воспитание патриотических чувств у  учащихся.

Методические приемы: сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; анализ эпизодов; межпредметные связи с историей и тувинской литературой.

Оборудование урока: репродукции картины, отображающих гражданскую войну; записи песен «Погоня» из кинофильма «Неуловимые мстители»; портрет писателя.

Ход урока: I. Оргмомент.

Эпиграф к уроку.                      В гражданской войне нет правых и виноватых,

                                            нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней

                                             есть только побежденные – мы все, весь народ.

                                                                                               Борис Васильев.

II. Слово учителя.

— Тема нашего урока «В мире, расколотом надвое». Сегодня мы попытаемся проанализировать рассказ Шолохова «Родинка» и сопоставить его с рассказом КуулараОргу «Братья». И сделать для себя определенные выводы. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Бориса Васильева (зачитать).

   (Песня «Погоня» из кинофильма «Неуловимые мстители»).

— Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним фильмы про Чапаева, Котовского, песни про «комиссаров в пыльных шлемах» Б. Окуджавы, «Там, вдали за рекой» и т.д.

  Шолохов – один из тех, кто заговорил о гражданской войне, как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Дважды награжденный Золотой Звездой героя социалистического труда, удостоенный Ленинской и Государственной премией, увенчанный высшей литературной наградой – Нобелевской премией. М.Шолохов воспринял XX век как самый трагический в истории Человечества. Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донской цикл, в 10 – герой погибает, в 5- подвергается пыткам или ранен, в 4- должен убить близких.

  В «Донских рассказах» гражданская война изображена антиромантично, без прикрас. Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом. Шолохов в своих произведениях показывает, как «безобразно просто умирали люди».

III. Словарная работа.

Натурализм – художественное направление. В более узком смысле: изображение отдельных эпизодов в произведениях писателей, когда откровенно и излишне подробно изображаются акты жестокости.

Опостылеть – очень надоесть.

Зачерствела (душа) – перен. Становиться бездушным.

IV. Беседа по произведениям М.Шолохова и К.Оргу.

— Что лежит в основе рассказа М.Шолохова «Родинка»?

— С чего начинается рассказ? Прочитайте.. (начинается со смерти).

— Кто главный герой рассказа? Что вы можете о нем рассказать?

— Как вы думаете, почему он стыдится своего возраста? Что заставило его так рано повзрослеть? (рано осиротел, делал тяжелую работу, «до 15 лет мыкался по работникам, в 15 ушел бить Врангеля»).

— Может, быть, главная причина его взросления – очень рано пришлось воевать, видеть смерть. Но, несмотря на это, у него есть мечта. Какая она? (прочитать).

— Какой можно сделать вывод?  (он так молод, а уже устал от жизни).

— В рассказе есть еще один герой. Кто он? Охарактеризуйте его.  (Текст).

— С кем сравнивает автор атамана? Почему? (текст).

 ( через много лет, вернувшись на родину, он прячется от людей, за ним как за хищником идет по следам Николка Кошевой)

— В 3 главе появляется и сам волк. Как вы думаете, с какой целью автор ввел в рассказ волка?

( предвестник несчастья, чего-то нехорошего)

— Теперь, давайте дадим сравнительную характеристику нашим героям.

Атаман                                                                                Николка.

Общее: Им обоим война опостылела, сделала их черствыми. Что их сделала такими?  (война).

— Что за боль точит атамана изнутри?   (Тоска по родным, по мирной жизни).

— Что хорошего унаследовал Николка от отца?   (любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку)

— Почему рассказ называется «Родинка»?  (по родинке отец узнает в убитом им солдате своего сына)

— А еще почему ? Что приносит по народным поверьям родинка ?  (Родинка приносит счастье, в данном рассказе все наоборот, т.е. война поставила все с ног на голову).

— С чего начинается и чем заканчивается рассказ (смертью началась и смертью закончилась).

— Какова основная идея рассказа?  (показать, как в результате братоубийственной войны рушились семьи, брат шел на брата, отец на сына).

— Какие художественные средства использует автор, для того чтобы показать чудовищность происходящих событий?

(эпитеты «лег на траву, заплаканную, седую от росы», «земля поседела от горя», сравнения «черную ленту крови», «как набедившийся волк от овечьей отары», «по – волчьи»).

— Таким образом, собственно в авторских оценках и описаниях отчетливо сквозит неприятие войны, из эпитетов мы видим, что сама природа истосковалась по мирной жизни.

— Как реагирует природа на схватку отца с сыном?    (текст).

— Теперь прочитаем сцену схватки отца с сыном.  (текст читает учитель).

— Как вы думаете, о чем хотел сказать Николка ?

                                      О чем?

                                     

о своей мечте,    о светлом будущем,   хотел стать обыкновенном       юношей

Т.е. он так и умер, никому не сказав о своей мечте.

— Прочитайте последний абзац.

— Как вы думаете, почему автор именно таким образом закончил свой рассказ? Что символизирует небо?   (несмотря на трагичность событий для всех произведений писателя характерна вера в бессмертие и торжество жизни. И неслучайно автор в конце рассказа рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, вечности, хоть и призрачной. Т.е. это призыв к окружающим остановиться, пока не поздно).

—     Тема гражданской войны волнует и тувинских писателей. Есть  много  произведений таких писателей,  как С. Сарыг-оол  «Повесть о светлом мальчике», С. Тока  «Слово арата», С. Пюрбю «Пробуждение» о гражданской войне, где раскрывается классовая борьба между бедными и богатыми. В отличие от них К. Оргу показал в своём рассказе «Братья», как отразилась гражданская война в простой аратской семье. С первых строк в рассказ врывается война.

            Тема этого рассказа созвучно с темой предыдущего произведения. В нём родные братья Пар-оол и Чуданчык  уже в начале встречаются как заклятые враги. Уже эти несовпадения с учением Будды свидетельствуют о том, насколько далеки принципы взаимоотношений людей в эпоху грандиозного разлома от традиционных норм человеческого бытия.

— А теперь попытаемся составить сравнительный анализ рассказов.

Таблица сравнительного анализа рассказов.

Основания для сопоставления

«Родинка»

«Братья»

Начало

«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом…»

Вдруг прозвучал выстрел.

Природа

«За перелеском кто-то взвыл по-звериному». Но мудрый зверь, услышав звуки выстрелов, уходит, спешит укрыться от жестокой человеческой междоусобицы.

Косули любуются окружающей природой. Мир цветной и тихий. Вдруг прозвучал выстрел. Косули спешат укрыться.

Сравнения

«..ведет атаман банду…как набедивший волк от овечьей отары»

«Чуданчык, махая ножом,  прорычал по-волчьи..»

Портретные характеристики главных героев.

«.. плечист Николка, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по –стариковски сутулая».

«Выглядит Чуданчык старше своих лет, по-стариковски опустил бороду».

Взаимоотношения героев.

Николка как за хищником идет по следам атамана.

На протяжении всего рассказа родные братья охотятся друг на друга.

Нравственные ценности

Герой совершил грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказалось сильнее классовой ненависти.

Родные братья встречаются как заклятые враги, что не совпадает с учением Будды. Свидетельство того, насколько далеки принципы взаимоотношений людей в гражданской войне.

Конец

Автор рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, хоть и призрачной.

Автор заканчивает рассказ многоточием, что усугубляет драматизм происходящих событий.

Название рассказов.

Родинка, по народным поверьям должна принести счастье. Это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Здесь все наоборот.

Родные братья становятся заклятыми врагами. Слово «родные» своим корнем связано словами род, родной, родня, родина, обозначающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Вывод:   Рассказы близки по теме и по содержанию. Недолго продолжалась гражданская война, но как устали не только люди, животные, но истосковалась по мирной жизни и сама природа.  

  Как и в рассказе М. Шолохова рассказ КуулараОргу «Братья» начинается смертью и ею же заканчивается. Но в первом случае автор неслучайно в конце рассказа рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, хоть и призрачной. Во втором случае в конце произведения автор ставит многоточие, что усугубляет весь драматизм происходящих событий, т.е. призывает нас задуматься, остановиться пока не поздно.

  Таким образом, авторов волнует одно- что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

  Недолго продолжалась гражданская война, но как она искалечила людей. Как на глазах звереют люди. Родные друг другу люди охотятся друг на друга. Пар-оол, как хищник, поджидающий добычу, ждет своего брата. Николка, как за хищником, идет по следам атамана. Главные герои рассказов ожесточились, озлобились, не осталось у них родственных связей.

  В наше трудное время, когда здесь и там вспыхивают междоусобные войны,  эта тема особенно актуальна. Гражданская война – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. (Вернуться к эпиграфу урока).

Т.е. наши герои оказались в мире, расколотом надвое. Гражданская война – это трагедия не только всей страны, это трагедия каждой отдельно взятой семьи.

Домашнее задание: написать сочинение «Тема гражданской войны в русской и тувинской литературе».

Использованная литература.

  1. Бирюков Ф.Г. Шолохов «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам» 2-е изд.-М:изд.МГУ, 2000.
  2. Шолохов М.А. Донские рассказы. Собр.сочинений т.1. М, 1956.
  3. Оргу К.Х. Родная литература.  «Братья»  6 класс. 1983.
  4. Тимофеева Л.И. «Краткий словарь литературоведческих терминов.
  5. Статья   К.  Март-оола  «100  лучших людей ХХ века»
  6. Руднев  П.  И.  «Гражданская  война  в лирике и прозе» том 1. 2001г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Проблема в рассказе музыка лиханова
  • Проблема в потребности в друге сочинение
  • Проблема благодарности сочинение берггольц
  • Проблема бесчеловечности войны сочинение
  • Проблема бережного отношения к старине сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии