Проблема в сказке колобок

Проблемы текста Проблема выхода во внешний мир не подготовленного к нему ребёнка. Проблема доверия внешнему миру. ( Почему родители боятся отпустить детей во взрослую жизнь?) 2.Проблема страха детей перед взрослой жизнью. (Откуда берётся этот страх? Настолько и страшна взрослая жизнь?) 3. Проблема смерти и судьбы – и тщетности борьбы с ней (колобка хотел съесть дед, медведь, волк, заяц, лисица). Бороться бесполезно (но хотя бы мир посмотришь). 4. Проблема неадекватной самооценки, самоуверенности, хвастовства. Проблемы текста

Проблемы текста

  • Проблема выхода во внешний мир не подготовленного к нему ребёнка. Проблема доверия внешнему миру.

( Почему родители боятся отпустить детей во взрослую жизнь?)

2.Проблема страха детей перед взрослой жизнью.

(Откуда берётся этот страх? Настолько и страшна взрослая жизнь?)

3. Проблема смерти и судьбы – и тщетности борьбы с ней (колобка хотел съесть дед, медведь, волк, заяц, лисица). Бороться бесполезно (но хотя бы мир посмотришь).

4. Проблема неадекватной самооценки, самоуверенности, хвастовства.

Проблемы текста

Проблема взаимоотношений родителей и детей относится к числу вечных, над которыми человечество размышляет на всём протяжении своего развития. Поднимается она и в русской народной сказке «Колобок». Что правильнее: жить ценностями своей семьи , помнить о связях с родом и искать свой собственный путь, покинув свой дом и забыв о своих родителях?

В поисках ответа на поставленные вопросы автор сказки (кто бы он ни был- отдельная личность или народ в целом) противопоставляет жизнь Колобка в семье в начале повествования и самостоятельный путь героя , завершающийся трагическим финалом.

Начинается сказка с диалога деда и бабы и сцены изготовления Колобка (предложение 1-5), из которых читателю (или слушателю) становится ясно , как трудно давалось создание Колобка, как много сил и ресурсов вложили в него родители. Они отдали ему последнее, в семье Колобок был окружён заботой, он может не работать, а лежать на окне.

Затем Колобок совершает побег и первое время пользуется теми ресурсами, которые вложили в него родители (например, он идеально круглобок, что позволяет ему ускользать от целого ряда недругов). Однако отсутствие должного опыта , самоуверенность и неразборчивость в людях (а животные в сказках олицетворяют людей) приводят Колобка в пасть обманщицы-лисы. Мы понимаем, что это происходит неслучайно, а финал- закономерное следствие необдуманного выбора , сделанного юным Колобком.

Противопоставляя начало и финал сказки, слушатель делает вывод о том, что преждевременный разрыв связей со своим родом может лишить человека нужного для жизни опыта.

Я полностью согласен с автором. Родители — моя опора в жизни. Они много лет дают мне тепло и заботу, учат меня жизни, оберегают меня от опасностей. Я чувствую, что скоро мне придётся жить самостоятельно, но не собираюсь рвать связи со своими родителями. Я не похож на героя романа Тургенева «Отцы и дети»- Базарова, который много лет не возвращался в родной дом, а приехав в него, выдержал всего три дня и уехал. Ему не о чем было разговаривать со своей матерью -а я, напротив, очень люблю обсуждать с родителями разные вопросы и просто наслаждаюсь каждой минутой нашего общения.

Позиция автора не заявлена прямо, но она вычитывается из всего хода повествования: человек должен помнить о своих родителях, не пренебрегать связью с семьёй и прокладывать свой собственный путь, опираясь на традиции.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку Проблема-1 балл. Комментарий (как автор пришёл от проблемы к её решению?) -связь между двумя точками зрения, обозначенными в проблеме, примерами, аргументами (противопоставление, сопоставление, вывод, следствие)- 1 балл; приводим пример 1 + объяснение- 1 балл; приводим пример 2+ объяснение- 1 балл; завершаем тем, что чего автор добился; - анализ связи (противопоставление, сопоставление, вывод, следствие). Зачем это нужно было автору? -1 балл. 3. Авторская позиция (ответ на вопрос, который мы задали. Его видение этой самой проблемы)- 1 балл. 4. Моя позиция + аргумент из литературного текста- 1 балл. мит

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

  • Проблема-1 балл.
  • Комментарий (как автор пришёл от проблемы к её решению?)

-связь между двумя точками зрения, обозначенными в проблеме, примерами, аргументами (противопоставление, сопоставление, вывод, следствие)- 1 балл;

  • приводим пример 1 + объяснение- 1 балл;
  • приводим пример 2+ объяснение- 1 балл;
  • завершаем тем, что чего автор добился;

— анализ связи (противопоставление, сопоставление, вывод, следствие). Зачем это нужно было автору? -1 балл.

3. Авторская позиция (ответ на вопрос, который мы задали. Его видение этой самой проблемы)- 1 балл.

4. Моя позиция + аргумент из литературного текста- 1 балл.

мит

Содержание статьи

  • Главная мысль сказки
  • Чему сказка учит?
  • О необходимости слушаться родителей
  • О том, что не следует доверять незнакомцам
  • Об умении отличать добро от зла
  • О вреде хвастовства
  • О вреде хитрости
  • Избегать неприятностей
  • Уметь преодолевать любые препятствия
  • Вопросы для обсуждения сказки вместе с детьми

Родителям важно учить ребенка обращать внимание на то, чему учит то или иное произведение. Им важно учить его обращать внимание на то, какие поступки совершают сказочные герои. Школьнику необходимо уметь делать правильные выводы, а также рассуждать, что в сказке понимается под добром, а что под злом. Особенно важно детям понимать смысл сказки «Колобок», которую они все читают еще в дошкольном возрасте.

Колобок

Главная мысль сказки

Кратко сюжет произведения можно изложить следующим образом. Главный герой убежал от бабы и деда, которые испекли его, и отправился в странствие. На пути ему встретилось несколько зверей. Всех из них он обманул. Но в итоге его перехитрила Лиса. Конец печален – Колобок был съеден хитрой Лисицей.

Основной смысл сказки в том, что никогда не стоит переоценивать свои силы. Если ты считаешь себя умнее других, то это неизбежно приведет тебя к беде. В жизни всегда может найтись тот, кто умнее и хитрее тебя. Отсюда вытекает следующая мысль: самонадеянность и зазнайство до добра не доводят.

Чему сказка учит?

В «Колобке» сразу много важных поучений, которые детям полезно усвоить. В произведении сразу несколько глубоких посылов.

О необходимости слушаться родителей

Первое, чему учит сказка «Колобок», — это необходимость уважать своих родителей. Непослушание часто приводит к беде. Главный герой не хотел слушать бабу и деда, самонадеянно убежав из дома. В конце сказки становится понятно, что идея убежать из дома была неправильной. Желание главного героя освободиться от опеки родителей дорого ему обошлось: его в итоге съела Лиса.

Лесные звери из сказки колобок

Если бы персонаж слушался своих бабку и деда, то с ним не случилась бы беда. Сказка учит детей уважать родителей, слушать их и не убегать из дома. Но в «Колобке» имеется и посыл к самим родителям. Им необходимо внимательнее следить за своими детьми. Из-за недосмотра подросток может оказаться в опасности.

О том, что не следует доверять незнакомцам

В сказке герою по пути встретилось немало лесных обитателей. Со всеми он вступал в разговор. При этом каждый из зверей имел недобрые намерения по отношению к главному герою. Колобок действовал самонадеянно, пытаясь разговаривать и дразнить зверей.

Колобок и медведь

После прочтения можно сделать вывод о том, что ребенку не следует разговаривать с незнакомыми ему людьми. Никогда нельзя знать, что у них за намерения. Многие незнакомцы опасны и могут навредить ребенку. Важно также не верить всему тому, что говорят чужие люди. Так они могут пытаться втереться в доверие, чтобы потом обмануть.

Об умении отличать добро от зла

В сказке про Колобка заложена мысль о хорошем и плохом и о важности уметь различать эти понятия. Дед и бабка в произведении выступают добром. Они положительные персонажи, поскольку не желают зла Колобку, которого они сами испекли. Они относятся к нему как к ребенку.

Лесные звери из сказки колобок

Сам главный герой тоже рассматривается как положительный персонаж, но у него есть свои недостатки. Из-за них он и поплатился жизнью. Лесные звери являются олицетворением зла. Они сразу показывают себя с плохой стороны, поскольку хотят съесть главного героя.

Сказка учит детей видеть в других людях добрые и злые намерения. Она показывает, что может произойти, если связаться с теми, кто стоит на стороне зла.

О вреде хвастовства

Суть сказки кроется также во вреде хвастовства. Главный персонаж был слишком высокого мнения о себе. Его зазнайство погубило его. Произведение учит детей быть скромнее, не считать себя умнее других и не переоценивать свои возможности. В противном случае ребенка может постичь неудача.

Заяц и колобок

О вреде хитрости

В «Колобке» хитрость преподносится как главное отрицательное качество не только Лисы, но и самого главного героя. Лисица в произведении выступает собирательным образом. В ней сочетаются и хитрость, и лесть, и лицемерие. Она обманула Колобка, усыпив его бдительность лживыми комплиментами. Главный герой поверил им и попал в беду.

Русская сказка Колобок

Сам главный персонаж тоже хитер. Он обманул всех зверей, которые встретились ему до Лисы. Он наивно полагал, что хитрее всех. Но просчитался. Мораль в том, что хитростью не всегда удается добиться всех своих целей. Обязательно найдется тот, кто хитрее и проворнее. Сказка учит детей не верить лести. Часто все сказанное не является правдой, а многие люди, считавшиеся друзьями, на деле оказываются врагами.

Избегать неприятностей

По ходу всей сказки главный герой сильно рискует, общаясь со зверями, которые пытаются его съесть. В «Колобке» заложена большая мудрость. Она заключается в том, что не нужно хорохориться перед другими и нарываться на неприятности. Иногда лучше не создавать себе их, а при необходимости проявить сноровку.

Дедушка, бабушка и колобок

Произведение учит и тому, что порой лучше воспользоваться своим преимуществом, если есть угроза опасности. Так, иногда в случае неминуемой беды лучше всего попытаться убежать от недоброжелателя.

Уметь преодолевать любые препятствия

В «Колобке» заложен еще один смысл. Главный герой хоть и поступает неправильно и безрассудно, но он смел. Сказка учит не бояться трудностей и при любой опасности сохранять самообладание.

Вопросы для обсуждения сказки вместе с детьми

По сказке можно задать ребенку много вопросов. Они должны быть составлены так, чтобы подросток смог ответить на них развернуто. Это разовьет воображение у него, а также даст ему возможность сделать правильные выводы по сюжету произведения.

Колобок и медведь

Можно задать ребенку и затем обсудить вместе с ним следующие вопросы:

  1. Правильно ли сделал Колобок, решившись убежать от деда с бабкой? Почему он не послушался их?
  2. Что было бы, если герой не стал убегать из дома? Спасло ли бы это его от съедения Лисой?
  3. Нравится ли Колобок как главный персонаж сказки? Что в нем хорошего, а чем он не нравится?
  4. Почему именно Лисе удалось съесть Колобка? Какими качествами она обладает?
  5. Хороший или плохой персонаж Лиса?
  6. Почему Колобок считал себя умнее и хитрее всех? Правильно ли он делал, когда хорохорился перед зверями, которые попадались ему по дороге?
  7. Кто из персонажей больше всех нравится? Хотелось бы обладать такими же качествами?
  8. Кого в произведении можно считать добрыми персонажами, а кого злыми? Почему?
  9. Нравится ли финал? Что бы хотелось изменить в нем?
  10. Какое продолжение можно было бы придумать?
  11. Как сложилась бы судьба героя, если б его все же не съела Лисица?
  12. Можно ли считать главного героя слишком доверчивым и наивным? Хорошее ли это качество?
  13. Можно ли считать Колобка послушным? Надо ли в жизни быть таким?
  14. Можно ли так же, как это сделал Колобок, без спроса уходить гулять из дома?

Важно поинтересоваться у ребенка, понравилась ли ему данная русская народная сказка. Будет хорошо, если подросток сам сделает правильные выводы по всему сюжету и подробно аргументирует их.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Колобок

Анализ сказки Колобок

Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным, поэтому решает спрыгнуть с окна и отправиться в путешествие.

Он катиться по разным дорожкам, встречает других героев, но от всех благополучно сбегает и отправляется дальше. Каждому из героев он поет странную песенку, благодаря которой его каждый раз отпускают. Но только лиса делает вид, что она его не слышит, поэтому решает не отпускать его, поэтому лиса его съедает. Она не ведется на разговоры колобка, поэтому решает поступить по-своему. У Лисы собственное представление об окружающем мире, поэтому она не намерена слушать Колобка.

Ключевыми героями в произведении является Лиса и Колобок, оба героя являются противоположностями друг друга. Если Лиса – это олицетворение хитрости и ласковости, она готова сделать все, чтобы добиться поставленной цели, то Колобок добродушный и простой парень, достаточно смелый и предприимчивый. Герои встречаются, но в их противостоянии побеждает тот, кто оказывается хитрее.

Данная сказка показывает, что необходимо больше пользоваться своими мыслительными процессами, а не говорить. Колобок же поступал наоборот, поэтому и остался в проигравших. Он не предположил, что Лиса может сделать собственный выбор и путешествие Колобка закончится.

Несмотря на то, что сказка предназначена для младшего и среднего школьного возраста, мораль в ней содержится намного глубже.

Колобок не стесняется своего происхождения, он постоянно говорит, что его смели по сусекам, но при этом данный факт его не радует. Это просто позволяет ему спастись от рук обманщиков животных.

Лиса же плохо слышит, кроме того у нее достаточно плохой вкус, что не заставляет ее задуматься о том, что колобок приготовлен из некачественных продуктов и что данная затея может закончится для нее далеко отрицательно.

И в последнем случае разговорчивость Колобка приводит его к смертельному исходу.

Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты отправляешься в дальнюю дорогу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится дальняя дорога и к чему может привести необдуманные поступки.

Анализ №2

Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.

Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.

Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.

Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.

Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.

Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Колобок

Анализ сказки Колобок

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Глинке

    Глинка – русский классик. До его появления на музыкальном олимпе в России слушали иностранную музыку. С начала его деятельности стали говорят о музыкальном импортозамещении.

  • Анализ произведения Трудно быть богом Стругацких

    Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие

  • Что произойдет после приезда настоящего ревизора сочинение

    Комедия «Ревизор», написанная Гоголем, заканчивается на интригующем моменте. Все чиновники узнали о том, что приедет подлинный ревизор. Его приезд был ужасным событием для городничего и чиновников.

  • Почему важно сохранять памятники культуры Итоговое сочинение

    Выражение «Памятник культуры» происходит от слова «память». Мраморные статуи, изображающие человека или группу людей, создаются для того, чтобы сохранить моменты прошлого в наших воспоминаниях

  • История создания романа Пушкина Капитанская дочка история написания

    А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течении трех лет (с 1833 по 1836 год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания

НОВЫЙ ПОДХОД

Развитие навыков критического мышления
при подготовке к ЕГЭ, или
«Звездная болезнь» Колобка

Современные социально-экономические и
общественно-политические изменения в обществе
ставят учителя перед необходимостью развивать у
своих учеников способность критически мыслить.
Критическое мышление позволит им успешно
справляться с требованиями XXI века, поможет
глубже понять то, что они изучают и делают. В
последнее время многие учителя обращаются к
технологии развития критического мышления через
чтение и письмо (РКМЧП).

Один из идеологов этой программы,
преподаватель американской литературы
профессор Дэвид Клустер (США), который являлся
добровольцем РКМЧП в Чехии и Армении, определил 5
особенностей критического мышления.

Во-первых, критическое мышление
самостоятельно, поскольку мышление может быть
критическим только тогда, когда оно носит
индивидуальный характер, то есть каждый ученик
формулирует свои идеи и убеждения, дает свои
оценки фактам и событиям, высказывает свое
мнение. При этом собственное мнение не
обязательно должно быть совершенно
оригинальным: критически мыслящий человек не так
уж редко разделяет чью-то точку зрения.

Во-вторых, информация становится отправным
пунктом критического мышления и не является его
конечной целью. Ведь чтобы дать собственную
оценку чему-то, необходимо сначала накопить
знания, факты, идеи, теории, гипотезы, связанные с
данным вопросом.

В-третьих, критическое мышление начинается
с постановки вопросов или определения проблем,
которые необходимо решить. Конечно, было бы очень
неплохо, если бы это многообразие проблем и
вопросов ученики могли «разглядеть»
самостоятельно, но чаще учеников этому
приходится учить. Поэтому при подготовке к
занятиям учитель сначала сам определяет круг
рассматриваемых проблем, а когда дети готовы к
самостоятельной деятельности, помогает им четко
их сформулировать.

В-четвертых, любое, даже самое оригинальное,
мнение не должно быть голословным, то есть
критическое мышление стремится к убедительной и
веской аргументации. Здесь уместны и личный или
чужой опыт, и литературные реминисценции, и
контраргументы, и признание иных точек зрения.
«Критически мыслящий человек, – утверждает Д.
Клустер, – вооруженный сильными аргументами,
способен противостоять даже таким авторитетам,
как печатное слово, сила традиции и мнение
большинства, им практически невозможно
манипулировать».

В-пятых, критическое мышление социально.
Несомненно, что всякая мысль, идея проверяются и
оттачиваются, если ими поделиться с другими.
Когда мы обмениваемся мнениями, спорим,
обсуждаем, мы уточняем и углубляем собственную
позицию или понимаем и признаем её ошибочность.
Как сказал один философ, «совершенство может
быть достигнуто только в чьем-либо присутствии».

Все пять особенностей критического мышления
могут воплощаться в различных видах учебной
деятельности, и использоваться могут многие
методические приемы, но самым эффективным из них
является письменная работа – написание эссе.

Именно написание эссе является одним из
заданий ЕГЭ по русскому языку. Смысл этого
задания можно выразить следующими словами: «Я
пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это
свободное письмо по предложенному авторскому
тексту, в письме ценятся самостоятельность,
умение понимать проблемы текста, проявление
индивидуальности, оригинальность решения
проблем, достаточная аргументация и
лаконичность. Но ни для кого не секрет, что это
задание является самым сложным этапом работы над
заданиями ЕГЭ по русскому языку.

Первые четыре критерия оценки выполнения
задания с развернутым ответом (так правильно
называется часть «С» ЕГЭ по русскому языку)
таковы:

К1 – формулировка проблем исходного текста;

К2 – комментарий к сформулированной проблеме;

К3 – отражение позиции автора исходного текста;

К4 – аргументация экзаменуемым собственного
мнения по проблеме.

В добавление к этому необходимо соблюсти
этические нормы и фактологическую точность.
Таким образом, становится очевидным, что при
выполнении этого задания ученики должны
продемонстрировать умение критически мыслить.

Задача, несомненно, сложная, поэтому учеников
необходимо учить тому, чтобы все перечисленные
позиции были воплощены в эссе.

Хочется остановиться на первом этапе работы,
одном из самых важных при написании эссе: как
правильно понять исходный авторский текст? Это
непростая задача, тем более для учеников с разным
уровнем мышления, интеллектом и подготовкой.
Можно предложить ученикам воспользоваться
универсальной схемой-вопросником, знакомой
многим преподавателям.

1. О чем текст? (Узнаешь тему)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь
проблемы)

3. Над каким вопросом автор размышляет больше
всего? (Увидишь основную проблему)

4. Зачем автор написал текст? (Определишь цель)

5. Как автору удалось помочь тебе определить
цель? (Увидишь роль языковых средств)

6. Почему были использованы именно эти языковые
средства? (Увидишь уместность их и особенности
авторского стиля)

7. Как сам автор отвечает на поставленный им
вопрос? (Увидишь авторскую позицию)

Эта схема отлично работает для всех видов
текстов: и для художественных, и для
публицистических. Однако на первый взгляд она
кажется скучной и неинтересной. Для того чтобы
мотивировать учеников к деятельности, можно
предложить отработать эту схему на
произведениях, известных всем, например, русской
народной сказке «Колобок».

Итак, первый вопрос: о чем текст? Договариваемся
сразу, что это будет слово или словосочетание. «О
Колобке, о животных, о том, как Колобок ушел из
дома, о хитрой Лисе» – первые высказывания не
очень оригинальны. В конце концов мы определяем,
что текст о путешествии Колобка. Это тема.

Далее второй вопрос. Тут уже была предложена
масса вариантов ответов:

– проблема отцов и детей (Колобок ушел от
бабушки и дедушки без спроса);

– проблема бездетности (происхождение
Колобка);

– проблема зазнайства (Колобок был
недоброжелателен по отношению к животным);

– проблема ума (только глупое существо может
уйти в неизвестный мир и залезть Лисе на нос);

– проблема наказания за гордость (Лиса съела
обнаглевшего Колобка) и т.д.

При
работе над третьим вопросом обращаем внимание на
то, что в сказке повторяется несколько раз одна и
та же ситуация: Колобок встречается с животными,
которые хотят его съесть, но он весьма наглым
образом от них уходит, очень уверенно и
совершенно без страха. Значит, у него завышена
самооценка. Это и есть основная проблема текста.
Для учеников это всегда является открытием.

Четвертый вопрос. Все бы хорошо, да вот только
«пафосного» Колобка в финале сказки съедает
Лиса, то есть ни к чему хорошему его
самоуверенность не привела. Значит, автор хотел
предупредить читателей, что завышенная
самооценка ведет к потере бдительности и
осторожности, а следовательно, к трагедии. Это и
есть цель текста, или его основная мысль.

Отвечая на пятый и шестой вопросы, мы пытаемся
разобраться, что же помогло нам понять
настроение Колобка и его отношение к себе и
окружающим. Конечно, его слова о том, что он «от
бабушки ушел и от дедушки ушел». (Кстати, ребята
не всегда могут точно воспроизвести слова
Колобка, мы это сделали совместными усилиями).
Причем это не просто текст, это песенка. Почему же
именно песенка? Ответ очевиден: а что же еще может
Колобок, если у него нет ни рук, ни ног, ни
туловища? Только петь, это единственное, чем он
может гордиться.

В процессе подобной работы над сказкой
мыслительный процесс у учеников все более
активизируется. Никто даже предположить не мог,
что в этой знакомой с детства, всем известной
сказке, о назначении которой вряд ли кто
задумывался, может быть такой глубокий, а
главное, современный и актуальный смысл. Поэтому,
когда мы подошли к обсуждению седьмого вопроса –
определению авторской позиции и авторских
аргументов, – вариантов было очень много, и один
оригинальнее другого:

«Автор (он же народ – мы это помнили) осуждает
подобное поведение Колобка, потому что

– он погиб, никому не принеся пользы;

– он заболел «звездной болезнью», и это привело
к трагедии;

– он обидел животных;

– он не такой как все (одна голова) и от этого
возгордился;

– он разбил родительские сердца;

– он слишком высоко вознесся над другими» и т.д.

Все
эти аргументы нисколько не противоречили
авторскому тексту, и в результате ученики очень
серьезно и глубоко проанализировали
предложенную сказку. Следствием этой работы
явилось желание ребят самим разобрать
какую-нибудь сказку по данной схеме, то есть
ученики заинтересовались методом критического
мышления.

Задача оказалась выполненной, деятельность
учащихся активизирована, «вызов» брошен. И
подобным образом можно отрабатывать все части
эссе.

Если перефразировать высказывание академика
Дмитрия Сергеевича Лихачева о секрете
интересного выступления, то получится
замечательная формула успешного эссе: ученику
«должно быть интересно изложить свою точку
зрения, убедить в ней», авторский текст «должен
быть для него самого привлекательным, в какой-то
мере удивительным».

Надо сказать, что в письменной работе, в
частности в написании эссе, наиболее полно
реализуется процесс критического мышления как
для ученика, так и для учителя. На письме процесс
мышления становится как бы «видимым», а
следовательно, доступным для того, кто будет эту
работу читать и оценивать. Пишущий всегда
активен, он мыслит самостоятельно и пользуется
при этом всем багажом знаний, которые у него есть.
Он выстраивает аргументацию для подкрепления
своего мнения. Хорошая письменная работа, вне
зависимости от её вида и жанра, содержит в себе
решение некоторой проблемы и предлагает
найденный ответ читателям. Кроме того,
письменная работа уже по природе своей носит
социальный характер, поскольку пишущий всегда
ориентируется на того, кто будет его работу
читать. Конечно, для учащихся письмо – самая
трудная часть учебного процесса, но оно и самое
эффективное средство обучения критическому
мышлению.

Е.В. СТАНОВОВА,
АНО «Школа “Премьер”»,
г. Москва

  • Проблема в рассказе музыка лиханова
  • Проблема в потребности в друге сочинение
  • Проблема благодарности сочинение берггольц
  • Проблема бесчеловечности войны сочинение
  • Проблема бережного отношения к старине сочинение