Проблематика и идейный смысл комедии грибоедова горе от ума сочинение рассуждение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Темы и проблемы комедии Горе от ума

Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Пьеса «Горе от ума», которое было написано А.С. Грибоедовым актуально до сих пор. Автор поднимает проблемы того времени, такие как крепостное право, а также чинопочитание, кроме этого он говорит о нравственных ценностях, любви, желании обрести крепкую семью и другие проблемы. Он полноценно описывает происходящее с 1810 до начала 1820-х годов.

Центральной является проблема ума. Первоначальным названием произведения является история «25 глупцов и одного умного человека». Чацкий является достаточно умный человеком, который вызывает зависть у окружающих людей. Поэтому Фамусовское общество изгоняет его из своего круга, потому что его мнение расходиться с мнением окружающих его людей. Отсюда появляется и горе.

С этой проблемой тесно связана и другая, это проблема воспитания и образования, а то время считалось, что образование – это развлечение века прошедшего, и не стоит тратить время на то, что можно считать опасным.

Еще одной проблемой, которую рассматривает Чацкий становится проблема чести. Ведь Чацкого, которые обладает достаточно честью общество изгоняет, при этом вполне общается с Молчалиным, который является самым настоящим лжецом и льстецом, готовым поклоняться остальным людям.

С другой стороны, Чацкий всегда думает о жизненных ценностях, ему приходиться бороться с собой, он не видит смысла жизни в обществе, которое заставляет его жить в веселье и праздности, он привык служить обществу и прививать ему высокие идеалы, которое оно принимать не хочет.

Здесь возникает и другая проблема, Молчалин является человеком, который готов на все, чтобы чиновники могли чувствовать себя на высоте. Отец с детства внушал ему, что всем чиновникам нужно угождать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице. Он и Софью, которая его любит, использует только для собственного продвижения, он не задумывается о чувствах девушки.

Чацкий же не может принять такого отношения к чинопочитанию и желанию продвинуться по карьерной лестнице.

Грибоедов думает также о развитии национальной культуры, ведь Фамусовское общество во всем подражает зарубежью. Чацкий относится к зарубежному совершенно по-другому, он не против перемен к лучшему, но испытывает определенный патриотизм и отношение к родине, он готов брать из-за границы только инновационные технологии, которые могут помочь продвижению отечественной науки.

При этом само фамусовское общество живет по старым устоявшимся принципам, которые нельзя свергнуть, поэтому автор поднимает проблемы крепостного права, век, который давно минул, оставил традиции не считать крепостных за людей и обменивать их при игре в карты, или при любом другом удобном случае.

Проблематика произведения (2 вариант)

Пьеса «Горе от ума» А. С. Грибоедова актуальна и на сегодняшний день. Автор обозначает не только проблемы современности, но и все остальные человеческие темы в целом. Такие как семья, отношения, манеры и образование. Он превосходно точно охарактеризовал период начала девятнадцатого века.

Главная проблема данной пьесы – проблема ума, написанная ещё в заголовке произведения. Автор с иронией относится к своему произведению. Умным людям, таким как Чацкий, всегда завидовали, и будут завидовать «главари» общества. Общество Фамусова часто избегало Чацкого, так как считали его странным, хотя сами они не были умными. Только ум, соединившийся с честностью, мог стать началом всех недопониманий для других. Поэтому и горе от ума.

В пьесе также применяется проблема чести. Самого верного и честного героя недопонимают и выгоняют из общества, оставляя там лишь Молчалина и других лжецов.

Из всех героев самый молодой – это Молчалин. Он имеет немного другие, более современные взгляды на жизнь, чем остальные. Его мнение почти схоже с фамусовским. Он верен старому идеалу помещика-крепостника. После потери своей репутации, к нему относятся как к хорошему последователю Фамусова. Из-за его ухаживаний в него влюбляется дочь хозяина дома, причём сам Молчалин ничего к ней не чувствовал, а только лишь хотел из-за этого, несмотря на чувства девушки, остаться на своём «престижном» месте.

Всех персонажей данного произведения, кроме Чацкого, можно охарактеризовать так: страсть к деньгам и чинам, преимущественно чужая позиция. Главному герою сложно понять их склад ума.

Софья – как раз та девушка, влюблённая в Молчалина, который поступает с ней нечестно.Девушка безответно влюблена в Мочалина. Но он очень подло относится к ней, так как хочет получить более высокое положение в обществе.

Все проблемы, происходящие с героями пьесы стоит рассматривать как противопоставление ума и безумия. Все действия происходят между старыми жизненными устоями и современными идеями Чацкого.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что Чацкий не безумец, а общество, в котором он оказался не такое уж и глупое. К сожалению, просто у общества пока ещё другие взгляды на жизнь, хоть и немного старомодные.

Вариант 3

Проблематика вырождения элиты является для общества практически всегда актуальной, даже если на какой-то период элита остается целостной и действительно самой достойной частью общества, то со временем эта часть общества частично разлагается. Грибоедов в собственной комедии рассматривает во многом именно такую проблематику и упадок дворянского сообщества. Собственно, и название говорит об этом и сам автор, который называл свое произведение историей про 25 глупцов и одного умного человека.

Главный герой рассматривает проблему того как один человек оказывается в обществе глупцов, а эти глупцы оказываются лучшими представителями своего общества. Как минимум номинально они являются лучшими в своем обществе и представляют дворянство, но, по сути, обладают массой пороков и эти пороки плодят. Проблематика бюрократии, плохое воспитание, чрезмерное честолюбие, либерализм, декабризм, страсть к европейской культуре – такие и подобные темы затрагиваются в этом произведении.

Конечно, произведение отталкивается в основном от главного персонажа, который обладает незаурядным умом и именно этот ум приносит основные беспокойства. Грибоедов указывает на то как прогрессивные идеи приносят вред обладателю этих идей.

Как ни странно, но прогрессивные идеи могут погубить обладателя этих идей и на самом деле оказываются вредными, хотя и могли бы приносить пользу. Однако, ситуация практически всегда выглядит именно такой, когда меняются эпохи и поколения. Смена практически всегда проходит через определенный стресс и преобразования.

Представителем предыдущего и отжившего общества является Фамусов, который видит в обществе наиболее существенным положение и деньги. Только тот, кто заслужил положение и капитал, является лучшим человеком по сравнению с остальными. Относительно таких идеалов Фамусов и строит собственное поведение и взаимодействие с остальными людьми.

В свою очередь Чацкий является представителем нового поколения, который стремится поставить в центр нравственной ориентации человека образование и культуру, какие-то более высокие идеалы. Чацкий является ориентированным на более эфемерные пространства, которые значительно менее практичны чем фамусовские идеалы. Этот представитель нового общества активно спорит с представителями старого поколения и на этом основывается практически все повествование.

Также читают:

Картинка к сочинению Темы и проблемы комедии Горе от ума

Темы и проблемы комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Скворцы Куприна

    В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы

  • Жизнь и творчество Валентина Распутина

    Валентин Распутин родился 15 марта в 1937 году в Иркутской области. Был активным общественным деятелем, писал книги и публицистику. В двухлетнем возрасте переехал с семьей в деревню Аталанк.

  • Характеристика и образ Челкаша в рассказе Горького Челкаш сочинение

    Челкаш в одноимённом рассказе М. Горького натура колоритная. Он уже не молод, но ещё силён и ловок. Свой хлеб добывает трудом неправедным. Он босяк и вор, промышляет кражами в морской гавани

  • Тема любви в творчестве Маяковского сочинение

    Все сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика

  • Смешное и грустное в комедии Ревизор сочинение 8 класс

    Одной из великих комедий 19 века является произведение Ревизор русского писателя Н.В. Гоголя. В данном рассказе основной проблемой является произвол российских чиновников. Множество литераторов до сих пор спорят на тему того

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Темы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения)

Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова (проблематика произведения)

В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности.  Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь, семья, нравственные ценности, но и злободневные для того периода проблемы: крепостное право, чинопочитание, воспитание и образование. Он смог описать эпоху конца 1810-х – начала 1820-х годов.

Основная проблема произведения, заявленная в названии, — проблема ума. Автор называет свое произведение историей про «25 глупцов и одного умного человека». Умные люди, коим являлся Чацкий, всегда вызывали и будут вызывать ненависть у «царей» общества. Фамусовское общество изгоняет Чацкого, называя безумцев, хотя сами не блестят умом. Именно ум, соединяясь с искренностью и честностью, становится причиной его непонимания другими. Отсюда и горе от ума.

С проблемой ума тесно связана проблема воспитания и образования. Образование для «века минувшего» не только ненужно, но даже опасно.

Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.

Проблема жизненных ценностей – еще одна проблема, раскрывающаяся в произведении. Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить».

С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать. Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей. Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.

Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.

Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.

Таким образом, А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» поднимает самые разные проблемы, связанные не только с тем временем, но и с нашей современностью.

Вариант 2

Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная поднимаемая проблема в комедии — противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.

Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?

Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.

Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».

Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.

Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.

Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».

Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова присутствует очень много тем и проблем характерных для того времени. Именно из-за таких тем произведение запретили к печати, и не разрешалось ставить его в театре.

В произведении довольно много проблем. Грибоедов не боялся цензуры и рассмотрел все проблемы того общества. Нужно рассмотреть каждую тему и проблему отдельно. Для начала огромной проблемой того времени было крепостное право и то что помещики очень жестоко обращались с крестьянами. Ни один нормальный человек не мог спокойно терпеть крепостное право. Так же Грибоедову не понравилось воспитание, и как учат образованию дворян. Не должно быть то, что если у человека есть деньги, то он получит самое лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохое.

Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Можно сделать вывод что произведение «Горе от ума» связано с декабристами. Эта комедия полностью описывала восстание декабристов.

Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

Грибоедов затронул в произведение «Горе от ума» важную проблему это то, что старое общество никак не может принять людей из нового света. Это такие люди у которых свое мировоззрение непохожее на остальных людей того общества. Они живут свободной жизни и никак не зависят от мнения других людей. Им нравится их жизнь, и они не будут подстраиваться под других, чтобы их уважали и не унижали.

И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

Темы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения)

Темы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения)

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Положительные и отрицательные качества Печорина по главам

    Для многих читателей герой непонятен, но ему свойственны не только отрицательные черты, но и положительные. В первой главе Печорин ведет себя низко, бессердечно, забавляется с жизнями других.

  • Сочинение рассуждение Хамелеон по рассказу Чехова 7 класс

    Хамелеон очень удивительное животное. Это ящерица, которая быстро меняет цвет и сливается с природой. Ну если для насекомого это хорошо, то такого человека вряд ли назовем хорошим. Хочу Вам рассказать о чем это я

  • Анализ пьесы Горького На дне 11 класс

    Жизнь Максима Горького необычна. Посвятил он себя творчеству, его произведения глубоки по смыслу. Значительная книга писателя – это пьеса «На дне», написанная в 1902 году.

  • Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ

    Любовь к природе заложена в русском человеке с молоком матери, воспитанной и выросшей на произведениях великих поэтов, писателей, сказочников и художников.

  • Сравнительная характеристика Маруси и Сони (по повести В дурном обществе Короленко)

    Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о судьбах детей. Писатель противопоставляет ребят, живущих в достатке, нищим, которые не всегда имеют средства на пропитание, кров и одежду.

Не
будучи официально изданной, комедия
«Горе от ума» становится одним из
самых популярных произведений в России,
и прежде всего в кругу декабристов Это
было совсем не случайно: проблематика
комедии вполне отвечала идейно-нравственным
устремлениям декабристов. Членом тайного
общества декабристов Грибоедов не стал,
хотя весьма сочувственно относился ко
многим декабристским идеям и также был
оппозиционно настроен по отношению к
правительству. Не случайно декабристы
высоко оценили обличительный пафос
комедии и восприняли ее как поэтическую
декларацию идей декабризма.
Однако
особым качеством комедии Грибоедова
оказалось то, что глубина ее содержания
становилась все ощутимее с ходом времени.
С одной сторону, комедия осветилась
трагическим отблеском декабристского
восстания и обнажила принципиальную
глубину конкретно-исторического
конфликта. В столкновении пылкого
правдолюбца Чацкого с фамусовским миром
стала очевидной пропасть, отделившая
демократически настроенную интеллигенцию
от основной массы крепостнического
барства. Комедия Грибоедова стала ярким
художественным документом эпохи
декабризма. Таким образом, сюжетную
основу «Горя от ума» составляет
конфликт,
выражающий основное содержание своего
времени – столкновение «века нынешнего»
и «века минувшего».

главная
идея комедии “Горе от ума” —
революционная
:
обличение мракобесия, отмена крепостного
права, честь по уму, свобода личности.
Сам Грибоедов реализовался в этой
великой идее, поэтому и великий русский
поэт снял перед мертвым Грибоедовым
шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся
перед будущей свободой нашего Отечества!

Как истинно
великий национальный и народный писатель,
Грибоедов ставил и разрешал в своем
творчестве основные, важнейшие вопросы,
связанные с жизнью и судьбами русского
народа. Комедия Грибоедова «Горе от
ума» сыграла выдающуюся роль в деле
общественно-политического и нравственного
воспитания нескольких поколений русских
людей. Она вооружала их на борьбу с
насилием и произволом, подлостью и
невежеством во имя свободы и разума, во
имя торжества передовых идей и подлинной
культуры.

Блестящий
ум автор произведения, воплощенный в
Александре Андреевиче Чацком, главном
герое комедий, беспощаден к тупым и
зажиревшим обывателям московского
«света», погрязшим в ленивой праздности
и ностальгии Но в глухо затворенные
двери особняков, где «предрассудки
стары», несущий передовые идеи
свободолюбия, просвещения, гуманизма.
Его представителем и является Чацкий,
впервые в нашей литературе бросивший
вызов обществу крепостников и
консерваторов.

Действие
грибоедовской пьесы развивается
стремительно. Избрав для сюжета.классический
«любовный треугольник»

и сохранив традиционную форму комедии
(действие происходит в одном месте —
особняке Фамусова в течение одного дня.
причем круг действующих лиц постоянен).
Грибоедов сразу дает нам понять:
личная интрига
уступает
место конфликту иного рода — социальному.
Тем не менее «тайна» Софьи открывается
Чацкому лишь в финале, вплоть до которого
он все еще на что-то надеется. Как знать,
не будь этой надежды, вступил бы он в
столкновение с Фамусовым. Скалозубом
и им подобными,. высказал бы то, что он
о них думает?.. Но он сделал это. Его
монологи, правда, пока еще предупреждения,
это еще только слова, но зато какие
слова!

Конфликт
развивается тем интереснее, что чисто
внешний на первый взгляд пустяк (реплика
раздраженной Софьи — типичная реакция
избалованного существа) сразу
подхватывается окружающими и раздувается
до социальных размеров. Сумасшествие
Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо
дает его представителям какой-то шанс
на свое оправдание. «Мечтатели опасные»
вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно
срывают маски лицемерного благополучия.
И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник
и любящий отец, не радушный и хлебосольный
хозяин, а безжалостный крепостник, враг
просвещения. Обладатель блестящего
полковничьего мундира Скалозуб — тупой
солдафон, «острослов» Репетилов — пустой
болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий
— наглый мошенник. А вокруг них — толпы
призраков наподобие графини-бабушки и
князей Тугоуховских…

Грибоедов
идеализирует своего героя, чьи искренние
монологи несколько длинноваты, а их
остроумие скорее пугает, чем убеждает
слушателей, собравшихся у Фамусова. Но
ведь слова Чацкого прозвучали в нашей
литературе фактически впервые! И не
просто смело, горячо, а умно, глубоко

Во все
времена были, есть и. вероятно, будут
свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары,
которые, прежде всего благодаря своему
блестящему и дальновидному уму, становятся
пророками в своем отечестве. Как правило,
это нарушает сложившийся общественный
порядок, «естественный» ход вещей, и
общество вступает с личностью в конфликт.

В комедии
«Горе от ума» писатель отражает
столкновения двух лагерей: лагеря
молодой
России,

представленного Чацким и лагеря жестоких
крепостников
,
представленного Фамусовым, Скалозубом,
Хлестовой, Молчалиным и другими. Этот
конфликт — не художественная выдумка
автор произведенияа, он показывает в
пьесе поколение будущих декабристов,
которые проникнуты любовью к родине и
к народу, они революционеры, которые
борются с нравственным насилием над
личностями. В произведении против этого
выступает Чацкий. Он сын покойного друга
Фамусова, вырос в его доме, воспитывался
и учился вместе с Софьей. Чацкий человек
образованный, занимающийся литературной
работой: «Он славно пишет, переводит»,
служил на военной службе, имел связи с
министрами, три года был за границей,
это обогатило его новыми взглядами,
расширило кругозор, но не сделало его
поклонником всего иностранного. Борьба
между Чацким и фамусовским обществом
приобретает все более ожесточенный
характер, она оборачивается личной
драмой Чацкого, крушением его надежд
на личное счастье. Если Фамусов — защитник
старого века, времени крепостничества,
то Чацкий с негодованием говорит о
крепостниках, о крепостном праве. В
монологе «А
судьи кто?»

он гневно высказывается против милых
сердцу Фамусова порядков екатеринского
века, Идеал Чацкого не Максим Петрович,
надменный вельможа и «охотник поподличать»,
а независимая,
свободная личность
.
Для Фамусова же идеалом является
Скалозуб, рассматривающий службу, как
источник личных выгод. Чацкий же разрывает
связи с министрами, уходит со службы,
потому что он хочет служить Родине, а
не прислуживать начальству. «Служить
бы рад, прислуживаться тошно!» — говорит
он. Чацкий — за развитие русской культуры.
Он сам «искал ума» во время пребывания
на Западе, но он против пустого,
бессмысленного, слепого подражания
иностранцам. Чацкий отстаивает свободу
слов, мыслей, он считает, что каждый
человек вправе высказывать свое мнение.
В комедии Чацкий вынужден бороться сам.
Но среди внесценических образов
упоминаются единомышленники, разделяющие
его взгляды. Заканчивается комедия не
поражением Чацкого, хотя он и объявлен
сумасшедшим, у читающих не создается
впечатление того, что он побежден. Он
покидает Москву, чтобы примкнуть к
членам тайного общества, чтобы продолжить
борьбу за освобождение народа от
крепостного права.

Проблема
ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума» является ключевой. Само
название свидетельствует об этом. Говоря
о комедии, её тематике и образной системе,
Во все времена была актуальна проблема
ума и безумия. Объявлялись сумасшедшими
и зачастую оставались непонятыми
современниками умные, передовые люди
своего времени. Идеи, шедшие вразрез с
общепринятыми и проповедуемые передовыми
людьми современности, подвергались
гонению. 

Грибоедов
в своем произведении затрагивает эту
проблему неслучайно. Комедия «Горе
от ума» написана перед декабрьским
восстанием и повествует о реакции
общества на появление передового разума
в России. Первоначальное название
комедии было «Горе уму», затем автор
заменил его на «Горе от ума». 

Горе
от ума» заставляет задуматься о том,
нужен ли вообще Чацкому ум в такой
обстановке, и мы понимаем, что от этого
ума плохо и самому герою. То есть проблема
становится двусторонней. 

Но
на самом деле «горе» от ума Чацкого
не только ему самому, но и фамусовскому
обществу. Образованность и просвещение
наносят непоправимый удар старой Москве.
Мы видим, что один Чацкий довольно сильно
испугал всех присутствующих на вечере
у Фамусова, и лишь своим количеством
смогли они вытеснить «инородное тело»
из своего круга. Если же таких, как
Чацкий, будет много, то фамусовское
общество потерпит окончательное и
сокрушительное поражение. 

Итак,
«Горе от ума», при всей сложности
проблемы, даёт нам надежду на «просвещение
в конце тоннеля», если можно так
выразиться, в лице таких умных и
высокообразованных людей, как Чацкий.
И фамусовское общество выглядит чем-то
мертвенно-бледным и отмирающим в своих
попытках противостоять этому. 

44
Образ Чацкого гражданина патриота

 Время
создания комедии «Горе от ума» пришлось
на переломный момент в истории нашей
страны. После победы России в Отечественной
войне 1812 года молодое поколение дворян,
участвовавшее в этой войне, увидело,
что побеждённые народы Европы находятся
в лучшем положении, чем русский народ.
Стало понятно, что России необходимы
срочные реформы, и в результате этого
стали возникать различные тайные
общества будущих декабристов. 
    
Грибоедов знал все эти умонастроения
молодёжи и понимал необходимость реформ.
И именно эта тема противостояния «века
нынешнего» и «века минувшего» легла в
основу комедии «Горе от ума». 
    Главный
герой пьесы – это Александр Чацкий. В
его образе писатель воплотил черты
передового человека того времени, черты
декабристов из круга знакомых
Грибоедова. 
    Чацкий
– это человек новых взглядов, настоящий
граждан и патриот. Он – просвещённый
человек, тянущийся к свободе и
самосовершенствованию. Его отличают
такие черты, как любовь к своему народу,
критика крепостного права, патриотизм.
Чацкий отказывается служить государству,
говоря: «Служить бы рад, прислуживаться
тошно» — и видя в службе лишь раболепие,
чинопочитание и подхалимство. 

    Однако
Чацкий не одинок в своих стремлениях к
переменам! В своих монологах он употребляет
местоимение «мы», подчёркивая тем самым,
что таких людей, как он, много. И
действительно, княгиня Тугоуховская
вспоминает своего племянника, который,
можно сказать, пошёл по стопам
Чацкого:     Поэтому
у нас остаётся надежда, что Россия всё
же придёт к каким-нибудь положительным
переменам. 
    Чацкий
отстаивает свои взгляды, вступая в спор
с целым обществом, а не отдельными его
представителями. Он – борец, взывающий
к воцарению справедливости, отмене
крепостного права и разрушению
патриархального уклада жизни. Чацкий
всегда высказывается чётко, горячо и
страстно, а его монологи показывают
абсолютную непримиримость позиций двух
враждебных сторон: «века нынешнего» и
«века минувшего». Чацкий убеждён в своей
правоте и не нуждается в поддержке или
одобрении окружающих. Он просто пытается
донести до людей суть и необходимость
реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно
сказать, что Чацкий воплощает в себе те
мысли и идеи, которые были присущи
передовым людям того времени —
декабристам.

Главное
– это те общественные отношения, которые
существовали в России. Крепостное право
было ненавистно каждому свободомыслящему
человеку. Чацкий изображен в комедии
не просто как «свободы сеятель пустынный»
, а как будущий декабрист:

С
гневом и болью обличает он в своих
монологах ярых крепостников Чацкий –
гуманист, защитник свободы и независимости
личности. Особый гнев у него вызывают
помещичьи издевательства над личностью
крестьянина:

Чацкий
любит
народ
,
называет его «добрым и умным» , отсюда
его страдания о судьбе народа. Особенно
заставляют страдать Чацкого пороки
фамусовского общества. Это общество
тормозит всему передовому, преграждает
ему путь к народу. Особенно ненавидят
они просвещение:

То,
что общество яростно сопротивляется
воздействию благородных идей, наносит
удар по философии Чацкого и прибавляет
ему терзаний.

Идеал
видят эти люди в армии. Это порождение
эпохи Аракчеева, который видел в армии
оплот крепостничества. На скалозубах
держится крепостное право и трон, поэтому
они так дороги фамусовым и ненавистны
Чацкому.

Преклонение
вызывает и фрак иностранца, что также
больно видеть Чацкому. Чацкий выступает
против «пустого, рабского, слепого
подражанья» . Но когда Чацкий произносит
эти слова, все убеждаются, что он
сумасшедший.

Образ
Чацкого – образ гражданина в высоком
понимании этого слова. Рабской морали
фамусовых и молчалиных Чацкий
противопоставляет высокое понимание
чести
и долга
;
он готов служить Родине, ее интересам.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

. В этом также заключено страдание героя.
Высокое
понимание долга

– светлая сторона личности Чацкого.
Трагическая коллизия между долгом и
чувством обрывает трагически все в душе
Чацкого.

.
Он не терпит лжи и несправедливости.
Поэтому Александр Андреевич видит свой
долг и жизненное призвание в служении
Родине. Его возмущают те традиции,
которые сформировались в высшем обществе
в эти времена. Ему не нравится
низкопоклонство, он предпочитает
“служить делу, а не лицам”, не смешивает
“веселья или дурачества с делом”. Все
это не по душе Чацкому, поэтому он с
гневом обличает “негодяев знатных”
(фамусовское общество). 
Грибоедов
через образ Чацкого хотел показать то,
каким он представляет настоящего
патриота Родины. Человека, у которого
хватает смелости осуждать высшее
общество, выступать против царя и
крепостного права. Главный герой понимает
всю опасность своих слишком искренних
речей, но никогда не отступает от начатого
дела. Он точно знает, за что борется и
какова его цель в жизни. Он не теряется
в своих речах и действиях Чацкий боролся
за лучшие перемены в жизни простых
русских людей, за свободную жизнь, не
зависящую от “негодяев знатных”, для
которых характерны угодничество,
подхалимство, лицемерие и подлость. 
образ
Чацкого переплетается с самим образом
Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он
умен, ему не нравится политическое
устройство страны, поэтому он смело
вступает в бой за будущее своей Родины.
Таких людей мало найдется среди
“фамусовского общества”, которое
сформировалось в те времена. Это лишь
считанные люди. 
Единственное,
что удерживало Чацкого в доме Фамусова,
— это его любовь к Софии. После того как
он понял, что между ними нет взаимных
чувств, он решает навсегда покинуть
Москву… 
Своим
оружием Чацкий избрал слово. Какие
точные, меткие и беспощадные характеристики
дает он московским богачам: «к свободной
жизни их вражда непримирима», «…
грабительством богаты», «…
разливаются в пирах и мотовстве»! В
обличительных монологах Чацкий
поднимается до высокого гражданского
пафоса. Герой убежден в том, что нужно
судить о людях не по их положению и
богатству, а по деловым и нравственным
качествам.

В
силу этого Чацкий ненавистен обществу
как новый человек. И общество принимает
свои меры, чтобы его обезвредить —
возводит на него клевету. Разве смирится
оно с осуждением Чацкого системы
воспитания, когда молодежь презирает
свой народ, национальную культуру? Всю
страсть души вкладывает он в обличение
«пустого, рабского, слепого
подражанья».

Чацкий
осмелился «гласно объявлять» свои
здравые мысли, но таких-то людей и
ненавидят в обществе, называя «мечтателями
опасными», сумасшедшими. И не так ли
отнеслись бы к Чацкому, окажись cm среди
наших современников? До недавнего
времени всех инакомыслящих объявляли
сумасшедшими, упрятывали в психиатрические
больницы, выгоняли из страны, сажали в
тюрьмы.

Горе
Чацкого не только от ума, но и от любви.
Он узнал, что Софья его не любит. Но это
горе можно пережить. Полюби Софья другого
Чацкого, Александру Андреичу было бы,
безусловно, тяжело и больно, но он пережил
бы. Наибольшее страдание причиняет
Чацкому то, что именно Молчалин смог
стать героем Софьи. Вот где трагедия.
Страшно, что Софья в толпе мучителей,
среди тех, кто гонит и клянет. Чацкий
осознал, что находится в окружении
врагов, и никто, даже любимая девушка,
не понимают его. Сколько примеров
подобных драм можно наблюдать и сегодня!
Ведь и сейчас «молчалины блаженствуют
на свете», они любимы, потому что умеют
всем угодить.

Для
нас, нынешних, Чацкий остается прежде
всего русским человеком, осознавшим не
только свою национальную гордость, но
и высокие нравственные задачи
гражданина.

Время
Грибоедова — далекая от нас эпоха, но
смелая борьба патриота Чацкого против
всего отсталого, пошлого и низкого в
человеке и обществе вызывает сочувствие
и симпатию современного читателя и
зрителя.

Комедия
Грибоедова помогает нашей борьбе против
низкопоклонства перед всем иностранным,
против таких социальных явлений, как
карьеризм, стяжательство,
подхалимство/бюрократизм, раболепие,
напоминает о высоких нравственных
понятиях и целях, достойных русского
человека. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.03.201519.14 Mб17Sagach Galuna. Rutoruka.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Смысл комедии “Горе от ума”

А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» пытался продемонстрировать противоборство двух поколений, имеющих разные взгляды на жизнь. Данный материал, который поможет при подготовке к написанию сочинения «Смысл комедии «Горе от ума»», рассмотрит основной конфликт произведения по следующему плану: общественный конфликт, название комедии, любовная линия.

«Век минувший» и «век нынешний»

В основе комедии лежит конфликт между двумя поколениями.

«Век минувший» представлен фамусовским обществом. Это люди, которые привыкли к внешнему блеску, не задумываясь о нравственных ценностях. Для представителей фамусовского общества важно положение человека в обществе, его материальные средства и карьерный рост.

«Век нынешний» в грибоедовской комедии представлен образом Чацкого. Это человек прогрессивных взглядов на жизнь. Он уверен, что прислуживать кому-то – «тошно». Для него положение в обществе не имеет значения, он оценивает людей по их внутренним качествам.

Название

А. С. Грибоедов подчеркивает то, что Чацкий – умный и образованный человек, который несколько лет провел за границей, где приобрел много новых знаний.

По приезде на Родину Чацкий пытается изменить общество к лучшему, однако окружающие не готовы прощаться со своим привычным образом жизни, поэтому считают главного героя сумасшедшим.

При написании сочинения «Смысл названия «Горе от ума»» нужно отметить, что образованность Чацкого, его стремления исправить общественные принципы приводят героя к горю: он оказывается никем не понятым, на него клевещет его возлюбленная Софья, из-за чего ему приходится уехать из дома Фамусова.

Любовная линия

Комедия начинается любовным конфликтом. Говоря кратко, главный герой приезжает к Фамусову, чтобы увидеться после долгой разлуки с Софьей, которая в свою очередь любит другого – Молчалина. Возникновение в произведении двух любовных треугольников, связанных с образами Чацкого, Софьи, Молчалина и Лизы, помогает подчеркнуть комичность ситуации. Любовные линии помогают в раскрытии основного конфликта, связанного с противостоянием «века нынешнего» и «века минувшего».

Для фамусовского общества любовь не имеет никакого значения: Молчалин пользуется Софьей, чтобы добиться собственных целей. Чувства же Чацкого искренни и истинны, что вновь подчеркивает его нравственное начало.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл комедии «Горе от ума»», рассмотрит конфликт между Чацким и фамусовским обществом, который раскрывается прямо, а также с помощью названия комедии А. С. Грибоедова и через любовную линию.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

  • Проблематика добра и правды в пьесе м горького на дне сочинение
  • Проблема чтения книг сочинение
  • Проблема чести и достоинства в повести капитанская дочка сочинение 8 класс
  • Проблема чести и долга в произведении а с пушкина капитанская дочка сочинение 8 класс
  • Проблема чести и долга в произведении а с пушкина капитанская дочка план сочинения