Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть: о чем произведение?
- 4 Герои и их характеристики
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
- 9 Критика
История создания
«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.
Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.
Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».
Жанр и направление
Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете.
“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.
Суть: о чем произведение?
Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи.
Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги.
Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.
Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии.
В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают.
Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох.
Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.
Герои и их характеристики
Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.
ГЕРОЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Володя Королёв | Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться. |
Чечевицын | Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму. |
Иван Николаевич Королёв, отец Володи. | Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира. |
Мать Володи | Сочувствующий родитель и любящая супруга. |
Катя, сестра Володи. | Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте. |
Соня, сестра Володи. | Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати. |
Маша, сестра Володи, младшая в семье. | Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр. |
Наталья, нянечка в доме Королевых. | Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника. |
Темы
Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.
- Детство. Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.
- Дикий Запад. Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”.
Проблемы
Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:
- Инфантилизм. Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
- Жалость и ответственность. Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения.
Основная идея
Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна.
Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных.
Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним.
Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным.
На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».
Чему учит?
Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.
Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.
Критика
Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.
Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека.
Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».
Автор: Иван Шарков
Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Суть: о чем говорится в рассказе?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы и проблемы
- 6 Главная мысль
- 7 Чему учит?
История создания
Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.
Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.
Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.
Жанр, направление
«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.
Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.
Суть: о чем говорится в рассказе?
В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.
Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.
Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.
Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.
Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.
Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.
Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.
Темы и проблемы
Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.
В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.
Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.
Главная мысль
Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.
Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.
Чему учит?
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.
Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.
Автор: Нелли Зиновьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
В творчестве великого русского прозаика выделяется группа произведений, традиционно относящихся к «детским». Например, «Каштанка» или «Ванька». Рассмотрим одно из них.
Анализ рассказа «Мальчики» Чехова
В XIX в. на страницах газет публиковались и художественные произведения малых жанров. Чеховский рассказ увидел свет именно в публицистическом издании.
История создания
Произведение было напечатано в конце декабря 1887, в числе традиционных для рождественских праздников публикаций. Имело подзаголовок «Сценка» и псевдоним А. Чехонте.
Возможно, в написании рассказа сыграл роль случай, описанный И. Шмелевым. Он вспоминал, как с другом-гимназистом в московском парке играл в индейцев. Чехов, присоединившись к развлечению, предложил им «выкурить трубку мира».
Темы и проблемы, поднятые в рассказе
Чехов в «Мальчиках» дает анализ отношений миров детей и взрослых. Он показывает, что для героев в определенный момент взросления важны не ранг и карьера, а человеческие качества — смелость и решительность. Поэтому «кухаркин сын», на которого, как на стоящего на низшей ступени социальной лестницы, вначале не реагируют взрослые, для его друга — лидер.
В произведении поднимается проблема непонимания старшими поколениями особенностей душевных переживаний детей.
Важно, читая текст Чехова «Мальчики», анализ произведения сопрягать с эпохой написания. Автор запечатлел атмосферу и типические для данного времени характеры. Тогда юное поколение впитывало романтику Майн Рида. Писатель говорил об «изнеженном гимназисте», мечтающем о героике борьбы американских индейцев, что это порождение «доброкачественной заразы, которая распространяется… от подвига».
Сюжет и композиция
Анализ произведения Чехова «Мальчики» продолжим обращением к построению фабулы.
- Экспозиция — приезд Володи на рождественские праздники к родным. С ним — однокурсник Чечевицын.
- Завязка — описание необычного поведения Володи и его приятеля, очевидно связанных тайной. Дети перешептываются, и девочки стараются понять смысл происходящего.
- Развитие действия — «расследование» сестер Володи выявляет, что герои готовятся к побегу в Америку, при этом их брат явно колеблется, ему жаль покидать родных. Под напором Чечевицына они все же исчезают из дома. Родные в панике бросаются на поиски.
- Развязка — возвращение беглецов, задержанных полицией в Гостином дворе, где они собирались купить порох. Володя со слезами бросается к матери, его отец отчитывает подростков за легкомыслие. За гимназистом приезжает дама и забирает его домой.
Образы главных героев и их характеристика
В рассказе А. П. Чехова «Мальчики» анализ характеров персонажей показывает их различие и общность. Оба — гимназисты, что указывает на возраст: 8–10 лет. Объединяет мальчиков мечта о ситуации подвига, почерпнутой из книг американского писателя.
Отличия лежат в сфере личностных особенностей и социального статуса.
Имя есть только у одного героя: Володя Королев. Сочетание подчеркивает аристократическое происхождение. Фамилия Чечевицын символична — это неоднократно обыгрывается младшей сестрой Володи. Автор рассказывает, как она соотносит имя собственное с блюдами из чечевицы. «Чечевичная похлебка» в культурной традиции — символ бедной жизни. Так подчеркивается различие между мальчиками.
Портретные описания знаменательны, рассмотрим языковые средства:
Володя | Чечевицын |
|
|
Мы наблюдаем, что второй герой наделяется автором более значительными негативными характеристиками. «Кухаркин сын» для современников писателя — идиома, обозначавшая «детей из малоимущих слоев населения».
Взаимоотношения в семье для Володи важны, он боится расстроить близких, поэтому плачет и готов отказаться от затеи. Чечевицын не скучает по дому, видно, что его никто не ждет, семейный уют кажется чуждым, он напряженно ведет себя.
Пара героев явно иллюстрирует оппозицию: ведомый — ведущий. При этом симпатии автора на стороне Володи, как ребенка, не сознающего опасности своего поступка. Описание прощания Чечевицына с девочками подчеркивает его эмоциональную холодность: «лицо у него было суровое, надменное», у него не находится для них теплых слов. Девочки же им восхищаются, они считают его «необыкновенным, замечательным», героем. Здесь выявляется различие между детской и более зрелой оценкой событий.
У взрослого читателя финал рассказа вызывает сочувствие к Чечевицыну. Описание его отъезда, телеграмма, посланная «куда-то», приехавшая его забрать «дама, мать» содержит намек на возможные проблемы в семейных взаимоотношениях и одиночество мальчика.
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Анализ рассказа Мальчики
Анализ рассказа Мальчики Чехова сочинение
Рассказ «Мальчики» был написан автором еще под псевдонимом Антоша Чехонте в «Петербургской газете». Литературоведы полагают, что писателя вдохновил случай в Московском Нескучном саду. А.П. Чехов наткнулся на гимназистов, игравших в индейцев – это маленькое происшествие натолкнуло автора на интересный замысел.
Произведение «Мальчики» написано в жанре рассказа, в направлении – реализм. Для творчества, Чехов черпал вдохновение в своей обычной жизни, брал за основу образы реальных людей.
Рассказ повествует о двух гимназистах, приехавших на каникулы к одному из мальчиков погостить. Странное поведение Володи и господина Чечевицына удивляет сестер Володи. И вскоре девочки выясняют, что мальчики тайком запланировали путешествие в Америку за золотом. Сестры хотели получить подарки из Америки, поэтому не сказали родителям о планах мальчиков. Гимназисты благополучно сбежали, но уже через сутки их поймали в городе, где они искали порох. Володя, которому трудно было решиться покинуть родных, даже заболел от горя, когда его вернули домой. В то время как Чечевицын остался необычайно горд своим поступком и совершенно не раскаивался.
Главные герои Чехова – Володя Королев и господин Чечевицын полностью противоположны друг другу. Володя – пухлый и белый мальчик, который любит свою семью, он мягок и уступчив с Чечевицыным, даже когда страх заставляет его отступить от своей идеи. Господин Чечевицын — худой, смуглый, веснушчатый мальчик с жесткими волосами. Облик Чечевицына автор называет некрасивым, к тому же он все время угрюм и ведет себя надменно.
Тема рассказа – детство, взаимоотношения детей и родителей, формирование детского мировоззрения. Автор поднимает проблему правильного воспитания. Образ отца Володи описан коротко, но из нескольких строк становится понятно, что это мягкий, интеллигентный человек, умеющий проявить твердость, когда это необходимо. Отец Володи старается заложить сыну правильные моральные основы жизни, в то время как господин Чечевицын лишен таких основ. О том, какие родители у этого бесстрашного мальчика остается только догадываться. Читателю известно только то, что мать забрала Чечевицына домой. Ее образ остается не раскрытым. Чехов не осуждает стремления мальчиков, а лишь выделяет роль родителей на этом фоне.
Главная мысль рассказа акцентирует внимание на семейных ценностях, как основе жизни каждого ребенка. Важно уметь отделять необдуманные детские решения от истинных ценностей.
Рассказ учит твердо отстаивать свои принципы и не поддаваться чужому влиянию. Рассказ полезен и для родителей, Чехов подчеркивает огромную роль семьи в психологическом становлении маленькой личности. Он призывает уделять большое внимание детям и быть готовыми всегда прийти им на помощь.
2 вариант
Антон Павлович Чехов написал данный рассказ в 1887 году, однако в то время псевдонимом Чехова был Антоша Чехонте. Под данным псевдонимом Чехов выпустил много своих произведений.
Рассказ содержит в себе переживания, проблемы и жизненные ситуации двух юных одноклассников, которые учатся в гимназии и встретились друг с другом на выходных. Королев, веселый и толстоватый мальчик, который часто любил разговаривать на уроках, живёт со своей семьёй. Чечевицын, решительный и худощавый, является хорошим другом и одноклассником Королева, у них было много общего: идеи, желания, цели и многое другое.
У них была одна большая общая цель, которой они хотели достичь, а именно уехать в Америку и приобрести интересную и энергичную жизнь, чего им не увидеть на просторах России. Чечевицын часто рассказывал Королеву про жизнь в Америке, различные бары, спортивные события, концерты популярных групп и так далее.
Однако родители были против данной задумки. В этом моменте раскрывается одна из проблем рассказа, противостояние детского мира со взрослым. В свою очередь взрослый мир не всегда может понять детский, поэтому родители стараются как можно сильнее уберечь своих детей от различных неприятностей, которые могут произойти посредством запретов и наказаний. Родители часто не воспринимают идеи своих детей всерьёз, но стараются сделать для своего дитя как можно лучше.
Перед мальчиками предстоит непростой выбор, остаться в уютном доме на родине или уехать куда подальше и начать активную жизнь. Чехов раскрыл тему непростого выбора и саму свободу выбора, человек сам вправе выбрать нужный ему путь, продумать все последствия и решиться окончательно.
Мальчики часто старались воплотить свою мечту в реальность, собирали необходимые средства и ресурсы, просматривали все пути в страну больших возможностей, однако потерпели неудачу самым обидным для них способом. Их задержали, когда они пытались купить себе порох для пистолета. Таким образов, Антон Павлович Чехов показывает возможные последствия правильного или неправильного выбора, который делает человек.
Сочинение по произведению Мальчики
Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под псевдонимом автора – Антоша Чехонте.
В рассказе говорится о двух мальчишках, которые одноклассники. Они приехали из гимназии на каникулы. Один из них – сын хозяев, Володя Королев. Чехов описывает его пухленького, но общительного и веселого малого. Его воспитали в огромной и дружной семей, где между всеми членами царит любовь и взаимопонимание.
Другом и гостем мальчика являлся Чечевицин. Он был худой, смуглый, на лице полно веснушек. Мальчик имел узкие глаза, толстые губы, в общем, не блестят красотой. Характер у Чечевицина была очень сложный, он всеми силами хотел стать лидером. У него была идея фикс – сбежать в Америку. Даже когда мальчишка знакомился с сестрами друга, то представился как Монтегомой Ястребиным Когтем. Володю он, как ни странно, практически всегда называл « бледнолицым другом». Для того, чтобы сбежать в Америку, Чечевицин готов на все, даже на шантаж.
Этих двух разных ребят связала одно желание и одна идея. Они просто перечитали всяких произведения, о поиске сокровищах и тому подобному. Теперь они просто мечтают попасть в Америку, добыть сокровище. Они даже начали готовиться: накопили денег, засушили сухари, подготовили карты, пистолеты, лупу и нож.
Однако, сестры Володи были очень проницательны и внимательны, они заметили, что их брат не веселый и не помогает им с украшением елки. Они были уверены, что с ним что-то ни так, что его что-то коробит. Сестры пошли на хитрость. Они подслушивают разговор двух друзей. Так они и узнали о Америке. Мальчики не вышли обедать и семья начала поиски. Однако, через сутки их привезли домой, так как они были задержаны в гостином дворе за то, что хотели купить порох для оружия.
Каждый воспринял эту неудачу особенно. К примеру, Володя переживал, раскаивался, извинялся, что принес столько горя и слез семье. От всего этого ему стало плохо и пришлось лечь в постель. Чечевицын, наоборот, даже гордился собой и был рад. Его лицо говорило о том, что он победитель и лучший. Он даже не хотел понимать, как было тяжело в тот момент родителем, они ведь переживали. Он был суровым и надменным, он не думал о чужих чувствах, ради своей цели готов был на все. Чечевицин, в отличии от Володи, никогда не показывал своих эмоций. Со стороны казалось, что этот мальчик просто не умеет чувствовать.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчики
Популярные сегодня темы
- Сочинение Царь-рыба по рассказу Астафьева
Сохранность природы затронули многие писатели 20 века. Одним из таких авторов является Астафьев. Поэт в своем творении «Царь-рыба» описал могущество и красоту природы.
- Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение
В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.
- Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского
«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права
- Сочинение Профессия моей мечты врач
В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она — профессия твоей мечты?
- Сочинение на тему Зимние каникулы
Эта зима на холод выдалась особенно кусачей, на каждом шагу подстерегали злобные псы властной девы вьюги, злобно завывая и клацая острыми клыками о неприкрытые шарфами щеки прохожих
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» — прозаическое произведение. Главной темой является желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений взрослой жизни. Герои живут в мире детских фантазий.
В произведении автор поднимает проблему сложных взаимоотношений детского и взрослого миров.
Экспозиция рассказа заключается в представлении героев, когда мальчики Володя Королев и господин Чечевицын приезжают домой. Завязка рассказа происходит тогда, когда вся семья собирается за столом пить чай, а мальчики при этом очень странно себя ведут. («Он (Чечевицын) о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос… Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой.»)
Дальнейшие события развиваются таким образом — мальчики обсуждают побег «куда-то в Америку добывать золото». Чечевицын уговаривает Володю уехать. Все эти события приводят нас к кульминации рассказа – мальчики не приходят на обед, родители Володи беспокоятся, ищут мальчиков в деревне и на реке.
Все эти тревожные события приводят нас к развязке — спустя сутки, мальчиков привозят домой. Володя раскаивается. Оказывается, что их задержали в Гостином Дворе, когда они искали, где купить порох. Эпилог рассказа происходит в момент отъезда Чечевицына. В знак памяти в тетрадке у Кати он написал: «Монтигомо Ястребиный коготь».
В рассказе два главных героя Володя Королев и господин Чечевицын. Чечевицын – это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Они одноклассники.
Чехов дает характеристику героям через их портрет и речь. Портреты и речь героев отличаются, так как у них разные характеры. Писатель противопоставляет мальчиков. Чечевицын описан подробно: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…его можно было бы принять за кухаркина сына… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле, можно было подумать, что это тигр или лев…»
Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь. Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей. Да и родители поощряли: за приключенческими сюжетами легко разглядеть гуманистические идеалы, восходящие к Руссо с его восхищением «благородными дикарями» и близостью к природе. И ведет себя в соответствии с выбранным именем.
Володя в рассказе описывается несколькими словами: «всегда веселый и разговорчивый…пухлый, как укушенный пчелой». Володя — добросердечный ребенок, выросший в дружной семье. До дружбы с Чечевицыным он был веселым и общительным, а теперь старается вести себя как настоящий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и общей мечте.
Речевая характеристика господина Чечевицына соответствует портретной: «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко… – Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых… сердито спрашивал… – Бледнолицый брат мой… гордо отвечал…»
Речь и поведение Володи так же соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям. Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь. А как мы знаем, путешественники отважные, смелые люди.
« Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… расплакался… Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…»
Отец Володи – человек мягкий и интеллигентный, уважительно относящийся к своему сыну. Его высказывания не унижают человеческого достоинства детей. Даже к другу сына обращается на «вы». В конце же рассказа он решительный, требовательный.
«Извините, я по-домашнему, без сюртука…господину Черепицыну… прошу вас… разве так можно? – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат, А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями…»
Художественное пространство сжатое, ограничено рамками дома, все действия, диалоги героев происходят в доме Володи. Пространство рассказа конкретное, так как нет фантастических, выдуманных автором деталей.
Художественное время длительное, действие рассказа происходит несколько дней, конечное – рассказ заканчивается отъездом Чечевицына. Художественное время замкнутое: в пределах сюжета, вне исторического процесса, в хронологии событий и внутренних душевных процессов героев.
Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.
Содержание
- Сюжет рассказа «Мальчики»
- В чем смысл рассказа «Мальчики»
- В чем смысл названия
Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа. Все его произведения лаконичны и сюжетно просты. Интересными их делает удивительная точность, тонкий психологизм. Рассказ «Мальчики» относится к относительно большим рассказам Чехова и раскрывает непростую тему противостояния отрочества и взрослого мира, детских мечтаний и жесткой, приземленной реальности.
Сюжет рассказа «Мальчики»
Мальчик Володя — ученик гимназии. Его семья живет в собственной усадьбе в деревне, поэтому учится одиннадцатилетний ребенок довольно далеко от дома. На зимние каникулы он приезжает домой, чтобы отметить с семьей рождество. Приезжает маленький гимназист не один, а со своим другом Чечевицыным.
Мальчики описываются как противоположности. Володя пухлый и белокожий ребенок, а Чечевицын жилистый и смуглый. Володя разговорчив и открыт (хоть и старается в присутствии нового друга казаться серьезнее), а Чечевицын подчеркнуто отстранен. Сестры Володи даже принимают его за очень сурового и умного человека.
Семья Володи хорошо принимает его друга. Они стараются развлечь детей украшением елки, но мальчики больше внимания уделяют лошадям и картам.
Ребят увлекают приключенческие истории про индейцев и золотодобычу в Америке. Они планируют совершить побег, основываясь на информации из развлекательных книжек. Чечевицын пламенно увлечен этой тематикой и очень верит в то, что у них все получиться, стоит только дерзнуть. Володя же просто напросто мягкий и ведомый ребенок, легко поддающийся чужому влиянию.
Утром сочельника ребята сбегают. Родители, естественно, бросаются их искать, заполняют какую-то бумагу у урядника.
Мальчишки убежали не далеко. Их задержали в городе на гостином дворе.
За Чечевицыным приехала его мать на следующий же день и забрала его. Мальчик не раскаялся, даже подписал в тетрадке Володиной сестры, Кати, взятое им индейское имя «Монтигомо Ястребиный Коготь».
В чем смысл рассказа «Мальчики»
Рассказ «Мальчики», если бы не был рассказом, мог бы быть романом воспитания или романом взросления. В нем мы видим извечную оппозицию мира взрослого и мира детского. Чехов не был бы великим русским классиком, если бы остановился на простом моралистическом посыле. Да, мораль для детей тут определенно присутствует, не зря произведение есть в школьной программе по литературе для младшего и среднего звена.
Если рассматривать произведение с точки зрения морали для детей, то посыл следующий: маленькие дети совершают глупости, не задумываясь о том, какую боль могут причинить своими действиями родителям, которые очень их любят и беспокоятся о них. Но этого действительно мало, чтобы описать «Мальчиков» Чехова.
Чехов смотрит на мир не только глазами обеспокоенных взрослых, но и детей, с их неуемным воображением и стремлением познать этот мир.
Взрослая версия рассказа такова (ее мы видим глазами родителей Володи). Маленькие дети, начитавшись глупых книжек, решили сбежать неизвестно куда. Слабохарактерного Володю сбивает с пути истинного более сильный, но невоспитанный мальчик. Володя не подумал о родителях, когда сбегал, чем разбил им сердце. Более того, для родителей очевидно, что в Америку дети не сбегут, но неприятностей достаточно и куда ближе.
Эта история глазами детей выглядит так: они живут скучную и однообразную жизнь, пока в Америке идут войны колонизаторов с индейцами, а золото лежит буквально на поверхности земли, достаточно только пожелать его добыть. У них есть опыт того, как вести себя в подобных условиях, почерпнутый из приключенческих книг (для детей каждое слово в них — истина).
Обе стороны в чем-то правы. Жизнь взрослых людей действительно однообразна, а мечты детей зачастую несбыточны. Но у Чехова в этом и очарование. Каждому достается свое.
В чем смысл названия
Рассказ называется очень просто — «Мальчики». Но указывает это название не только на главных героев, двух мальчишек 11-12 лет, но и на целый период жизни. Мальчики — это незрелые люди, мечтатели и фантазеры, грезящие о побеге в дальние страны. Возможно когда-нибудь они станут мужчинами, но это определенно не вопрос прожитых лет, а выбранной модели поведения.
«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа
Автор:
24 сентября 2021 11:39
А. П. Чехов, «Мальчики». Краткое содержание для читательского дневника, кратчайшее изложение рассказа. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткий анализ: тема, проблема и герои рассказа.
Иллюстрации Татьяны Шишмарёвой и Анатолия Иткина
«Мальчики» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1887 году. В то время молодой писатель публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.
В произведении рассказывается про двух гимназистов-второклассников, которые начитались приключенческих романов и под Рождество решили сбежать в Америку.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Краткое содержание
Гимназист Володя Королёв, ученик второго класса, возвращается домой на Рождество. С ним приезжает однокашник по фамилии Чечевицын — смуглый и неразговорчивый мальчик.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Сёстры Катя, Соня и Маша замечают, что Володя в этот раз не весел и болтлив как обычно, а напряжён и скрытен. Когда девочки делают из бумаги украшения для рождественской ёлки, мальчики держатся особняком и им не помогают.
Чечевицын — поклонник романов Майна Рида. Девочкам он представляется индейским именем: «Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Иллюстрация Анатолия Иткина
Из подслушанного разговора сёстры узнают, что Володя и Чечевицын готовятся к побегу в Америку. Ребята начитались приключенческих книг, и теперь им хочется попасть в Калифорнию, штат «золотой лихорадки». По пути они собираются кормиться охотой и грабежом, сражаться с врагами, и вообще готовятся пережить массу приключений.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Романтик Чечевицын мечтает о путешествии в Америку, а вот Володя побаивается убегать из дома: «Я не струсил, а мне… мне маму жалко». Наконец Чечевицын убеждает его отправляться в путь немедленно.
К обеду обнаруживается, что мальчики пропали из дома. Семья беспокоится и пытается их разыскать. Лишь на другой день к дому подъезжают розвальни, на которых привозят мальчиков: ребят обнаружили в городе, где они пытались купить порох, и вернули домой.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Володя плачет, а Чечевицын с гордостью сообщает, что они ночевали на вокзале. Отец уводит мальчиков в кабинет и отчитывает: «Разве это так можно? Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат».
На следующий день мать забирает Чечевицына домой. Гимназист держится с достоинством и оставляет одной из володиных сестёр свой автограф — «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Анализ рассказа «Мальчики»
Тема чеховского рассказа — детство. Писатель в шутливой форме поднимает проблему разрыва между миром детей и миром взрослых. Мальчики наивно мечтают о приключениях в Америке, абсолютно не похожих на окружающую их реальность провинциального городка, и повергают родителей в ужас своим побегом.
Психологизм рассказа построен на противопоставлении двух характеров: суровый мечтатель Чечевицын подчиняет своей воле добродушного Володю, убеждая вместе сбежать из дома. Показано, как по-разному мальчики относятся к предстоящему бегству: Чечевицын предвкушает авантюру, а Володя молится, чтобы Бог пожалел его маму. Когда план побега срывается, Володя рыдает от облегчения и раскаяния, а Чечевицын явно гордится своим поступком.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Рассказ проникнут тёплой рождественской атмосферой. Гостеприимный дом, любящие родители, подготовка к празднику — всё это противопоставлено мечтам мальчиков, которые воображают, будто вскоре навсегда уедут в далёкую Америку, полную опасностей и приключений.
Чехов, как это ему свойственно, воздерживается от оценок происходящего, а лишь описывает людей и события, оставляя их на суд читателя. В произведении нет поучений или морали. Писатель не объясняет, хороши или плохи Володя с Чечевицыным. Мальчики во все времена будут грезить о далёких странах и всегда будут заставлять родителей нервничать. На то они и мальчики.
Новости партнёров
реклама