Анализ пьесы «На дне» (М. Горький)
Автор: ·
Опубликовано 01.08.2022
· Обновлено 28.07.2022
Максим Горький в своей пьесе «На дне» использует один из известных приемов прошлого: истина рождается в споре. Через идущий сквозь всё произведение диспут он демонстрирует нам мир отверженных людей, правды о низших слоях общества, что были выброшены установленными в обществе порядками. Разбор именно этой работы Горького Вам и предлагает Многомудрый Литрекон.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Смысл названия
- 5 Суть: о чем пьеса?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
Замысел появился у автора примерно за год до начала написания, об этом он сообщил Станиславскому: хочет написать пьесу про обитателей ночлежки. В период с 1900 по 1901 как раз был очень увлечен произведениями А.П. Чехова, актерской игрой и театральными постановками, так что начал записывать некоторые наброски. Но история создания пьесы «На дне» началась с личного опыта автора: он произошел из бедной семьи, с детства работал сам и рано потерял родителей. Дно жизни он видел лично, но смог оттолкнуться от него и взмыть вверх.
Серьезно за пьесу «На Дне» Максим Горький взялся в конце 1901 года, пока находился в Крыму. История написания «На дне» очень любопытна тем, что вариантов названия было множество, в рукописях до нашего времени сохранились такие вариации: «Без солнца», «Дно». Уже через шесть месяцев готовый экземпляр попадает в Санкт-Петербург, отправленный в целях публикации.
Законченное уже в 1902 году произведение в декабре того же года было поставлено на сцене театра МХАТ, для которого и было написано, с участием вышеупомянутого режиссера. Окончательное название было утверждено перед премьерой.
Жанр и направление
Автор по сути своей создал уникальный жанр «пьеса-диспут», где центральным в сюжете и его развитии является конфликт, именно он и двигает вперед действие, а динамика создается при помощи полярных точек зрения, что сталкиваются между собой.
Однако, если говорить об общепринятых стандартах, жанр пьесы «На дне» называется «социально-философская драма». Направление же – критический реализм. Автор описал жизнь такой, какой она была. Убедиться в этом позволяет язык пьесы: диалектизмы, просторечия, жаргонизмы, народные присказки и поговорки — все это было непривычно слышать со сцены в то время. А истории героев очень жизненные: шулер, проститутка, пьяница — именно такие люди населяли подвалы.
Композиция
В произведении «На дне» композиция линейная, о чем говорят все события, находящиеся в хронологическом порядке. Она состоит из философских споров и размышлений, персонажи остаются в одном месте, а само действие статично.
- Завязкой является появление в ночлежки Луки, со всей его безликостью и несхожестью с другими людьми.
- Развитие конфликта происходит через предложение убить мужа от Василисы.
- А к самому мощному накалу, то есть к кульминации, сюжет приходит в момент, когда происходит диалог о смысле существования человеческого, о лжи и правде.
- И после безжалостная развязка – Актер убивает сам себя, а оставшиеся обитатели ночлежки теряют последнюю надежду, ведь они обречены на погибель, ведь оказать сами себе помощь и прийти к долгожданному спасению они не могут.
Смысл названия
Смысл названия пьесы «На дне» не слишком сложно разгадать: он напрямую говорит о социальном положении героев. Многие исследователи литературы утверждают, что идея автора была в том, чтобы показать самый низ финансового и нравственного падения.
Но в ходе развития истории, читателю становится ясно, что даже на такой глубине всё ещё есть надежда, любовь дружба, персонажи способны мыслить с философской точки зрения. Это так называемое «дно» будет всегда, и никто не может быть уверен в том, что не окажется там однажды.
Суть: о чем пьеса?
В этом произведении Максим Горький изображает жителей ночлежки, людей маргинальных, которых унизила судьба, сама жизнь, а общество окончательно отвергло, отчего пришлось и им разорвать с ним последние связи.
Они живут на тонком лучике надежды, без будущего, дискутируя о справедливости, правде и лжи, любви. Однако их слова некому услышать, даже они сами не ценят ни одного произносимого звука. Их философская драма в том, что им некому протянуть ладонь, чтобы схватиться за неё и выйти из этого порочного круга.
Краткое содержание по действиям поможет Вам понять, о чем же пьеса?
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев в пьесе «На дне» представлена в нижеследующем списке:
- Сатин – ему около сорока лет, он заядлый игроман и жулик, так и наскребает немного денег, ко всему прочему ещё и пьяница. За свою жизнь успел прочесть много книг, именно об этом непрерывно говорит своим соседям, в том числе для собственного утешения. Однажды за честь сестры дрался и без намерения убил человека, за что попал за решетку на пять долгих лет. После этого пробовал жить честно, но не смог: никуда не брали. Он озлобился на мир и стал исповедовать одну правду — горький цинизм, уживающийся в нем с верой в человека и его гордость. Несмотря на свой опыт, не верит в существование честных способов заработать во вселенной вообще. Он же считает, что ложь во спасение не нужна, потому жалость унижает личность и ничего не дает, кроме иллюзий.
- Лука – странствующий человек шестидесяти лет, появляется нежданно, негаданно, ведет себя крайне прилично, способен на сострадание и эмпатию, отчего создается впечатление, что оказался он в ночлежке с какой-то целью. Дает советы в попытках исправить все отношения, по этой причине возникает только больше разногласий. Некоторые его рассказы создают впечатление, что герой побывал в тюрьме, однако смог выбраться и теперь бродяжничает.
- Бубнов – этому персонажу лет сорок пять, бывший меховой мастерской владелец, старающийся в себе лелеять способности к возвращению обратно в общество нормальное, так как его сильно не устраивает его жизнь сейчас. Из-за того, что документы были на жену оформлены, в ходе развода всё имущество и растерял, теперь шапки шьет. Разочаровался в жизни, потому что жена изменяла ему с подмастерьем и фактически разорила.
- Василиса – красавица, но по характеру злобная мегера, которая систематически избивает свою сестру. Ей двадцать шесть лет, любительница выгоды во всем, законная супруга Костылева, и хоть различий у неё с ним практически нет, она испытывает к нему ненависть неимоверную. Любовника своего, Пепла, пытается уговорить на убийство, давая честное слово – за решетку не угодит. Сестре же завидует, от жгучей злобы ей пуще остальных терпеть приходится.
- Наташа – двадцатилетняя девушка с очень чистым душевным состоянием, отчего бескорыстно помогает окружающим, приходится Василисе сестрой, от которой вынуждена терпеть издевательства. Понимая, что сама она может пропасть, но зная всю подлую природу людей, она все равно не может довериться Пеплу, который предлагает уехать. И только когда она уже хотела было согласиться с Васькой, попадает в медучреждение из-за смерти Костылева, после – числится пропавшей без вести. Родная сестра ошпаривает ее кипятком.
- Васька или Пепел – двадцативосьмилетний вор, имеющий свои воззрения в философии, мечтающий освободиться от ночлежки и открыть новую главу своей жизни. Не раз сидевший, Василий имеет авторитет из-за того, что является любовником Василисы. После их расставания предпринимает попытки приударить за её сестрой Натальей, искренне хочет быть только с ней, однако позже случайно лишает жизни Костылева и драке. По этой причине снова угодил за решетку.
- Костылев – содержатель ночлежки пятидесяти четырех лет, законный супруг Василисы. Человек жадный, вспыльчивый, алчный. Людей он воспринимает лишь как способ дохода, за маской доброжелательности скрывает высокомерную натуру, любящую напоминать о долгах, притом ему же обязаны все быть благодарны за крышу над головой. Краденные Пеплом вещи скрытно покупает. Подозревает, что жена ему с ним изменяет, потому постоянно ко звукам за его дверью тщательно прислушивается. С ним в драке погибает. Удивительно, что Костылев при всем своем доминирующем положении боится Пепла и даже не может открыто бросить ему обвинение в связи с Василисой.
- Настя – двадцатичетырехлетняя девушка по вызову, жаждущая внимания, оттого просит её жалеть и сама на жизнь охотно жалуется. У неё есть некая связь с Бароном, однако она не имеет ничего общего с фантазиями, которые у неё появились от прочтения любовных романов. Она придумала себе идеальную жизнь, где ее любят и берегут. В свои иллюзии охотно верит. В реальности дает деньги на выпивку, а в ответ получает лишь неуважение и грубость.
- Барон – из-за неудачно сложившихся обстоятельств он — тридцати трехлетний пьяница, что имеет дворянские корни, давшие возможность стать чиновником при состоянии. Но они не спасли от обвинения о трате средств казенных. Остался нищим, попал в тюрьму, теперь берет у Насти деньги на алкоголь, переваливая на неё обязанности свои.
- Актер – сорокалетний мужчина со справедливым и добрым нравом, отличающимся излишней жалостью к себе. Узнав от Луки про некое лечебное место для алкоголиков, желает бросить пить, даже начинает копить деньги, но странник уходит раньше, чем он успевает узнать точное место, от того совершает суицид.
- Клещ — слесарь. Очень гордый и чванливый человек, который кичится своей мнимой способностью вернуться в привычное общество. Он считает, что в нынешнем положении виновата его жена, которая является обузой в семье. Без нее Клещ давно бы мог зажить хорошо, ведь у него есть специальность и инструменты, а других обитателей ночлежки он считает паразитами. Грубо и холодно относится к супруге, однако ради ее похорон продает свои инструменты и прощается с надеждой стать «нормальным человеком». Жизнь ломает его.
- Анна — смертельно больная женщина, у нее туберкулез. В жизни видела лишь побои, нищету и унижение. Она верит в Бога и пытается в молитве обрести надежду на другой мир, но все равно боится смерти.
Темы
Несмотря на то, что в «На дне» нет неожиданных поворотов и сложных сюжетов, внутри прячется несколько тем для размышлений:
- Тема правды – основная тема пьеса «На дне», размышления о ней идут в произведении Горького через реплики персонажей. Её границы быстро становятся размытыми, ведь порой вышеупомянутые действующие лица говорят очень странные вещи. Правда становится одним из способов спасения душ ночлежки, ведь только так можно показать им мир, открыв глаза на реальное положение дел, вместо масок, скрывающих истину.
- Тема свободы – тесно связана с предыдущей. Сатин, противостоя жалости Луки, которая соткана из иллюзий, говорит: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека». В пьесе правдивый человек свободен, а сам человек и является этой правдой, значит, он свободен по определению, и никто не может отнять у него эту свободу без его на то согласия. Именно благодаря этой теме произведение в своё время имело огромный успех, ведь была «пьесой-буревестником, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала».
- Тема любви – помогает раскрыть взаимоотношения обитателей, подобное глубокое и сильное чувство полностью отсутствует, каждый его миллиметр пропитан ненавистью. Краски эмоциональности были потеряны вместе со всем остальным: и больные, и здоровые вызывают лишь равнодушие, ссоры и ругань лишь вызывают легкую веселость.
- Тема надежды – красной нитью проходит через всю работу автора, присутствует в каждом диалоге, но косвенно, никогда не напрямую. Каждый из них был когда-то счастлив, не ценил это, теперь мечтают вернуться к нормальной жизни, но надежда умирает вместе с Актером.
Главная тематика пьесы «На дне»: трагичная судьба людей, которые погрузились так глубоко, что продолжить погружение не представляется возможным. Однако при всем при этом они всё ещё остаются духовно богатыми людьми, глубокими, рассуждающими о высоком.
А подняться со дна крайне тяжело, ведь там можно забыть о нравственных устоях, ответственности, воспитании и культуре, а также получить свободу от условностей.
Проблемы
Проблематика пьесы «На дне» уникально богатая, ведь Горький предпринял неплохую попытку пролить свет на все недостатки общества, в котором жили его современники. Впрочем, своей актуальности затронутые вопросы не теряют по сей день.
- Проблема взаимоотношений друг с другом и с реальностью: по диалогам между персонажами сразу становится понятно, что они ежедневно портят отношения – ложь, алчность и ревность не решают их общую проблему, а создают новую; реальность адекватно они воспринимать не в состоянии, глубокая обида на мир заставляет их лишать самих себя будущего, пусть жизнь идет своим плачевным чередом.
- Проблема гуманизма: когда цели в жизни нет, она перестает быть высшей ценностью, ночлежка – дом отчаяния, там всем плохо, так что никто не сочувствует умирающей Анне, никто не останавливает Василису, когда та издевается над сестрой, не защищает Настю от унижений.
- Проблема безнравственности: полное нравственное падение вырисовывается перед читателем через свойственное поведение для этого социального слоя – работой здесь считается воровство, игра в карты на деньги, быть «девушкой по вызову, а в свободное время подпитка своего алкоголизма, после посещение полицейского участка и драки.
Многомудрый Литрекон напоминает: если проблем или тем не хватает, пишите в комментариях — добавим)
Основная идея
Смысл пьесы «На дне» кроется в глубоком убеждении Максима Горького в том, что люди между собой ни чем не отличаются, на это не могут оказать влияние даже деньги или титулы. Исходя из своего характера и воспитания, они лишь демонстрируют различные реакции. Опуститься на самое дно может каждый, и каждый же потеряет от этого себя, ведь там нет смысла соответствовать свои мечтам и ценностям. Растеряв все человеческие ценности, герой сохраняет только растерянность, держащую его далеко от реальности.
Главная мысль «На дне» гласит: любая личность может быть сломлена, без мотивации для жизни может ожесточиться, стать равнодушной. Ответственность за это лежит не только на безразличии социума, но и на самих падших, кои потакают своим порокам.
Чему учит?
Конечно, чем ближе мы к заключению, тем больше хочется задаться вопросом: о чем заставляет задуматься пьеса «На дне»? Любые испытания, какими бы тяжелыми они ни были, стоит преодолевать с достоинством и извлекать из них уроки, а не винить жизнь в своих бедах, непрестанно жалея себя.
Герои не хотят сопротивляться, чтобы начать жизнь с чистого листа, они полностью погрязли в своем положении. Они ждут, что за их муки им будет даровано чудо, их молитвы были услышаны, так и произошло – в ночлежку приходит Лука. Словом не помочь упавшему, но он старательно и бескорыстно дарит успокоение, утешение, однако руку помощи никто не готов взять, потому что после этого будет необходимо действовать. Никто из персонажей к этому по-настоящему не готов.
Автор задает немой вопрос читателю: я показал вам, что будет, если оставаться бездействующими, лживо смиренными перед судьбой, готовы ли Вы сделать иной выбор и бороться за свой путь?
Критика
После публикации конкретно «На дне» к Максиму Горькому резко повысился интерес. Так как он и сам был выходцем из простого народа, сиротой, знал, что это такое – своего положения достичь в социуме. Его творчество было модным, его читали и с нетерпением ждали постановок в театре. К тому времени монархия в России себя исчерпала, действия и воля народа всячески подавлялись, так что оставалось лишь искать многочисленные минусы в нынешнем режиме.
В своей работе «Конец Горького» Д.В. Философов писал:
«Драма «На дне» была высшая точка творчества Горького; после нее начинается падение».
Адрианов С.А. писал о пьесе:
«Разнообразные фигуры выписаны со свойственным г. Горькому знанием этой среды, реально и выпукло».
В статье «Драма на дне» И.Ф. Анненский утверждает:
«Вчитайтесь внимательнее в начальную и последнюю сцену, и вы увидите, что «На дне» вовсе не какая-то серая полоса с блестками, которую бог знает зачем выкроили из действительности и расцветили, а что это настоящее художественное произведение…»
Таким образом, уверенно можно сказать, что даже среди искушенных современников произведение Горького имело особый успех.
Автор: Василиса Шатыбелко
Метки: 11 классМаксим Горькийпо планупьеса На днеразбор
Читайте также:
Пьеса Максима Горького «На дне» — донельзя мрачное произведение, погружающее читателя в мир опустившихся, бедствующих, связанных с криминальным миром людей. Автор без прикрас показывает нам ужасающие реалии жизни, суровые условия, в которых находятся действующие лица, и ужасное душевное состояние, в котором они пребывают.
Неудивительно, что в произведении такой направленности поднимается широкий круг философских и социальных проблем и жизненных вопросов. Расскажем, о чем именно размышляет Горький в данной пьесе.
На протяжении всего сюжета Горький ставит перед читателем вопрос о том, что же лучше: «горькая» правда или «сладкая» ложь. Герои произведения по-разному отвечают на вопрос о том, может ли вера хотя бы отчасти спасти человека от реальности, которая мучает и тяготит его изо дня в день.
Лука убежден, что вера — лекарство от душевных мук. Поверив в нечто прекрасное и идеальное «небесное», человек возвышается над убогой обыденностью и легче переносит все трудности «земного». По его мнению, ложь может помочь человеку измениться к лучшему, найти выход из ситуации, которая кажется безнадежной. Так, он рассказал Актеру о медицинском учреждении, в котором лечат страдающих от алкогольной зависимости, и мужчина нашел в себе силы хотя бы ненадолго заняться делом более полезным, чем распитие спиртного.
Отгораживает себя от реальной картины собственной жизни и проститутка Настя. В свободное время она читает любовные романы (в пьесе упоминается книга «Роковая любовь»). Пусть другие обитатели ночлежки и высмеивают её, она находит в этих книжках облегчение. Она может на минутку представить себя героиней прекрасной и чистой любовной истории, хотя бы на мгновение забыть, что мужчины воспринимают её лишь как товар.
Однако Сатин высказывает прямо противоположную точку зрения. Он убежден, что жизнь человека в руках его самого, что каждый должен сам вершить свою судьбу. Но его речи, как и речи Луки, лишь ненадолго мотивируют других на перемены в своей жизни. Сатин способен лишь философствовать и разглагольствовать, труд и самосовершенствование — явно не то, к чему стремится этот персонаж.
Таким образом, своего подтверждения не получили «теории» ни Луки, и Сатина. Жители ночлежки смогли почувствовать лишь кратковременное вдохновение, не приведшее к реальным изменениям в их жизни. Однозначного ответа на вопрос, что способно спасти человека, оказавшегося на дне жизни, автор не дает.
Поднимается и тема одиночества. Большинство персонажей погружены в свои проблемы и раздумья, не желают объединиться и вместе выбираться из того положения, в котором оказались.
Горький показал, что от бедности не застрахован никто. Некоторые герои пьесы некогда были вполне успешными людьми, но жизненные обстоятельства привели всех их в ночлежку — приюта для бедных, опустившихся, потерявших цель и смысл жизни людей. Показано и то, что люди, находящиеся за гранью нормальной жизни, также способны мыслить, чувствовать и переживать.
Таким образом, в пьесе «На дне» реалистично показаны все стороны жизни низших слоев населения. Многие вопросы, поставленные перед читателем или зрителем, Максим Горький оставляет открытыми.
Основная идея пьесы
«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом и звучит социальный подтекст.
Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.
Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.
Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.
Жанровая специфика
Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.
Особенности социального аспекта:
- Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
- Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
- Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
- Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.
А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.
Выбор героев
Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:
- «Ночлежка»;
- «Дно»;
- «Без солнца».
Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.
Сочинение Актуальность пьесы «На дне»
Актуальна ли пьеса Горького «На дне»? Несомненно да. Сюжет произведения навевает чем то психоделическим и заставляет задуматься о вещах, о которых ранее никогда не думал.
Автор погружает нас в мрачную атмосферу материальной и духовной бедности. Каждому персонажу присуща своя история, повадки, особенности и привычки. Собравшиеся в ночлежке герои социально равны, не смотря на разное прошлое.
Подвал, в котором собрались эти люди, в тексте подается как что-то внешнее, не связанное с остальным миром, как образ самого низшего уровня жизни, как пристанище низких слоев общества, как необитаемый остров.
Актуальность пьесы заключается в образах героев. До сих пор на улицах города можно встретить людей, отстранившихся от нормальной жизни, людей, не способных побороть свои страхи и привычки, людей морально слабых и не желающих изменить что-то в своем жалком существовании.
Из вышестоящих слов можно сделать вывод, что Горький говорит о ничтожности человека, но это не так.
Автор наоборот, дает читателю понять, что «возрождение» и «падение» — контролируемые самим человеком процессы, приводя в пример Клеща — единственного персонажа с шансами на социальный и нравственный подъем, который презирал всех жителей подвала, благословлял работу и рабочих, но, под действием речей Сатина, постепенно спустившегося до уровня своих сожителей. Пьеса символично называется «на дне» и показывает, что именно на этом «дне» личность теряет свое достоинство, получая в замену клички, типа Актера или Татарина. Именно это и является актуальной до сих пор частью произведения.
Горький пытается показать, каким не должен быть человек, и каким должен. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Каждый из персонажей, на мой взгляд, это авторский взгляд на виды людей на разной социальной ступени. Писатель дает понять, что все герои — индивидуальны и их можно считать личностью, но как и дом с фундаментом бывает разного качества, так и человек с его моральными, нравственными ценностями и жизненными устоями бывает разной кондиции. Более коротко мои мысли выразил Сатин — герой «На дне», сказав фразу, очень мне понравившуюся: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».
Горький знал, что пишет историю, которая будет сопровождать человечество еще очень долго. Писатель попытался показать образы разных видов людей, принцип естественного отбора, борьбы за существование, условия морального и физического упада, когда нет никакой надежды, завернув это все в легкоусваемую обертку — описание жизни сожителей и их бытовые ситуации, таящие в себе огромный смысл.
Полезный материал по теме:
- В чём смысл названия пьесы «На дне»?
- Нужна ли правда героям пьесы М. Горького «На дне»?
- В чем заключается трагизм финала пьесы Горького М. «На дне»?
- В чем актуальность комедии «Недоросль»?
- Актуальность романа «Мастер и Маргарита» в наши дни
Социальный подтекст
Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.
Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.
Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.
Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.
Философский аспект
В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.
На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».
Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.
Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:
- Актер, убедившись, что никто не способен излечить его от алкоголизма, принимает роковое решение.
- Анна, поверив, что вскоре всем ее страданиям придет конец, хочет еще «пожить и помучаться».
- Васька с воодушевлением воспринимает идею уехать в Сибирь и начать новую жизнь с Наташей, однако этим надеждам сбыться не суждено. Решившись на месть Василисе, он обрекает себя на тюрьму.
Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.
Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.
«Проблематика пьесы М. Горького «На дне»»
В пьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения. Философия Луки основана на том, что вера может и часто должна заменить реальную правду, так как помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. И действительно, с приходом странника атмосфера в ночлежке стала человечнее. Старик стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду, утверждает, что люди живут для лучшего, утешает их и одновременно пытается разбудить в каждом Человека. Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и тот верит и преображается: «Я сегодня — работал, мел улицу, а водки — не пил!» Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда. Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная реальность. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, старик исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Анна — умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера. Философию Луки отвергает Сатин: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» В одном Сатин согласен со странником: «Человек — вот правда!» Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба — дело рук и мозга каждого. Но и тут не все однозначно: сам-то герой оказался «на дне». Сатин не пригоден к настоящему делу. Слова его, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, как и слова Луки. Трагедия несбыточности надежд, напрасное слов, отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит «на дно» всех персонажей Горького. Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.
Действие
пьесы «На дне» происходит в мрачном,
полутемном подвале, похожем на пещеру,
со сводчатым, Невысоким потолком,
который давит на людей своей каменной
тяжестью, где темно, нет простора и
трудно дышать. Убога и обстановка в этом
подвале: вместо стульев — грязные
обрубки дерева, грубо сколоченный стол,
по стенам — нар
Здесь
собрались воры, шулеры, нищие, калеки —
все, кто выброшен из жизни; различные
по своим привычкам, жизненному поведению,
прошлой судьбе, но одинаково голодные,
измученные и никому не нужные: бывший
аристократ Барон, спившийся Актер,
бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник
Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька.
У них нет ничего, все отнято, потеряно,
стерто и затоптано в грязь.
Все
обитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами»
на Днище основание жизни, но в них
не растоптано все человеческое. В этих
людях, лишенных права жизни, обреченных
на беспросветное существование,
опустившихся, сохранилось чувство
собственного достоинства. Васька Пепел,
сильная и широка натура, страстно мечтает
об иной жизни; Настя, наивная, трогательная
и беспомощная, стремится в иллюзиях в
чистой и преданной любви спрятаться от
окружающей ее грязи; Актер — безвольный
алкоголик, за ненужностью потерявший
не только место в жизни, но даже свое
имя, в то же время — мягкий, лирически
настроенный романтик и поэтв
душе. Судьба сделала Клеща озлобленным
и жестоким, но все-таки он упорно,
мучительно, честным трудом старается
выбиться со «дна». Татарина Асана
отличает честность. Наташу — душевная
чистота и нежность. И только Бубнов и
Барон — предел падения человеческой
личности. Они не проявляют каких бы то
ни было стремлений изменить свою жизнь.
Бубнов ко всему равнодушен, он не любит
людей и ни во что не верит. А Барона
паразитическое существование привело
к полному моральному разложению.
Пестрая
галерея персонажей пьесы — это жертвы
бездушного общественного порядка. Даже
здесь, на самом дне жизни, обессиленные
и обездоленные вконец, они служат
объектом эксплуатации, даже здесь
хозяева, мещане-собственники, не
останавливаются ни перед каким
преступлением и пытаются выжать из них
несколько грошей.
Судьбы
всех этих людей и самое существование
«дна» служат грозным обвинением
буржуазному миру.
С
большой силой обрушился А. М. Горький
на буржуазную философию утешительной
лжи. Лука считает всех людей ничтожными,
жалкими, слабыми, не способными к активной
борьбе за свои права и нуждающимися в
соболезновании и утешении. Лука —
сеятель иллюзий, утешительных сказок,
за которые жадно хватались отчаявшиеся
слабые люди. «Ложь во спасение» —
вот принцип, которому следует Лука.
Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке
в Сибирь, где тот может начать новую,
честную жизнь; Актеру обещает назвать
город, где вылечивают от алкоголизма в
роскошной лечебнице; умирающую Анну
успокаивает надеждой, что за свои
нестерпимые муки на земле она после
смерти обретет покой и вечное блаженство
на небе. Утешающая ложь Луки встречает
сочувствие у ночлежников. Ему верят,
так как хотят поверить в существование
иной правды, так как страстно желают
вырваться из ночлежки и пробиться к
другой жизни, хоть пути к ней неясны.
А.
М. Горький в одном из интервью так
высказался о проблематике пьесы:
«Основной вопрос, который я хотел
поставить, это — что лучше, истина или
сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить
сострадание до того, чтобы пользоваться
ложью, как Лука?»
С
большой силой обрушился А. М. Горький
на буржуазную философию утешительной
лжи. Лука считает всех людей ничтожными,
жалкими, слабыми, не способными к активной
борьбе за свои права и нуждающимися в
соболезновании и утешении. Лука —
сеятель иллюзий, утешительных сказок,
за которые жадно хватались отчаявшиеся
слабые люди. «Ложь во спасение» —
вот принцип, которому следует Лука.
Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке
в Сибирь, где тот может начать новую,
честную жизнь; Актеру обещает назвать
город, где вылечивают от алкоголизма в
роскошной лечебнице; умирающую Анну
успокаивает надеждой, что за свои
нестерпимые муки на земле она после
смерти обретет покой и вечное блаженство
на небе. Утешающая ложь Луки встречает
сочувствие у ночлежников. Ему верят,
так как хотят поверить в существование
иной правды, так как страстно желают
вырваться из ночлежки и пробиться к
другой жизни, хоть пути к ней неясны.
А.
М. Горький в одном из интервью так
высказался о проблематике пьесы:
«Основной вопрос, который я хотел
поставить, это — что лучше, истина или
сострадание? Что нужнее? Нужно ли
доводить сострадание до того, чтобы
пользоваться ложью, как Лука?»
В
пьесе «На дне» автор объединил множество
своих теорий, раздумий,
предположений.
Горький
сделал своими героями обитателей
ночлежки, людей, опустившихся на
социальное и нравственное дно. И это
неслучайно. Именно на той глубине
падения, которая отражена в пьесе,
человек способен обсуждать вечные
проблемы бытия, потому что в реальной
жизни у него нет ничего, и существование
его происходит скорее из милости
вышестоящих. На «дне» все социальные
признаки и различия между людьми стерты:
«Здесь господ нету… все слиняло, один
голый человек остался».
Итак,
какие же проблемы можно выделить в этом
произведении? Автор наталкивает нас на
размышления о человеке, о правде и
спасительной лжи, о милосердии и
жестокости, страдании и терпеливости.
Очень
интересен в произведении спор о совести.
Вопрос о том, нужна ли она в жизни,
возникает после замечания Клеща, что в
ночлежке живет «рвань, золотая рота…»
Возражая Клещу, Васька Пепел замечает,
что согласен с теми, кто как Сатин считают
наличие совести совершенно невыгодным.
Позиция Бубнова такая же: «На что
совесть?» И читатель начинает задумываться,
настолько ли она необходима людям на
самом «дне» жизни.
Так же в своем
произведении Горький обозначил проблему
реального выхода из положения. Она
связана с образом слесаря Клеща, который
хочет вернуться к «нормальной» жизни
посредством упорного, честного труда.
Сначала Клещ гордо противопоставляет
себя окружающим, верит в осуществимость
своего замысла, упорно трудится. Но
затем его мечта разбивается о суровую
действительность: он теряет работу,
переживает кризис. В конце пьесы герой
оставляет мечты о работе, примиряется
с «бездельничающими босяками», пьянствует
вместе с Сатиным, проповедующим
принципиальное «неделание».
Через образ Анны, жены Клеща,
развивается проблема жизни и смерти, а
также сострадания. Анна – «терпеливица»,
покорно несет свой крест и взывает лишь
к сочувствию. Также благодаря ей
подчеркивается жестокосердие Клеща.
На просьбу Анны не кричать, не ссориться,
он лишь устало кидает: «Заныла!»
Анна
задыхается, просит отворить дверь в
сени, но Клещ отказывает ей в этом,
опасаясь простудиться. В подобных
социальных условиях у людей не остается
места на элементарную жалость. В этом
смысле Бубнов выступает как бы
проповедником принципа равнодушия к
ближнему, отсутствия сострадания.
Кстати, именно Бубнова
можно назвать особым героем пьесы, его
высказывания зачастую кажутся циничными,
но они показывают истинный смысл
ситуации, не позволяя податься
иллюзиям.
Очень важную
роль в произведении играет проблема
жестокой правды и спасительной лжи.
Философию гуманного обмана в пьесе
проповедует странник Лука. Он появляется,
и вместе с ним в жизнь ночлежников входят
жалость и сострадание. Для каждого у
этого старичка найдется теплое, ласковое
слово. Странник считает, что к человеку
нужно искать подход только через доброту
и жалость. Своей историей о двух беглых
каторжниках, залезших на дачу, Лука
подтверждает связь между жалостью к
человеку и добром: «Не пожалей я их –
они бы, может, убили меня… али еще что…
Тюрьма – добру не научит, а человек –
научит… да!»
Здесь Луке
противопоставляется Бубнов. Этот герой
говорит: «По-моему – вали всю правду,
как она есть! Чего стесняться?». Но
правда, к которой он призывает, оказывается
не всем по силам. И вот в этом споре
по-новому открывается Клещ. Он «дрожит
от возбуждения», «кричит» о своей
ненависти к правде: «Издыхать надо…
вот она, правда! Она не дает вздохнуть,
с ней жить нельзя…»
Своеобразной
кульминацией в этом споре героев является
притча Луки о праведной земле. Один
человек все собирался идти искать
праведную землю, где живут «хорошие
люди… друг дружку они уважают, друг
дружке – за всяко-просто – помогают…
и все у них славно-хорошо!» Ради этого
он готов был все стерпеть. Не выдержал
он только объяснения ученого о том, что
праведной земли нет на картах. После
этого известия он «пошел домой и –
удавился!..»
Вера в
идеал добра помогает жить, «дает радость».
Пытаясь узнать правду, человек убеждается
в том, что ее воплощение в действительности
невозможно, и это лишает его жизненных
сил, способности бороться с судьбой.
Сатин же в свою очередь говорил: «человек
– вот правда!»
И на самом
деле, в пьесе значительное место занимает
спор о человеке. Бубнов говорит, что
«как себя ни раскрашивай – все сотрется…
все сотрется, да!» Лука не видит между
людьми большой разницы: «Мне — все равно!
Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна
блоха – не плоха: все черненькие, все –
прыгают…» Сатин же в своем известном
монологе провозглашает: «Что такое
человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! –
это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…
в одном!.. Все – в человеке, все для
человека! Чело-век! Это – великолепно!
Это звучит… гордо!»
Своей
пьесой «На дне» А. М. Горький
опровергал идеалистические идеи: идеи
непротивления, всепрощения, смирения.
Вся пьеса проникнута верой в настоящего
человека, Человека с большой буквы.
Автор поднимает в своей пьесе
массу всевозможных проблем, на которые
нельзя дать однозначного ответа. Можно
сказать, что каждый из героев произведения
в той или иной степени раскрывает позиции
Горького по поводу нравственных вопросов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #