Проблематика рассказа уроки французского распутин

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чём произведение?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Главная мысль
  • 10 Чему учит?

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями. 

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая: 

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию. 
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.  
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень. 
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу. 
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой

(образ распутина в рассказе)

безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.

директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

Темы

Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
  2. Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
  3. Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
  5. Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Проблемы

Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.

  • Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.

Автор: Михаил Щепин

Нравственные проблемы в рассказе “Уроки французского”

В. Распутин поднимает различные проблемы в рассказе «Уроки французского». Они связаны с нравственным выбором человека, с милосердием и самопожертвованием.

Послевоенное время

Время действия произведения – 1948 год, время «скорого будущего», когда «для всех обещали счастливое время», как только страна «залечит раны войны».

Этот период характеризуется трудным положением людей, особенно деревенских. Так, семья главного героя была настолько бедна, что мальчик иногда несколько дней подряд ничего не ел. Картошка – вот основная пища рассказчика. Как он рассказывал: «Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе». Это действительно трагичные картины.

Проблематика произведения, однако, в основном не связана с конкретным временем. В. Распутин поднимает вопросы, актуальные в любые времена.

Проблема милосердия

Учительница Лидия Михайловна по-доброму относится к главному герою. Она пытается ему помочь не только в учебе, но и в познании реальной жизни. Лидия Михайловна учит ребенка бережному и трепетному отношению к другим людям. Она помогает одиннадцатилетнему мальчику, которому пришлось рано повзрослеть, преодолевать голодные времена. Лидия Михайловна жертвует своим местом на работе, чтобы заниматься воспитанием мальчика, который жил далеко от матери. Все действия героини бескорыстны, она не требует награды за свои поступки, она не готова мстить герою за то, что ее уволили, наоборот, даже после ухода из школы Лидия Михайловна помогает мальчику, отправляя ему яблоки, которые он никогда не пробовал.

Вера в доброту свойственна для В. Распутина. Поэтому он воспевает нравственные ценности, которые делают каждого настоящим человеком в любой ситуации.

Поступок учительницы

Валентин Распутин поднимает и проблему оценки поступка Лидии Михайловны. Писатель дает читателю выбор, с кем ему согласиться: с директором школы, который считает, что игра на деньги с учеником – преступление, или с рассказчиком, для которого поступок героини не только помог ему выжить, но и научил тому, что необходимо всегда оставаться человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского», покажет время, в которое происходило действие произведение, рассмотрит «вечные» проблемы доброты, милосердия и самопожертвования.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

Действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» разворачивается в послевоенное время, когда страна понесла страшные потери, и прежде всего человеческие.

Измученные люди стали терять человеческий облик, посуровели, стали более замкнутыми и от этого жестокими.

Но настоящий человек всегда остается человеком и Распутин прекрасно показывает это читателю на примере молодой учительницы французского языка Лидии Михайловны. Из всех взрослых она одна сумела понять, как трудно живется деревенскому мальчику, одаренному, но невероятно бедному и гордому.

Сострадание к человеку, к ребенку, просто к живому существу – основная проблемная линия рассказа. Учительница сама живет очень бедно, но находит для себя возможность, пусть и в ущерб себе, помочь ребенку пережить тяжелое время. Для этого она идет на только на обман, но и на должностное преступление: играет с мальчиком в азартную игру «Пристенок» на деньги, позволяя ему выигрывать.

Стойкий, закаленный с самого детства характер главного героя не позволяет ему унижаться и просить помощи, поэтому он отвергает присланную якобы матерью посылку, но понимает, что это хитрый ход его учительницы. И вот это стремление не унизить своего человеческого достоинства жалостью и подачками – еще одна проблемная линия, поднятая Распутиным.

Автор подчеркивает, что этого ребенка ни в коем случае нельзя назвать неблагодарным, просто он мудр и понятлив не по годам. В то время всем жилось очень тяжело, и учительница также недоедала, как и все остальные и он не мог, не хотел принимать от нее жертву, быть чем-то обязанным чужому человеку.

Но горд в этом рассказе не только главный герой, но и учительница французского языка Лидия Михайловна. Она не унижалась и не просила оставить ее в школе на занимаемой должности, не лебезила и не и раскаивалась в содеянном. Потому что на ее стороне была правда, и она знала это, а потому пострадала за свою доброту, лишилась работы и была вынуждена уехать на Кубань, на свою родину.

Можно сказать, попала в изгнание и все потому, что пошла против обычной номенклатуры, серой, жестокой и бесчеловечной. Эту бюрократическую машину не интересует мелкий человек, одинокий по своей сути, она может работать только с людьми в их массе. И это тоже страшная проблема и суровая правда жизни. Государство, и школа как его представительница, не имеет сострадания к душевным и телесным страданиям маленького человека.

Безнравственность игры с ребенком на деньги вполне понятна молодой учительнице, и он понимает, что преступает определенную черту. Но ежедневно наблюдать за тем как погибает от голода маленький мальчик, еще не способный добывать себе пропитание, все-таки выше ее сил. А ведь этот ребенок живет не один, он постоянно находится среди других людей, сверстников, учителей, просто взрослых людей. но для них он безликий, просто один из множества ему подобных. Можно ли назвать жизнь в равнодушном обществе проблемой? Безусловно. и со страниц своего рассказа Распутин не просто говорит, он кричит об этом, взывая к милосердию людей.

Как отмечает автор, уроки французского оказались для голодного несчастного мальчика уроками доброты, и он запомнил этот опыт на всю свою жизнь.

Известно, что это произведение целиком и полностью автобиографично, а значит писатель точно представил образы главной героев, сумел передать их мысли и взгляды на жизнь.

Как прощальный привет приходит к мальчику посылка с Кубани. Она собрана с любовью и заботой и теперь мальчик принимает ее с особой благодарностью,потому что она несет в себе тепло души той взрослой и умной женщины которая стала для него на один уровень с матерью, ведь Лидия Михайловна оказалась также готова к самопожертвованию для него, как если бы он был ее сыном.

Благодарность, искренняя, душевная, часто несвойственна людям, получающим все блага просто так, легко и без мучительных переживаний. Главный герой, получивший свой жизненный урок, теперь сумеет сохранить в своей душе тепло душевной благодарности, внутренней и всеобъемлющей.

Таким образом, основная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» базируется на таких высоконравственных понятиях, как человеческая доброта, сострадание к людям, способность к самопожертвованию, а еще сохранение чувства собственного достоинства и способности принять чужую жертву.

Анализ
«Уроки французского» Распутин

«Уроки
французского»
анализ произведения — тема, идея, жанр,
сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

     В 1973 году
был публикован один из лучших рассказов Распутина «
Уроки французского». Сам
писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось
выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось.
Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для
меня».

     Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне
Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю
жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской
жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом
прикосновении к ним».

     Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим
собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с
корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею:
«Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу
школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из
того трудного и счастливого времени».

Род, жанр,
творческий метод.

     Произведение
«Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского
рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем
шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих
прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так
как он быстрее пишется.

     Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий
пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже
является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства,
условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув
одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством
общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации
языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом
до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа.
Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное
от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою
вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что
сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского».
Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и
ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом,
становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией
Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя
уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -—
поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает
писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает,
учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его
к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от
матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и,
естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе
молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни,
а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И
прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к
рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница
французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было
жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его
целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к
обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна
наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и
пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах
выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде
цитатного плана:

1.    «Чтобы учиться дальше… и мне пришлось снаряжаться в
райцентр».
2.    «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме
французского, у меня держались пятерки».
3.    «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой
болезни».
4.    «Получив его (рубль), … я покупал на базаре баночку
молока».
5.    «Они били меня по очереди … не было в тот день человека
несчастнее меня».
6.    «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком
необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый
класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была
только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться
из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые
волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький
герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей
деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым
человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому,
чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала
дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома
подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего
человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница
наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа
помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с
мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела.
Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с
учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности.
Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал
понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых
аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками,
которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой,
неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи
готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце
недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой
учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой
женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки
человечности.

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической
точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой
учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм
его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело
использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности
произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью
выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто
равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого
дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня
возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей
четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни
экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два
снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами»
(предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и
устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям
предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с
обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные
ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас
противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке,
о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые
запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы
были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что
и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но
трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие
качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет.
«Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и
понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые
всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что
самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского
языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге,
единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже
спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания,
прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни
зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я
для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как
тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись
хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как
должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный
учитель — учитель жизни».

История создания

Рассказ был написан в 1973 году. Писатель посвятил его матери писателя Александра Вампилова — учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне. Произведение же носило автобиографический характер.

Распутин родился и вырос в селе Усть-Уда. В нем была только четырехлетняя школа. После он переехал в районный центр.

Там ему пришлось жить у чужих людей. У него не было возможности полноценно питаться и носить нормальную одежду.

Существование скрашивала одна учительница. Она помогала мальчику делать уроки, играла с ним и дарила разные вещи. Именно учительница повлияла на Распутина, и он сохранил ее образ в памяти на долгие годы.

Проблема милосердия

Учительница Лидия Михайловна по-доброму относится к главному герою. Она пытается ему помочь не только в учебе, но и в познании реальной жизни. Лидия Михайловна учит ребенка бережному и трепетному отношению к другим людям. Она помогает одиннадцатилетнему мальчику, которому пришлось рано повзрослеть, преодолевать голодные времена. Лидия Михайловна жертвует своим местом на работе, чтобы заниматься воспитанием мальчика, который жил далеко от матери. Все действия героини бескорыстны, она не требует награды за свои поступки, она не готова мстить герою за то, что ее уволили, наоборот, даже после ухода из школы Лидия Михайловна помогает мальчику, отправляя ему яблоки, которые он никогда не пробовал.

Вера в доброту свойственна для В. Распутина. Поэтому он воспевает нравственные ценности, которые делают каждого настоящим человеком в любой ситуации.

Характеристика главных героев

Повествование ведется от лица мальчика 11 лет. Он родом из деревни и приехал учиться в районную школу. Его основные личностные черты:

  • мужественность;
  • смелость;
  • упорство.

Мальчик очень одинокий, так как городские дети не принимали его. Он очень умный и самостоятельный, старательный. Герой стремиться не разочаровать семью. В рассказе есть еще одна центральная героиня — Лидия Михайловна. Учительнице иностранного языка исполнилось только 25 лет. Красивая и молодая женщина, она выросла на Кубани. В детстве доставляла немало проблем родителям.

Директор школы — Василий Андреевич. Он громко разговаривает, и это часто пугает детей. Провинившихся он заставлял оправдываться перед всей школой. Поступок учительницы директор посчитал недопустимым.

В рассказе встречается множество второстепенных персонажей.

Среди них — хулиган Птаха, его младший соратник Вадик, одноклассник главного героя Тишкин и многие другие. Все они делают произведение Распутина уникальным.

Мораль и безнравственность

Носителями положительных качеств являются мальчик и учительница. Рассказчик, передавая свою историю, объясняет, как история детства стала уроком на всю жизнь. Ребенок понял, что нельзя быть недоверчивым. Люди в большинстве своем добры. Жестоких меньше. В рассказе к ним следует отнести Вадика, Птаху, Тишкина. Это такие же, как рассказчик подростки, но они подлые и безнравственные уже в начале своего пути. Нетрудно догадаться, какими станут в будущем. Вадик не терпит тех, кто умнее и удачливее. Мальчишку избивают за то, что он играет лучше, чем Вадик и его друзья. Птаха не имеет своего мнения, подчиняется сильным бездумно и бессмысленно. Он станет в ряды тех, кто своим равнодушием усилит горе и несчастья людей. Тишкин – предатель, подлиза и трус.

Выделить основную цель произведения требуется при выполнении любой работы по художественному произведению. Написать сочинение «Главная мысль рассказа «Уроки французского» станет проще после знакомства с предлагаемым материалом.

Предыдущая

СочиненияЛидия Михайловна (Уроки французского) – описание и характеристика учительницы в рассказе Распутина

Следующая

СочиненияХарактер главного героя “Уроков французского” – характеристика и черты мальчика в рассказе Распутина

Центральная тема

В рассказе писатель поднимал несколько проблем. В первую очередь он показал, как важно быть неравнодушным. Если бы не помощь Лидии Михайловны, мальчик мог свернуть на кривую дорожку. Проблематика произведения — особый моральный выбор, который не поддерживается обществом.

Учительница не только хотела помочь герою справиться с учебой. Она помогла ему деньгами, вернулась в пору безмятежного детства.

В то же время герой смог отказаться от игры с хулиганами. Они не раз избивали его, но ему были нужны деньги. На них мальчик покупал только батон и молоко. Эти продукты стали настоящим спасением. Помощь Лидии Михайловны тоже была кстати, так как герой перестал общаться с хулиганами.

Основная мысль работы: когда человек помогает кому-то, то он помогает себе. Учительница смогла стать счастливой, хотя она рисковала карьерой.

Но даже увольнение не расстроило ее. Ведь она помогла мальчику.

Игра на деньги

Учительница решается на отчаянный шаг – игру на деньги с мальчиком. Тонкая грань между нравственностью и аморальностью здесь налицо. Не может педагог играть в азартные игры. Азарт и учитель – противоположные понятия. Здесь игра – единственный способ помочь. Другой способ ребенок не приемлет. Он не понимает еще многих чувств, не верит в силу взаимопомощи и возможности бескорыстного отношения. Вокруг подростка много лжи и обмана. Учительница позволяет парню выиграть на еду, которую он сможет купить для себя, думая, что заработал деньги: не отнял, ни украл, а честно выиграл. Парнишка выигрывает только столько, сколько ему необходимо. Он не рвется за богатством, наживой, не хочет подчинять друзей, пользуясь своим умением.

Учителя застает за игрой директор. Его не интересует причина, он боится потерять вою репутацию, поэтому увольняет педагога. Девушка уезжает к себе на Кубань. Но даже издалека она продолжает заботиться о мальчике, посылая ему яблоки. Основная мысль произведения «Уроки французского» – главное в человеке доброта и человечность.

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Нравственные проблемы в рассказе

В.Г. Распутина «Уроки французского».

Цели:

  • Формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту ; культуру связной устной речи; мышление.
  • Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев.

Методические приёмы:

  • аналитическая беседа;
  • проблемные вопросы;
  • рассказ учителя;

Виды деятельности учащихся.

  • Подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос.
  • Выразительное чтение отрывков из повести.
  • Пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста.
  • Анализ образа героя.
  • Самостоятельная формулировка вывода урока.

Ход урока.

Фамилию учителя можно и забыть,

важно, чтоб осталось слово «учитель»

В. Астафьев

Учитель

: Ребята, вы дома должны были попробовать одним предложением сказать, о чём рассказ «Уроки французского». (Ответы детей)

Можно много говорить об этом, поэтому проблем, поднятых в рассказе достаточно много: тема трудного детства, тема взаимоотношения учителя и ученика, о трудных взаимоотношениях подростков, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Для меня же это произведение об учителе.

Когда-то Виктор Гюго сказал: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

— Как вы можете объяснить эти слова? ( Человек растёт, и вместе с ним растёт и развивается всё то, что заложено в детстве. Не зря психологи говорят о том, что детство влияет на всю последующую жизнь человека, что психологические раны и травмы, полученные в детстве, так или иначе, скажутся во взрослом возрасте)

-А каким же было детство Валентина Распутина? Об этом нам расскажут исследователи его творчества, ваши одноклассники.

Портрет В.Г. Распутина.(или презентация)

1 ученик:

Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной.

Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые»

— вспоминал автор. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

2 ученик:

Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с попутками передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть.
«Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» — вспоминал писатель
. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Учитель:

Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

II. Рассказ о Лидии Михайловне
Молоковой.

  • Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» жила в Нижнем Новгороде (она совсем недавно умерла, дожив до преклонных лет)
  • Случайно школьница Лидия Данилова ( после замужества она стала Молоковой) оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в университет на исторический, но она напугалась величественности и могущественности здания университета. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе…
  • Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За дерзость», — объясняет сама героиня.
  • В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные
  • А Валентин Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней

Этот рассказ автобиографичен. Учительница в произведении названа действительно своим именем Лидия Михайловна. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете, воспитала двух дочерей. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

Учитель:

Ребята, попробуйте восстановить жизнь того времени по рассказу, что за время описано, какой период истории нашей страны? (Ответы детей)

В. Г. Распутин — сибиряк. Его Родина — глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. Да, речь идёт о времени, когда совсем недавно завершилась война. Быт суров , люди не всегда милосердны: дети плохо одеты, недоедают, многие обычные для нас продукты они не только не ели, но и никогда не видели. И особенно тяжело жить было в городе, так как в деревне голодное время все-таки переносится легче. «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне», — пишет В. Распутин. Почему? Ответить на этот вопрос мы можем, внимательно вчитавшись в текст рассказа.

Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, обобщенный образ которого воплотил Распутин, так и не назвав мальчика конкретным именем, так как, с одной стороны, этот рассказ — автобиография, с другой — типичная история ребенка послевоенной поры.

«Там мне ничего не пришлось выдумывать, –
говорил Распутин. – Всё это происходило со мной.За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Характеристики героев.

Давайте вспомним:

  • — Почему мальчик, герой рассказа, оказался в рай). — Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки). — Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».). — Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока). — Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).

— Прочитайте эпизод, когда рассказчик первый раз появляется в школе с синяками. Оцените реакцию Л.М., её поведение. Как это её характеризует? (Проявила педагогическое мастерство: не стала выяснять при всём классе, заботливая, понимающая.

Вывод:

Итак, давайте подведём итог. Каким же мы видим мальчика в рассказе. Дайте ему характеристику
.
(Он добросовестный, упорный, настойчивый. Когда он сталкивается с несправедливостью, упрямство и желание доказать правду берёт верх, за что он и бывает побит. Но есть в нём и неуверенность, и некоторая беспомощность, робость. Он терялся от всякого пустяка: прятал ноги, чтобы учительница не видела его обуви. Необычность поведения учительницы поражала мальчика).

Вывод: Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

Характеристика Лидии Михайловны

:

  • Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и Начнём с портрета учительницы, что особенного отмечено в нем? Найдите в тексте портретное описание (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…»)
  • Каково было отношение мальчика к учительнице? Найти в тексте. («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»)
  • сочувствием, ценила его целеустремленность).
  • Как мальчик относится к дополнительным занятиям? Понял ли он, с какой целью Л.М. заставила его заниматься?
  • Что ещё предпринимает Л.М., чтобы помочь своему ученику? ( В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить; присылает посылки от имени матери). Как реагировала учительница на его отказы ужинать?
  • Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)

Что движет учительницей? Чем отличаются жалость и милосердие?

ЖАЛОСТЬ — 1. сострадание, соболезнование

2. печаль, сожаление

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н.
или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия (Ожегов С.И «Толковый словарь»)

  • Итак, исчерпав возможности помочь герою законно, Л.М. решается на отчаянный поступок. Какой?
  • Прочитайте монолог учительницы, в котором она объясняет своё желание играть.

( Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.)

Что нового узнаём о её характере?

  • Какие правила она нарушает? Правильно ли она поступает?
  • Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом. (Перестал бояться, относится как к человеку, забывает, что перед ним учитель.)

Вывод:

Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Учитель:

— Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Вывод:

Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта

вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель?

— понимание; — человеколюбие; — отзывчивость; — гуманность; — доброта; — справедливость; — честность; — сострадание.

А в чем схожи характеры учительницы и мальчика? (Оба они – люди честные, совестливые, правдивые и упрямые в достижении своей цел. Они удивительно сильные люди, способные противостоять жизненным обстоятельствам.)

Вывод

: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал
«Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин
говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

  • Какие же уроки преподала Л.М. герою? (Не только французского языка, которому рассказчик научился, но и уроки доброты, милосердия, которые, наверное, намного важнее.)
  • В чём же необыкновенность учителя французского языка? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
  • Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки? («Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Яблоки ассоциируются с добротой и милосердием. Автор говорит: У милосердия как бы появился запах – запах яблок)

Учитель:

Ребята, а в произведении есть ещё один герой, и он играет не последнюю роль. Кто это?

Просмотр отрывка из фильма

(эпизод, когда входит директор школы и застаёт их за игрой в пристенок)

— А, по вашему мнению, как должен был поступить учитель? Представьте, что не эти слова сказал директор, когда вошёл. Подумайте и озвучьте вы. Что должен был сказать он как педагог, как психолог, как человек, в конце концов! (озвучивание фильма)

Вывод: Слайд 11.

Директор школы- человек-робот, он не смог понять ни ученика, ни Л.М. Да и не попытался это сделать. Он даже мальчика называет «этот». ( «Вы играете с этим…») И только потом поправился «с учеником». Существовали ли вообще для него ученики и дети, как личности? Определи поступок Л.М. как преступление, совращение, растление, он увольняет учителя. Станиславский говорил свои ученикам: « Увы, видеть плохое мы все умеем, увидеть хорошее, прекрасное – куда труднее».

Вывод:

Да, настоящий учитель — это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, просто людьми. Настоящий учитель — это тот, кого помнят всю жизнь. Настоящий учитель — это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем, кем я стала. И те учителя, которые окружают вас сейчас и пытаются дать вам не только уроки по предмету, но и уроки доброты, желают вам действительно всего хорошего. И через несколько лет мы уже сможем увидеть, что же мы смогли в вас заложить, а что упустили. Не зря Астафьев сказал: Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».

Почему мы, так же и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталась с нами после.

В. Распутин

Л. Е. Данилова (Копейск), МОУСОШ №2

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина

«Уроки французского» (исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

           Предметом исследования литературы всегда является человек со своими страстями, радостями и горестями. Но, изображая его, писатель преследует какую-то свою главную цель, идею, мысль ради которой он пишет книгу.

Одной из главных тем в творчестве В. Распутина, на мой взгляд, является тема «нравственности человека». Поэтому-то произведения его очень злободневны и актуальны. Ведь недаром старшеклассники ищут ответы на « вечные вопросы»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? И что ненавидеть?»

Творчество Валентина Распутина привлекает читателей разных возрастов. Рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы. Неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь.

Читая рассказы В. Распутина, трудно найти точные слова и до конца невозможно выразить впечатление от прозы настоящей, которая и во все времена, напрямую занята человеческой сущностью, душою человека. Трудно, поскольку такая проза никогда не воспринимается остывшим и застывшим, неизменным в своём значении тексте, и сколько бы ты ни обращался к нему, этому тексту, он будет двигаться, жить и открывать тебе новые и новые черты, чувства и мысли. Рассказы В. Распутина трудно читать. Но почему трудно? Эта проза не играет с нами, не заигрывает, не потешает, не обманывает, а предполагает труд чтения, предполагает со-чувствие, со-творчество. Надо всё, что написано в рассказах — прожить самому, а кроме всего — надо ещё и оторвать сознание от обманных видимостей суеты, надо настроиться на музыку, взгляд, движение рассказов, ощутить себя в мире В. Распутина.

Трудно читать, но, прочитав, не откинешь книгу, постепенно или тут же забыв прочитанное, но будешь ещё чувствовать, думать и, если может, душа разбудится, заживёт в мире этих рассказов, ей увидятся эти люди и окажутся они давно знакомыми, родными. И, наконец, с удивлением. Но уверенно поймёшь, что всё. О чём написал В. Распутин, было именно с тобой, происходило именно в твоей жизни. И если не когда-то раньше, то теперь, сейчас, в часы чтения, в минуты согласного звучания этой прозы и твоей жизни…

Рассказы В. Распутина объединены необходимо постоянным, мучительным, светлым, неотвратимым, желанным и странным движением человека, старающегося пробиться и приникнуть к тому высшему, вечному и единственно определённому, что в нём заложено создавшей его Природой, к тому, что он. как прозрение, осознаёт только в минуты живого соприкосновения с единосущной, всесоставляющей, бесконечно постигаемой Жизнью — всебытием. Этот мир приходит в человека, и человек видит берега, своё русло, видит дороги добра, дороги вечного движения своего духа. Видит это человек не вне себя. А в себе, он как бы вспоминает берега, русло, дороги, вспоминает своё предназначение и направление своего жизненного движения.

Человек в рассказах В. Распутина « приходит в себя», и его душа оказывается единственным выходом в действительный мир.

От встречи с истинно русским редким словом чувствуешь, каким родным, сердечным светом, музыкой и болью наполнено оно, как созвучно всему высокому и честному, что составляло и составляет наше национальное духовное богатство, что объединяет нас вокруг праведности и красоты.

Тема «нравственности человека» особенно своеобразно и остро решается в рассказе «Уроки французского».

Прежде чем подойти к рассмотрению этой проблемы, обратим внимание на то, какое определение « нравственности» дано в справочной литературе.

Так, например, словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение: « нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения». В философском словаре дано такое определение: « нравственность — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость и т. д.) Нравственность представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу».

Но нас интересует нравственность не просто любого человека, а нравственность педагога, т. е. того, кто занимается преподавательской и воспитательной работой.

Педагогическая нравственность… Что это? На этот вопрос мы не найдём готового ответа в словарях. По-моему, педагогическая нравственность возникла из объективной необходимости регулировать взаимоотношения детей друг с другом и с учителем, согласовывать их поступки, действия, желания. Педагогическая нравственность не имеет писаных законов, не опирается на силу государственного, административного принуждения, она определяет правила поведения учителя, его душевные качества, суждения.

Прежде чем обратимся к содержанию произведения В. Распутина, мне бы хотелось остановиться на личности художника. Кто же такой Валентин Григорьевич Распутин?

У В. Распутина редкостно завидная литературная судьба.

Коренной сибиряк, он родился в Усть-Уде, что на Ангаре, в 1937 году, в крестьянской семье. В середине 50-х годов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, мечтая о профессии учителя, «радовался тому, гордился и серьёзно готовился к этому делу». Однажды он написал в иркутскую молодёжную газету очерк. Редактор обратил внимание на элементы рассказа в очерке. В 1961 году это сочинение под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» появилось на страницах литературного альманаха « Ангара». Четыре года спустя В. Распутин показал несколько рассказов приехавшему в Читу Чивилихину, ставшему крёстным отцом начинающего прозаика. Рассказы составили первую книжку В. Распутина — «Человек с этого света». А десять лег спустя он — всесветно знаменитый автор четырёх повестей: « Деньги для Марии»(1967), « Последний поклон» (1970), «Живи и помни» (1975), за которую он удостоен Государственной премии и « Прощание с Матёрой» (1976). Сергей Залыгин пишет о В. Распутине, что он «вошёл в литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова». В. Распутина называют «сибирским Чеховым»

В нескольких словах необходимо напомнить содержание рассказа. Его действие происходит через три года после окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году, в далёкой деревне, за пятьдесят километров от районного центра. Рассказ ведётся от имени двенадцатилетнего мальчика, который остался без отца. Матери с тремя детьми жилось очень трудно. Так как в деревне была только начальная школа, а способный и трудолюбивый мальчик хотел учиться, то мать отвезла его в районный центр. Подросток оказался здесь один почти без всяких средств и голодал. Дурные сверстники научили его играть на деньги в так называемую «чику». Чтобы раздобыть средства на хлеб и молоко, мальчик был вынужден научиться этой игре, и он стал выигрывать. За это его избили, и подросток вновь остался без денег. Учительница французского языка местной школы, Лидия Михайловна, оказалась человеком большой души: она стремилась «подкармливать» мальчугана, но он упорно отказывался, считая, что брать чужое стыдно. Вскоре учительница поняла: бесплатно подросток ничего от неё не возьмёт. Тогда она решила «схитрить», предложив ему играть в «чику» теперь уже с нею, и, умышленно проигрывая, давала мальчику возможность приобрести «законные» копейки на хлеб и молоко. Об этой игре педагога с учеником узнаёт директор школы, Василий Алексеевич, представитель мнимой человечности. Учительнице пришлось расстаться со школой и уехать «к себе на Кубань». Но она всё же успела спасти подростка своей чуткостью, а мальчик в свою очередь, хотя ещё и очень смутно, стал понимать, что такое — большое сердце у, казалось бы, совсем чужого человека.

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографическое. Оно впервые было опубликовано в газете « Литературная Россия» 28 сентября 1973года.

« Этот рассказ, — вспоминает писатель, — помог мне найти мою учительницу. Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…»

Посвящение, которое предшествует рассказу: Анастасии Прокопьевне Копыловой и вступление: « Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», как бы раздвигают рамки повествования, придают ему более глубокий, обобщающий смысл, помогают нам понять, что внешне простой по композиции рассказ заключает в себе по существу три плана: действительный мир, особенности его отражения в детском сознании, воспоминания взрослого человека о своём трудном, голодном, но по-своему прекрасном детстве.

Рассказ В. Распутина читать нелегко, так как автор повествует о тяжёлом времени, об одиночестве, о голоде. В. Распутин — писатель послевоенного поколения и эхо войны в его душе. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Образ памяти, реализующий в современной социально- философской прозе идею взаимосвязи человека и времени, духовной преемственности поколений, в художественной системе В. Распутина имеет основополагающее значение. В поисках опор, ограждающих нравственность от потерь, всеми своими произведениями В. Распутин утверждает активную духовную силу памяти. В толковании писателя это высшая, превосходящая внешнюю целесообразность, привязанность человека к своей земле, природе, родным могилам, к народному прошлому, сбережение богатств русского слова, «память» о своём общественном и гражданском долге.

В тексте рассказа есть приметы трудного послевоенного времени. Мы проникаем в мир чувств и переживаний героя, полнее представляем авторскую позицию, читая следующий отрывок: « Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придётся всё время думать о еде».

Только ли одному мальчику было трудно и голодно? И мы находим эти многочисленные горестные приметы, создающие фон повествования: «Голод в тот год ещё не отпустил», «колхозник в те годы был рад любой копейке», «жили мы без отца, жили совсем плохо», «нас у матери было трое, я самый старший», «тётя Надя, крикливая, замотанная женщина, одна мыкалась с тремя ребятишками», «корову не держали», «денег у нас не водилось», «голод здесь совсем не походил на голод в деревне», «мне всё время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны», макароны для мальчика « богатство с писков», радиоприемник в комнате Лидии Михайловны вовсе кажется «невиданным чудом».

Давайте проследим, как в условиях суровой жизни складывается тонкая и нежная душа мальчика. Кто повлиял на нравственное формирование ребёнка?

Читая первые страницы рассказа, мы узнаём о мальчике необходимые факты: «учился хорошо, в школу ходил с удовольствием», «учился я и тут хорошо…другого дела у меня здесь не было», « всегда учил все уроки; в своей деревне «признавался за грамотея: писал за старуху и писал письма», проверял облигации, первый из деревни едет в район учиться. Кто же заложил прекрасные семена доброты в мальчика? Откуда у него такое стремление учиться, понять жизнь взрослых, желание помочь сделать что-нибудь, чтобы жилось легче?

У мальчика есть мать, любящая чуткая, добрая, нежная. Именно она становится его первым педагогом, другом на всю жизнь. Мать сумела духовно поддержать мальчика в трудное время, закалить в нём волю и мужество.

Впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость после свидания с матерью. Он бежал за машиной, но «опомнился и убежал», потому что «ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды».

Вторым другом мальчика становится учительница французского языка Лидия Михайловна. Она хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом и понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от неё не примет. Лидия Михайловна очень тонко понимает своих учеников, в отличие от директора школы, который ребят не любит и действует только по инструкции, формально.

В рассказе В. Распутина молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в «пристенок», или «замеряшки». В этом необычность сюжета рассказа. Рассказов об учителях написано много, тёплых, благородных, и варьируется в них одна и та же ситуация: ученик, трудно живущий, но честный и благородный, и учитель, протянувший ему руку помощи. И хотя формы подношения были разнообразны, но всегда в рамках педагогических правил. В рассказе В. Распутина поступок Лидии Михайловны с первого взгляда можно расценивать как непедагогический. Её ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь после окончания игры принимал от неё деньги, потому что это был «честный выигрыш», и опять бегал на базар покупать молоко.

Непреклонная, какая-то очень открытая, очень естественная человечность была самым главным, самым важным в уроках далёкого и изысканного французского языка, и мальчик понял и, наверное, навсегда запомнил это. Уроки французского стали уроками жизни, уроками нравственности, уроками человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница.

Не только по поступкам учительницы, по её отношению к тем ученикам, классным руководителем которых она являлась, мы узнаём, что перед нами человек большого сердца, но и по языку, с помощью которого автор, как бы вторгаясь в размышления подростка, описывает учительницу. Читатели узнают, что у Лидии Михайловны было «правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами»; тугая редко раскрывающаяся до конца улыбка и совсем чёрные, коротко остриженные волосы». Нельзя не обратить внимания на это потому. Тонкое жизненное наблюдение стилистически передано здесь очень просто: действительно «правильные лица» редко бывают достаточно красивыми. При этом писатель говорит о правильных, а не о красивых лицах. А живость лица, придающая ему обаяние, вместе с тем делает его чуть-чуть неправильным, чуть-чуть несимметричным. Весь облик Лидии Михайловны подтверждает справедливость авторского наблюдения: учительница любит своих учеников и вместе с тем она строга, она озабочена их жизненными судьбами. Правильные черты её лица бывают недостаточно живыми, несмотря на доброту и доброжелательность учительницы. Так стилистически осмысляется, казалось бы, «сухое» наречие потому. Вместе с тем «не слишком» не исключает возможности, чтобы подобное лицо в тех или иных ситуациях было бы и живым.

Мальчику голос учительницы поначалу кажется звучащим недостаточно «вволюшку…, так что в него приходилось вслушиваться». Сам себе подросток объясняет это тем, что Лидии Михайловне, учительнице неродного языка, надо «приноравливаться к чужой речи», отчего «голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдётся и окрепнет». Переход от прямой речи к косвенной, здесь едва уловимый, создаёт впечатление у читателя, что мальчик, хотя и видит «недостатки» учительницы, вместе с тем любит её, сожалея о её, как ему представляется неблагодарной профессии («приноравливаться к чужой речи»).

Но когда позднее подросток убеждается в благородстве учительницы, её голос перестаёт ему казаться голосом «птички в клетки». Больше того, теперь мальчуган размышляет так: «к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык…». Этим он стремится доставить радость уже полюбившемуся педагогу. В месте с тем, меняются и взгляды мальчика на чужой язык. Образ незнакомого языка сближается с образом учительницы желающей мальчику добра, поэтому чужой язык становится достойным изучения. Вскоре и Лидия Михайловна начинает казаться подростку «необыкновенным, непохожим на всех остальных» человеком.

Писатель рассказывает не только об уроках человечности молодой учительницы, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Жестокий и бездушный директор школы ничего не делает прямо плохого, но когда узнаёт об играх своего ученика, то он только «воздел над головой руки». И это воздел (одно слово) дополняет характеристику «правильного» директора.

Запоминается финальный диалог, воспроизводимый мальчиком, между директором школы и учительницей французского языка.

  • Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

-Правильно.

  • Ну, знаете…- Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

У бездушного директора даже не нашлось имени для ребёнка: « Вы играете на деньги с этим?..» Грубый, чёрствый человек, у которого за плечами двадцатилетний педагогический опыт работы в школе. Но вряд ли можно назвать такого человека педагогом, который вызывает только отвращение. Как педагог этот человек умер, осталась только его тень, серая и страшная, которую боятся дети и учителя. Директор напоминает робота, который знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет, но не хочет выслушать, понять, разобраться и помочь. И учительница ничего не пытается объяснить директору. Она понимает, что это совершенно бесполезно: её всё равно здесь не поймут. Отвечая на вопрос одним только правильно, Лидия Михайловна как бы соглашается с директором, будто она занималась «растлением» мальчика. Между тем она стремилась помочь ребёнку, дать ему возможность жить и учиться.

Поступок учительницы нельзя назвать педагогически безнравственным. Она поступила именно так, как подсказывало ей её чуткое сердце, отзывчивая душа, совесть.

А как хороши обобщения учительницы, опирающиеся на её повседневный опыт: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком». И этот афоризм запоминается тем, что он следует за поступками доброго человека: учительница может непосредственно резвиться с детьми, забывая о своём возрасте, но не забывая при этом о своём долге, долге учителя.

Влияние учительницы и матери мальчика очень велико на формирующуюся личность на наших глазах из тихого, неприметного мальчугана вырастает человек, который имеет свои взгляды, убеждения, умеет их доказать и отстоять. В поступках, в рассуждениях раскрывается характер мальчика.

Например, возьмём фрагмент о пропаже продуктов: «…Я постоянно недоедал … Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто — то из её старших девчонок, или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить…»

Здесь проявляется гордость, благородство, достоинство, деликатность. Мальчик, живя у тёти Нади, понимает, как тяжело ей: «замотанной женщине, которая мыкалась с тремя ребятишками». Он понимает, что тяжело жить матери, сестрёнке, братишке, всем взрослым и детям.

Он по-взрослому задумывается о несчастьях, бедах, которые принесла война.

Распутин сталкивает своего героя с отрицательными персонажами. Они осуждаются не словами, а описанием их действий и поступков. Дурные мальчишки как будто бы и не заставляют нашего героя играть на деньги, но создают такую обстановку, которая вынуждает его именно таким образом «зарабатывать» на пропитание.

Характеризуя игроков в «чику», мы отмечаем, что играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. «Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех». «Птаха — тень Вадика, его подручный, собственного мнения не имеет, но такой же подлый». «Тишкин — выскочка, суетливый, заискивает перед старшими и сильными». Вадик и Птаха избивают мальчика, потому что им не нравится, что серьёзен, что он почти отличник: «Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит». Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, могут это понять.

Во время избиения мальчик ведёт себя мужественно, даже под ударами кулаков он упрямо твердит свою правду: «Перевернул!» Слабый, больной, малокровный, он старается не унизиться: «Я старался только не упасть, ни за что больше ни упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».

Таким образом, мы видим, как в маленьком человеке пробуждается Человек!

Интересны в рассказе эпизоды, связанные с Лидией Михайловной. В общении с ней вновь проявляется гордость, непреклонность, благородство подростка: он очень голоден, но отказывается есть дома у учительницы, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами. Откуда эти истоки благородства и гордости! На мой взгляд, они кроются в воспитании мальчика, ибо с самого раннего детства он вращается в трудовой среде, близок к земле. Он понимает, что такое труд, и что в жизни ничего не даётся даром. И вдруг макароны!

В «поединке» с неподдающимся в начале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, стремление преодолевать трудности. Мы можем проследить, как в маленьком человеке, лишённого жизненного опыта, происходит постижение жизни. И мальчик принимает её не облегчённо — поверхностно, а во всей глубине.

Чем же больше всего привлекает нас мальчик? Что главное в его характере? И как это показать детям?

Валентин Распутин рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадимом, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.

Правдивы и рассуждения мальчика, различающего возможность честного и не честного выигрыша: «Принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и не детские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Приобщаясь к нелёгкой, но прекрасной судьбе мальчика, мы, сопереживая ему с помощью писателя размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые», внимательнее всматриваемся в окружающих, в своих близких, в себя. Писатель поднимает в рассказе проблему педагогической нравственности, важный вопрос о подлинной и мнимой человечности.

Этот незамысловатый рассказ производит большое впечатление. Силён его общий идейный замысел, несомненна и сила его эмоционального воздействия: большие люди обнаруживаются не только в больших, но и в «малых» делах, подобно тому, как и дурные люди проявляют себя в поступках внешне будто бы и «правильных», но по существу чёрствых и жестоких. В рассказе В. Распутина нет никаких «красот языка» и, тем не менее, а скорее именно вследствие этого, всё повествование опирается на тщательно продуманные и тщательно отобранные ресурсы языка. Критик И. Розенфельд пишет: «особую позицию рассказов Распутина составляет умении е отыскать и преподнести деталь, совершенно пронзительную и, при всей своей невероятности, очень вещественную и убедительную», что мы и увидели, анализируя рассказ «Уроки французского». У В. Распутина в авторском повествовании и в речи героя-рассказчика преобладает разговорная, бытовая лексика, но и в обычной фразе нередко встречаются слова, передающие сложную гамму чувств и переживаний. Ведь мастерство писателя определяется не только его общей одарённостью, его умением по-своему видеть окружающую нас действительность, его мировоззрением, но и его языком и стилем. И Валентина Распутина можно с уверенностью соотнести к выдающимся писателям, мастеру художественного слова, писателю-психологу, так глубоко постигшего детскую душу.

Библиография

  1. Будагов Р. А. Как написан рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». — Русская речь, №б (с.37-41),1982 .
  2. Вашурин А. Валентин Распутин. Рассказы. Наш современник. — Сибирские огни, №7 (с.161-163), 1982.
  3. Лапченко А.Ф. «память» в повестях В. Распутина. — Вестник Ленинградского университета, №14 (50-54), 1983.
  4. Мшилимович М. Я. Уроки мужества и доброты. — Литература в школе, №6 (с.43-46), 1985.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — Издательство «Советская энциклопедия», М., 1968.
  6. Распутин В.Г. Избранные произведения в двух томах. — Издательство «Молодая гвардия», том 1, 1984.
  7. Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — Издательство политической литературы, М., 1963.

Титульный лист

Название                                         Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина

                                                          «Уроки французского» (исследовательская методическая работа, в

                                                           помощь учителю к уроку литературы)

Фамилия, имя, отчество             Данилова Любовь Евгеньевна

Должность                                   учитель русского языка и литературы

Название учреждения                 МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской  обл.

Название предмета, класс          литература, 6 класс

Список литературы      

       1.  Будагов Р. А. Как написан рассказ Валентина Распутина «Уроки французского».  — Русская речь,              №б (с.37-41),1982 .

  1. Вашурин А. Валентин Распутин. Рассказы. Наш современник. — Сибирские огни, №7 (с.161-163), 1982.
  2. Лапченко А.Ф. «память» в повестях В. Распутина. — Вестник Ленинградского университета, №14 (50-54), 1983.
  3. Мшилимович М. Я. Уроки мужества и доброты. — Литература в школе, №6 (с.43-46), 1985.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — Издательство «Советская энциклопедия», М., 1968.
  5. Распутин В.Г. Избранные произведения в двух томах. — Издательство «Молодая гвардия», том 1, 1984.
  6. Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — Издательство политической литературы, М., 1963.

  • Проблемы в рассказе нежный возраст
  • Проблематика рассказа темные аллеи бунина
  • Проблемы в рассказе недоросль сочинение
  • Проблематика рассказа судьба человека
  • Проблематика рассказа свеча горела