Проблематика и идейное содержание сказок Пушкина
Фольклорная основа пушкинских сказок заранее закладывает их нравственную проблематику. Предметом народной сказки обычно становится противостояние добра и зла.
Но то, что в фольклоре персонифицировано и постоянно (Иван-царевич всегда положительный, а Кощей – отрицательный), в авторской сказке подвижно, индивидуально.
Получается, что широкую проблематику борьбы злого и доброго начал Пушкин осмысливает на конкретных жизненных примерах.
В «Сказке о царе Салтане…» поэт размышляет о важности семьи, рода, общности.
Когда завистливые сёстры приказывают закупорить молодую царицу с сыном в смоляную бочку, они раскалывают идеальный мир патриархальных ценностей, разбивая Богом данное единство – семью.
Для восстановления этого единства князю Гвидону придётся пройти троекратное испытание, добывая «заморские дива».
Это символическое состязание с отцом приближает момент желанной встречи. Сказка завершается счастливым примирением любящих друг друга людей и женитьбой Гвидона на Царевне-Лебеди.
Так продолжается идея целостности мира через семью. В этой сказке остров Буян предстаёт прообразом России и всего мира, терзаемых внутренними противоречиями.
Пушкин показывает, что радость и покой можно потерять в один миг, а вот восстанавливать их придётся долгие годы и то лишь с помощью чуда.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» также говорится о расколе внутри одной семьи. Только разбивают единство не внешние враждебные силы, а качества характера старухи.
Старик готов исполнить любое желание жены, потому что любит её, старается не огорчать, но старуха не ценит этого. С каждым выполненным желанием тщеславие и жажда богатства в ней только разрастаются.
Становится ясно, что старуха и старик – люди разные, противоположные друг другу. Старик бескорыстен, а старуха жадна, старик великодушен, а его супруга мелочна.
Рыбка – образ божественной справедливости. Она не готова исполнить последнюю волю старухи и быть у неё на посылках, ведь героиня пытается вмешаться в само устройство миропорядка: «Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою…»
Рыбка возвращает старуху в исходное состояние, давая ей осознать своё настоящее место.
В «Сказке о золотом петушке» приговор злодею ещё более беспощаден: Дадон гибнет на глазах у своего царства.
Всю жизнь он воевал со своими соседями, нажил богатство ценой крови и слёз. Гибнут в сражениях три его сына, но царь не видит в этом предупреждения.
Даже золотой петушок, который указывает в ту сторону, откуда придёт беда, под конец оборачивается лицом к Дадону, прямо давая понять: «Твоя беда в тебе самом».
В бессердечии, злобе, жестокости, лени, в желании загребать жар чужими руками и при этом жить счастливо – беда Дадона. Желания царя никогда не кончаются (как и планы жадной старухи в «Золотой рыбке»).
Как апофеоз его хотений, появляется Шамаханская царица. Это сладкая грёза смерти, последнее обольщение грешника.
В пушкинских сказках всегда торжествует справедливость. Добро побеждает зло, но перед наказанием у героя есть шанс подумать и измениться.
Дадон отказывается отдать девицу звездочёту. Старуха не останавливается в своих желаниях, даже став Царицей.
Именно поэтому их ждёт расплата.
Мир человеческих страстей противоречив и сложен. В сказке «Медведиха» ему противопоставлен прекрасный мир зверей, где всё устроено по справедливости.
Медведица заслоняет собой медвежат, пытаясь уберечь их от охотника. Человек убивает зверей, чтобы сшить шубу жене.
Все лесные животные сочувствуют горю осиротевшего медведя. А люди готовы разрушить весь миропорядок непонятного ему пространства ради минутной прихоти.
Звери умны и благородны, а люди на их фоне жалки.
Идейное содержание сказок Пушкина выстроено вокруг традиционных, базовых ценностей морали и культуры: добра, милосердия, человечности и любви. Поэт пытается приблизить их к нам, показывая возможность личного выбора между добром и злом для каждого человека.
Скачать обзор:
В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.
«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.
Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.
Место действия
Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.
В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.
Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.
Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.
О чем произведение? Очень краткий пересказ
Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.
Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.
Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.
Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.
Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.
Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.
Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.
На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.
В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.
Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.
Характеристика героев
Царь Салтан
Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам, однако коварные заговорщицы его обыграли.
Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.
Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан». Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».
Князь Гвидон
Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив. Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.
Царица
Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.
Ткачиха с поворихой
Ткачика и повариха — отрицательные персонажи, сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.
Баба Бабариха
Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.
Слова сват и сватья используются как для обозначения человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи — родителя одного из супругов.
Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.
Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке: «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».
Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах. При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.
Царевна Лебедь
Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».
«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.
Корабельшики
Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».
Тридцать три богатыря и Черномор
Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.
Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.
В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.
Коршун
Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.
Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».
Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».
Свадьбу сыграли в тот же вечер:
«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».
Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».
«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».
Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».
Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».
Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.
Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:
«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.
«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».
Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».
«И пошел на край долины у моря искать дичины».
Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.
Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.
«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»
Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.
Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».
Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».
Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.
Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.
«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.
Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.
Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».
Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.
Молвит царь :
«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».
Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз. Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.
На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».
Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».
Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»
В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.
Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»
Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.
Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.
Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.
Лебедь ему отвечает:
«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».
Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.
Черномор обращается к князю:
«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».
Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.
Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.
Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.
Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.
Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.
Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».
Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.
Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак. «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.
В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.
«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.
Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.
«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».
Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.
Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.
Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.
Закатили пир.
«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».
Анализ сказки
История создания
Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.
Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.
Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.
Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.
Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.
В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.
Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.
Жанр
Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными. По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».
В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:
- приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
- чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
- борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
- сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
- в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
- наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.
«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.
Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.
Язык и стиль
Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».
Средства выразительности в сказке:
- Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
- Метафора — употребление слова в переносном значении.
Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).
- Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
- Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.
Пример олицетворения: «послушалась волна».
Какие темы поднимает?
Семья и человеческие взаимоотношения
Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.
Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.
Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.
Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.
Нравственные темы
Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.
Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.
Государство и цивилизация
Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.
- Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
- Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
- Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
- Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
- Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.
Государственное и человеческое
Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.
Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.
Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.
Идея и мораль
«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.
Экранизации
Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.
Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.
В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.
Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.
Скачать обзор:
Содержание статьи
- Суть сказки
- Чему учит?
- Главная мысль и мораль
- Вопросы и ответы к сказке
- В каких насекомых превращал лебедь царя Гвидона?
- В каком другом произведении автора встречается Черномор?
- О чем подумал сын царицы, когда вышел из бочки?
- Правильно ли делал царь Салтан, что верил ткачихе и поварихе? Какую ошибку он допустил?
- Как относились к царю Салтану его подданные?
Невиданный мир чудес открывает произведение А. С. Пушкина. В нем доброта противопоставлена людской злобе и зависти. Несложно догадаться, чему учит «Сказка о царе Салтане» – добру, которое всегда побеждает зло. У царя с царицей и их сына добрые сердца. Они не отчаиваются, когда им причиняют зло, и находят в себе силы простить обидчиков.
Суть сказки
Уловить суть произведения несложно, если прочитать его от начала и до конца. Автор рассказывает о предательстве и зависти, с которыми сталкивается царица и молодой царевич. Они проходят через испытания на пути к счастливой жизни.
Кратко о событиях, которые происходят в сказке:
- «Три девицы делятся мечтами. Первая мечтает стать поварихой в царском замке, вторая – ткачихой, а третья – подарить царю Салтану сына. Салтан исполняет пожелания девушек. Третья девица становится царицей и ждет ребенка. Царь уезжает на войну. В это время царица рожает сына.
- Повариха с ткачихой завидуют царице и отправляют Салтану послание, что она родила ему не сына, а «неведому зверюшку». Царь в письме велит ждать его возвращенья. Но завистницы подменяют письмо. В нем сказано бросить царицу в воду. Ее вместе с сыном заколачивают в бочку и бросают в море.
- Царица поет песню волне с просьбой сжалиться и выпустить на берег. Волна выносит бочку на берег, и окрепший сын разламывает ее. Он отправляется на охоту и видит, что в море бьется лебедь с ястребом. Он спасает лебедя, и тот обещает вознаградить его за помощь.
- Утром мать с сыном видят огромный замок с народом – дар лебедя. Сын называется царем Гвидоном. Он грустит об отце и просит корабельщиков передать ему приглашение. Лебедь превращает Гвидона в комара, и он летит послушать, что скажет Салтан. Выслушав корабельщиков, царь хочет посмотреть на замок Гвидона, который появился в один день. Но повариха с ткачихой его отговаривают. Они рассказывают о другом чуде – белочке, которая грызет орешки из золота и изумрудов. Узнав об этом, Гвидон просит лебедя перенести в его царство белочку.
- Второй раз Гвидон передает приглашение отцу с корабельщиками. На этот раз он превращается в муху, чтобы послушать его ответ. Снова повариха с ткачихой вмешиваются. Они рассказывают о новом чуде – дивном войске, которое выходит из моря. Лебедь помогает Гвидону. И теперь такое войско охраняет его замок.
- Третий раз Салтану передают приглашение, а Гвидон летит послушать ответ шмелем. И снова царя отвлекают, рассказывая о дивной царевне, на которую стоит посмотреть. В разговоре с лебедем Гвидон узнает, что царевна перед ним. Лебедь бросается на землю, и превращается в прекрасную девушку. Они играют свадьбу.
- Вскоре Салтан, несмотря на отговаривание, приезжает в гости к Гвидону. Он узнает царицу, мать Гвидона, и понимает, что заморский царь – его сын. Салтан плачет от счастья. Повариха с ткачихой признаются в своих злодеяниях, и раскаиваются. Царь Салтан прощает их».
Чему учит?
Сказка Пушкина показывает, что чудеса и злоба могут идти рядом, но добро всегда побеждает. Из нее можно извлечь несколько уроков. Чему учит «Сказка о царе Салтане»:
- На зло нужно отвечать добром.
- Воссоединиться с семьей – вот настоящее счастье.
- В мире нет ничего сильнее любви.
- Обман рано или поздно раскрывается.
- Нельзя сдаваться, даже если ты заперт в бочке посреди моря или оказался на необитаемом острове.
- Делай добро, и оно вернется сторицей.
Главная мысль и мораль
Третья девица была добра и хотела подарить царю самое ценное – сына. Желания всех девушек сбылись, но двое других вместо благодарности стали завидовать молодой царице. Они оклеветали и оболгали ее, подменили письмо царя, хотели погубить. Но даже закованная в бочку с сыном посреди моря царица не отчаялась. Она стала просить волну помочь ей, и была спасена. Царевич спас лебедя и его добрый поступок был вознагражден.
- Мораль сказки: «К добрым людям судьба благосклонна»
- Главная мысль: «Правда в воде не тонет».
Вопросы и ответы к сказке
После прочтения сказки важно обсудить ее с ребенком. Можно задавать вопросы о сути, морали и главной мысли. Но также важно заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы обсуждение происходило в игровой форме.
В каких насекомых превращал лебедь царя Гвидона?
В комара, муху и шмеля.
В каком другом произведении автора встречается Черномор?
В поэме «Руслан и Людмила».
О чем подумал сын царицы, когда вышел из бочки?
Об ужине.
Правильно ли делал царь Салтан, что верил ткачихе и поварихе? Какую ошибку он допустил?
Нет. Не нужно было верить им на слово. Он мог бы лучше защищать семью, допросить ткачиху с поварихой, и найти жену с ребенком.
Как относились к царю Салтану его подданные?
Хорошо. Автор пишет о нем «славный», «царь-отец». Он был добрым и мудрым правителем.
Произведение предназначено для чтения младшими школьниками. Подробно его изучают в 3 классе. Чтобы ребенок понял, чему учит сказка и какая в ней мораль, нужно обсуждать прочитанное, обращая внимание на поступки героев. Полезно давать им оценку, рассуждать, кто из героев поступил хорошо, а кто плохо. Тогда несложно будет сделать вывод и ответить на вопрос, чему научила «Сказка о царе Салтане».
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ Сказки о царе Салтане
Анализ Сказки о царе Салтане Пушкина
Сказка о царе Салтане появилась на свет в 1831 году. По жанру она относится к литературной сказке, тем, что заканчивается добром, в сюжете действуют волшебство и приключение князя Гвидона с царевной.
Все начинается с того, что три девицы прядут под окном и разговаривают о своих мечтах на счёт принца. В их воображении данный принц был Салтан, про которого упоминала каждая из девушек в своих высказываниях. Они описывали, как бы себя повели, если Салтан их выбрал в жёны. Интересным рассказом для царя оказался рассказ младшей девоньки из сестёр, которая так с умилением рассказывала, что родила бы сына, коли выберет её Салтан.
Таким образом, он выбрал ее, а двух других сестёр тоже забрал с собой в качестве поварихи и ткачихи.
После женитьбы царь уехал на войну, и завистливые сёстра начали клеветать новоявленную царицу, вынашивающую будущего сына.
Им помогла сватья Бабариха вместе, с которой после рождения младенца отправили царю ложное письмо, о том, что жена его родила какую-то зверюшку.
Царь Гвидон прочитав это, издал приказ и направил обратным письмом, бросить в море бочку с женой с выродышем и утопить их.
Далее начинается волшебство сказки, с того, что царевна с ребёнком не погибают, а бочка с ними выбрасывается волной на неведомый берег. Там и растет её сын, пока не становится рослым царевичем.
Царевич, охотясь на дичь, спасает белую лебедь от коршуна, тем самым освободив её от смерти. В будущем он выбирает её в жены, когда та превращается в красивую девушку.
Лебедь в знак благодарности пообещала не забыть об этом и помогла, создав для него княжество с подчинёнными. В нём была замечательная белка, танцуя, рассказывающая сказки и удивляющая всех, когда грызла золотые орехи.
В конечном итоге Салтан получает приглашение на остров повидаться с чудо-белкой, лебедью и всем княжеством. За ним следуют завистницы сестры все еще с надёждой овладеть царём и выйти за него замуж. Однако на острове царь узнав об их заговоре, прощает потому, что встречает свою жену с сыном Гвидоном и счастье торжествует над злом.
Пушкин в данном произведении использует народный язык и трижды повторяет сюжет. Он не повторял заимственные слова, а создавал новые образы, обогащая язык сказки эпитетами. В ритмике произведения использована парная рифмовка, по истечении годов, которая не растеряла своей актуальности.
До сей поры, сказка пользуется популярностью и интересом у детей и взрослых, доказывая это постановками в театрах и снятием мультфильмов.
2 вариант
Произведение под названием «Сказка о царе Салтане» написано, как литературная сказка, это показывает ряд литературных особенностей, которые выделяет автор, к ним относятся следующие особенности:
- В сказке есть волшебство;
- У каждого из героев есть свое особенное приключение;
- У каждого есть помощь со стороны, Гвидон оказывает помощь Царевне, а сама Лебедь оказывает помощь ему в последствии;
- Все эпизоды повторяются три раза, вообще тройственность является характерной особенностью для русских сказок.
- В итоге добро победило над злом.
Начало сказки – это три юные девушки, которые сидят в светелке, они занимаются пряжей и мечтают о прекрасном принце, который в скором времени должен ворваться в их жизнь.
Их беседу подслушивает царь, он видит, что младшая девушка, которая обещает родить ему сына весьма очаровательна, поэтому он забирает ее в жены, а остальных девушек забирает во дворец.
Одна становится ткачихой, а вторая работает поваром, так начинается произведение. Девушки завидуют своей сестре, поэтому решают ее оговорить, Царь после торжества сразу отправляется на войну, а он девушка беременная от царя остается в дворце.
Но судьба оберегает молодую царицу от всяких невзгод, несмотря на то, что бояре решают бросить царицу в море, она спасается, как и ее сын, поэтому история продолжается.
Материнская молитва позволяет бочке попасть на необитаемый остров. Там мальчик растет не по дням, а по часам, поэтому он смог выдавить дно из бочки, в которую их заковали вместе с мамой.
Завистливые сестры надеялись, что они займут место сестры, но только вот у них не получилось сделать подобного. Они не привлекали внимание Гвидона, что приводило их в бешенство.
С композиционным решением роднит так же то, что сюжет повторяется трехкратно, такие приемы автор использует для народных сказок. Автор использует живописный сюжет, которые привлекает его. Во всем произведении только одно слово, пришедшее из иностранного языка – флот.
Множество сказочных героев, а само произведение насыщено тем, что автор насыщает его различными эпитетами.
Все произведение он пишет четырехстопным хореем, который позволяет создать народную ритмику, максимально приближенную к существующей. Со временем сказки Пушкина становятся еще более востребованными, автор делает их более народными, более приближенными к простому читателю, обсуждающими актуальные и социальные темы.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Сказки о царе Салтане
Популярные сегодня темы
- Почему Онегин обречен на одиночество? сочинение
Во многих произведениях различных авторов есть различные персонажи, которые обречены на одиночество и не могут жить счастливой жизнью. Некоторые живут так по своей вине, некоторые стараются изо всех сил
- Сочинение Основные темы и мотивы поэзии Брюсова
С приходом двадцатого века, приходит, популярное в то время, течение в литературе. Это был символизм. Одним из его лидеров стал В. Я. Брюсов. Этот человек занимался поэзией
- Анализ рассказа Царь-рыба Астафьева
Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут
- Сочинение Характер Маши Мироновой из повести Капитанской дочки Пушкина
Одним из важных персонажей романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Маша Миронова. Неспроста произведение названо именно в её честь. Это напрямую связано с образом и характером героини.
- План поэмы Мертвые души Гоголя
Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию
«Три девицы под окном…» (художник Н. А. Богатов) |
«Сказка о царе Салтане» является одной из самых известных и любимых всеми сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В этой статье представлена критика о «Сказке о царе Салтане» Пушкина: анализ, суть, смысл, идея произведения глазами критиков.
Смотрите:
Критика о «Сказке о царе Салтане» Пушкина: анализ, суть, смысл, идея произведения
Отзыв в журнале «Телескоп» (1832 г.):
«Мы еще не имели своей, русской, народной поэзии. У Пушкина были притязания на имя русского народного поэта, и он долго считался таковым: но его народность ограничивалась тесным кругом наших гостиных, где русская богатая природа вылощена подражательностью до совершенного безличия и бездушия. Отсюда непрочность его успехов и славы… Попытка Пушкина обнаруживает теснейшее знакомство с наружными формами старинной русской народности; но смысл и дух ее остается все еще тайною, не разгаданною поэтом. Отсюда все произведение носит на себе печать механической подделки под старину, а не живой поэтической ее картины. Несмотря на искусный подбор слов и выражений в тоне русских народных сказок, в нем изобличаются беспрестанно следы новой работы… умысел подделывающегося искусства. Какое различие между «Русланом и Людмилой» и «Сказкой о царе Салтане»! Там, конечно, меньше истины, меньше верности и сходства с русской стариной в наружных формах: но зато, какой огонь, какое одушевление! Невольно забываешь все археологические притязания, чтобы любоваться прелестями свежей, роскошной поэзии…»
(журнал «Телескоп», 1832, IX, № 9)
Е. А. Баратынский:
«Я прочитал здесь «Царя Салтана». Это — совершенно русская сказка, и в этом, мне кажется, ее недостаток. Что за поэзия — слово в слово привести в рифмы Еруслана Лазаревича или Жар-птицу? И что это прибавит к литературному нашему богатству? Оставим материалы народной поэзии в их первобытном виде, или соберем их в одно полное целое, которое настолько бы их превосходило, сколько история превосходит современные записки. Материалы поэтические иначе нельзя собрать в одно целое, как через поэтический вымысел, соответственный их духу и, по возможности, все их обнимающий. Этого далеко нет у Пушкина. Его сказка равна достоинством одной из наших старых сказок — и только… Как далеко от этого подражания русским сказкам до подражания русским песням Дельвига!»
(Е. А. Баратынский — И. В. Киреевскому, письмо от 1832 г.)
В. Г. Белинский:
«Самые его сказки — они конечно, решительно дурны; конечно, поэзия и не касалась их; но все-таки они целою головою выше всех попыток в этом роде других наших поэтов…
Русская сказка имеет свой смысл, но только в таком виде, как создала ее народная фантазия; переделанная и прикрашенная, она не имеет решительно никакого смысла.»
(В. Г. Белинский, газета «Молва», 1836, № 3)
«Сказки Пушкина «О царе Салгане», «О мертвой царевне и о семи богатырях», «О золотом петушке», «О купце Кузьме Остолопе и о работнике его Балде» были плодом довольно ложного стремления к народности. Народные сказки хороши и интересны так, как создала их фантазия народа, без перемен, украшений и переделок. Но «Сказка о рыбаке и рыбке», о которой мы не упомянули в числе прочих сказок, заслуживает исключения, потому что в ней есть положительные достоинства. Это не народная сказка: народу принадлежит только ее мысль, но выражение, рассказ, стих, самый колорит — все принадлежит поэту.»
(В. Г. Белинский «Сочинения А. Пушкина. Статья 11-ая и последняя» 1846 г.)
Отзыв в журнале «Библиотека для чтения»:
«Летом Пушкин переехал в Царское Село. В это время его занимали простонародные русские сказки; он написал их несколько; между ними отличается «Царь Салтан» своим простодушным рассказом; но эти попытки, кажется, не совсем соответствовали истинному назначению Пушкина. Есть различие между национальным поэтом и поэтом простонародным.»
(журнал «Библиотека для чтения», 1840 г.)
П. В. Анненков:
«Первая полная русская сказка, написанная им — «Сказка о царе Салтане», — тотчас выказала давнишнее знакомство его с народной речью и поразила многих развязностью, так сказать, своих приемов, подмеченных у народа. Со всем тем это была только мастерская подделка. Насмешливое выражение, которое постоянно проглядывает на физиономии самого сказочника, ироническая беззаботность, с какой кладет он чудеса на чудеса, скорее свидетельствовали о гибкости авторского таланта, чем выражали настоящий дух народной сказки. Один стих был чисто и неподдельно русский. После сказки о Салтане Пушкин, особенно замечавший и любивший юмористическую сторону народных рассказов, написал сказку «О купце Остолопе и работнике его Балде»… <…>
В дополнение можно сказать, что «Салтан» Пушкина породил особенное впечатление в кругу литераторов, мечтавших о народной поззии из кабинета, и писателей, преимущественно занимавшихся изучением иностранных словесностей. В «Салтане» находили они зародыш нового периода в литературе, возможность нового в ней направления. Много толков, шума и споров произвела между ними первая сказка Пушкина. Памятником живого участия, возбужденного ею, осталось неизданное послание Н. И. Гнедича к Пушкину. … [ Гнедич] был одним из самых восторженных поклонников нового произведения. Он послал к Пушкину стихи с надписью: «Пушкину по прочтении «Сказки про царя Салтана», которые мы здесь и выписываем:
«Пушкин, Протей
Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений!
Уши закрой от похвал и сравнений
Добрых друзей!
Пой, как поешь ты, родной соловей!
Байрона гений иль Гёте, Шекспира —
Гений их неба, их нравов, их стран;
Ты же, постигнувший таинства русского духа и мира,
Ты наш Баян!
Небом родным вдохновенный,
Ты на Руси наш певец несравненный!»
Так высоко ценился первый опыт Пушкина в народной поэзии.»
(Анненков П. В «Жизнь и труды Пушкина» глава XXVII, 1855 г.)
В. В. Виноградов:
«…попытки Пушкина привить к литературе подлинные приемы и формы простонародного языка, воплощенные в «народной поэзия, вызывали единодушную отрицательную оценку у литературных консерваторов и литературных новаторов.»
(В. В. Виноградов «Язык Пушкина», изд-во Academia, 1935 г.)
С. М. Бонди:
««Сказка о царе Салтане» представляет собой обработку народной сказки, записанной Пушкиным конспективно в двух разных вариантах. Он не следовал точно ни одному из них… <…>
В «Сказке о царе Салтане» Пушкина соединены две темы. Первая — традиционная в народных сказках судьба оклеветанной жены и благополучное разрешение этой судьбы. Вторая, введенная в сказку самим Пушкиным, — народный образ идеального, счастливого морского государства. На острове, где княжит Гвидон, «все богаты, изоб нет, везде палаты», чудесная белочка своими золотыми скорлупками и изумрудными ядрами создает богатство острова, надежная волшебная охрана, тридцать три богатыря, выходящие из моря, охраняют его от внешних врагов. У Пушкина, как в народном творчестве (на что указал М. Горький в докладе на Первом съезде писателей), чудеса, волшебные предметы и действия выражают мечту народа об овладении природой для счастливой жизни.»
(С. М. Бонди, комментарии к «Сказке о царе Салтане», Собрание сочинений А. С. Пушкина в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 3. Поэмы, Сказки)
Это была критика о «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина: анализ, суть, смысл, идея произведения глазами критиков.
Смотрите:
Русскую культуру и литературу уже невозможно представить без сказок А. С. Пушкина. Читая их, трудно поверить, что они созданы кропотливым и терпеливым пером поэта, кажется, будто они сами выпорхнули из сердца русского языка. Любимое сочинение многих поколений — «Сказка о царе Салтане». В читательском дневнике наряду с кратким содержанием следует отметить главную мысль произведения и подчеркнуть фольклорно-сказочные элементы его жанра.
Оглавление:
- Особенности сказки
- Сюжет произведения
- Мнение читателей о книге
Особенности сказки
Произведение было написано в 1831 году. Для его написания Пушкин использовал материал многих народных сказок. Известно о шуточном споре между Пушкиным и Жуковским на лучшую поэтическую переработку фольклорного материала. В результате поэты доказали, что оба являются виртуозами слова, а русская литература обогатилась четырьмя великолепными произведениями («Спящая красавица» и «Царь Берендей» Жуковского, «Балда» и «Сказка о Царе Салтане» Пушкина).
Фольклорные мотивы
Тема чудесного ребенка очень часто встречается в сказках народов мира. Также мотив оклеветанной царской жены с последующим ее оправданием и восстановлением в правах очень распространен в фольклоре. От себя Пушкин добавил новый необычный сюжет — морской остров с идеальным государством, управляемый справедливым князем.
В произведении не так много действующих лиц:
- Салтан — царь страны, в которой начинается действие.
- Царица — девушка, на которой женился государь.
- Ткачиха, повариха — девицы, отвергнутые царем. Вследствие этого они ненавидят государеву жену и замышляют оклеветать ее. Сватья баба Бабариха действует с ними заодно.
- Гвидон — царский сын. На чудесном острове он получает титул князя.
- Царевна Лебедь — заколдованная девушка. Она помогает царевичу и становится его женой.
Поэт мастерски использует народные сказания, очищая их от искусственных наслоений. Он просто и чисто выстраивает на их основе новый сюжет, не теряя очарования и мелодии старинной сказки.
Элементы сказочного жанра
Чтобы придать произведению по-настоящему народное звучание, поэт мастерски использует многие черты этого вида литературы. К тому же он по-новому решает проблему стихотворной передачи фольклора — с помощью четырехстопного хорея вместо балладного стиха. Наличие этих элементов также подтверждает принадлежность произведения к жанру сказки:
- Длинное название. Распространенные подробные заглавия были типичны как в лубочных повествованиях, так и в средневековой европейской литературе.
- Двойной сюжет. По ходу действия решаются сразу две «проблемы»: примиряются царь с царицей, царевич находит прекрасную жену.
Чередование мужских и женских рифм передает плавность и певучесть народного стиля.
Сюжет произведения
Повествование начинается с того, что три девушки поздно вечером сидят за прялкой и мечтают о том, чтобы они сделали, если бы стали царицами. Первая девица хочет приготовить пир на весь мир, вторая хотела бы наткать на весь мир полотна. У третьей девушки другая мечта: она скромно говорит, что родила бы царю сына-богатыря, если бы стала его женой.
Только она успела промолвить это, как открывается дверь, и в комнату заходит царь. Оказалось, он стоял под окном и слышал весь разговор, и речь последней девушки понравилась ему больше других. И он предлагает ей стать его супругой, а других девушек назначает на должность ткачихи и поварихи. Со свадьбой не медлили, и в тот же вечер они обвенчались. Все радуются их счастью, кроме поварихи, ткачихи и сватьей бабы Бабарихи. Эти трое завидуют счастливой царской жене и ждут удобного случая, чтобы оклеветать ее перед мужем.
Клевета завистников
Начинается война. Царь, простившись с женой, уезжает. В его отсутствие царице приходит время родить. Чтобы обрадовать мужа, она посылает ему весточку о рождении сына. Но в то же время у ткачихи, поварихи и Бабарихи созревает коварный план. Они отправляют государю другую записку, в которой сказано, что у царицы родился не ребенок, а какой-то неведомый зверь.
Царь, услышав такую весть, приходит в отчаяние. В гневе он отдает приказ, чтобы ждали его возвращения для дальнейшего решения.
Когда гонец прибывает домой, ткачиха с поварихой тайком выкрадывают письмо царя и подменивают его на другое, где сказано, что царь велит тайно бросить царицу с ее приплодом в бочке в море. Боярам хоть и было жалко царицу, но не осмеливаясь ослушаться приказа, они посадили их в плавучую тюрьму и кинули в океан.
Чудесное спасение
Плывут в бочке царица и дитя. Молодая женщина в глубокой печали, но ее сын растет не по дням, а по часам. И вскоре волна выбрасывает их на берег. Сын встает на ноги и вышибает дно бочки.
На берегу царевич отправляется на поиски пищи. Прогуливаясь, он вдруг видит на море белого лебедя, над которым носится коршун. Царевич выстреливает из лука и убивает коршуна. А лебедь подплывает к царевичу и говорит ему человеческим голосом, что он спас от смерти не лебедя, а девушку.
На этом чудеса не кончаются. На следующее утро, проснувшись, царица и сын видят большой город с церквями и монастырями. Они идут в это прекрасное место, где их роскошно встречают и провозглашают царевича их правителем. Теперь его имя — князь Гвидон.
Первое посещение острова
Далее перед читателем открывается замечательная картина: по яркому синему морю плывет кораблик. На палубе судна стоят матросы и не могут налюбоваться на новый златоглавый город. Там их уже встречают, князь Гвидон зовет их к столу. Между ними начинается разговор, и выясняется, что корабельщики плывут в царство Салтана, отца царевича.
Проводив гостей, Гвидон идет к морю. К нему выплывает лебедь, та самая, которую он спас. Ей он и рассказывает о том, как бы он хотел повидать отца. Лебедь сразу же находит выход. Она предлагает ему сделаться комаром и полететь за кораблем. Так князь и поступил.
Прибыв в свое родное царство в качестве комара, Гвидон видит, что за столом восседает сам царь, вокруг него гости, а прямо напротив государя сидят три лживые тетки царевича, погубившие его мать и его самого.
Встреча с отцом
Царь Салтан стал расспрашивать корабельщиков, откуда они приплыли. Они ему и рассказали о чудном городе на острове, о славном князе Гвидоне. Салтан удивился и сразу же захотел поплыть в это чудесное место, погостить у этого загадочного вельможи.
Но не тут-то было! Повариха, чувствуя, что это грозит им потерей влияния на царя, начинает доказывать, что город на острове не является чудом. Она утверждает, что настоящая диковинка — это белка, которая грызет золотые орехи. Князь Гвидон прекрасно видит коварный замысел тетки и, пользуясь своим положением комара, впивается поварихе в правый глаз. Затем он вылетает в окно и коротким путем летит в свое царство.
Прилетев домой, Гвидон снова идет к морю. Опять выплывает ему навстречу лебедь. Ей он и рассказывает о белочке с необычными орехами. И лебедь творит новое чудо: князь Гвидон заходит во двор и видит пушистого зверька, сидящего на ветке и поющего песенки. Он приказал построить для белочки хрустальный дом и приставил к нему караул, а также дьяка, чтобы тот вел подсчет орехов.
Второе чудо
Через некоторое время остров опять посещает кораблик, он также следует в царство славного Салтана. Гвидон просит их передать поклон государю.
Проводив гостей, князь вновь идет к морю. Лебедь уже поджидает его там. Он опять открывает ей душу, говорит, как его сердце тянется к отцу. Обрызгала его лебедь снова, он превратился в муху и полетел за кораблем.
Влетает Гвидон за корабельщиками во дворец и опять слушает весь разговор. Мореплаватели рассказывают о своем путешествии, но особое внимание уделяют белочке с золотыми орехами. Царь вновь стремится отправиться на этот необыкновенный остров. Но злые тетки снова его не пускают. Ткачиха, усмехнувшись, заявляет, что настоящее чудо — это тридцать три богатыря и дядька Черномор, которые выходят из моря. Царь не может с этим поспорить. Но Гвидон в образе мухи злится, влетает в левый глаз ткачихе и улетает.
Прилетев домой, Гвидон с грустью спешит к лебедю и просит о помощи. Вскоре из моря выходят, все как на подбор, витязи морские под предводительством дядьки Черномора.
Заколдованная Царевна
Спустя немного времени, третий кораблик останавливается у берегов чудесного острова с гостеприимным князем. Гвидон, в этот раз в виде шмеля, отправляется вслед за ними в царство Салтана.
Корабельщики рассказывают об увиденном, гости за столом удивляются, и у царя появляется все большее желание посетить остров. Но Бабариха вновь отговаривает его. По ее словам, настоящее чудо — царевна, необычайной красоты, со звездой во лбу. А шмель-царевич злится на Бабариху и жалит ее в нос.
Вернувшись на остров, он вновь бежит к синему морю и просит помочь лебедь найти ему прекрасную царевну, которую он уже заочно полюбил. И тут, взмахнув крыльями, птица превращается в ту самую чудо-девицу! Вместе влюбленные идут к матери просить ее благословения. В тот же вечер они обвенчались и зажили счастливо.
Воссоединение семьи
Вот уже четвертый кораблик приносит Салтану вести о необычном острове. Мореходы все чудеса: златоглавый город, белочка, живущая в хрустальном доме, тридцать три богатыря и молодая царица-красавица. Также они передают Салтану приглашение Гвидона. На этот раз, царь, никого не слушая, едет на остров.
По прибытии государь видит все чудеса, о которых ему столько довелось слышать. Кульминация сказки наступает, когда прекрасная жена Гвидона представляет царю свою свекровь. Не веря своему счастью, Салтан признает в ней любимую жену. Начинается веселый пир. Только повариха с ткачихой и Бабарихой забились в угол, где им и пришлось признаться во всем содеянном ими.
Мнение читателей о книге
В записи для читательского дневника краткое содержание сказки следует изложить в нескольких предложениях. В дополнение к пересказу необходимо вкратце сформулировать основную мысль и свое отношение к героям.
В отсутствие царя царица и ее ребенок становятся жертвой хитрого плана. Они оказываются выброшенными на берег сказочного острова, где происходят чудеса. Царь много слышит от мореплавателей о чудесной стране, но злые женщины препятствуют тому, чтобы он поехал туда. В финале сказки происходит встреча и примирение царя с его супругой.
Основную идею произведения можно выразить так: что посеешь, то и пожнешь. Как добрые, так и злые поступки нельзя утаить, все рано или поздно станет известно.
Коварные девушки обманом хотят настроить царя против его жены. Однако их план не удается: царевич и царица спаслись и живут на удивительном острове, на котором обитают сказочные существа. Князь Гвидон три раза превращается то в комара, то в шмеля, чтобы увидеть своего отца. Сказка оканчивается женитьбой царевича на царевне Лебедь, а также воссоединением царя Салтана со своей супругой.
Мораль сказки заключается в том, чтобы терпеливо верить в чудо и делать все возможное для достижения своей мечты.
Кормильцев Антон, г. Чебоксары
Царица с новорожденным сыном подвергаются жестокой участи: их замуровали в бочке и кинули в море. Чудесным образом на острове Буяне их ждет спасение, царевич становится князем Гвидоном. Его отец, царь Салтан, движимый любопытством, посещает это сказочное место и узнает любимую жену, которую оклеветали злые женщины.
Смысл сказки в том, чтобы делать добро (царевич спасает Лебедь), тогда оно вернется к тебе. Автор учит читателей, что зависть, клевета и обман рано или поздно выходят наружу и будут наказаны.
Кирпичникова Настя, г. Довга