Проблематика сказки о рыбаке и рыбке

Скачать обзор:

«Сказка о рыбаке и рыбке» —  один из первых текстов Пушкина, с которым знакомится ребенок. В школьном курсе в разных вариантах программы она изучается во втором или в четвертом классе. Однако зачастую этот сюжет знаком ребятишкам ещё с детского сада. К этой сказке нередко обращаются и взрослые читатели, она может быть рассмотрена на нескольких уровнях восприятия.

О чем сказка?

«Сказка о рыбаке и рыбке» — это история пожилой пары, старика и старухи, которые вели скромную жизнь, занимаясь обычными крестьянскими заботами. Они жили настолько бедно, что даже корыто у них прохудилось. Посчастливилось старику поймать волшебную золотую рыбку, которая исполняет желания.

Старик и золотая рыбка

Его жена захотела в полной мере использовать этот шанс, в ней проснулась жадность. Раз за разом она отправляла старика к морю с новыми и новыми желаниями, которые рыбка выполняла. В конце концов желание старухи вышло за пределы допустимого, и рыбка решила её проучить: старуха остается ни с чем, у разбитого корыта, как и было в начале сказки.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

«Жили-были старик со старухой у самого синего моря», — так начинается сказка Пушкина. Жилищем им служит ветхая землянка, они бедны, занимаются промыслами, старуха прядет пряжу, старик ловит рыбу. Живут они так ровно тридцать лет и три года.

Землянка — широко распространенный в разные исторические эпохи вид человеческого жилища. Его характерной особенностью является углубленность в землю, отсюда и название, отличается простотой сооружения. Землянка могла служить как постоянным жильём, так и в ременным пристанищем.

Невод — рыболовная снасть, одно из старейших орудий рыбной ловли, похож на рыболовную сеть, которая вручную закидывается в водоём

Отправился старик на рыбалку. Трижды закидывал он невод.

Первый раз приходит невод «с тиной морскою», второй — с травой, а на третий — с одною рыбкой. Но не с простою, а с золотою.

Золотая рыбка просит старика отпустить её. Удивился старик: за 33 года, что он рыбачил, ни разу не встречал он говорящих рыб. Пожалел старик рыбку и отпустил её просто так.

Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Воротившись домой, рассказал он о случившемся жене. Обругала его старуха: не мог ты у рыбки хотя бы новое корыто попросить?

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.

Отправляется старик к морю. Стал звать он рыбку из моря. Рыбка приплывает и спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?».

Говорит ей старик, что разбранила его старуха, «не дает старику мне покоя, надобно ей новое корыто».

Рыбка обещает выполнить просьбу: «Будет вам новое корыто».

Видит, море слегка разыгралось,
Стал он кликать золотую рыбку.

Чего тебе надобно, старче?

Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.

Возвращается старик домой, а старуха его пуще прежнего бранится, «выпросил новое корыто, много ли в корыте корысти». Отправляет она старика снова к морю, поклониться рыбке и выпросить новую избу.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

Идет старик к морю, море помутилось. Кличет он рыбку, говорит ей, что старуха на него бранится и требует избу.

И эту просьбу рыбка выполняет. Вернувшись домой, старик видит вместо землянки избу «со светелкой, с кирпичною, беленою трубою, дубовыми, тесовыми воротами»

А старуха вновь мужа ругает, дурачиной-простофилей обзывает и заявляет:

«Не хочу быть черною крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой».

Вновь старик отправляется к морю. Море неспокойно. Кличет рыбку, говорит ей, как и раньше, что «пуще прежнего старуха вздурилась», и передает её прихоть. Рыбка отвечает ему: «Не печалься, ступай себе с богом»

Возвращается старик к старухе. Вместо дома — высокий терем, старуха барыней стала, стоит на крыльце в «дорогой собольей душегрейке» с жемчугами на шее, «перед нею усердные слуги».

Старик обращается к супруге: довольна ли она теперь. Но она на него даже внимания не обращает — отправила служить на конюшню. Не ровня он теперь ей.

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Спустя две недели («Неделя, другая проходит») зовет она к себе старика и велит снова отправиться к рыбке: не хочет она больше быть дворянкой, желает быть вольною царицей.

Пытался старик её урезонить: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».

Да будет ли старуха его слушать? Осерчала она, что мужик стал ей перечить.

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле.

Делать нечего, старичок идет к морю. На этот раз море почернело. Рыбка приплывает. Повторяется прежний диалог. Рыбка, как и раньше, спокойно обещает, что выполнит его просьбу.

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.

Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей

Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!

Воротившись, видит старик царские палаты. «Теперь-то твоя душенька довольна?», — спрашивает он царицу, но та на него даже не взглянула и велела прогнать. Стража с топорами стала выпроваживать старика, а народ над ним насмехается: «Поделом тебе, старый невежда».

В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;

Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна.

Проходит ещё две недели, царица завет к себе старика, посылает его вновь к рыбке: не хочет она больше быть царицей, а хочет быть владычицей морскою, жить в Окияне-море, чтобы рыбка золотая сама ей прислуживала.

Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.

Не осмелившись перечить, пришел старик к морю, а на море поднялась черная буря, ходят сердитые волны. Серчает старик на старуху, обращаясь к рыбке: «Что мне делать с проклятою бабой», и рассказывает о том, что опять запросила старуха. Рыбка в этот раз ничего не ответила, а когда вернулся старик домой, увидел, как и прежде, землянку и жену свою, сидящую у разбитого корыта.

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Место и время действия

Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.

Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.

Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.

Главные герои и их характеристика

В сказке всего три основных персонажа – старик со старухой и золотая рыбка. Также исследователи обращают внимание на значимость образа моря и его роль в сюжете и содержании произведения.

Старик

Старик

Пожилой мужчина занимается рыбной ловлей, женат, находится под влиянием своей супруги, не смеет ей перечить и выполняет прихоти. Старик добрый, жалостливый, милосердный, он сначала отпускает пойманную рыбку, ничего от неё не требуя. Герой терпелив, слабоволен и услужлив. Он боится обидеть старуху, но в то же время испытывает неудобство, озвучивая её желания золотой рыбке, понимает, что старуха заигралась, но ему не хватает духа поставить жену на место.

Старуха

Старуха

Жена старика — властная женщина, держит мужа под каблуком, недовольна бедственным положением семьи, сварливая, эгоистичная и высокомерная. Ей нравится ощущать своё превосходство над окружающими, в том числе над собственным мужем, которого она ни во что не ставит. Чем более богатой и влиятельной становится старуха, тем с большим пренебрежением она общается с мужем, делает его своим слугой.

Золотая рыбка

Золотая рыбка

Главный волшебный персонаж предстает в образе рыбки. Она живет в море, но при этом умеет говорить на человеческом языке. Пушкин обращается к золотому цвету, подчеркивая тем самым исключительность этой героини, её благородство, происхождение и особое положение в морском мире. Она имеет власть над морем и всей природой.

Рыбка способна исполнить любое желание. Она благодарна и справедлива, с лихвой отплатила старику за свободу, исполняя всё, что он просил для старухи.  С ростом запросов старухи рыбка всё больше негодует, и лишь когда старуха возомнила себя выше всех и захотела стать влиятельней самой рыбки, чтобы та была у неё «на посылках», морская волшебница не стерпела и лишила старика и старуху всего, что им было даровано ранее.

Образ моря

Море в этой сказке многолико. Оно выступает связующим звеном между двумя мирами — волшебным и обыденным. С одной стороны, это часть окружающей среды, могучей природы, а с другой — особый, чудесный мир, представительницей которого является золотая рыбка. При каждом походе старика к морю его состояние меняется: чем больше становятся запросы старухи, тем беспокойнее морская стихия. Это реакция, отражающая настроение рыбки и её отношение к происходящему.

История создания

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана в творческий период биографии Пушкина, именуемый «Болдинской осенью», в октябре 1833 года в селе Болдино. Публикация произведения состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1835.

Сюжет сказки позаимствован из фольклора, он не уникален, схожие сюжеты встречаются в сказках разных народов. Иногда произведение Пушкина называют авторской адаптацией русской народной сказки, имея в виду фольклорный текст «Жадная старуха».

По официальной и самой распространенной версии, источником сюжета Пушкинского произведения считают сказку «О рыбаке и её жене» западнославянских народов, живших на территории Балтии, их называют поморянами, а сказку померанской.

Литературной переработкой этого фольклорного сюжета является одноименное произведение немецких писателей братьев Гримм. В ней есть существенные отличия от Пушкина, герой ловит не золотую рыбку, а камбалу, в которую превратился заколдованный принц, а старуха в конце сказки желает стать Папой Римским.

Известно, что в черновиках Пушкина в изначальном варианте сказки о рыбаке эпизод о желании старухи стать «Римской Папой» также присутствовал. Вероятно, Александр Сергеевич отказался от этого сюжетного хода, чтобы сделать сказку близкой для российского читателя. Так в его версии появилась «владычица морская».

Чему учит

Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте.

Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.

Главная мысль

Старуха не усвоила эти простые истины. Люди часто не ценят то, что имеют, недовольны своим положением, материальным состоянием, хотят большего и большего, а ведь можно быть счастливым, довольствуясь малым.

Старик и старуха тридцать три года прожили вместе в землянке, вели тихую и скромную жизнь в труде и заботах. Появление «золотой рыбки» вскрыло пороки и истинную сущность героев.

Какие темы поднимает

В сказочном сюжете Пушкин обращается к нравственным и социальным темам. Он описывает человеческие пороки и свойства характера, которые мешают человеку в жизни. Через сказку автор выводит читателя на размышления о жизненных ценностях.

Жадность и корысть

Жадность — порок, обличаемый во многих сказочных и литературных сюжетах. В сказке о «Рыбаке и рыбке» тема жадности — центральная. Повествуя о злоключениях героев, автор показывает, что жадность до добра не доводит.

Высокомерие и эгоизм

Пагубные стороны эгоизма и высокомерия также воплощены в образе старухи. Она прожила со своим мужем больше 30 лет, а, значит, это самый близкий для неё человек, но даже его она ни в грош не ставит, смотрит с высока, бранит и использует в своих целях. Золотая рыбка для неё не морская волшебница, а прислужница, исполняющая все её желания.

Слабохарактерность

Даже если человек добр и милосерден, но безволен, не способен проявить характер, он будет выглядеть жалким в глазах окружающих. Старик добрый и нежадный человек, но не может противостоять сварливой жене. Уступая зарвавшейся бабе, не пытаясь даже приструнить ее, он потакает пороку супруги, и в этом его вина.

Чувство меры

Свои желания нужно умерять, старуха оказывается безмерно жадна и эгоистична, старик выступает её антиподом, он чрезмерно услужлив и мягкотел. И то, и другое — одинаково плохо. Важно найти золотую середину. Человек должен уважать себя так же, как и окружающих, не позволять собой манипулировать, иметь стержень, но не переходить грань, не становиться высокомерным эгоистом, смотрящим на всех окружающих, как на слуг.

Проблематика

В сказке отражены социальные проблемы, в частности — семейные. На примере старика и старухи показана нездоровая модель семьи: отношения супругов сложились не по правилам.

Мужчина по традиции и по справедливости должен быть главой семьи. Его долг не только быть защитником для жены, но и отвечать за ее поведение, удерживать от легкомысленных желаний и поступков, на которые толкает женщин повышенная эмоциональность. В сказке же мы видим мужчину-подкаблучника, который оказывается во власти женского своенравия и ничего не может поделать со скверным характером своей супруги. Он все терпит и исполняет её желания. В жизни такое нередко случается.

Также в сказке звучит проблема «черни». Старуха, которая «из грязи в князи», становится лишь непомерно кичливой, ни благородства, ни воспитания она не обрела. Слуги ничуть не лучше: раболепствуют, угодничают перед ней, богатой и наделенной властью, а над стариком издеваются и смеются. Пушкин изобразил знать и низшее сословие, объединенное невежеством, грубостью и подлостью. Автор не придавал значения сословной принадлежности, он хорошо знал, что такое светская чернь.

Жанр

«Сказка о рыбаке и рыбке» относится к категории волшебных сказок, но в ней есть и элементы бытовой и поучительной сказки. Описание жизни простых людей — старика и старухи, которые тридцать три года занимаются привычным делом — рыбной ловлей и прядением — переплетается с волшебством. Оно предстает в образе золотой рыбки, рыбка обладает могуществом и дарит рыбаку все, что он у нее попросит. В сказке человек обращается с рыбкой как с могущественным покровителем, называет ее «государыня рыбка», она отвечает ему человеческим голосом, т.е. наделена человеческими чертами.

Язык и стиль

Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».

Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.

Устаревшие слова в сказке (архаизмы)

В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.

Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.

Простофиля — глупый, недалёкий человек.

Корысть — материальная выгода.

Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома

Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.

В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».

Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.

Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.

Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.

Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».

Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.

Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.

Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.

Экранизация

Классической экранизацией Пушкинского сюжета в советской мультипликации считается одноименный сказке мультфильм 1950 года, режиссера Михаила Цехановского по сценарию Михаила Волгина.

Ранее, в 1937 году на «Мосфильме» известным режиссером и сценаристом Александром Птушко был снят цветной мультипликационный кукольный фильм.

Более современная экранизация представлена «Союзмульфильмом» в 2003 году, режиссер мультипликационного фильма – Наталья Дабижа. Музыку для этой версии написал знаменитый композитор Геннадий Гладков.

Скачать обзор:

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина невероятно поучительна и мудра. Стихотворная форма, высокий литературный язык, легкий слог искусно сочетаются с простонародным сюжетом. Еще одна особенность этой сказки заключается в ее морали. Человек всегда должен делать выбор в пользу добра – такова главная мысль этого произведения.

Сказка о старике и золотой рыбке

Краткое содержание

Приступая к анализу произведения, необходимо упомянуть о его содержании.

Сюжет сказки начинается с описания жизни старика и старухи. Бедная землянка на берегу моря и разбитое корыто – все, что нажили старики. Старик занимался ловлей рыбы, а старуха пряла пряжу. Однажды старику попалась золотая рыбка, говорящая человеческим голосом. Вопреки предложению рыбки, старик не стал брать с нее откуп и отпустил. Дома его разбранила старуха за то, что он не попросил хотя бы корыто. Старику пришлось возвратиться к морю и выполнить веление старухи.

Старик из сказки о золотой рыбке

Получив корыто, старуха на этом не успокоилась. Она пожелала новую избу, затем захотела стать столбовою дворянкой, а после – царицей. Вскоре старуха потребовала статуса морской владычицы с рыбкой в качестве прислуги. Сказка заканчивается печально: разгневанная рыбка отбирает у стариков все, и старуха вновь сидит у землянки с разбитым корытом.

Как выполнять анализ произведения

  • Очень важно обращать внимание ребенка не только на сюжет, но и на характер и поступки героев произведения.
  • Обязательно нужно делать выводы, сказать о том, что хорошо, а что плохо.
  • Анализируя произведение, важно ориентироваться не только на саму суть, но и на отдельно взятые эпизоды.

Сказка о золотой рыбке Пушкин

Характеры героев сказки

Важно упомянуть, какой был старик: добрый, милосердный, покорный, бесхитростный, неприхотливый. Он сразу же отпустил рыбку, не воспользовавшись шансом загадать желание.

Старуха, наоборот, была очень жадная, эгоистичная, злая, не способная сострадать. Ей совсем не жаль старика, она поступает только в угоду своим интересам. Став царицей, она его немедленно выгоняет в штыки – этот факт говорит о том, что она не способна ни к любви, ни к взаимопониманию. Она весьма недальновидна и глупа, поскольку считала, что ее поведение не повлечет никаких негативных последствий.

Старушка и старик из сказки о золотой рыбке

Выводы: чему учит сказка?

  • Важно не быть жадным в своих желаниях, уметь вовремя остановиться. Жажда богатства застилает глаза, делает сердце жестоким. Деньги не являются критерием счастья. Старуха раз за разом становилась злее и злее, несмотря на исполнение всех ее желаний, счастья не было.
  • Нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Это – ключ к обретению гармонии в душе и взаимоотношениях с окружающими. Только тот, кто благодарен, сможет почувствовать счастье и удовлетворение.
  • Плохая привычка – любить все даровое. Оно портит характер, приучает к безделью, отбивает желание что-то делать самому. Постоянное получение без отдачи прививает человеку потребность паразитировать на других, использовать их в своих интересах.
  • Нельзя отдавать власть самодуру, даже если этот человек – твоя жена. Старик, несмотря на то, что ничего не решал, а только подчинялся, пострадал вместе со своей женой, несмотря на свое благодеяние. Бездеятельное созерцание чужих плохих поступков так же вредно, оно расценивается как соучастие.
  • Нельзя бездумно рисковать, испытывать терпение Судьбы. Раз за разом плохие поступки могут проходить безнаказанно, однако однажды жизнь спросит за все сполна.

Сказка Пушкина о рыбаке и рыбке

Вывод

Таким образом, «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина имеет весьма глубокое содержание. Это интересное и поучительное произведение учит детей правде жизни.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке сочинение

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.

Старик много лет зарабатывал на жизнь тем что ловил рыбу неводом.  Старуха пряжу пряла и их вполне устраивала такая жизнь. Но однажды старик поймал говорящую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака отпустить ее обратно в море пообещав выполнить любое желание. Он послушал просьбу рыбки и отпустил ее обратно в море без всяких пожеланий.

Дома он рассказал о рыбке своей жене. Старухе, которой приелась нищета, не понравился его поступок, и она заставила деда вернутся к рыбке и попросить вначале просто новое корыто. Но ее жадность становилась все больше и больше. После корыта она захотела новую избу. Видя, что все ее желания легко исполняются, потребовала стать столбовой дворянкой, вольной царицей и потом владычицей, у которой золотая рыбка будет в слугах. Старуха после каждого исполненного желания становилась все более злой и привередливой. Она кричала на мужа требуя каждый раз бежать к рыбке за новым желанием. Унижала его тем что считала его недостойным ее, когда получала что все желала. Рыбка выполняла все пожелания злой старухи, жалея доброго старика.

Даже природа реагирует на настроение героев. Море тоже начинало штормить от ненасытных желаний жестокой женщины. Но рыбка рассердилась на последнее желание старухи и вернула все в то же состояние что и раньше. Остались старик ос старухой у разбитого корыта и в старой избе. Если бы не была старуха такой жестокой и жадной, то могла бы прожить со стариком еще много-много лет, но уже в богатстве.  Рыбка показала, что нельзя быть чересчур ненасытным. Во всем нужно знать меру и быть благодарным за то, что получаешь от жизни в качестве подарка. Жить нужно на то что заработано честным трудом и соответственно образу жизни.

В этой детской сказке показано что нужно уметь ценить то, чем обладаешь и требовать в подарок то чего не заслуживаешь. А золотая рыбка стала символом исполнительницы любого, даже самого чудного и нереального желания.

Анализ 2

«Сказка о рыбаке и рыбке» — одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Его можно читать не только детям, но и людям старшего возраста, так как в нем поднято очень много серьёзных проблем. Впечатляет также сам слог Пушкина, его стихотворная ирония, с которой он подходит к описанию извечных русских проблем.

Интересно обратить внимание на композицию сказки. Её можно назвать кольцевой. Главная героиня, старуха, решила воспользоваться щедростью рыбки и попросила новое корыто. С этого то и началось ненасытное пользование добротой рыбки. Старуха хотела большего, при этом просила не сама, а использовала своего мужа. Ей показалось мало даже положения царицы, которой все прислуживали. В итоге, она оказалась ни с чем. В финале мы снова видим бедную, обиженную жизнью женщину. Причём, осталась она всё с тем же корытом, как символом её бедности и душевной пустоты. Таким образом, сама композиция текста «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» подводит нас к очень важному выводу: жадность – большой порок общества. Он может сгубить любого человека: как молодого, так и пожилого. Ненасытная старуха тому пример: она хотела большего, её не устраивало то, что она имела. В итоге, она получила вполне заслуженное наказание за свою жадность.

В данной сказке А. С. Пушкин также поднимает проблему семьи, взаимоотношений мужа и жены. Часто в русской культуре жена не уважает мужа, ставит себя на его место, руководя всем в доме. Именно так и поступает старуха. Она ругает старика, в буквальном смысле слова заставляет ходить к рыбке и передавать ей просьбы. Старуха даже позволяет себе бить мужа, что вдвойне безнравственно. Печально, что старика, по всей видимости, устраивает такое поведение жены. Он терпит это обращение, как мы читаем, по меньшей мере, тридцать три года и не ставит жену на место. Пушкин осмеивает такие уклады жизни в сказке, с остротой изобличая столь неблагородное поведение.

Мне очень понравилась эта сказка. Как видно, она не просто развлекает, но и поднимает глубокие жизненные проблемы: жадность, алчность, отношение жены к мужу. И мы в очередной раз убеждаемся в безграничном мастерстве А. С. Пушкина, сумевшего в оригинальной сказочной форме преподать важные уроки своим читателям.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Великий и могучий русский язык

    Великий русский язык живёт и развивается. Один из лучших писателей двадцатого века Константин Георгиевич Паустовский сказал о нашем языке, что он живой как жизнь и может обогащаться ежеминутно. Проверим это утверждение на практике.

  • Главные герои сказки Русалочка Андерсена

    «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» — так гласит одна из пословиц русского народа. Именно сказки дарят нам погружение в волшебный мир, и отвлечься от серых будней. Сказка Андерсена есть

  • Рылов

    Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи

  • Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита сочинение 11 класс

    Это настолько интересный роман, что в нём, кажется, можно найти просто любую тему. Обычно говорят о любви и творчестве, а тут вдруг ответственность. В общем, эта тема не бросается в глаза.

  • Сочинение Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах

    Родился Илья вблизи города Мурома. Он единственный сын в крестьянской семье. От рождения Илье нездоровилось: он почти не двигался. Тридцать лет страдал Муромец от недуга.

Самоанализ «Сказка о рыбаке и рыбке» с народными сказками.

                                            
Разработал:

                                                                                 
Смирновой Татьяны

                                                                                  
Владимировны

Художественное
своеобразие сказки А.С. Пушкина

«Сказка
о рыбаке и рыбке» с народными сказками.

Народное
поэтическое творчество для Пушкина — это прежде всего форма национального
самосознания. Фольклор как система складывается из жанров, и каждый жанр
выполняет свою особую функцию в процессе народного самосознания. Сказка в ряду
других жанров — особенное явление. В ней соединились те художественные элементы
фольклора, в которых наиболее ярко выразился народный характер и народная мысль
о человеке. Пушкин увидел в сказке форму, созданную гением народа и пригодную
для создания в литературе психологических характеров, исследования социальной
психологии и связанных с ней нравственных философских законов жизни
человеческого общества. Но поэт при этом понимал, что не любой тип народной
сказки способен служить подобной цели. Пушкин интуитивно выбирал те
разновидности сказки, сюжеты, мотивы, которые наиболее легко, естественно,
органично поддавались психологизации: бытовую и новеллистическую сказки,
отдельные мотивы волшебной сказки с «низким» героем.

С таким интуитивным художественным отбором
связана и наиболее важная особенность сказок Пушкина, отличающая их, они
объединены в цикл, пронизаны многообразными внутренними взаимосвязями, каждый
последующий текст дополняет предыдущий постановкой и решением проблем. И хотя
каждая отдельно взятая сказка имеет собственный законченный сюжет, все же она представляет
собой только часть «метатекста», универсального поэтического целого и
потому становится окончательно понятна именно в контексте всего цикла. Это надо
помнить учителям, воспитателям детских садов — всем, кто работает с пушкинскими
сказками и хочет донести до читателя подлинную мысль поэта. Пушкин —
единственный писатель первой трети 19 века, которому удалось создать стройный,
внутренне логичный цикл литературных сказок.

Пушкин интересовался, прежде всего, самим
фольклором, стремясь познать не только отдельные черты его поэтики, но уловить
его поэтическую целостность. Фольклор для Пушкина был не средством, а целью.
Изучая художественную форму, поэт хотел понять ее смысловую наполненность,
дойти до ее первоначального, древнего мифологического содержания, нередко
«очищал» сами фольклорные тексты от наслоений времени,
реконструировал их. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить
народный взгляд на вещи. Отсюда проистекало бережное обращение с фольклорными
источниками сказок. Но этим поэт не ограничивал свою задачу. Сказка нужна была
ему, чтобы выразить свои собственные мысли об обществе и человеке, но так,
чтобы они органически «прорастали» сквозь народный смысл сказок,
дополняли, развивали и углубляли его. Пушкин брал на вооружение природную мудрость
народа и своей мыслью возводил ее в ранг глубокого диалектического философского
взгляда на земное существование человека. Таким образом, народная точка зрения,
угаданная и тщательно сохраненная Пушкиным, составляет первый смысловой
«этаж» текста, а точка зрения автора — второй, высший ее
«этаж».

Цементирующей силой цикла предстаёт прежде всего
идеальное начало — вечно движущая, развивающаяся, самоуглубляющаяся мысль
поэта, стремящаяся сбросить сковывающую оболочку традиционной устойчивой
художественной формы — поэтического рода, жанра. Потому в пушкинских сказках
могут обрести цельность, найти свое место самые разные литературные и
фольклорные поэтические элементы, могут вступать в самые разнообразные
сочетания. Такой способ циклизации сродни «библейскому»: В
«Библии» господствует длящийся ритм исторического (у Пушкина
нравственно — философского) движения, которое не может замкнуться и каждый
отдельный отрывок которого имеет свой подлинный и окончательный смысл лишь по
связи со всеми остальными.

Такая установка диктовала Пушкину тщательный
отбор не только конкретных текстов сказок, но и ее жанровых разновидностей,
сюжетных мотивов и ситуаций. Пушкин избрал те жанры, в которых наиболее ярко в
идейном и эстетическом отношении воплотились «чаяния и ожидания
народные», именно: фантастическую чудесную сказку с героями, невинно
гонимыми, но по свойственному сказке оптимизму в итоге торжествующими.

Действительно, все сказки А.С. Пушкина построены
на основе двух устойчивых, повторяющихся, архетипических ситуаций. В
зависимости от этого тексты можно разделить на три группы: сказки о Балде и
рыбаке и рыбке основаны на ситуации использования человеком другого существа
(человека) в корыстных целях, эксплуатирующих его физические и духовные силы,
характерной для бытовых сказок; сказки о царе Салтане и мертвой царевне
основаны на ситуации изгнания истинного героя, его поисков и возвращения, что
характерно для волшебных сказок; сказка о золотом петушке соединяет в себе обе
ситуации, потому является как бы вершиной всего цикла, фокусирует центральный,
символический его смысл. Но это единственная сказка, не имеющая народного
источника.

Пушкин «надстраивает» над народным
собственный смысл и важнейшие нравственные, философские проблемы, переходя из
сказки в сказку, волнуют автора и получают в последней сказке обобщающее,
символическое выражение.

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке» — один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У сказки
мифологические истоки. Эта сказка — самая эпическая из всех, самая монументальная
и по своему обличию очень близка к фольклору. Это история-притча в стихах,
созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на
основе бытовой (бытоописание из жизни простых крестьян). Сказка начинается с
исходной ситуации, где перечисляются члены семьи: «Жил старик со своею
старухой / У самого синего моря / Старик ловил неводом рыбу, / Старуха пряла
свою пряжу».

В Болдине Пушкин написал «Сказку о рыбаке и
рыбке». Её проблематика и художественное своеобразие определены не законами
цикла и жанра, но теми идеями, которые волновали Пушкина в болдинскую осень
1833 года, а точнее — в октябре этого года. С 4 октября Пушкин начал
дорабатывать «Историю Пугачёва». Продолжая эту работу до 2 ноября, с
6 по 31 октября он писал «Медного всадника». В то же время
завершалась работа над поэмой «Анджело». «Сказка о рыбаке и
рыбке» была закончена 14 октября. Только учитывая органическую связь всех
этих произведений, можно понять, что именно хотел Пушкин сказать своей
«Сказкой» и почему выбрал жанр сказки для реализации своего замысла,
что значило в его идейных и эстетических исканиях этой поры обращение к
народнопоэтическому жанру.

Как же эту сказку придумал поэт? Пушкин переделал
сказку Братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Эта сказка была широко
распространена среди народов мира. Золотая рыбка живёт в немецких, шведских,
фламандских, французских, хорватских сказках. Откуда она появилась? Из
прошлого: когда люди поклонялись богам в образе рыб, птиц, животных и искали с
ними родство.

Сюжет обеих сказок сходен, в целом близки и
образы жены рыбака и старухи. Правда, в пушкинской сказке её ненасытность
усилена эгоизмом: она, подобно героине сказки братьев Гримм, не «берёт
старика под руку» и не ведёт показывать чудесные дары рыбки. Чем больше
она приобретает, тем больше «дистанция» между ней и стариком. В конце
сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой. В первой рукописной
редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была
папская тиара: Говорит старику старуха: «Не хочу быть вольною царицей, а
хочу быть римскою папой». Стал он кликать рыбку золотую / «Добро,
будет она римскою папой» / Воротился старик к старухе. / Перед ним
монастырь латинский, / на стенах латинские монахи / поют латынскую
обедню». Перед ним вавилонская башня. на самой верхней на макушке сидит
его старая старуха: на старухе сарочинская шапка, на шапке венец латынский, на
венце тонкая спица, на спице Строфилус-птица. Поклонился старик старухе,
закричал он голосом громким: «Здравствуй ты, старая баба, я, чай, твоя
душенька довольна?» Отвечает глупая старуха: «Врёшь ты, пустое
городишь, совсем душенька моя не довольна — не хочу я быть римскою папой, а
хочу быть владычицей морскою…».

Образ старика более сложен. Чтобы сделать
какие-то выводы, мы вновь должны вернуться к традициям народной волшебной
сказки. Нетрудно найти русскую народную сказку, в которой завязка была бы
похожа на пушкинскую: героя каким-то образом, становится хозяином волшебного
существа. С другой стороны, и поведение старика оправдывается сказочным
каноном: «отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово».
Теперь читательское ожидание предполагает реализацию мотива «благодарного
животного». Бедный старик, добрый и трудолюбивый, должен быть
вознаграждён.

После того как фольклористами окончательно был
установлен источник, началось сравнительное изучение двух сказок, выяснение
отличий пушкинской сказки от немецкой, ее связи с русской сказочной традицией,
ее оригинальности. Итогом исследования сказки фольклористами можно признать
следующее заключение
Ирины Петровны Лупановой
 (в русской литературе XIX века И.П.Лупанова занималась сказочным
творчеством А.Пушкина и П.Ершова, проблемой трансформации фольклорно-сказочных
образов и мотивов, изучала специфику различных типов литературной сказки)
: «Внимательное изучение «Сказки о
рыбаке и рыбке» свидетельствует о том, что в отличие от гриммовской
сказки, смысл которой исключительно в морали: «будь доволен тем, что
имеешь», — смысл пушкинской сказки гораздо более широк, и, в частности, он
заключается в воспроизведении русской народной сатиры на барство, на
несправедливое общественное устройство». Подчеркивая социальный характер
сатиры пушкинской сказки, И.П. Лупанова показывает общность мотивов этой сатиры
с сатирическими народными сказками.

Что касается начала чудесного, то в этой сказке
оно предстаёт перед нами во всей своей красе — мы знакомимся с золотой рыбкой,
когда один из членов семьи — старик отлучается из дома на работу. Кто такая
рыбка? Вся история начинается с просьбы рыбки о пощаде, когда старик поймал её
в свои сети: «Отпусти ты, старче, меня в море, / Дорогой за себя дам
откуп: / Откуплюсь, чем только пожелаешь»

По классификации В.Я. Проппа (русский и советский учёный, филологфольклорист. Получил мировое признание, является
основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике
, одним из основоположников современной теории
текста. Современные структуралисты считают Владимира Яковлевича Проппа одним из
своих предшественников)
,
рассматриваемой выше, пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности
сказочных героев — «волшебным помощникам», которые выполняют желания
героев. В сказке «Сивко — Бурко» герой, которому удаётся взять к себе
на службу коня, получает награду. В сказке «О рыбаке и рыбке» этого
не происходит, всё возвращается к началу. Если сравнивать с народной сказкой,
то её начало соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась
удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие. В распоряжение героя
попадает волшебное средство. И старик поступает в духе положительных сказочных
героев: «Отпустил он рыбку золотую / И сказал ей ласковое слово…»

Поимка и пощада животного вынесены в этой сказке
к началу. Происходит завязка сюжета. Однако с этого момента сюжетная роль
старика меняется, становится второстепенной. Теперь он — лишь связующее звено
между благодарной рыбкой и алчной старухой. Позиция сказочного героя, как
известно, определяется его функцией. Служба злой и жадной героине изменяет его
позицию в сказке. Мотив благодарного животного сменяется мотивом наказания за
неоправданные, чрезмерные желания, что свойственно скорее притче или басне, чем
волшебной сказке. Встав на сторону отрицательной героини, старик теряет
самоценность, его роль в сказке не совпадает с изначально заданной. И хотя
старухины желания получают оценку в устах старика (“вздурилась”, “сварливая
баба”, “проклятая баба”), он тем не менее не пытается противостоять её воле.
Сам герой не делает ничего, волшебный помощник (рыбка) исполняет всё. Он
начинает служить злой и жадной героине, которой всегда чего — либо не хватает,
и это изменяет его позицию. Встав на сторону отрицательной героини, старик
теряет самоценность, он становится лишь исполнителем чужой воли.

По указанной уже классификации Проппа его можно
теперь назвать «пострадавшим героем», посредником. Старуху же можно
отнести к ложному герою, который стремится к публичности, власти, богатству.
Старуха с приказанием отсылает старика к рыбке, сопровождая свои слова
угрозами: «Дурачина ты, простофиля!» Ещё пуще старуха бранится / На
чём свет стоит мужа ругает / По щеке ударила мужа / «Не пойдёшь, поведут
поневоле».

Почему старик не перечит старухе? Ведь он её
называет «сварливая баба», «пуще прежнего старуха
вздурилась», «проклятая баба». Дистанция между стариком и
старухой увеличивается, хоть и не сразу. Пока старуха просит новое корыто,
перед нами бытовая сцена. Но потом старик будто забывает что перед ним жена. Сословные
отношения берут вверх над семейными, человеческими. Он боится своей жены, а не
столбовой дворянки. Почему Рыбка перестала выполнять желания старухи? Ведь в
сказке «Сивка — Бурка» желания не ограничены. Пушкин вводит в сказку
моральную проблематику. Только за жадность она наказана.

В сказке очень важна деталь: старуха осталась у
разбитого корыта после того, как заставила старика передать рыбке, что она
хочет быть владычицей морской, причём сама золотая рыбка должна служить ей на
посылках. Это не просто реакция рыбки — это ответ богини, место которой хотела
занять старуха, к тому же превратив богиню в свою служанку.

Став «владычицей морскою», старуха
посягает на свободу рыбки. Эта сказка об угнетении. Ещё современники Пушкина
говорили, что это один из первых манифестов в России против нового жестокого
строя. Пушкин раньше других увидел беду, которая надвигалась на Россию вместе
со страшной поступью «железного века» — это нарождающийся капитализм,
непомерная жадность.

В отличие от других сказок, структура которых
изящна, ажурна, движение здесь обобщено. Каждый поход старика к морю это не
просто «функция» — это поступок, в котором видна огромная беда, общая
драма. Композиция сказки — замкнутый круг:

«Смилуйся, государыня рыбка…»

«…Воротился старик ко старухе…»

«Воротись, дурачина, ты к рыбке…»

«…Пошёл старик к синему морю…»

«Смилуйся, государыня рыбка»

Круг, из которого выхода, кажется, нет. Вся
сказка держится на энергии повтора — одного из самых распространённых
художественных приёмов русского народного искусства. Принцип повтора сливается
у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания. На земле —
от корыта до царского сана. На море — от синей безбрежности до чёрной бури. Всё
беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием
встречая старика, успокаивает:

«Не печалься, ступай себе с богом. / Так и
быть: изба вам уж будет».

или

«Не печалься, ступай себе с богом! / Добро!
Будет старуха царицей!»

Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо —
море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным
образом откликается оно на все сказочные события. Мы можем проследить, как оно
меняется на протяжении всего текста. Когда пошёл старик просить новое корыто,
то заметил, что море «слегка разыгралось». Во второй раз пошёл избу
просить — «помутилось синее море», но красоту свою не изменило,
осталось синим. Неспокойно встретило море старика в третий раз. Когда старик
отправился просить царский сан для старухи, то «почернело синее
море». В последний раз увидел старик на море чёрную бурю:

«Так и вздулись сердитые волны, / Так и ходят,
так воем и воют»

Спокойное синее море превратилось в грозную
стихию, от которой не будет пощады никому. И чем выше поднимается старуха — тем
грознее море, и тем неотвратимее восстановление справедливости. Ложный герой
наказывается. В этой сказке нет привычного счастливого конца, как в народной
сказке «Сивко-Бурко», которая заканчивается победой и радостью:
«Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир».

Пушкин в финале всё возвращает на круги своя:

«Глядь: опять перед ним землянка; / На
пороге сидит его старуха, / А пред нею разбитое корыто»

Эта сказка является своеобразным, чисто
пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о
старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. В русских сказках на
этот сюжет старик и старуха живут в лесу, и желания старухи исполняет или
чудесное дерево, или птичка, или святой и т.п. Пушкин воспользовался
соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на берегу моря,
старик — рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба камбала.
Пушкин заменил этот малопоэтический образ золотой рыбкой, народным символом
богатства, обилия, удачи.

Другое изменение, внесенное Пушкиным в сюжет,
придает сказке совершенно новый идейный смысл. Во всех народных вариантах идея
сказки — реакционная. Она отражает забитость, смиренность народа. В сказке
осуждается стремление подняться выше своего убогого состояния. Старуха желает
получить вместо землянки новый дом, затем стать из крестьянки барыней (а старик
при этом становится барином), затем царицей (а старик — царем) и, наконец, самим
богом. За это они оба наказываются: в одних вариантах они превращены в медведей
(или в свиней), в других — возвращаются к прежней нищете. Смысл сказки в ее
народных вариантах — «всяк сверчок знай свой шесток»

В пушкинской сказке судьба старика отделена от
судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше
старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится
гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет
жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за
чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню;
ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами
ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая
служила ей и была у ней на посылках.

Рассмотрев особенности поэтических сказок Пушкина
и своеобразие «Сказки о рыбаке и рыбке» можно сделать следующие 
выводы:

1. Наиболее важная особенность сказок Пушкина,
отличающая их от сказок первой трети 19 века: они объединены в цикл, пронизаны
многообразными внутренними взаимосвязями, каждый последующий текст дополняет
предыдущий постановкой и решением проблем. И хотя каждая отдельно взятая сказка
имеет собственный законченный сюжет, все же она представляет собой только часть
универсального поэтического целого и потому становится окончательно понятна
именно в контексте всего цикла. Пушкин — единственный писатель первой трети 19
века, которому удалось создать стройный, внутренне логичный цикл литературных
сказок.

2. Пушкинские сказки интересны, прежде всего,
тем, что в них прослеживаются не только отдельные черты фольклорной поэтики, но
вся его поэтическая целостность. Фольклор для Пушкина является не средством, а
целью. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить народный взгляд на
вещи и лишь затем выразить собственные мысли, собственный взгляд на жизнь.

3. Все сказки Пушкина построены на основе двух
устойчивых, повторяющихся, архетипических ситуаций. В зависимости от этого
тексты можно разделить на три группы: сказки о Балде и рыбаке и рыбке основаны
на ситуации использования человеком другого существа (человека) в корыстных
целях, эксплуатирующих его физические и духовные силы, характерной для бытовых
сказок; сказки о царе Салтане и мертвой царевне основаны на ситуации изгнания
истинного героя, его поисков и возвращения, что характерно для волшебных
сказок.

4. «Сказка о рыбаке и рыбке» сказка
является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в
поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству
и власти. Эта сказка, переделанная из немецкой фольклорной сказки братья Гримм,
относится к особой разновидности сказок, с участием сказочных героев —
«волшебных помощников». Если сравнивать с народной сказкой, то её
начало соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача,
произошло некоторое волшебство, сказочное действие. В распоряжение героя
попадает волшебное средство. И старик поступает в духе положительных сказочных
героев. Однако, в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи;
он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается
по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый
стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или
царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает»
своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она
окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика,
владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и
была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный
смысл.

5. Вся сказка держится на энергии повтора —
одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного
искусства. Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного
искусства приёмом нарастания. На земле — от корыта до царского сана. На море —
от синей безбрежности до чёрной бури. Всё беспокойнее становится море, но сама
золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает

6. Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо —
море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным
образом откликается оно на все сказочные события. Можно проследить, как оно
меняется на протяжении всего текста. Спокойное синее море превращается в
грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Чем выше поднимается старуха
— тем грознее море, и тем неотвратимее восстановление справедливости. Ложный
герой наказан.

7. Это сказка с без привычного счастливого конца,
как в других сказках, которые заканчивается победой и радостью.

Таким образом, в этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек
корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем
он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей.
Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди
наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей
надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем
потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. Для неё
характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В
этой сказке добро учит и наказывает зло. А.С. Пушкин показал, насколько
смешными выглядят люди в погоне за богатством. «Остаться у разбитого
корыта» — итог алчности, жадности, эгоизма старухи, с одной стороны, но и
слабости характера, покорности, безволия старика, с другой стороны, итог сказки
воспринят не только как торжество справедливости по отношению к старухе —
«поделом тебе!», но отчасти и к старику — не сумел воспользоваться
чудом, не послужил доброму делу, а ведь чудо было в его руках, ему было дано.

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

анализ сказки о рыбаке и рыбке

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

анализ сказки о рыбаке и рыбке пушкина

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение — не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

анализ литературной сказки о рыбаке и рыбке

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина — «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

 сказка о рыбаке и рыбке анализ произведения

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

краткий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

  • старик;
  • старуха;
  • Золотая Рыбка.

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

художественный анализ сказки о рыбаке и рыбке

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

литературоведческий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

  1. Не следует быть жадным.

  2. Важно радоваться тому, что есть.

  3. Благодарить судьбу за ее подарки.

  4. Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

  1. Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

  2. Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

  3. Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

Краткий пересказ Сказки о рыбаке и рыбке

Краткий пересказ

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Пушкиным в октябре 1833 года, а позднее издана в журнале «Библиотека для чтения». Сюжет произведения не нов и встречается в некоторых древних источниках, к примеру, в русской народной сказке «Жадная старуха».

План и содержание сказки:

Различные интерпретации сочинения Пушкина

  1. Автор представляет читательскому взору нищенский быт и знакомит с характеристиками главных героев, уже более 30 лет живущих в убогой землянке возле моря. Старик занимается рыбной ловлей, а старуха сидит дома, изготавливая пряжу.
  2. Затем описывается процесс рыбалки. Герой дважды безрезультатно забрасывает невод в море и лишь на третий раз в сети попадает Золотая Рыбка. Улов умеет разговаривать и просит о пощаде взамен на исполнение любых пожеланий. Удивлённый столь неординарным событием рыбак отпускает чудесное создание обратно в воду.
  3. Придя домой ни с чем, старик рассказывает жене о странном событии. Старуха бранит мужа за то, что он не попросил никакого откупа от рыбки, указывая на разбитое корыто.
  4. Получив взбучку, дед снова отправляется к морю и встречает там рыбку. Он рассказывает ей о гневе своей супруги и просит корыто.
  5. Вернувшись, он обнаруживает новое корыто и старуху в ещё большем гневе, вызванном столь глупой просьбой. Женщина возмущается тем, что они живут в покосившейся землянке и требует приличную деревянную избу.

Далее, события сказки развиваются циклично. Старуха требует всё большего, а старик таскается с новыми просьбами к морю, которое с каждым разом выглядит всё мрачнее.

Последующие желания главной героини:

Альтернативный анализ произведения

  1. Изменение статуса чёрной крестьянки на столбовую дворянку. После этого героиня ненадолго успокоилась, но через несколько недель вновь послала мужика к рыбке.
  2. Стремление к безграничной власти в образе вольной царицы.
  3. Последнее требование новоиспечённой царицы заключалось в том, чтобы стать владычицей морской, подчинив себе Золотую Рыбку. В противном случае она обещает жестоко наказать несчастного старика.

Когда главный герой в очередной раз отправился к морю и передал новое пожелание, рыбка, ничего не ответив, уплыла лишь взмахнув хвостом. Вернувшись обратно, старик вместо царского дворца увидел свою землянку и старуху у разбитого корыта. Всё вернулось на круги своя, словно ничего и не было.

Традиционное понимание сказки

Чему учит сказка о рыбаке и рыбке Пушкина

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

Чему учит Сказка о рыбаке и рыбке, скрытый смысл

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

Характеристика главных героев

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:

Образ жены в сказке

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

Любопытные факты

Поиск скрытого смысла в сказке о золотой рыбке

Считается, что за основу для своего сочинения Пушкин взял сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене» об этом говорит несомненное сходство сюжетных линий. А ещё Золотую рыбу можно встретить в древнем индийском фольклоре. Здесь она представляет собой воплощение всемогущего подводного духа.

В произведении немецких сказочников героиня становится главой католической церкви — римским папой, а затем желает быть самим богом. Интересный факт — в дневнике Александра Сергеевича была найдена черновая запись с описанием сидения старухи на вавилонской башне с папской тиарой на голове. Однако этот фрагмент не вошёл в окончательный вариант из-за того, что не вписывался в общую концепцию сочинения и портил общий русский колорит.

Сказка Пушкина буквальна пропитана символизмом и скрытым философским смыслом. В качестве примера можно привести тройное закидывание невода и великолепное изображение водной поверхности. Настроение моря, по мере развития событий и новых желаний старухи, угрожающе меняется:

Анализ содержания и несколько интересных фактов

  • Просьба о корыте — слегка разыгралось.
  • Изба — помутилось синее море.
  • Дворянка — неспокойно.
  • Царица — почернело.
  • Последнее желание — чёрная буря.

Все творения Пушкина, написанные в жанре сказки, — это настоящая головоломка для каждого, кто решится их анализировать. На первый взгляд, они переполнены простодушием, благодаря чему с успехом преподаются в младших классах. Но с другой стороны — это сложнейшие символические полотна, полные серьёзности и глубокомыслия, разгадка которых невероятным образом ускользает от самых искушённых исследователей.

  • Проблематика сказки дикий помещик салтыков щедрин
  • Проблемы которые затрагивает пушкин в романе капитанская дочка маша миронова сочинение
  • Проблематика сказки бедный волк салтыкова щедрина
  • Проблемы итогового сочинения 2022
  • Проблемы воспитания и образования в комедии недоросль сочинение 8 класс литература